В чем измеряется норматив пдв. Проект ПДВ: что означает этот термин

Проект предельно допустимых выбросов ПДВ разработка согласование Россия. Проект ПДВ Москва

+7 (495) 97I-00-85

Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качетсва атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

Основанием для установления нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ) является ст. 22 , 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 12 , 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

Нормативы ПДВ определяются самим предприятием или сторонней организацией по договору и оформляются в виде проекта (далее - проект нормативов ПДВ ).

Нормативы ПДВ устанавливаются сроком на 5 лет при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появлению или ликвидации источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д. (при наличии ВСВ срок действия разрешения не более года).

В разрешении указывается перечень и количества вредных (загрязняющих) веществ, которые допускаются к выбросу в атмосферный воздух по каждой производственной площадке (территории), а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Состав нормативов ПДВ и рекомендации по их оформлению содержатся в Рекомендациях по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу для предприятия (утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987).

Проект нормативов ПДВ должен содержать:

Заключение Роспотребнадзора;

Справку Росгидромета о фоновых концентрациях и климатических характеристиках;

План-график контроля над соблюдением нормативов выбросов, на основании которого предприятие составляет работы по осуществлению производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха;

Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (в случае установления таких мероприятий);

Мероприятия по уменьшению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух и оценка их достаточности (план уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух) (в случае установленных для предприятия временно согласованных выбросов).

Временно согласованные выбросы.

2. Журнал по форме ПОД-2 (учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха).

Данная форма применяется для учета выполнения предприятием мероприятий по сокращению количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, если такие мероприятия предусмотрены проектом нормативов предельно допустимых выбросов. Если проектом нормативов предельно допустимых выбросов мероприятия по сокращению объемов выбросов не предусмотрены, форма N ПОД-2 не заполняется. Журнал используется при составлении годового отчета по форме 2-ТП (воздух) ;

3. Журнал по форме ПОД-3 (учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок).

Подобная форма применяется во всех производственных подразделениях объекта, имеющих газоочистные и пылеулавливающие установки и которые предназначены для охраны атмосферного воздуха от загрязнения, и используется для учета отработанного времени по каждой имеющейся такой установке. В журнале делаются ежедневные записи ответственным представителем подразделения, который эксплуатирует газопылеулавливающую установку, и подписывается руководителем соответствующего производственного подразделения. На каждую газопылеулавливающую установку в журнале (форма N ПОД-3) отводится отдельный лист. Данные журнала ПОД-3 используются при заполнении формы N 2-ТП (воздух) .

Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха" составляется за год на основании данных первичного учета, организуемого на объекте по типовым формам N N ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик", ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха" и ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".

В отчете по охране атмосферного воздуха отображаются данные по стационарным источникам загрязнения, которые характризуют количество улавливаемых, используемых (утилизируемых) и выбрасываемых загрязняющих веществ. В указанный отчет не вносят данные по передвижным источникам загрязнения, включая автотранспорт.

Количество загрязняющих веществ за отчетный период (всего, твердых, газообразных и жидких и по отдельным ингредиентам) указывают на основании инструментальных замеров и расчетов, проводимых в соответствии с методиками, утвержденными в установленном порядке.

В форме приводятся выбросы как от организованных, так и от неорганизованных источников выбросов загрязняющих веществ. К организованным источникам можно отности специальные устройства (трубы, аэрационные фонари, вентиляционные шахты и др.), с помощью которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. К неорганизованным источникам можно отнести резервуары, источники, загрязняющие вещества от которых поступают в атмосферный воздух в результате негерметичности (неплотности) технологического оборудования, газоотводов и другие неорганизованные источники.

Форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) заполняется в соответствии с Указаниями по заполнению указанной формы, приведенными в Приказе Росстата от 17.09.2010 N 319 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой".

За загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Мероприятия производственного контроля над охраной атмосферного воздуха.

Документами по выполнению мероприятий производственного контроля над охраной атмосферного воздуха являются:

1. План-график производственного (лабораторного) контроля над соблюдением нормативов ПДВ на год, согласованный в составе нормативов ПДВ;

2. План мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

3. Договор со специализированной аккредитованной лабораторией на проведение замеров на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с приложением копий аттестатов аккредитации лабораторий, которые должны быть заверены печатью с соответствующей областью аккредитации (в случае невозможности проведения такого контроля силами предприятия);

4. Результаты производственного контроля над соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.);

5. Документы, которые подтверждают внесение приборов (контрольно-измерительной аппаратуры) в государственный реестр и их своевременную поверку.

Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 25 , ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Постановление Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31 "Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха" Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также в целях соблюдения требований, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Периоды НМУ (неблагоприятные метеорологические условия).

Порядок обеспечения и контроля мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий изложен в РД 52.04.52-85 "Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях" (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986).

Документы по реализации мероприятий по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) для предприятий, которые имеют такие источники выбросов (если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК):

1. Приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды НМУ на заданные режимы с указанием лиц, ответственных за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц, ответственных за организацию приема оповещений и введения мероприятий по снижению выбросов;

2. Мероприятия по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от предприятия в периоды НМУ из раздела нормативов ПДВ (с пояснительной запиской);

3. Журнал для записи предупреждений (оповещений) о НМУ, в котором в числе прочих указываются принятые меры по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

4. Договор (соглашение) с территориальным органом Росгидромета о выполнении работ (услуг) по предоставлению информации о НМУ.

При появлении неблагоприятных метеоусловий и оповещении об этом природном явлении представители предприятия должны провести ряд мероприятий по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух. Комплекс мероприятий разработан и содержится в нормативах предельно допустимых выбросов, перечень мероприятий определен для трех степеней состояния атмосферного воздуха, при этом предприятие обязано обеспечить соблюдение на ряде источников нормативов гсек. по ряду ингредиентов. С целью обеспечения организованного проведения работ на предприятии издаются и разрабатываются необходимые документы.

Проект предельно допустимых выбросов проверка:

Государственные инспекторы по охране природы, которые осуществляют государственный контроль над охраной атмосферного воздуха, имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке (п. 7 "Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2001 N 31):

Беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения установленного образца посещать объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, в установленном для их посещения порядке, знакомиться с документами, данными лабораторных анализов, иными материалами, необходимыми для осуществления государственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

Проверять соблюдение нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и других условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также работу очистных сооружений, средств контроля над- проверять соблюдение лицензионных требований и условий, касающихся вопросов охраны атмосферного воздуха, установленных в лицензиях на виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, вносить в лицензирующий орган предложения об аннулировании или приостановлении действия лицензий при невыполнении лицензионных требований и условий;

Привлекать в установленном порядке научно-исследовательские, проектно-изыскательские и другие организации для проведения соответствующих работ, анализов, выполнения измерений и выдачи заключений;

Аннулировать разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на него или приостанавливать действие таких разрешений на определенный срок, если условия этих разрешений не соблюдаются;

Направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях;

Давать предписания, обязательные для физических и юридических лиц, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

Привлекать к административной ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

Предъявлять иски физическим и юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

Осуществлять иные не противоречащие законодательству Российской Федерации действия по охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции;

Обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами по охране природы законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Государственные инспекторы по охране природы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов осуществляют государственный контроль над охраной атмосферного воздуха во взаимодействии:

С Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - по вопросам соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, требований охраны атмосферного воздуха от загрязнения при строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на качество атмосферного воздуха, а также при проведении производственного контроля за охраной атмосферного воздуха; нормативов вредных физических воздействий; выполнения федеральных целевых программ по охране атмосферного воздуха;

С Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - по вопросам использования данных о фоновом уровне загрязнения атмосферного воздуха и прогнозах изменения его качества при установлении предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в ходе производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, обеспечения информирования государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде; регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий; контроля за действиями, направленными на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета проверок по типовой форме , установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 24.05.2010 N 199).

В журнале учета проверок инспектором по охране природы осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Ответственность за отсутствие проекта ПДВ.

За осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии специального разрешения на выброс предусматривается административная ответственность в соответствии со статьей 8.21 «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ , которой подвергаются как физические, так и юридические лица. Помимо наложения административного штрафа, возможно приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.

Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха

1. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

2. Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

3. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов веществ промышленными предприятиями. ГОСТ 17.2.3.02-78.
  • ОНД-86. Методика расчёта концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. Госкомгидромет, Л., Гидрометеоиздат, 1987.
  • Предельно допустимые выбросы (ПДВ)

    Предельно допустимый выброс (ПДВ) - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии непревыше- ния данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов.

    Проект нормативов предельно допустимых выбросов (проект ПДВ) разрабатывается на основании Федерального закона от

    04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в редакции от 09.05.2005 г. № 45-ФЗ), «Методики расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, Санитарных норм проектирования промышленных предприятий СН-244, ГОСТ 17.2.3.02-78 и других нормативных правовых и методических документов.

    Согласно природоохранному законодательству РФ все юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов.

    Основной задачей проекта ПДВ является разработка мероприятий по защите атмосферы, обеспечивающих снижение приземных концентраций вредных веществ в жилой зоне до нормируемых величин.

    При разработке проекта исходят из того, что суммарная предельная концентрация вредных веществ с учетом фонового загрязнения не должна превышать санитарных норм.

    Для разработки проекта определяют источники образования и выделения в атмосферу загрязняющих веществ, номенклатуру загрязняющих веществ и объемы выбросов.

    Основными целями разработки проекта ПДВ являются:

    • оценка степени негативного воздействия конкретного предприятия, объекта на атмосферный воздух исходя из действующих критериев качества атмосферного воздуха;
    • разработка мер по снижению этого воздействия и оценка их достаточности;
    • разработка предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов;
    • разработка плана-графика контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
    • разработка мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

    При разработке проекта ПДВ фиксируется нормативное количество загрязняющих веществ, которые выбрасываются всеми источниками, определяются предельно допустимые выбросы от всех источников, суммарные приземные концентрации загрязняющих веществ которых не будут превышать ПДК. Для каждого источника устанавливаются величины ПДВ и выполняется расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

    В зависимости от полученных результатов в проект включаются предложения, позволяющие снизить количество выбрасываемых загрязняющих веществ путем использования усовершенствованных технологических процессов, более совершенного оборудования для очистки аспирационных газов и др.

    Проект ПДВ должен содержать следующие основные разделы:

    • введение;
    • характеристику предприятия как источника загрязнений атмосферного воздуха;
    • расчеты нормативов ПДВ;
    • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
    • перечень мероприятий по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
    • предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов.

    Инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проводят все предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет.

    Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы, определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ. Она используется для:

    • подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу;
    • подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы;
    • контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;
    • ведения статистической отчетности о выбросах;
    • контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;
    • оценки экологичности используемых технологий.

    При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса предприятием загрязняющих веществ в атмосферу, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическими регламентами производства.

    Работы по инвентаризации состоит из следующих этапов:

    • изучение технологических регламентов и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться при проведении технологических процессов. Для действующих объектов учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов, полученные при предыдущей инвентаризации. Для вновь вводимых в действие и реконструируемых объектов используются данные проектной документации;
    • подготовка карты-схемы предприятия с указанием источников выбросов и определением их координат. Каждому источнику загрязнения атмосферы присваивается номер, который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит, в дальнейшем, для его идентификации;
    • анализ результатов ежегодной проверки технического состояния газоочистного оборудования с целью определения эффективности его работы;
    • выбор методов определения количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
    • определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    Для определения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу используются инструментальные и расчетные методы.

    Инструментальные методы преимущественно используются для источников с организованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферу. К таким источникам относятся дымовые и вентиляционные трубы, вентиляционные шахты, аэрационные фонари, дефлекторы.

    При инструментальных измерениях должны применяться только газоаналитические средства, предназначенные для контроля промышленных выбросов и внесенные в Государственный реестр средств измерений.

    Объемы выбросов, полученные по результатам инструментальных измерений, должны быть приведены к нормальным условиям: 0°С, 101,3 кПа.

    Используемые методики выполнения измерений концентраций загрязняющих веществ в промышленных выбросах должны отвечать требованиям стандартов и пройти метрологическую аттестацию.

    Оценка выбросов от неорганизованных источников выполняется с помощью расчетных методов, основанных на удельных технологических показателях, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов, а также на сочетании инструментальных измерений и расчетных формул, учитывающих параметры конкретных неорганизованных источников.

    В настоящее время разработан ряд методик по расчету выбросов, позволяющих определять выбросы в атмосферу с погрешностью, не превышающей точность определения с помощью инструментальных методов. Для проведения расчетов загрязнения приземного слоя воздуха часто используют унифицированную программу расчета загрязнения атмосферы УПРЗА «Эколог» 3.0. Применение расчетных методов позволяет снизить затраты предприятий на подготовку нормативов ПДВ.

    Отчет об инвентаризации источников, номенклатуры и объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должен включать следующие разделы:

    • титульный лист;
    • сведения о разработчике и список исполнителей;
    • реферат;
    • содержание;
    • общие сведения о предприятии;
    • краткое описание технологического процесса;
    • характеристику газоочистного оборудования и оценку его эффективности;
    • описание проведенных работ по инвентаризации с указанием перечня использованных методик измерений и расчетного определения выбросов.

    К отчету должны прилагаться:

    • карта-схема территории предприятия с источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
    • характеристики источников выделения и источников выбросов загрязняющих веществ;
    • показатели работы газоочистных и пылеулавливающих установок, суммарные выбросы по предприятию;
    • результаты определения выбросов расчетными методами;
    • результаты инструментального определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    Отчет о результатах инвентаризации утверждается руководителем предприятия, который несет ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основе которых производится разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов.

    При государственном контроле за охраной атмосферного воздуха на предприятии территориальные органы Росприроднадзора осуществляют выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации.

    Корректировка инвентаризации может быть проведена по решению руководителя предприятия или по предписанию территориального органа Росприроднадзора, если на предприятии произведены изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., в результате чего изменились качественные и количественные характеристики выбросов и их источников.

    Нормативы ПДВ устанавливаются по каждому загрязняющему веществу для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом.

    При установлении норматива ПДВ учитывают:

    • физико-географические и климатические особенности местности;
    • расположение промышленных площадок;
    • расположение участков существующей жилой застройки;
    • перспективы развития предприятия и прилежащей территории;
    • значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

    При установлении норматива предельно допустимого выброса в атмосферу считают, что максимальная концентрация С, загрязняющего вещества в приземном слое атмосферы с учетом фоновой концентрации этого вещества С /ф на высоте до двух метров от поверхности земли не должна превышать предельно допустимой концентрации ПДК„ т. е.

    Информацию о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе представляют местные органы Госкомгидроме- та РФ.

    Проект ПДВ согласовывается в территориальном органе Роспри- роднадзора. На основании согласованных нормативов допустимых выбросов выдается разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Срок действия проектов предельно допустимых выбросов при неизменности производственного процесса составляет пять лет.

    За выбросы загрязняющих веществ без разрешения предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 8.21 «Нарушения правил охраны атмосферного воздуха» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, а также приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток.

    Расчёт предельно допустимых выбросов (ПДВ)

    Предельно допустимый выброс (ПДВ) вредного вещества в атмосферу (т/год, т/сут, кг/год, кг/сут) - это такой выброс вредного вещества, при котором при действии данного источника выброса и совокупности других источников в приземном слое атмосферы не создается концентрация дан-ного вещества, превышающая его предельно допустимую концентрацию (ПДК) для атмосферного воздуха населенных мест, т.е. будет соблюдаться требование:

    С Мi + С Фi ? ПДК i

    где ПДК i - предельно допустимая концентрация i-гo вещества в приземном слое атмосферы, мг/м 3 ,

    С Мi - максимально достигаемая концентрация i-гo вещества в приземном слое атмосферы, мг/м 3 ,

    С Фi - фоновая концентрация данного вещества в исследуемой местности, мг/м 3 .

    Фоновые концентрации веществ предоставляются учреждениями Госкомгидромета на основе многолетних наблюдений.

    Максимальные приземные концентрации загрязняющих веществ в атмосфере (С м) вычисляются по формуле:

    где М - мощность выброса, г/с;

    А - коэффициент температурной стратификации атмосферы, безразмерная величина, зависит от местности;

    F - коэффициент оседания примесей в атмосфере;

    Н - высота источника выброса, м;

    m, n, з - вспомогательные коэффициенты;

    V j - объем газовоздушной смеси, м 3 /с;

    Т - разность температур наружного воздуха и газовоздушной смеси, °С.

    Предельно допустимый выброс (ПДВ) рассчитывается для каждого источника и для каждого вещества. При расчете ПДВ принимаются во внимание среднесуточные предельно допустимые концентрации веществ (ПДК CC). В том случае, если ПДК CC не разработаны, используют максимально разовые предельно допустимые концентрации - ПДК МР или ОБУВ - ориентировочно безопасные уровни воздействия веществ.

    ПДВ рассчитывается по формуле:

    где М, ПДК, С ф и С м - параметры, указанные выше.

    Данные для расчёта:

    вещество: SiO 2 ;

    агрегатное состояние вещества: пыль;

    местонахождение источника: Омск;

    мощность выброса: М=45 г/с;

    высота источника выброса: Н=60м;

    объём газовоздушной смеси: V j =14 м 3 /с;

    разность температур наружного воздуха и газовоздушной смеси: ?Т=16°С;

    соответствующие значения коэффициентов:

    А=200; F=1; m=1,2; n=1,1; з=0,6;

    ПДК=0,15 мг/м 3 ;

    Принимая С ф =0,1 ПДК=0,1 0,15=0,015 мг/м 3 , имеем:

    Таким образом, среднесуточный ПДВ составляет:

    Вывод: Так как не будет соблюдаться требование

    СМi + СФi ПДКi ,

    то на предприятии разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов вредных веществ в атмосферу и снижение экологического ущерба, наносимого предприятием окружающей среде. К таким мероприятиям относятся:

    • 1. Усовершенствование технологических процессов.
    • 2. Модернизация технологического оборудования.
    • 3. Установка пылегазоочистного оборудования.
    • 4. Благоустройство санитарно защитной зоны предприятия.

    Расчёт предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ со сточными водами

    Величины ПДС определяются для всех категорий водопользователей по формуле:

    ПДС=q C ПДС

    где q - максимальный часовой расход сточных вод, м 3 /ч,

    C ПДС - допустимая концентрация загрязняющего вещества, г/м 3 .

    При расчете условий сброса сточных вод сначала определяются значения C ПДС, обеспечивающее нормативное качество воды, а затем определяют ПДС.

    Если фоновая концентрация вещества, в водном объекте больше ПДК то ПДС рассчитывается по формуле:

    где С ф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта, г/м 3 .

    Основная расчетная формула для определения C ПДС имеет вид:

    C ПДС =n (C ПДК - С Ф) + С Ф,

    где C ПДК - предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта, г/м 3 ,

    n - кратность разбавления сточных вод водами водного объекта. Упрощенный расчет параметра n выполняют по формуле:

    где Q - расход воды в реке, м 3 /ч,

    q - расход сточных вод, м 3 /ч.

    Если в сточных водах присутствуют вещества, обладающие кумулятивным действием, то они образуют группы суммации по одинаковым лимитирующим признакам вредности. В этом случае должно выполняться требование:

    После достижения этого требования устанавливается

    С ПДСi = С i .

    Если в результате расчетов выявлено, что концентрация веществ в сточных водах превышает С ПДС, то предприятием разрабатываются мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах.

    Данные для расчёта:

    расход воды в реке: Q= 9,5 м 3 /ч,

    расход сточных вод: q= 5 м 3 /ч.

    Упрощенный расчет кратности разбавления сточных вод водами водного объекта:

    C ПДС =n (C ПДК - С Ф) + С Ф,

    Взвешенные вещества:

    C ПДС = (820 - 40) + 40=1522 мг/л

    C ПДС =1,9 (130 - 60) + 60=193 мг/л

    C ПДС =1,9 (14 - 0,5) + 0,5=26,15 мг/л

    Сульфаты:

    C ПДС =1,9 (350 - 60) + 60=611 мг/л

    C ПДС =1,9 (15 - 16) + 16=17,9 мг/л

    Аммоний-ион:

    C ПДС =1,9 (0,5 - 0, 4) + 0,4=0,59 мг/л

    Учитывая группы суммации по одинаковым лимитирующим признакам вредности:

    Токсикологический: аммоний-ион, фосфаты

    Санитарно-токсикологический: нитраты, хлориды, сульфаты

    ПДС вычисляем по формуле:

    ПДС=q C ПДС

    Взвешенные вещества:

    ПДС= 1522=3805 г/ч

    ПДС= 1934 =482,5 г/ч

    ПДС= 26,15 =65,375 г/ч

    Сульфаты:

    ПДС= 611 =1527,5 г/ч

    ПДС= 17,9=44,75 г/ч

    Аммоний-ион:

    ПДС= 0,59 =1,475 г/ч

    Вывод: В результате расчетов выявлено, что концентрация веществ в сточных водах превышает С ПДС, следовательно, предприятием должны разрабатываться мероприятия по снижению концентрации загрязняющих веществ в сточных водах:

    • 1. Механическая очистка (удаление взвешенных веществ);
    • 2. Физико-химическая очистка стоков (ввод в очищаемую воду веществ или реагентов в виде коагулята или флокулянта);
    • 3. Биологические методы очистки (Таким образом, происходит очистка вод от загрязняющих органических веществ. Существуют методы биологической очистки, близкие к естественным условиям, и методы искусственной очистки, когда строятся аэротенки, биофильтры, аэрофильтры и т. п., в которых процесс проходит гораздо интенсивнее);
    • 4. Дезинфекция очищенных сточных вод (Дезинфекцию производят после всех стадий очистки, вводя в очищенные стоки газообразный хлор, хлорную известь, а также с помощью электролиза или действием ультрафиолетовых лучей).

    Предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить инвентаризацию выбросов и разрабатывать проект ПДВ. ПДВ – это предельно допустимый выброс, то есть количество выбросов, не превышающее гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Проект ПДВ включает такие разделы как «Общие сведения о предприятии», «Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы», «Параметры выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», «Расчёты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам предельно допустимых выбросов», «Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях», «Контроль за соблюдением нормативов на предприятии». Раньше срок действия нормативов ПДВ соответствовал сроку действия проектной документации и составлял 5 лет. (согласно п.12 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по установлению предельно допустимых выбросов и временно согласованных выбросов, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2015 г. N 414 и п.1.7 Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, 1991 г)

    Предприятиям, не спешащим получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух грозят штрафы. Для должностных лиц штраф составляет от 40 до 50 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юридических лиц – от 180 до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

    Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

    Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

    С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

    Отправить

    Рост и развитие промышленности в конце 20 – начале 21 века поставили перед службами экологического контроля новые задачи. Так как множество производственных комплексов сбрасывает отработанные продукты горения в атмосферу, необходимо сохранить благоприятную экологическую обстановку с учетом новых промышленных мощностей. Для того чтобы следить за уровнем загрязнение было введено понятие предельно допустимые выбросы.

    В каждой стране с развитой тяжелой промышленностью есть свои нормативные документы по оценке качества воздуха, с требованиями и рекомендациями по контролю над загрязнением и очищением атмосферного воздуха примесями антропогенной природы. Для России допустимые нормы загрязнений – это ПДВ. За несоблюдение нормативов, указанных в ПДВ следует штраф или административная ответственность вплоть до остановки работы предприятия на неопределенный срок.

    Что это такое

    Аббревиатура ПДВ обозначает предельно допустимый выброс. Расшифровка простая – понятно, что это некоторый норматив в экологии, который устанавливается для экологического контроля объема вредных веществ. Соответственно, ПДВ норматив указывает максимально допустимый уровень для каждого источника загрязнения атмосферы. Это необходимо потому, что неконтролируемый объем выбросов загрязняющих веществ может сказаться не только на экологической обстановке в целом, но также на развитии агрономии, сельского хозяйства и на здоровье населения промышленных зон.

    Кроме ПДВ не существует других имеющих юридическую силу проектов относительно выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

    Нормативы ПДВ базируются на источниках – то есть для каждого типа источника свои параметры. Точно также нормативы предельно допустимых выбросов зависят от места расположения источника, окружающей его инфраструктуры и от типа загрязняющего вещества.

    Выбросы ПДВ рассчитываются индивидуально для каждого региона. На данный момент ответственность за создание нормативной базы лежит на территориальных органах исполнительной власти. В действующей базе выбросы ПДВ рассчитаны для более чем 600 элементов. Указаны суточные и разовые максимальные значения, есть указание на класс опасности. Так, в перечень веществ входят пестициды, тяжелые металлы, летучие углеводородные соединения.

    Кроме веществ, которые можно выбрасывать в атмосферу в определенной концентрации, нормативами устанавливаются списки веществ, категорически запрещенный к выбросу. На данный момент в списке 38 веществ. Необходимо ежегодно сверяться с нормами, в мелочах они меняются довольно часто. Серьезные изменения происходят не чаще, чем раз в пять лет. Так, более 5 лет назад устанавливались другие списки запрещенных веществ.

    Измерение ПДВ

    Предельно допустимые выбросы – это показатель экологической обстановки. Чистота воздуха важна и для населения, и для некоторых областей сельского хозяйства. Нормативы допустимых выбросов разработаны с учетом оптимального состояния атмосферы. При расчетах экологи учитывают, что некоторые вещества имеют тенденцию накапливаться за определенный срок. Такой свод правил по контролю и учету ПДВ позволяет избежать серьезного загрязнения и во многих промышленных зонах позволяет предотвратить экологическую катастрофу.

    Кроме того, контроль ПДВ позволяет оценить динамику загрязнения воздуха для отдельных регионов и предсказать возможные превышения допустимого предела. Расчет выброса осуществляется на основе специальных формул.

    При составлении формулы учитывают:

    • Возможность ограничения рабочих мощностей предприятия.
    • Наличие аналогичных производств с более экологичным подходом.
    • Предельно допустимые выбросы в атмосферу для данной группы веществ.
    • Соответствие нормативов ПДВ промышленным реалиям – важно, чтобы установленные нормы не нарушали работу предприятия.
    • Срок работы предприятий с данным типом выбросов, способность вещества накапливаться в атмосфере.
    • Физические и химические свойства вещества: срок сгорания, срок распада и полураспада.
    • Биогенную опасность, уровень токсичности.

    Концентрацию и объемы выброса измеряют непосредственно на каждом предприятии. Для этого используют комплекс инструментальных и лабораторных исследований.

    Как правило, производится определение таких параметров:

    • Скорость движения частиц выбрасываемой смеси.
    • Высоту сброса.
    • Учитывают атмосферные осадки – они влияют на физические параметры движения и распределения выброса.
    • Температура вещества.

    Затем пересчитывают концентрацию и сверяют соответствие полученных данных и нормативов ПДВ.

    Измерения проводятся с учетом таких метеорологических условий:

    • Скорость ветра.
    • Температура воздуха, ее колебания.
    • Наличие осадков.
    • Влажность воздуха.

    Таким образом, расчет и сверка нормативов ПДВ требует работы квалифицированного персонала и наличия специального оборудования. Несмотря на сложность и дороговизну мониторинга, за отсутствие экологического учета предусмотрен штраф. Ставка штрафования серьезная, могут быть применены другие административные меры.

    Единица измерения ПДВ – это граммы в секунду. То есть масса вредных веществ, которая поступает в атмосферу за минимальный промежуток времени. Чтобы удобнее мониторить годовые показатели, ПДВ обычно пересчитывают в тоннах – тогда определяют размер всех выбросов в течение календарного года.

    Для удобства работы предприятий, на каждое рассчитываются квоты – максимально допустимые пределы.

    Законодательное регулирование

    Главный российский законодательный акт, определяющий необходимость мониторинга качества воздуха – это закон под названием «Об охране атмосферного воздуха». Он содержит данные по нормативам ПДК, в частности – ПДВ, а также нормативы временно согласованных выбросов. Это такие сбросы которые предприятие может совершать в течение определенного времени и в строго оговоренном объеме. Обычно их разрешают, если польза от работы предприятия заведомо превышает возможный вред.

    Для руководителей предприятий важный документ – это специальная форма статистической отчетности под называнием №2ТП- воздух. Данные формы используют при вычислении нормативов, туда же заносят все требуемые показатели по выбросам на предприятии.

    На основании этой формы рассчитываются объемы фискальных санкций – в частности платежей за сброс вредных веществ.

    Предельные допустимые выбросы в атмосферу также обсуждаются в международном сообществе. К сожалению, единого регулирующего документа нет. На крупнейших экологических конференциях выпускают рекомендации, но они не имеют никакой силы. Тем временем экологи считают, что необходимо продолжать ужесточать меры по контролю над содержанием вредных веществ в атмосферном воздухе. Так как атмосфера не самоочищается об большого количества примесей, а значит, высокое загрязнение может привести к неблагоприятным климатическим последствиям.

    Действующие мероприятия по охране чистоты атмосферы:

    • Для каждого предприятия существует проект с квотами по ПДК и средними расчетными концентрациями.
    • Проводятся мероприятия по утилизации отходов, которые могут попасть в атмосферу.
    • Предусмотрена процедура создания экологических паспортов предприятий.
    • Введены административные меры для нарушающих правила: штраф, ставка которого весьма ощутима для предприятия.
    • Ежегодно проводятся геологические, химические и экологические исследования опасных в плане загрязнения атмосферы районов.

    В настоящее время введен жесткий контроль над количеством вредных веществ в атмосферном воздухе. Российское экологическое законодательство стабильно и серьезных изменений в ближайшие годы не предвидится. Современному экологическому законодательству удалось установить рациональный баланс между развитием промышленности и сохранением чистоты окружающей среды.