Ткани и органы человека под микроскопом. Как выглядят раковые клетки под микроскопом: снимки и описание Поверхности человеческих органов под микроскопом

Раковые клетки развиваются из здоровых частиц организма. Они не проникают в ткани и органы извне, а являются их частью.

Под действием неизученных до конца факторов злокачественные формирования перестают реагировать на сигналы и начинают вести себя по-другому. Изменяется и внешний вид клетки.

Злокачественная опухоль формируется из одной клетки, которая стала раковой. Происходит это из-за видоизменений, происходящих в генах. Большинство злокачественных частиц имеют 60 и более мутаций.

Перед окончательным преобразованием в раковую клетку, она проходит ряд трансформаций. В результате них часть патологических ячеек гибнет, но единицы выживают и становятся онкологическими.

При мутации нормальной клетки она переходит в стадию гиперплазии, затем атипичной гиперплазии, превращается в карциному. Со временем она становится инвазивной, то есть перемещается по организму.

Что такое здоровая частица

Принято считать, что клетки являются первой ступенью в организации всех живых организмов. Они отвечают за обеспечение всех жизненных функций, например роста, обмена веществ, передачи биологической информации. В литературе их принято называть соматическими, то есть теми, которые составляют все тело человека, кроме тех, которые принимают участие в половом размножении.

Частицы, из которых состоит человек, очень разнообразны. Однако они обладают рядом общих признаков. Все здоровые элементы проходят одни и те же стадии своего жизненного пути. Начинается все с рождения, затем происходит процесс созревания и функционирования. Заканчивается гибелью частицы в результате срабатывания генетического механизма.

Процесс самоуничтожения называется апоптозом, он происходит без нарушения жизнеспособности окружающих тканей и воспалительных реакций.

За свой жизненный цикл здоровые частицы делятся определенное количество раз, то есть они начинают воспроизводиться, только если есть необходимость. Происходит это после получения сигнала к делению. Лимит делений отсутствует у половых и стволовых ячеек, лимфоцитов.

Пять интересных фактов

Злокачественные частицы формируются из здоровых тканей. В процессе своего развития, они начинают существенно отличаться от обычных клеток.

Ученым удалось выявить основные особенности частиц онкоформирования:

  • Бесконечно делится – паталогическая клетка все время удваивается и увеличивается в размерах. Со временем это приводит к образованию опухоли, состоящей из огромного числа копий онкологической частицы.
  • Клетки отделяются друг от друга и существуют автономно – они теряют молекулярную связь между собой и перестают держаться вместе. Это приводит к перемещению злокачественных элементов по организму и их оседанию на различных органах.
  • Не может управлять своим жизненным циклом – за восстановление клетки отвечает белок р53. В большинстве раковых ячеек этот белок неисправен, поэтому управление жизненным циклом не налажено. Специалисты называют такой дефект бессмертием.
  • Отсутствие развития – злокачественные элементы утрачивают сигнал с организмом и занимаются бесконечным делением, не успевая созревать. Из-за этого в них образуются множественные генные ошибки, влияющие на их функциональные способности.
  • Каждая клетка имеет разные внешние параметры – патологические элементы формируются из различных здоровых частей организма, которые имеют свои особенности во внешности. Поэтому они отличаются размером и формой.

Встречаются злокачественные элементы, которые не образуют комок, а накапливаются в крови. Примером служат лейкозы. При делении раковые ячейки получают все больше ошибок . Это приводит к тому, что последующие элементы опухоли могут полностью отличаться от первоначальной паталогической частицы.

Многие специалисты считают, что онкологические частицы начинают перемещаться внутри организма сразу же после формирования новообразования. Для этого они используют кровеносные и лимфатические сосуды. Большая их часть гибнет в результате работы иммунной системы, но единицы выживают и оседают на здоровых тканях.

Вся подробная информация о раковых клетках в этой научной лекции:

Строение злокачественной частицы

Нарушения в генах приводят не только к изменениям в функционировании клеток, но и к дезорганизации их строения. Они меняются в размере, внутреннем строении, форме полного набора хромосом. Эти видимые нарушения позволяют специалистам отличить их от здоровых частиц. Изучение клеток под микроскопом позволяет диагностировать рак.

Ядро

В ядре расположены десятки тысяч ген. Они руководят функционированием клетки, диктуя ей ее поведение. Чаще всего ядра располагаются в центральной части, однако в некоторых случаях могут смещаться к одной из сторон мембраны.

У раковых клеток больше всего разнятся ядра, они становятся крупнее, приобретают губчатую структуру. Ядра имеют вдавленные сегменты, изрезанную мембрану, увеличенные и искаженные ядрышки.

Протеины

Задача протеинов в выполнении основных функций, которые необходимы для поддержания жизнеспособности клетки. Они транспортируют к ней питательные вещества, преобразуют их в энергию, передают информацию о переменах во внешнем окружении. Некоторые протеины являются ферментами, задача которых в преобразовании неиспользуемых веществ в необходимые продукты.

В раковой клетке протеины видоизменяются, они утрачивают способность выполнять свою работу правильно. Ошибки затрагивают ферменты и жизненный цикл частицы изменяется.

Митохондрия

Часть клетки, в которой такие продукты как протеины, сахар, липиды преобразуются в энергию, называется митохондрией. При подобном превращении используется кислород. В результате образуются такие ядовитые отходы как свободные радикалы. Считается, что именно они могут запускать процесс превращения клетки в раковую.

Плазматическая мембрана

Все элементы частицы окружены стенкой, созданной из липидов и протеинов. Задача мембраны в удержании всех их на своих местах. К тому же она преграждает путь тем веществам, которые не должны попадать в ячейку из организма.

Специальные протеины мембраны, которые являются ее рецепторами, выполняют важную функцию. Они передают в ячейку закодированные послания, по которым она реагирует на изменения в окружающей среде .

Неправильное прочтение генов приводит к изменениям в производстве рецепторов. Из-за этого частица не узнает об изменениях во внешней среде и начинает вести автономный образ существования. Подобное поведение приводит к раку.

Злокачественные частицы разных органов

Раковые клетки можно распознавать по особенностям их формы. Они не только ведут себя иначе, но и выглядят не так как нормальные.

Ученые из университета Кларксона провели исследования, в результате которых пришли к выводу, что здоровые и патологические частицы отличаются геометрическими очертаниями. Например, злокачественные клетки рака шейки матки имеют более высокую степень фрактальности.

Фрактальными называются геометрические фигуры, которые состоят из похожих частей. Каждая из них по виду является копией всей фигуры.

Изображение раковых клеток ученые смогли получить с помощью атомно-силового микроскопа. Прибор позволил получить трехмерную карту поверхности изучаемой частицы.

Ученые продолжают изучать изменения фрактальности во время процесса преобразования нормальных частиц в онкологические.

Рак легких

Патология легких бывает немелкоклеточной и мелкоклеточной. В первом случае частицы опухоли делятся медленно, на поздних стадиях они отщипываются от материнского очага и перемещаются по организму за счет тока лимфы.

Во втором случае частицы новообразования отличаются мелкими размерами и склонностью к быстрому делению. За месяц число раковых частиц увеличивается вдвое. Элементы опухоли способны распространяться как в органы, так и в костные ткани.

Клетка имеет неправильную форму с округлыми участками. На поверхности видны множественные наросты разной структуры. Цвет ячейки по краям бежевый, а к середине становится красным.

Рак груди

Онкоформирование в груди может состоять из частиц, которые преобразовались из таких компонентов, как соединительная и железистая ткань, протоки. Сами элементы опухоли могут быть крупными и мелкими. При высокодифференцированной патологии груди, частицы отличаются ядрами одной величины.

Ячейка имеет округлую форму, ее поверхность рыхлая, неоднородная. От нее во все стороны выступают длинные прямые отростки. По краям цвет раковой клетки более светлый и яркий, а внутри темнее и насыщеннее.

Рак кожи

Онкология кожи чаще всего связана с преобразованием в злокачественную форму меланоцитов. Клетки расположены в кожном покрове в любой части тела. Специалисты часто связывают эти патологические изменения с продолжительным пребыванием на открытом солнце либо в солярии. Ультрафиолетовое излучение способствует мутации здоровых элементов кожи.

Раковые клетки долгое время развиваются на поверхности кожных покровов. В некоторых случаях патологические частицы ведут себя более агрессивно, быстро прорастая глубоко в кожу.

Онкологическая ячейка имеет округлую форму, по всей поверхности которой видны множественные ворсинки. Их цвет светлее, чем у мембраны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Человеческое тело представляет собой форму существования живой материи. В нем непрерывно протекает обмен веществ, поддерживается способность к размножению. Наука, изучающая тканевые клетки и внеклеточные структуры, имеющие общее строение и функции, называется гистологией. Целью настоящего обзора является знакомство с тканями под микроскопом - биология в этой тематике тесно переплетается с медициной. Первые знания были получены задолго до изобретения оптических приборов, но в наше время гистологические исследования практически немыслимы без микроскопии.

Рассмотрим ткани под микроскопом - биология классифицирует их на четыре группы. Эпителиальная - наружный слой кожи человека, выстилает полости организма, образует железы и оболочки внутренних органов. Она подразделяется на железистый, кубический и плоский эпителий. Клетки имеют внешний вид, представленный на рисунке №1.

Соединительная (вспомогательная) - обеспечивает прочность, эластичность и опору всех органов, содержа в среднем 70-80 процентов их массы. Она сохраняет тепло, предотвращает от повреждения, ударов, составляет строму и дерму. Делится на хрящевую, костную, жировую и плотную.

Мышечная - отвечает за движение, способна к сокращениям, т.е. изменению размеров клеток под действием биологически активных химических субстанций. Классификация: поперечно полосатая скелетная, сердечная, гладкая.

Нервная - создает условия для взаимосвязанной регуляции деятельности всех систем и состоит из электрически возбудимых нейронов (содержат ядро и множество отростков).

Методика изучения тканей заключается в изготовлении микропрепарата и его просмотре под микроскопом. Способ микроскопирования именуется «метод светлого поля в проходящем свете». Что это значит: световые лучи снизу вверх проходят сквозь препарат и увеличительные линзы, формируя изображение. Для обеспечения этого процесса понадобится нижняя подсветка - зеркальная или светодиодная.

Приготовление гистологического образца:

  • Производится фиксация фрагмента ткани. Ее цель - сохранение прижизненной структуры, для чего осуществляется долговременная обработка водным раствором формальдегида (формалином). Это препятствует ее гниению и распаду.
  • Обезвоживание для последующего микротомирования. Это придается твердость. Уплотнения можно добиться путем последовательного погружения в ксилол и этиловый спирт. Также используется изопропанол, благодаря невысокой токсичности.
  • Заливка расплавленным парафином.
  • Нарезка при помощи микротома кусочков толщиной 1-50 мкм (микрометров).
  • Подкрашивание гематоксилином и эозином - делает все значимые участки микрообразца контрастными.
  • Заключение между предметным и покровным стеклами. При больших увеличениях это обеспечит лучшую фокусировку по всей плоскости.
  • Кратность увеличения должна меняться постепенно от наименьшей к высокой. Первоначально задействуйте комбинацию: объектив 4x, окуляр 10x, что в совокупности дает 4*10=40 крат.
  • Располагайте микропрепарат ткани строго по центру столика микроскопа и проверьте, чтобы конденсор (диск с диафрагмами) был повернут к осветителю самым широким отверстием.
  • Фокусируйтесь плавно и медленно, не допускайте тряски и неаккуратных касаний штатива.

Тема : Изучение строения клетки и тканей организма под микроскопом .

1.Изучить клетку и ткани организма человека. 2.Развивать навыки наблюдения, сравнивания, работая с микроскопом.

3.Воспитание культуры поведения.

Метод: наглядный, словесный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Микроскопы, готовые микропрепараты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2. Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(1-5)

Проверка выполнения таблицы в тетради. Стр: 28.

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

.

Цель: Ознакомление со строением клетки и тканей организма человека под микроскопом.

Порядок работы:

1.Рассмотреть готовые препараты строения клеток разных тканей. Найти структурные элементы(мембрану, цитоплазму, ядро)

2 Нарисовать рассмотренные клетки с указанием органоидов, увиденных под микроскопом.

3.Рассмотрите под микроскопом ткани:

А) поперечнополосатую мышечную

б) поперечнополосатую сердечную;

В) гладкую мышечную

Г) эпителиальную (различных эпителий)

Д) костную.

Е) нервную.

Сделайте выводы:

1.В чем сходство и различия в строении этих тканей.

2. Найдите структурные части этих тканей.

3. Определите, одинаково ли в тканях расположены клетки?

4.Нарисуйте рассмотренные ткани.Подпишите их. Сравните с рисунком втканей в учебнике.

Заполните таблицу в тетради.

Ткани и их функции

Название ткани

строение

Расположение в организме

Поперечнополосатая

Гладкая мышца

Соединительная

Эпителиальная

Домашнее задание: §7 и 8.

8 класс выполняет лабораторную работу № 1.

Тема: Поджелудочная, надпочечники, половые железы.

1.Изучить функцию смешанных желез.

2.Развивать знания в области физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение упр №1-№3.

3.Изучение новой темы.

Поджелудочная железа:

1.Строение: гшоловка, тело, хвост.

2.Функция: образует пищеварительный сок с ферментами.

(внешнесекреторная функция)

внутрисекреторные клетки вырабатывают гормоны инсулин и глюкагон регулирующие углеводный обмен.

Надпочечники

1.строение

2.функция.

Половые железы:

1.Строение

2.Функция.

4.Закрепление.

Работа с терминами.

5.Оценивание.

:.Домашнее задание.§12-13.

Тема: Строение и функции нервной системы.

1.Изучить строение нейрона

2.Развивать интерес к анатомии и физиологии.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Выполнение таблицы с.43.Опрос по ЖВС.

3.Изучение новой темы.

Нейрон

2.Дендриты

4.Рецепторы.

В местах соединения дендритов образуются Синапсы.

Передача сигналов через синапсы осуществляется с помощью медиаторов.

4.Закрепление.

Чтение текста.

Рисуем по памяти нейрон.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§14.

Тема: Рефлекс. Рефлекторная дуга.

1.Изучить функцию рефлекторной дуги на примере коленного рефлекса.

2. Развивать наблюдательность, внимательность.

3.Воспитание трудолюбия.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование:

Резиновый молоточек.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Зарисовать и указать части нейрона.

3.Изучение новой темы.

Рефлекс.-это ответная реакция организма на раздражение.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс.

    Чувствительные рецепторы проводят импульс в нервную систему. Центростремительным путем.

    Двигательные рецепторы отвечают на рефлекс.

    Центробежным путем.

4.Закрепление.

Лабораторная работа № 2

«Изучение коленного рефлекса»

Сделайте рисунок рефлекторной дуги. Цветными маркерами выделите ее части..

Работа выполняется согласно плана, и сдается на проверку.

5.Домашняя работа:§14.

Урок № 14.

Тема: Строение и функции спинного мозга.

1.Изучить строение спинного мозга.

2.Развивать навыки исследования.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблицы. Схема спинного мозга.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Укажите части коленного рефлекса. Заполните таблицу.Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Нервная система

Центральная периферическая.

Строение спинного мозга.

Мозг расположен в нутрии позвоночного столба.белы шнур диаметром 1 см. Спинной мозг состоит из белого и серого вещества.(найдите в тексте характеристику)

Спинной мозг состоит из 31 сегмента. Передние и задние корешки образуют смешанные нервы.

Передние составляют двигательные волокна;

Задние корешеи составляют чувствительные волокта.

Функция спинного мозга:

1.Рефлекторная

2.Проводниковая.

4.Закрепление.

Заполнить таблицу.

5.Домашнее задание:§15.

Урок № 15.

Тема: Строение и функции головного мозга. Большие полушария, гигиена нервной системы.

1Изучить основные отделы головного мозга и их функцию.

2.Развивать познание анатомии и физиологии организма.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы, макет.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания:

Проверка заполнения таблиц.с.49-50.

Выполнить упр№1.и № 2 в рабочей тетради.

Изучение новой темы.

1. Головной мозг

Строение функция

Продолговатый мозг сосание,глотание, кашель, чихание.

Мост соединяет продолговатый со средним

Средний мозг реакция на свет, звук, мышечный тонус

Промежуточный мозг проводит импульсы к коре Б.П. ,ходьба,

Плавание,регулирует обмен в-в, потреб

Ление воды и пищи.

Мозжечок координация движения.

2.Большие полушария :

Строение функция

Образован серым в-вом корой.; В левом п.ш. у правшей, а в правом у лев

Площадь 2200-2500см 3 шей – слуховой и двигательный центр речи

Борозды:крупные делят на: и письма;

Лобную и теменную самая глубокая; Правое п.ш. образное мышление, Музыкальное творчество,

Затылочную, височную,

Образована белым в-вом;

Расположены сенсорные зоны

(чувствительные)

Височная- слуховая;

Обонятельная и вкусовая – на границе

Теменной и височной;

3.Гигиена нервной системы :

Школьная гигиена; Алкоголь,

Их воздействие на нервную систему?

4.Закрепление.

Работа с текстом §16.17.Рабочая тетрадь. Упр№1, №2.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание§16 -17..

Урок № 1. 3.09.12г.

Тема: Введение. Цели и задачи предмета .

«Здоровье народа превыше всего,

Богатства земли не заменят его.

Здоровье не купишь, никто не продаст.

Его берегите, как сердце,как глаз.»

1.Довести до учащихся цели и задачи предмета..

2.Развивать знания анатомии и физиологии человека.

3.Воспитание гигиены труда.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Вводный.

Оборудование. Таблицы.макеты.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Тестовая проверка.(нулевой срез знаний)

3.Изучение новой темы.

1.Знакомство с структурой учебника.

Оформление лабораторных тетрадей,

Чтение вводной части.

4.Закрепление.Задание №1. Назовите науки, изучающие строение и функции человеческого организма.

1….. 3………

2…… 4………. 5………..

5.Домашнее задание:§1.

Урок № 2 7. 09.12г.

Тема: Методы исследования строения и функций организма .

1.Изучить что изучает анатомия и физиология..

2.Развивать понятия анатомия и физиология.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какой научный труд написал Ч.Дарвин и в чем его значение.

Какие разделы науки изучает человек?

Какие цели и задачи ставит перед собой гуманистика?

3.Изучение новой темы.

Класс делится на две команды.

1 команда.

Задание №1. Что изучает анатомия?

№2. Какими приемами и методами пользуется анатомия при исследовании человека?

2.команда.

Задание№1. Что изучает физиология?

№2. Какими приемами и методами пользуется физиология при исследовании человека?

    Домашнее задание: §2.

Урок № 3. 10.09.12г.

Тема: Клеточное строение организма человека.

1.Изучить виды форм клеток, размеры и состав клеток.

2.Развивать понимание многообразия клеток.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: обучающий.

Оборудование. Таблицы.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Какие методы и приемы используют при исследовании физиологических процессов?

(микроскоп, кимограф, электромагнитный камертон. Электрокардиограф..).

Какую помощь оказывают использование химических методов физиологии?

3.Изучение новой темы:

1.Чтение параграфа с пометами.

Что знаю.

Что узнал.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

Какими бывают формы клеток организма человека?

Какую роль выполняет ядро?

Как вы понимаете выражение поры в мембране?

5.Домашнее задание§3

Урок № 4. 14.09.12г.

Тема: Органоиды клетки, химический состав клетки .

1.изучить органоиды и их хим. состав.

2.Развивать познание в области цитологии.

3. Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Оборудование. Таблица. электронный учебник.

Ход урока:

1.Орг момент.

2 Контроль домашнего задания.

Каково строение клетки?

Чем отличается плазматическая мембрана от клеточной стенки?

Что вызывает усиление и замедление движения цитоплазмы?

3.Изучение новой темы.

Органоиды клетки.

Используя плакат перечислить органоиды клетки.

ЭПС- Гладкая и шероховатая;

Рибосомы;

Митохондрии;

Лизосомы;

Аппарат Гольджи;

Центриоли.

Различия растительной и животной клетки.:

В животных есть центриоли; В растительных есть пластиды

В растительной есть целлюлоза;

Есть крупные вакуоли.

Жизненные свойства клетки:

1.Обмен веществ;

Раздражимость;

Рост и развитие;

Размножение.

4.Закрепление.

Упр №2. Установите соответствие.

Дополните предложения.

    Главный структурный и функциональный элемент нашего тела-….(клетка)

    Ядро есть в каждой клетке,кроме……(эритроцитов)

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§4.

Урок № 5. 17.09.12г.

Тема: Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

1.Используя лабораторную работу изучить строение клетки.

2.Развивать навыки наблюдать и сравнивать.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: комбинированный.

Ходурока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Проверка упр№ 2; №3.

Опрос по вопросам.(Уровня А,В,С)

3.Изучение новой темы.

Лабораторная работа № 1.

Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом .

Выполните таблицу в тетради.

Название ткани

Строение

Расположение в организме.

Поперечнополосатая

Гладкая мышечная

Соединительная.

Эпителиальная,

Нарисуйте рассмотренные ткани.

4.Оценивание.

5.Домашнее здани姧7.8.

Урок № 6. 21.09.12г.

Тема: Ткани организма человека, свойства и функции .

1.изучить ткани человека.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Перескажите, выполненную работу.

3.Изучение новой темы.

Эпителиальная. Соединительная Мышечная. Нервная.

4.Закрепление.

Упр №3. Распредели признаки и функции тканей в соответствующие квадратики, предварительно напиши названия тканей.

ткани

эпителиальная

соединительная

мышечная

5.Оценивание.

6.Домашнее задание.§8.

Урок № 7. 24.09.12г.

Тема: Органы и системы органов .

1.Изучить Системы органов и органы их образующие.

2.Развивать навыки запоминать рисунки.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока6

Комбинированный.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Домашнее задание.

Проверка Упр №1- № 3.

Опрос по вопросам.

3.Изучение новой темы.

Используя рис №14 учебника для заучивания и Упр № 3 в рабочей тетради для закрепления.

Повторить На доске кластер из систем..

4.Оценивание.

5.Домашнее задание:§9.Упр№ 1-№ 3.

Урок № 8. 28.09.12г.

Тема: Целостность организма человека .

1.Изучить функцию гомеостаза.

2.Развивать знания по цитологии.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Обучающий.

Оборудование.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контрольдомашнего задания.

Назовите органы дыхательной системы?

Задание.№1. Допишите предложения.

Печень относится к (пищеварительной) ….системе.

Сердце относится к (кровеносной) системе.

Парные органы, образующие мочу называют (почками)

К выделительной системе относят(почки, мочеточники, мочевой пузырь)

3.Озучение новой темы.

Целостность организма человека образуют: кровь, лимфа, межклеточная жидкость.

Чтение с пометами.

Заполните таблицу.

Новая информация.

Хочу узнать.

4.Закрепление.

5.Домашнее задание:§10.

Урок №9. 01.10.12г.

Тема: Железы внутренней секреции. Гормоны. Гипофиз .

1.Изучить значение желез внутренней секреции.

2.Развивать интерес к биологии.

3.Воспитание научного мировоззрения.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока, Комбинированный.

Оборудование: Таблицы, ЖВС.

Ход урока.

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Что такое - нарушен гомеостаз.

3.Изучение новой темы.

Гуморальная регуляция организма осуществляется биологически активными веществами.

Гипофиз вырабатывает гормоны.

В организмеЖелезы делят на три группы.

1. Железы внутренней секреции 2. Железы смешанной секреции.

3. Железы внешней секреции.

Класс делится на три группы. Выполняют задание, готовят презентации. .

4.Закрепление.

Гипофиз

Строение функция.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§ 11

Урок № 10. 0 8.10.12г.

Тема: Щитовидная, паращитовидная железа.

1.Изучить строение и функцию желез.

2.Развивать познавательный интерес.

3.Воспитание научного мирвоззрения.

Метод: Словесный, наглдный, практичекий.

Тип урока: обучающий.

Оборудование.Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Упр №1- №4.

3.Изучение новой темы.

Щитовидная железа

Строение функция

Паращитовидная железа

Строение функция.

4.Оценивание.

6.Домашнее задание:§12.

Урок № 16.

Тема: Вегетативная нервная система и ее отделы.

1.Изучить симпатическую и парасимпатическую нервную систему.

2.Развивать навыки работы с учебником.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: Словесный, наглядный, практический. Тип урока: Обучающий. Оборудование: Таблица.

Ход урока:

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполните таблицу.

Функции сенсорных зон коры полушарий большого мозга.

Название зоны.

Ее функции

1.Зона зрительных восприятий.

2. Слуховая зона.

3.Центры обоняния и вкуса.

4.Зоны кожно-мышечной чувствительности.

5.двигательная зона.

6.Ассоциативные зоны.

3.Изучение новой темы.

Вегетативная система.

Симпатическая Парасимпатическая .

(Используя учебное пособие составьте кластер).

1.повышает кровяное давление

2.расширяет зрачки

3. повышает теплоотдачу.

4.учащает сердцебиение.

5.тормозит деятельность ж.к.т.

6расслабляет гладкую мышечную ткань мочевого пузыря.

4.Закрепление.

Запомни! Вегетативная автономная нервная система. Симпатический и парасимпатический отдел.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§18.таблица.

Тема: Органы чувств и их значение.

1.Изучить функцию анализаторов.

2.Развивать наблюдательность.

3.Воспитание трудовой дисциплины.

Метод: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: таблица.

Ход урока6

1.Орг момент.

2.Контроль домашнего задания.

Заполнить таблицу.

Функции отделов вегетативной нервной системы

Органы и системы

Действия симпатического отдела

Действия парасимпатического отдела

Кровеносные сосуды

Пищеварительная система

Мочевыделительная система

3.Изучение новой темы.

Органы чувств: Анализаторы: Зрительные

Слуховые

Осязание

Обоняние

4.Закрепление.

1.Чтение параграфа.

2.Работа с таблицей.

Установите соответствие.

1.Рецептор

2.Чувствительные нервы.

3.Зоны коры больших полушарий головного

А)передача импульса к рабочему органу.

В) восприятие раздражения.

С) передача возбуждения от рецепторов.

Д) перенос возбуждения

Г) формирование ощущений.

5.Оценивание.

6.Домашнее задание:§19.

Современная оптика позволяет улучшить свои характеристики при создании , которые позволяют с свою очередь не только наблюдать за макромиром, но и делать фото для последующего изучения.

Макросъёмка человеческого тела очень увлекательна, стала она доступна относительно недавно, но уже успела подарить миру науки крайне полезную информацию и лучше понять структуру различных тканей тела человека.

Улитка внутреннего уха

Улитка внутреннего уха: красная спиралевидная полоса — основная звукочувствительная мембрана передающая сигналы на Кортиев орган.

Нитевидные и грибовидные сосочки языка

Здесь среди нитевидных сосочков видно круглый сосочек — рецептор реагирующий на солёное.

Нитевидные сосочки языка, они грубые и ороговевшие — относятся к механическим рецепторам. Кстати, мышцы языка самые сильные в организме.

Эпидермис и волосы лица человека. Около 600 тысяч чешуек эпидермиса теряется ежечасно.

Изображение эпидермиса человека полученное при помощи электронного сканирующего микроскопа. Примерно за 27 дней поверхностный слой кожи человека полностью обновляется.

Это ни что иное как кончик человеческого волоса под увеличением. Ровный срез волоса получается при использовании бритвенного станка, в случае орудования ножницами или электробритвой конец волоса значительно повреждается. Волосы не подвергаются разложению и гниению в течение очень долгого времени — египетские , которым по меньшей мере 4 тысячи лет находились с отлично сохранившимся волосяным покровом.

Изображение полученное при помощи сканирования электронным микроскопом.

Изображение поверхности сломанного человеческого зуба. Зелёная часть это бактериальный налёт, а неровная пилообразная поверхность — зубная эмаль.

Макроструктура кости голени

Внутренняя структура кости голени. К слову в человеческих стопах содержится более 50 костей, а всего у взрослого человека — 206.

Папиллярный узор пальца — отлично видны папиллярные линии и капельки пота выделяемые порами. Кстати рисунок отпечатков пальцев различается даже у близнецов.

При просмотре снимков создается впечатление, что мы попали в иной мир и смотрим на него глазами некой бактерии. Все, что в повседневной жизни нам кажется мизерным и незначительным в макромире превращается в нечто гигантское, порой ничем не схожее для человеческого глаза. На самом деле если смотреть в сторону уменьшения, то это не менее увлекательно, что рассматривать звезды в космосе. Хотя человечество более склонно к стремлению заглянуть в нечто далекое, глобальное и бесконечное как вселенная.


Костная ткань

Костная ткань, образующая кости скелета, отличается большой прочностью. Она поддерживает форму тела (конституцию) и защищает органы, расположенные в черепной коробке, грудной и тазовой полостях, участвует в минеральном обмене. Ткань состоит из клеток (остеоцитов) и межклеточного вещества, в котором расположены питательные каналы с сосудами. В межклеточном веществе содержится до 70% минеральных солей (кальций, фосфор и магний).

В своем развитии костная ткань проходит волокнистую и пластинчатую стадии. На различных участках кости она организуется в виде компактного или губчатого костного вещества.

Хрящевая ткань состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества (хрящевого матрикса), характеризующегося повышенной упругостью. Она выполняет опорную функцию, так как образует основную массу хрящей.

Различают три разновидности хрящевой ткани: гиалиновую, входящую в состав хрящей трахеи, бронхов, концов ребер, суставных поверхностей костей; эластическую, образующую ушную раковину и надгортанник; волокнистую, располагающуюся в межпозвоночных дисках и соединениях лобковых костей.

Жировая ткань

Жировая ткань похожа на рыхлую соединительную ткань. Клетки крупные, наполнены жиром. Жировая ткань выполняет питательную, формообразующую и терморегулирующую функции. Жировая ткань подразеляется на два типа: белую и бурую. У человека преобладает белая жировая ткань, часть ее окружает органы, сохраняя их положение в теле человека и другие функции. Количество бурой жировой ткани у человека невелико (она имеется главным образом у новорожденного ребенка). Главная функция бурой жировой ткани - теплопродукция. Бурая жировая ткань поддерживает температуру тела животных во время спячки и температуру новорожденных детей.

Мышечная ткань

Мышечные клетки называют мышечными волокнами, потому что они постоянно вытянуты в одном направлении.

Классификация мышечных тканей проводится на основании строения ткани (гистологически): по наличию или отсутствию поперечной исчерченности, и на основании механизма сокращения - произвольного (как в скелетной мышце) или непроизвольного (гладкая или сердечная мышцы).

Мышечная ткань обладает возбудимостью и способностью к активному сокращению под влиянием нервной системы и некоторых веществ. Микроскопические различия позволяют выделить два типа этой ткани - гладкую (неисчерченную) и поперечнополосатую (исчерченную).

Гладкая мышечная ткань имеет клеточное строение. Она образует мышечные оболочки стенок внутренних органов (кишечника, матки, мочевого пузыря и др.), кровеносных и лимфатических сосудов; сокращение ее происходит непроизвольно.

Поперечнополосатая мышечная ткань состоит из мышечных волокон, каждое из которых представлено многими тысячами клеток, слившимися, кроме их ядер, в одну структуру. Она образует скелетные мышцы. Их мы можем сокращать по своему желанию.

Разновидностью поперечнополосатой мышечной ткани является сердечная мышца, обладающая уникальными способностями.

В течение жизни (около 70 лет) сердечная мышца сокращается более 2,5 млн. раз. Ни одна другая ткань не обладает таким потенциалом прочности. Сердечная мышечная ткань имеет поперечную исчерченность. Однако в отличие от скелетной мышцы здесь есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются. Благодаря такому строению сокращение одного волокна бысто передается соседним.

Это обеспечивает одновременность сокращения больших участков сердечной мышцы.

Нервная ткань

Нервная ткань состоит из двух разновидностей клеток: нервных (нейронов) и глиальных. Глиальные клетки вплотную прилегают к нейрону, выполняя опорную, питательную, секреторную и защитную функции.


Нейрон - основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Главная его особенность - способность генерировать нервные импульсы и передавать возбуждение другим нейронам или мышечным и железистым клеткам рабочих органов. Нейроны могут состоять из тела и отростков. Нервные клетки предназначены для проведения нервных импульсов. Получив информацию на одном участке поверхности, нейрон очень быстро передает ее на другой участок своей поверхности. Так как отростки нейрона очень длинные, то информация передается на большие расстояния. Большинство нейронов имеют отростки двух видов: короткие, толстые, ветвящиеся вблизи тела - дендриты и длинные (до 1.5 м), тонкие и ветвящиеся только на самом конце - аксоны . Аксоны образуют нервные волокна.