Методическая разработка на тему: Викторина "Знатоки психологии". «своя игра»по психологии Занимательная викторина по психологии

Звучит торжественная музыка. Вступительное слово ведущих.

Конкурс №1 «Привет!» (10 минут)

В данном конкурсе участники должны представить свою команду (название, девиз), а также проинсценировать случай из жизни людей какой-либо профессии. Критерии оценивания: - оригинальность и смысловая нагрузка названия и девиза команды; - соответствие содержания презентации специальности обучения; - участие всех членов команды в презентации.

Конкурс №2 «Знатоки профессий» (7 минут)

Каждой команде предлагается лист с кроссвордом на психологическую тему, касающуюся выбора профессии и соответствующего предмета. В течение фиксированного времени вся группа отвечает на вопросы (5 мин.)

По горизонтали : 2. Предмет труда профессий, связанных с исследованием, изучением и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями. 4. Особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. 6. Полезный вид деятельности, требующий специальной подготовки, выполняемый за определённое вознаграждение (зарплату), а также дающий человеку определённый общественный статус. 8. Организационное и правовое положение работника в конкретной организации, которое отражает обязанности, права и ответственность. 10. Предмет труда в профессиях, связанных с проектированием, производством и обслуживанием различных машин, приборов и механизмов. 11. Высшее учебное заведение.

По вертикали : 1. Неблагополучное состояние организма человека и его нервной системы. 3. Соответствие особенностей человека требованиям профессии. 5. Рабочее место человека. 7. Наука о душе, поведении и индивидуальных особенностях человека, «помощница» при выборе профессии. 9. Важнейшее условие правильного выбора профессии, выражающееся в выраженной познавательной потребности. Критерии оценивания: за каждый правильный ответ команда получает один балл.

Конкурс болельщиков

(В то время, пока команды готовят психологический портрет). Жюри просят назвать любую букву. Зрители, «болеющие» за команды, поочерёдно должны называть слова, имеющие отношение к психологии и выбору профессии, на эту букву. Та команда, чьи болельщики назвали большее количество слов, получает дополнительные баллы – по 0,5 балла за каждое «лишнее» слово.

Конкурс № 3 «Художники профессий» (7 минут)

Задание: участникам по очереди предоставляется право изобразить на бумаге 6 предметов, имеющих отношение к профессии. Команда-соперник угадывает, какая профессия изображена. Загадываются следующие специальности (они предлагаются на карточке): цветовод-дизайнер швея оператор ЭВМ медицинская сестра штукатур повар Критерии оценивания: - по одному баллу показывающей команде за каждый правильно угаданный ответ; - соответствие изображения профессии (максимум – 5 баллов).

Конкурс № 4 «Давай споём!» (10 минут)

Участники команд должны вспомнить и по очереди спеть отрывки песен, в которых упоминается какая-либо профессия. Критерии оценивания: - количество исполненных песен; - качество исполнения; - общая культура поведения членов команды. После данного конкурса предоставляется слово жюри, подводятся итоги. Победившая команда награждается грамотами и ценными призами.

Ответы на кроссворд «Выбор профессии»

(кроссворд)

По горизонтали : 2. Предмет труда профессий, связанных с исследованием, изучением и использованием природных ресурсов, уходом за животными и растениями (природа ). 4. Особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (способности ). 6. Полезный вид деятельности, требующий специальной подготовки, выполняемый за определённое вознаграждение (зарплату), а также дающий человеку определённый общественный статус (профессия ). 8. Организационное и правовое положение работника в конкретной организации, которое отражает обязанности, права и ответственность (должность ). 10. Предмет труда в профессиях, связанных с проектированием, производством и обслуживанием различных машин, приборов и механизмов (техника ).

По вертикали : 1. Неблагополучное состояние организма человека и его нервной системы (стресс ). 3. Соответствие особенностей человека требованиям профессии (пригодность ). 5. Рабочее место человека (пост ). 7. Наука о душе, поведении и индивидуальных особенностях человека, «помощница» при выборе профессии (психология ). 9. Важнейшее условие правильного выбора профессии, выражающееся в выраженной познавательной потребности (интерес ).

Викторина по психологии "ПСИХОЛОГиЯ"

Цели:

    развитие учебной мотивации

    содействие личностному росту учащихся

    расширение представлений о роли психологических знаний в жизни человека

Участники:

Учащиеся 5-7 классов, психолог.

Детям в большей степени необходимо ориентироваться на собственные суждения, выдвигать свои версии, занимать активную исследовательскую позицию, а не припоминать известную информацию из учебников по психологии.

Задание 1

Дать письменные ответы на 5 вопросов:

1. Что такое «Психология»?

Ответ__________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Предназначение профессии «Психолог»

Ответ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Телефон доверия - это…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Толерантность – это…____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечислите виды эмоций

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Расшифровать предложение:

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Волшебные слова”. Необходимо расшифровать пословицы при помощи специального ключа:

Задание 4

Проверка сообразительности, готовности памяти

    Как называется второй месяц лета?

____________________________________

______________________________________

    Что находится в начале книги?

_______________________________________

    Произведение каких двух чисел всегда меньше их суммы?

________________________________________________________

    Как называется самый короткий месяц в году? (два ответа)

________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как правильно сказать: 7+5 равно одиннадцати или адиннадцати?

___________________________________________________________

    У стола 4 угла, один отпилили. Сколько углов осталось?

__________________________________________________________

    Назови пять дней недели, не называя их по именам.

________________________________________________________________________________________________________________________________

    Когда мы видим два, а говорим четырнадцать?

________________________________________________________________

Сценарий игры «Слабое звено» (для учащихся 5-9 классов).

Добрый день! Я приветствую игроков и всех присутствующих в этом зале! Начинаем игру «Слабое звено». Перед нами команда, состоящая из 8 участников, учащихся 5 – 9 классов. Каждый из них может заработать сегодня определённую сумму баллов. Они должны стать одной командой. Семеро из них уйдут ни с чем, потому что команда назовёт их слабым звеном.
Теперь о правилах игры. Каждый правильный ответ принесёт команде одно очко. Сумма накопленных вами баллов в каждом раунде и будет вашим конечным результатом. Первый раунд будет длиться 2 минуты. С каждым новым раундом мы будем отбирать у вас по 10 секунд.
Пришло время представиться игрокам (игроки называют свои имена,).
Итак, мы начинаем игру «Слабое звено». Раунд первый.

Вопросы 1 раунда.
1. Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (5 кг)
2. За книгу заплатили 50 рублей и ещё половину стоимости книги. Сколько стоит книга? (100 руб)
3. Из Москвы во Владивосток вылетел самолет со скоростью 800 км/ч. Одновременно из Владивостока в Москву вылетел самолет со скоростью 500 км/ч. Какой из самолетов в момент их встречи был ближе к Москве? (Одинаково)
4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 час ожидать солнечную погоду? (Нет)
5. Мальчик купил несколько тетрадей по 6 рублей и 3 карандаша. Продавец выписал чек на 76 рублей. «Вы ошиблись», - сказал ему мальчик, взглянув на чек. Как он об этом догадался? (76 не делится на 3)
6. От куска материи в 20 метров портной отрезает каждый день по 2 метра. На какой день он отрежет последний кусок? (На 9)
7. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить всмятку 5 яиц? (3 мин)
8. Двое пошли - 5 гвоздей нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?
9. Что легче: пуд железа или пуд сена? (Одинаково).
10. До какого места заяц бежит в лес? (До середины).
11. Почему кошка бегает? (Не умеет летать).
12. От чего гусь плавает? (От берега).
13. По чему собака бегает? (По земле).
14. За чем во рту язык? (За зубами).
15. Что будет с вороной, которой седьмой год минул? (Пойдет восьмой).
16. Сколько в кг грамм? (1000).
17. Сколько минут в часе? (60).

Ведущий . Кто хочет направить команду по ложному пути? Кто заражает своим пессимизмом всю команду? Пришло время определить самое слабое звено. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий . Раунд второй. У вас в банке ____ очков, хотя могло быть 17. Мы отбираем у вас 10 секунд. Вас осталось семеро, и мы начинаем второй раунд с самого сильного игрока предыдущего раунда. Это литература.
Начнём.

Вопросы 2 раунда.
1. Как звали русского богатыря из города Мурома? (Илья)
2. Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Радионовна)
3. Чем встречал случайных гостей Соловей Разбойник? (свистом)
4. Из-за какого предмета поссорились Иван Иванович с Иваном Никофоровичем? (ружьё)
5. Кто является чаще героями басен Крылова? (животные)
6. Кого описывает Некрасов в стихотворении «На Волге»? (бурлаков)
7. Как называется имение, в котором жил Л.Н.Толстой? (Ясная поляна)
8. Что ел Бацюк в произведении «Ночь перед рождеством»? (вареники)
9. Что за плутовка обманули ворону из знаменитой басни Крылова? (лиса)
10. От кого получил смерть князь Олег? (от своего коня)
11. Имя собачки Герасима. (Муму)
12. Что ведьма собирала в рукав в ночь перед Рождеством в повести Гоголя? (звёзды)
13. О ком вспоминает Некрасов в стихотворении «Школьник»? (О Ломоносове)
14. Как звали няню Николеньки Иртеньева из повести Толстого «Детство»? (Наталья Савишна)
15. Как звали главную героиню повести Пушкина «Барышня-крестьянка»? (Лиза)
16. Кто послал вороне кусочек сыра? (Бог)
17. Как звали Пушкина? (Александр Сергеевич)
18. Кто написал “Мойдодыр”? (К.И. Чуковский)
19. Сколько богатырей в сказке А.С. Пушкина? (33)
20. Кто написал поэму «Руслан и Людмила»? (Пушкин)
21. О какой войне говорится в стихотворении Лермонтова «Бородино»? (Отечественная война с французами)
22. Где происходит действие рассказа «Муму»: в Петербурге, Москве или Нижнем Новгороде? (в Москве)
23. Раненый конь в рассказе «Теплый хлеб» остался жить у кузнеца, мельника или лесника? (мельника)
24. Как называется сказка, начинающаяся словами:
25. Жил - был добрый царь Матвей,
26. Жил с царицею своей… («Спящая царевна»)
27. Кто автор басни «Свинья под дубом»? (Крылов)
28. Кто написал рассказ «Муму»? (Тургенев)

Ведущий. Кто не состоялся как игрок? Кто захлебнулся от потока информации? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий. Раунд третий. И у вас в банке _____ очков, хотя могло быть 34. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас осталось шестеро, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Это русский язык.
Начинаем.

Вопросы 3 раунда.
1. Назовите согласные, не имеющие глухой пары. (л, м н, р, й)
2. Как правильно: красивее или красивее?
3. Кожаный, утиный, серебряный. Сколько н пишется в данных прилагательных? (одно)
4. Первый – это количественное или порядковое числительное? (порядковое)
5. Пол-лимона, пол-яблока, пол-Парижа. Как пишутся эти слова с корнем пол- : слитно или через дефис? (через дефис)
6. Сколько звуков в местоимении я? (два)
7. Назовите синоним к слову себялюбец (эгоист).
8. Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (ая)
9. Поля стеклянные, рамы деревянные, ручки … . Продолжите. (оловянные)
10. Словарный состав языка (лексика).
11. Сколько букв в русском языке?(33 буквы)
12. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей? (дополнение)
13. Триста пять – это простое или составное числительное? (составное)
14. Резиновый – это качественное или относительное прилагательное? (относительное)
15. Думать о будущем. Это глагольное или именное словосочетание? (глагольное)
16. Сколько звуков в слове ёлка? (5 звуков)

Ведущий. Кто сбился с пути? Кто настроен на проигрыш? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий . Раунд четвёртый. И у вас в банке ____ очков, хотя могло быть 50. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас осталось пятеро, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Это общие знания.
Начинаем.

Вопросы 4 раунда.
1. Назовите художника, написавшего картину «Бурлаки на Волге». (Васнецов)
2. Что украл чёрт в повести «Вечера на хуторе близь Диканьки»? (месяц)
3. Какому событию посвящено стихотворение Лермонтова «Бородино»? (Бородинскому сражению)
4. Как называется сказка, в которой Герда отправляется искать Кая? («Снежная королева»)
5. Назовите автора этой сказки. (Андерсен)
6. Какой русский князь описан в повести «Временных лет»? (Князь Олег)
7. Назовите «лошадиную фамилию» из одноимённого рассказа Чехова. (Овсов)
8. Автор повести «Дети подземелья» (Короленко)
9. Какое природное явление описал Пушкин в одной из своих повестей? (Метель)
10. Мужчина в расцвете сил, который живёт на крыше. (Карлсон)
11. Где нашёл Герасим Муму? (на речке)
12. Автор стихотворений «Зимнее утро», «Няне». (Пушкин)
13. С кем сравнивали Герасима в имении барыни? (с богатырём)
14. Трилогия Л.Толстого «Детство. Отрочество…». Продолжите. («Юность»)
15. Сколько лап у кошки? (4)
16. Где обитают пингвины? (Антарктида)
17. В переводе с греческого языка «экос» значит…(дом)
18. Основоположник географии? (Эратосфен)
19. Что проведёшь через две точки? (прямую)
20. В каком месяце празднуют День Победы? (май)
21. Самый большой материк? (Евразия)
22. Долгоносик кто: жук или бабочка? (жук)
23. Самая длинная параллель? (Экватор)
24. Как пишется слово «цыплёнок»: через «и» или «ы»? (ы)
25. В каком веке была открыта Америка? (15в.)
26. Как ещё называется растение алоэ? (столетник)
27. Кто слепой: крот или суслик? (крот)
28. Сколько пар ног у кузнечика? (3)
29. Где обитают скунсы? (в Северной Америке)
30. Панда: древесный или бамбуковый медведь? (бамбуковый)
31. Столица Франции? (Париж)
32. Каким прибором измеряется АД? (барометром)
33. Что означает имя Виктория? (победа)

Ведущий . Кого пора отправить в запас? Кто не настроен на победу? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий. Раунд пятый. И у вас в банке ____ очков, хотя могло быть 64. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас осталось четверо, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Это ____________________ Начинаем.

Вопросы 5 раунда.
1. С какими морфемами неопределённые местоимения пишутся через дефис? (кое-, -то, -либо, -нибудь).
2. Убить двух зайцев, наговорить с три короба, как две капли воды. Какие это обороты? (фразеологические)
3. Антоним к слову широкий (узкий).
4. Каким способом образованы слова сибирский, казацкий, зайчонок? (суффиксальным)
5. Антоним к слову активный (пассивный).
6. И – сочинительный или подчинительный союз? (сочинительный)
7. Честный, устный, известный. Какая орфограмма есть во всех этих словах? (непроизносимая согласная)
8. Для чего служат относительные местоимения?
9. Невежа- это малообразованный или грубый, невоспитанный человек? (грубый, невоспитанный человек).
10. Драчёна, махотка, дёжка – это профессионализмы или диалектизмы? (Диалектизмы)
11. Знамя, стремя, племя. Какие это существительные? (разносклоняемые)
12. Как правильно: быстрый такси или быстрое такси? (быстрое такси)
13. Семь пятых. Определите разряд числительного. (дробное)
14. Суффикс – это словообразующая морфема, стоящая после корня или после приставки? (После корня)

Ведущий . Кого накрыло волной? Кому уже не всплыть? Пришло время определить самое слабое звено. Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий . Раунд шестой. И у вас в банке ____ очков, хотя могло быть 76. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Вас осталось трое, и мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда.
Это _________________________________________________ Начинаем.

Вопросы 6 раунда.
1. Как называется приём изображения, когда неодушевлённые предметы наделяются человеческим свойством? (Олицетворение)
2. Как называется приём преувеличения? (гипербола)
3. Вымышленное имя, которое принимает писатель? (псевдоним)
4. Приём противопоставления. (Антитеза)
5. Природная зарисовка в художественном произведении. (Пейзаж)
6. Краткий, иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение. (Басня)
7. Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Кто автор этих строк? (Плещеев)
8. Шуми, шуми, зелёный лес,
Знаком мне шум твой величавый…
Кто автор этих строк? (Никитин)
9. Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести…
Кто автор этих строк? (Майков)

Ведущий. Кто так и не привык к темпу нашей игры? Кто растерялся в решающем раунде? Пришло время определить самое слабое звено.
Голосование началось. (Участники называют имя участника, аргументируя свой выбор).

Ведущий . Раунд седьмой. И у нас осталось всего два участника. У вас в банке ____ очков, хотя могло быть 86. Мы отбираем у вас ещё 10 секунд. Та сумма, которую вы положите в банк в этом раунде, автоматически удвоится. Мы начинаем с самого сильного игрока прошлого раунда. Это ___________ Начинаем.

Вопросы седьмого раунда.
1. Автор сказок «Золушка», «Кот в сапогах» (Шарль Перро)
2. В доме 8 дробь один у заставы Ильича жил высокий гражданин по прозванью Каланча. Кто это? (Дядя Стёпа)
3. Каким неприличным словом обозвал Иван Никифорович Ивана Ивановича? (гусак)
4. Кто напрасно ждал ключей от старого Кремля в стихотворении Пушкина «Москва… как много в этом звуке…»? (Наполеон)
5. Какое вымышленное имя придумала себе Лиза из повести «Барышня-крестьянка»? (Акулина)
6. Слово «тройка»- это имя числительное или имя существительное? (существительное)
7. К какому роду относятся слова опилки, весы, ножницы? (Нет рода)
8.Союз – это самостоятельная или служебная часть речи? (Служебная)
9.В склонении каких числительных есть только две формы? (сорок и девяносто)
10.Назовите второстепенные члены предложения. (дополнение, определение, обстоятельство)
Ведущий. Вы положили в банк ____ очков. Ну что ж, мы удвоим эту сумму. И сейчас на кону _____ очков. В восьмом раунде вы будете играть друг против друга. Каждому из вас поочерёдно будет задано по 3 вопроса. Выиграет тот, кто даст большее количество правильных ответов. Итак, мы начинаем последний, восьмой раунд.
Вопросы 8 раунда.
1. В какой литературной сказке в темнице царевна тужит, а бурый волк ей верно служит? («Руслан и Людмила» Пушкина)
2. Как звали «чудесного доктора» из одноимённого рассказа Куприна? (Профессор Пирогов)
3. Какой буквой можно превратить геометрическую фигуру в топливо? (ь угол-уголь)
4. Что у человека есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква о)
5. Назовите жанры устного народного творчества. (Загадки, пословицы, поговорки, былины)
6. Кто автор «Повести временных лет»? (Нестор)
7. Продолжите строки «Буря мглою небо кроет… (Вихри снежные крутя…)
8. Продолжите строки «Сижу за решёткой в темнице сырой… (Вскормлённый в неволе орёл молодой…)
Ведущий . Итак, игра окончена. Вы самое сильное звено в цепи шестиклассников. Ваш выигрыш составил ______ очков. Поздравляем. Просим выйти на сцену всех участников игры.
(все участники выходят на сцену для получения поощрительных призов и грамот).
А с вами мы прощаемся. Это была всего лишь игра. До встречи!

«Совет директоров»

Игра предназначена для школьников старшего возраста.

Большинство ребят представляют, что такое совет директоров, по фильмам. Можно предложить им устроить нечто подобное дома.

Ведущий должен заранее придумать для каждого играющего роль, изложить на отдельных листочках цели и возможности каждого персонажа и раздать листы игрокам. Чтобы игра получилась захватывающей, необходимо, чтобы у некоторых участников были противоположные интересы.

Правила игры следующие: разрешается вступать в союзы с другими играющими, запрещается отступать от цели, подставлять других игроков и превышать полномочия, полученные в начале игры.

Выигрывают те, кто раньше добьется своей цели. Именно у этих игроков сильнее всех развиты лидерские способности.

Ведущий должен обратить внимание на то, как участники игры разговаривают, чтобы понять, какие их качества нужно развивать в первую очередь.

«Куры и лисы»

Для детей старшего школьного возраста и подростков. Максимальное число игроков не ограничено, но не должно быть менее 11 человек.

Выбирается ведущий, игроки делятся на две равные команды, дают каждой из них название: «куры» и «лисы». Проводится длинная линия, параллельно которой на расстоянии 1 м выстраиваются две команды. На линию встает ведущий. Когда он произносит команду: «Куры!», начинают убегать «куры», а «лисы» их догоняют. Команда, которая догоняет, должна поймать убегающих или дотронуться до них. Чем больше атакующая команда поймает «кур», тем лучше.

Ведущий может атакующими сделать и команду «кур», чтобы игроки не привыкали к тому, что они всегда убегают, а «лисы» – атакуют, а потому были настороже.

Фильмы и актеры

Выбирается ведущий. Он берет мяч, остальные заключают его в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из игроков и называет любой фильм – российский или зарубежный. Игрок, получивший мяч, должен быстро назвать какого-либо актера, который занят в нем, и отдать мяч обратно ведущему. Если игрок не сумел вовремя сориентироваться и назвать актера, он выходит из игры. То же самое происходит, если игрок назвал актера, но не успел вовремя отдать мяч.

Играть можно и по-другому. Например, ведущий называет актера, а игрок – фильм, в котором этот актер снимался. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок – победитель.

«Гример»

Для детей старшего школьного возраста.

Есть два способа проведения игры. В первом случае состояние человека играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором – через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изобразит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения – парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить результат труда. То есть – выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.

«Создай эмоциональный образ»

Для детей среднего и старшего школьного возраста. Число участников от четырех человек.

Перед началом игры всем раздают по 3 листа бумаги и по карандашу.

Ведущий предлагает игрокам нарисовать по одному человеческому лицу на каждом листе бумаги, причем это лицо должно выражать какую-либо эмоцию: радость, печаль, злобу, недовольство и т. д., по выбору самого игрока. На выполнение этого задания отводится 10-15 минут. После этого ведущий собирает рисунки у игроков, перемешивает их. Все рассаживаются полукругом возле ведущего, так, чтобы его было хорошо видно. Ведущий достает по одному рисунку и показывает (предъявляет) его всем игрокам. Ребята в свою очередь должны постараться определить. какую именно эмоцию выражает данное лицо. Игрок, являющийся автором этого рисунка, не должен подсказывать остальным.

Если игроки правильно угадывают эмоцию, то автор рисунка получает очко.

Но может получиться так, что, отражая на бумаге эмоциональный образ, автор рисунка имеет в виду одну эмоцию, а остальные дети увидели в нем другую. В этом случае у игрока минусуется одно очко.

При подведении итогов победителем игры считается участник, набравший больше всего очков.

Радость или грусть?

Для детей старшего школьного возраста.

Все присутствующие делятся на две команды. Первая команда должна выйти из комнаты, их участие в игре ограничивается ролью стороннего наблюдателя. Вторая команда начинает игру. Ведущий задает игрокам различные вопросы области литературы, математики, искусства. Участники игры отвечают на них.

Если ответ верный, игрок получает небольшой приз – конфету, игрушку или сувенир.

После завершения ответов на вопросы приходит вторая команда. Задача участников – по поведению друзей угадать, кто из них правильно ответил на вопросы, а кто нет. Суть игры проста: далеко не все дети могут сдержать свою радость по поводу удачного ответа на вопрос или, наоборот, грусть из-за незнания верного ответа. Вторая команда пытается угадать эмоции членов первой команды.

Разумеется, далеко не все члены второй команды смогут догадаться об этом, руководствуясь только поведением ребят из первой. Если кто-то смог выполнить это условие, ему присуждается определенное количество очков. Отмечаются также те ребята из первой команды, которые сумели сдержать свои эмоции. Победителями становятся те, кто набирает больше очков.

Точный расчет

Для детей старшего школьного возраста.

Дети должны уметь анализировать какую-то ситуацию, взглянув на нее с позиции стороннего наблюдателя. Разумеется, при этом не должно быть места эмоциям, которые только вредят пристальному анализу. Чтобы научить детей подобному, можно использовать следующую игру.

К игре надо подготовиться заранее. Суть ее в том, что ведущий читает или рассказывает какую-то историю, которая вызывает у всех живейший отклик. Задача ребят – высказать свое мнение по поводу поведения различных героев этой истории. Но высказывания должны быть предельно сдержанными, в них нежелательны какие-то эмоции.

А чтобы рассказ ведущего вызывал наиболее живой отклик среди всех ребят, его можно снабдить множеством деталей и подробностей. Словом, можно рассказать как бы историю из своей жизни, добавив к ней множество различных деталей.

Ведущий внимательно следит за высказыванием каждого. Если игрок говорит спокойно, анализируя рассказ с точки зрения стороннего наблюдателя, не проявляя при этом таких эмоций, как радость, гнев или неприязнь, то ведущий может высоко оценить его ответы. Если участнику игры не удается сдержать свои эмоции – соответственно, он получает меньше очков. В конце игры подводятся итоги. Те, кто наберет больше очков, могут считаться победителями.

«Бедные и богатые»

Для детей старшего школьного возраста.

Современные дети четко осознают разницу между материальным положением различных семей. Они точно знают, чьи родители зарабатывают много, а чьи – мало. Игра поможет детям преодолеть мучительный комплекс из-за недостаточного благополучия своей семьи.

Ведущий может рассказать небольшую историю о какой-то семье. Можно использовать историю из литературного произведения или фильма и включить в нее упоминание о какой-то бедной или богатой семье. Затем он предлагает побеседовать на эту тему. Вопросы могут быть самыми разными, например: «Кто более счастлив – тот, у кого больше денег, или тот, кто умеет довольствоваться малым?»

Каждый ребенок имеет право высказаться. Например, ребята могут привести собственные примеры о влиянии денег на жизнь. По ходу беседы все должны уяснить, что много денег – это еще не самое главное в жизни. В качестве примера ведущий может рассказать истории из жизни знаменитых людей, чье материальное благополучие не принесло им счастья.

Игру можно несколько разнообразить. Например, каждый начинает фантазировать на тему, как он представляет свою будущую жизнь. Он может сказать, кем хочет быть, когда вырастет, сколько он хотел бы зарабатывать и как хотел бы устроить свой дом и т. д. В игре нет победителей и побежденных, каждый имеет право на свое мнение.

Общение с незнакомыми людьми

Для детей старшего школьного возраста.

Дети часто испытывают трудности в общении с незнакомыми людьми. Например, в магазине они стесняются спросить продавца о чем-то или на улице не могут набраться смелости и спросить, как пройти по нужному адресу. Игра поможет со временем избавиться от этого комплекса. Суть игры проста. Ведущий и кто-то из участников игры должны завести беседу с кем-то из незнакомых людей. Это может происходить следующим образом: они подходят в магазине к продавцу. Ведущий при этом сохраняет молчание, а игрок сам должен подробно расспросить продавца о чем-то.

Например, можно выбрать какую-то заводную игрушку и узнать все о том, как она работает. Когда игрок подробно расспросит продавца о чем-то, ведущий оценивает уровень его общения по балльной системе. Остальные ребята могут находиться рядом, а могут ожидать товарищей недалеко от магазина. Игра продолжается, но теперь завести беседу должен другой игрок.

Варианты беседы самые разные: например, можно расспросить о чем-нибудь старушку на лавочке, дворника, милиционера и т. д. За умение завести разговор с незнакомым человеком ведущий присуждает каждому игроку определенное количество баллов. Разумеется, в игре нет победителей и побежденных, но тот, кто наберет больше баллов, может быть поощрен каким-то призом.

Психологическая викторина для школьников

Аброськина Евгения Александровна, педагог-психолог МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования «Доверие» Ленинского района, Тульская область
Описание работы: Психологическая викторина предназначена для детей 10-14 лет. Данная викторина будет полезна для работы педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, вожатым. В викторине принимают участие две команды по 7-10 человек.
Задачи викторины:
1. Развить коммуникативные навыки;
2. Сформировать навыки сотрудничества, принятия коллективного решения;
3. Сплотить детей;
4. Активизировать познавательные способности детей
Оборудование: цветные карандаши, альбомные листы, ватман с заданиями, два разрезанных на части рисунка, семь карточек с изображениями геометрических фигур разных цветов (2-жёлтых круга, 1-зелёный треугольник, 1–жёлтый треугольник, 2-красных квадрата, 1-жёлтый квадрат), 20 прищепок, грамоты.
Предварительная работа: разделить ватман на 6 частей. В каждой части сделать рисунок-подсказку и написать карточку с заданием.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем участвовать в «Психологической викторине». Перед вами висит игровое поле с картинками-подсказками и номерами заданий, которые вы будите выполнять. Правила нашей игры простые: Команда выбирает задание. Та команда, которая лучше и быстрее справляется с заданием, получает жетончик и право выбрать следующее задание. Выигрывают те, кто набрал больше жетончиков. Для начала мы с вами разделимся на две команды. Рассчитайтесь на первый, второй. Теперь каждая из команд выберите своего капитана и придумайте себе название и отличительный знак. Время на выполнение задания – 5 минут.
Педагог раздаёт командам чистый альбомный лист и цветные карандаши. Ребята рисуют свой отличительный знак и придумывают название команды.
Педагог: Время истекло. Теперь первая и вторая команда представьтесь.
Дети представляют свои команды
Педагог: Молодцы! Теперь вы стали командами и готовы к нашей викторине. Право первого выбора задания достанется той команде, которая первой справится с моим заданием: «Кто вперёд построится по цвету волос. От меня должен встать ребёнок с самыми светлыми волосами».
Ребята строятся
Команда …(название победившей команды) победила! Вы были быстрее и можете первыми выбрать любой номер задания.
Дети говорят номер задания, которое они хотят выполнить.
Задание 1. «Эрудит». Каждая команда придумывает как можно больше слов на букву «С» и записывает их. На подготовку к заданию вам отводится 5 минут. Ребята, каждая команда, называет по очереди слова. Первой начинает выигравшая команда. Кто последний назовёт слово, тот и выиграл.
Ребята называют слова
Задание 2. «Паутинка». Каждому капитану команды нужно выйти из помещения. Остальные участники команды возьмитесь за руки. Теперь постарайтесь «запутаться», главное не расцепляйте руки. Как будете готовы, капитаны вернутся к нам.
Дети «запутываются» и входят капитаны.
Педагог: Капитаны, подходите к другой команде и постарайтесь её распутать, руки разъединять нельзя. Выиграет команда, капитан, которой первой справится с заданием.

Задание 3. «Самый быстрый». Каждой команде я раздам одинаковые картинки, разрезанные на части. Вам нужно будет собрать эти картинки.
Задание 4. «Что изменилось?» Ребята следующее задание проверит ваше внимание и память. Выберите по 1 человеку из каждой команды. Сейчас мы с выбранными людьми подойдём к столу, на котором я разложила картинки. По моему сигналу вы на несколько секунд посмотрите на карточки, после чего вы отойдёте и я, что-то изменю. Вашей задачей будет найти изменение. Кто быстрее справится с заданием, тот и выиграл.
Задание 5: «Потайные прищепки». Для данного задания нужны будут по два человека от каждой команды. Одному человеку от каждой команды завязывают глаза. Двое других прикрепляют на одежду друг друга прищепки так, чтобы их тяжело было найти. Ребята с завязанными глазами должны отыскать прищепки. Готовы? Тогда начнём.
Ребята ищу прищепки. Победившим даётся жетон.
Задание 6. «Без слов». Педагог: Ребята главное правило следующей игры в том, что нельзя произносить не одного слова. Сейчас я раздам каждой команде по листу бумаги и каждому члену команды по листку с заданием. После того как я раздам задания, ничего в слух произносить нельзя, свои листочки показывать друг другу нельзя. Вам нужно будет на листах всем вместе нарисовать общий рисунок, не переговариваясь. Кто быстрее и правильнее справится с заданием, тот и выиграл.
Педагог раздаёт листочки с задания:
1. В башне 10 этажей
2. Всего 10 окон
3. Первый этаж красного цвета
4. На окне 5 этажа горшок с цветком
5. Шестой этаж зелёного цвета
6. Восьмой этаж розового цвета
7. На всех окнах шторы
8. Контур башни синего цвета
9. Из окна 3 этажа видно человека
10. Десятый этаж жёлтого цвета
Дети выполняют задание, педагог называет победителя.


Педагог: Вот мы и подошли к концу нашей «Психологической викторины». Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь давайте подсчитаем жетоны и определим победителей.
Подсчитываются жетоны. Награждаются победители.
Рефлексия: Давайте теперь сядем в круг и обсудим сегодняшнее мероприятие. Какие задания вам больше всего понравились? Что вызвало трудности? Что помогло выиграть? Ваши пожелания.
Ритуал прощания: Подошло время прощаться. Пожмите руки друг другу и сделайте комплимент своему соседу. Консультация для родителей "Половое воспитание детей старшего дошкольного возраста"