Классный час: Подвиг героя. Жуков М.П

Герой Советского Союза Здоровцев Степан Иванович

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвском, ныне Семикаракорского района Ростовской области, в семье крестьянина. В 1932 году поступил и в 1933 году окончил Константиновскую тракторно-механическую школу (ныне СПТУ № 91, носящее имя Героя). Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил военное авиационное училище.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Командир звена 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) младший лейтенант С. И. Здоровцев отличился, прикрывая в составе полка воздушные подступы к Ленинграду в районе Пскова. 28 июня 1941 года в воздушном бою с 3 вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил самолёт противника. Сам благополучно вернулся на свой аэродром.

8 июля 1941 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина.

9 июля 1941 года при выполнении боевого задания в районе Пскова пропал без вести. Зачислен навечно в списки воинской части. На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани и Волгограде — улицы. В Астрахани установлен памятник.

28 июня 1941 года в 4 часа 30 минут утра в штаб 158-го истребительного авиаполка поступило сообщение, что бомбардировщики противника пытаются прорваться к аэродрому. Дежурное звено И-16 лейтенанта В. П. Иозицы получило приказ на вылет. В районе города Острова на высоте 7000 метров наши лётчики вступили в бой с группой бомбардировщиков Ju-88, который закончился безрезультатно.

При возвращении Здоровцев обнаружил ещё один Ju-88 который тоже возвращался с задания, и атаковал его. Немецкий самолёт начал резко маневрировать, его стрелки открыли огонь по истребителю.

Первая атака Здоровцева не удалась. Он сделал маневр и зашёл «Юнкерсу» под фюзеляж. Однако и в этот раз вражеский пилот перехитрил его: Ju-88 вдруг задрал кверху нос и на Здоровцева в упор глянуло дуло крупнокалиберного пулемёта. Огненная трасса пронеслась рядом с кабиной И-16.

Лишь в третьей атаке младший лейтенант прикончил стрелка-радиста, а в четвёртой добрался и до командира экипажа. Поймав в перекрестие прицельной сетки голову пилота, он нажал на гашетку. Но пулемёты молчали — кончился боезапас. А до «Юнкерса» было рукой подать. Ещё бы десяток патронов и как бы он всадил их в голову врага! Что делать?

На глаза Здоровцеву попался хвостовой стабилизатор бомбардировщика, который мелко вибрировал под напором обтекавшего его воздуха. Здоровцев вспомнил о подвиге Харитонова и решил таранить его. Он увеличил обороты двигателя и стал приближаться к бомбардировщику. Он подвёл И-16 под самый хвост «Юнкерса», задрал нос своей машины и винтом ударил по рулю глубины. Сперва послышался металлический скрежет, потом истребитель сильно встряхнуло, и Здоровцев почувствовал, как какая-то сила отрывает его от сидения. Но привязные ремни удержали лётчика в кабине. И-16 на какое-то мгновение лишился управления и завалился на бок, однако пилот успел вовремя выровнять самолёт.

Убедившись, что машина в исправности, Здоровцев огляделся. Ни впереди, ни выше бомбардировщика не было. Здоровцев глянул вниз. Переваливаясь с крыла на крыло, «Юнкерс» падал на землю. Ещё через несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облачка. Это выбросились с парашютами немецкие лётчики, на земле они были взяты в плен нашими пехотинцами.

И-16, несмотря на таран, продолжал слушаться рулей. Сбавив обороты двигателя и используя запас высоты, Здоровцев благополучно вернулся на свой аэродром.

Вот как рассказывал об этом поединке сам С. И. Здоровцев:

«Когда вражеский самолёт пролетел около аэродрома, я поднялся в воздух. Мой самолёт быстро набрал высоту, и я погнался за „Юнкерсом“. Экипаж фашистского стервятника заметил преследование и стал уходить вверх. Догоняя его, я удалился от своей базы на 100 километров. Одновременно я достиг высоты свыше 5000 метров. Стало трудно дышать. Пришлось включить кислород. На высоте 6000 метров я настиг гитлеровских молодчиков и вступил с ними в бой. Несколько раз я атаковал бомбардировщик, но он продолжал лететь. Сделал ещё один заход. Дал очередь. Хотел ещё раз стрельнуть, но пулемёты молчали. Оказалось, что вышли все патроны. Это было в тот момент, когда моя машина находилась в 80-100 метрах от хвоста вражеского бомбардировщика...

Увеличиваю газ. Расстояние, отделяющее меня от врага, уменьшается. Вот уже осталось два, один метр до хвостового оперения самолёта противника, но преодолеть их не могу. Делаю последнее усилие регулятором оборотов, увеличиваю шаг винта. И вот пропеллер моего „ястребка“ уже под хвостом „Юнкерса“. Начинаю легонько задирать хвост истребителя.

Мой самолёт ударил винтом по хвосту „Юнкерса“ и срезал его рули поворота. Вторым приёмом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками.

Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. Повреждён винт, подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу...»

Таран Здоровцева оказался 2-м в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 июня, первый таран совершил младший лейтенант Пётр Харитонов, а 29 июня — младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики Ju-88.

Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в то время ВВС Северного фронта, в своих воспоминаниях пишет:

«Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трёх героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

8 июля 1941 года , С. И. Здоровцеву и было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сын красного кавалериста Степан Здоровцев до вступления в Красную Армию сумел поучиться многому. Он родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Ростовской области. Усвоив ещё в раннем детстве немало уроков крестьянского труда, он, учась в станичной 7-летней школе, окончил кружок по вождению трактора и вместе со взрослыми трактористами с утра до поздней ночи пахал землю на родном хуторе. Потом, после переезда семьи в Астрахань, быстро освоил слесарное дело, устроился в судоремонтные мастерские.

Вскоре Степан сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД — Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Здесь Степан прошёл хорошую школу мужества, а спокойным, рассудительным и смелым характером завоевал любовь и уважение товарищей. Вероятно, и это способствовало выдвижению Степана на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года комсомольская организация ОСВОДа послала Степана учиться в астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза. Так что ко времени призыва в Красную Армию Степан Здоровцев прошёл неплохую жизненную школу.

Осенью 1938 года его направили в Сталинградское военное авиационное училище лётчиков. Спустя 2 года, после отличной сдачи государственных экзаменов, молодой лётчик получил назначение в Ленинградский военный округ и отправился в 158-й авиационный полк, который находился в Пскове.

В полку Здоровцев понял, что ему недостает некоторых знаний и навыков, особенно в огневой подготовке. Особенно тщательно принялся он за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы.

Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде. Удостоившись личной благодарности командующего ВВС Ленинградского военного округа за отличное окончание курсов командиров звеньев, Степан вернулся в родной полк.

Ранним утром 22 июня 158-й истребительный авиационный полк 39-й истребительной авиационной дивизии был поднят по тревоге. Дежурное звено, получив команду охранять подступы к аэродрому, стремительно поднялось в воздух. Все эскадрильи были переведены в состояние боевой готовности.

В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Между тем обстановка на фронте осложнялась. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Вражеские самолёты ещё не появлялись, но их следовало ожидать в любую минуту.

27 июня командир звена младший лейтенант Здоровцев должен был вылетать на патрулирование последним. К этому времени с командного пункта полка передали, что в направлении аэродрома летит вражеский самолёт. Взлетев по зелёной ракете, Степан набрал высоту. Вскоре он обнаружил фашистский бомбардировщик и атаковал его. Напрасно враг, отстреливаясь, пытался скрыться в облаках. Здоровцев настиг его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Пикируя за ним, Степан увидел, как «Юнкерс» упал в лесу и взорвался. Это была первая победа Здоровцева. А на следующий день он совершил таран...

9 июля 1941 года Младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку недавно оставленного аэродрома. В его задание входила только разведка, но, оказавшись над знакомым аэродромом, лётчик не смог сдержаться и нанёс по стоявшим на стоянках фашистским самолётам штурмовой удар.

Взлетевшие истребители противника догнали его и навязали бой. Силы оказались слишком неравными...

Вылетевшие на розыски Здоровцева товарищи заметили дым пожаров на вражеском аэродроме, но самого лётчика им найти так и не удалось.

В своём последнем письме жене он писал:

«История моей фронтовой биографии — несколько коротких дней войны — уже довольно велика, но писать обо всём, что произошло, не имею ни одной свободной минуты. Даже сплю на ходу, и то максимум один час в сутки.

Идут ожесточённые бои, в которых мы, авиаторы, играем большую роль. Мне довелось отправить на тот свет 3 вражеских самолёта. Вот и всё. Сам жив здоров. Пока невредим. Остальное сама скоро узнаешь. Живи спокойно, моя родная. Твой Степан».

Хочется упомянуть о той большой работе, которая проводится в Ростовской области по увековечению памяти Героев Советского Союза — выпускников средних школ и профтехучилищ. Интересный опыт работы накоплен в СПТУ № 91 города Константиновска, подготавливающем рабочих для сельскохозяйственного производства. В училище под руководством ветерана Великой Отечественной войны и ветерана труда, заведующего библиотекой О. А. Самсонова была создана группа «Поиск», которая несколько лет вела работу по увековечению памяти выпускника училища Степана Ивановича Здоровцева.

Группа «Поиск» установила связь с музеем Золотарёвской средней школы, носящей его имя. Члены поисковой группы разыскали родных героя: мать Александру Меркурьевну, сестру Веру Ивановну, ныне живущих в городе Астрахани, жену — Александру Григорьевну Здоровцеву, дочь Галину Степановну, внуков Игоря и Алексея, проживающих в городе Волгограде. На основе записанных воспоминаний и собранных документов в профтехучилище создан музей народной славы, в котором хранится всё, связанное с именем С. И. Здоровцева.

По инициативе ученического и инженерно-педагогического коллектива училища 3 Декабря 1982 года исполком Константиновского районного Совета народных делутатов принял решение об установлении на здании училища мемориальной доски. 7 мая 1983 года, в канун Дня Победы, доска была установлена. Высеченный на беломраморной плите золотом текст гласит: «Здесь в 1932—1933 годах учился Герой Советского Союза Степан Иванович Здоровцев».

г. Псков, Ленинградское шоссе

Памятный Знак летчикам - первым Героям Советского Союза в годы Великой Отечественной войны – Здоровцеву С.И., Харитонову П.Т., Жукову М.П. был открыт 22 июля 2005 года в год 60-летия Победы. Обороняя Псков пошли они на таран, жертвуя жизнью для Родины. Вряд ли рассчитывали они уцелеть в бою, но сумели победить смерть, посадив свои самолеты.

Воинский монумент

Указом Президиума Верховного Совета от 8 июля 1941 года им было присвоено звание Героя Советского Союза. В годы войны это был первый Указ о присвоении высокого звания.


Герои Советского Союза. Памятный Знак летчикам на современной карте

Средства на возведение памятного знака были собраны учащимися общеобразовательных учреждений Западного административного округа Москвы и жителями Пскова и области. Памятник установлен на международной трассе Санкт-Петербург-Киев (район Кресты).


Левая памятная доска. Правая памятная доска


Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка, ныне Семикаракорского района Ростовской области, в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ, кандидат в члены ВКП(б).

В 1929 году его семья переезжает в станицу Константиновскую Ростовской области, где Степан продолжает учиться. В 1933 году окончил 9 классов и в этом же году поступил и окончил тракторно-механическую школу (ныне ПУ-91 носит его имя, на здании - мемориальная доска, во дворе училища установлен бюст героя).

После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД. Работал инструктором Нижневолжского комитета профсоюза речников и одновременно учился в Астраханском аэроклубе.

В РККА с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года и был направлен служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны с первого её дня. Командир звена 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) - Здоровцев С.И. отличился, прикрывая в составе полка воздушные подходы к Ленинграду в районе Пскова.

28 июня 1941 года в воздушном бою с тремя вражескими бомбардировщиками, израсходовав боезапас, таранным ударом сбил немецкий самолёт «Юнкерс-88», сохранив при этом свой.

За этот подвиг 8 июля 1941 года получил звание Героя Советского Союза. 9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, в этом бою Здоровцев погиб.

Родился 16 декабря 1916 года в селе Княжево, ныне Моршанского района Тамбовской области, в семье крестьянина. Русский. Образование среднее. После окончания педагогических курсов работал учителем в школе № 12 города Улан-Удэ.

Учился в Улан-Удэнском аэроклубе, открытом 4 февраля 1934 года. В Красной Армии с 1938 г. Окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Лётчик 158-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) кандидат в члены КПСС младший лейтенант Харитонов 28 июня 1941 в воздушном бою над Ленинградом, израсходовав все боеприпасы, впервые за время обороны Ленинграда применил воздушный таран, срезав пропеллером руль высоты самолёта противника. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года Харитонов - полковник в запасе. Жил в Донецке. Работал в штабе Гражданской обороны города. Умер 1 февраля 1987 года, похоронен в Донецке.

Герой Советского Союза родился 10 октября 1917 года в деревне Ружбово Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье крестьянина.

В 1933 году закончил сельскую школу и Шухободскую профессионально-техническую школу. Затем завербовался в Ленинград, обучался в школе строительного ученичества по кровельно-жестяному делу.

В сентябре 1934 года по приглашению старшего брата приехал в Ярославль, окончил ФЗУ при Ярославском резино-асбестовом комбинате и стал работать электромонтёром на шинном заводе. Был активным комсомольцем: пионервожатым в начальной школе, членом «Лёгкой кавалерии», агитатором по первым выборам депутатов в Верховный Совет СССР.

После окончания Ярославского аэроклуба Михаил Жуков был отобран комиссией и направлен райвоенкоматом в 7-ю военную школу лётчиков имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата. В мае 1941 года младшего лейтенанта Жукова назначили пилотом 158-го истребительно-авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии.

Союза Михаил Петрович Жуков

Первый боевой вылет Михаил Жуков совершил на второй день войны. В воздухе встретил немецкий бомбардировщик «Ю-88». Воздушный бой немецкий лётчик не принял, развернулся и улетел из зоны барражирования Михаилом.

24 июня 1941 года М. Жуков преградил полёт фашистскому разведчику, который, не выполнив задание по аэрофотосъёмке района, развернулся и ушёл в облака. Боевой счёт открыл на четвёртом вылете, сбив «Юнкерс».

29 июня 1941 года в воздушном бою над Псковским озером Михаил Петрович израсходовал весь боезапас и, не желая упустить врага, пикированием вогнал немецкий бомбардировщик в озеро. Сам невредимым вернулся на свой аэродром базирования.

8 июля 1941 года по радио и в газетах был опубликован первый в Великой Отечественной войне Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза лётчикам 158-го истребительного авиаполка С.И. Здоровцеву, П.Т. Харитонову и М.П. Жукову.

39-я истребительная авиадивизия, в которой служил Михаил Жуков, охраняла подступы к Ленинграду, «Дорогу жизни» через Шлиссельбургскую губу Ладожского озера, Волховскую ГЭС - единственную электростанцию, снабжавшую Ленинград электроэнергией. Особенно тщательно лётчики охраняли «Дорогу жизни», по которой шло снабжение города продовольствием, боеприпасами и военной техникой, передислокация войск и эвакуация измождённых от голода ленинградцев.

В книге ярославских писателей «Сталинское племя» написано: «Жизнь Михаила Жукова - обычная жизнь молодого человека сталинской эпохи. Семья Жуковых - прекрасная семья советских патриотов. Семеро братьев и одна сестра из семьи череповецкого крестьянина Петра Ермолаевича Жукова находятся на фронте, бьются с жестоким коварным врагом. Подлинная семья русских „богатырей“».

В боевой характеристике на Михаила Жукова от 31 декабря 1943 года командир 2-й авиаэскадрильи капитан Древятников написал:

«За время войны произвёл 259 боевых вылетов, из которых 50 на сопровождение бомбардировщиков, 5 штурмовок, 167 на прикрытие своих войск, аэродромов и объектов. Участвовал в 47 воздушных боях, в которых сбил 3 бомбардировщика лично и в группе истребитель „Ме-109“ и бомбардировщик. В воздушных боях показал себя смелым, решительным, с высоким чувством взаимовыручки».

12 января 1943 года соединения 67-й армии Ленинградского фронта, 2-й ударной армии Волховского фронта начали операцию «Искра» по прорыву блокады Ленинграда с целью восстановления сухопутного сообщения, связывающего город со страной.

При поддержке авиации ВВС, артиллерии и авиации Балтийского флота, 67-я и 2-я армии нанесли встречные удары по войскам противника на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявино. 18 января войска фронтов встретились в районе рабочих поселков № 1 и № 5. Январская «Искра» прожгла брешь во вражеской осаде шириной 8-11 километров и разорвала кольцо блокады.

В день начала операции Михаил вылетел на свой последний 263-й боевой вылет. Четвёрка истребителей, руководимая старшим лейтенантом Жуковым, прикрывала наши наземные войска в районе Невской Дубровки. В бой вступили с девятью вражескими истребителями. Самолет Михаила Жукова был сбит и упал на территорию врага.


Р одился в 1916 году на хуторе Золотаревка ныне Семикаракорского района Ростовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС Герой Советского Союза (8.7.1941). Награжден орденом Ленина.

Сын красного кавалериста Степан Здоровцев до вступления в Красную Армию сумел поучиться многому. Усвоив еще в раннем детстве немало уроков крестьянского труда, он, учась в станичной семилетке, окончил кружок по вождению трактора и вместе со взрослыми трактористами с утра до поздней ночи пахал землю на родном хуторе. Потом, после переезда семьи в Астрахань, быстро освоил слесарное дело, устроился в судоремонтные мастерские.

Вскоре Степан сдал экзамены на моториста баркаса и перешел работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Здесь Степан прошел хорошую школу мужества, а спокойным, рассудительным и смелым характером завоевал любовь и уважение товарищей. Вероятно, и это способствовало выдвижению Степана на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года комсомольская организация ОСВОДа послала Степана учиться в астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза. Так что ко времени призыва в Красную Армию Степан Здоровцев прошел неплохую жизненную школу.

Осенью 1938 года его направили в Сталинградской военное авиационное училище летчиков. Спустя два года после отличной сдачи государственных экзаменов, молодой летчик получил назначение в Ленинградский военный округ и отправился в авиационный полк, который находился в Пскове.

В полку Здоровцев понял, что ему недостает некоторых знаний и навыков, особенно в огневой подготовке. Особенно тщательно принялся он за отработку приемов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде. Удостоившись личной благодарности командующего ВВС Ленинградского военного округа за отличное окончание курсов командиров звеньев, Степан вернулся в родной полк.

Ранним утром 22 июня 158-й истребительный авиационный полк 39-й истребительной авиационной дивизии был поднят по тревоге. Дежурное звено, получив команду охранять подступы к аэродрому, стремительно поднялось в воздух. Все эскадрильи были переведены в состояние боевой готовности.

В беспрестанных полетах дежурных звеньев прошло несколько дней. Между тем обстановка на фронте осложнялась. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Вражеские самолеты еще не появлялись, но их следовало ожидать в любую минуту.

27 июня командир звена младший лейтенант Здоровцев должен был вылетать на патрулирование последним. К этому времени с командного пункта полка передали, что в направлении аэродрома летит вражеский самолет.

Взлетев по зеленой ракете, Степан набрал высоту. Вскоре он обнаружил фашистский бомбардировщик и атаковал его. Напрасно гитлеровец, отстреливаясь, пытался скрыться в облаках. Здоровцев настиг его, подошел вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолет камнем полетел к земле. Пикируя за ним, Степан увидел, как «юнкерс» упал в лесу и взорвался. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня три фашистских бомбардировщика Ю-88 пытались бомбить полковой аэродром. Взлетевшие навстречу им истребители сразу же сбили один из них. Беспорядочно сбросив бомбы, остальные повернули назад, устремившись за ближайшим «юнкерсом», Здоровцев догнал его в ста километрах от своей базы и вступил в бой. Изрешеченный пробоинами самолет противника продолжал упорно лететь на запад, а пулеметы Степана захлебнулись – кончились патроны. Не имея другого способа для уничтожения противника, он решился его таранить.

Форсируя двигатель, Здоровцев подошел снизу под хвост бомбардировщика, слегка взял ручку управления на себя и срубил винтом хвостовое оперение «юнкерса». Истребитель сильно встряхнуло, какая-то сила стала отрывать Степана от сиденья, но привязные ремни удержали его в кабине И-16. Убедившись, что машина еще может держаться в воздухе, он посмотрел вниз. Там, переваливаясь с крыла на крыло, падал «юнкерс». Спустя несколько секунд рядом с ним вспыхнули два белых облака – парашюты фашистских летчиков...

Таран Здоровцева оказался вторым в истории 158-го истребительного полка. Накануне, 27 июня, первый таран совершил младший лейтенант Петр Харитонов, а 29 июня – младший лейтенант Михаил Жуков. Они, так же как и Здоровцев, уничтожили этим способом фашистские бомбардировщики «Юнкерс-88».

Главный маршал авиации А. А. Новиков, командовавший в то время военно-воздушными силами Северного фронта, в своих воспоминаниях пишет: «Через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза... Никаких документов об этом в архивах не сохранилось, их просто не было...»

8 июля 1941 года П. Т. Харитонову, С. И. Здоровцеву и М. П. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза.

А на следующий день, 9 июля 1941 года Герой Советского Союза младший лейтенант С. И. Здоровцев погиб в неравном воздушном бою при выполнении боевого задания в районе Пскова.

Имя Героя носят улицы в Астрахани и Волгограде, пионерские дружины, отряды и школы в ряде населенных пунктов. По Волге ходит новый пассажирский теплоход «Степан Здоровцев». В Астрахани С. И. Здоровцеву установлен памятник.

Литература:

В созвездии славы. Волгоград, 1976. С. 139–144.

Герои войны. Таллинн, 1984. С. 137–138.

Корнилов В. Н. Рыцарь неба. Волгоград, 1981.

Они прославили Родину. Ростов-на-Дону, 1974. Кн. 1. С. 144–146.

Отважные сыны Дона. Ростов-на-Дону, 1963. С. 40–41.

Первые герои Великой Отечественной

Четыре десятилетия минуло с того рокового предрассветного часа, когда на советскую землю от Черного до Баренцева морей, обрушился удар гигантской силы Пять с половинои миллионов солдат и офицеров более 47 тысяч орудий и минометов, почти четыре тысячи танков пять тысяч бомбардировщиков и иетребителеи внезапно и вероломно бросил против Страны Советов маньян Гитлер Запылали мирные города и села, полилась кровь детей, женщин, стариков. Фашистские варвары уничтожали все и всех.

Советский народ, его Вооруженные Силы по призыву Коммунистическом партии поднялись на священную Великую Отечественную войну против норичневои бронированной чумы. На земле, на морях и в воздухе развернулись ожесточенные сражения. Сове ские люди на фронте и в тылу проявили массовый героизм и отвагу.

Самоотверженно бились с фашистскими воздушными пиратами летчики В схватках с «юнкерсами» применялось и такое средство борьбы, как таран. В первые же дни боев Родина узнала имена летчиков-истребителей, которые, израсходовав в бою снаряды, разили врага крыльями и винтами своих боевых машин.

8 июля 1941 года, на восемнадцатый день войны, троим из них - молодым летчикам-истребителям коммунисту Степану Здоровцеву, комсомольцам Михаилу Жукову и Петру Харито нову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Все трое в свое время оканчивали аэроклубы Осоавиахима.

По просьбе читателей журнала мы рассказь ваем о боевых подвигах и судьбе первых героев великой битвы за свободу и независимость Родины, ее славных крылатых патриотах. Утром 27 июня, на шестой день Вели кой Отечественной воины, как всегда командир 158-го истребительного авиационного полка собрал личный состав

Наши наземные войска ведут ожесточенные бои с превосходящими сила ми врага. Мы должны прикрыть их от фашистском авиации

Младшим лейтенант Здоровцев, согласно плановой таблице, должен был вылететь на патрулирование последним Однако с командного пункта поступило сообщение: в сторону аэродрома приближается самолет противника.

В во: дух взвилась зеленая ракета Здоровцев запустил мотор и вырулил на старт Черет минуту коротнокрылый тупоносый И-16 устремился вперед. Набрав вь соту, Степан начал поиск, переклады вая истребитель с крыла на крыло Под нижней кромкой обЛака показалась точка Она быстро росла в размерах Вот уже видны все очертания самолета. Это был бомбардировщик Заметив И-16, эки паж «юнкерса» попь тался скрыться в густой пелене Здоровцев настиг противника и открыл огонь Вражеские стрел ни дали ответные очереди. Советский летчик продолжал бить по «юнкерсу» из всех пулеметов На левой плоскости Ю 88 появилось пламя Степану удалось подойти вплотную н разведчику и сверху дать новую длинную очередь Самолет с черными нрестами на крыльях как-то неуклюже накренился, опустил нос, устремился к земле и врезался в лес у небольшого озерка.

Степан заторопился на аэродром, плавно, на три точки посадил своего «ишачка», зарулил, сбросил с плеч лямки парашюта, выпрыгнул из кабины и доложил о первой своей победе.

28 июня первый вылет на патрулирование прошел сравнительно спокойно. В полдень погода ухудшилась. С неба начали срываться капельки дождя Степан Здоровцев и его ведомые сидели в каби> ах в готовности номер один. В термосах подвезли обед. Дотронуться до него не удалось. Поступила команда на вылет.

К аэродрому приближалась группа фашистских бомбардировщиков. П унявшись в воздух Здоровцев и его товари щи сразу увидели звено Ю-88 Оно с ходу начало сбрасывать бомбы на летное поле. Советские истребители вступили в бой. Позднее Степан Здоровцев об этом рассказывал сам в письме, которое опубликовала в те дни областная газета «Сталинградская правда».

«Три фашистских бомбардировщика, - писал Здоровцев, - начали бомбардировку нашего аэродрома. Мы пошли в атаку. Один из Ю 88 был сразу же сбит Я увязался в хвост другому вра жескому бомбардировщику. Сблизившись на положенную дистанцию, я нажал гашетки пулеметов. Фашистский самолет дрогнул, но продолжал лететь. Стрелки вражеского самолета открьли по мне огонь, но пули шли мимо. Я находился у врага в мертвом конусе, и как бь вра жеский самолет ни маневрировал, я повторял все его маневры Затем настала минута, когда у меня кончились патроны Враг удирал. Меня охватила ярость. Ненависть к врагу и преданность социа лнстической Родине заставили меня пойти на опасный риск - врезаться во вражеский самолет и зарубить его вин том своего истребителя. Так я и сделал.

Вот уже замелькали в глазах знаки фашистского самолета. Осталось пять, три, один метр. Вдруг от сильного удара меня отбросило от сиденья, но ремни удержали. Я дал ручку от себя, сделал переворот и стремительно пошел книзу. Затем, выровняв машину, я дал газ, но тотчас же почувствовал разрушительную тряску мотора Однако благодаря тому, что лопасти винта истребителя обломи лись симметрично и я находился на достаточно большой высоте, мне удалось благополучно посадить самолет на своем аэродроме.

Идя на такой риск, я ожидал гораздо худшего последствия. Ну, а с «Юнкерсом-88» дело вышло куда скучней. С отрубленным хвостом он врезался в землю и сгорел. Выпрыгнувших с парашютами фашистских летчиков забрали наши красноармейцы...»

Прошло еще несколько тяжелейших боевых суток Еще два фашистских самолета уничтожил в боях Степан Здоровцев.

8 июля он писал жене домой: «История моей фронтовой жизни за короткий срок воины велика, на письма нет ни одной минуты. Даже сплю на ходу... Идут ожесточенные бои, в которых мы, авиа Ция, - играем большую роль Мне уда лось отправить в черную пучину воины три вражеских самолета. Сам жив и здоров, пока невредим, но потерял некото рых дорогих мне товарищей».

Не знал Степан, когда писал письмо, что этот день, 8 июля 1941 года, явится для него совсем необычным. К стоянке его самолета, размахивая руками, вдруг подбежал молоденькии лейтенант, дежур ный по штабу.

Здоровцева, Жукова, Харитонова - срочно к командиру!

Не мешкая, летчик явился в штаб, вытянулся в струнку у двери, доложил-

По вашему приказанию, товарищ командир, младший лейтенант Здоровцев явился.

Командир полна шагнул навстречу:

Какой там приназ - громко пробасил он. - Не приказ, а Указ! Только что по радио передали. Вам, Михаилу Жукову и Петру Харитонову присвоено звание Героя Советского Союза!

Видя улыбающееся лицо командира, Здоровцев спросил:

Неужели только нам троим? Ведь столько отличных летчиков - и в пол ку, и в соединении, да и на других участках фронта!..

Вы - первые, самые первые! - ответил командир и обнял героя, как прижимает к сердцу отец родного сына.

Вечером на связном самолете достави ли свежие номера газет

Три портрета были помещены в «Правде» и Указ Президиума Верховного Совета СССР. Его слова звучали по-особенному торжественно: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом о- вагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»... Под Уназом - стихотворение В И. Л е бедева-Кумача «Первые три». Его зачитал на митинге один из летчиков полна.

Здоровцев, Жуков, Харитонов! Вас обнимает вся страна! И все от дедов и до внунов Твердят родные имена... Пусть множатся ряды героев, Пусть в наши грозовые дни Дерутся все, кан эти трое, И побеждают, как они!

Выступая на митинге, Здоровцев произнес взволнованно:

В эти минуты моей жизни клянусь тебе, любимый народ, дорогая партия, буду беспощадно драться с врагом, не щадя ни сил, ни жизни!..

И он клятву свою сдержал. В послед нем в своей жизни воздушном бою, защищая любимую социалистическую Отчизну, землю, которая взрастила и воспитала его, коммунист Здоровцев сражался до тех пор, пока билось его сердце - пламенное сердце патриота.

Степан Здоровцев и сейчас с нами. Его имя носит в Астрахани одна из средних шнол. Именем Здоровцева названы пассажирский теплоход Волжского пароходства, колхоз.

Подвиг одного из первых Героев Великой Отечественной воины служит примером для курсантов аэроклуба, в котором он обрел крылья.

28 июня 1941 года два летчика Северного фронта пошли на таран, став первыми Героями Советского Союза в годы войны

Летчики северного фронта Степан Здоровцев и Петр Харитонов, Михаилу Жукову

Великая Отечественная война дала наибольшее число награжденных высшей наградой тех лет: 11 739 человек - мужчин и женщин, военных и гражданских, воевавших на фронте и за его линией, были удостоены звания Героя Советского Союза. А первыми это звание в годы войны получили летчики 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии, совершившие 28 июня 1941 года воздушные тараны на Северном фронте - Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Через 10 дней, 8 июля, им и еще одному их сослуживцу, Михаилу Жукову, совершившему таран 29 июня, было присвоено высшее звание.

Примечательно, что в присвоения высшей награды Советского Союза именно летчики закрепили за собой хронологический приоритет. Напомним, что именно пилоты, участвовавшие в операции по спасению со льдов участников арктической экспедиции ледокола «Челюскин», были первыми, кто удостоился этого звания. 20 апреля 1934 года указом Верховного совета новая высшая награда страны, учрежденная за четыре дня до этого, была вручена семерым летчикам-участникам челюскинской эпопеи. Первыми в истории Героями Советского Союза стали Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. До июня 1941-го высшего звания были удостоены еще 647 человек - в основном за бои на Дальнем Востоке (на Халхин-Голе и у озера Хасан) и Зимнюю войну 1939-40 годов. А потом грянуло 22 июня, и уже через полмесяца летчики - опять первыми среди равных! - стали первыми героями Великой Отечественной.

Судя по скупым данным о времени подвига, рассыпанным по множеству исследований и статей, хронологически первым был таран Харитонова. Хотя первым в тот день в боевой вылет отправился Здоровцев: около пяти часов утра 28 июля он вылетел на перехват противника в составе дежурного звена 3-й эскадрильи 158-го истребительного авиаполка. Харитонов поднялся в воздух позже (его звено как раз пришло на смену звену, с которым летал Здоровцев), но цель для своего тарана он встретил первым.

… Путь Степана Здоровцева в авиацию был весьма извилистым. Уроженец Ростовской области, сын крестьянина, он был классическим комсомольцем-добровольцем предвоенного периода. Выпускник тракторно-механической школы в родной станице, он, когда семья переехала в Астрахань, нашел себе работу в судоремонтных мастерских, потом получил свидетельство моториста баркаса, поработал в рыбном промысле, а откуда перешел в ОСВОД - Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Ответственный и спокойный, всегда готовый рискнуть собой ради других, он быстро стал начальником Астраханской городской спасательной станции ОСВОД, и уже на этой должности получил дополнительную специальность водолаза. А потом сменил соленый океан на воздушный - в 1937 году двадцатилетний Степан Здоровцев по комсомольской путевке (в разгаре была кампания под лозунгом «Комсомолец - на самолет!») отправляется учиться в Астраханский аэроклуб. Годом позже его призывают в армию, и в 1940 году свежеиспеченный выпускник Сталинградского военного авиационного училища прибывает к первому месту службы - в Псков, где на аэродроме Кресты тогда базировался 158-й истребительный авиаполк, летавший в основном на истребителях И-16 конструктора Николая Поликарпова. Очень быстро он обращает на себя внимание командования полка своей страстью к освоению новых приемов воздушного боя, и перспективного летчика отправляют на курсы командиров звеньев в город Пушкино. Окончив их и приняв участие в числе лучших курсантов в воздушном параде над Дворцовой площадью, младший лейтенант Здоровцев возвращается в свой полк, с которым он 22 июня и встретил начало Великой Отечественной войны.

Свою первую воздушную победу Степан Здоровцев одержал на пятый день войны. 27 июня перед самым вылетом на патрулирование он получил данные с КП полка о немецком бомбардировщике, приближающемся к аэродрому. Взлетев, пилот практически сразу обнаружил противника, уже готовившегося к бомбовому удару. Но отбомбиться немец не успел: истребитель И-16 нагнал его, зашел сверху и длинной очередью сбил. А на следующий день ранним утром дежурное звено, в составе которого был и Степан Здоровцев, вылетело на перехват бомбардировщиков, явно нацелившихся на полковой аэродром. Наши летчики перехватили «Юнкерсы-88» еще на подлете и заставили их повернуть обратно, однако сбить не смогли ни одного. А едва вернувшись, Здоровцев получил приказ вновь вылететь на перехват самолета противника, явно возвращавшегося с бомбежки. Но первые атаки закончились безрезультатно: немецкий бомбардировщик отлично маневрировал, все время подставляя советский самолет под огонь своих бортовых пулеметов. С третьего захода истребителю удалось расстрелять вражеского бортстрелка, и немец остался безоружным - но тут выяснилось, что последняя очередь исчерпала весь боезапас. И тогда летчик решил идти на тараню. «Мой самолет ударил винтом по хвосту «Юнкерса» и срезал его рули поворота, - рассказывал после Степан Здоровцев. - Вторым приемом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками. Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. «Поврежден винт», - подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу».

Петр Харитонов - ровесник своего однополчанина Степана Здоровцева (они родились не просто в один год - 1916-й - а еще и в один месяц, только Петр был старше на восемь дней) - тоже пришел в авиацию непростой дорогой. Уроженец Тамбовской области, он после школы успел поработать плотником, потом закончил педагогические курсы и стал учителем начальных классов в Улан-Удэ. В 1934 году в городе открылся аэроклуб, и (помним, в разгаре кампания «Комсомолец - на самолет!») молодой учитель, закончив уроки, сам становится учеником - у полетных инструкторов. В конце 1937-го Харитонов получает свидетельство об окончании обучения в аэроклубе, а в 1938-м его призывают в армию и отправляют учиться военному делу в Батайскую военную авиационную школу летчиков, которая годом позже получила имя Героя Советского Союза Анатолия Серова - одного из самых знаменитых летчиков Гражданской войны в Испании. В 1940-м молодой пилот-истребитель получает звание младшего лейтенанта - и назначение в 158-й истребительный авиаполк в Пскове.

С 22 июня Петр Харитонов, как и все остальные летчики полка, начинает боевые вылеты - но встретиться с врагом в бою ему довелось только 28 июня. И в первом же своем боевом вылете он становится героем! Причем, как признавался сам летчик, невольно. «Патрулирую я на «Ишачке» (истребитель И-16. - Прим. ред.), вижу одиночный Ju-88. Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулеметы. И вдруг - что за черт! - противник, дымя, идет на снижение. Перезаряжаю пулеметы и снова атакую. Опять пулеметы молчат, а фашист все снижается, оставляя за хвостом полосу дыма. Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолет и вот-вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду еще раз в атаку и вижу, что метрах в 50-70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришел. Разозлился я страшно и решил таранить. Подобрался к хвосту «Юнкерса». Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошел к земле. Трое из экипажа сгорели, четвертый выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он-то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился».

Днем позже, 29 июня, таран совершил еще один летчик того же 158-го полка - младший лейтенант Михаил Жуков. Как писал позже в своих воспоминаниях главный маршал авиации Александр Новиков, командовавший в то время ВВС Северного фронта, «через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза». Представление поддержали, и 8 июля 1941 года был опубликован указ Верховного совета о присвоении трем летчикам 158-го полка звания Героев Советского Союза. Они узнали о награждении в тот же день из газеты «Правда», где были помещены их портреты, рядом с ними - указ Президиума Верховного совета СССР, а ниже - стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Первые три»:

«Здоровцев, Харитонов, Жуков!
Вас обнимает вся страна!
И все от дедов и до внуков
Твердят родные имена.
Пусть множатся ряды героев,
Пусть в наши грозовые дни
Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!»

Дальнейшая военная судьба троих героев сложилась по-разному. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, 9 июля: возвращавшийся с разведки его самолет перехватили несколько истребителей противника. Михаил Жуков погиб 12 января 1943 года в неравной схватке с девяткой немцев: снаряд попал в бензобак. Петр Харитонов 25 августа 1941 года совершил свой второй таран, за что был награжден орденом Ленина, а через пару недель в очередном бою был сильно ранен, вернулся в строй в 1944 году, воевал до Победы и ушел в отставку через десять лет после нее в звании полковника авиации.