Программа для составления расписания уроков. Расписание уроков

Учебный режим школы должен соответствовать функциональным возможностям учащихся. Объем, содержание и организация учебного процесса должны обеспечивать такое состояние организма, при котором утомление полностью исчезало бы за период отдыха.

Основные критерии оценки уроков с точки зрения функциональных возможностей учащихся – трудность и утомительность. Утомительность характеризуется изменением работоспособности, а трудность предмета – уровнем успеваемости, то есть степенью усвоения учебного материала. Следовательно, при составлении расписания необходимо учитывать оба фактора в равной степени.

При составлении расписания уроков должны учитываться следующие факторы:

  • работоспособность (характеристика труда, т. е. качество и количество усвоенных знаний или действий в определенное время) зависит от возраста человека, его индивидуального биоритма, времени суток, дня недели, времени года и т. д.;
  • степень утомляемости зависит от социальных, психологических, биологических причин.

Чтобы снизить утомляемость учащихся и учителей в течение одного дня, необходимо правильное распределение уроков в продуктивные и непродуктивные часы и дни.

Предметы, требующие больших временных затрат на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день школьного расписания. В наиболее непродуктивные часы (с 11.30 до 14.30) уроки должны строиться с позиций здоровьесбережения, что подразумевает валеологический подход к организации урока, выбор форм, методов, приемов урока, смену видов деятельности учащихся и видов преподавания учителя (через каждые 5–7 мин).

При составлении расписания можно пользоваться шкалами трудности учебных предметов, разработанными И.Г. Сивковым (для начальной школы) и сотрудниками НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков М.И. Степановой, И.Э. Александровой, А.С. Седовой (для учеников 5–9-х классов)
Используя данные приведенных выше таблиц, можно оценить, правильно ли составлено расписание уроков какого-либо класса.

Расписание составлено правильно, если:

  • в школе существует единое расписание занятий первой и второй половины дня (для учеников и учителей);
  • наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов приходится для 8–11-х классов – на вторник, среду и четверг; для 1–7-х классов – на вторник и четверг (среда – несколько облегченный день);
  • в течение учебного дня чередуются уроки “трудные” и “облегченные”;
  • уроки одного предмета чередуются с уроками другого предмета, а не сдвоены (исключение – модульная технология обучения);
  • основные предметы для младших школьников проводятся на 2–3-х уроках, а для среднего и старшего возраста – на 2–4-х уроках;
  • названия учебных предметов в расписании и учебном плане одинаковые.

Расписание составлено неправильно, если:

  • наибольшее количество баллов за день приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели;
  • “трудные” уроки сдвоены;
  • “трудные” уроки стоят в расписании подряд;
  • “трудные” уроки в расписании на первом или последнем уроке;
  • количество домашних подготовок равно количеству уроков.

Для оптимального распределения нагрузки не допускаются:

  • нулевые уроки;
  • перемены продолжительностью 5 мин;
  • сдвоенные уроки в 1–5-х классах, превышающие по шкале трудности 8 баллов, если поурочное планирование не предусматривает вторым часом практическую или лабораторную работу;
  • группирование в один день предметов, требующих большой домашней подготовки;
  • рассогласование в расписании первой и второй половины дня;
  • несоответствие названий учебных предметов в сетке расписания и учебном плане школы.

Таким образом, при составлении расписания занятий необходимо учитывать:

  • распределение учебной нагрузки по дням недели;
  • распределение учебной нагрузки в течение каждого дня отдельно;
  • чередование предметов разных видов деятельности;
  • соблюдение гигиенических требований к расписанию уроков.

Для этого расписание анализируется и по итогам составляется аналитическая справка.

  1. Суммарная нагрузка в начале и конце недели должна быть наименьшей (по ранговой шкале трудности).
  2. Контрольные работы следует проводить на 2–4-х уроках в середине учебной недели.
  3. Основная учебная нагрузка в течение дня в старших и средних классах должна приходиться на 2–4-е уроки.
  4. В понедельник и пятницу не рекомендуется ставить в расписание двухчасовые уроки.
  5. В начальной школе недопустимо проведение сдвоенных уроков по одному и тому же предмету. В этом случае степень утомления детей возрастает в 7 раз.
  6. В 5-м классе сдвоенные уроки по одному предмету допустимы только в исключительных случаях и при условии их чередования с более легкими уроками (или уроком).
  7. В средних и старших классах сдвоенные уроки на фоне модульной технологии построения учебного процесса, наоборот, способствуют сохранению здоровья учащихся.
  8. Уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык, физика, химия), рекомендуется проводить первыми или вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, художественному труду следует проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (ритмика, физическая культура) – последними.
  9. Занятия второй половины дня должны проводиться не ранее чем через 45 мин после окончания последнего урока первой половины дня.
  10. При расстановке уроков в течение одного учебного дня следует учитывать преобладающие виды деятельности учащихся на этом уроке (чтение, рассматривание, письмо, активно­двигательная деятельность, практическая работа, слушание, говорение и т. д.) и пытаться чередовать их.
  11. Ежедневно количество домашних подготовок должно быть меньше, чем количество уроков в расписании.
  12. Не разрешается проводить нулевые уроки!
  13. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку (история, алгебра), не должны группироваться в один день школьного расписания.
  14. Следует помнить о том, что при составлении расписания уроков нужно учитывать количество часов, отведенное базисным учебным планом на выполнение

Расписание уроков является одним из главных документов в школьных стенах. Именно от того, насколько верно составлен этот документ, будет зависеть, в каком ритме будет проходить учебный год.

В этом документе очень важно правильно распределить нагрузку для школьников. Благодаря этому детям удастся максимально усвоить полученные знания.

Со второй половины двадцатого века, чтобы составить школьное расписание применялись определенные правила. Для этого применялась система, так называемых ранговых оценок. Разработчиком этой методики стал русский ученый И.Г. Сивко.

Таблица рангов предметов.

Понять этот метод не представляется сложным. Каждый предмет в системе конкретное количество баллов, которые называются рангом.

Ну а если Вам нужен рекрутинговый сайт для сетевика, то изучите отзывы ВекРоста вот тут, там же рассказано как все это организовать.

Ранг предмета зависит от того, насколько он сложен в усвоении. Чем больше внимания и концентрации необходимо для усвоения определенных знаний, тем более высокий ранг.

Несложно догадаться, что самыми высокоранговыми предметами являются: алгебра, геометрия, а также русский язык. В этой методике эти предметы имеют по одиннадцать баллов. Чуть ниже по рангу идут иностранные языки, к ним относятся десять баллов. Более легкими предметами в этой системе считаются физика и химия. И первый, и второй имеет по девять баллов.

Дальше все по списку. История имеет по балам цифру 8, литература -7, география – 6, физическое воспитание -5, а черчение 4. Музыке и рисованию в этой системе отводится по двоечке.

Для того, чтобы правильно составить план обучения используют также критерий усталости в течение целой недели. Специалисты говорят о том, что днями, когда школьники могут учиться наиболее самоотверженно, являются средой и четвергом.

Когда уроки делят на целую неделю, то преследуют цель рассчитать общее количество рангов на каждый день. Таким образом, больше всего детей стараются загрузить в среду и четверг. А пятница и понедельник являются более легкими днями.

Биологические ритмы

Кроме вышеперечисленных критериев, чтобы составить расписание уроков вручную необходимо учесть также биологические ритмы. Самоотверженней всего работать получается в период между 10.00 и 11.30.

Как раз на этот интервал стараются ставить дисциплины, которые требуют к себе максимум внимания. А вот первый и последний урок обычно имеют более низкую нагрузку.

На сегодняшний день, составлять план обучения можно не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Причем их достаточное количество. Директор школы, заведующие школы, могут с легкость выбрать самую подходящую для них программу.

Исходя из вышеописанного, можно вывести правила, по которым составляется план обучения:

  1. В школе существует одно расписание уроков для первой и второй смены, оно едино для школьников и учителей.
  2. Больше всего нагрузки приходится на старшие классы с 8 по 11 класс.
  3. Более легкие дисциплины сменяются более сложными, исключением является модульный способ обучения.
  4. В начальной школе главные дисциплины отводят на 2-3 уроки, а в средней школе на 3-4 урок.
  5. В учебном плане и расписании уроки названы одинаково.

С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые требования СанПиН. Особенностью новых требований является введение подробной шкалы трудности для каждого предмета. Теперь трудность каждого предмета оценивается в баллах для 1-4 классов, отдельно для 5, 6, 7, 8 и 9 классов, и для 10-11 классов. При составлении расписания наибольшая нагрузка учащихся, рассчитанная в баллах, должна приходиться на вторник и/или среду.

Программы для составления расписания "Ректор 3" и "Ректор-Школа" обеспечивают поддержку составления расписания уроков с учетом новых требований СанПиН. Ниже мы рассмотрим последовательность составления расписания при переходе на новые требования СанПиН в программе "Ректор 3". Все действия в программе "Ректор-Школа" выглядят аналогично.

Наш план такой:

  1. Настройка штрафов за нарушение требований СанПиН.
  2. Ввод шкалы трудности для каждого предмета.
  3. Составление расписания с учетом требований СанПин.

Изложение материала ориентировано на опытных пользователей. Начинающим рекомендуем сначала ознакомиться с руководством по программе.

Настройка штрафов за нарушение требований СанПиН

Значения штрафов за нарушение требований СанПиН задаются в диалоге Параметры на закладке СанПиН. Для того, чтобы открыть диалог, запустите программу и в меню Настройки выполните команду Параметры, как показано на скриншоте.

В результате откроется диалог Параметры:

Перейдите на закладку СанПиН:

Как видно из скриншота, в данном случае значения штрафов за нарушение требований СанПиН равны 10. Для того, чтобы придать больший вес требованиям СанПиН, увеличим все штрафы до 50:

Для сохранения новых значений щелкните мышкой по OK .

Можно ли задать другие значения, кроме 10 и 50? Да, можно. Штрафы задаются в относительных единицах и должны быть неотрицательными числами. Самое главное - штрафы должны быть сбалансированы друг с другом, то есть штрафы на закладке СанПиН должны быть сбалансированы со штрафами на закладках Классы и Учителя.

Почему для 1-9 и 10-11 классов штрафы задаются отдельно, ведь требования СанПиН по максимальной нагрузке для всех классов одни и те же? Требования СанПиН нарушать нельзя, но если предположить, что небольшие отклонения возможны, то они более вероятны для старших классов и программа позволяет сделать это.

Ввод шкалы трудности для каждого предмета

В новой версии программы, в файле с демонстрационными данными шкала трудности для каждого предмета уже введена в соответствии с новыми требованиями СанПиН. Однако, если Вы используете программу для составления расписания уже не первый год, то, вероятно, Вам нужно задать трудность предметов в баллах заново, поскольку ранее трудность предмета была либо постоянной, либо зависела только от ступени обучения.

Для этого перейдите в раздел Списки на страницу Предметы. Ваш список предметов может выглядеть примерно так:

Двойным щелчком мышки по строке с названием предмета откройте диалог Свойства предмета.

Убедитесь, что в окошке Список предметов по СанПиН программа правильно определила название предмета (на скриншоте название предмета "Алгебра" совпадает с названием предмета по СанПиН - "Алгебра"). В некоторых случаях программа не сможет самостоятельно определить название предмета по СанПиН. Прежде всего это касается языков. В то время как в программе используются привычные "русск. яз.", "англ. яз.", "немецк. яз." и т. д., в СанПиН есть только "национальный язык" и "иностранный язык". Если программа не смогла правильно определить название предмета по СанПиН, сделайте это вручную.

Теперь щелкните мышкой по кнопке Установить. По шкале трудности в левой части диалога пробежит "зеленая волна" и рекомендуемые значения будут установлены.

При необходимости баллы можно подкорректировать вручную.

Составление расписания с учетом требований СанПин

При автоматическом составлении расписания (кнопка Найти на панели инструментов, подробнее смотрите Справку и Руководство по программе) программа учитывает требования СанПиН. Окно программы с Вашими данными может выглядеть примерно так:

На скриншоте:

  1. Трудность предмета в баллах для текущего класса - 5а.
  2. Суммарная нагрузка текущего класса во вторник (сумма баллов по всем предметам во вторник).
  3. Красным цветом показан день недели, в который суммарная нагрузка превышает нагрузку во вторник и/или в среду.
  4. Коричневым цветом показан день недели, в который суммарная нагрузка равна нагрузке во вторник и/или в среду.
  5. Бледно-зеленым цветом показаны ярлычки классов, расписание которых составлено, но с нарушением требований СанПиН.

Программа «1С:Автоматизированное составление расписания. Школа» предназначена для составления расписания, индивидуальных траекторий и дополнительной занятости учащихся с учетом основного расписания и аудиторного фонда в школах. Гибкие настройки программы позволяют успешно использовать ее в учреждениях со сложной структурой: образовательные комплексы, объединяющие детские сады, школы; центры творчества и дополнительного образования детей; частные школы или центры развития с индивидуальным графиком для каждого ребенка.

Составление расписания – сложный и трудоемкий процесс, при котором необходимо учесть множество условий, не допустив при этом коллизий. Данная программа упрощает составление расписания. С ее помощью составлять расписание можно в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом многих ограничений и условий.

Реализованный в программе алгоритм автоматического расчета расписания представлен сотрудниками лаборатории №68 «Теории расписаний и дискретной оптимизации» Института Проблем Управления Российской академии наук (ИПУ РАН). Фактически это алгоритм решения популярной NP-трудной задачи комбинаторной оптимизации School timetabling.

Пользователями решения "1С:Автоматизированное составление расписания. Школа" являются завучи общеобразовательных организаций и ответственные за составление расписаний в учреждениях дополнительного образования детей.

Основные решаемые задачи

В системе "1С:Автоматизированное составление расписания. Школа" решается важная задача составления учебного расписания с учетом требований, предъявляемыми:

  • 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
  • Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего и дополнительного образования;
  • Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования нового поколения, включающими:
    • построение индивидуальных траекторий обучения, дополнительная занятость ребенка (развитие индивидуальных творческих способностей),
    • создание информационно-образовательной среды образовательной организации;
  • Действующими СанПиН "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях", в частности, ограничениями на:
    • нагрузку по предметам на год, неделю,
    • максимальная нагрузка и трудность предметов в баллах.

Ключевые задачи:

  • составление расписания занятий в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом всех требований,
  • оперативная корректировка расписаний,
  • построение отчетов о проведенных занятиях и эффективности использования помещений.

Функциональные возможности

В программе:

  • учтены требования СанПиН, ФГОС к составляемым расписаниям (состав, порядок следования уроков, оптимальная нагрузка в течение дня, максимальная нагрузка и т.д.);
  • встроены механизмы, позволяющие использовать "рекомендуемые" типовые расписания, копировать расписания прошлых периодов;

Программа позволяет:

  • составлять расписание различной сложности в автоматическом, ручном и смешанном режимах;
  • вести несколько сеток звонков;
  • составлять расписание без привязки к сетке звонков, назначая для каждого занятия продолжительность и определяя произвольное время начала;
  • выводить расписание на печать, по классам, преподавателям и помещениям, с возможностью быстрых настроек выводимой информации.
  • копировать расписание прошлых периодов и корректировать его;
  • учитывать требования СанПиН и ФГОС по последовательности проведения занятий, максимальной дневной нагрузке с учетом сложности занятий;
  • вводить и учитывать сложность предметов/занятий/дисциплин в баллах;
  • учитывать пожелания и возможностей учителей, классов учащихся, помещений;
  • учитывать разбиение на подгруппы;
  • составлять индивидуальные траектории для групп и отдельных учащихся;
  • строить расписание для 1, 2-х и более смен;
  • автоматически проверять расписание на ошибки, удобно их устранять;
  • корректировать расписание с нужной периодичностью, сравнивать расписания;
  • импортировать и экспортировать данные из ;
  • формировать учебный план на основе готового шаблона базисного учебного плана, рекомендованного Министерством образования и науки РФ;
  • составлять несколько расписаний и выбирать лучшее;
  • подбирать и вести замены;
  • вести учет аудиторного фонда образовательной организации;
  • формировать отчеты об использовании помещений и проведенных занятиях.

Инструкция

С конца 70-х гг ХХ века для равномерного распределения нагрузки в течение недели используется система ранговых оценок, разработанная ученым И.Г. Сивко. Смысл системы в том, что каждому из учебных предметов присвоено определенное количество баллов (ранг). Чем предмет сложнее, чем больше напряжения внимания, памяти он требует – тем выше ранг. Согласно этой системе, самый высокий ранг сложности имеют (алгебра, ) и язык – этим предметам присвоено по 11 баллов. Второй по сложности – иностранный язык, 10 баллов. Чуть легче – и химия, каждый предмет при ранжировании получает по 9 баллов. 8 баллов у истории, 7 – у литературы, 6 – у географии и естествознания, всего 5 баллов у физкультуры, 4 – у уроков труда, 3 – у черчения. Минимальная нагрузка по этой системе у уроков изобразительного искусства (2 балла) и музыки (1 балл). Кроме уровня сложности учитывается и динамика утомляемости на протяжении недели. По мнению ученых, пик работоспособности приходится на среду и четверг. Распределяя уроки по дням недели, вычисляют общую сумму баллов по каждому дню. Суммарный уровень нагрузки распределяют таким образом, чтобы максимальная нагрузка приходилась на среду, а в понедельник и пятницу она была минимальной.

Кроме распределения предметов по дням недели необходимо учитывать и суточные биологические ритмы. Максимум работоспособности приходится на интервал 10.00-11.30. Именно на это время планируют проведение уроков, требующих максимальной концентрации внимания, наиболее сложных. Первыми и последними уроками должны быть предметы с меньшей нагрузкой.

Необходимость автоматизированного составления школьного расписания с учетом санитарных правил и норм привело к появлению ряда программ, которые позволяют с той или иной эффективности решать эту задачу. Таких программ много, и можно выбрать наиболее подходящую.

Видео по теме

Обратите внимание

Расписание составлено неправильно, если:
- нагрузка распределена равномерно по всем дням недели;
- в некоторые дни проводятся только уроки, требующие интеллектуального труда, а в другие – требующие физической и творческой активности;
- наибольшее количество баллов приходится на начало и конец недели;
- предметы с максимальным количеством баллов проводятся первыми и последними уроками.

Полезный совет

Признаки правильно составленного расписания:
- максимальная нагрузка приходится на середину недели и середину дня;
- уроки, требующие интеллектуальной и физической активности чередуются в пределах одного дня;
- наиболее сложные предметы преподаются на 2, 3, 4-м уроках.

Источники:

  • составление расписания уроков

Занятия являются организованной формой обучения дошкольников. Для организации планомерного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении необходимо продумать расписание занятий с детьми. Это позволит равномерно распределить нагрузку на детей.

Инструкция

Расписания бывают не только в учебных заведениях, но и в детских лагерях, санаториях, больницах и т.д. В этом случае составление расписания будет зависеть от того, как работают разные подразделения. То есть, ваше расписание должно быть согласовано, например, с работниками столовой. Составляя расписание, вы можете указывать нижнюю границу времени, а можете указать только верхнюю. То есть, можете написать: «18.00 – 18.30 – ужин», а можете написать «18.00 – ужин, 18.30 – отдых». Помните, что расписание, составляемое для любых детских учреждений, должно отвечать всем нормам – дети должны иметь в должном количестве время на сон, должны питаться в одно и то же время, промежутки между приемами пищи должны быть правильными. Все эти нормы предусмотрены министерством образования и санэпиднадзором.

Если вам нужно составить расписание для себя на каждый день, то сначала составьте список всех дел, которые вам нужно сделать за день, а затем, рассчитывая, сколько времени вам потребуется на то или иное действие, составьте временную сетку. Кстати, практика показывает, что составление распорядка дня экономит для нас уйму времени, которую без расписания мы тратим на всякую ерунду.

Во время школьных каникул администрация, как правило, не имеет много времени для отдыха. Все дело в том, что нужно заранее составить расписание занятий, что не является довольно простым делом.

Вам понадобится

  • - списки предметов;
  • - список преподавателей;
  • - писчие принадлежности;
  • - бумага;
  • - компьютер.

Инструкция

Сделайте списки предметов, которые нужно распределить по классам и . Это самая важная информация, которую стоит знать для составления расписания. В этом списке должны быть не только названия дисциплин, но и количество академических часов, которое нужно выработать по ним. Бывают случаи, когда надо готовиться или ЕГЭ. Тогда целесообразно ставить два профильных урока подряд.

Учтите федеральную и региональную программу обучения школьников. Любые изменения внутри не могут выходить за их рамки. Допустим, нужно изучать литературу 5 часов в неделю. Тогда старайтесь ставить ее через день, если это непрофильный . Для тех, кто изучает предмет углубленно, можно сделать спаренные уроки даже два дня подряд.

Соотнесите занятия с количеством часов, которые должны выработать все учителя. Нужно, чтобы часы полностью соответствовали запланированной нагрузке преподавателя. Исключения могут быть для тех, кто проводит дополнительные занятия в неучебное время для подготовки к экзаменам, а также ведет профильные классы. Если по каким-то причинам не получается справедливо распределить часы, обговорите этот момент с учителями отдельно.

Закрепите классы за каждым уроком. В каждой аудитории должно быть все необходимое оборудование для проведения занятия. Нельзя допускать того, чтобы кто-то оставался без кабинета по каким-либо причинам. Итак, напишите напротив каждого урока номер классной комнаты. Внесите эти данные в специальное расписание для учителей.

Откорректируйте полученное общее расписание. Посмотрите внимательно, все ли аудитории будут свободны в указанный день и час. Проверьте, все ли учителя смогут выработать свои часы. После этого, обсудите некоторые поправки с учителями и директором. Заверьте расписание, поставьте печать и повесьте его в отведенное место.

В современном дошкольном образовании происходит переход от урочной формы организации обучающих занятий к игровой. В игре дети могут получать новые знания, закреплять уже имеющиеся, но больше всего они любят играть вне занятий, свободно выражая свои идеи, замыслы. Для качественного управления игровой деятельностью дошкольников воспитатель группы составляет расписание игр, на которое ориентируется при разработке перспективного плана работы.