Сложносочиненное предложение с придаточными времени и места.

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

Вид урока : урок изучения нового материала

Цель урока:

Дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

Задачи урока:

Формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

Выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

Правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

Формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений,

Проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

Развивать устную и письменную речь учащихся,

Воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

Воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Ход урока.

    Орг. момент.

- Я очень рада вас всех видеть. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями придаточных предложений. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с повторения.

Откроем тетради и подпишем число, классная работа.

2. Повторение изученного.

У доски работают:

1. ___- карточка (выписать слова с чередующейся гласной в корне) задание группы А5

3.________ – карточка (составить схемы предложений и определить вид придаточного)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

А остальные работают по орфограмме «Правописание приставок пре- и при-«. задание группы А6

Запишите слова в два столбика, первый с приставкой при-, а во второй с приставкой пре-. (у доски __________)

Придорожный, прекрасный, присесть, привокзальный, прервать, пристроить, пригород, преувеличить, притворить, преградить.

Проверяем.

Настя, перечисли случаи, когда пишется приставка при- (обозначает присоединение, приближение, неполное действие, расположение вблизи)

Проверяем задания на доске.

Перечисли все корни с чередующей гласной, которые тебе встретились.

Когда гласные обозначают два звука?

Схемы каких предложений ты построила?

    Повторение о сложном предложении.

Расскажите о сложных предложения по схеме.

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

На прошлых уроках мы с вами изучили придаточные определительные и придаточные изъяснительные. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(речь пойдет о придаточных обстоятельственных)
- Совершенно верно! Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными, но с какими придаточными мы познакомимся я пока не скажу …

Оставьте одну строчку для записи темы урока. Разделите страницу пополам.

    Изучение нового материала.

Записываем предложение в первый столбик во вторую строчку.

    Уже смеркалось, когда мы приехали домой. (Работаем по алгоритму, который у вас на партах).

    С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.

    Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

? (на время)

На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

-

- Как называется такое придаточное? (Времени)

Записываем предложения во второй столбик:
1 . Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко.

2. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краев темной зелени лугов.

3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

На что указывает придаточное? (место)

На какой вопрос отвечает? (где? Куда? Откуда?)

С помощью чего придаточное прикрепляется к главному?(Союзных слов- где, куда, откуда), кроме того в главной части могут быть ук.с. там, оттуда, всюду, туда.

- К чему относится? (ко всему придаточному)

Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Места)

- С какими придаточнымимы познакомились?

Запишите тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться?)

4. Выполнение практических заданий по теме урока .

А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.

Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

2. Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.( придаточное места)

5. Там, где кончалась чаща , белели березы. ( придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. ( придаточное места)

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (второе, пятое).

Задание 2


. (16)

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

Задание 4. Тест





А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

А. Б. В. Г. Д.

5.Итоги урока.

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились?
2. Как их различить?

Рефлексия содержания учебного материала

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

7. Д.З. 1. заполнить таблицы.

2. с. 63, 65 упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию)


Карточка.
Выписать слова с чередующейся гласной в корне.

П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рять, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, б..рная.

Карточка. Составить схемы предложений и определить вид придаточного .

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.
2.Я читала, что бессмертны души.
3.Дом, в котором я живу, находится возле речки.
4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
5.Не место красит человека, а человек место.

Вьюга, объявление, якорь, соленое, мебель, солнце.

Задание 2. Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Задание 1 : Перепишите предложения в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.
14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером.
(19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные.

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

Задание 4. Тест

Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.
Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.
Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите СПП с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.

Фамилия, имя _____________________________________________

1. знаю о СПП с придаточными места и времени__________

2. могу находить их в тексте____________________

3. могу самостоятельно построить данные предложения_____________

4. умею чертить схемы предложений______________________

5. на уроке мне было интересно___________________

6. я отвечал на уроке устно________________________

Алгоритм знания изученного материала.

1.Можем воспроизвести определение.

2. Можем найти в тексте необходимые предложения.

3.Можем объяснить знаки препинания.

4.Можем увидеть средства связи (союзы или союзные слова).

5.Можем определить вид предложения.

Алгоритм определения вида сложноподчинённого предложения.

1. Найдите главную и придаточную части.

2. Определите и отметьте, к чему (к каким словам в главном предложении) относится придаточная часть.

3. Задайте вопрос от главной части к придаточной.

4. Найдите, обозначьте и определите средства связи.

5.Определите вид сложноподчинённого предложения.

Просмотр содержимого презентации
«СПП с придаточным времени и места»




Задание 2. Придаточные предложения бывают:

ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕН

ПАДЕЖНЫЕ ВОПРОСЫ



Задание 1: Перепишите предложения в тетрадь.

Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

  • 1. Как только папа ушел, я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.
  • 2. Вот и теперь, когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
  • 3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу.
  • 4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.
  • 5. Там, где кончалась чаща, белели березы.
  • 6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня.

Задание 2 . Среди предложений 14-23 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным времени. Напишите номер этого предложения .

14) Если вы встречаетесь с друзьями, это принесет вам радость. (15) А вот часы, проведенные в торговом центре, такого эффекта не дадут. (16) При покупке стильного костюма или нового мобильника человек поначалу испытывает некоторое возбуждение, но приятное чувство проходит, как только он начинает страстно желать чего-то ещё. (17) Похожие реакции и при повышении зарплаты: вскоре вы начинаете считать дополнительные деньги чем-то само собой разумеющимся и у вас снова появляется чувство неудовлетворённости. (18) Этот эффект называют гедоническим конвейером. (19) После долгих часов, проведенных на работе, многим хочется броситься домой и разлечься перед экраном телевизора. (20) Но исследования показывают, что гораздо больше радости человеку приносит активный отдых, например на лыжах, на катке, в спортивном зале. (21) В качестве бесплатного приложения к этому удовольствию вы получите еще и хорошую фигуру, и улучшение здоровья. (22) А здоровье - одна из составляющих счастья. (23) И это тоже подтверждают научные данные .


  • 1. (пока…), […].
  • 2. […], (где…).
  • 3. […], (до тех пор пока…).
  • 4. [… (едва…) …].

Задание 4. Тест Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите номера выбранных для ответа предложений).

А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя.

Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами.

1. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания.

А. Б. В. Г. Д.

2. Найдите СПП, в которых придаточное стоит в середине главного.

А. Б. В. Г. Д.

3. Укажите СПП с придаточным места.

А. Б. В. Г. Д.

4. Укажите СПП с придаточным изъяснительным.

А. Б. В. Г. Д.

5. Найдите СПП с придаточным определительным.

А. Б. В. Г. Д.



Д.З . с. 63, 65; упр. 135(выписать придаточные места), 143 (по заданию)


Спасибо за активную работу

на уроке!

Еще с раннего утра всё небо обложили дождевые тучи; было тихо, не жарко и скучно, как бывает в серые пасмурные дни, когда над полем давно уже нависли тучи, ждешь дождя, а его нет. Ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин уже утомились идти, и поле представлялось им бесконечным. Далеко впереди еле были видны ветряные мельницы села Мироносицкого, справа тянулся и потом исчезал далеко за селом ряд холмов, и оба они знали, что это берег реки, там луга, зеленые ивы, усадьбы, и если стать на один из холмов, то оттуда видно такое же громадное поле, телеграф и поезд, который издали похож на ползущую гусеницу, а в ясную погоду оттуда бывает виден даже город. Теперь, в тихую погоду, когда вся природа казалась кроткой и задумчивой, Иван Иваныч и Буркин были проникнуты любовью к этому полю и оба думали о том, как велика, как прекрасна эта страна. — В прошлый раз, когда мы были в сарае у старосты Прокофия, — сказал Буркин, — вы собирались рассказать какую-то историю. — Да, я хотел тогда рассказать про своего брата. Иван Иваныч протяжно вздохнул и закурил трубочку, чтобы начать рассказывать, но как раз в это время пошел дождь. И минут через пять лил уже сильный дождь, обложной, и трудно было предвидеть, когда он кончится. Иван Иваныч и Буркин остановились в раздумье; собаки, уже мокрые, стояли, поджав хвосты, и смотрели на них с умилением. — Нам нужно укрыться куда-нибудь, — сказал Буркин. — Пойдемте к Алехину. Тут близко. — Пойдемте. Они свернули в сторону и шли всё по скошенному полю, то прямо, то забирая направо, пока не вышли на дорогу. Скоро показались тополи, сад, потом красные крыши амбаров; заблестела река, и открылся вид на широкий плес с мельницей и белою купальней. Это было Софьино, где жил Алехин. Мельница работала, заглушая шум дождя; плотина дрожала. Тут около телег стояли мокрые лошади, понурив головы, и ходили люди, накрывшись мешками. Было сыро, грязно, неуютно, и вид у плеса был холодный, злой. Иван Иваныч и Буркин испытывали уже чувство мокроты, нечистоты, неудобства во всем теле, ноги отяжелели от грязи, и когда, пройдя плотину, они поднимались к господским амбарам, то молчали, точно сердились друг на друга. В одном из амбаров шумела веялка; дверь была открыта, и из нее валила пыль. На пороге стоял сам Алехин, мужчина лет сорока, высокий, полный, с длинными волосами, похожий больше на профессора или художника, чем на помещика. На нем была белая, давно не мытая рубаха с веревочным пояском, вместо брюк кальсоны, и на сапогах тоже налипли грязь и солома. Нос и глаза были черны от пыли. Он узнал Ивана Иваныча и Буркина и, по-видимому, очень обрадовался. — Пожалуйте, господа, в дом, — сказал он, улыбаясь. — Я сейчас, сию минуту. Дом был большой, двухэтажный. Алехин жил внизу, в двух комнатах со сводами и с маленькими окнами, где когда-то жили приказчики; тут была обстановка простая, и пахло ржаным хлебом, дешевою водкой и сбруей. Наверху же, в парадных комнатах, он бывал редко, только когда приезжали гости. Ивана Иваныча и Буркина встретила в доме горничная, молодая женщина, такая красивая, что они оба разом остановились и поглядели друг на друга. — Вы не можете себе представить, как я рад видеть вас, господа, — говорил Алехин, входя за ними в переднюю. — Вот не ожидал! Пелагея, — обратился он к горничной, — дайте гостям переодеться во что-нибудь. Да кстати и я переоденусь. Только надо сначала пойти помыться, а то я, кажется, с весны не мылся. Не хотите ли, господа, пойти в купальню, а тут пока приготовят. Красивая Пелагея, такая деликатная и на вид такая мягкая, принесла простыни и мыло, и Алехин с гостями пошел в купальню. — Да, давно я уже не мылся, — говорил он, раздеваясь. — Купальня у меня, как видите, хорошая, отец еще строил, но мыться как-то всё некогда. Он сел на ступеньке и намылил свои длинные волосы и шею, и вода около него стала коричневой. — Да, признаюсь... — проговорил Иван Иваныч значительно, глядя на его голову. — Давно я уже не мылся... — повторил Алехин конфузливо и еще раз намылился, и вода около него стала темно-синей, как чернила. Иван Иваныч вышел наружу, бросился в воду с шумом и поплыл под дождем, широко взмахивая руками, и от него шли волны, и на волнах качались белые лилии; он доплыл до самой середины плеса и нырнул, и через минуту показался на другом месте и поплыл дальше, и всё нырял, стараясь достать дна. «Ах, боже мой... — повторял он, наслаждаясь. — Ах, боже мой...» Доплыл до мельницы, о чем-то поговорил там с мужиками и повернул назад, и на середине плеса лег, подставляя свое лицо под дождь. Буркин и Алехин уже оделись и собрались уходить, а он всё плавал и нырял. — Ах, боже мой... — говорил он. — Ах, господи помилуй. — Будет вам! — крикнул ему Буркин. Вернулись в дом. И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, и Буркин и Иван Иваныч, одетые в шелковые халаты и теплые туфли, сидели в креслах, а сам Алехин, умытый, причесанный, в новом сюртуке, ходил по гостиной, видимо, с наслаждением ощущая тепло, чистоту, сухое платье, легкую обувь, и когда красивая Пелагея, бесшумно ступая по ковру и мягко улыбаясь, подавала на подносе чай с вареньем, только тогда Иван Иваныч приступил к рассказу, и казалось, что его слушали не один только Буркин и Алехин, но также старые и молодые дамы и военные, спокойно и строго глядевшие из золотых рам. — Нас два брата, — начал он, — я, Иван Иваныч, и другой — Николай Иваныч, года на два помоложе. Я пошел по ученой части, стал ветеринаром, а Николай уже с девятнадцати лет сидел в казенной палате. Наш отец Чимша-Гималайский был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство и именьишко. После его смерти именьишко у нас оттягали за долги, но, как бы ни было, детство мы провели в деревне на воле. Мы, всё равно как крестьянские дети, дни и ночи проводили в поле, в лесу, стерегли лошадей, драли лыко, ловили рыбу, и прочее тому подобное... А вы знаете, кто хоть раз в жизни поймал ерша или видел осенью перелетных дроздов, как они в ясные, прохладные дни носятся стаями над деревней, тот уже не городской житель, и его до самой смерти будет потягивать на волю. Мой брат тосковал в казенной палате. Годы проходили, а он всё сидел на одном месте, писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же, как бы в деревню. И эта тоска у него мало-помалу вылилась в определенное желание, в мечту купить себе маленькую усадебку где-нибудь на берегу реки или озера. Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Принято говорить, что человеку нужно только три аршина земли. Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку. И говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбы, то это хорошо. Но ведь эти усадьбы те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе — это не жизнь, это эгоизм, лень, это своего рода монашество, но монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа. Брат мой Николай, сидя у себя в канцелярии, мечтал о том, как он будет есть свои собственные щи, от которых идет такой вкусный запах по всему двору, есть на зеленой травке, спать на солнышке, сидеть по целым часам за воротами на лавочке и глядеть на поле и лес. Сельскохозяйственные книжки и всякие эти советы в календарях составляли его радость, любимую духовную пищу; он любил читать и газеты, но читал в них одни только объявления о том, что продаются столько-то десятин пашни и луга с усадьбой, рекой, садом, мельницей, с проточными прудами. И рисовались у него в голове дорожки в саду, цветы, фрукты, скворечни, караси в прудах и, знаете, всякая эта штука. Эти воображаемые картины были различны, смотря по объявлениям, которые попадались ему, но почему-то в каждой из них непременно был крыжовник. Ни одной усадьбы, ни одного поэтического угла он не мог себе представить без того, чтобы там не было крыжовника. — Деревенская жизнь имеет свои удобства, — говорил он, бывало. — Сидишь на балконе, пьешь чай, а на пруде твои уточки плавают, пахнет так хорошо и... и крыжовник растет. Он чертил план своего имения, и всякий раз у него на плане выходило одно и то же: a) барский дом, b) людская, с) огород, d) крыжовник. Жил он скупо: недоедал, недопивал, одевался бог знает как, словно нищий, и всё копил и клал в банк. Страшно жадничал. Мне было больно глядеть на него, и я кое-что давал ему и посылал на праздниках, но он и это прятал. Уж коли задался человек идеей, то ничего не поделаешь. Годы шли, перевели его в другую губернию, минуло ему уже сорок лет, а он всё читал объявления в газетах и копил. Потом, слышу, женился. Всё с той же целью, чтобы купить себе усадьбу с крыжовником, он женился на старой, некрасивой вдове, без всякого чувства, а только потому, что у нее водились деньжонки. Он и с ней тоже жил скупо, держал ее впроголодь, а деньги ее положил в банк на свое имя. Раньше она была за почтмейстером и привыкла у него к пирогам и к наливкам, а у второго мужа и хлеба черного не видала вдоволь; стала чахнуть от такой жизни да года через три взяла и отдала богу душу. И конечно брат мой ни одной минуты не подумал, что он виноват в ее смерти. Деньги, как водка, делают человека чудаком. У нас в городе умирал купец. Перед смертью приказал подать себе тарелку меду и съел все свои деньги и выигрышные билеты вместе с медом, чтобы никому не досталось. Как-то на вокзале я осматривал гурты, и в это время один барышник попал под локомотив и ему отрезало ногу. Несем мы его в приемный покой, кровь льет — страшное дело, а он всё просит, чтобы ногу его отыскали, и всё беспокоится; в сапоге на отрезанной ноге двадцать рублей, как бы не пропали. — Это вы уж из другой оперы, — сказал Буркин. — После смерти жены, — продолжал Иван Иваныч, подумав полминуты, — брат мой стал высматривать себе имение. Конечно, хоть пять лет высматривай, но всё же в конце концов ошибешься и купишь совсем не то, о чем мечтал. Брат Николай через комиссионера, с переводом долга, купил сто двенадцать десятин с барским домом, с людской, с парком, но ни фруктового сада, ни крыжовника, ни прудов с уточками; была река, но вода в ней цветом как кофе, потому что по одну сторону имения кирпичный завод, а по другую — костопальный. Но мой Николай Иваныч мало печалился; он выписал себе двадцать кустов крыжовника, посадил и зажил помещиком. В прошлом году я поехал к нему проведать. Поеду, думаю, посмотрю, как и что там. В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова Пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня. Было жарко. Везде канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами елки, — и не знаешь, как проехать во двор, куда поставить лошадь. Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, — того и гляди, хрюкнет в одеяло. Мы обнялись и всплакнули от радости и от грустной мысли, что когда-то были молоды, а теперь оба седы и умирать пора. Он оделся и повел меня показывать свое имение. — Ну, как ты тут поживаешь? — спросил я. — Да ничего, слава богу, живу хорошо. Это уж был не прежний робкий бедняга-чиновник, а настоящий помещик, барин. Он уж обжился тут, привык и вошел во вкус; кушал много, в бане мылся, полнел, уже судился с обществом и с обоими заводами и очень обижался, когда мужики не называли его «ваше высокоблагородие». И о душе своей заботился солидно, по-барски, и добрые дела творил не просто, а с важностью. А какие добрые дела? Лечил мужиков от всех болезней содой и касторкой и в день своих именин служил среди деревни благодарственный молебен, а потом ставил полведра, думал, что так нужно. Ах, эти ужасные полведра! Сегодня толстый помещик тащит мужиков к земскому начальнику за потраву, а завтра, в торжественный день, ставит им полведра, а они пьют и кричат ура, и пьяные кланяются ему в ноги. Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое. Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». — Я знаю народ и умею с ним обращаться, — говорил он. — Меня народ любит. Стоит мне только пальцем шевельнуть, и для меня народ сделает всё, что захочу. И всё это, заметьте, говорилось с умной, доброю улыбкой. Он раз двадцать повторил: «мы, дворяне», «я, как дворянин»; очевидно, уже не помнил, что дед наш был мужик, а отец — солдат. Даже наша фамилия Чимша-Гималайский, в сущности несообразная, казалась ему теперь звучной, знатной и очень приятной. Но дело не в нем, а во мне самом. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, — он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал: — Как вкусно! И он с жадностью ел и всё повторял: — Ах, как вкусно! Ты попробуй! Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания... И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно. — В ту ночь мне стало понятно, как я тоже был доволен и счастлив, — продолжал Иван Иваныч, вставая. — Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? — спросил Иван Иваныч, сердито глядя на Буркина. — Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не всё сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить! Я уехал тогда от брата рано утром, и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе. Меня угнетают тишина и спокойствие, я боюсь смотреть на окна, так как для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чай. Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть. Я только скорблю душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня горит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать... Ах, если б я был молод! Иван Иваныч прошелся в волнении из угла в угол и повторил: — Если б я был молод! Он вдруг подошел к Алехину и стал пожимать ему то одну руку, то другую. — Павел Константиныч, — проговорил он умоляющим голосом, — не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро! И всё это Иван Иваныч проговорил с жалкой, просящею улыбкой, как будто просил лично для себя. Потом все трое сидели в креслах, в разных концах гостиной, и молчали. Рассказ Ивана Иваныча не удовлетворил ни Буркина, ни Алехина. Когда из золотых рам глядели генералы и дамы, которые в сумерках казались живыми, слушать рассказ про беднягу-чиновника, который ел крыжовник, было скучно. Хотелось почему-то говорить и слушать про изящных людей, про женщин. И то, что они сидели в гостиной, где всё — и люстра в чехле, и кресла, и ковры под ногами говорили, что здесь когда-то ходили, сидели, пили чай вот эти самые люди, которые глядели теперь из рам, и то, что здесь теперь бесшумно ходила красивая Пелагея, — это было лучше всяких рассказов. Алехину сильно хотелось спать; он встал по хозяйству рано, в третьем часу утра, и теперь у него слипались глаза, но он боялся, как бы гости не стали без него рассказывать что-нибудь интересное, и не уходил. Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иваныч, он не вникал; гости говорили не о крупе, не о сене, не о дегте, а о чем-то, что не имело прямого отношения к его жизни, и он был рад и хотел, чтобы они продолжали... — Однако пора спать, — сказал Буркин, поднимаясь. — Позвольте пожелать вам спокойной ночи. Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху. Им обоим отвели на ночь большую комнату, где стояли две старые деревянные кровати с резными украшениями и в углу было распятие из слоновой кости; от их постелей, широких, прохладных, которые постилала красивая Пелагея, приятно пахло свежим бельем. Иван Иваныч молча разделся и лег. — Господи, прости нас грешных! — проговорил он и укрылся с головой. От его трубочки, лежавшей на столе, сильно пахло табачным перегаром, и Буркин долго не спал и всё никак не мог понять, откуда этот тяжелый запах. Дождь стучал в окна всю ночь.

Данный урок разработан для IX класса и был проведен в рамках моей педагогической практики. Его особенность заключается в том, что он содержит десятиминутный блок работы по повторению и закреплению норм литературного языка (в данном случае орфоэпических, лексических, синтаксических). Согласно точке зрения, разрабатываемой в дипломной проекте, предполагается, что блоки подобного характера нужно включать в содержание уроков для VIII-IX классов как можно чаще, поскольку, с одной стороны, основной материал по орфографии и пунктуации уже изучен и он должен быть осмыслен учащимися в качестве надежной базы для повышения их коммуникативной грамотности, а, с другой стороны, речевые ошибки встречаются в речи школьников все так же часто и их нужно устранять. Блок такой работы, как правило, должен предварять знакомство с новой темой, в противном случае он нарушит целостность изучаемого материала, сделает структуру урока «рыхлой». Задания могут быть тематически не связаны с изучаемой темой. Важно в начале блока работы по повторению и закреплению норм литературного языка правильно и четко мотивировать учащихся на выполнение предлагаемых заданий, что повысит их внимательность, ответственность, познавательный интерес.

Конспект урока

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».

Вид урока : урок изучения нового материала.

Форма урока : комбинированная.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные : 1) выявить отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени; 2) формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений; 3) выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; 4) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; 5) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования таких предложений по структурным схемам к ним; 6) повторить ряд норм русского литературного языка; 7) повысить грамотность учащихся.

2. Развивающие : развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.

3. Воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку и литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы и приемы обучения : фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: индивидуальные карточки; Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М., 2004.

План урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент – 5 мин.

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка – 10 мин.

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока – 5 мин.

4. Выполнение практических заданий по теме урока – 20 мин.

5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент. Добрый день. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с небольшой работы по изученным ранее нормам русского литературного языка, основное внимание уделяя повышению культуры речи. Как говорится, «повторенье – мать ученья»!

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка . Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы. Важнейшей особенностью его является нормативность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепризнанному образцу. Невнимание к нормативной стороне речи приводит к проявлению неграмотности, множеству самых разнообразных речевых ошибок. Сегодня мы обратимся к повторению произносительных, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка и выполним несколько заданий, представленных на учебной карточке № 1

– Прочитай слова, вспомнив произносительные нормы:

Орхид[э]я, сон[э]т, стр[э]сс, т[э]зис, пресса, термин, т[э]мбр, т[э]мп, фанера, шин[э]ль, эпидемия, фон[э]тика, т[э]ст, тенор, д[э]по .

– Вспомните, что такое паронимы (Это слова, близкие по звучании, но совершенно разные по значению).

– Составьте словосочетания из данных слов, вдумываясь в лексическое значение слова.

Концертный (абонемент , абонент). (Безответная, безответственная ) покорность.

(Вдох, вздох ) сожаления.

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

(Непроницательный , непроницаемый) исследователь.

(Предоставить, представить ) к награде.

(Искусно , искусственно) рисовать.

(Героические , геройские) усилия.

(Драматический , драматичный) кружок.

– Согласуйте подлежащее и сказуемое:

1) Много молодежи пришл...(о) на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел...(а) у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был...(и) направлен...(ы) в горы.

– Запишите предложения в тетради. Замените прямую речь косвенной:

«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» – крикнул Николай Петрович (Николай Петрович крикнул, чтобы ребята работали живее).

«Да, я знаю вас, Базаров», – подтвердила она (Она подтвердила, что знает Базарова).

«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь» (Аркадий сказал, что его зовут Аркадий Николаевич Кирсанов и что он ничем не занимается).

«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», – продолжал говорить Николай Петрович (Николай Петрович сказал, что у него много хлопот с мужиками в нынешнем году).

– Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была (Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»).

Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет (Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода славная будет!»).

Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее (Отец крикнул Феде: «Держи правее!»).

Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме (Дубровский спросил: «Все ли здесь и не осталось ли кого в доме?»).

Сергей спросил тихо, почему она ушла (Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»).

– Что изменилось в семантике и стилистике высказываний? (Они стали более эмоциональными, но при этом приобрели разговорный характер).

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока . Перейдем теперь к изучению нового материала. На прошлых уроках мы уже говорили с вами о различных типах сложного предложения. С целью его более прочного закрепления немного повторим их. Вспомните, каких? (Сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном).

– Верно. А какие разновидности сложноподчиненных предложений выделяют в русском языке? (Сложноподчиненные предложения с изъяснительными, определительными и обстоятельственными придаточными).

– Как определить вид придаточной? (Задать к ней вопрос от главной части).

– Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными и познакомимся с придаточными времени и места. Их «говорящие» названия облегчат вашу работу. Запомните, что в сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы где? куда? откуда?

4. Выполнение практических заданий по теме урока . А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями (учебная карточка № 2). Перепишите их в тетради. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой .

2. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени) , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

3. Вот и теперь (когда? – придаточная времени) , когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

4. С тех пор как я себя помню (с каких пор? – придаточная времени) , помню и Наталью Савишну.

5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени) .

7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко (где? – придаточная места) .

8. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем темной зелени лугов (куда? – придаточная места) .

9. Откуда дует ветер (откуда? – придаточная места) , оттуда и тучи плывут.

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (третье).

– Чтобы лучше и проще вам было определять вид придаточной, запомните те союзы и союзные слова, которые обычно служат «приметами» (учебная карточка № 3).

Едва

Пока

Перед тем как

До тех пор пока

С тех пор как

Как только

Когда

В то время как

– Составьте с ними несколько предложений и запишите в тетради (самостоятельная работа учащихся).

– Выполним упражнение № 124 (один из учащихся читает задание, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях). В ходе работы над данным упражнением вы лучше запомните подчинительные союзы и союзные слова, участвующие в организации сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

1. Придя домой (когда?), когда уже см е ркалось (непроверяемая безударная в корне слова), Мешков застал одного Володю.

2. Перед тем как взят ь ся (что сделать? в инфинитиве пишем ь ) за скрипку (когда?), он засучивал рукава рубахи , обнажал (н а г) грудь и становился у окна .

3. До тех пор пока не узнаеш ь горя (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) (до каких пор?), не станеш ь (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) взрослым.

4. Я тебя отлично вид е ла (глагол на -еть ) (до каких пор?), пока ты стоял позади толпы.

5. Все смотрели на дверь, оставл енн ую (суффикс -енн- в причастиях прошедшего времени страдательного залога) полу открытой (приставка полу- ) (с каких пор?) , с тех пор как пришла Лиза.

6. Когда Меркурий Авдеевич подош е л (см. подош е дший ) к бульвару (когда?) , аллея была пуста.

7. Она с и дела (написание проверяемой безударной гласной в корне, ср. с и дя ) на постели до тех пор (до каких пор?) , пока ра сс вет (парные согласные на стыке приставки и корня) не прочертил ровненькие линеечки в щелях став е н.

– А теперь выполним похожее упражнение, но нацеленное уже на закрепление материала по сложноподчиненным предложениям с придаточными места (упр. 125). Перепишите, задав вопросы к придаточным места и подчеркнув союзные слова как члены предложения. Возможность задать вопрос и определенная синтаксическая функция как раз и отличают, как вы помните, союзные слова от союзов. Отметьте значком х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

1. Откуда ветер (откуда?) , оттуда и счастье.

2. Куда конь с копытом (куда?) , туда и рак с клешней.

3. Где тонко (где?) , там и рвется.

4. Где любовь да совет (где?) , там и горя нет.

– К какому жанру принадлежат данные предложения? (Пословицы).

– Какую синтаксическую функцию выполняют союзные слова в придаточных предложениях места? (Функцию обстоятельства).

– Ну а последнее задание на сегодня вам поможет лучше усвоить структуру сложноподчиненных предложений с придаточными времени и места. Поэтому вам предстоит поработать со схемами. По данным схемам составьте предложения (проверка методом фронтального опроса).

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

5. Подведение итогов урока . Итак, сегодня мы снова говорили с вами о сложноподчиненном предложении, на этот раз с придаточными времени и места. В сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? В сложноподчиненном предложении с придаточным места придаточное предложение указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изученный сегодня материал очень важен и является неотъемлемой частью раздела «Сложное предложение». Надеюсь, что мы сегодня интересно и продуктивно поработали. Д/з: упр. № 126.


В сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Поставьте вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места.

  1. 1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
    2. Как только папа ушёл, я живо оделся в студенческий сюртук и пришёл.
    3. Вот и теперь, когда я вошёл в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
    4. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
    5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. (По Л. Толстому.)
    6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу. (А. Чехов.)
  2. 1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (В. Арсеньев.)
    2. Пурпурное, тёмное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем тёмной зелени лугов. (М. Горький.)
    3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

124. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным времени. Спишите. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся.

1. Придя домой, когда уже см..ркалось, Мешков застал одного Володю. 2. Перед тем как взят..ся за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обн..жал грудь и становился у окна. 3. До тех пор пока (не)узнаешь(?) горя, (не)станеш(?) взрослым. 4. Я тебя отлично вид..ла, пока ты стоял позади толпы. 5. Все смотрели на дверь, оставле(н, нн)ую (полу)открытой, с тех пор как пришла Лиза. 6. Когда Меркурий Авдеевич подош..л к бульвару, аллея была пуста. 7. Она с..дела на постел.. до тех пор, пока ра(с, сс)вет (не)проч..ртил ровненькие л..неечки в щелях став..н.

(К. Федин.)

125. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным места. Спишите. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Отметьте значком Х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

  1. Откуда ветер, оттуда и счастье.
  2. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  3. Где тонко, там и рвётся.
  4. Где любовь да совет, там и горя нет.

126. Спишите. В сложных предложениях после главного поставьте вопрос к придаточному и определите его вид. Расставьте пропущенные запятые. В простых предложениях подчеркните с помощью условных обозначений обстоятельства места.

1. Однажды, чаще всего в студё(н, нн)ую ноч(?), река останавли-ва..тся. И там где она сердито громоздила льдины остаёмся нагромождение т..росов. 2. Я всё смотрел на поле открывш..ся передо мной и силился вспомнить где я ещё его видел? <...> A-а, вспомнил. Я видел такое(же) поле, только с жёлтыми хлебами, на картине у школьного учителя. 3. Там где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела ещё оставалось тёмное, яростное окно ещё (не)замерзшей воды. 4. Над обрывом где уже (не)было деревьев, только таволга акация колючки и выводки горной репы я остановился. 5. Плохо в наших горных местах с сен..косными угодьями. <...> И вот в таком вот месте откуда сено спустить зимой сподручно только отчая(н, нн)ым мужикам на не менее отчая(н, нн)ых и диких конишках считался покос удачным. 6. Куда отправят работать? 7. Я много раз, с разных мест смотрел туда где сливаются Енисей и Манна.

(По В. Астафьеву.)

127. Прочитайте. Определите тип текстов. Подберите одно общее заглавие для двух отрывков. Сформулируйте главную мысль первого фрагмента. С помощью каких сложноподчинённых предложений описано бережное отношение к памяти А. С. Пушкина?

В каких сложноподчинённых предложениях во втором отрывке показано разрушительное для природы течение времени?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы или союзные слова соединяют в сложноподчинённых предложениях придаточные предложения с главными? Покажите это графически.

I. Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей а живой. Он наполнен теплом приветлив и свет..л. И живёт в полной п.рмонии с природой. Когда в рощах цв..тут сосны душистая пыльца обл..ком стоит над домом. А когда на куртинах распускается с..рень ж..смин и ш..повник в доме станов..тся особенно ар..матно. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они (не)только собра(н, нн)ы в большие пышные букеты как делал. .сь (в)старь но и просто ра(с, сс)тавлены в подходящих местах. Когда на уса..ьбе расцв..тают липы тогда дом пропитывае..ся зап..хами воска и мёда.

II. После жизни Пушкина многое переменилось в Тригорском. Маленькая кокетливая берёзка стала ныне старым дряхлым деревом юные когда(то) липы «Аллеи Керн» пр..вратились в древних инвалидов на ств..лах которых душ..грейки из мха и лишайника. Пор..дела ганнибаловская Еловая аллея. Время ун..сло многое. Произ..шла и смена пород деревьев. Там где шумели берёзы и липовые рощи т. .перь разросся ельник осина ольшаник. Там где цвели каштаны теперь луговые травы. Многое изм..нилось.

(По С. Гейченко.)

128. Время можно выразить различными синтаксическими средствами. Перестройте каждое предложение, используя для выражения времени разные синтаксические средства.

Образец:

    1. С наступлением вечера температура резко упала.- Наступил вечер, и температура резко упала.- Едва наступил вечер, температура резко упала.

    2. Придя домой, я сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Когда я пришёл домой, то сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Я пришёл домой и сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

1. С пр..ходом нового трен..ра тренироваться стало гораздо интереснее. 2. После постройк.. моста через овраг молодёжь с самых отд..ленных улиц зач..стила на стадион. 3. Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви.. интонации основной мысли высказывания. 4. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр..гласил труппу дать несколько предст..влений для учеников.

129. Составьте по данным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

130. Составьте четыре сложноподчинённых предложения с придаточными места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему «Я путешествую...».

Возможное начало (для связного текста):

Не один раз в своём воображении я совершал(а) путешествие в разные страны. Я летел(а) самолётом туда...

1) Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Иванов) 2) Иногда слышался плеск, взлетали брызги: это в холодных струях играла рыба. (Э. Шим) 3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. Баратынский) 4) Поражает в Крыму одно: все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (Ф. Абрамов) 5) Реки Севера имеют свой, особый запах: они пахнут древесиной, ибо по ним сплавляют лес. (Ф. Абрамов) 6) Весна нынче идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима.(Ф. Абрамов) 7) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. Пелевин) 8) Прифронтовая полоса ожила: туда, к линии огня, шли и ехали войска, грузовики с боеприпасами, двигалась различная техника, оттуда везли раненых. (А. Иванов) 9) Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода.(П. Проскурин) 10) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. Гоголь) 11) Предстоящего дела в разговоре не касались: все было обговорено и спланировано заранее. (С. Майоров) 12) Дорога, по которой можно было подъехать прямо к дому, оказалась перекрыта: шли ремонтные работы.(А. Маринина) 13) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.(В. Шукшин) 14) Место тут великолепное: крутой обрыв спускается вниз, дивный вид на море. 15) Цель его визита была ясна: убедиться, что принятые меры мудры. 16) Мои ожидания не были напрасны: слева мелькнул крутой обрыв глубокого ущелья, с травой на дне, того самого ущелья, в которое нам предстояло углубиться. (И. Ефремов) 17) На перевале оглянулась назад: внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор, белели выбеленные домики, на покатой крыше мельницы, отражаясь, искрились солнечные лучи. (М. Шолохов) 18) Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья.(А. Пушкин) 19) И знай: пока живут леса, не умирают чудеса. (О. Константинова) 20) Переведя дыхание, огляделась: за окном уже светало, следовательно, время приближалось к девяти. (Е. Яковлева) 21) Дверь за моей спиной скрипнула, я оглянулась: две пары любопытных глаз следили за происходящим из коридора. (Е. Яковлева) 22) Выхожу на веранду и глазам своим не верю: у ворот стоит лошадь. (Ф. Искандер) 23) Я только хочу, чтобы ты знал: к желанной цели тебя приведет не мечта, а разум и труд. (В. Шукшин) 24) Ветер улегся, тайга молчала; только доносился короткий и легкий треск: наверное, лопалась мерзлая кора на соснах. (Э. Шим) 25) Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то оно раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. (И. Соколов-Микитов) 26) Гуляют над землей сырые размашистые ветры, с каждым днем все выше восходит солнце, журчат по долинам, по оврагам, по дорогам и улицам сверкающие ручьи, парят-томятся сбросившие белые одежды поля, поголубел лед на большой Волге, и вот уже слышны отдаленные трески и гулкое позванивание: лед лопается и скоро освободит реку от долгого заточения. А потом зазеленеют поля и леса, вспыхнут на небе белые подушки кучевых облаков, прогремят майские грозы, и мир заполнится запахами цветущих трав и солнца. (А. Жуков) 27) Трудно заметить залегшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. Соколов-Микитов)