Военные плакаты 1941 1945. Плакаты великой отечественной войны

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, — и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"!

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.

Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов — обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев — Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.

Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.

"Победа будет за нами", 1941 год

Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.

На поддержку красной армии — могучее народное ополчение!

Плакат В. Правдина, 1941 год.

Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.

В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.

Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.

Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.

Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.

Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.

Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.

Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.

Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.

Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, — в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше — победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.

«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это — олицетворение ненавистного нам. Наш долг — разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.

По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.

«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! — это просит старуха-мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»

Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками — до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Художник Владимир Серов, 1941 год.

Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.

Художник Анатолий Казанцев «Не отдавать врагу ни одной пяди нашей земли (И. Сталин)», 1943 год.


Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.

Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь — женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.

Художник неизвестен, 194х год.



Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...

«Окна ТАСС» — это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».


В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.

В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.

Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба — основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника — передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат ». Это действовало на немецких солдат деморализующе.

Воин-защитник, воин-освободитель, — таков герой плаката 1944-1945 годов.

Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное — окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.

Художник Пётр Магнушевский «Всё ближе грозные штыки…», 1944 год.

Репродукция плаката "Красной армии грозен шаг! Будет уничтожен в логове враг!", художник Виктор Николаевич Дени, 1945 год

Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина.

«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.

Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат — снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.

Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.

Художник Леонид Голованов «Родина, встречай героев!», 1945 год.

Художник Леонид Голованов «Красной Армии — слава!», 1945 год.

Художник Мария Нестерова-Берзина «Дождались», 1945 год.

Художник Виктор Иванов «Ты вернул нам жизнь!», 1943 год.

Художник Нина Ватолина «С Победой!», 1945 год.

Художник Виктор Климашин «Слава воину-победителю!», 1945 год.

Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

Компиляция материала - Fox

ПЛАКАТЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ

В советское время плакаты были одним из самых распространенных средств массовой агитации. При помощи плакатов талантливые художники выражали волю народа, призывали к определенным действиям, указывали на хорошие и плохие стороны жизни, воспитывали в людях чувство собственного достоинства, ощущение патриотизма и любовь к своей стране, своему народу. Плакаты времен СССР касались разных сторон жизни и затрагивали практически всё, что происходило в обществе. За все время было создано гигантское количество агитационных плакатов, которые осуждали пьянство, рассказывали о пользе труда и спорта, отражали все аспекты жизни страны. Однако, самыми яркими, самыми важными, глубокими, трогательными и даже трагическими являются плакаты времен Великой Отечественной войны.

Советские плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов призывали всех людей необъятной страны выступить против фашизма. В самых ярких и наглядных образах они показывали весь ужас войны и всю бесчеловечность фашизма, который решил покорить себе весь мир. Плакаты во время войны были одним из массовых побуждающих средств агитации, действуя наравне с газетами и радио. Многие из этих плакатов стали настолько известными, что используются даже сегодня м считаются настоящими шедеврами искусства плакатного дела. Эти плакаты могут тронуть сердце, пробудить особые чувства даже сейчас, когда прошло много десятилетий после той ужасной войны, которая унесла жизни миллионов солдат и мирных жителей.

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, группа художников «Кукрыниксы», группа художников «Окна ТАСС» и другие. В своем искусстве они создавали величественные, запоминающиеся и вдохновляющие образы, напряженный сюжет, который взывал к искренним чувствам, а также сопровождали свои произведения фразами, которые запоминались и врезались в память. Без сомнения, искусство агитационного плаката внесло свою лепту в формирование чувства патриотизма людей того времени, ведь недаром пропаганду и агитацию тогда называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге и решила исход войны. Гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов.

Прослеживаются два этапа в развитии плаката Великой Отечественной войны. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате В.Г. Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.

На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944)создает образ героя, близкий Василию Теркину.

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные

города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага. Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен в плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.

Плакаты военного времени можно назвать солдатами, они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая меткий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоцию, гнев, ярость, ненависть – и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.

Пропагандистские плакаты были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например, агитплакат: «Всё для фронта! Всё для победы!».

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковались за излишнюю жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941-1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов – обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Враг на плакатах первого этапа войны представлял собой воплощение абсолютного зла, которое советские люди не должны терпеть на своей земле.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями, плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.

Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства миллионов людей. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами недавно убиенных, направляющими оружие против женщин и детей.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают его порой голыми руками до зубов вооруженных профессиональных убийц.

Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворота в ходе войны в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битва на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.

Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передавалось из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду

о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков.

«Окна ТАСС»- это агитационно-политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС). Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые доходчивые сатирические плакаты с кратким, легко запоминающимся текстом, разоблачали врагов Отечества.

«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года,быди грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил смертной казни всех, кто имел отношений к выпуску.

«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».

В «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы - союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура « Потеряла я колечко…» (а в колечке 22 дивизии)- на разгром немцев под Сталинградом (1943).

Фото. Карикатура «Потеряла я колечко…»

Политуправление Красной Армии выпустило листовки малого формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.

«Окно ТАСС».

Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там его уничтожить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба – основная тема военного плаката этого этапа войны уже в 1942 году советские художники уловили ещё далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистских, например, во время Сталинградской битвы Красная Армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника – передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментирует на немецком языке «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморалищующее.

Враг предстает мелким и мерзким. Главное – окончательно его уничтожить, чтобы вернуться домой, к семье, ук мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого необходимо освободить Европу.

«Дойдем до Берлина!», «Красной Армии – слава!»- ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами, селами, с семьей.

Плакат — жанр универсальный. Но плакаты Великой Отечественной Войны это больше чем жанр, это — летопись, предопределившая Великую Победу великой нации над фашизмом.

Тоидзе И. Родина-мать зовет! 1941

Боец, освободи свою Белоруссию!
Плакат. Худ. В. Корецкий, 1943 год

·27.01.43: Гитлеровский выродок хотел такой войны, как во Франции, но не такой, как в России. Он хотел подобно сутенерам жить за чужой счет, пить чужое шампанское и жрать чужой шоколад, слать награбленные сукна, шелка и чулки алчной, как волчица, супруге, неизменно повторявшей в своих «трогательных» письмах два слова «шли и давай»... С помутневшим, исступленным взором бросаются немецко-фашистские кобели на женщин чужой национальности, дыша им в лицо смрадом гнилых зубов, пачкая их каплями своей отравленной слюны. ("Красная звезда", СССР)

Убей фашиста-изувера!
Плакат. Худ. В.Дени. 1942 год

·Моряк! Избавь от гнусных гадин родную девушку твою! Будь с палачами беспощаден, убей насильников в бою! (1941 год)

Воин Красной Армии, спаси!
Плакат. Худ. В.А. Серов, 1942 год.

·
Фашистский плен - это зверства, мучения и пытки.
Плакат. Худ. В.А. Кобелев, 1941 год.

·29.06.41: Основная идея фашистов - это превосходство германской расы над другими расами. Они составили описание образцового представителя германской расы. Так составляют описание чистокровного быка или породистого кобеля. По словам «ученых» фашизма, чистый германец отличается стройностью, высоким ростом, светлой окраской кожи и волос, удлиненной формой головы. Нужно сказать, что три вожака фашистов мало подходят к перечисленным приметам. Гитлер — брюнет среднего роста, Геринг — чрезвычайно тучное существо. А Геббельс вообще мало похож на человека — германского или не германского — это обезьяна крохотного роста, уродливая и вертлявая. Наружность вожаков не мешает фашистам упорствовать в возвеличении германской расы...

Людей фашисты превратили в животных, и сложный мир человеческих чувств заменили учебником племенного скотоводства... Предки теперешних немецких фашистов заявляли: «Славяне — это только удобрение для германской расы». Фашисты подхватили столь «умную» мысль. Славян они считают «второстепенной расой, созданной для земледелья, для танцев или хоровых песен, но абсолютно непригодной для городской культуры и для самостоятельного государственного существования». Русские, по словам фашистских «ученых»: «помесь монголов и славян, созданных для жизни под чужим руководством». ("Красная звезда", СССР)

Фашизм — это голод, фашизм — это террор, фашизм — это война! 1941 год. Караченцев Петр Яковлевич

Фашистский плен - это пытки и смерть.
Плакат. Худ. Ю.Н. Петров, 1941 год

·24.08.41: В одной из гостиниц города Смоленска немецкое командование открыло для офицеров публичный дом на 260 мест. Сотни девушек и женщин силой загнаны в этот страшный вертеп; их тащили за руки, за косы, безжалостно волокли по мостовой. Публичный дом открыли немцы и в деревне Левикино, Глинковского района, Смоленской области. Фашистские варвары согнали туда силой 50 девушек-колхозниц, в том числе школьниц. Так поступают носители «нового порядка» во многих других деревнях и городах. ("Правда", СССР)

14.07.41: На тотальную войну русские дают тотальный ответ: с врагом сражаются даже женщины и дети. Один немецкий корреспондент сообщал, что видел в разбитом грузовике тело красивой девушки лет семнадцати с лейтенантскими петлицами - она так и не выпустила из рук самозарядную винтовку. Другие "амазонки", порой плохо экипированные, но всегда отлично вооруженные, продолжают доставлять немцам немало хлопот. Из девочек и мальчиков в возрасте 8-16 лет, входящих в организацию "юных пионеров", - это русский эквивалент бойскаутов - создают группы для обнаружения парашютистов. Даже русские комары в бесконечных Припятских болотах ведут против немцев собственную "партизанскую войну". ("Time", США)

Отомсти! Плакат. Худ. Д. Шмаринов, 1942 год

·27.05.42: Теперь война интересует нас: мы хотим освободить захваченные немцами области и города. Мы не можем дышать, пока в Смоленске и Новгороде бесчинствует немецкая солдатня. Мы не уснем, пока немецкие ефрейторы насилуют украинских девушек. Мы не успокоимся, пока не истребим фашистов. Hаша сила в нашем сознании: нет красноармейца, который не понимал бы, за что мы воюем. ("Красная звезда", СССР)

14.01.42: Этих не похоронили. Они валяются возле дороги. Из-под снега торчит то рука, то голова. Замерзший немец стоит у березы, рука поднята — кажется, что мертвый, он еще хочет кого-то убить. А рядом лежит другой, заслонил рукой лицо. Не сосчитать... На березовом кресте рука русского написала: «Шли в Москву, попали в могилу»...

Вот их трупы. А рядом бутылки из-под французского шампанского, норвежские консервы, болгарские папиросы. Страшно подумать, что эти жалкие люди — господа сегодняшней Европы... Часть «господ», впрочем, уже не будет пить шампанского: лежит в промерзшей земле.

Хорошо, когда их застают врасплох. В селе Белоусово остался нетронутым ужин. Бутылки они откупорили, а пригубить не успели. В селе Балабанове штабные офицеры спали. Выбежали в подштанниках — и торжественно в шелковых французских кальсонах погибли от русского штыка. ("Красная звезда", СССР)

·13.09.41: Пьяная фашистская сволочь расстреливает, вешает, закалывает штыками, рвет на части, сжигает на кострах стариков, женщин и детей. Фашистские двуногие скоты насилуют девушек и женщин, а затем убивают их... Немецко-фашистская погань творит свои бесчинства с холодным расчетом профессиональных убийц и палачей. Опьяненные кровью садисты выполняют программу, провозглашенную пославшим их людоедом-Гитлером. ("Правда", СССР)

10.09.41: Звери в мундирах гитлеровских офицеров и солдат показывают, на что они способны. Они выкалывают глаза раненым, вырезывают груди у женщин, они расстреливают стариков и детей из пулеметов, сжигают колхозников в их избах, насилуют девушек, сгоняют их в публичные дома. Трусливые фашистские собаки под угрозой расстрела гонят перед собой советских женщин и стариков, прикрывая их телами свою шкуру. ("Правда", СССР)

Я жду тебя, воин-освободитель! Плакат. Худ. Д. Шмаринов, 1942 год

·27.12.41: Публичный дом вместо семьи — такова скотская мораль гитлеровцев!... Эта морально и физически растленная, грязная, вшивая, больная сифилисом и гонорреей фашистская солдатчина насилует советских женщин в захваченных городах и селах. Мерзавцы глумятся над своими жертвами вдвойне — они топчут их честь и лишают здоровья. Страшно становится, когда подумаешь, сколько несчастных жертв фашистских насильников заражено тяжелыми венерическими заболеваниями!... ("Красная звезда", СССР)

Плакат. Худ. Д.А. Шмаринов, 1942 год

·14.01.42: Женщины, когда видят наших, плачут. Это — слезы радости, оттепель после страшной зимы. Два или три месяца они молчали. Сухими жесткими глазами глядели на немецких палачей. Боялись перекинуться коротким словом, жалобой, вздохом. И вот отошло, прорвалось. И кажется, в этот студеный день, что и впрямь на дворе весна, весна русского народа посередине русской зимы.

Страшны рассказы крестьян о черных неделях немецкого ига. Страшны не только зверства — страшен облик немца. «Показывает мне, что окурок в печку кидает, и задается: «Культур. Культур». А он, простите, при мне при женщине в избе оправлялся. Холодно, вот и не выходит»... «Грязные они. Ноги вымыл, утерся, а потом морду — тем же полотенцем»... «Один ест, а другой сидит за столом и вшей бьет. Глядеть противно»... «Он свое грязное белье в ведро положит. Я ему говорю — ведро чистое, а он смеется. Опоганили они нас»...

«Опоганили нас» — хорошие слова. В них все возмущение нашего народа перед грязью не только телесной, но и душевной этих гансов и фрицев. Они слыли культурными. Теперь все увидели, что такое их «культура» — похабные открытки и пьянки. Они слыли чистоплотными — теперь все увидели вшивых паршивцев, с чесоткой, которые устраивали в чистой избе нужник. ("Красная звезда", СССР)

Сын мой! Ты видишь долю мою... Громи фашистов в святом бою!
Плакат. Худ. Ф. Антонов, 1942 год

·18.10.41: Они зверствуют в захваченных селах и деревнях. Разбойники со свастикой, они упиваются кровью советских людей. Их пьянят кровь и «шнапс». Они пьют водку и творят свои кровавые дела. Потом пьют снова и зверствуют с удвоенной силой… Немцы стали бить пленных, плевать им в лицо. Несколько человек, которые сопротивлялись, были тут же расстреляны. Затем разбойники со свастикой устроили катание на пленных красноармейцах. Они разыскали где-то свинью. Один из солдат садился на плечи пленному красноармейцу, другой — на свинью, обоих подгоняли, чтобы это было похоже на гонки. Пьяные немцы хихикали, злорадствовали, издевались.

Не уйти фашистскому зверю от расплаты!
Плакат. Худ. В.Корецкий, 1942 год

·30.01.43: Десять лет тому назад ты выбрал Гитлера. Ты пошел за людоедом. Ты пошел во Францию. Ты пошел к нам. Теперь тебе осталось одно: умереть. Ты думал 30 января, получив двойную порцию шнапса, вешать русских. Ты встретишь этот день в могиле. ("Красная звезда", СССР)

28.01.42: Товарищи бойцы, посмотрите еще раз, действуют ли ручные гранаты на «бесчувственную» немчуру. Проверьте снова, доходят ли до них удары штыка. Посмотрите, хорошо ли умирают они от наших мин и снарядов... Они требуют: «будьте жестокими», они пытают, насилуют, жгут. Мы говорим: ты проснулся, перед тобой новый день, — во имя человеколюбия убей еще парочку фрицев — дети и внуки помянут твое имя. ("Красная звезда", СССР)

25.01.42: Молчите, фрицы, чтобы мы не узнали, как вам страшно. Молчите, гретхен, чтобы мы не узнали, как вам тяжело... Вы, может быть, думаете, что мы жаждем изучать вашу звериную психологию? Нет. Мы хотим одного — изничтожить ваше гитлерячье племя. ("Красная звезда", СССР)

·28.01.42: Предчувствуя свою погибель, немчура готовит новые пытки. Ученики колченогого, все эти «герр-докторы» сидят и придумывают, каким еще пыткам предать наших жен и наших детей. К нам они не были особенно «чувствительны». Они распарывали животы у беременных женщин. Они поили умиравших раненых лошадиной мочей. Они насиловали девочек, а потом относили их на лед и снова насиловали...

30.10.41: В армии же Гитлера массовое изнасилование женщин — это общее узаконенное явление. Оно поощряется всей политикой фашизма в армии. Надругательство над населением, изуверские пытки и массовое изнасилование женщин, широко практиковавшиеся фашистскими бандами и до этого, усилились во много раз в войне против СССР. Жестокость служит прикрытием трусости фашистов, не ожидавших такого сопротивления со стороны советского народа. ("Красная звезда", СССР)

Худ. Кукрыниксы (М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов), 1942 год

·25.03.42: Специальными афишами немцы об"явили: Старая Русса — исконный немецкий город. Желая, видимо, придать городу «немецкий» облик, гитлеровцы загнали скот в древний красивый старорусский собор, повесили на перекрестках главных улиц трупы замученных ими людей, пооткрывали дома терпимости, куда силой затаскивают женщин и девочек-подростков. Да, после всего этого вид у города стал действительно немецким!

Впрочем, даже гитлеровские воротилы стали, видимо, несколько втупик от подобного онемечивания. Оказалось, что в городе за время немецкой оккупации заболели венерическими болезнями 20 процентов всех женщин, загнанных немцами под угрозой расстрела в дома терпимости. Приказ, об"явивший это, не отрицает, что болезнь занесена немецкими офицерами и солдатами. Приказ обращается к больным с настоятельным советом не насиловать женщин. Забота о населении? Нет. «Один больной солдат может сделать больными десятки других»... А несчастные женщины? Наплевать, вот еще нежности!

Висит об"явление: «При рождении девятого живого ребенка или седьмого сына родители имеют право выбирать в крестные Адольфа Гитлера или имперского маршала Германа Геринга». А рядом на улице повешены две беременные женщины — Нилова и Бойцова. Тут же висит третья женщина — Прокофьева, после которой осталось четверо маленьких ребят. За что повешены эти женщины? Так, для острастки. ("Красная звезда", СССР)

Плакат. Худ. Антонов Федор Васильевич, 1942

·30.12.41: Немецкое командование приказало поместить нас в совершенно холодное здание. Несколько дней нас морили голодом, не давали даже воды. Все страшно мучились, некоторые были на грани сумасшествия. Наконец... немцы бросили нам дохлую лошадь. Изголодавшиеся люди стали рвать куски падали. Это было ужасное зрелище. Некоторые товарищи, возмущенные таким издевательством, подняли крик. Тогда один офицер распорядился выставить у дверей пулемет и приказал стрелять по нас. Немецкий пулеметчик в упор открыл огонь. Мы стали прятаться за выступы стен, но это не все могли сделать. 25 человек было убито и ранено. Трупы убитых оставались лежать, вынести их не разрешали. ("Красная звезда", СССР)

Плакат. Худ. Б.В. Иогансон, 1943 год.

Зверь ранен! Добьем фашистского зверя!
Плакат. Худ. Д.С. Моор, 1943 год

·12.04.45: Во многих советских библиотеках и клубах вы наверняка увидите солидный том. На обложке оттиснуто одно-единственное слово: «Они». Они - это немцы. В книге множество иллюстраций - страшных иллюстраций, ведь речь идет о пытках и мучениях, которым подвергали немцы советских граждан: мужчин, женщин, детей. Столь же ужасные факты мы читаем в сообщениях прессы о немецких лагерях смерти на территории СССР и Польши: то, что там творилось, не описать словами, это - проявления абсолютного зла. Добавим к этому полностью разрушенные и опустошенные западные области России и гигантские потери на фронте. Каждый русский понимает: бедствие, постигшее Европу - не просто война, а нечто большее. Кого же в этом винить? ("The Times", Великобритания).

Я ждал тебя - воин освободитель! 1945

·10.01.43: Каждый советский воин знает, за что он воюет. Убить немца — это стало нашим воздухом, нашим хлебом. Без этого нет нам жизни. ("Красная звезда", СССР)

01.01.43: Из солдатской фляжки мы хлебнули студеной воды ненависти. Она обжигает рот крепче спирта. Проклятая Германия вмешалась в наши дни. Европа мечтала о полете в стратосферу, теперь она должна жить, как крот, в бомбоубежищах, в землянках. По воле бесноватого и ему присных настало затемнение века. Мы ненавидим немцев не только за то, что они низко и подло убивают наших детей. Мы их ненавидим и за то, что мы должны их убивать, что из всех слов, которыми богат человек, нам сейчас осталось одно: «убей». Мы ненавидим немцев не только за то, что они низко и подло убивают наших детей. Мы их ненавидим и за то, что мы должны их убивать, что из всех слов, которыми богат человек, нам сейчас осталось одно: убей. ("Красная звезда", СССР)

·Воин Красной Армии, спаси! Худ. Корецкий Виктор Борисович, 1942
"Правда" от 5 августа 1942 года.

·Слава освободителям Украины! Смерть немецким захватчикам!
Плакат. Худ. Д.Шмаринов, 1943 год

·30.01.43: Фриц взвыл: «Что он плохого сделал?» Он не говорил этого прежде... Девятнадцать месяцев он спокойно убивал, грабил и вешал. Теперь он взвыл: «За что?»... За то, что в Кисловодске мы нашли пятилетнюю девочку со вспоротым животом. За то, что в Калаче мы нашли трехлетнего мальчика с отрезанными ушами. За то, что в каждом городе немцы убивают невинных. За все казни. За все виселицы. Фриц воет: «Если бы можно было мирно жить!» Поздно вспомнил, проклятый. Кто тебя звал на нашу землю? ("Красная звезда", СССР)

Спасем советских ребят от немцев!
Плакат. Худ. Л.Ф. Голованов, 1943 год

·30.10.41: Германское фашистское командование исходит из того основного гитлеровского положения, что террор, страх являются самым могучим средством воздействия на людей, что поэтому немец всюду должен устрашать население. Поэтому в фашистской армии поощряются самые зверские приемы расправы: казни происходят публично и притом в нарочито устрашающей обстановке. Но это не помогает палачам; на свирепый террор фашистов советский народ отвечает развитием партизанского движения. ("Красная звезда", СССР)

·Летчик-штурмовик гвардии старший лейтенант Андрей Филиппович Коломеец рассказал, как немцы ослепили его отца:
Развернул я однажды утром газету и прочитал в сводке Совинформбюро название своего родного поселка, освобожденного Красной Армией.
Написал письмо и получил долгожданный ответ: все живы, здоровы - и сестренка, и мать, и отец. Просят рассказать о себе, как воюю, как живу.
Одно только удивило меня: почему письмо написано рукой сестренки, отчего не пишет папа - он ведь у меня человек грамотный, словоохотливый. Стал я в письмах твердить: хочу, папаша, получить весточку, твоей рукой написанную. А письма из дому попрежнему пишет сестренка. Тут я уж рассердился: не ответит отец - писать перестану. И вот приходит ответ на мое письмо: "не сердись, Андрюша, на папаню - не может он тебе своей рукой написать потому, что слепой он: немцы ему глаза выжгли. Не хотел он на них работать на чугунно-литейном. Забрали его в гестапо, продержали два дня, потом выпустили. Вместо глаз - две раны…"
С тех пор я вдвое зорче в полете. Как ни маскируется немец, нахожу и бью его. Ничто не укроет бандита от моего огня. Я беспощадно мщу проклятой немчуре за увечье родного отца.

Сынок, отомсти!
Плакат. Худ. Н. Жуков, 1944 год

·27.07.42: Именно к крестьянской душе Тимошенко и всей России обратился в последнем Первомайском приказе Сталин - человек, чье лицо символизирует всю страну: «Они [бойцы Красной Армии] научились по-настоящему ненавидеть немецко-фашистских захватчиков. Они поняли, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души».

Именно эти силы души - души солдата и рабочего - имела в виду секретарь московской профсоюзной организации Николаева, выступая перед ткачихами: «Вся работа в тылу проходит под знаменем ненависти».

Это - ненависть обороняющихся, и Красная Армия по-прежнему обороняется: ей пока не удалось добиться больших успехов в наступательных операциях, и сейчас она на собственном опыте ищет ответ на вопрос, сможет ли одна оборона дать нужный результат. Именно к этой ненависти апеллируют коммюнике Москвы, подчеркивающие необходимость истреблять немецких солдат, уничтожать немецкие танки, пушки, самолеты». ("Time", США)

Отомщу фашистам за твои муки!
Плакат. Худ. Б. Дехтерев, 1943 год.

·И чем безнадёжнее становится положение гитлеровцев, тем более они неистовствуют в своих зверствах и грабежах. Наш народ не простит этих преступлений немецким извергам. Иосиф Сталин, 1943 год

·30.10.41: Это подлецы со свастикой, идя в атаки, гонят впереди себя мирных жителей. За последние дни только на одном участке фронта — на подступах к Крыму — немцы несколько раз пытались укрыться, как броней, телами стариков, женщин и детей. Это негодяи-немцы, попирая все законы ведения войны, признанные ими на словах, злодейски расправляются с ранеными и пленными красноармейцами, а уцелевших превращают в своих рабов. Нашим воинам известны сотни фактов, когда фашисты заживо сжигали раненых, выкалывали им глаза, разрывали их танками на части. А сколько таких преступлений остались неизвестными!... ("Красная звезда", СССР)

Ни одна армия не позорила себя такими гнусными и бесчестными уловками, как немецко-фашистская армия.
Плакат. Худ. Н. Быльев, 1943 год

Папочка, спаси!
Плакат. Худ. И.Кружков, 1943 год

·11.11.41: В кармане немецкого солдата было найдено письмо от его отца. Он писал: «Не понимаю тебя, Ганс. Ты пишешь, что на Украине вас ненавидят, стреляют из-за каждого куста. Надо хорошо oб’яснить этим скотам, ведь вы их освобождаете от большевиков, может быть, они вас не поняли». ("Правда", СССР)
Боец, Украина ждет тебя!

Плакат. Худ. Н.Жуков, B.Климашин, 1943

В годы войны политический плакат занял ведущее место среди других видов изобразительного искусства. Государственное издательство "Искусство" (Москва и Ленинград), "Окна ТАСС", "Боевой карандаш" (Ленинград), студия имени М.Б. Грекова, издательства в республиках Средней Азии и Закавказья, городах Сибири и Дальнего Востока, в Куйбышеве, Иванове, Ростове-на-Дону, выездные редакции центральных газет и бригады художников, созданные при творческих союзах, художественных институтах, - вся гигантская агитиндустрия социалистического реализма работала, как хорошо отлаженный механизм.

Пожалуй, нигде в мире в военные годы в жанре политического плаката не работал столь широкий круг самых крупных мастеров своего времени: Д. Моор, В. Дени, А. Дейнека, Кукрыниксы, Д. Шмаринов, Г. Верейский, С. Герасимов, Б. Иогансон и другие. Лето. 1941 год. 22 июня. Воскресенье. По радио - сообщение ТАСС о вероломном нападении Германии на нашу страну.

А уже 24 июня на улицах Москвы появился и стал неотъемлемой частью строгого облика столицы плакат "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!"

В течение нескольких дней его узнала вся страна, а еще через неделю - весь мир. За этим плакатом последовали другие. Плакаты, карикатуры в газетах, "Окна ТАСС", книжные иллюстрации, антифашистские листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемые на фронт, - все эти многообразные формы использовали художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (Кукрыниксы), заставляя их служить своей цели.

Вместе с тем не менее массовыми тиражами издавались плакаты, посвященные армии и тылу, идеологической и практической роли руководства страны в организации отпора врагу. "Плакатисты очень часто прижаты к событиям вплотную", - писал известный художник Виктор Иванов. С каждым новым годом войны менялась и тональность дожественных полотен.

В 1943 году тема напрашивалась сама собой. ... Солдат прикладом автомата сбивает установленную фашистами доску-указатель "Drang nach osten". Отныне волна похода устремляется на запад, и, кажется, никакая сила не сможет остановить этого порыва. "На Запад!" - тема и название самых популярных плакатов этого периода. 1944, 1945. Война вошла в новую фазу. Дороги войны, медленные, хранящие следы отступления, где на каждом шагу подстерегала смерть, остались позади.

Стремительные дороги наступления, радостные дороги возвращения и встреч становятся темой плакатов: "Дойдем до Берлина!", "Родина, встречай героев!" (Леонид Голованов), "Освободим Европу от цепей фашистского рабства!" (И.Тоидзе), "Здравствуй, Родина-мать!" (Нина Ватолина), "Победителю Слава!" (Валентин Литвиненко), "Первомайский привет героям фронта и тыла!" (Алексей Кокорекин). Коллекция памяти, как и коллекция музея, прочно сохраняет то, чего уже нет, что было и прошло. Время... Ему есть, о чем молчать, и есть, о чем вспомнить. И все это осталось в плакатах: "Сталин - величие нашей эпохи" (А.Житомирский), "За Родину! За Сталина!" (А.Ефимов), "Приказ Сталина - приказ Родины" (А.Серов), "Болтун - находка для шпиона" (Л.Елькович), "Товарищ! Будь начеку, не выбалтывай тайны врагу" (Б.Жуков). М. Нестерова 1945г. Главные монументы сталинской эпохи взорваны и уничтожены. Некогда знаменитые работы находятся в малодоступных музейных запасниках.

Корецкий В. Будь героем! 1941

Корецкий В. Партизаны, бейте врага без пощады! 1941

Моор Д. Все на "Г". 1941

Долгоруков Н. Так было... Так будет! 1941

Кукрыниксы. Бьемся мы здорово... 1941

Аввакумов Н., Щеглов В. Завоеваний Октября не отдадим! 1941

Жуков Н., Климашин В. Отстоим Москву! 1941

Иванов В. Пусть вдохновляет вас в этой войне... 1941

Кокоренкин А. В этой фронтовой сводке есть и мой боевой труд! 1943

И только в последнее время этот культурный слой начинает постепенно всплывать из небытия, являя миру свой неизменный лик. И, может быть, единственное, что в наших силах, это постараться не исказить истины за разноголосицей воспоминаний. В этой подборке представлены как знаменитые работы мастеров политического плаката советской эпохи, так и не столь известные сегодня произведения, по различным причинам не включавшиеся в изданные в последние десятилетия альбомы и каталоги. Без них плакатная летопись Великой Отечественной была бы не точной.

Иванов В. Пьем воду родного Днепра... 1943

Сачков В. Воину-освободителю - Слава

Этот плакат 1946 г. интересен тем, что на нём как цитата со стены Рейхстага приводится надпись "Слава русскому народу". В дальнейшем советская пропаганда себе такого не позволяла и вместо "русского народа" на плакатах присутствовал "советский народ".

Вот ещё один плакат 1946 года. Как видим, русский народ уже фигурирует в основном лозунге на плакате:

Очевидно, что использование термина "русский народ", вместо постоянно употреблявшегося до этого официальной пропагандой "советского народа" стало возможно после известного тоста Сталина за русский народ на кремлёвском приёме 24 мая 1945 года в честь командующих войсками Красной Армии. Вот стенограмма этого тоста:

Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.

Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»)

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.

Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.

Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!

За здоровье русского народа!

1945 г . Кокорекин А. Победоносной Родине - слава!

1980 г . Лукьянов М. Подвиг советского народа бессмертен!


Цеслер В., Войченко С., Шелютто А. 40 мирных лет.


Горняк М. Мир отстояли, мир защитим!

С ДНЕМ ПОБЕДЫ!!!

А мы ведь тоже в военное время живём! И сегодня наша страна оккупирована врагом, разграбляется. Уничтожается русская культура, народный дух подменяется рвачеством, совесть загоняют в подполье.

Да, сегодня также время военное. Война, правда, другая. Тогда было ясно: кто враг и где он. Нынче враг не лезет на нашу землю с автоматами, танками и пушками. Он использует другие методы и ставит более долговременные цели, нежели простая военная оккупация.

В наше время враг использует оружие менее броское, почти незаметное, но от того не менее действенное. Русского человека, как это уже вовсю происходит на Западе, - пытаются расчеловечить, изменить его сущность, лишить духовной опоры, изгнать из его души совесть и оставить лишь человеческую оболочку, в идеале - начинённую гаджетами. Для простоты управления и медленного, но неуклонного умерщвления. Воздействуя через душу и гены на будущие поколения, которые, по замыслу врага, вообще не должны появиться на свет.

Но мы помним и чтим подвиги наших предков. Которые дают нам силу и уверенность, что и мы изгоним врага с земли Русской и отпразднуем победу над супостатом, в какое бы обличье он ни рядился!

Наше дело правое, мы победим!

Солдаты вели борьбу на фронтах, партизаны и разведчики - на оккупированной территории, а труженики тыла собирали танки. Пропагандисты и художники превратили карандаши и кисти в оружие. Главной задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу.

Первым плакатным тезисом (сейчас бы это назвали слоганом) стала фраза из речи Молотова 22 июня 1941 года: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами». Одним из основных персонажей военного плаката был образ женщины - матери, Родины, подруги, жены. Она работала в тылу на заводе, собирала урожай, ждала и верила.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага», Кукрыниксы, 1941

Первым военным плакатом, расклеенным на стенах домов 23 июня, был лист художников Кукрыниксов, изображавший Гитлера, вероломно разорвавшего пакт о ненападении между СССР и Германией. («Кукрыниксы» - это три художника, название коллектива составлено из начальных букв фамилий Куприянов и Крылов, и имени и первой буквы фамилии Николая Соколова).

«Родина-мать зовет!», Тоидзе Ираклий, 1941

Идея создания образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, возникла случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. Влияние на людей этого произведения и песни «Священная война» было намного сильнее, чем беседы политруков.

«Будь героем!», Виктор Корецкий, 1941

Лозунг плаката стал пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость. В июне 1941 года Корецкий создал композицию «Будь героем!». Плакат, увеличенный в несколько раз, был установлен вдоль улиц Москвы, по которым в первые недели войны проходили колонны мобилизованных жителей города. В августе этого года была выпущена почтовая марка «Будь героем!» И на марке, и на плакате боец-пехотинец изображен в каске СШ-36 довоенного образца. В дни войны каски были другой формы.

«Давайте побольше танков…», Лазарь Лисицкий, 1941

Прекрасная работа выдающегося художника-авангардиста, иллюстратора Лазаря Лисицкого. Плакат «Давайте побольше танков... Все для фронта! Все для победы!» был отпечатан многотысячным тиражом за несколько дней до смерти художника. Умер Лисицкий 30 декабря 1941 года, а лозунг «Все для фронта!» всю войну был главным принципом оставшихся в тылу людей.

«Воин Красной Армии, спаси!», Виктор Корецкий, 1942

Женщина, прижав к себе ребенка, готова грудью, жизнью своей защитить дочь от окровавленного штыка фашистской винтовки. Один из самых эмоционально сильных плакатов был издан 14-миллионным тиражом. Фронтовики видели в этой гневной, непокорившейся женщине свою мать, жену, сестру, а в испуганной беззащитной девчушке - дочку, сестру, залитую кровью Родину, ее будущее.

«Не болтай!», Нина Ватолина, 1941

В июне 41-го художнице Ватолиной предложили графически оформить известные строчки Маршака: «Будь начеку! В такие дни подслушивают стены. Недалеко от болтовни и сплетни до измены», - и уже через пару дней образ был найден. Моделью для работы послужила соседка, с которой художница часто стояла в одной очереди в булочную. Строгое лицо неизвестной никому женщины стало на многие годы одним из главных символов страны-крепости, находящейся в кольце фронтов.

«Вся надежда на тебя, красный воин!», Иванов, Бурова, 1942

Тема мести захватчикам становится ведущей в творчестве художников-плакатистов на первом этапе войны. Вместо собирательных героических образов на первое место выходят лица, напоминающие конкретных людей - твоя девушка, твой ребенок, твоя мать. Отомсти, освободи, спаси. Красная Армия отступала, а с плакатов молча взывали женщины и дети, оставшиеся на оккупированной врагом территории.

«Мсти за горе народа!», Виктор Иванов, 1942

Плакат сопровождают стихи Веры Инбер «Бей врага!», прочитав которые, пожалуй, уже не нужно никаких слов…

Бей врага, чтобы он обессилел,

Чтобы он захлебнулся в крови,

Чтоб удар твой был равен по силе

Всей моей материнской любви!

«Боец Красной Армии! Ты не дашь любимую на позор», Федор Антонов, 1942

Враг приближался к Волге, была оккупирована огромная территории, на которой проживали сотни тысяч мирных граждан. Героями художников стали женщины и дети. Плакаты показывали беду и страдание, призывая воина к отмщению и помощи тем, кто не в силах сам себе помочь. Антонов обратился к бойцам от имени их жен и сестер с плакатом«...Ты не отдашь любимую на позор и бесчестье гитлеровским солдатам».

«Сын мой! Ты видишь долю мою...», Антонов, 1942

Эта работа стала символом народного страдания. Может быть, мама, может быть истощенная обескровленная Родина - пожилая женщина с узелком в руках, которая покидает сгоревшую деревню. Она словно остановилась на секунду, горестно причитая, она просит о помощи сына.

«Воин, ответь Родине победой!», Дементий Шмаринов, 1942

Художник очень просто раскрыл главную тему: Родина растит хлеб и дает в руки солдата самое совершенное оружие. Женщина, собравшая автомат и собравшая спелые колосья. Красное платье цвета красного знамени уверенно ведет к победе. Бойцы должны побеждать, а труженики тыла давать все больше и больше оружия.

«Трактор в поле, что танк в бою», Ольга Бурова, 1942

Яркие оптимистичные цвета плаката уверяют - хлеб будет, победа не за горами. Ваши женщины верят в вас. Вдали идет воздушный бой, проходит эшелон с бойцами, но верные подруги делают свою работу, внося вклад в дело победы.

«Дружинницы Красного креста! Не оставим на поле боя ни раненого, ни его оружия», Виктор Корецкий, 1942

Здесь женщина равноправный боец, медицинская сестра и спасительница.

«Пьем воду родного Днепра…», Виктор Иванов, 1943

После победы в Сталинградской битве было очевидно, что преимущество на стороне Красной Армии. От художников требовалось теперь создание плакатов, которые показывали бы встречу освободителей советских городов и сел. Успешное форсирование Днепра не могло остаться в стороне от художников.

«Слава освободителям Украины!», Дементий Шмаринов, 1943

Форсирование Днепра и освобождения Киева - одна из славных страниц истории Великой Отечественной войны. Массовый героизм был достойно оценен, и 2438 человек удостоились звания Героя Советского Союза. За форсирование Днепра и других рек, за совершенные в последующие годы подвиги звание Героя Советского Союза получили еще 56 человек.

«Вставай в ряды фронтовых подруг…», Виктор Корецкий, Вера Гицевич, 1943

Фронту требовалось подкрепление и женские силы.

«Ты вернул нам жизнь», Виктор Иванов, 1944

Так встречали солдата Красной Армии - как родного, как освободителя. Женщина, не сдерживая порыва благодарности, обнимает незнакомого солдата.

«Европа будет свободной!», Виктор Корецкий, 1944

К лету 1944 года стало ясно, что СССР может собственными силами не только изгнать врага со своей земли, но и освободить народы Европы и завершить разгром гитлеровской армии. После открытия Второго фронта актуальной стала тема совместной борьбы Советского Союза, Великобритании и США за освобождение всей Европы от «коричневой чумы».

«Прицел у нас один - Берлин!», Виктор Корецкий, 1945

Осталось совсем немного. Цель близка. Недаром рядом с солдатом на плакате появляется женщина - как обещание того, что скоро они смогут увидеться.

«Дошли до Берлина», Леонид Голованов, 1945

Вот долгожданная победа… Плакаты весны 1945 года дышат весной, миром, Великой победой! За спиной героя виден плакат Леонида Голованова «Дойдем до Берлина!», изданный в 1944 году, с тем же главным героем, но пока без ордена.

Наталья Калиниченко


Опубликовано: Май 8, 2011 в 10:00

Плакат Великой Отечественной войны - одно из самых запоминающихся и ярких художественных событий культуры ХХ века. Его убедительность и высокий патриотический пафос во многом объясняются профессионализмом советских художников-плакатистов, их большим жизненным опытом и умением ясно говорить средствами плакатной графики. Сегодня, спустя десятилетия со времени его создания, плакат 1941–1945 годов остался искусством нестареющим, острым, боевым и призывным.

В. Корецкий (1909-1998). Наши силы неисчислимы. М., Л., 1941.
V. Koretskii (1909-1998). Our forces are numberless. Moscow, Leningrad 1941.

2. И. Тоидзе (1902-1985). Родина-мать здет! M., Л., 1941.


Toidze (1902-1985). Your Motherland needs you! Moscow, Leningrad 1941.

3. В. Корецкий (1909-1998). Будь героем! M., Л., 1941.


V. Koretskii (1909-1998). Be a Hero! Moscow/Leningrad 1941.

4. В. Правдин (1911-1979), З. Правдина (1911-#980-е). Молодежь, в бой за Родину! М., Л., 1941.


V. Pravdin (1911-1979), Z. Pravdina (1911-1980s). Young people, to the battle for the Motherland! Moscow, Leningrad 1941.

5. В. Серов (1910-1968). Наше дело правое- победа будет за нами. Л., М., 1941.


V. Serov (1910-1968). Our cause is just. We’ll win the victory. Leningrad, Moscow 1941.

6. H. Жуков (1908-1973), В. Климашин (1912-1960). Отстоим Москву! М., Л., 1941.


N. Zhukov (1908-1973), V. Klimashin (1912-1960). We’ll defend Moscow! Moscow, Leningrad 1941.

7. В. Корецкий (1909-1998). Воин Красной Армии, спаси! М., Л., 1942.


V. Koretskii (1909-1998). Red Army warrior, help! Moscow, Leningrad 1942.

8. H. Жуков (1908-1973). Есть за что выпить! М., Л., 1942.


N. Zhukov (1908-1973). There is something to toast to! Moscow, Leningrad 1942.

9. В. Корецкий (1909-1998). Самед на смерть идет, чтоб не погиб Семен… М., Л., 1943.


V. Koretskii (1909-1998). Sahmed would sacrifice his life to save Semyon/ As Sahmed’s life is what Semyon had fought for. / Their password’s «Motherland» and «Victory»‘s their motto! Moscow, Leningrad 1943.

10. В. Иванов (1909-1968). Пьем воду родного Днепра… М., Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). We drink the water of Old Father Dnieper. We’ll drink from the Prut, the Neman and the Bug! Let’s wash the fascist filth off the Soviet land! Moscow, Leningrad 1943.

11. В. Иванов (1909-1968). На Запад! М.,Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). Go West! Moscow, Leningrad 1943.

12. В. Корецкий (1909-1998). Бей так: что ни патрон - то враг! М., 1943.


V. Koretskii (1909-1998). Shoot like that! Every bullet means the murdered enemy! Moscow 1943.

13. Н. Жуков (1908-1973). Бей насмерть! M., Л., 1942.


N. Zhukov (1908-1973). Shoot to kill! Moscow, Leningrad 1942.

14. H. Жуков (1908-1973). Немецкий танк здесь не пройдет!


М., Л., 1943. N. Zhukov (1908-1973). No way for German tanks! Moscow, Leningrad 1943.

15. А. Кокорекин (1906-1959). Когда бронебойщик стоит на пути… М., Л., 1943.


A. Kokorekin (1906-1959). When our armour-piercing trooper is on the way/The fascist tanks will never pass! Moscow, Leningrad 1943.

16. В. Дени (1893-1946), Н. Долгоруков(1902-1980). Сталинград. M., Л., 1942.


V. Deni (1893-1946), N. Dolgorukov (1902-1980). Stalingrad. Moscow, Leningrad 1942.

17. В. Иванов (1909-1968). Ты вернул нам жизнь! М., Л., 1943.


V. Ivanov (1909-1968). You saved our lives! Moscow, Leningrad 1943.

18. Л. Голованов (1904-1980). Дойдем до Берлина! М., Л., 1944.


L. Golovanov (1904-1980). Well reach Berlin! Moscow, Leningrad 1944.

19. В. Иванов (1909-1968). Ты будешь жить счастливо! М., Л., 1944.


V. Ivanov (1909-1968). You will live a happy life! Moscow, Leningrad 1944.

20. А. Кокорекин (1906-1959). Воину-победителю - всенародная любовь! М., Л., 1944.


A. Kokorekin (1906-1959). Nation-wide love to Warrior the Winner! Moscow, Leningrad 1944.

21. Н. Кочергин (1897-1974). Советская земля окончательно очищена от немецко-фашистских захватчиков! Л., 1944.

V. Klimashin (1912-1960). Long live the warrior who won victory! Moscow, Leningrad 1945.

24. Л. Голованов (1904-1980). Красной Армии - слава! М., Л., 1946.


L. Golovanov (1904-1980). Long live the Red Army! Moscow, Leningrad 1946.