Западня, или о духовной сухости. Духовная пустота Из чего произрастают уныние и его порождения

Дорогие братья и сестры из «Духовных вопросов и ответов»,

В эти годы я всегда чувствую пустоту в сердце. Когда-то я думала, что это из-за отсутствия денег и положения. В последние годы я обрела и то и другое, но все равно чувствовала пустоту. Хотя я часто молюсь Господу, но это чувство растет внутри меня с каждым днем. И я все больше боюсь этого чувства. Что мне с этим делать?

С уважением,

Дорогая сестра Но Янь,

Честно говоря, вы не единственная, кого беспокоит чувство духовной пустоты. Так происходит у всего общества. Многие полагают, что это результат недостатка денег, неимения статуса, чувства незащищенности, неблагополучия семьи и так далее. А потому, чтобы изменить это, они торопятся и много трудятся. Некоторые люди хотят сделать свою жизнь счастливее, получив продвижение по работе или разбогатев. Однако, став успешными, они живут в лицемерном мире, полном интриг и обмана. Некоторые люди хотят стать счастливее, стремясь к деньгам. Ради денег они тратят все свои знания, а иногда даже обманывают и блефуют. Кому-то из них удается стать миллионерами или миллиардерами, но тем не менее они теряют более ценные вещи. Некоторые нацеливаются на продвижение в жизни. Чтобы достичь этой цели, они доходят до продажи совести и плоти. В конце концов их жизнь становится не такой счастливой, как им мечталось, они полны беспомощности и пустоты. … Как все мы знаем, Соломон был самым мудрым и самым богатым царем. Но он сказал:«Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё—суета и томление духа!» (Екклесиаст 1:14) Это убедительно показывает, что стремление к богатству, известности и статусу может лишь сделать нас еще более пустыми и развращенными. Посредством таких мирских вещей сатана связывает и поражает нас. Через мирские вещи сатана заставляет нас отклониться от Бога, последовать за этими бессмысленными и бесполезными вещами и наконец умереть с пустотой. Сердце человека – это храм Бога, поэтому как только наше сердце удалится от Бога, и мы потеряем обеспечение Божьих слов, мы однозначно будем пусты.

В Интернете я когда-то прочитала этот отрывок из слов в книге: «Как бы правители и социологи ни ломали свои головы для сохранения человеческой цивилизации, если нет руководства Бога, это все бесполезно. Никто не может заполнить пустоты в сердце человека, так как никто не может стать жизнью человека, и никакая социальная теория не избавит человека от пустоты, от которой он страдает. … В конце концов, человек – это просто человек. Положение и жизнь Бога не сможет заменить никто из людей. Человечество не просто нуждается в справедливом обществе, где каждый накормлен, свободен и имеет равные с другими права, оно также нуждается в спасении и Божьем обеспечении жизни. Только когда человек получает спасение Бога, когда Бог предоставляет ему жизнь, тогда нужды человека, его желание исследовать и духовная пустота могут быть удовлетворены ». Из этих слов мы видим, что без Божьего обеспечения жизнью нас, людей, без Его спасения и без Его слова, как реальности нашей жизни, наш дух будет пуст. Причина такова: когда Бог сотворил человека, Бог вдохнул в него дыхание жизни, и он стал живым существом. Поэтому дух внутри нас от Бога и неотделим от Него; наш дух может узнавать Бога и Его голос, и он нуждается в поливе, питании и обеспечении Его словами. Когда мы слышим слово Божье , славим Его или молимся Ему в поклонении, мы чувствуем особый мир, радость и удовлетворение в своем сердце, как будто сирота снова встречает своих родителей. Чем больше мы живем Божьим словом, чем больше повинуемся и поклоняемся Ему, тем большую уверенность и просвещение мы будем чувствовать в своем сердце, и тем более полной и ценной будет наша жизнь. Естественно, у нас не будет чувства пустоты. Как верующие в Бога, мы можем подтвердить это. Ясно, что наша человеческая жизнь неотделима от Бога и от обеспечения Его слов. Поклонение Богу и жизнь по Его слову – таковы Божьи требования для нас, сотворенных людей. Такова Божья воля и духовная потребность нас, людей. В этом также тайны нашей жизни. Именно так сказал Господь Иисус : «… не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих »(От Матфея 4:4). «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь »(От Иоанна 6:63). Слова, сказанные Богом, – это истина, путь и жизнь. Только если мы приходим к Богу, чтобы искать Его руководства, заботы, защиты и получить от Него обеспечение жизни, проблема нашей духовной пустоты будет решена.

Сестра Но Янь, сейчас вы, возможно, понимаете, что причина нашего чувства пустоты в том, что мы становимся отдалены от Господа. Возможно, мы заняты очень многими вещами, и поэтому у нас не остается времени быть рядом с Ним; возможно, ради стремления к мирской славе и богатству мы пренебрегаем своими отношениями с Господом; возможно, мы не часто читаем слова Господа, таким образом теряя нормальные отношения с Ним. … Какой бы ни была причина, если мы хотим освободиться от пустоты, мы должны вернуть нормальные отношения с Господом. Как же нам сделать это? Во-первых, мы должны молиться Господу с искренностью, ибо Он сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине » (От Иоанна 4:24). Когда мы будем взывать к Богу с истинным сердцем, Он поможет и поведет нас. В то же время мы должны отыскивать намерение Господа через молитву. Почему наши отношения с Господом в последнее время не были нормальными? Потому ли, что отчасти то, чем мы живем, неугодно Господу, что Он скрывает Свое лицо от нас? Если так, мы должны покаяться перед Господом и исправить свои ошибочные поступки. Через раскаяние мы получим Его руководство и затем выйдем из состояния слабости, пассивности и пустоты. Во-вторых, мы должны больше практиковать свои духовные размышления. Постоянно читая слова Бога, молясь Ему и воспевая песни, мы будем постепенно смирять свои сердца перед Ним и возвратим нормальные отношения с Ним. Например, в обычные времена мы читаем два стиха и молимся дважды каждый день; когда мы отдаляемся от Него, мы должны читать больше стихов и больше молиться каждый день; кроме того, мы должны больше петь песни, больше посвящать себя Господней работе, больше беседовать с братьями и сестрами и так далее. Таким образом наши отношения с Господом станут еще ближе. Если мы не будем на самом деле сотрудничать с Господом, а будем лишь пассивно ждать, когда Он начнет действовать, то мы никогда не возвратим нормальные отношения с Ним. Поскольку есть одно условие, которое нужно соблюсти, чтобы мы могли получить работу Святого Духа. Это условие – наше активное участие. Только таким путем наша ситуация будет становиться лучше и лучше. Шаг за шагом мы не только сможем освободиться от ужасного чувства пустоты, но, что еще более важно, мы сможем быть защищены, чтобы идти путь спасения Божьего.

После этого я увидел, что слова Господа говорят: «… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя …» (От Матфея 22:37-39). Из этих слов Господа Иисуса я понял правильные цели, стремиться к которым призывает нас Бог: одна – это любить Бога, другая – любить ближнего как самого себя. Найдя правильное направление, я начал практиковать слова Господа в своем каждодневном окружении. Так постепенно мои отношения с Господом становились все ближе. Впоследствии исчезло ужасное чувство пустоты. По своему опыту я чувствую, что точка зрения на стремление очень важна для нас христиан. Если то, к чему мы стремимся, будет одобрено Богом, мы однозначно будем под Его руководством. Если мы далеки от Господа какое-то время – это показывает, что наша точка зрения на стремление или практика не соответствуют Его воле, а потому в нашем сердце – пустота. Единственный способ избавиться от пустоты – установить нормальные отношения с Богом и идти путем, который Он одобряет. Только таким образом мы можем всегда радоваться.

Я надеюсь, что эта беседа смогла подарить вам надежду. Пусть Господь выведет вас из состояния пустоты. Если у вас появятся трудности или какие-то проблемы в жизни или в вашем духовном поиске, можете обращаться к нам. Да будут вся слава и честь нашему небесному Отцу.

Искренне ваши, братья и сестры из «Духовных вопросов и ответов»

Вам также может понравиться:

Ищите Бога,
Ищите слёзно,
Ищите, люди
Пока не поздно!
Ищите всюду,
Ищите каждый.
И вы найдете
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба!
Но так ищите -
Как нищий хлеба!

Стихотворение, написанное на стене домика
блаженной Паши (Параскевы) Саровской в
Серафимо-Дивеевском женском монастыре

Если Вы когда-нибудь анализировали свою жизнь, а скорее всего это было и не раз. То, наверняка замечали, что есть особые периоды или моменты, которые нас меняют очень сильно. И после которых, такими как прежде нам уже не остаться никогда. Нет, я искренне верю, что каждая наша встреча далеко не случайна, более того, промыслительна. Верю, что каждый человек в нашей жизни и каждая ситуация нам что-то несет свое, о чем-то говорит. Но, такие вещи, порой просто не замечаются за суетой, и на них и вовсе можно не обратить внимания. А вот… есть один, два!!! момента, которые нас заставляют задуматься о многом и многое переосмыслить.

Что это может быть? Да что угодно! Развод с любимой женщиной. Бесконечное одиночество. Тяжелая болезнь или травма! Возможно, сплошная череда неприятных событий. Потеря дорогого близкого человека… Порой, именно это вытряхивает нас из кокона самообмана, да и общей лжи, которая так старательно навязывается миром, общественным мнением, по телевизору, слухами и общем укладом так называемой «нормальной» жизни.

И может в этот момент, человек впервые в свое жизни начинает задавать себе самые важные вопросы… «Кто же такой Бог?» Может ли человек знать это наверняка? Да и есть ли Он в этом мире, где несчастья, зло, несправедливость господствуют порой почти беспредельно? Этот страшный вопрос о бытии Бога задавали себе миллиарды людей. И каждое поколение, каждый из нас не уйдет от поисков ответа на этот вопрос.

И если хоть немного не полениться, хоть немного постараться потратить времени на то, что касается нашей души… то можно удивиться! На сколько же мы мало знаем о окружающем нас мире. Возьмем Святое Евангелие в руки, откроем эту священную книгу. Откроем для себя Священное предание нашей родной Церкви.

Прочтите хоть одну из книг Паисия Святогорца, Антония Сурожского, откройте для себя творчество великолепного писателя Кэрролла Льюиса «Просто христианство». Почитайте хоть несколько писем игумена Никона Воробьева или русского святителя Игнатия Брянчанинова. Вы откроете для себя удивительный мир. Мудрования всех современных психологов покажутся Вам детскими сочинениями по сравнению с той простой мудростью и жизнью, что будут дышать на Вас со страниц этих книг. Там есть ответы на ВСЕ интересующие Вас вопросы. О душе, о жизни, о горе, о радости, о детях. Вопросы о настоящей любви, о верности. О том, как стать, наконец, человеком счастливым, обрести покой своей душе, своему сердцу уже в этой, земной жизни.


На многое откроются глаза. Мы реально увидим, что грех существует. Существует и Бог и ангелы, Пресвятая Дева Мария, и конечно лукавый тоже существует. И что основная его задача, как раз и состоит в том, чтобы погубить человеческую душу. Всеми правдами и неправдами отвлечь от Бога. Завлечь человека чем угодно, работой сверх всякой меры, каким-то опасным видом спорта, кого-то алкоголем, кого-то деньгами, кого-то наркотиками, кого-то властью, кого-то плотской страстью (вплоть то измен или любовных похождений, которые до того стали в норме, что это уже почти и не осуждается обществом) и таких красивых с первого взгляда «конфеток» очень много. Но внутри-то, за ярким фантиком… порой не просто пустота, а самый настоящий яд. И каждого он ловит на какую-то свою удочку и ведет на ней. По-сути, ему все равно, на чем довести человека в пропасть, на страсти к деньгам, на воровстве, на пьянстве, на излишней гордости или самолюбии. Цель одна - погубить, уничтожить душу человека. И без Бога, у человека шансов нет. Не ведя духовной жизни, хоть немного, у человека образуется в груди пустота, которая постоянно не дает нам покоя.

Я думаю, что каждый ощущал эту пустоту в груди. Кажется, что самое важное, самое лучшее где-то рядом, но даже в самых ярких любовных романах и то, это заполнение лишь временное, больше от эмоций, нежели от настоящего глубокого чувства. И ни в чем мирском, ни в каких вещах или удовольствиях, ни какими богатствами вещественного мира, эту пустоту заполнить не получится.

О чем во множестве своем свидетельствуют несчастные (по-настоящему несчастные) люди. Так называемые уже «изрядно поношенные» сердцееды-любовники, которым все мало и мало одной любимой и их, как одержимых тянет все к новым и новым ощущениям, но за каждым их ждет все большее и большее разочарование. Или пустота того, кто жаждет власти, идет все дальше и дальше и по головам, по шеям, по людям… Или тот кто просто тихо спивается где-то в однушке, по сути так же пытается заполнить ту невыразимую и глубочайшую бездну нашего сердца, нашей души. Пытается найти свое счастье хоть в этом. И ни у кого, со времен Адама, еще не получилось сделать это, без самого главного. Без Бога.

Но, когда у человека появляется вера в Бога, молитва, первое знакомство со Священным Писанием, надежда на православных святых, которые всегда рядом с нами, стоит к ним только обратится мысленно (Ведь у Бога все живы. От Луки, глава 20. 38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ), тогда человек по-настоящему может быть счастлив, наполнен, спокоен внутри и уверен снаружи. Может свернуть горы, если нужно. Тогда человек выходит как бы на духовную орбиту, он начинает
открывать глаза и видеть, что этот мир далеко не так прост, далеко не так материален.
Он начинает замечать, что есть маленькие чудеса и видит, как действует молитва, видит какие невероятные сокровища дают нам таинства Церкви. И только тут, происходит реальное изменение человека. Кардинальное. Не наносное, когда человек вроде тужится сам все управить в своей жизни и себя самого. Пытается побороть, к примеру, пьянство, кодируется и становится настолько скверным характером, что говорят «уж лучше бы и дальше пил», Вы такое встречали? Я да.

Или, к примеру, начинает бороться с чревоугодием и зацикливается на себе, на здоровье, да чрезмерного, до самодурства. Или повысили кого-нибудь по должности, стало чуть больше денег в кармане и что осталось от человеческого в нем?.. Да мало ли примеров? А обратившись к Богу, меняется качество души, по вере можно исцелиться от любых страстей, от любых. Нужно только одно, искреннее желание, просьба к Богу и чуть наших усилий. И тогда случаются чудеса, как с Апостолом Павлом, который шел в Дамаск гнать и казнить христиан, а после встречи с Господом, стал великим исповедником веры христианской, Апостолом. Поменялось качество души.

И, как говорил один мудрый батюшка, надо уметь жить и радоваться жизни. Быть благодарными за все, что нам дается. Не только за радости, но и за трудности в нашей жизни, которые хоть немного позволяют нам иногда очнуться от суеты, от забвения. И это будет самая лучшая наша молитва к Богу. Но, для этого следует еще раз разобраться, а верно ли мы понимаем эти святые слова… «Жизнь», «Вера», «Надежда» и «Любовь».

И хочется закончить эту беседу словами из завещания Патриарха Алексия II:

«И если в вашей жизни вы почувствуете, что в глубине вашего сердца есть пустота, которую не может заполнить ничто из того, что вам встретилось в мире, вспомните, что есть Христос, что есть Церковь, которая свидетельствует о себе словами апостола: «…нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают, нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, но мы всегда радуемся… мы ничего не имеем, но всех обогащаем. Уста наши открыты к вам, сердце наше расширено» (2 Кор. 6,8 -11)»

Вот реальная история одного нашего современника. Ему 35. Он достаточно успешный бизнесмен. У него есть красивая и скромная жена и маленькая дочка, есть большая квартира в Москве, дача, две машины, множество друзей… У него есть то, к чему стремятся и о чем мечтают весьма многие. Но ничто из этого его не радует. Он забыл, что такое радость. Каждый день его гнетет тоска, от которой он пытается скрыться в делах, но безуспешно. Он считает себя несчастным человеком, но не может сказать почему. Деньги есть. Здоровье, молодость – есть. А вот счастья нет.

Он пытается бороться, найти выход. Регулярно посещает психолога, несколько раз в год ездит на специальные семинары. После них на короткое время испытывает облегчение, но затем все возвращается на круги своя. Жене он говорит: «Пусть от этого мне не становится легче, но там меня хотя бы понимают». Друзьям и родным он говорит, что страдает от депрессии.

В его положении есть одно особенное обстоятельство, о котором мы поговорим чуть позже. А сейчас придется признать, что, к сожалению, это не единичный пример. Таких людей много. Конечно, не все из них находятся в столь внешне выгодном положении, поэтому они часто говорят: мне тоскливо, потому что не хватает денег, или нет своей квартиры, или работа не та, или жена сварливая, или муж пьяница, или машина сломалась, или здоровья нет и так далее и так далее. Им кажется, что вот если бы немножко что-то поменять и улучшить, тогда и тоска пройдет. Они много сил тратят на достижение того, чего, как им кажется, им как раз и не хватает, но едва удается достигнуть желаемого, как снова, после краткой радости, наваливается тоска. Можно перебирать квартиры, места работы, женщин, машины, друзей, увлечения, но ничто не в силах раз и навсегда утолить эту всепожирающую беспросветную скорбь. И чем более обеспечен человек, тем, как правило, сильнее она терзает его.

Психологи определяют такое состояние как депрессию. Они описывают ее как психическое расстройство, как правило возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивающееся и без какой-либо видимой причины. В настоящее время именно депрессия – наиболее распространенное психическое заболевание.

Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил».

Дополнительные симптомы: пессимизм, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание.

Для того чтобы был поставлен диагноз «депрессия», достаточно наличие двух основных и двух дополнительных симптомов.

Если человек нашел у себя эти симптомы – что ему делать? Многие идут к психологам. И что же получают? Во-первых, самокопательные разговоры, а во-вторых, таблетки-антидепрессанты, коих великое множество. Психологи говорят, что депрессия в большинстве случаев успешно лечится. Но при этом признают, что это самое распространенное психическое заболевание. Здесь видно противоречие: ведь если болезнь успешно лечится, то почему она не исчезает, а число больных со временем даже увеличивается? Вот, например, с оспой успешно покончено, и уже давно нет людей, которые бы ею заболели. А с депрессией картина прямо противоположная. Почему?

Не потому ли, что лечатся лишь проявления болезни, а ее подлинные основы по-прежнему сохраняются в душах людей, как корни сорняков, которые вновь и вновь выпускают вредоносные поросли?

Психология – наука молодая. Официальное оформление она получила всего 130 лет назад, когда в 1879 году В. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Православие же насчитывает 2000 лет. И оно имеет свой взгляд на то явление, которое психология называет «депрессией». И с этим взглядом было бы не лишне ознакомиться тем, кого действительно интересует возможность успешного избавления от депрессии.

В Православии для обозначения этого состояния души используется слово «уныние». Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния: уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.

Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви.

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. О них старец Паисий Святогорец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».

А вот как об этом писал святой Иннокентий Херсонский: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя.

Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».

Кто-то может возразить: неужто всякое печальное состояние есть уныние? Нет, не всякое. Грусть и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути, как предупреждал Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33).

Преподобный Иоанн Кассиан учит, что «только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства. О ней святой апостол говорит: “Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть” (2 Кор. 7: 10). Но эта печаль, производящая покаяние к спасению, бывает послушна, приветлива, смиренна, кротка, приятна, терпелива, как происходящая от любви к Богу, и некоторым образом весела, ободряя надеждою своего совершенства. А бесовская печаль бывает очень сурова, нетерпелива, жестока, соединена с бесплодной грустью и мучительным отчаянием. Ослабляя подвергшегося ей, она отвлекает от усердия и спасительной скорби, как безрассудная… Итак, кроме указанной выше благой печали, которая происходит от спасительного покаяния, или от ревности к совершенству, или от желания будущих благ, всякая печаль, как мирская и причиняющая смерть, должна быть отвергаема, изгоняема из наших сердец».

Первое следствие уныния

Как справедливо замечает святитель Тихон Задонский, с практической точки зрения эта «печаль мирская бесполезна, ибо не может возвратить или дать человеку ничего из того, о чем скорбит».

Но с духовной стороны она несет и великий вред. «Избегай уныния, ибо оно истребляет все плоды подвижничества», – так сказал об этом преподобный Исаия Отшельник.

Преподобный Исаия писал для монахов, то есть для тех, кто уже знает основные принципы духовной жизни, в частности то, что терпеливое перенесение скорбей и самоограничение ради Бога приносит богатый плод в виде очищения сердца от греховной грязи.

Каким же образом уныние может лишить человека этого плода?

Можно взять сравнение из мира спорта. Любой спортсмен вынужден терпеть тяжелые труды во время тренировок. А в борцовских видах спорта еще приходится испытывать и настоящие удары. А вне тренировок спортсмен серьезно ограничивает себя в пище.

Итак, он не может есть то, что хочет, не может пойти туда, куда хочет, и должен заниматься тем, что доводит его до изнеможения и причиняет реальную боль. Однако при всем этом если спортсмен не теряет цели, ради которой он все это переносит, то его упорство вознаграждается: тело становится крепче и выносливее, терпение закаляет его и делает сильнее, искуснее, и в результате он достигает поставленной цели.

Это происходит с телом, но то же самое происходит и с душой, когда она терпит выпадающие страдания или ограничения ради Бога.

Спортсмен, который потерял цель, перестал верить в то, что сможет добиться результата, впадает в уныние, тренировки для него становятся бессмысленной пыткой, и даже если заставить его их продолжать, чемпионом он уже не станет, а значит, потеряет плод от всех своих трудов, которые вольно или невольно претерпел.

Можно предположить, что подобное происходит и с душой человека, впавшего в уныние, и это будет справедливо, так как уныние это есть следствие потери веры, маловерия. Но это лишь одна сторона дела.

Другая заключается в том, что уныние часто вызывает и сопровождается ропотом. Ропот проявляется в том, что человек перекладывает всю ответственность за свои страдания на других, а в конечном итоге – на Бога, себя же считает безвинно страдающим и все время жалуется, и ругает тех, кто, по его мнению, виноват в его страданиях, – а «виноватых» становится все больше по мере того, как человек все глубже погрязает в грехе ропота и озлобляется.

Это есть тягчайший грех и величайшая глупость.

Суть ропота можно представить на простом примере. Вот человек подходит к розетке, читает над ней надпись: «Пальцы не совать – ударит током», потом сует в розетку пальцы – удар! – он отлетает к противоположенной стене и начинает вопить: «Ах, какой плохой Бог! Почему Он позволил, чтобы меня ударило током?! За что?! За что мне такое?! Ах, этот Бог во всем виноват!»

Человек, конечно, может начать с ругани в адрес электрика, розетки, того, кто открыл электричество и так далее, но закончит непременно обвинением Бога. В этом суть ропота. Это грех против Бога. И тот, кто ропщет на обстоятельства, подразумевает под этим, что виноват Тот, Кто эти обстоятельства послал, хотя мог бы сделать их другими. Поэтому среди ропщущих так много «обиженных на Бога», и наоборот, «обиженные на Бога» постоянно ропщут.

Но, спрашивается, тебя что, разве Бог заставлял пальцы совать в розетку?

В ропоте проявляется духовный и психологический инфантилизм: человек отказывается принимать ответственность за свои поступки, отказывается видеть, что происходящее с ним – естественное следствие его действий, его выбора, его прихоти. И вместо того чтобы признать очевидное, он начинает искать виноватого, а крайним, естественно, оказывается Самый Терпеливый.

И ведь как раз с этого греха и началось прозябание человечества. Как дело было? Сказал Господь: от любого древа ешь, только от этого не ешь. Всего одна заповедь, и какая простая. Но человек пошел и съел. Бог его спросил: «Адам, почему ты ел?» Святые отцы говорят, что если бы в этот момент наш прародитель сказал: «Я согрешил, Господи, прости, виноват, больше не повторится», то не было бы изгнания и вся история человечества оказалась бы иной. Но вместо этого Адам говорит: «А что я? Я ничего, это все жена, которую Ты мне дал…» Вот оно! Вот кто первым начал перекладывать ответственность за свои собственные поступки на Бога!

Адам и Ева были изгнаны из рая не за грех, а за нежелание каяться, которое проявилось в ропоте – на ближнего и на Бога.

В этом – великая опасность для души.

Как говорит святитель Феофан Затворник, «пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи». Так же и бедные, если от нищеты негодуют и ропщут, не получат прощения.

Ведь ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Поэтому если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от злости и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему еще большие неприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.

О том, как именно сказываются эти разрушения, свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник, составивший такой духовный портрет ропщущего: «Ропотник, когда дают ему приказание, противоречит, к делу негоден; в таком человеке нет даже и доброго расположения, потому что он ленив, и лень неразлучна с ропотом. Он изворотлив и многоизобретателен; и никто не превзойдет его в многословии; он всегда клевещет одному на другого. Ропотник в делах благотворительных угрюм, к приему странников не способен, в любви лицемерен».

Не лишним здесь будет привести один пример. Эта история случилась в начале 40-х годов XIX века в одной из южных губерний России.

Одна вдова, женщина из высшего сословия, с двумя молодыми дочерьми терпела большую нужду и горе, стала роптать сперва на людей, а потом и на Бога. В таком настроении она заболела и умерла. После смерти матери положение двух сирот стало еще тяжелее. Старшая из них также не удержалась от ропота и тоже заболела и умерла. Младшая сестра чрезмерно скорбела как о кончине матери и сестры, так и о своем крайне беспомощном положении. Наконец и она тяжело заболела. И эта девушка увидела в духовном видении исполненные неизреченной красоты и радости райские селения. Потом ей были показаны страшные места мучений, и здесь она увидела свою сестру и мать, а потом услышала голос: «Я посылал им скорби в земной их жизни для спасения их; если бы они все переносили с терпением, смирением и благодарением, то сподобились бы вечной отрады в виденных тобою блаженных селениях. Но ропотом своим они все испортили, за это теперь и мучаются. Если хочешь быть с ними, иди и ты и ропщи». После этого девушка пришла в себя и рассказала о видении присутствовавшим.

Здесь так же, как и в примере со спортсменом: кто видит впереди цель, верит, что она достижима, и надеется, что он лично сможет ее достигнуть, – тот может переносить тяготы, ограничения, труды и боль. У христианина же, терпящего все те скорби, которые неверующий или маловерный выставляет в качестве причин для уныния, цель более высокая и святая, чем у любого спортсмена.

Известно, сколь велики святые. Их подвиги признают и уважают даже многие неверующие. Есть разные чины святости, но среди них самый высокий – это мученики, то есть те, которые приняли смерть за исповедание Христа. Следующий после них чин – исповедники. Это те, кто пострадали за Христа, вынесли пытки, но сохранили верность Богу. Из исповедников многие были брошены в тюрьмы, как святой Феофан Исповедник; другим отрезали руку и язык, как святому Максиму Исповеднику, или вырвали глаз, как святому Пафнутию Исповеднику; третьих подвергали пыткам, как святого Феодора Начертанного… И все это они выдержали ради Христа. Великое дело!

Многие скажут, что им, обычным людям, это вряд ли по силам. Но в Православии действует один важный принцип, позволяющий каждому человеку стать святым и причисленным к исповедникам: если кто славословит и благодарит Бога в несчастье, тот несет подвиг исповедника. Вот как об этом говорит старец Паисий Святогорец:

«Давайте представим, что я родился калекой, без рук, без ног. Совершенно расслаблен и не могу шевелиться. Если я приму это с радостью и славословием, Бог сопричислит меня к исповедникам. Так мало надо сделать, чтобы Бог сопричислил меня к исповедникам! Когда я сам врежусь на своей машине в скалу и приму с радостью случившееся, Бог сопричислит меня к исповедникам. Ну, чего еще мне желать? Даже результат моей собственной невнимательности, если я с радостью принимаю его, Бог признает».

Но столь великой возможности и цели лишает себя человек, впавший в уныние; оно закрывает ему духовные глаза и повергает в ропот, который не может ничем человеку помочь, а вреда приносит немало.

Второе следствие уныния

Вот каково первое следствие уныния – ропот. И если что может быть хуже и опаснее, то это второе следствие, из-за которого преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет хуже греха, и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния».

«Уныние и непрестанные беспокойства могут сокрушить силу души и довести ее до крайнего изнеможения», – свидетельствует святитель Иоанн Златоуст.

Это крайнее изнеможение души называется отчаянием, и это – второе следствие уныния, если только человек вовремя не справится с этим грехом.

Вот как отзываются об этой стадии святые отцы:

«Отчаяние называется тягчайшим грехом из всех грехов на свете, ибо этот грех отвергает всемогущество Господа нашего Иисуса Христа, отвергает дарованное Им спасение – показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и , что вера и смирение были чужды ей» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

«Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну» (преподобный Ефрем Сирин). «Дух отчаяния приносит самые тяжелые мучения. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу» (преподобный Марк Подвижник).

«Не так губит грех, как отчаяние» (святитель Иоанн Златоуст). «Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться» (Преподобный Нил Синайский).

«Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ… Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему… и душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть»(святитель Иоанн Златоуст).

Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться.

«Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-то скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: “…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную” (Мф. 27: 3–4); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, нужно ее наполнить надеждой на милость Божию» (Святитель Димитрий Ростовский).

«Иуда-предатель, придя в отчаяние, “удавился” (Мф. 27: 5). Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха – правосудным. Такова его хитрость» (святитель Тихон Задонский).

Так, искушая человека на грех, сатана внушает ему мысли: «Бог добрый, Он простит», а уже после греха старается ввергнуть в отчаяние, внушая уже совсем другие мысли: «Бог справедливый, и Он тебя покарает за то, что ты сделал». Диавол внушает человеку, что он уже никогда не сможет выбраться из ямы греха, не будет помилован Богом, не сможет получить прощения и исправиться.

Отчаяние – это смерть надежды. Если она наступает, то сохранить человека от самоубийства может только чудо.

Как проявляется уныние и его порождения

Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться постоянное снижение артериального давления. Также характерна вялость, инертность души. Хорошее настроение окружающих вызывает у унылого недоумение, раздражение и явный или скрытый протест.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать», а преподобный Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».

По словам преподобного Иоанна Кассиана, такое состояние человека «не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека».

Далее святой отец перечисляет проявления этого греховного болезненного состояния: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу».

Таковы проявления уныния. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления. Человек отчаявшийся, то есть потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Крайнее же проявление отчаяния, как уже было сказано, – самоубийство.

Каждый год на земном шаре миллион человек кончает жизнь самоубийством. Страшно вдуматься в это число, которое превосходит численность населения многих стран.

В нашей стране самое большое число самоубийств было в 1995 году. По сравнению с этим показателем, к 2008 году оно снизилось в полтора раза, но все равно Россия остается в числе стран с самым высоким уровнем самоубийств.

Действительно, в бедных и неблагополучных странах самоубийств происходит больше, чем в богатых и экономически стабильных. Это неудивительно, поскольку в первых у людей больше поводов для уныния. Но все же от этой беды не свободны даже самые богатые страны и самые богатые люди. Потому что под внешним благополучием душа неверующего человека нередко даже острее чувствует тягостную пустоту и постоянную неудовлетворенность, как было в случае с тем преуспевающим бизнесменом, о котором мы вспомнили в начале статьи.

Но его от ужасной участи, которая ежегодно настигает миллион человек, может спасти то особенное обстоятельство, которое есть у него и которого лишены многие из тех несчастных, что доводят себя отчаянием до самоубийства.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти, когда кто видит, что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби, что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре, нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

 ( Победишь.ру 642 голоса : 4.33 из 5 )

Иногда, настолько устаешь постоянно волноваться, страдать, испытывать эмоции, что появляется холод, пустота в душе. Это чувство психологи не считают нормальным, оно может указывать на серьезное психическое расстройство. Ощущение странное, потому что вроде живешь и нет. Откуда берется бездна? Как избавиться от страшной пустоты и почувствовать себя вновь счастливым?

Причины

Часто человек и сам не замечает, когда у него наступает кризисный период, в который полностью весь внутренний мир начинает разрушаться, образовывая черную дыру. Окружающие часто не замечают, насколько плохо человеку, который вроде живет обычной жизнью, а на самом деле внутри темно и «сыро». Можно выделить факторы, приводящие к такому состоянию:

  • Сильная . Постоянная рутина, вечная суета приводят к моральному изнеможению. Незаметно для всех начинают иссякать душевные силы.
  • Стресс. После серьезной потери, резких жизненных изменений очень сложно восстановиться, поэтому появляется , которая со временем приводит к пустоте.
  • Потрясение. Несмотря на то, что это состояние похоже со стрессом, не стоит путать его. Человек переживает потрясения из-за измены, предательства, когда красивый сказочный мир, как хрупкий конструктор рушится в один момент.
  • Отсутствие цели. Если на смену реализованным задачам не приходят другие, становится очень тяжело. Наверное, каждому приходилось испытывать такое чувство, когда достигаешь цели (какой бы она сложной не была), после жизнь становится скучной и менее интересной.
  • Острый период. Когда на человека сразу много всего сваливается, через время можно почувствовать опустошенность, эмоциональное выгорание.

Чем сопровождается душевная пустота?

К сожалению, все заканчивается тоской, равнодушием, депрессией, апатией. Человек вроде живет по безысходности. Если своевременно не принять меры, все может закончиться и самоубийством.

Душевная пустота приводит к тому, что человек равнодушно относится ко всему – не интересуется окружающим миром, замыкается в себе, перестает контактировать с людьми. Из-за опустошения души он запускает свою внешность, дом, от него часто отказываются друзья. Чтобы не допустить трагедии, важно понять, что душу сожгли переживания, которые, казалось бы, уже в прошлом, но никуда не деваются, мешают жить.

Что делать?

Постепенно нужно заполнять пустоту. Конечно, это сделать достаточно сложно, но если есть желание вновь жить полноценно, то возможно. Подумайте, что лучше быть бездушным существом или настоящим человеком, который умеет радоваться, плакать, искренне любить. Необходимо пересилить себя, разозлиться и заполнить пустое пространство.

Придерживайтесь таких этапов:

  • Не бойтесь жаловаться. Наверняка у вас есть родственники, друзья, не нужно держать все в себе, поплачьтесь, выговоритесь.
  • Научитесь доверять . Близкие люди не пожелают вам вреда, они всегда утешат, выслушают, дадут ценный совет, поймут.
  • Разберитесь в причине. Возможно вам нужно сменить местонахождения, уехать подальше от всей суеты. Иногда достаточно подумать в одиночестве, в новой обстановке. Хорошо помогает домик за городом. Здесь можно обрезать деревья, посадить цветы, избавиться от сухой травы. Проделывая все эти работы, начнете замечать, как очищаете свою душу, вытягиваете из нее боль.
  • Нужно раскачать свои эмоции , для этого можно заняться экстремальным видом спорта, который поднимет уровень адреналина. Можно почитать душераздирающую книгу, посмотреть мелодраму. А кому-то достаточно насладиться красивой природой, восходом солнца или просто влюбиться.

Чем заполнить душевную пустоту?

Важно понимать, что опустошенность касается разных жизненных сторон. Поэтому необходимо действовать правильно. В вашей душе должны вновь заселиться:

  • Мир чувств, личная жизнь. Человек не может полноценно жить без нежности, и страсти. Не бойтесь заводить новые отношения, даже, если предыдущий опыт неудачный. Откройте душу, возможно вы найдете своего настоящего любимого человека, с которым заново почувствуете себя счастливым.
  • Отношения с близкими людьми . Порой ежедневная суета приводит к тому, что человеку не хватает времени для общения с близкими. Не стоит отказываться от родных – навестите свою бабушку или дедушку, родителей, брата, сестру, поговорите по душам. Эти люди вас по-настоящему любят, смогут растормошить.
  • Работа. Часто человека спасает любимый вид деятельности. Если ранее вам работа не приносила счастья, найдите себя, займитесь тем, чем давно хотели. Не стоит смотреть на работу как тяжелый труд, подойдите к ней креативно. Это мотивирует вас.
  • Увлечения. Не отказывайтесь от посещения разных мероприятий. Найдите свое хобби, которое вас зацепит. Таким образом получите свежие эмоции.

Получается для заполнения пустоты в душе необходимо всего лишь собраться силами, научиться радоваться жизни, получать от нее удовольствие. Вы должны сделать все, чтобы ваша жизнь наполнилась яркими красками, чувствами, тогда в душе появится гармония.

Игумен Петр (Мещеринов)

Почему люди стремятся совершать многочисленные паломнические поездки, как выглядит “духовный туризм”?

— Если брать людей внешних, нецерковных, то в этом есть элемент моды, демонстрации благосостояния. Состоятельные люди любят ездить на Афон, в Грецию, на Святую землю. А что касается отечественных монастырей, то только в некоторые из них – например, Валаам сейчас начинает вызывать такой интерес. По провинциальной России эта группа паломников не особенно любит ездить.

Есть и определенный «стиль» проповеди, обращенный к людям состоятельным: паломничества, жертвование, восстановление храмов и монастырей – это богоугодное дело, доступное им. Исполнение заповедей Христовых им может быть недоступно, а вот пожертвовать деньги – более доступно.

– Приносят ли такие поездки кому-нибудь пользу?

– Самим таким людям, конечно, это никакой пользы не приносит, это дезориентация – вместо проповеди христианской жизни им предлагается просто откупиться. А что касается монастырей, тут сложный вопрос. Я считаю, что вообще монастыри должны быть закрыты – не только от туристов, но и вообще от всех. Монастырь – это община монахов, которые посвятили себя внутреннему деланию, и любое посещение внешних людей, даже просто когда люди приходят на службу, внутреннему деланию отнюдь не способствует.

Но у нас это уже давно сложилось: монастыри считаются образцом для мирян, образцом богослужений, пастырского окормления, и с этим приходится считаться.

Когда монастырь закрыт, это тянет за собой то, что насельники должны существовать трудом рук своих, они должны чем-то заниматься, что приносит обеспечение монастырю, и, как мне кажется, это не должен быть сельскохозяйственный труд, потому что он и малодоходный, и не очень сочетается с внутренним деланием. То есть, это должны быть какие-то очень маленькие общины, занятые интеллектуальным трудом, которые в нашей стране плохо представимы – это своего рода утопия.

А наши распахнутые навстречу миру монастыри должны на что-то жить. Они выполняют пастырские и богослужебные функции, и, естественно, рассчитывают в ответ на некое вспоможение, жертву. Таково устроение наших монастырей; но цели монашества – внутреннему деланию – пользы это, как мне представляется, не приносит.

– Можно ли как-то менять устроение монастырей, чтобы и монахи не смущались, и у паломников все же была возможность посетить монастырь?

– Плохо ещё, что у нас нет многообразия уставов. У нас сейчас один устав: это общежительный монастырь, в котором центром является богослужение. Но ведь исторически монастыри бывали разные: и скитского типа, и общежительного, и штатные – еще в XIX – начале XX века. И маленькие монастыри могли бы попробовать жить так, как я говорил выше.

А в больших монастырях, которые исполняют пастырско-просветительские функции, должно быть все продумано с той целью, чтобы максимально оградить братию от верчения в мирской суете.

Например, у нас в Даниловском монастыре экскурсии водит не братия, а экскурсионная служба с профессиональными экскурсоводами – они интересно рассказывают людям о монастыре. То есть, какие-то компромиссные формы нужно находить.

– А что касается церковных людей — зачем они становятся «духовными туристами”, чего им не хватает в храме рядом с домом, и что они приносят монастырю?

– Воцерковленные туристы – с точки зрения монаха, который живет в монастыре – это огромная обуза, это совершенно разорительно для духовной жизни. Если брать совсем строгий взгляд, то священство и монашество по природе малосовместимы. Если взять древнюю традицию, то мы видим, что даже в большом общежительном монастыре были один-два священника исключительно для того, чтобы совершать службы для монахов, а не чтобы окормлять мирян (преп. Савва Освященный). Потом это изменилось, но само по себе это изменение, на мой взгляд, антимонашеское.

Почему люди едут в монастыри? Видимо, потому, что они не получают должного духовного окормления на приходах. И здесь мы сталкиваемся с проблемой, о которой я говорю уже много лет. У нас нет пастырской педагогики, которая позволяла бы воспитывать в людях подлинную христианскую жизнь. Это, в первую очередь, жизнь внутренняя, жизнь человека во Христе, для которой все церковное составляет лишь средство, помощь, поддержку, и так далее.

Когда этого нет, внутри человека образуется пустота, и он ее начинает заполнять поездками, паломничествами, и так далее. Еще в древности святые отцы говорили, что паломничества не имеют к сути христианской жизни никакого отношения, что это трата времени и средств, что это некая «дезориентация» – переключение внимания с внутренней жизни на внешнюю… но воз и ныне там.

Потому человеку и тяжело жить внутренней жизнью, что его не учат этому. Вот он и ищет старцев, или я не знаю, кого.

Но ведь ищет, и находит — вероятно, в монастырях это стремление тоже как-то поддерживают?

– Конечно, мне скажут, что предложение здесь в большей степени рождает спрос. И действительно, я за 25 лет священства встречал единицы людей, которые спрашивают священника о духовной жизни – как молиться, кто такие «чистые сердцем», что имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге», что такое «внутренний человек», о котором пишут апостолы, и так далее. Такие вещи почти никого не интересуют. Интересует христиан то же, что и не христиан: что будет в будущем, и как надо правильно сделать, чтобы было хорошо.

Да, таков спрос – но ведь в Церкви Христовой и поставлен чин пастырства, чтобы противостоять этой «общей религиозности», научать людей правде, проповедовать Евангелие и внутреннюю жизнь во Христе, а не чудодейцев-старцев.

А раз этого нет, то монастыри и заполняются «туризмом» в поисках старцев. Конечно, настоящие монахи всем этим очень тяготятся. Но сегодня вокруг монастырей сложилась соответствующая субкультура, в том числе, со своими экономическими особенностями – и она живет, и защищает себя, если нужно.

– Есть ли какой-то разумный выход из этой ситуации, нужно ли кардинально изменить всю систему, устроение монастырей, или как-то работать с людьми?

– Разумный выход здесь заключается не в революциях и реформациях, а в том, чтобы каждый человек сам оценивал ситуацию по-христиански и трезво. Я не говорю, что в современных монастырях вообще нельзя жить и спасаться – можно, но нужно, чтобы все стояло на своих местах, и человек не очаровывался старыми книгами, а получал реальный взгляд на вещи.

Когда я шел в Данилов монастырь – а я считаю, что по внутреннему устроению это лучший монастырь, хотя он и стоит в центре города – то мне сказал один духовник, которого я об этом спрашивал: «иди, монастырь как монастырь, как в книгах, все, как у отцов: смирение, послушание». Но оказалось, что это не так, что есть своя специфика. Нужно человеку, который идет в монастырь, говорить правду: что его там ждет, какие опасности его подстерегают, какие есть острые углы, и тогда он будет правильно сориентирован. Потому что без пастырской помощи человеку тяжело в этом разбираться.

У моего поколения, пришедшего монастыри в конце 80-х – начале 90-х, этого ничего не было. Мы начинали с пустого места и, конечно, обманывались в отношении того, что то, что говорится в книжках у святых отцов и то, что представляет собой современная монастырская жизнь, особенно в монастырях большого города – это, якобы, одно и то же.

Я хочу подчеркнуть, что вполне возможно жить и в таких монастырях, подвизаться в них, и даже, каждому на своем месте, преобразовывать их жизнь во что-то хорошее. Но нужно сразу говорить приходящему человеку все как есть, не затуманивать это ссылками на святых отцов, не дезориентировать людей. Сейчас уже накоплен опыт нашего поколения, чтобы это было возможным.

– А как говорить с “туристами”-паломниками?

– То же и с богатыми людьми, которые ездят по святым местам – и им нужно говорить правду: пожалуйста, ездите, жертвуйте, только знайте, что этим вы себе не купите место в раю. Им надо говорить, что главное – исполнять заповеди Христовы в их повседневной жизни и в их общественном служении, не обманывать, не лгать, не гордиться, не воровать и так далее – и тогда, на каком-то пятом или десятом месте, в качестве опции, некоего «духовного отдыха» им будет на пользу их паломничество на Афон или в Иерусалим.

А само по себе оно не «уравновесит» их неправедную жизнь. Об этом надо говорить! Многие из них, я думаю, удивились бы даже – потому что от своих духовников, увы, они зачастую слышат только потакание себе: «Все люди немощные, грешные, а ты колоколенку построй, вот тебе грехи-то и отпустятся».

«Старцы» же – это целая псевдоцерковная идеология и субкультура, которую должно аккуратно менять священноначалие, заменяя её здравой церковной педагогикой. Но пока это, видимо, не входит в приоритетные задачи нашей церковной жизни…

Беседовала Ирина Якушева