Басни крылова положительные и отрицательные герои. Басни И
17.Методика чтения басен
Басня-одна из форм эпического жанра(по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.
Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.
Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.
а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?).
б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это - пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.
Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).
Один из центральных вопросов анализа басни в I-III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?
В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.
Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду»1.
Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,- пишет Л. В. Занков,- как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.
И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни.
Итак, в рассмотренном подходе Л. В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. По всей вероятности, мы не вправе полностью отрицать возможность такого подхода. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи). В этом плане чтение басни не представляет исключения Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.
Сущность нравоучения довольно сложна для учащихся III класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа.
Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.
Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни и анализ морали.
Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:
I. Подготовительная работа
2) Викторина по материалу прочитанных басен.
3) Беседа о повадках животных - действующих лицах басни, которую предстоит читать.
II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).
Беседа эмоционально-оценочного плана.
III. Анализ конкретного содержания басни.
1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)
2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)
3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.
IV. Раскрытие аллегории.
V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.
VI. Аналогия из жизни.
Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.
Очень многое для понимания учащимися идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения таких басен, как «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», целесообразно поставить второклассникам вопрос: «Кому ив действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т. е. приступить к анализу.
Так сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.
Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда эта оценка выражена только одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И. А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» - вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».
Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.
Цели урока:
познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”;
учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
Методы обучения:
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
Ход урока
. I. Организационный момент.
Все расселись по местам
Никому не тесно
По секрету вам скажу
Будет интересно
Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.
II .Актуализации знаний:
Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
- Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?
И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Более двухсот басен было создано баснописцем.
2. Повторение знаний об особенностях басен.
- Давайте вспомним, что такое басня?
На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к
жанру басен:
Веселое, смешное произведение.
Небольшой рассказ.
Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
Заставляет задуматься.
.Содержит вывод – мораль.Героями являются люди.
Героями обычно являются животные.
Высмеиваются недостатки людей.
Волшебные герои и события.
Вывод с доски: (на слайде)
- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
-Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
какой, вы узнаете отгадав загадки.
Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Отгадай загадки:
Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.
Он из веточек, из хвоиНастоящий дом построитБез пилы и без гвоздей.Кто строитель? ...(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.
Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.
– Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?
Летает. Порхает, садится.Ловит мошек, комаров.
Речевая разминка:
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)
Речевая разминка:
Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
(Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением). – А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)
- Догадались, какую басню будем изучать? («Стрекоза и муравей»)
III. Сообщение темы и задач урока
- Кто сформулирует тему урока чтения?
IV. Постановка учебной задачи.
- Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)
Создание «Дерева предсказаний»
-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
- Кто будет положительным героем, а кто – отрицательным?
- Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
V. Первичное восприятие текста. 1. Слушание басни в аудиозаписи.
2. Беседа
- Понравилась вам басня?
- О чём она? Кто понравился?
- Совпали наши предположения? (Не все)
ФизкультминуткаУтром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),Раз – росой она умылась (имитируют умывание),Два – изящно покружилась (кружатся),Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,У реки остановилась, над водою закружилась.3. Чтение басни учащимися.
Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.
По-пры-гу-нья про-кор-миО-гля-нуть-ся о-бо-грей
Вскру- жи-ло со-брать-сяПо-мерт-ве-ло нуж-даУ-дру-че-на- Какое слово лишнее в первом столбике?
-Какое слово лишнее во втором столбике?
- Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?
- Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .VI. Анализ литературного произведения
1. Хоровое чтение «Земля-небо».
Работа над лексическим значением слов.(Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)
Работа с иллюстрациями.
Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них.Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.
Чтение цепочкой, парами.
Выборочное чтение.
- Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
- Прочитайте, как хорошо жилось Стрекозе летом.
- Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
- Почему она не поет?
- Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.
К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?
Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).- Сколько действующих лиц в басне?
Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.
- Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
- Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?
ФизминуткаНёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево – вправо)Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево – вправо)Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)
8. Характеристика персонажей (Работа в парах).
– Давайте дадим характеристику персонажам басни - Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?
- На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
- Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
- Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
IХ. Закрепление изученного материала.
Подбор пословиц к басне. Работа в группах.- Соберите пословицы.
- Какие пословицы выражают главную мысль басни?
Поспешишь- людей насмешишь.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Делу время - потехе час.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Кто веселится летом, тот плачет зимой.
Итог урока:
- Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
- Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
- Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
-Нужно ли изучать басни?
- Чему научила вас басня?
Ответы к школьным учебникам
Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукушка», И. Дмитриев «Муха».
2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.
Басня
- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.
Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.
Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни героя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет собой прямую последовательность событий, число действующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.
Стихотворение - это небольшое поэтическое произведение, написанное ритмизованной речью.
3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?
Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.
4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
«А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
«Друг друга всяк зовёт,
А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
«Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте теперь:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
«А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.
Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Иванович Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.
6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.
1) А. Измайлов «Кукушка».
2) И. Дмитриев «Муха».
3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».
7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.
1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;
2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;
3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;
4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;
У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;
5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;
8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.
История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».
В программе начальных классов большое место занимает чтение басен Крылова.
Басни способствуют развитию нравственных качеств детей, учат правильно оценивать поступки и поведение людей в обыденной жизни, воспитывают трудолюбие, скромность, правдивость, благородство. Поэтичность басен, их яркий язык помогают развитию речи детей, формированию их эстетического вкуса.
Соответственно содержанию, построению и языку басни читаются как простой, естественный рассказ, приближающийся к разговорной речи. Хорошие исполнители басен не читают, а рассказывают их слушателям, выступая в роли собеседника, повествующего а тех или иных событиях.
Простота, естественность и убежденность - непременные условия чтения басен. Педагог должен выступать как рассказчик, сообщающий своим маленьким друзьям поучительный случай, который он хорошо знает, о котором слышал или свидетелем которого был сам. Читая басню детям, учителю необходимо постоянно общаться с детьми, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к содержанию басни, описываемым в ней событиям, героям.
При чтении басен особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку мораль в баше раскрывает основной замысел автора и содержит поучение, чтецу необходимо четко понимать свою исполнительскую задачу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей.
Мораль нужно прочитать так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако ее никогда не следует им навязывать, читать нарочито серьезно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, подводить итог повествованию.
Очень важно при чтении басни правильно передавать речь автора и речь персонажей. Речь автора - веселого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном случае,- читается просто, дружески, лукаво, с естественными разговорными интонациями.
Автор в басне не просто излагает события. Он передает свое отношение к ним. Чтобы это отношение воспроизвести при выразительном чтении, чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мировоззрение автора, его мысли, намерения.
Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица»), автор особо отмечает ее хитрость, плутовство, выражая этим свое отношение к ее поступкам. Он дважды называет ее плутовкой («плутовка к дереву на цыпочках подходит» я «сыр выпал - с ним была плутовка такова»). Это отношение автора к Лисице и надо передать при чтении: слово «плутовка» произнести с лукавой интонацией, в последней фразе перед словом «плутовка» сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в басне.
Речь героев читается со строгим учетом их индивидуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Чтец как бы цитирует речь персонажей, пересказывает ее, не перевоплощаясь в передаваемый образ. «Излишнее оживление речи персонажа может привести к искажению той лукавой интонации рассказчика, на. которой как раз и зиждется основной художественный эффект басни» 1 .
Ясному представлению героев басен Крылова помогает то, что автор использует в них образы животных, чья внешность, характер, повадки хорошо известны. Так,
Лиса - хитрая, коварная, льстивая;
Волк - жадный, злой;
Ворона - глупая;
Муравей - трудолюбивый и т. д.
Однако, используя при передаче басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных животных, чтец не должен подходить упрощенно к пониманию и воспроизведению действующих лиц басни. Верность передачи их будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно чтец представляет себе идею произведения и цель своего чтения.
Так, идея басни Крылова «Ворона и Лисица» - осуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. Задача чтения - заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лисы: хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость, при чтении басни особый упор нужно сделать на те черты, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи басни, а именно лести, так как в басне Лиса лестью добивается наметанной цели и автор басни в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть.
Басни, как правило, имеют стихотворную форму. Построение стиха басен Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строже, ритмической паузе в его баснях надо относиться очень внимательно, строго соблюдать их при чтении и не ломать стихотворной строки.
В баснях Крылова часто встречаются стихотворные строки различные по длине. Эту особенность построения басен необходимо учитывать при чтении, так как она у писателя всегда обусловлена смыслом стиха. При чтении коротких строк можно делать более длительные паузы (в зависимости от содержания), читать такие строки медленнее. Так, например, чтобы передать неуклюжесть, неповоротливость, нерасторопность Вороны в баше «Ворона и Лисица», автор строку, передающую эту особенность характера Вороны, делает короче, чем предыдущую, в которой дается констатация определенного факта:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь...
Поэтому вторая строка может быть прочитана более медленно, начинаться с паузы.
В баснях Крылова иногда наблюдается постановка
ударений, не свойственных нашим современным нормам литературного произношения, например: «И Щуку бросили-в реку!» («Щука»). Эту особенность постановки
ударений в баснях Крылова следует соблюдать, так как а противном случае будет нарушена рифма и стих утратит свою поэтическую стройность.
В школьной практике часто встречается чтение басен «по ролям». Такое чтение отличается от обычного. В этом случае чтец является не рассказчикам, а персонажем. Он перевоплощается в исполняемого героя, «присваивая» себе его черты. При чтении он обращается не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на них. Рассказчиком остается только тот чтец, который читает от автора. Он комментирует события, подает реплики, подводит итог рассказу. Воздействие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.
Примерный анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» - осмеяние безделья и воспитание уважения к труду.
Задача учителя - осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья.
В басне два действующих лица - Стрекоза и Муравей. Стрекоза легкомысленна, ленива, не хочет трудиться, стремится прожить легко и беззаботно. Она «без души лето целое все пела», наслаждалась там, что «под каждым ей листком был готов и стол, и дом», не помышляя ни о каком труде.
Когда наступила зима, Стрекоза при первом же столкновении с трудностями - голодом и холодом - загрустила, ей стало не до песен. Удрученная «злой тоской», она вспомнила о Муравье и уже не полетела, а «поползла» к нему, всем своим видом, движениями, голосом стараясь вызвать у него сострадание.
Характерно, что, обращаюсь к Муравью за помощью, Стрекоза нисколько не раскаивается в своем легкомыслии. Она радостно вспоминает о том, как резвилась и «без души лето целое все пела». Прося Муравья прокормить и обогреть ее, она и не думает трудиться. Стрекоза просто хочет прожить зиму у Муравья, ничего не делая, с тем, чтобы с наступлением «вешних дней» снова начать резвиться и петь.
Характер, поступки и речь Стрекозы определяют особенности ее чтения. Чтение не должно вызывать у детей чувства жалости к Стрекозе. Учителю следует пробудить у детей возмущение бездельем Стрекозы, ее стремлением воспользоваться трудом Муравья. Поэтому, начиная рассказ о Стрекозе, учителю нужно сразу же выделить слово <попрыгунья>, произнести его иронически-шутливо, чтобы дети почувствовали, что речь в басне пойдет не просто о Стрекозе, а о Стрекозе-бездельнице, легкомысленной «попрыгунье». С интонацией насмешки следует прочитать и фразы: «Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом», «Стрекоза уж не поет», чтобы вызвать у детей отрицательное отношение к безделью Стрекозы. Слово «голодный» в последующей фразе надо выделить логическим ударением, чтобы показать, что жизнерадостность Стрекозы сразу же исчезла, как только появились трудности.
Встреча ее с Муравьем написана в форме диалога. Эту форму нужно передать при чтении, употребив живые, разговорные интонации.
Обращаясь с просьбой к Муравью, Стрекоза хочет вызвать у него сострадание к своему «тяжелому» положению. Она говорит с ним ласково, называет «кум милой», «голубчик».
При чтении начала разговора Стрекозы с Муравьем надо передать интонацию просьбы, жалобы, выделать логическим ударением слова «не оставь», так как Стрекоза пытается разжалобить Муравья, и слова «прокорми и обогрей», потому что именно в ник заключается основная просьба Стрекозы, цель ее прихода к Муравью. Слова «кум милой», «голубчик» потребуют ласковых, заискивающих интонаций. При передаче речи Стрекозы голос должен быть тихим, протащим.
В рассказе Стрекозы о том, как она провела лето, тоскливые, жалобные, просящие интонации постепенно сменяются радостными, оживленными, темп убыстряется, голос повышается. Стрекоза с удовольствием вспоминает, как она «без души лето целое все пела», как ей было весело и легко. Смену настроения Стрекозы обязательно надо подчеркнуть при чтении, так как она особенно ясно показывает легкомыслие Стрекозы и подготавливает к правильному восприятию отказа Муравья.
После слов Муравья: «А, так ты...», несмотря на многоточие, паузы делать не следует, а сразу же произносить слова Стрекозы, так как она, увлеченная воспоминаниями о летних развлечениях, не слушает Муравья, а прерывает его, продолжая свой рассказ.
Муравей положительный, степенный, трудолюбивый. Его речь звучит убежденно, значительно. Он хорошо понимает Стрекозу и презирает за безделье. Читая Муравья, учитель должен стремиться вызвать у детей к нему симпатию, уважение.
Сообразно характеру и поведению Муравья читать его следует рассудительно, голосом низким, в темпе более замедленном, передавая насмешку, презрение, возмущение. При воспроизведении его вопроса: «Да работала ль ты в лето?»-логическое ударение надо сделать на слове «работала ль», чтобы показать положительное отношение Муравья к работе, его трудолюбие и оттенить безделье Стрекозы.
Слова «А, так ты...» потребуют насмешливой интонации и повышения голоса, так как Муравей возмущается рассказам Стрекозы и издевается над ней.
Чтение заключительных слов Муравья, выражающих его негодование бездельем Стрекозы, презрение к ее беззаботности и праздности, должно передавать иронию игнев. Произнести эти слова следует с достоинством, с полным сознанием правоты поступка Муравья, чтобы дети почувствовали справедливость отказа Муравья в помощи Стрекозе. После слова «дело» надо сделать паузу, чтобы дети ждали результата ответа.
Выразительность чтения басни зависит от того, насколько четко чтец представляет себе ее построение, план, деление на части.
Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части.
Часть первая - «Попрыгунья Стрекоза». Басня начинается с картины суровой зимы, когда «помертвело чисто поле», «нет уж дней тех светлых боле» и когда трудно стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе.
Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро, как иногда это делают начинающие учителя. Такое чтение не будет отвечать смыслу басни и прозвучит как поток ритмических сочетаний, не дойдя до сознания детей и не произведя на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить и драматически, делая упор «а тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе.
Учитель все время должен помнить о своей исполнительской задаче - показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему все это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, несколько иронически, описание зимы - объективно, замедленно, чтобы воспроизвести перед слушателем суровую картину холодной русской зимы.
Фразу: «К Муравью ползет она», содержащую начало действия, следует выделить, чтобы возбудить интерес детей, насторожить их, заставить ждать продолжения того, что же будет дальше.
Часть вторая - «Расплата за безделье». Эта часть должна передаваться так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многообразие ее интонаций. Интерес к развитию событий будет нарастать, тревожить, волновать детей. Взволнованность и напряженность достигнут наивысшего предела в фразе: «Ты все пела? это дело», за которой последует благоразумный ответ Муравья: «Так поди же, попляши!»
Примерный план подготовки к выразительному чтению басни
И. Крылова «Стрекоза и Муравей»
1. Идея басни: осмеяние безделья и воспитание уважения к труду.
2. Образы: бездельница, попрыгунья Стрекоза и трудолюбивый Муравей.
3. Сюжет: разговор Стрекозы с Муравьем.
4. Построение сюжета:
а) экспозиция - «Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела...»
до слов: «Злой тоской удручена...»,
б) завязка - «Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она…»,
в) развитие действия - «Не оставь меня,
Кум милой!»
до слов: «Ты все пела?»,
г) кульминация - «Ты все пела? это дело...»,
д) развязка - «Так поди же, попляши!»,
5. Задача чтения: осудить Стрекозу за легкомыслие, лень и похвалить Муравья за трудолюбие и справедливость.
Татьяна КАЛГАНОВА
Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе
Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.
Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».
Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».
Объясним, что сравнить литературные произведения - значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.
Муравей и жук
В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.
Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.
Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.
Эзоп (VI в. до н.э)
Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела:
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настаёт;
Стрекоза уж не поёт:
И кому же в ум пойдёт
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползёт она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!”
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?” -
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.
“А, так ты…” - “Я без души
Лето целое всё пела”. -
“Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
И.А. Крылов (1808)
Объясним учащимся значение слова “мурава” - трава, отсюда муравей; травушка-муравушка - народно-поэтическое выражение.
Примерные вопросы для анализа
Почему эти басни можно сравнивать?
Какая басня написана стихами, какая - прозой?
Кто герои басен?
Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?
Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.
Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?
В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?
Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.
Басня Эзопа написана прозой, Крылова - стихами. Герои - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность .
У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.
В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле . Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.
Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.
Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).
В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями .
Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?
(С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)
Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)
Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.
Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство - в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень - всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека - якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) - эзопов язык .
Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.
Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.
Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?
Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.
Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)
Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.
Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк - это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне - это Кутузов.
Сравните внешний вид волка и его речи.
Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?
Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.
Какими чертами обладает Ловчий?
Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).
Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии - место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.
Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:
Ты сер, приятель, а я сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю…
Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?
Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).
Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.
Петух и алмаз
Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))
Петух и Жемчужное зерно
Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл Жемчужное зерно
И говорит: “Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно”.
.................................................
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
И.А. Крылов (1808)
Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).
Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane , Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.