Басни крылова положительные и отрицательные герои. Басни И

  • 4.Лингвистические основы современной методики обучения грамоте.
  • 5.Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Основы его построения.
  • 6.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в подготовительном периоде.
  • 7.Уроки чтения в период обучения грамоте, их типы, варианты, задачи, особенности построения.
  • 8.Задачи и содержание, методика проведения занятий по обучению грамоте в основном периоде.
  • 9.Уроки письма в период обучения грамоте, их типы, структура, содержание, методика проведения. Процесс формирования графического навыка.
  • 10.Развитие речи учащихся в период обучения грамоте.
  • 11.Психологические особенности восприятия художественного произведения. Задачи и характер работы, предшествующей чтению произведений.
  • 12.Значение и задачи уроков чтения в начальных классах. Содержание чтения. Принципы построения программ по чтению.
  • 13.Качества полноценного навыка чтения. Методика обучения школьников правильному, сознательному, беглому и выразительному чтению.
  • 14.Технология продуктивного чтения. Этапы работы над художественным произведением на уроке литературного чтения.
  • 15.Методика чтения рассказов
  • 16.Методика чтения сказок в начальных классах.
  • Ознакомление школьников со сказкой как жанром.
  • 17.Методика чтения басен
  • 18.Методика чтения стихотворений.
  • 19.Методика чтения научно-популярных произведений.
  • 20.Основные типы уроков литературного чтения, их компоненты. Задачи обобщающих уроков, их место в системе уроков чтения и методика проведения.
  • 21.Обучение составлению плана и пересказу прочитанного.
  • 22.Словарная работа на уроках литературного чтения.
  • 23.Методика обучения творческим работам на уроках чтения.
  • 24.Методика обучения младших школьников выразительному чтению.
  • 25.Диагностика учебных достижений младших школьников по литературному чтению.
  • 26.Организация работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность как методическое понятие.
  • 27.Методика проведения уроков внеклассного чтения на подготовительном и начальном этапах.
  • 28.Методика организации уроков внеклассного чтения на основном этапе.
  • 29.Методика изучения основ фонетики и графики в начальных классах.
  • 30.Методика изучения темы «Состав слова».
  • 31.Методические основы формирования у учащихся грамматических понятий. Методика работы над грамматическими определениями и терминами.
  • 32.Методика изучения имени существительного в начальных классах.
  • 33.Методика изучения имени прилагательного в начальных классах.
  • 34.Методика изучения глагола в начальных классах.
  • 17.Методика чтения басен

    Басня-одна из форм эпического жанра(по Л.И. Тимофееву), или вид эпической поэзии (по Г.Л. Абрамовичу) появилась задолго до нашей эры (Эзоп, Федр). В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

    Для чтения в начальных классах школы отобраны басни, заключающие в себе общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей.

    Внимание к басне в школе обусловлено рядом ее достоинств.

    а) Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня - метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне и при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками (что осуждает басня? Чему учит?).

    б) Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития мышления и речи учащихся. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это - пьеса со своей завязкой, кульминационным пунктом и развязкой. Для учащихся басня - замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого-либо случая. Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли, так и яркостью ее выражения в словах. Не случайно, что из басен образные выражения широко применяются в речевой практике людей к различным случаям жизни.

    Методика работы в школе над басней обусловлена ее спецификой как вида художественного произведения. В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Таким образом, выделяются такие существенные признаки басни, как наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). В баснях часто действующими лицами являются животные, но этот признак не выступает в качестве обязательного (персонажами басни могут быть и люди). Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

    Один из центральных вопросов анализа басни в I-III классах связан с раскрытием морали и аллегории. Когда работать над моралью басни: до специального анализа ее конкретного содержания или после?

    В методике (Е. А. Адамович, Н. П. Кононыкин, Н. А. Щербакова, Н. А. Щепетова, В. И. Яковлева и др.) традиционным стал подход, согласно которому работа над текстом басни начинается с раскрытия ее конкретного содержания. Затем следует выяснение иносказательного смысла (кто подразумевается под действующими лицами басни) и, наконец, рассматривается мораль.

    Н. П. Кононыкин и Н. А. Щербакова рекомендуют не читать мораль басни, пока не понято учащимися содержание конкретной части басни, пока дети не уяснили особенностей действующих лиц, не сделали переноса «характерных черт животных, изображенных в баснях, в реальную людскую среду»1.

    Иной путь работы над басней описан Л. В. Занковым. По мнению Л. В. Занкова, более целесообразно сразу же после чтения басни без какой-либо предварительной беседы предлагать учащимся вопрос: «Какова основная мысль басни?» Не прибегая к анализу текста басни, учащиеся высказываются относительно ее главной мысли, после чего им ставится второй вопрос: «Какова мораль басни?» «Уже после того,- пишет Л. В. Занков,- как уяснена мораль, дети сами читают басню. Затем происходит краткий разбор речевых оборотов.

    И то и другое становится осмысленным именно после того, как школьниками понята мораль басни. Теперь они действительно могут самостоятельно разобраться в отдельных частях басни.

    Итак, в рассмотренном подходе Л. В. Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и к конкретному содержанию. По всей вероятности, мы не вправе полностью отрицать возможность такого подхода. Многое зависит от того, какова главная мысль и мораль басни (возможно, что они просты и доступны младшим школьникам уже после первого чтения). Однако, как показывают исследования психологов и методистов, а также школьный опыт, учащиеся начальных классов в своем восприятии художественного произведения проходят два этапа: непосредственное восприятие (эмоционально-образное) и опосредованное (обобщенно-оценочное, связанное с раскрытием подтекста, с пониманием идеи). В этом плане чтение басни не представляет исключения Напротив, басня, как произведение, которому свойственна высокая степень обобщенности, заключенная в морали, требует четкого восприятия конкретно-образного содержания. От правильного понимания конкретного содержания и мотивов поведения действующих лиц басни учащиеся переходят к выделению ее главной мысли. Процесс раскрытия морали басни представляет для учащихся абстрагирование наиболее существенных положений, которые заключены в конкретной части басни. Главная мысль - вывод из конкретной части басни, а мораль - обобщенное выражение идеи.

    Сущность нравоучения довольно сложна для учащихся III класса, поэтому при первом чтении басни учитель опускает мораль. При анализе басни используются те же приемы работы с текстом, что и при чтении рассказа.

    Целесообразно начать работу учащихся над текстом с чтения про себя с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия.

    Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни и анализ морали.

    Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:

    I. Подготовительная работа

    2) Викторина по материалу прочитанных басен.

    3) Беседа о повадках животных - действующих лицах басни, которую предстоит читать.

    II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).

    Беседа эмоционально-оценочного плана.

    III. Анализ конкретного содержания басни.

    1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)

    2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

    3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

    IV. Раскрытие аллегории.

    V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

    VI. Аналогия из жизни.

    Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

    Очень многое для понимания учащимися идеи басни дает выяснение их отношения к персонажам. Уже после первого прочтения таких басен, как «Стрекоза и Муравей», «Чиж и Голубь», целесообразно поставить второклассникам вопрос: «Кому ив действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Ответ на такой вопрос сразу ставит учащихся перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц, т. е. приступить к анализу.

    Так сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия их раскрытия (учащиеся постоянно работает с текстом) подводит к раскрытию аллегории: в басне осуждаются беспечные, беззаботные люди, праздно проводящие свое время.

    Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке. Иногда эта оценка выражена только одним словом, но это равно целой фразе. Например, в басне «Чиж и Голубь» И. А. Крылов свое отношение к бездушному, высокомерному Голубю выразил двумя словами, помещенными в середине строки: «И бело!» Так автор откликнулся на несчастье Голубя: тот запутался в силок. А беде Чижа он сочувствует. Бедняжку Чижа он жалеет; западню, которая захлопнула Чижа, автор называет злодейкой. «Почему так по-разному автор относится к Чижу и Голубю?», «За что был наказан Голубь?» - вот те вопросы, отвечая на которые учащиеся поймут главную мысль басни (она звучит и как нравоучение): «Вперед чужой беде не смейся, Голубок».

    Тема урока: Басня И.А. Крылова « Стрекоза и Муравей».
    Тип урока: урок знакомство с литературным произведением.
    Цели урока:
    познакомить учащихся с басней И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”;
    учить устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни;
    развивать правильную выразительную речь, навыки выразительного чтения, инсценировки, творческие способности; развивать умение работать в парах, группах сменного состава;
    воспитывать отзывчивость, способность сопереживать, сострадать.
    Методы обучения:
    По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
    По способу организации осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
    По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельности учащихся с помощью источников информации.
    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
    Планируемые результаты:
    Предметные: ученик получит возможность познакомиться с личностью Ивана Андреевича Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей».
    Ход урока
    . I. Организационный момент.
    Все расселись по местам
    Никому не тесно
    По секрету вам скажу
    Будет интересно
    Ребята! На уроке будем продолжать делать наши маленькие открытия.
    II .Актуализации знаний:
    Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.
    На доске появляется запись: Нави Волырк (слайд)
    – Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?
    - Что вы узнали о Крылове на прошлом уроке?
    И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. Более двухсот басен было создано баснописцем.
    2. Повторение знаний об особенностях басен.
    - Давайте вспомним, что такое басня?
    На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к
    жанру басен:
    Веселое, смешное произведение.
    Небольшой рассказ.
    Подразумеваются люди, их поступки и поведение.
    Заставляет задуматься.
    .Содержит вывод – мораль.Героями являются люди.
    Героями обычно являются животные.
    Высмеиваются недостатки людей.
    Волшебные герои и события.
    Вывод с доски: (на слайде)
    - Прочитайте, что осталось в ваших определениях.
    -Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с
    какой, вы узнаете отгадав загадки.
    Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.
    - Отгадай загадки:
    Самолётик лёгкий, быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза. Это чудо … (Стрекоза.)На доску вывешивается иллюстрация стрекозы.
    Он из веточек, из хвоиНастоящий дом построитБез пилы и без гвоздей.Кто строитель? ...(Муравей.) На доску вывешивается иллюстрация муравья.
    Выясняется образ жизни стрекоза и муравья в природе.
    – Кто видел стрекозу в природе? Чем она занимается летом?
    Летает. Порхает, садится.Ловит мошек, комаров.
    Речевая разминка:
    Над лугом, где пасутся козы,
    На крыльях прозрачных порхают стрекозы.
    (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).
    Устанавливается характер стрекозы. (Веселая, резвая.)
    Речевая разминка:
    Без работы хоть убей,
    Жить не может муравей.
    (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением). – А какой муравей? (Сильный, трудолюбивый.)
    - Догадались, какую басню будем изучать? («Стрекоза и муравей»)
    III. Сообщение темы и задач урока
    - Кто сформулирует тему урока чтения?
    IV. Постановка учебной задачи.
    - Какие задачи мы поставим перед собой? (научиться выразительно читать басню, определить её мораль, сделать выводы)
    Создание «Дерева предсказаний»
    -Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
    - Кто будет положительным героем, а кто – отрицательным?
    - Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья.
    Появляются на дереве слова о стрекозе: красавица, беззаботная, веселая и т.д.,о муравье: труженик.
    -Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист И. Ильинский
    V. Первичное восприятие текста. 1. Слушание басни в аудиозаписи.
    2. Беседа
    - Понравилась вам басня?
    - О чём она? Кто понравился?
    - Совпали наши предположения? (Не все)
    ФизкультминуткаУтром стрекоза проснулась, потянулась, улыбнулась (потягиваются, улыбаются),Раз – росой она умылась (имитируют умывание),Два – изящно покружилась (кружатся),Три – нагнулась и присела, на четыре – полетела,У реки остановилась, над водою закружилась.3. Чтение басни учащимися.
    Сейчас вы будете читать басню, давайте подготовимся к чтению.
    По-пры-гу-нья про-кор-миО-гля-нуть-ся о-бо-грей
    Вскру- жи-ло со-брать-сяПо-мерт-ве-ло нуж-даУ-дру-че-на- Какое слово лишнее в первом столбике?
    -Какое слово лишнее во втором столбике?
    - Какое слово отвечает на вопрос Кто?, Что?
    - Первый столбик читает …, снизу вверх читает … .VI. Анализ литературного произведения
    1. Хоровое чтение «Земля-небо».
    Работа над лексическим значением слов.(Если очень внимательно проанализировать басню, заострив внимание на каждом слове, то можно понять любое произведение, несмотря на огромное количество непонятных слов и выражений.)
    Работа с иллюстрациями.
    Поставьте иллюстрации в правильном порядке. Озвучьте каждую из них.Выберите, как хотите поработать индивидуально, в паре, в группе.
    Чтение цепочкой, парами.
    Выборочное чтение.
    - Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?
    - Прочитайте, как хорошо жилось Стрекозе летом.
    - Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?
    - Почему она не поет?
    - Сравните внешний вид Стрекозы летом и осенью по иллюстрациям.
    К кому пошла Стрекоза за помощью? С какой просьбой обратилась она к Муравью? Как звучали её слова?
    Что ей сказал Муравей? Как следует понимать слова Муравья: “Ты все пела? Это дело. Так поди же, попляши!”
    6. Чтение басни по ролям. (Обратить внимание детей на то, что речь Стрекозы звучит жалостливо, просяще. Речь Муравья – уверенно, поучительно).- Сколько действующих лиц в басне?
    Вопросы по содержанию басни, ее иносказательному, поучительному характеру.
    - Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)
    - Настали ли нужда и голод для Муравья? Почему?
    ФизминуткаНёс однажды муравей две травинки для дверей (8 хлопков)На полянке под кустом муравьишка строит дом(наклоны влево – вправо)Лишь снежок запорошит, стрекоза к нему спешит (повороты влево – вправо)Ты, Кума, не торопись, а за дело-ка, возьмись. (приседания)
    8. Характеристика персонажей (Работа в парах).
    – Давайте дадим характеристику персонажам басни - Жалко вам Стрекозу или нет? Объясните свой ответ.
    - Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
    - Что нам хотел сказать И.А.Крылов своей басней? (Нужно не только веселиться, но и работать. Кто не работает, тот не ест.)- В каких словах заключена главная мысль басни? Прочитайте их.как вы их понимаете?
    - На примере Стрекозы и Муравья чьи же поступки изображены в басне? (На самом деле на примере насекомых автор хотел выразить суть поступков людей. Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём)- Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше.
    - Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)
    - Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.
    IХ. Закрепление изученного материала.
    Подбор пословиц к басне. Работа в группах.- Соберите пословицы.
    - Какие пословицы выражают главную мысль басни?
    Поспешишь- людей насмешишь.
    Семь раз примерь, один раз отрежь.
    Делу время - потехе час.
    Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
    Кто веселится летом, тот плачет зимой.
    Итог урока:
    - Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
    - Какие же пороки осуждает Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
    - Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
    -Нужно ли изучать басни?
    - Чему научила вас басня?

    Ответы к школьным учебникам

    Басни: И. Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет», И. Хемницер «Стрекоза», «Друзья», Л. Толстой «Стрекоза и муравьи», А. Измайлов «Кукуш­ка», И. Дмитриев «Муха».

    2. Как вы отличите басню от сказки, рассказа и стихотворения? Приведите примеры и сравните.

    Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение - так называемая мораль.
    Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

    Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом, это более объёмное произведение с развёрнутым сюжетом.

    Рассказ - это малая форма повествовательной прозы. В основе рассказа, как правило, один случай из жизни ге­роя. Сюжет рассказа прост, композиция представляет со­бой прямую последовательность событий, число дейст­вующих лиц невелико. События развиваются динамично, всё происходит в небольшой отрезок времени.

    Стихотворение - это небольшое поэтическое произве­дение, написанное ритмизованной речью.

    3. Вспомните басни Эзопа. Чем они отличаются от басен И.А. Крылова, И.И. Хемницера?

    Басни Эзопа: «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград». Основное отличие басен Эзопа относится к внешнему построению текста: басни Эзопа написаны в прозе, басни И.А. Крылова и И.И. Хемницера - в стихах.

    4. Вспомните, из каких басен эти слова, ставшие пословицами.

    «А вы, друзья, как ни садитесь,
    Всё в музыканты не годитесь». - И. Крылов «Квартет»
    «А Васька слушает да ест». - И. Крылов «Кот и повар».
    «Чем кумушек считать трудиться,
    Не лучше ль на себя, кума, оборотиться». - И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».
    «Друг друга всяк зовёт,
    А братский воз ко дну идёт». - И. Хемницер «Мужики».
    «Вот выше сяду на суку.
    Ну, слушайте теперь:
    Ку-ку, ку-ку, ку-ку». - А. Измайлов «Кукушка».
    «А воз и ныне там». - И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

    5. Вспомните и назовите имена русских баснописцев.

    Баснописцы: Иван Андреевич Крылов, Иван Иванович Дмитриев, Александр Ефимович Измайлов, Иван Ивано­вич Хемницер. Басни писал и Лев Толстой.

    6. Назовите по иллюстрациям басни и их героев. Прочитайте ту, которая вам нравится.

    1) А. Измайлов «Кукушка».

    2) И. Дмитриев «Муха».

    3) И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука».

    7. Прочитайте пословицы. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни и докажите правильность своего выбора.

    1) Без беды друга не узнаешь - басня И. Хемницера «Мужики»;

    2) Как аукнется, так и откликнется - басня И. Крылова «Стрекоза и Муравей»;

    3) Сытый голодного не разумеет - басня И. Крылова «Волк и Ягненок»;

    4) У Фомушки денежки - Фомушка, Фома;

    У Фомушки нет денежки - Фомка, Фома. - басня И. Крылова «Ворона и Лисица»;

    5) У всякой песни свой конец - И. Крылов «Волк на псарне»;

    8. Выберите героя басни и попробуйте от его имени рассказать историю, которая с ним приключилась.

    История может быть такой: «Послушайте меня, друзья, я - Кукушка - прилетела издалека, и там я слышала, как поёт Соловей. От его пения замирает сердце, кружится голова, и ты забываешь всё на свете. Но я тоже чудесно научилась петь. Вот послушайте: «Ку-ку, ку-ку, ку-ку».

    В программе начальных классов большое место за­нимает чтение басен Крылова.

    Басни способствуют развитию нравственных качеств детей, учат правильно оценивать поступки и поведение людей в обыденной жизни, воспитывают трудолюбие, скромность, правдивость, благородство. Поэтичность ба­сен, их яркий язык помогают развитию речи детей, фор­мированию их эстетического вкуса.

    Соответственно содержанию, построению и языку басни читаются как простой, естественный рассказ, приближающийся к разговорной речи. Хорошие испол­нители басен не читают, а рассказывают их слушате­лям, выступая в роли собеседника, повествующего а тех или иных событиях.

    Простота, естественность и убежденность - непре­менные условия чтения басен. Педагог должен высту­пать как рассказчик, сообщающий своим маленьким друзьям поучительный случай, который он хорошо зна­ет, о котором слышал или свидетелем которого был сам. Читая басню детям, учителю необходимо постоянно об­щаться с детьми, следить за тем, чтобы его интонация, жесты, мимика вызывали у них интерес к содержанию басни, описываемым в ней событиям, героям.

    При чтении басен особое внимание надо обращать на мораль. Поскольку мораль в баше раскрывает ос­новной замысел автора и содержит поучение, чтецу не­обходимо четко понимать свою исполнительскую зада­чу, ясно представлять, для чего он рассказывает басню, что хочет обличить и как воздействовать на слушателей.

    Мораль нужно прочитать так, чтобы дети обратили на нее внимание и задумались над ней. Однако ее ни­когда не следует им навязывать, читать нарочито серь­езно. Мораль всегда должна вытекать из рассказа, под­водить итог повествованию.

    Очень важно при чтении басни правильно переда­вать речь автора и речь персонажей. Речь автора - ве­селого рассказчика, собеседника, повествующего о каком-либо забавном и вместе с тем поучительном слу­чае,- читается просто, дружески, лукаво, с естествен­ными разговорными интонациями.

    Автор в басне не просто излагает события. Он пере­дает свое отношение к ним. Чтобы это отношение вос­произвести при выразительном чтении, чтецу следует хорошо усвоить идею басни, понять мировоззрение ав­тора, его мысли, намерения.

    Так, рассказывая о Лисе («Ворона и Лисица»), ав­тор особо отмечает ее хитрость, плутовство, выражая этим свое отношение к ее поступкам. Он дважды назы­вает ее плутовкой («плутовка к дереву на цыпочках подходит» я «сыр выпал - с ним была плутовка тако­ва»). Это отношение автора к Лисице и надо передать при чтении: слово «плутовка» произнести с лукавой ин­тонацией, в последней фразе перед словом «плутовка» сделать паузу, чтобы обратить внимание детей на это главное качество Лисы, которое так ярко проявляется в басне.

    Речь героев читается со строгим учетом их индиви­дуальных особенностей, внешнего облика, характера, поступков. Чтец как бы цитирует речь персонажей, пе­ресказывает ее, не перевоплощаясь в передаваемый об­раз. «Излишнее оживление речи персонажа может при­вести к искажению той лукавой интонации рассказчика, на. которой как раз и зиждется основной художествен­ный эффект басни» 1 .

    Ясному представлению героев басен Крылова помо­гает то, что автор использует в них образы животных, чья внешность, характер, повадки хорошо известны. Так,

    Лиса - хитрая, коварная, льстивая;

    Волк - жадный, злой;

    Ворона - глупая;

    Муравей - трудолюбивый и т. д.

    Однако, используя при передаче басенных образов общеизвестные свойства характера отдельных живот­ных, чтец не должен подходить упрощенно к понима­нию и воспроизведению действующих лиц басни. Вер­ность передачи их будет зависеть прежде всего от того, насколько ясно чтец представляет себе идею произведе­ния и цель своего чтения.

    Так, идея басни Крылова «Ворона и Лисица» - осуждение лести и осмеяние тех, кто ей поддается. За­дача чтения - заклеймить льстеца и осудить глупца. Опираясь на общеизвестные свойства характера Лисы: хитрость, коварство, лицемерие, лесть, подлость, при чтении басни особый упор нужно сделать на те черты, которые имеют наибольшее значение для раскрытия идеи басни, а именно лести, так как в басне Лиса лестью добивается наметанной цели и автор басни в равной степени высмеивает и льстивую Лису и глупую Ворону, податливую на лесть.

    Басни, как правило, имеют стихотворную форму. По­строение стиха басен Крылова всегда строго оправдано содержанием, желанием автора выделить особо важное, значимое. Поэтому к стихотворной строже, ритмической паузе в его баснях надо относиться очень внимательно, строго соблюдать их при чтении и не ломать стихотвор­ной строки.

    В баснях Крылова часто встречаются стихотворные строки различные по длине. Эту особенность построе­ния басен необходимо учитывать при чтении, так как она у писателя всегда обусловлена смыслом стиха. При чтении коротких строк можно делать более длительные паузы (в зависимости от содержания), читать такие строки медленнее. Так, например, чтобы передать неук­люжесть, неповоротливость, нерасторопность Вороны в баше «Ворона и Лисица», автор строку, передающую эту особенность характера Вороны, делает короче, чем предыдущую, в которой дается констатация определен­ного факта:



    Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

    На ель Ворона взгромоздясь...

    Поэтому вторая строка может быть прочитана более медленно, начинаться с паузы.

    В баснях Крылова иногда наблюдается постановка

    ударений, не свойственных нашим современным нормам литературного произношения, например: «И Щуку бро­сили-в реку!» («Щука»). Эту особенность постановки

    ударений в баснях Крылова следует соблюдать, так как а противном случае будет нарушена рифма и стих утра­тит свою поэтическую стройность.

    В школьной практике часто встречается чтение басен «по ролям». Такое чтение отличается от обычного. В этом случае чтец является не рассказчикам, а персо­нажем. Он перевоплощается в исполняемого героя, «присваивая» себе его черты. При чтении он обращает­ся не к слушателям, а к партнерам, беседует с ними, воздействует на них. Рассказчиком остается только тот чтец, который читает от автора. Он комментирует со­бытия, подает реплики, подводит итог рассказу. Воз­действие на слушателя осуществляется чтением всей басни в целом.

    Примерный анализ басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Основная идея басни «Стрекоза и Муравей» - осме­яние безделья и воспитание уважения к труду.

    Задача учителя - осудить легкомысленную Стрекозу и похвалить трудолюбивого Муравья.

    В басне два действующих лица - Стрекоза и Мура­вей. Стрекоза легкомысленна, ленива, не хочет трудить­ся, стремится прожить легко и беззаботно. Она «без ду­ши лето целое все пела», наслаждалась там, что «под каждым ей листком был готов и стол, и дом», не по­мышляя ни о каком труде.

    Когда наступила зима, Стрекоза при первом же столкновении с трудностями - голодом и холодом - за­грустила, ей стало не до песен. Удрученная «злой тос­кой», она вспомнила о Муравье и уже не полетела, а «поползла» к нему, всем своим видом, движениями, го­лосом стараясь вызвать у него сострадание.

    Характерно, что, обращаюсь к Муравью за помощью, Стрекоза нисколько не раскаивается в своем легкомыс­лии. Она радостно вспоминает о том, как резвилась и «без души лето целое все пела». Прося Муравья прокор­мить и обогреть ее, она и не думает трудиться. Стреко­за просто хочет прожить зиму у Муравья, ничего не де­лая, с тем, чтобы с наступлением «вешних дней» снова начать резвиться и петь.

    Характер, поступки и речь Стрекозы определяют осо­бенности ее чтения. Чтение не должно вызывать у детей чувства жалости к Стрекозе. Учителю следует пробудить у детей возмущение бездельем Стрекозы, ее стремлением воспользоваться трудом Муравья. Поэтому, начиная рассказ о Стрекозе, учителю нужно сразу же выделить слово <попрыгунья>, произнести его иронически-шутливо, чтобы дети почувствовали, что речь в басне пойдет не просто о Стрекозе, а о Стрекозе-бездельнице, легкомысленной «попрыгунье». С интонацией насмешки следует прочитать и фразы: «Как под каждым ей лист­ком был готов и стол, и дом», «Стрекоза уж не поет», чтобы вызвать у детей отрицательное отношение к без­делью Стрекозы. Слово «голодный» в последующей фра­зе надо выделить логическим ударением, чтобы пока­зать, что жизнерадостность Стрекозы сразу же исчезла, как только появились трудности.

    Встреча ее с Муравьем написана в форме диалога. Эту форму нужно передать при чтении, употребив жи­вые, разговорные интонации.

    Обращаясь с просьбой к Муравью, Стрекоза хочет вызвать у него сострадание к своему «тяжелому» поло­жению. Она говорит с ним ласково, называет «кум ми­лой», «голубчик».

    При чтении начала разговора Стрекозы с Муравьем надо передать интонацию просьбы, жалобы, выделать логическим ударением слова «не оставь», так как Стре­коза пытается разжалобить Муравья, и слова «прокор­ми и обогрей», потому что именно в ник заключается основная просьба Стрекозы, цель ее прихода к Му­равью. Слова «кум милой», «голубчик» потребуют лас­ковых, заискивающих интонаций. При передаче речи Стрекозы голос должен быть тихим, протащим.

    В рассказе Стрекозы о том, как она провела лето, тоскливые, жалобные, просящие интонации постепенно сменяются радостными, оживленными, темп убыстряет­ся, голос повышается. Стрекоза с удовольствием вспо­минает, как она «без души лето целое все пела», как ей было весело и легко. Смену настроения Стрекозы обя­зательно надо подчеркнуть при чтении, так как она осо­бенно ясно показывает легкомыслие Стрекозы и подго­тавливает к правильному восприятию отказа Муравья.

    После слов Муравья: «А, так ты...», несмотря на мно­готочие, паузы делать не следует, а сразу же произно­сить слова Стрекозы, так как она, увлеченная воспоминаниями о летних развлечениях, не слушает Муравья, а прерывает его, продолжая свой рассказ.

    Муравей положительный, степенный, трудолюбивый. Его речь звучит убежденно, значительно. Он хорошо по­нимает Стрекозу и презирает за безделье. Читая Му­равья, учитель должен стремиться вызвать у детей к не­му симпатию, уважение.

    Сообразно характеру и поведению Муравья читать его следует рассудительно, голосом низким, в темпе бо­лее замедленном, передавая насмешку, презрение, воз­мущение. При воспроизведении его вопроса: «Да рабо­тала ль ты в лето?»-логическое ударение надо сделать на слове «работала ль», чтобы показать положительное отношение Муравья к работе, его трудолюбие и оттенить безделье Стрекозы.

    Слова «А, так ты...» потребуют насмешливой интона­ции и повышения голоса, так как Муравей возмущается рассказам Стрекозы и издевается над ней.

    Чтение заключительных слов Муравья, выражаю­щих его негодование бездельем Стрекозы, презрение к ее беззаботности и праздности, должно передавать иро­нию игнев. Произнести эти слова следует с достоинст­вом, с полным сознанием правоты поступка Муравья, чтобы дети почувствовали справедливость отказа Му­равья в помощи Стрекозе. После слова «дело» надо сделать паузу, чтобы дети ждали результата ответа.

    Выразительность чтения басни зависит от того, на­сколько четко чтец представляет себе ее построение, план, деление на части.

    Басню «Стрекоза и Муравей» можно разделить на две части.

    Часть первая - «Попрыгунья Стрекоза». Басня начи­нается с картины суровой зимы, когда «помертвело чис­то поле», «нет уж дней тех светлых боле» и когда труд­но стало легкомысленной попрыгунье Стрекозе.

    Эту часть следует тщательно продумать. Ее нельзя читать живо, весело, легко, быстро, как иногда это де­лают начинающие учителя. Такое чтение не будет отве­чать смыслу басни и прозвучит как поток ритмических сочетаний, не дойдя до сознания детей и не произведя на них никакого впечатления. Нельзя эту часть произносить и драматически, делая упор «а тяжелые условия зимы, так как это вызовет жалость к Стрекозе.

    Учитель все время должен помнить о своей исполни­тельской задаче - показать безделье Стрекозы, осудить ее за легкомыслие и отметить, к чему все это привело. Поэтому слова, относящиеся к Стрекозе, надо читать легко, несколько иронически, описание зимы - объек­тивно, замедленно, чтобы воспроизвести перед слушате­лем суровую картину холодной русской зимы.

    Фразу: «К Муравью ползет она», содержащую нача­ло действия, следует выделить, чтобы возбудить интерес детей, насторожить их, заставить ждать продолжения того, что же будет дальше.

    Часть вторая - «Расплата за безделье». Эта часть должна передаваться так, чтобы дети ясно почувствовали живость и красочность разговорной речи, многооб­разие ее интонаций. Интерес к развитию событий будет нарастать, тревожить, волновать детей. Взволнован­ность и напряженность достигнут наивысшего предела в фразе: «Ты все пела? это дело», за которой последует благоразумный ответ Муравья: «Так поди же, попляши!»

    Примерный план подготовки к выразительному чтению басни

    И. Крылова «Стрекоза и Муравей»

    1. Идея басни: осмеяние безделья и воспитание ува­жения к труду.

    2. Образы: бездельница, попрыгунья Стрекоза и тру­долюбивый Муравей.

    3. Сюжет: разговор Стрекозы с Муравьем.

    4. Построение сюжета:

    а) экспозиция - «Попрыгунья Стрекоза

    Лето красное пропела...»

    до слов: «Злой тоской удручена...»,

    б) завязка - «Злой тоской удручена,

    К Муравью ползет она…»,

    в) развитие действия - «Не оставь меня,

    Кум милой!»

    до слов: «Ты все пела?»,

    г) кульминация - «Ты все пела? это дело...»,

    д) развязка - «Так поди же, попляши!»,

    5. Задача чтения: осудить Стрекозу за легкомыслие, лень и похвалить Муравья за трудолюбие и справедли­вость.

    Татьяна КАЛГАНОВА

    Анализ басен И.А. Крылова в 5-м классе

    Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия.

    Анализ строится на основе целостного восприятия и выразительного чтения учащимися художественных произведений, в частности, басен И.А. Крылова, например, «Стрекоза и Муравей», «Петух и Жемчужное зерно».

    Используем приём сопоставления басен И.А. Крылова с литературным источником - баснями Эзопа. Покажем учащимся самобытность русского баснописца, национальный характер его произведений. С этой целью даём задание: сравните басню Эзопа, древнегреческого баснописца, жившего в VI веке до нашей эры, «Муравей и жук» и басню Крылова «Стрекоза и Муравей».

    Объясним, что сравнить литературные произведения - значит выяснить, что у них общего, чем они отличаются.

    Муравей и жук

    В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности.

    Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл он просить у муравья корму.

    Сказал муравей: “Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму”.

    Эзоп (VI в. до н.э)

    Стрекоза и Муравей

    Попрыгунья Стрекоза
    Лето красное пропела:
    Оглянуться не успела,
    Как зима катит в глаза.
    Помертвело чисто поле;
    Нет уж дней тех светлых боле,
    Как под каждым ей листком
    Был готов и стол, и дом.
    Всё прошло: с зимой холодной
    Нужда, голод настаёт;
    Стрекоза уж не поёт:
    И кому же в ум пойдёт
    На желудок петь голодный!
    Злой тоской удручена,
    К Муравью ползёт она:
    “Не оставь меня, кум милой!
    Дай ты мне собраться с силой
    И до вешних только дней
    Прокорми и обогрей!”
    “Кумушка, мне странно это:
    Да работала ль ты в лето?” -
    Говорит ей Муравей.
    “До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас
    Песни, резвость всякий час,
    Так, что голову вскружило”.
    “А, так ты…” - “Я без души
    Лето целое всё пела”. -
    “Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же, попляши!”
    И.А. Крылов (1808)

    Объясним учащимся значение слова “мурава” - трава, отсюда муравей; травушка-муравушка - народно-поэтическое выражение.

    Примерные вопросы для анализа

    Почему эти басни можно сравнивать?

    Какая басня написана стихами, какая - прозой?

    Кто герои басен?

    Почему слова “Стрекоза”, “Муравей” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?

    Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.

    Какие качества человека иносказательно изображают и высмеивают обе басни?

    В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?

    Обобщая ответы учащихся, скажем, что в баснях рассказывается о похожем поведении героев, об их одинаковых нравственных качествах: лени, легкомысленном отношении к жизни, поэтому их можно сравнивать.

    Басня Эзопа написана прозой, Крылова - стихами. Герои - насекомые, но вместо ленивого жука Крылов создаёт образ ленивой и легкомысленной, стремящейся только к развлечениям Стрекозы. Предложим учащимся подобрать синонимы к слову легкомысленность: несерьёзность, беспечность, поверхностность, бездумность, верхоглядство, ветреность .

    У Эзопа жук сочувствует муравью, потому что тому приходится много трудиться летом, но ленивец не задумывается, зачем это нужно; у Крылова Стрекоза в вихре веселья вообще не замечает, что кто-то трудится даже летом. В баснях показано преимущество трудолюбия и опасность праздности и лени.

    В басне Эзопа зима пришла с дождями, что характерно для Греции, южной страны. У Крылова настоящая русская зима, снежная и холодная. Он использует характерные для русского фольклора постоянные эпитеты: лето красное, злая тоска, чисто поле . Скажем учащимся, что Крылов взял сюжеты у Эзопа, но создал подлинно русскую, народную басню.

    Баснописцы всегда рассказывают о том, что волнует общество, высмеивают отрицательные качества людей, чтобы они избавлялись от своих недостатков. Поэтому из содержания басни всегда вытекает нравоучение (мораль). В этих баснях, которые мы рассматриваем, нравоучение вытекает из содержания и выражается в последних словах у Эзопа и двух последних строчках у Крылова без поучающего суждения.

    Чаще всего нравоучение (мораль) выделяется в басне как самостоятельная её часть и располагается либо в конце, либо в начале басни. Читаем басню Крылова «Петух и Жемчужное зерно», выделяем нравоучение (мораль).

    В баснях часто действуют животные, растения, предметы, явления природы, но под ними подразумеваются люди. Животные, растения, предметы, явления природы наделяются в баснях, как и в сказках, качествами человека: даром речи, чувствами и мыслями .

    Вспомним, как называется приём наделения животных, растений, предметов, явлений природы качествами и свойствами человека?

    (С понятием олицетворение пятиклассники знакомятся при изучении мифов и сказок.)

    Укажите олицетворения в басне Крылова «Стрекоза и Муравей» (“помертвело чисто поле”, “зима катит в глаза”, “говорит ей Муравей” и др.)

    Подчеркнём, что олицетворение является одним из постоянных художественных приёмов в сказках, баснях и других литературных произведениях.

    Нравственные качества людей в баснях иносказательно изображаются в образах животных: хитрость в виде лисы, жадность, жестокость выступают в обличии волка, коварство - в виде змеи и др. Хитрость, жадность, лень - всё это отвлеченные понятия. Художественный приём изображения отвлечённых понятий в конкретных образах (животных, растений, предметов, явлений природы) называют аллегорией (иносказанием). Аллегорией мира на Земле является белый голубь, аллегорией надежды человека - якорь и др. Существует ещё одно название аллегории (иносказания) - эзопов язык .

    Критик В.Г. Белинский писал, что в баснях Крылова “нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, действуют в них, но есть люди, и притом русские люди”. В воспроизведении национально-народного колорита и заключается новаторство Крылова-баснописца. Он смело вводит народное просторечие и устно-поэтическую лексику, бытовые детали, утверждает народную точку зрения.

    Точные и краткие изречения (афоризмы) из его басен вошли в сокровищницу русского языка.

    Какое выражение из басни «Стрекоза и Муравей» стало афоризмом?

    Крылов создавал и оригинальные басни, в которых действуют не только животные, но и люди.

    Прочитайте басню «Волк на псарне» сначала про себя, затем выразительно вслух. (Можно организовать чтение по ролям.)

    Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, в чей огород брошен камень. Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни.

    Так, басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк - это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне - это Кутузов.

    Сравните внешний вид волка и его речи.

    Почему псарня для волка “стала адом”? В чём смысл этого сравнения?

    Определите, какие отрицательные качества человека иносказательно изображены в басне.

    Какими чертами обладает Ловчий?

    Обобщая ответы учащихся, обратим их внимание на то, что несоответствие внешнего вида и речей волка свидетельствует о его коварстве (злонамеренности, прикрытой показной доброжелательностью).

    Скажем, что Волк воспринимает псарню как ад (по Библии - место наказания и вечных мучений грешников). Иными словами, волк сам осознаёт правомерность наказания за причинённое зло и пытается избежать его хитростью.

    Ловчий (главный из псарей) изображён смелым, мудрым человеком, наделённым жизненным опытом:

    Ты сер, приятель, а я сед,
    И волчью вашу я давно натуру знаю…

    Домашнее задание. Прочитайте басни в учебнике-хрестоматии. Определите, какие отрицательные черты людей высмеивает автор? В каких словах выражена мораль басен? Какие слова стали афоризмами?

    Закрепление изученного материала можно провести в виде самостоятельной работы учащихся на следующем уроке (небольшие басни даются на карточках для анализа в виде письменной работы).

    Прочитайте басню Эзопа «Петух и алмаз» и И.А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно». В чём состоит сходство и различие этих басен? Запишите свои суждения.

    Петух и алмаз

    Петух разгребал по обыкновению своему навозную кучу и, вырывши алмаз, подумал: ежели б золотых дел мастер сию блестящую безделку нашёл, то она б ему очень пригодилась; а мне бы ячменное зерно во сто мер лучше сего было. (Эзоп (VI в. до н. э.))

    Петух и Жемчужное зерно

    Навозну кучу разрывая,
    Петух нашёл Жемчужное зерно
    И говорит: “Куда оно?
    Какая вещь пустая!
    Не глупо ль, что его высоко так ценят?
    А я бы, право, был гораздо боле рад
    Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
    Да сытно”.
    .................................................
    Невежи судят точно так:
    В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
    И.А. Крылов (1808)

    Следует объяснить значение слов невежа (грубый, невоспитанный человек) и невежда (малообразованный, малосведущий человек).

    Публикация статьи произведена при поддержке британского производителя климатической техники нового поколения компании Dantex Industries Ltd. Когда речь заходит о холодильных машинах, применяемых для центрального кондиционирования производств, объектов инфраструктуры, коммерческой или жилой недвижимости, встает вопрос: какая же лучшая марка чиллеров – Trane , Dantex или другие, представленные на российском рынке? Ответ на этот вопрос вы можете получить, внимательно изучив технические характеристики и стоимость чиллеров или задав вопрос специалистам компании.