Сценарий мероприятия узникам фашистских концлагерей посвящается. Сценарий внеклассного мероприятия "чтобы помнили", посвященный узникам концлагерей

Бабич Н.И.

Зав. библиотекой

Школа-гимназия №10

Г.Рудный

Костанайская обл.

Казахстан

«ЛАГЕРЯ СМЕРТИ»

Сценарий урока мужества.

Цель: показать мужество, стойкость советских военнопленных, стремление к жизни и свободе в жестоких, нечеловеческих условиях. Формировать гордость за героев своей страны; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать чувство патриотизма.

ОФОРМЛЕНИЕ:

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Но почему нахмурилось оно?-

Безжизненное, бледное пятно…

Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти», в них узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, сотням заключенных делали прививки заразных болезней, после которых невозможно было выжить. Другие служили для опытов, для выяснения, насколько человеческий организм может выдержать холод.

Дахау – первый фашистский концентрационный лагерь, был создан в марте 1933 года в 17 км от Мюнхена. В Дахау имелись крематорий, газовые камеры, «каменный мешок» (подвальное помещение без окон), медицинские лаборатории. С 1934 года находился в ведении органов СС, именно здесь проходили подготовку руководящий персонал для других концлагерей. Первоначально Дахау был предназначен для заключения противников фашистского режима, прежде всего коммунистов и социал-демократов. Осенью 1941 года в Дахау поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из них были расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты или просто отданы на растерзание собакам. Труд узников использовался в военной промышленности. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тыс. узников из 24 стран мира, из них погибло около 70 тыс. человек, в том числе около 12 тыс. советских граждан. И даже в таких тяжелых условиях жестокого режима узники вели борьбу против фашистов: спасали больных, устраивали акты саботажа, поддерживали контакты с немецкими и иностранными группами в других городах и лагерях Баварии. В связи с приближением войск союзников гитлеровцы пытались взорвать лагерь вместе с узниками. Однако фашистский план уничтожения был сорван, в лагерь вошли американские войска.

Бухенвальд –

Освенцим – немецко-фашистский концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши около городка Освенцим, близ Кракова, создан в мае 1940 года и рассчитан на одновременное пребывание 250 тысяч человек. Являлся своего рода комбинатом уничтожения людей. Ворота концлагеря Освенцим с издевательской циничной надписью «Труд делает свободным». Лагерь предназначался для массового уничтожения людей с использованием достижений техники (крематории, газовые камеры и др.) за время существования лагеря в нем было уничтожено свыше 4 млн. человек 27 национальностей, в основном поляков, советских граждан, граждан Югославии, чехов, французов, а также евреев и цыган из разных стран. Советские граждане, первые эшелоны которых прибыли в Освенцим 7 октября 1941 года, находились на особо строгом режиме. Освенцим являлся одним из центров, где широко проводились различные «опыты» для изыскания средств биологического уничтожения людей. Здесь существовали специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории. В Освенциме впервые на советских военнопленных испытывали газ «Циклон В».

Несмотря на жестокий режим, в Освенциме и его филиалах существовали подпольные группы Сопротивления. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то сбежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь. 27 января 1945 года советские войска освободили городок и лагерь Освенцим. В 1947 году территория лагеря была объявлена музеем, позже был построен мемориальный комплекс. Памятник – мемориал жертвам Освенцима был открыт в 1967 году на территории лагеря Бжезинка (Биркенау). Между руинами двух крематориев сооружена цепь связанных друг с другом каменных саркофагов и пластических фигур, в сдержанной обработке которых проступают очертания поверженных человеческих тел.

Старые люди стоят и стоят…

Губы обуглены пламенем лет,

О, старики, что могилы несут

Треблинка - и Треблинка -2 это немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. Концлагерь Треблинка включал в себе два отдельных лагеря: Треблинка -1(так называемый трудовой лагерь, где от жертв до последнего момента скрывали, что их ждет смерть) и Треблинка- 2 (лагерь уничтожения, где был установлен режим жесточайшего террора).

И еще просто необходимо сказать об одном человеке – Януш Корчак – польский учитель, писатель, мыслитель. Он работал в Варшавском Доме сирот. С приходом немецко-фашистских захватчиков всех воспитанников вместе с взрослыми перевели в гетто. И все знали, что они будут все до последнего уничтожены. Но Януш Корчак делал все невозможное, чтобы каждое мгновение здесь было чуть менее страшным. До последнего дня и часа в классах шли уроки, репетировались пьесы- сказки.

5 августа1942 года по приказу гитлеровцев Дом сирот из Варшавского гетто поездом повезли в Треблинку. Януш Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, но он отказался от предложенного фашистами спасения и шагнул вместе со своими учениками в газовую камеру Треблинки…

Синие. Черные и голубые-

Четыреста глаз,

Куда ведут нас?

Правду сказать? Жестоко…

Лгать? Никогда он не лгал.

Но на последнем уроке

Корчак неправду сказал.

Куда нас ведут?

На прогулку…

Послушать, как ветры поют,

Как в тихих лесных закоулках

Волшебные травы цветут,

В газовые камеры Треблинки их ведут.

Синим пеплом станут эти брови,

Руки, губы, щеки, волосы…

Смрадом человечины и крови,

Гарью захлебнутся небеса.

Никогда и никому не верьте,

Что спокойно можно умирать.

Эсэсовец. Череп и кости.

Тупой немигающий взор.

Прогавкал он прямо в упор.

Кружатся, кружатся, кружатся

Пестрые пятна, круги.

Небо готово обрушиться,

Отяжелели шаги.

Съежился в грязный комочек

Под Корчака взглядом палач,

Он «юдише фратце» бормочет

Спокойнее, дети! Я с вами!-

Головы перед врагами

Серые, черные и голубые -

Четыреста глаз…

Дети, сожженные и живые,

Это для вас

Старый писатель и педагог

Дает последний урок.

Штудгоф – концлагерь на территории оккупированной Польши, близ Гданьска. Первыми узниками Штудгофа были 6 тысяч поляков, а 22 июня 1941 года (первый день войны) в лагерь были привезены 40 советских моряков с торговых кораблей, захваченных фашистами в порту Гдыня. С 1942 года численность советских узников значительно возросла. В лагере применялась система массового уничтожения людей. Узники подвергались преступным медицинским опытам; проводились «эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела, совершались различные насилия и истязания над людьми: мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; женщин подвешивали за волосы. Раскачивали и стреляли по «движущейся мишени». Но и здесь, в тяжелейших условиях подполья, узники вели борьбу против фашизма.

Заксенхаузен –

Заксенхаузен был школой гитлеровских палачей, многие из них стали комендантами концлагерей, расположенных на территории оккупированной Европы. В Заксенхаузене изобретались и усовершенствовались новейшие методы истязания людей. Так, была создана дорожка для испытания – заключенные, подгоняемые охраной, пробегали по ней 40 км. на дорожке чередовалось 9 настилов – галька, щебень, мелкий гравий, шлак и другие. для того чтобы усилить мучения, узникам выдавали обувь на 2 размера меньше, а на спину привязывали мешки с песком весом 20 кг. Для проведения массовых расстрелов советских военнопленных в Заксенхаузене использовалось особое помещение, замаскированное под кабинет врача, в котором стояли приспособления для измерения роста. Заключенный вставал. Чтобы измерить рост, а его убивали выстрелом через отверстие, находящееся позади.

Майданек

Заключенные влачили голодное существование. Один раз в день кофе из брюквы, 2 раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой – обычный рацион заключенного. За малейшую «провинность» лишали и этой скудной пищи на несколько дней, что, по существу, означало голодную смерть. Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или были неестественно толстыми от отеков и опухания на почве голода. Гитлеровцы не щадили и детей. Так, во второй половине мая 1943 года эсэсовцы привезли в Кременецкий лес две платформы и грузовой автомобиль трупов только польских детей. Они были совсем голые. В лесу их сложили в штабеля и сожгли.

Но, несмотря на строгий режим, в лагере действовали подпольные группы Сопротивления. Движение Сопротивления проявлялась во взаимной помощи узников, проведении политико-разъяснительной работы, налаживаний контактов с внешним миром, подпольным группам удалось устроить несколько массовых побегов. 24 июля 1944 года лагерь Майданек был освобожден советскими войсками. Территория бывшего лагеря стала Государственным немецким музеем, где установлена большая чаша с прахом узников концлагеря.

Саласпилс – лагерь смерти на территории Латвии. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек. Изможденных людей с больными, замученными детьми загоняли за тройную проволочную ограду лагеря, где для взрослых, но в особенности для беззащитных детей, начиналось мучительное существование.

Несмотря на зимнее время, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носившей наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступил тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Массовую смертность детей вызывали и те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи детям впрыскивали разнообразные жидкости. Заставляли принимать внутрь разные средства…

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

И выстрела раздался звук…

Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Неугасима память поколений.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

За будущее мира мы в ответе.

Обзор литературы : Книга « Сроку давности не подлежит » автора Сергея Трофимовича Кузьмина раскрывает звериный облик гитлеровского фашизма, угрожавшего человечеству массовым истреблением. Автор данной книги, в прошлом ответственный сотрудник Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, участвовал в выяснении масштабов их злодеяний на территории СССР, Польши и других стран. На основе личных воспоминаний, документов, свидетельств очевидцев он воспроизводит страшную картину фашистского разбоя, показывает историческую роль Советского Союза в спасении миллионов людей от порабощения и гибели.

« Дым над Биркенау » эта книга тяжелая, трудная и даже страшная. Эта книга не вымысел, не произведение чьей-то мрачной фантазии, а свидетельство очевидца, истинный документ, правдивость которого заставляет читателя содрогнуться. Северина Шмаглевская известная польская журналистка и писательница, в годы гитлеровской оккупации – член конспиративной организации молодежи, в 1942 году была арестована гестапо и заключена в филиал Освенцима – лагерь Биркенау, где пробыла до января 1945 года. Она прошла через все его круги ада и осталась жива. В 1946 году она выступала как свидетель на Нюрбергском процессе, судившего военных преступников – главарей гитлеровской Германии. Пережитое Севериной Шмаглевской в лагере послужило материалом для ее книги, опубликованной в Польше в 1945 году и позднее переведенной на многие языки мира.

Книга Евгения Григорьевича Решина « Генерал Карбышев » - документальная повесть рассказывает о национальном герое нашей страны, замечательном человеке, обладавшем железной волей, стойком патриоте Родины, Герое Советского Союза Дмитрии Михайловиче Карбышеве. Попав в окружение и пытаясь перейти линию фронта генерал Карбышев все-таки попадает в плен в августе 1941 года. «Шталаг 324»- так назывался гитлеровский лагерь на территории Польши. Отсюда начался горький и страшный путь генерала Карбышева по фашистским лагерям: Нюрнберг – Флюссенбюрг - Майданек-Освенцим – Заксенхаузен - Маутхаузен». «Маутхаузен» последний лагерь пребывания Героя генерала Карбышева «…ночью, после горячего душа, генерала Карбышева вывели во двор. Стоял 12-ти градусный мороз. Из брандспойтов ударили перекрещивающиеся ледяные струи. Карбышев медленно покрывался льдом».

Главный герой романа «Ринг за колючей проволокой» Андрей Бурзенко, бывший боксер, волею судьбы попадает в концлагерь. Здесь подпольный центр предлагает ему принять вызов и выступить в «боксерских соревнованиях».

В книге белорусского писателя Василя Быкова « Альпийская баллада » мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Здесь писатель показывает бежавших из фашистского плена советского солдата Ивана и молодой итальянки Джулии, пытавшихся через Альпы пройти к своим. Их внутренний мир, величие духа, невероятная стойкость характера. Подводя героев к последней черте, к последнему рубежу, заставляет сделать самый важный в его жизни выбор – выбор между жизнью и смертью, и истоки их беспримерного героизма.

Использованная литература:

Казахстанская правда.

Что? Где? Когда? 9.04.2014.

Интернет ресурсы.

‹ ›

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".

  • Другое

Описание:

Бабич Н.И.

Зав. библиотекой

Школа-гимназия №10

Г.Рудный

Костанайская обл.

Казахстан

«ЛАГЕРЯ СМЕРТИ»

Сценарий урока мужества.

Цель: показать мужество, стойкость советских военнопленных, стремление к жизни и свободе в жестоких, нечеловеческих условиях. Формировать гордость за героев своей страны; воспитывать уважение к защитникамРодины;развивать чувство патриотизма.

ОФОРМЛЕНИЕ: презентация мероприятия; выставка книг и обзор об узниках концлагерей Великой Отечественной войны.

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто бы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся. Здесь мы и живем.

Чужое солнце всходит над холмами,

Но почему нахмурилось оно?-

Не греет, не ласкает нас лучами,-

Безжизненное, бледное пятно…

11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских концлагерей.

Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. Концентрационные лагеря это места массового заключения и физического уничтожения, как гражданского населения, так и военных лиц. Это лишение свободы с особо тяжким режимом для военнопленных, это система кровавого террора, жестоких истязаний, пыток, избиений и прямых убийств.

1 сентября 1939 года Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днем начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран действовало более 14000 концентрационных лагерей смерти.

За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из которых погибло 12 миллионов, из них более 5 миллионов – граждане Советского Союза.

Концлагеря являлись настоящими «фабриками смерти», в них узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, сотням заключенных делали прививки заразных болезней, после которых невозможно было выжить.Другие служили для опытов, для выяснения, насколько человеческий организм может выдержать холод.

Особенно печальную известность получили такие лагеря смерти, как Дахау, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Маутхаузен.

И сегодня вы узнаете о некоторых, основных лагерях смерти.

Дахау – первый фашистский концентрационный лагерь, был создан в марте 1933 года в 17 км от Мюнхена. В Дахау имелись крематорий, газовые камеры, «каменный мешок» (подвальное помещение без окон), медицинские лаборатории. С 1934 года находился в ведении органов СС, именно здесь проходили подготовкуруководящий персонал для других концлагерей. Первоначально Дахау был предназначен для заключения противников фашистского режима, прежде всего коммунистов и социал-демократов. Осенью 1941 года в Дахау поступили первые эшелоны с советскими военнопленными, большинство из них были расстреляны, над другими проводились преступные медицинские опыты или просто отданы на растерзание собакам. Труд узников использовался в военной промышленности. Всего за время существования лагеря через него прошло 250 тыс. узников из 24 стран мира, из них погибло около 70 тыс. человек, в том числе около 12 тыс. советских граждан. И даже в таких тяжелых условиях жестокого режима узники вели борьбу против фашистов: спасали больных, устраивали акты саботажа, поддерживали контакты с немецкими и иностранными группами в других городах и лагерях Баварии. В связи с приближением войск союзников гитлеровцы пытались взорвать лагерь вместе с узниками. Однако фашистский план уничтожения был сорван, в лагерь вошли американские войска.

В момент освобождения в Дахау было 30 тыс. человек.

В 1960 году в Дахау сооружен памятник жертвам фашизма.

Бухенвальд – в 1937 году открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд, и заработала нацистская фабрика смерти. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому – свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек, и более 120 тысяч из них никогда оттуда не вышли.

Бухенвальд был мужским лагерем. Заключенные работали на заводе, который находился в паре километров от лагеря, и производило оружие. В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Существовал еще так называемый «малый лагерь»- карантинная зона. Порция для всех заключенных сводилась к кусочку хлеба. Отношения между заключенными в «малом лагере» были намного жестче и враждебнее, чем в основном; были замечены случаи убийства за кусок хлеба и каннибализм. Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же делили и в крематорий уносили уже голое тело. В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола. После подъема в 4 утра заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где плотной стеной обступали водопровод. Мылись без мыла и полотенец.

Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства, превращение людей в животных. Для этого часто перед строем заключенных фашисты устраивали пытки и издевательства над красноармейцами.

Сегодня от бараков остался только выложенный булыжниками фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого – мемориальная надпись: «Барак №14.Здесь содержались подростки», «Барак №…. Здесь содержались евреи». Лагерь был освобожден 10 апреля 1945 года американской армией.

Освенцим – немецко-фашистскийконцентрационный лагерь на территории оккупированной Польши около городка Освенцим, близ Кракова, создан в мае 1940 года и рассчитан на одновременное пребывание 250 тысяч человек. Являлся своего рода комбинатом уничтожения людей. Ворота концлагеря Освенцим с издевательской циничной надписью «Труд делает свободным». Лагерь предназначался для массового уничтожения людей с использованием достижений техники (крематории, газовые камеры и др.) за время существования лагеря в нем было уничтожено свыше 4 млн. человек 27 национальностей, в основном поляков, советских граждан, граждан Югославии, чехов, французов, а также евреев и цыган из разных стран. Советские граждане, первые эшелоны которых прибыли в Освенцим 7 октября 1941 года, находились на особо строгом режиме. Освенцим являлся одним из центров, где широко проводились различные «опыты» для изыскания средств биологического уничтожения людей. Здесь существовали специальные больницы, хирургические блоки, гистологические лаборатории. В Освенциме впервые на советских военнопленных испытывали газ «Циклон В».

При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей. Кроме того, в лагере имелись еще 2 отдельные «бани», в которых сжигались трупы на особых кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в «бани» ударами палок ружейных прикладов, собаками. Двери камер герметически закрывались. И люди. Находившиеся в них, отравлялись «циклоном». Смерть наступала через 3-5 минут; спустя 20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки.

Несмотря на жестокий режим,в Освенциме и его филиалах существовали подпольные группы Сопротивления. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то сбежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь. 27 января 1945 года советские войска освободили городок и лагерь Освенцим. В 1947 году территория лагеря была объявлена музеем, позже был построен мемориальный комплекс. Памятник – мемориал жертвам Освенцима был открыт в 1967 году на территории лагеря Бжезинка (Биркенау). Между руинами двух крематориев сооружена цепь связанных друг с другом каменных саркофагов и пластических фигур, в сдержанной обработке которых проступают очертания поверженных человеческих тел.

Старые люди стоят и стоят…

Ночью оборваны в клочья их сны.

В черное небо смиренно глядят,

Бога все ждут с обгоревшей звезды.

Руки истлевшие тянутся ввысь,

Губы обуглены пламенем лет,

В скрежет пролеток заблудших планет.

Только глаза их не спят никогда!

Вороны в них над добычей кружат,

Тонут в слезах, воскресая всегда,-

Вороны мертвых детей сторожат.

О, старики, что могилы несут

Горькую память той страшной Войны!

Бога безмолвно, упрямые, ждут,

Что не торопится с Вечной Звезды…

Треблинка - и Треблинка -2это немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. Концлагерь Треблинка включал в себе два отдельных лагеря: Треблинка -1(так называемый трудовой лагерь, где от жертв до последнего момента скрывали, что их ждет смерть) и Треблинка- 2 (лагерь уничтожения, где был установлен режим жесточайшего террора).

Строительство лагеря началось в конце мая 1942 года.

Персонал лагеря состоял из 30 членов СС и около 100 вахманов-немцев, русских, украинцев, литовцев, болгар, поляков, жителей азиатских советских республик. В основном охрана состояла из вахманов- украинцев. Многие (по купленным ими билетам) рассчитывали, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи. Из-за секретного характера экспериментов, совершаемых над узниками Треблинки 2, их контакты с внешним миром совершенно исключались.

После наполнения людьми, в камеры, замаскированные под душевые, подавали выхлопные газы от двигателя тяжелого танка (другим способом было выкачивание воздуха из камер). Смерть наступала от удушья в течение получаса. Тела умерщвленных сначала закапывали в больших могилах, но весной 1943 года было приказано выкопать тела и сжечь.

2 августа 1943 года в Треблинке-2 было поднято восстание узников, которое было жестоко подавлено, а лагерь ликвидирован.

И еще просто необходимо сказать об одном человеке – Януш Корчак – польский учитель, писатель, мыслитель. Он работал в Варшавском Доме сирот. С приходом немецко-фашистских захватчиковвсех воспитанников вместе с взрослыми перевели в гетто. И все знали, что они будут все до последнего уничтожены. Но Януш Корчак делал все невозможное, чтобы каждое мгновение здесь было чуть менее страшным. До последнего дня и часа в классах шли уроки, репетировались пьесы- сказки.

… 5 августа1942 года по приказу гитлеровцев Дом сиротиз Варшавского гетто поездом повезли в Треблинку. Януш Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, но он отказался от предложенного фашистами спасения и шагнул вместе со своими учениками в газовую камеру Треблинки…

«Баллада о последнем уроке» Баженов В.

Синие. Черные и голубые-

Четыреста глаз,

По – детски наивные и смешные…

Куда ведут нас?

Правду сказать? Жестоко…

Лгать? Никогда он не лгал.

Но на последнем уроке

Корчак неправду сказал.

Куда нас ведут?

На прогулку…

Послушать, как ветры поют,

Как в тихих лесных закоулках

Волшебные травы цветут,

Как тянутся к солнцу былинки…

…В газовые камеры Треблинки их ведут.

Конвой ощетинился сталью штыков,

Грохот тяжелых солдатских подков,

Топот усталых, голодных детей,

Окрики злые: «Быстрей! Быстрей!»

Шагает в колонне детей Януш Корчак,

Писатель, мыслитель, учитель, борец,

Шагает, как воин, уверенно, молча,

Слушая трепет ребячьих сердец.

…Синим пеплом станут эти брови,

Руки, губы, щеки, волосы…

Смрадом человечины и крови,

Гарью захлебнутся небеса.

Ни креста, ни камня, ни могилы,

Только пепел, сажа, черный прах…

Только, только бы хватило силы

Встретить смерть достойно, на ногах.

Корчак шел с детьми навстречу смерти,

Потому что жить хотел, дышать.

Никогда и никому не верьте,

Что спокойно можно умирать.

…Эсэсовец. Череп и кости.

Тупой немигающий взор.

-«Герр гольдшмит» свободен! – со злостью

Прогавкал он прямо в упор.

…Кружатся, кружатся, кружатся

Пестрые пятна, круги.

Небо готово обрушиться,

Отяжелели шаги.

Съежился в грязный комочек

Под Корчака взглядом палач,

Он «юдише фратце» бормочет

Под детский надрывистый плач.

Спокойнее, дети! Я с вами!-

Головы перед врагами

Не вешать! Стоять, как гранит!

…Серые, черные и голубые -

Четыреста глаз…

Дети, сожженные и живые,

Это для вас

Старый писатель и педагог

Дает последний урок.

Штудгоф – концлагерь натерритории оккупированной Польши, близ Гданьска. Первыми узниками Штудгофа были 6 тысяч поляков, а 22 июня 1941 года (первый день войны) в лагерь были привезены 40 советских моряков с торговых кораблей, захваченных фашистами в порту Гдыня. С 1942 года численность советских узников значительно возросла. В лагере применялась система массового уничтожения людей. Узники подвергались преступным медицинским опытам; проводились «эксперименты» по изготовлению мыла из человеческого тела, совершались различные насилия и истязания над людьми: мужчин зимой замораживали в бочках с водой; подвешивали заключенных за ноги к столбам и так оставляли их до наступления смерти; женщин подвешивали за волосы. Раскачивали и стреляли по «движущейся мишени». Но и здесь, в тяжелейших условиях подполья, узники вели борьбу против фашизма.

На месте бывшего лагеря создан Государственный музей и возведен памятник узникам.

Заксенхаузен – лагерь в 30 км севернее Берлина. Являлся местом испытания орудий и способов массового уничтожения людей для последующего их применения в других лагерях. Рабский труд узников использовали на различных предприятиях. В августе 1941 года в Заксенхаузен поступил первый транспорт с советскими военнопленными, все они были расстреляны.

Заксенхаузен был школой гитлеровских палачей, многие из них стали комендантами концлагерей, расположенных на территории оккупированной Европы. В Заксенхаузене изобретались и усовершенствовались новейшие методы истязания людей. Так, была создана дорожка для испытания – заключенные, подгоняемые охраной, пробегали по ней 40 км. на дорожке чередовалось 9 настилов – галька, щебень, мелкий гравий, шлак и другие. для того чтобы усилить мучения, узникам выдавали обувь на 2 размера меньше, а на спину привязывали мешки с песком весом 20 кг. Для проведениямассовых расстрелов советских военнопленных в Заксенхаузене использовалось особое помещение, замаскированное под кабинет врача, в котором стояли приспособления для измерения роста. Заключенный вставал. Чтобы измерить рост, а его убивали выстрелом через отверстие, находящееся позади.

Майданек – концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши, близ Люблина. Он создан в октябре 1941 года. Имел 10 филиалов. На его территории, кроме жилых бараков, размещалось 7 газовых камер, несколько крематориев, бункер (тюрьма), виселицы и другие устройства массового уничтожения узников. И первыми узниками Майданека стали 5 тыс. военнопленных, доставленных осенью 1941 года. С декабря1941 года в Майданеке проводились массовые расстрелы заключенных. С осени 1942 года узников уничтожали путем отравления газом «Циклон Е», в ноябре было совершено массовое убийство евреев (18 тыс. человек).

Режим лагеря оправдывал свое название – лагерь смерти.

«Печами дьявола» звали поляки печи крематория. Из высокой трубы крематория круглые сутки валил черный, смрадный дым. И когда с Майданека налетал ветер, он приносил в город ужас и трупный запах. К этому нельзя было привыкнуть.

Заключенные влачили голодное существование. Один раз в день кофе из брюквы, 2 раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с деревянными опилками или каштановой мукой – обычный рацион заключенного. За малейшую «провинность» лишали и этой скудной пищи на несколько дней, что, по существу, означало голодную смерть. Большинство заключенных представляло собой или ходячие скелеты, или были неестественно толстыми от отеков и опухания на почве голода. Гитлеровцы не щадили и детей. Так, во второй половине мая 1943 года эсэсовцы привезли в Кременецкий лес две платформы и грузовой автомобиль труповтолько польских детей. Они были совсем голые. В лесу их сложили в штабеля и сожгли.

А чтобы заглушить крики жертв, задыхавшихся в газовых камерах, расстреливаемых и истязаемых, гитлеровцы на территории лагеря поставили мощные динамики, из которых с грохотом рвалась траурная музыка.

Но, несмотря на строгий режим, в лагере действовали подпольные группы Сопротивления. Движение Сопротивления проявлялась во взаимной помощи узников, проведении политико-разъяснительной работы, налаживаний контактов с внешним миром, подпольным группам удалось устроить несколько массовых побегов.24 июля 1944 года лагерь Майданек был освобожден советскими войсками. Территория бывшего лагеря стала Государственным немецким музеем, где установлена большая чаша с прахом узников концлагеря.

Саласпилс – лагерь смерти на территории Латвии.Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек. Изможденных людей с больными, замученными детьми загоняли за тройную проволочную ограду лагеря, где для взрослых, но в особенности для беззащитных детей, начиналось мучительное существование.

Несмотря на зимнее время, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носившей наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком, детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором держали их на холоде по 5-6 суток. Страшный час для детей и матерей в лагере наступил тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьмипосреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей…

…Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5 -7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Массовую смертность детей вызывали и те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи детям впрыскивали разнообразные жидкости. Заставляли принимать внутрь разные средства…

В лагере смерти Саласпилс только за один год, с мая 1942 по май 1943 года, мученической смертью погибло около 3 тыс. детей до 5 лет, большинство из них подвергались выкачиванию крови.

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки.

И в ярости рыдала мать – земля…

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,-

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался звук…

Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-

И хочет вырваться из рук ребенок.

И в сердце он вонзается, как нож.

Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземьпадают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слез, горячих и могучих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала, ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое.

В октябре 1944 года, стремясь скрыть следы злодеяний, оккупанты уничтожили лагерь. В 1961-67 на территории бывшего лагеря создан мемориальный ансамбль «Памяти жертв фашистского террора»

После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм может вновь возродится на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, которые открыто, поддерживают идеи фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам – освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.

И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за наше светлое будущее. До 9 мая осталось совсем немного. Многие фронтовики к этой дате уже не поспеют. Прошедшие нечеловеческие чистилища, они тихо уходят в небытие. А мы остаемся. С единственной обязанностью перед ними – помнить.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье.

И в скорби постоим и помолчим.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Завещано беречь нам этот мир-

Такой неповторимый на рассвете.

Он с детства очень дорог нам и мил,

За будущее мира мы в ответе.

Мы не дадим стать пеплом и золой

Того, что красотой у нас зовется.

Пусть будет мирным небо над землей,

Пусть вечно детство звонкое смеется!

Обзор литературы : Книга «Сроку давности не подлежит» автора Сергея Трофимовича Кузьмина раскрывает звериный облик гитлеровского фашизма, угрожавшего человечеству массовым истреблением. Автор данной книги, в прошлом ответственный сотрудник Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, участвовал в выяснении масштабов их злодеяний на территории СССР, Польши и других стран. На основе личных воспоминаний, документов, свидетельств очевидцев он воспроизводит страшную картину фашистского разбоя, показывает историческую роль Советского Союза в спасении миллионов людей от порабощения и гибели.

«Дым над Биркенау» эта книга тяжелая, трудная и даже страшная. Эта книга не вымысел, не произведение чьей-то мрачной фантазии, а свидетельство очевидца, истинный документ, правдивость которого заставляет читателя содрогнуться. Северина Шмаглевская известная польская журналистка и писательница, в годы гитлеровской оккупации – член конспиративной организации молодежи, в 1942 году была арестована гестапо и заключена в филиал Освенцима – лагерь Биркенау, где пробыла до января 1945 года. Она прошла через все его круги ада и осталась жива. В 1946 году она выступала как свидетель на Нюрбергском процессе, судившего военных преступников – главарей гитлеровской Германии. Пережитое Севериной Шмаглевской в лагере послужило материалом для ее книги, опубликованной в Польше в 1945 году и позднее переведенной на многие языки мира.

Книга Евгения Григорьевича Решина «Генерал Карбышев» - документальная повесть рассказывает о национальном герое нашей страны, замечательном человеке, обладавшем железной волей, стойком патриоте Родины, Герое Советского Союза Дмитрии Михайловиче Карбышеве. Попав в окружение и пытаясь перейти линию фронта генерал Карбышев все-таки попадает в плен в августе 1941 года. «Шталаг 324»- так назывался гитлеровский лагерь на территории Польши. Отсюда начался горький и страшный путь генерала Карбышева по фашистским лагерям: Нюрнберг – Флюссенбюрг - Майданек-Освенцим – Заксенхаузен - Маутхаузен». «Маутхаузен» последний лагерь пребывания Героя генерала Карбышева «…ночью, после горячего душа, генерала Карбышева вывели во двор. Стоял 12-ти градусный мороз. Из брандспойтов ударили перекрещивающиеся ледяные струи. Карбышев медленно покрывался льдом».

Главный герой романа «Ринг за колючей проволокой» Андрей Бурзенко, бывший боксер, волею судьбы попадает в концлагерь. Здесь подпольный центр предлагает ему принять вызов и выступить в «боксерских соревнованиях».

Развлекать этих гадов не буду.

Нет, ты должен показать всем русскую силу и мастерство советского бокса. Ты должен доказать, что дух советского патриотизма сильнее всего!»

Андрей задумался. Успешное выступление на этих «состязаниях», бесспорно прямая дорога в крематорий…

Роман написан на основе подлинных событий: о легендарной борьбе узников Бухенвальда – одного из самых страшных фашистских лагерей смерти. Произведение награждено Золотой медалью им. Героя Советского Союза Николая Кузнецова,

В книге белорусского писателя Василя Быкова «Альпийская баллада» мы не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Здесь писатель показывает бежавших из фашистского плена советского солдата Ивана и молодой итальянки Джулии, пытавшихся через Альпы пройти к своим. Их внутренний мир,величие духа, невероятная стойкость характера. Подводя героев к последней черте, к последнему рубежу, заставляет сделать самый важный в его жизни выбор – выбор между жизнью и смертью, и истоки их беспримерного героизма.

Использованная литература:

Энциклопедия Великая Отечественная война 1941-1945.М.,1985.

Джалиль М. Стихотворения. М, 1986.

Баженов В. Избранное. М., 1982.

Казахстанская правда.

Что? Где? Когда? 9.04.2014.

Интернет ресурсы.

Кузьмин С.Т. Сроку давности не подлежит.М.,1985.

Шмаглевская С. Дым над Биркеноу.

Свиридов Г. Ринг за колючей проволокой.М.,1992.

Решин Е.Г. Генерал Карбышев. М., 1987.

Быков В. Альпийская баллада. М., 1987.

Новокуйбышевск Самарской области»

структурное подразделение «Детско-юношеский центр»

Сценарий спектакля

«Малолетние узники концлагерей»

Самарская область

г. Новокуйбышевск

Действующие лица:

Малолетние узники

Люда, Женя, Денис,

Галя, Люба, Аня,

Ваня, Саша, Миша,

Нина и Катюша.

Женщина с младенцем.

(Появляется Война в черном плаще, с зажженной свечой.)

Только в Германии было более двух тысяч концлагерей, в которых содержалось 18 миллионов человек. Из них 11 миллионов были уничтожены.

Среди узников были и дети. Насильно разлученные с родителями, они тысячами гибли от голода и болезней, от медицинских экспериментов и принудительного донорства.

(Война проходит перед зрителями и останавливается у входной двери. Появляются малолетние узники концлагерей Люда, Женя, Денис, Галя, Люба, Аня, Миша, Нина и Катюша. Ваня и Саша несут два столба, соединенных колючей проволокой. Война ведет узников на сцену, где стоят нары.)

Вот они, лишь некоторые картины страшного прошлого расстрелянные на глазах у ребенка родители, братья, сестры; длинный путь в концлагеря в сорокоградусный мороз без обуви, без теплой одежды; толпы людей, топтавшие упавших без сил; виселицы; здоровенные озлобленные овчарки, раздирающие человека на части; плетки со свинцом наконечником, рассекающие кожу до кости, раны и гнойники на телах детей – доноров, бесконечные болезни, холод и голод, колючая проволока, по которой пропущен ток, тяжелые камни, из которых строили дороги; истощенные дети, с жадностью поедавшие траву; стриженые головы за побеги; садистки – надзирательницы, кормившие детей отравленными конфетами; заживо сожженные в крематориях; трупы, трупы… смерть…


(Война, а за ней малолетние узники обходят нары. Война остается на сцене, а дети спускаются и уходят за дверь.)

Фашизм не щадил ни стариков, ни новорожденных, никого…

(На сцену выходит женщина с младенцем. Война спускается со сцены, ставит свечу на фортепьяно, остается сбоку сцены перед занавесом. Ваня и Саша несут столбы с проволокой к сцене, перегораживают ее и садятся, держа столбы.)

Война – это не только человеческие жертвы, это изуродованное, искалеченное детство, отчаяние и горе матерей, бесконечные слезы и боль.

(Война взмахивает полой своего черного плаща и женщина с младенцем, опустив голову, уходит.)

Во все времена, во всех войнах были убитые и пленные, но ни в одной войне так не страдали дети, как в Великой Отечественной.

(Далее происходят действия трех эпизодов, каждый из которых начинается выходом детей на фоне музыки и заканчивается тем, что война взмахивает полой своего черного плаща перед детьми и дети, опустив головы, уходят.)

I эпизод .

Люда, Женя, Денис, Галя.

(Люда и Женя ведут под руки Дениса с забинтованной левой ногой. Положили его на нары. Входит, согнувшись, Галя, у нее болит живот, она стонет.)

Женя. Здесь везде грязь.

(Галя легла на нары. Женя и Люда разбинтовывают ногу Дениса, бинты в крови. У Люды забинтована голова, она снимает свой бинт и забинтовывает им ногу Дениса. Галя громко застонала. Люда и Женя перебираются к ней.)

Галя. Ой, мамочки, как больно… Люда, Женя, я кушать хочу… Живот колет, колет…

Женя. Я пойду, проберусь потихоньку, может быть две-три картофелины найду.

Люда. А если заметят?

Женя. Не заметят. (Встает.)

Люда. Женя, подожди… (Обнимаются.) Будь осторожен. (Женя перелезает через колючую проволоку, уходит за занавес, cтонет Денис. Галя заплакала.)

Галя. Я хочу к мамочке.

Люда. Тихо, тихо, не плачь, успокойся.

Галя. Я закрываю глаза и передо мной стоит мама, в одной руке у нее кувшин с молоком, а в другой – горячие пирожки с картошкой… А помнишь, когда мы жили у бабушки, каждый день ели арбузы и дыни. Придем с речки и едим, едим… А еще, помнишь, у Дениса было день рождения, бабушка испекла такой большой – большой пирог с яблоками, что он занял половину стола, даже некуда было самовар поставить. И Женя тогда так объелся, что у него живот сделался как барабан, и мы над ним смеялись. Помнишь?..

II эпизод.

Люба и Аня.

(Люба лежит на нарах. На сцену выталкивают Аню. Аня лежит на полу, руками обхватив голову. Люба встает, подходит к Ане.)

Люба. Тебя били? Меня тоже били. (Смотрит рану на голове Ани.) Кровь идет. (Поднимает Аню за плечи, сажает на нары, садится рядом. Аня заплакала.) Не плачь, не плачь… Как тебя зовут? (Аня машет руками у своего лица – пытается объяснить, что не может говорить.) Ты не можешь говорить?.. (Аня утвердительно кивает головой, плачет.) А! Смотри! (Пишет буквы на земляном полу.) Меня зовут… (Аня дотрагивается до плеча Любы, Люба поворачивается к ней. Аня отрицательно качает головой.) Ты не умеешь писать… (Аня плачет.) А! Придумала. Знаешь такую игру? Это буква А, буква Б, это буква В.(Показывает азбуку немого языка из детской игры.) Знаешь? (Аня утвердительно кивает головой.) Как тебя зовут? (Аня показывает букву А.) А. (Аня показывает букву Н.) Н. (Аня показывает букву Я.) Я. Тебя зовут Аня! (Аня утвердительно кивает головой.) А сколько тебе лет?.. Покажи на пальцах. (Аня показывает шесть пальцев.) А мне уже девять… Меня разлучили с мамой, маму отправили в другой лагерь, но после войны мама меня найдет и заберет отсюда. А где твоя мама? (Аня заплакала.) Вас тоже разлучили? (Аня отрицательно качает головой.)Не разлучили? А где она? (Аня показывает буквы У, Б, И, Л, плачет громко и говорит: «Ма..!) Убили?.. (Люба пытается успокоить Аню, у Ани истерика, Люба резко тряхнула ее за плечи, Аня немного успокоилась.) Не плачь…


…А знаешь, какой сон мне приснился сегодня? Как - будто я, мама и папа идем по Красной площади, играет музыка, у меня в руке десять воздушных шариков . Мы подходим к продавщице мороженого, папа покупает эскимо… А потом мы вдруг все вместе взлетаем, все выше и выше, выше и выше…

III эпизод.

Миша, Нина и Катюша.

(Миша лежит на нарах, задыхается, кашляет. Катя ползает по полу, у нее забинтована ладонь. Нина растирает свои отмороженные ноги. Катя подползает к брату Мише, дергает его за руку.)

Катя, нельзя. Братик не будет играть, он болеет… Катя, нельзя. (Отстраняет ее от брата.) Катя, нельзя, ты можешь заразиться. Идем вот сюда играть. (Садиться играть с Катей.) Смотри, один, два, три, четыре, пять. (Считает, загибая, пальцы Кати, Катя пытается тоже загибать и считать пальцы, разочаровывается.) А вот еще смотри! (Показывает сложенную из пальцев и ладони собачку.) Гав! Гав! (Кате и эта игра не нравиться.) Хочешь, я тебе куколку сделаю? (Катя утвердительно кивает головой.) Нина из платка делает куклу и отдает ее Кате. Катя играет.)

Пить! Пить хочу!

Мама говорила, нельзя пить.

Пожалуйста, пить!

Только один глоточек. (Протягивает Мише стакан с водой. Миша жадно пьет всю воду.) Нельзя столько много. (Нина садиться на нары, задумалась, смотрит на Мишу, на Катю, на пустой стакан, решила идти за водой.) Катюша, слушай меня внимательно. Я сейчас уйду не надолго, никуда не выходи, к братику не подходи. Хорошо? (Катя кивает головой. Нина еще раз посмотрела на Мишу, на Катю, уходит…

Катя играет с платком, подбрасывает его вверх, опять дергает Мишу за руку. Миша привстает, кашляет, хрипит и падает с нар. Катя подбрасывает платок.

Эпилог.

Ваня и Саша отходят от сцены, унося столбы с колючей проволокой. Война берет свечу. Из двери выходят узники с коробками в руках. Война ведет узников на сцену, они обходят нары и останавливаются на авансцене , повернувшись к зрителям, ставят коробки на пол. Война передает свечу рядом стоящему узнику, тот передает свечу другому узнику и т. д.

Война проходит в это время за спинами узников и принимает свечу. Узники поднимают коробки и уходят за Войной.


https://pandia.ru/text/80/014/images/image003_20.jpg" width="554" height="317 src=">

Источники:

Для пролога использовался текст из книги «Жизнь и судьба» (роман: в 3 кн. / . - М.: Терра-Книж. клуб, 2005). В спектакле использовалась музыка Томазо Альбинони («Адажио»). Фотографии - из личного архива автора.

Слышите громовые раскаты?

Стонет океан, Тихий океан.

Таня плакала, слушая эти стихи.

Он отнёс стихотворение в «Правду» - фронтовик, инвалид войны, поэт. Но это –в белой чаше

весов. А в чёрной –беспартийный еврей. Рождённый под именем «Исаак». Там его встретили

вполне дружелюбно, внимательно расспросили кто он, откуда, где работает, и обещали

прислать письменный ответ. Когда он получил ответ, в конверте лежали его стихи -

перечёркнутые.

Тем не менее, в «Труде» стихотворение взяли –глядя на его художественные достоинства, а не

композитору Вано Мурадели.

Слайд 68 - Газетова Екатерина Через 2 дня Вано Ильич позвонил по

телефону и сказал: "Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам

и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое

слово!!!". Музыка оказалась достойной этих слов. "Прекрасные

торжественные и тревожные аккорды эмоционально усилили мощь

стихов". Мурадели сампонёс эту песню на Всесоюзное радио, там

Художественный совет передал песню на одобрение самому

прославленному в то время поэту - песеннику, генералу песни, как его называли, Льву

Ивановичу Ошанину.

мог миловать. Соседи по Переделкино вспоминали, какой он был добрый и сердечный человек.

В судьбе же поэта Александра Соболева Ошанин сыграл роль простого палача, бессердечного

убийцы, который своей бессовестной фальшивойоценкой, явно из недоброго чувства зависти,

а, может быть, и просто по причине антисемитизма, перечеркнул возможность продвижения

Соболева на официальную литературную работу, иными словами "отнял кусок хлеба" у

строятся". И на песню сразу было повешено клеймо: "мракобесие". А Мурадели попеняли, что

же это Вы, Вано Ильич, так нерадиво относитесь к выбору текста для песен. Казалось бы, всё -

зарезана песня рукой Ошанина.

Но Соболеву повезло: "...в это время в Советском Союзе проходила подготовка к участию во

Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Австрии. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев принёс

"Бухенвальдский набат", песню оценили, как подходящую по тематике и разрешили к

исполнению в художественной самодеятельности. В Вене она была впервые исполнена хором

студентов Свердловского университета и буквально покорила всех. Её тут же перевели

Для детей старшего дошкольного возраста
9. для старшеклассников
10.

«Дети войны»

У нас и детства не было отдельно
А были вместе детство и война.

Ведущий:
Слово учителю. Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей войны очень много - их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года и, кончая теми, кто родился впервые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получится немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны. Сегодня мы познакомимся с вашими сверстниками, только сверстниками из прошлого.

Показ видеоролика или слайдовых фотографий о войне в сопровождении слов:
Дети войны. В этот солнечный воскресный день 22 июня 1944 года люди занимались обычными делами. Никто не подозревал, что приятные хлопоты, задорные игры и многое в жизни перечеркнёт одно страшное слово: «война!» У целого поколения, рождённого с 1928 по 1945 год, украли детство. Детей воспитала война! Дети осиротели, их отцы погибли на фронте, а матери-от голодай бомбёжек. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем - концлагерь. В лучшем случае их ждал детдом, …в худшем — концлагерь. Детям своим расскажите. Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!

Ведущий.
Мы дети войны.
Нам с пелёнок досталось
Познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось.
От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась.
Не знали мы детских забав.
И летопись лет страшных в память вписалась.
Боль, отклик у Эха нашла.

Ведущий.
А мы не стали памяти перечить.
Вспомним дни далёкие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была зима и жёсткой, и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе - детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.

Показ видеоролика или фотографии детей войны. Закадровый голос мальчика, читающего стихотворение о детях войны на фоне военных фотографий:

Дети войны, и веет холодом.
Дети войны, и пахнет голодом.
Дети войны, и дыбом волосы.
На чёлках детских - седые волосы.
Земля омыта слезами детскими.
Детьми советскими и несоветскими.
Какая разница, где был под немцами?
В Дахау, Лидице или в Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны, боль и отчаяние.
И сколько надо им минут молчания?

Ведущий:
Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запом­нить дети? Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

Кузьмичёва Валентина Сергеевна: Мама работала и оставляла меня в яслях круглосуточно. Помню голодовку, как ела лебеду и калачики.

Рябова Адельфина Петровна. Самолёты бомбили наш городок каждый день. Прятались мы в окопе возле дома, который отец с соседом вырыли для нашей безопасности.

Бабенко Пётр Ерофеевич. Помню, как нас, мирных жителей, сначала собрали на колхозном дворе, а потом гнали босых и ободранных по пыльной дороге десятки километров, как держали закрытыми в ко­нюшнях и сараях

Валеева Лидия Фёдоровна. Длинные очереди за хлебом, бомбёжки, взрывы. Я боялась спать дома.

Борисова Валентина Алексеевна. В деревне тоже люди жили тяжело: голодали, ели мякину, крапиву, конину. Там, в деревне, впервые увидела новых беженцев, опухших от голода.

Трушакова Маргарита Аркадьевна. В этот день немцы сначала вывезли евреев с вещами, а затем ещё 72 человека. Всех вывезенных расстреляли на девятом километре. Очень тяжёлое время: собирали очистки от картофеля, жарили и ели.

Мельникова Мария Ивановна. Вышки, овчарки, заставляли работать. Помню вкус брюквы с землёй и 200 гр. хлеба с отрубями.

Ведущий.
Словно призраки, бледны,
Мы крепились - не кричали,
Дети страшной той войны,
Дети гнева и печали. В. Шамшурин

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.
Нужны были и смелость и отвага,
чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.
В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.

Ведущий.
Война. Страшней нет ничего на свете,
«Для фронта всё!» - девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Станки «малолетки», как крепости брали,
На цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали.
Со всех одинаков был спрос.

Ведущий.
Дети военной поры могут ещё рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило первое сентября 1941 года, и не надо было идти в школу. Как в 10-12 лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки. Дети помогали фронту всем, чем могли. Они пришли в обезлюдившие цеха заводов и на опустевшие колхозные поля, заменяя взрослых. В 11-15 лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы, собирали урожай, дежурили в госпиталях. Свои трудовые книжки они по­лучали раньше, чем паспорта. Их выдавала война.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

— Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

— А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

— Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

— Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

— Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий:
Лобанов Женька сдержал слово. В 44-ом году он был призван в армию, в 33-ий запасной стрелковый полк. А пока у этих ребят был свой настоящий трудовой фронт. По данным 1944 года среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось 2, 5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тысяч подростков. Известно, что 14-летнему Алексею Бойченко, ежедневно перевыполнявшему установленный минимум трудодней в 6-7 раз, было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Ведущий.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой. Меди­цинского персонала хронически не хватало: врачи и медсестры зачастую работали сутками без отдыха; и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и хотя бы просто почитать свежие газеты и приходящие пись­ма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.

Ведущий.
Дети войны, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Среди защитников Родины были и дети. Дети, попавшие на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек-подростков называли «сыновьями полков». Они воевали наравне с взрослыми воинами и даже совершали подвиги. Некоторые, повторяя подвиг Сусанина, заводили отряды врагов в непроходимые леса, в болотные трясины, на минные поля. Пионерами - героями названы 56 человек. Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны людям старшего поколения. Погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.

Ведущий.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам.
И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось.
И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались.
Кто шёл в партизаны из нас.
И горели лица их отвагой.
И глаза светились их огнём.
Прибавлялись годы на бумаге.
Детям были пули ни по чём.
Трудные задачи выполняя,
Шли они в разведку, рвались в бой,
Бой вели, наград не ожидая.
Был любой мальчишечка герой!

Показ видеоролика или фотографий детей - воинов, детей в партизанских отрядах, детей в госпиталях, детей на трудовом фронте.

Ведущий.
«…Увидели детей. Они походили на стайку побитых птиц. Рукава не по росту полосатых затасканных, грязных лагерных курток свисали с худеньких плеч и были похожи на подстреленные крылья. В глазах-испуг. Ни улыбок, ни даже спокойного взгляда. Маленькие старички». Из воспоминаний ветерана войны, участвовавшего в освобождении узников Освенцима. Одним из самых страшных преступлений нацистов является заточение и истребление бесчисленного множества детей в концентрационных лагерях на территории Германии и в захваченных странах. Доказано, что в одном только Освенциме в газовых камерах погибло около миллиона маленьких узников. Многие дети погибали также от голода, пыток, медицинских экспериментов и инфекционных заболеваний.

Показ видеоролика. Фрагмент художественного фильма «Щит и меч»: Дети в концлагере. Можно заменить фотографиями детей в концлагерях.

Ведущий.
Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Ведущий.
Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блока­да, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках. И они были равными втом поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи - медалями «За оборону Ленинграда».

Показ видеоролика. Открытие памятника в 2010 году девочке - блокаднице на Пискарёвском кладбище. -Можно использовать для показа фото данного памятника.

Ведущий.
Эту девочку звали Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Боль­шой земли - он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Чёрный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 года составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным - 125 граммов. То есть ребёнок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок чёрного хлеба весом 125 граммов) - это была суточная норма.

Можно показать видеоролик о Тане Савичевой или её фотографию. Прочитать странички дневника девочки.

Ведущий.
Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год». Женя - это сестра Тани. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год».
«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год». Лёка - это брат Тани.
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Лёша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама, 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года».
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
После смерти родных Таня попала в детский дом,откуда её вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Показ видеоролика. Песня Ильи Резника «Дети войны». Поёт автор в сопровождении детского хора на фоне слайдовых фотографий. Слова песни:

Дети войны. Смотрят в небо глаза воспалённые.
Дети войны. Сердце в маленьком горе бездонное.
Дети войны. Сердце словно отчаянный гром.
Дети войны. Ленинградский трубит метроном.
Дети войны. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны набивались в теплушки открытые.
Дети войны хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу
Крошки хлеба на белом снегу.
Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, чёрным вороном
Налетела нежданно беда.
Разбросала нас во все стороны.
В детстве нас разлучила война.

Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле. Люди, отвоевавшие для нас Великую Победу, не могли даже представить себе, что в 21 веке мы будем терять детские жизни в террористических актах. В Москве в результате захвата террористами театрального центра на Дубровке погибли десятки детей. В Северной Осетии, в маленьком городке Беслане первого сентября 2004 года в заложники террористами были взяты более тысячи учеников, их родителей и учителей школы № 1. Тогда погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.

Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери? У любого отца?

На фоне печальной музыкальной мелодии ведущие по очереди выходят на сцену и произносят слова:

Я хочу, чтоб на нашей планете
-Никогда не печалились дети.
-Чтоб не плакал никто, не болел,
— Только б хор наш звенел.
-Чтоб навек все сердцами сроднились.
— Доброте, чтобы
-Чтоб забыла планета Земля,
-Что такое вражда и война.

Учитель.
На Земле самый лучший народ-дети. Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним - и наше прошлое, и наше будущее? Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. !9 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети.

Показ видеоролика «Память народная». Слайдовый показ фотографий взрослых и детей Беслана. Объявляется минута молчания.

Учитель.
Скоро наступит великий праздник всего нашего народа - годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы поста­раетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня - Дня Победы!

Показ видеоролика «Ко дню Победы». Ветераны в праздничные дни. Можно использовать фото ветеранов войны. Звучат стихи детей.

Ведущий.
Пусть будет мир
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города…
Мир нужен на земле всегда! (Н. Найдёнова)

Ведущий.
Мир
Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину. (В. Берестов)

11 апреля ежегодно отмечается, как день памяти и скорби узников фашистских концлагерей. Данный конспект разработан для изучения материала как в индивидуальной, так и групповой форме, что позволяет успешному изучению темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме: «День памяти узников фашистских концлагерей»

Цели:

- воспитание у обучающихся чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной войны, бывшим малолетним узникам концлагерей;

Развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иных культур;

Совершенствование устной речи.

Задачи:

Формировать у подрастающего поколения активную жизненную позицию, патриотическое сознание;

Повышать интерес обучающихся к историческому прошлому страны;

Познакомить обучающихся с идеологией и проявлением фашизма в годы Великой Отечественной войны;

Расширить и углубить знания учащихся по истории и литературе страны и родного края;

Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественными произведениями;

Пробудить чувство гордости за своих земляков;

Воспитывать уважение к истории и литературе страны и родного края;

Формировать умение анализировать информацию бывшей узницы концлагеря, одной из последних свидетелей войны Суздаль Марии Васильевны;

Выработать у обучающихся негативное отношение к идеологии фашизма.

Форма: литературно – музыкальная композиция

Оформление доски : плакаты «Павшим – честь, живым – предостережение»;

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.» Г.К.Жуков.

Оборудование:

Сборники песен о войне

Иллюстрации и репродукции картин

Компьютер

Проектор

Экран для показа слайдов

Учащиеся должны:

Знать:

Основные исторические факты;

Тексты художественных произведений;

Краеведческий материал по теме;

Тексты песен.

Уметь:

На основе исторических фактов подготовить сообщение по теме;

На основе текста художественного произведении подготовить сообщение по теме;

Анализировать, сопоставлять факты и события Великой Отечественной войны из истории села, района, республики, страны.

Слово учителя:

(Слайд 1) Начиная с 1933 года в нацистской Германии появляются концентрационные лагеря, "лагеря смерти", "фабрики смерти".

Видеоресурс, аудиоресурс. Звучит песня Муслима Магомаева «Бухенвальдский набат».

Во время 2-й мировой войны лагеря были созданы и на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях. Лагеря создавались для массового уничтожения европейских евреев, а в дальнейшем и других, как считал Гитлер,"неполноценных"народов(Слайд2).
Первый фашистский концентрационный лагерь - Дахау. Надежная система охраны не оставила ни единого шанса заключенным. Сбежать было практически невозможно(Слайд 3).

Бараки - незамысловатые 3-ярусные кровати. За не идеально застеленную кровать (за небольшую складку) можно было попасть в одиночку, ну или как минимум быть избитым (Слайд 4).

Вход в "душевую" Brausebad - известный обман, специально придуманный "гуманными" фашистами, во избежание страха и паники перед смертью. Их приглашали помыться в специальную камеру, а что было дальше, вы и сами знаете (Слайд 5).

Это - модель газовой камеры, или "душевой"(Слайд 6).

Она была построена к концу войны, опять же всвязи с нехваткой мест. Сверху, как и обещано в название "brausebad", душевые головки - из которых никогда не вытекала вода... Очень трудно описать словами те чувства, когда заходишь в это помещение (Слайд 7).

Людей в газовые камеры вели голыми, их одежда предназначалась тем, кто мог еще работать

Показательные казни – обычное дело в концлагере

"Тюремный страж" М.Джалиль


Он ходит, сторожа мою тюрьму.
Две буквы "Э" блестят на рукавах.
Мне в сердце словно забивает гвоздь
Его тяжёлый равномерный шаг
Под этим взглядом стихло всё вокруг -
Зрачки не упускают ничего.
Земля как будто охает под ним,
И солнце отвернулось от него.
Он вечно тут, пугающий урод,
Подручный смерти, варварства наймит,
Охранник рабства ходит у ворот,
Решётки и засовы сторожит.
Предсмертный вздох людской - его еда,
Захочет пить - он кровь и слёзы пьёт,
Сердца несчастных узников клюёт,-
Стервятник только этим и живёт.
Когда бы знала, сколько человек
Погибло в грязных лапах палача,
Земля не подняла б его вовек,
Лишило солнце своего луча (Слайд 8)

Особой жестокостью к узникам отмечался лагерь "Бухенвальд", его называли лагерем смерти (Слайд 9).

Саласпилс – лагерь близ Риги. В годы войны в нем было истреблено около 100 тыс. человек. Хорошо известны слова Гитлера: «Я просто приму меры к систематической приостановке естественного прироста этого населения» (имеются ввиду нежелательные для немцев народы). В этом высказывании и открывается истинная цель убийства детей на оккупированных территориях.

Во время оккупации Латвии в фашистском
концлаге Саласпилс у советских детей насильственно брали
кровь. Ребёнку, ослабевшему и не способному её давать,
чтобы не прерывался зловещий, но остродефицитный
конвейер крови, - под видом каши предлагали ложку отравы…
Учащийся читает стихотворение:
Из объяснений экскурсовода

…И прозрачны, трепетны и тонки,
Как весной картофеля ростки,
Забелели детские ручонки,
Детские возникли хохолки.

Закричали рты, - и в каждом слове,
В шелесте срывающихся фраз
Слышалось: «Верните кровь нам. Крови,
Той, что доктор выкачал из нас!..»

Доктор, и заботливый, и ловкий,
За троих работать успевал:
Шприц вонзая, гладил по головке,
Слабым - кашу ложечкой давал.

Шли в барак отведавшие кашки,
И потом на глиняном полу
Янисы, Володьки и Наташки
Умирали, скорчившись в углу.

И опять, огромны и бездонны,
В лагерь приходя порожняком,
Отъезжали, булькая, бидоны
С кровью детской, будто с молоком.

Спецкорабль отчаливал от пирса,
Самолёт гружёный вылетал…
Детские могилы Саласпилса,
Сколько вас? Никто не сосчитал.

Встану молча - будто к изголовью,
Чувствуя с жестокой простотой:
Кровь детей не смоешь даже кровью,
Даже карой, страшной и святой!

(Слайд10)
Ежегодно 11 апреля отмечается Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. Это День скорби по тем 12 миллионам человек, которые были там уничтожены.
Это памятная дата отмечается по решению ООН 11 апреля, потому что именно в этот день узники фашистского концлагеря Бухенвальд, узнав о приближении союзных войск, подняли в лагере вооруженное восстание. Они захватили лагерь, перебив охрану, и тем самым спасли себя от уничтожения, которое готовили им гитлеровские власти. 19 апреля 1945 года на траурном митинге в честь погибших во время восстания бывшие заключенные концлагеря Бухенвальд поклялись продолжать беспощадную борьбу с фашизмом. В апреле 1945 года войсками союзников, кроме лагерей Бухенвальд и Дора, были освобождены узники лагеря Заксенхаузен (22 апреля), Дахау (29 апреля) и Равенсбрюк (30 апреля). С той поры 11 апреля во всем мире отмечают как Международный День освобождения узников фашистских лагерей.. Светлый праздник сегодня и такой "кроваво-красный" в далеком 1945 году.