Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола. Понятие глагола
Данная форма не даёт возможности определить:
- Число;
- Время.
А только называет действие или состояние субъекта действия. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:
- Что делать? (Печатать, есть, смотреть, любить, мечтать);
- Что сделать? (Напечатать, съесть, посмотреть, полюбить, помечтать).
Как же определить начальную форму глагола? Ей присущи следующие постоянные признаки:
- Переходность:
- Переходные обозначают тип действия, направленное на конкретный предмет. Пример: «Необходимо прочитать текст пять раз.» Здесь присутствует дополнение «текст», которое отвечает на вопрос «что?».
- Непереходные обозначают действие, которое замкнуто само в себе и не направлено на какой-то другой предмет. Пример: «Кот любит спать.» Невозможно подобрать дополнение к слову «спать», отвечающее на вопросы «что?» или «кого?»
- Вид:
- Несовершенный — действие, которое ещё происходит не зависимо от времени, и не имеющее завершенности (читать, поступать, гулять).
- Совершенный — действие, которое имеет уже результат (прочитать, сжечь).
- Возвратность:
- Возвратные — глаголы, у которых есть на конце постфикс «-ся» (отдышаться, заниматься). Они обозначают действия:
- с возвратным значением, направленное на субъект действия (бриться, одеваться, мыться);
- с взаимным значением, выполняемое несколькими субъектами и направленное на каждого из них (обниматься, ссориться, здороваться, целоваться, обниматься);
- самопроизвольного характера (Дверь может открываться);
- постоянного характера (Собака может кусаться);
- в интересах субъекта (укладываться спать);
- внутри субъекта, его моральное или физическое состояние (смеяться, торопиться, разочароваться, веселиться, огорчиться).
- страдательного характера (Дом построить надо к ноябрю).
- Невозвратные — глаголы без постфикса «ся» (рисовать, решить).
- Возвратные — глаголы, у которых есть на конце постфикс «-ся» (отдышаться, заниматься). Они обозначают действия:
- Спряжение:
- 1 спряжение определяется окончаниями «еть», «оть», «ать», «ять», «уть» (стоять, летать, лаять).
- 2 спряжение определяется только окончанием «ить» (клеить, белить).
- Поставить глагол в начальную форму можно тремя способами с помощью:
- суффикса «ть» — если основа глагола оканчивается на гласную букву (летать, бежать, смотреть, сидеть; исключения — грызть, класть);
- суффикса «ти» — если основа глагола оканчивается на согласную букву (нести, везти, приобрести).
- «чь» — при чередовании в корне глагола с буквами «г», «к», «х» (стерегут — стеречь, берегу — беречь, пеку — печь).
В предложении начальная форма глагола может быть:
- Подлежащим — в начале предложения. (Выбрать правильную дорогу — это трудное дело.)
- Составным сказуемым — вместе со вспомогательным глаголом (Я начинаю волноваться.)
- Сказуемым — в безличных предложениях (Рано стало темнеть.)
- Несогласованным определением — если рядом есть существительное с отвлеченным значением. (Мама бы поняла мое желание купить эту книгу.)
- Дополнением — когда действие субъекта направлено на действие другого лица. (Домашние животные учат детей ответственно относиться к живым существам.)
- Обстоятельством — если после глагола, который обозначает движение можно поставить «чтобы» (Ваня встал рано утром посмотреть рассвет).
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.
Поговорим о начальной форме глагола (ее также нередко называют неопределенной, или инфинитивом). Знать о ней необходимо потому, что в огромной конструкции человеческих знаний начальная форма глагола - это один из основных, несущих элементов.
Что собой представляет глагол
Тем, кто давно окончил школу и успел многое забыть, стоит напомнить: глаголом называют часть речи, описывающую действие. Читал, поеду, сделай, писать, нарисовал, мечтал бы - все эти слова являются глаголами, отличающимися лишь своими признаками.
О глаголе
В русской грамматике у глаголов имеется 7 признаков: время, вид, лицо, наклонение, род, число, залог; нередко в качестве признака рассматривается и спряжение. Не в каждом случае правомерно говорить об отдельном признаке или сразу обо всех. В частности, для характерно отсутствие лица, а настоящее время, как и будущее, делает беспредметным разговор о роде глагола.
Изучать эти признаки, их отличия друг от друга, а также возможность спряжения бессмысленно, не установив главного: что такое начальная форма глагола. Синонимом этого определения выступает понятие неопределенной формы и термин «инфинитив».
Инфинитив выражает глагол в словаре. Данную форму не случайно называют начальной - она действительно является стартом для дальнейшего изучения указанных частей речи. Вопросы начальной формы глагола - «Что делать?» и «Что сделать?». Примеры инфинитива: лечь и простить, резать и прибежать, уйти и вернуться, заехать и рассмотреть. Ну, а теперь можно поговорить о глаголах подробнее, более детально рассмотрев их отличительные признаки.
О лице и времени
Разобраться с (их 3) просто, определив, кто именно сообщает об описываемом действии. Лицо отражает отношение сообщающего к происходящему процессу. Первое единственного числа - это действия самого сообщающего: делаю, хожу. То же самое во множественном числе - действия группы, которую представляет сообщающий: делаем, ходим. Глаголы второго лица характеризуют действия собеседника сообщающего либо группы, которую тот представляет: делаешь, ходишь, делаете, ходите. Третье лицо вне зависимости от числа - это действия посторонних лиц, не участвующих в диалоге: делает, ходит, делают, ходят. Понять, к какому лицу отнести глагол, поможет соответствующее ему существительное или местоимение.
Времена глагола характеризуют отношение к моменту, когда совершается описываемое действие. Существуют 3 формы глагола, представляющие настоящее, прошедшее и будущее время. Примеры хожу, делают. Для прошедшего и будущего времени аналогичные варианты: ходили, делал, будут ходить, будет делать.
Важно помнить! Начальная форма глагола - безличная. К инфинитиву также неприменимы представления о лице, числе, времени.
Род глагола и его наклонение
Изменения глаголов происходят не только по числам, лицам или временам, но и по родам, подобно существительным. Существуют три рода: женский, мужской, средний - определить принадлежность к ним глагола также может помочь употребляемое с ним вместе местоимение или существительное. Признак рода глагола проявляется исключительно в прошедшем времени и определяется по окончанию: ходил, ходило, делала. К понятие рода неприменимо.
Важной характеристикой глагола является его наклонение, которое может быть изъявительным, повелительным либо условным. Используя описывают действия, которые или когда-нибудь происходили, или происходят в настоящий момент, или произойдут впоследствии. Примеры изъявительного ходили, ходит, будут ходить, делала, делают, будет делать. Условное наклонение сообщает о действиях желаемых или тех, что возможны при некоторых условиях. При образовании условного наклонения за основу берется начальная форма глагола без окончания, суффикс «л», а также частица «бы». Примеры условного наклонения: ходил бы, делали бы. Глаголы представляют собой команду, приказ, приглашение к действию. Примеры: сделай, пойди, принеси! Часто к таким глаголам добавляют частицу «-ка», которая этот приказ отчасти смягчает: сделай-ка, пойди-ка!
О видах глагола
По своему можно отнести к совершенным и несовершенным. Несовершенные характеризуют действие без какого-либо указания на его окончание, и в виде инфинитива к ним будет применим вопрос «Что делать?» Примеры: ходить, рисовать. В совершенном виде эти же примеры будут выглядеть иначе: сходить, нарисовать, т. к. здесь глаголы описывают законченное действие. Вопрос, который можно поставить к их инфинитиву - «Что сделать?».
Большинству глаголов свойственны оба вида: рисовать-нарисовать, жечь-сжечь, есть-съесть. Однако существуют глаголы и без парной формы. К таким, в частности, относится «принадлежать» - здесь возможен лишь несовершенный вид. Или «очутиться» - этот слово, напротив, может существовать только в совершенном виде. Существуют также двувидовые глаголы (к таким относится «казнить») - в них совмещены значения обоих видов. Часто в случае двувидовых окончание глаголов в начальной форме выглядит как «-ировать» («эмигрировать»).
Переходность и залог глагола
Такие свойства, как переходность и залог глагола указывают на его взаимоотношения с другими объектами. Понятие переходности указывает на наличие объекта действия. Примеры переходных глаголов: есть (суп), читать (журнал) - здесь суп и журнал являются объектами действия. Непереходность глагола предполагает отсутствие объекта приложения. Примеры непереходного глагола - работать, жить (конкретного объекта, к которому приложено это действие, нет). Особый случай непереходных глаголов - возвратные; здесь производящий действие в то же время является и тем, на кого оно направлено. В этих случаях начальная форма глагола оканчивается на «-ся»: купаться, смеяться, волноваться.
Залог глагола рассматривает взаимоотношения между субъектами и объектами действия. Действительный залог характеризует активную конструкцию. Например: кошка ела рыбу. Кошка (субъект) совершала активное действие над объектом (рыбой), залог глагола «ела» действительный. Та же мысль, сформулированная по-другому: рыба поедалась кошкой. Данная конструкция, в отличие от предыдущей, является пассивной, и потому залог глагола в ней - страдательный.
И снова об инфинитиве
Зная характерные признаки глаголов, стоит поговорить об инфинитиве более подробно. Как определить начальную форму глагола? Очень просто - задать вопрос. Если по отношению к производимому действию можно спросить: «Что делать?» или «Что сделать?», значит, форма глагола, описывающего это действие, является неопределенной. Из всех рассмотренных признаков инфинитиву присущи лишь вид, а также такие свойства как переходность и возвратность.
Образование инфинитива происходит путем добавления формообразовательного суффикса к корню слова. Характерный суффикс в начальной форме глагола - «-ти», «-ть», «-чь». Примеры инфинитива: лезть, нести, печь.
О спряжениях глаголов
Спряжением глагола называют его изменение в зависимости от лиц и чисел: я пишу, он пишет, мы пишем и т. п. Каждый глагол можно отнести к первому или второму спряжению; знать об этой принадлежности необходимо, чтобы для любого конкретного случая добиваться правильного написания. Ошибки в процессе спряжения особенно часто возникают в случае безударных окончаний глагола.
Для правильного определения спряжений необходимо знать, какая начальная форма у глагола. Первое спряжение представляют все упомянутые части речи с окончанием «-овать» - тренировать, информировать. К этому же спряжению принадлежит ряд глаголов, оканчивающихся на «-еть», «-ать», «-ять», а также «стелить» и «брить» (окончание «-ить»). Второе спряжение представляют все глаголы с окончанием «-ить», за исключением уже упомянутых. Сюда же относят отдельные глаголы с окончанием «-ать» и «-ять», если на них падает ударение (лежать, стоять). Ко второму спряжению принадлежит еще часть глаголов (смотреть, ненавидеть и т. д.), которые нельзя подогнать под какие-то стандарты - их надо просто запомнить. Знание правил спряжения глаголов - это залог правильной орфографии, да и просто требование грамотности. Кстати, сам инфинитив не спрягаем и не меняется в зависимости от лиц и чисел.
Глаголы в предложении
Роли данных частей речи в предложении могут быть разными. Чаще всего глагол выступает в роли обычного (простого) сказуемого: «Толя купил хлеб». Нередки случаи сложного глагольного сказуемого: «Ваня решил сбегать в магазин». Сказуемым в настоящем случае становится целая конструкция (решил сбегать), причем второй глагол в ней представлен инфинитивом. Иногда глагол может выступать в качестве несогласованного определения: «Мне не понравилась идея съездить туда» (съездить туда - несогласованное определение).
Русский язык по-своему уникален тем, что допускает и более сложные, поистине фантастические конструкции. «Решили послать сходить найти купить выпить» - предложение из 6 глаголов, 5 из которых представляют инфинитив с законченным смыслом и соответствием правилам грамматики. Иностранцы плачут!
Заключение
Большинство ученых-лингвистов единодушно во мнении, что первым словом, произнесенным древним человеком, был глагол. Вряд ли нашему далекому предку в те суровые времена нужны были в лексиконе прилагательные для описания красоты ночного неба, да и большинство существительных ему вполне мог заменить указующий жест в их направлении. А вот команда «Беги!», отданная соплеменнику, вполне могла спасти тому жизнь, слово «хочу» и соответствующее движение в сторону туши мамонта также не оставляло сомнений в отношении сказанного. При острой необходимости один лишь глагол вполне мог заменить все остальные части речи.
Кстати, современные подходы к изучению иностранных языков тоже предполагают первоочередное изучение глаголов как основных средств выражения человеческих потребностей. Естественно, и для носителей языка необходимо хорошее знание этих частей речи, их признаков и свойств. А особую роль в изучении глаголов играет инфинитив.
Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»
Тема урока : Начальная форма глагола
Учитель начальных национальных классов : Сендажы Антонина Петровна
Цели урока : познакомить учащихся с особенностями , формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме , определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.
Задачи : 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.
2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку .
Формирование УУД .
Личностные УУД : проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательное УУД : анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.
Коммуникативное УУД : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.
Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок .
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1
2. Определение темы, постановка задачи и цели урока . Ребята, найдите в девизе урока , слова которые отвечают на вопрос : что делать? (учить, знать) .К какой части речи относятся эти слова? (к глаголу ) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке ? Конечно же, - это ГЛАГОЛ . Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе .
II.Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
Что такое глагол ?
Изменяется ли глагол по числам ?
Какие три времени имеет глагол ?
Как называется глагол на тувинском языке ?
Какие времена имеют глаголы тувинского языка ?
Как изменяются глаголы на тувинском языке ?
2. Найдите в пословицах глаголы , поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)
А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ ? (Нет) .
Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке ? (Глаголы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник .
Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока .
III. Новая тема.
1. Работа по таблице.
Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки . Подчеркните в глаголах -ть , -чь, - ти.
Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)
Вывод. Глаголы учить - выучить , писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы . Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ , -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ , -ЧЬ пишутся с мягким знаком.
IV. Закрепление новой темы.
Читайте действия и выполните движения. слайд 3
1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно) . Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы . Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме .
Что делать? Что сделать?
тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать
я должен (должна) решать решить
Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
2. Составление диалогов по образцам. слайд 5
3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6
V. Итог урока . Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?
На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы ?
Назовите окончания глаголов неопределённой формы .
Если было интересно, легко на уроке , во всем разобрались, поднимите красный жетон.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.
Выставление оценок учителем.
Спасибо, ребята, за урок . Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.
Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57
Публикации по теме:
«Начальная школа пешехода» развлечение для младшей группы «Начальная школа пешехода» Развлечение для младшей группы Подготовила: Музыкальный руководитель Цаплина А. Ю. Июль 2015год Цель:.
Сценарий праздника «Новогодние приключения сказочных героев» (начальная школа) «Новогодние приключение Сказочных героев» (сценарий новогоднего праздника) Вбегает Шапокляк, тащит за руку грязного мальчишку- Пашу. Шапокляк:.
Сценарий праздника «Золотая осень». Начальная школа Конспект праздника «Золотая осень» Выполнила: воспитатель Овчинникова А. А Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать.
Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.
Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.
На этом уроке вы вспомните, что такое глагол, узнаете особенности неопределённой формы глагола, её синтаксическую роль в предложении, закрепите полученные знания.
В глаголе настоящего времени обязательно надо указывать лицо, отношение говорящего к действию, если действие совершаю я - я делаю , если ты - ты делаешь .
Категория глагола есть во всех языках, но не во всех языках глаголы ведут себя одинаково. Например, в русском глаголе всё очевидно - есть время (настоящее, будущее, прошедшее). А вот в арабском языке времени нет, т. е. мы по форме глагола время определить не сможем. Для этого нужно использовать слова другой части речи, например сегодня , сейчас и т. д. Более подробная информация находится по ссылке в дополнительных материалах.
Но есть у глагола и самая малоинформативная форма. По ней нельзя определить ни рода, ни числа, ни лица, ни времени, ни наклонения. Эта форма называется неопределенной формой глагола , она является словарной для глагола и начальной формой в морфологическом разборе. По неопределённой форме глагола мы можем определить только постоянные признаки: вид, переходность, спряжение (не всегда).
Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это такая форма глагола, по которой мы можем определить только постоянные признаки (возвратность, вид, переходность).
Например:
перейти дорогу (рис. 2) - переходный глагол, он управляет существительным в винительном падеже, без предлога. Мы определили это по неопределённой форме.
Рис. 2. Дети переходят дорогу () Идти - глагол непереходный, это тоже понятно по неопределённой форме.
Учиться - глагол возвратный, потому что имеет суффикс -ся.
Учить - невозвратный глагол (рис. 3).
Рис. 3. Мальчик учит уроки ()
Вести (что делать? ) - несовершенный вид.
Отвести (что сделать? ) - совершенный вид.
Но ни у одного из этих глаголов мы не сможем определить ни время, ни лицо, ни число.
Неопределённая форма глагола обычно образуется с помощью суффиксов -ти и -ть . Например:
петь - суффикс -ть (рис. 4)
Рис. 4. Дети поют ()
грести - суффикс -ти
умываться - суффикс -ть , который стоит перед -ся
Но иногда инфинитив заканчивается на -чь , которое возникло из сочетания -к или -г с -ти . Глагол стричь образовался так: было стригу + ти - стригти (существовало долгое время). Вот ещё пример: пеку + ти - пекти , а из слова пекти возникло печь .
Суффиксы -ти , -ть и -чь в некоторых учебниках и в некоторых теориях обычно выделяются как окончание. В общем, это логично, потому что они образуют форму слова и не входят в основу. Но мы же знаем, что инфинитив - это неизменяемая форма глагола, что существует в русском языке формообразующий суффикс, который тоже не входит в основу, например суффикс -л .
Формообразующие суффиксы -ть и -л-
печься (суффикс -чь- ) - пеклась (суффикс -л- )
стараться (суффикс -ть ) - старались (суффикс -л- )
Инфинитив - это словарная форма. Т. е. если вам нужно найти в словаре слова бежал , иду , глядит , вы их не найдёте в такой форме. Вам придется ставить их в неопределённую форму:
бежать
идти
глядеть
Поэтому иностранцам тоже необходимо уметь ставить глагол в неопределённую форму, чтобы узнать его перевод.
Посмотрим, как нам это помогает справиться с правилом спряжения глагола. Нам нужно узнать, как пишется глагол:
продолжа…т
Для этого ставим его в начальную форму:
продолжить
Смотрим: перед суффиксом -ть пишется -и- , значит, глагол в II спряжении ив окончании пишем и - продолжаи т .
Но на самом деле это не так. Ошибка вышла, потому что мы изначально поставили глагол в неправильную начальную форму. Нужно очень хорошо запомнить, что вид глагола - это постоянный признак. И если в личной форме у нас несовершенный вид (что делает? ), то и в неопределённой форме тоже должен быть несовершенный вид:
продолжать (что делать? ).
А от неопределённой формы продолжить (что сделать? ) совершенного вида тоже образуется личная форма совершенного вида - продолжит (что сделает? ).
Трудность может быть связана не только с видом глагола, но ещё и с его значением. Например, возьмём глагол бегу и поставим его в неопределённую форму - бежать (а не бегать ). Хоть и оба эти глагола несовершенного вида (что делать? ), но значения у них отличаются. Бежать - это единичное действие, а бегать - повторяющееся (личная форма от него будет - бегает ). То же самое со словами:
одобрим - одобрить , а не одобрят ь. От слова одобрять мы образуем форму одобряем .
захаживает - захаживать , а не заходить , от которого личная форма - заходит .
Нужно следить за тем, чтобы сохранялись суффикс основы и значение глагола.
В дополнительных материалах есть задания. Обязательно потренируйтесь, получится ли у вас поставить глагол в неопределённую форму правильно.
Это первая трудность, которая у нас возникает с неопределенной формой глагола. Вторая трудность заключается в том, что, даже если вы правильно поставили глагол в неопределённую форму, необходимо ещё знать, как она пишется. Рассмотрите список глаголов для запоминания:
глаголы на -ять: сеять, реять, баять, таять, веять, лелеять, каяться, затеять, лаять, маяться, блеять, хаять, чуять, чаять, надеяться, кланяться, кашлять.
глагол на -ить: клеить.
С появлением электронных словарей трудностей у иностранцев стало гораздо меньше. Электронные словари распознают форму глагола и сразу определяют его значение. Но нужно знать, что в основе всех электронных словарей лежит ручная работа одного человека - Андрея Анатольевича Зализняка (рис. 5). Он составил «Грамматический словарь русского языка» .
Рис. 5. А.А. Зализняк ()
Вы только представьте себе, какую огромную работу он проделал. Собрал все формы всех слов русского языка. Потом классифицировал их по способам словоизменения и создал словарь настолько точный и правильный, что его можно использовать в программировании. Как раз электронная версия этого словаря легла в основу большинства современных компьютерных программ, работающих с русской морфологией, системы проверки орфографии (то, что в Word подчёркивается красным) и машинного перевода, автоматического реферирования.
О синтаксической роли инфинитива нужно говорить отдельно, потому что она действительно необычна. Инфинитив ведёт себя в предложении совершенно удивительно. Он ведёт себя так, как ведут обычные имена существительные и имена прилагательные , т. е. выступает в совершенно необычной для глагола роли.
Инфинитив достаточно часто выступает в роли подлежащего (что совершенно необычно для глагола).
Или в роли дополнения:
Попросил (о чём?) отдать - дополнение. Даже вопрос ставим падежный, что для глагола совсем не естественно.
Или в роли обстоятельства:
Пришли (зачем?) обсудить - обстоятельство цели.
Определением инфинитив тоже может быть:
Желание (какое?) высказать .
Сказуемым инфинитив тоже может быть:
Предупредить - это сказуемое.
Глагол - это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?.
Значение действия и процесса у русского глагола выражается в категориях вида, наклонения, времени (в изъявительном наклонении), лица (в настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении), числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении - и в форме рода.
Кроме того, глагол обладает такими свойствами, как возвратность и переходность.
В предложении для глагола характерна, прежде всего, роль сказуемого, но он может выполнять также и другие синтаксические функции (подлежащего, дополнения, определения и обстоятельства).
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. - 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.
- Postnauka.ru ().
- Postnauka.ru ().
- Википедия ().
Домашнее задание
- Дайте определения таким терминам, как глагол и неопределённая форма глагола .
- Прочитайте слова и определите их начальную форму:
Ходила, думал, играли, извлекал, мылась, приготовила.
- Выучите семнадцать глаголов на -ять и один на -ить и запомните их правописание.