Особенности работы с активом отряда. Развитие самоуправления в отряде и лагере Как выбрать органы самоуправления в лагере

Наш отряд «Смурфики» в начале смены насчитывал 35 детей: 20 мальчиков и 15 девочек. Общее количество детей на конец смены - 24 человека. Средний возраст детей 10-11 лет.

Никто из детей моего отряда не состоит в той или иной детской организации. Я не знаю с чем это связано. Быть может с тем, что больше предпочтения они отдают спортивным секциям, различного рода кружкам, музыкальной и художественной школам и т.д. Культурно-познавательный уровень детей моего отряда был достаточно высок.

Педагогическое руководство отрядом осуществлялось с помощью методов поощрения и наказания. Самым страшным наказанием для моих детей было запрещение идти на дискотеку. Никто из детей моего отряда не состоит в той или иной детской организации. Я не знаю с чем это связано. Быть может с тем, что больше предпочтения они отдают спортивным секциям, различного рода кружкам, музыкальной и художественной школам и т.д. Культурно-познавательный уровень детей моего отряда был достаточно высок.

С помощью различных методик и игр в отряде были выбраны органы самоуправления. Командир отряда - Пугацевич Евгений. В его обязанности входило сдавать рапорт на торжественных линейках, посвященных открытию и закрытию лагерной смены, а также на больших спортивных мероприятиях. Заместитель командира - Орехво Настя, основной помощник командира отряда. Также существовали санитарный пост, творческая, спортивная, интеллектуальная группы, в которые были распределены дети по своим способностям.

Цели и задачи актива

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействия в создании благоприятного психологического климата.

Права и обязанности

Каждый член актива имеет право:

На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

На защиту своих прав и интересов.

Каждый член актива обязан:

Ответственно исполнять порученное дело;

Соблюдать законы общения и культуру поведения.

Структура отряда

Отряд «Смурфики»

В коллективе преобладали демократические основы отношений, т. е. мы старались организовать коллективную деятельность, при которой обеспечивали активное, равноправное участие всех членов отряда.

Ничто не объединяло детей так, как общелагерные мероприятия. В течение первой недели ребята налаживали взаимоотношения, находили камни преткновения, узнавали друг о друге через игры, состязания. Особенно эффективна была наша первая игра - знакомство, где каждый рассказывал о себе с точки зрения, что я этим качеством не похож на других, этих умений нет ни у кого из присутствующих.

Лидеров в отряде как таковых не было. Дети сдружились с первого дня, сначала, правда, девочки сторонились мальчишек, но позже в отряде образовалось несколько пар. Причем в знакомстве с ребятами девчонки взяли инициативу в свои руки.

В первые дни совместной жизни в отряде, когда дети друг друга не знали, начали образовываться малые контактные группы по комнатам. Позднее, когда дети стали лучше узнавать друг друга, узнавать интересы других детей, их желания, наклонности, постепенно эти группы начали лихорадочно переформировываться. Можно было выделить несколько контактных групп по интересам (у мальчиков): любители шахмат и шашек, любители баскетбола; любители футбола.

У девочек это разделение можно провести следующим образом: поклонницы дискотек; поклонницы пионербола; любительницы пошептаться с подружкой.

В первые дни поведение детей было далеко не идеальное. И это понятно, новый коллектив, оторванность от школы. Дети скрывали свое «истинное лицо»: скрывали негативные черты характера, привычки. Через неделю некоторые индивиды начали выражать недовольство, появилась некая раздражительность. Многие дети захотели домой, к маме. Такую смену настроения можно объяснить еще и тем, что детям, попавшим в новые условия жизни, приходилось приспосабливаться к существующему в лагере режиму дня.

За 5 дней до конца смены практически все дети имели повышенное настроение: чувствовалось приближение расставания. Наблюдалось снижение деловой активности, т.е. ребята, которые раньше с удовольствием принимали активное участие в играх, конкурсах, программах, теперь просто отказывались участвовать. Не помогали даже уговоры. Дисциплина также «хромала». С каждым днем все труднее и труднее удавалось построить детей на зарядку, в столовую, в актовый зал.

Во время спортивных состязаний и соревнований (футбола, пионербола, 2 капитана, эстафеты) между отрядами, ребята, не вошедшие в команду, активно поддерживали свой отряд. На поле выносились транспаранты, барабаны, и болельщики старались перекричать друг друга. Если, к примеру, мои ребята обыгрывали ребят другого отряда, они тут же выражали бурную радость воплями и криками

Правда, не все было так гладко. Не обходилось и без конфликтных ситуаций как в лагере, так и в отряде. В отряде это в основном были мелкие стычки: что-то не поделили, кто-то кого-то обозвал или забрал что-то. Ведь без этого не бывает. Все это пресекалось мгновенно. В основном мы просто разводили конфликтующих в разные стороны, выясняли причину конфликта и словами и уговорами решали его, ставили все на свои места. Иногда не обходилось и без небольших наказаний.

1) Так, имела место девиантное поведение Кормильчик Александры.

Она могла избивать других девчонок и мальчишек, не ходить в столовую, не посещать линейку, пыталась 2 раза сбежать из лагеря, убегала в соседний лагерь к другу и т.д.

2) Также произошел конфликт между Анацко Евгением и Могдановым Егором, который закончился дракой. Егор стал снимать Женю на телефон и говорить про него плохие вещи. Егору был объявлен выговор, а также была проведена беседа.

3) В середине смены произошел конфликт между Кель Александрой и Яварович Ариной. Саша выбросила одежду Арины за дверь из-за того, что девочка ее не положила в шкаф. Пришлось наказать двоих девочек и лишить их дискотеки. Также я провела с ними воспитательную беседу.

4) Дияк Артем сорвал огнетушитель на нашем этаже. У меня, правда, в этот день был выходной, но я знаю, что Татьяна Олеговна проводила с ним беседу.

5) В конце смены между Орехво Настей и Кормильчик Сашей произошла драка из-за поведения Саши. Саша мешала Насте рисовать и Настя ее ударила. Девочек пришлось наказать.

Органы самоуправления в лагере «Бригантина»

Актив лагеря создается для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей.

В состав актива смены входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами, и взрослые.

Цели и задачи актива:

Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:

Оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;

Создания в лагере условий для развития физического, творческого и интеллектуального потенциала детей;

Содействия в создании благоприятного психологического климата.

Организация деятельности актива

Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления.

Права и обязанности:

Каждый член актива имеет право:

На участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;

На защиту своих прав и интересов.

Каждый член актива обязан:

Ответственно исполнять порученное дело;

Соблюдать законы общения и культуру поведения.

Деятельность советов:

Совет лагеря:

Совет лагеря собирается 1 раз в 9 дней (в начале, в средине и конце лагерной смены)

Координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.

Совет помощников организаторов (вожатые):

заседание совета проходит ежедневно:

Разработка идеи, сценария праздника, событий;
-распределение обязанностей между отрядами по подготовке к делу;
- контроль за выполнением поручений;
-проведение самого события;
- анализ проведенного события;


Планирование следующих событий в лагере.

Принципы подведения итогов:

На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов (ответственные командиры отрядов),

Проводит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:

Начисление баллов:

трудовой десант – 5 жетонов максимально;

подготовка и участие в мероприятии - 1 балл максимально;

1 место в любом мероприятии –3 балла;

2 место – 2 балла;

3 место – 1 балл.

Снятие баллов:

опоздание на мероприятие – 1балл;

нарушение дисциплины в отряде – 3 балла;

органическое сочетание различных видов досуга и оздоровления с формами образовательной деятельности

реализацию интересов и потенциалов личности

формирование собственных представлений о самом себе и окружающем мире

развлечения, игры, свобода в выборе занятий

развитие творческого потенциала

разрядка накопившейся за год напряженности

Ваши предложения __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назначение летнего пришкольного лагеря с точки зрения учащихся

В пришкольном лагере я имею возможность

затруд-няюсь ответить

физически и интеллектуальное оздоровиться

расширить культурное пространство

творчески и интеллектуально развиваться во внеурочное время

формировать собственные представления о самом себе и окружающем мире

развлекаться, играть, свободно выбирать занятия

делать все, что мне нравится

получить разрядку от накопившейся за год напряженности

В пришкольном лагере «Бригантина» этим летом я мечтаю

приобрести новых друзей

в неформальной обстановке ближе узнать своих одноклассников

получить эмоциональный заряд

развить свой творческий потенциал

оздоровиться

провести время с пользой для себя

встретиться с интересными людьми

посетить любимые занятия

ощутить состояние счастья и праздника, развлечения и веселья

путешествовать (экскурсии, поездки)

получить возможность отдохнуть от уроков

Твои пожелания __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дети, конечно же, интересуются успехами своего отряда, результатами спортивных и творческих мероприятий, они любят почитать остроумные советы воспитателей, узнать, что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом рассказывает отрядный уголок (или дружинный, если в пришкольном оздоровительном лагере небольшое количество детей). Отрядный уголок иногда называют ежедневником или информационником. Но смысл один — он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря. Отрядный уголок призван развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок — это место, где работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Оформление отрядного уголка следует начинать прежде всего с его названия. А его названием чаще всего является название отряда.

Названия отрядов и девизы

Прометей.

«Гори всегда, как Прометей,

Зажги огонь в сердцах людей!»

Дружба.

«Слово делом крепи,

Дело дружбой согрей,

Дружбу верно храни!»

Юность.

«Нам никогда не будет 60,

А лишь 4 по 15!»

Улыбка.

Буратино.

«Хочу все знать!», или

«Сую свой нос в любой вопрос!»

Эдельвейс.

«Всегда вперед, всегда в пути —

Свой эдельвейс хотим найти!»

Ритм.

«Решать! Искать! Творить! Мечтать!»

В ритме века — быть человеком!»

Только так живет «Успех!»

Олимпийцы.

«Один за всех, все — за одного!»

Неуловимые.

«Нас не поймаешь!

Нас не найдешь!

Неуловимых не проведешь!»

Лев. «Легко, если вместе».

АБВ . «Авангард боевых и веселых».

Муравьи.

«Больше дела, меньше слов, —

Только так у муравьев!»

Пираты.

«Наш девиз — четыре слова:

Тонешь сам — спасай другого!»

Радуга.

«Буде дружными все гда,

Как у радуги цвета!»

Бригантина.

«Пусть не будет скуки-тины

На борту у бригантины!»

Ералаш.

«Утром пользуйся девизом:

«Будь готов к любым сюрпризам!»

Юнга.

«Юнга станет капитаном,

Дайте только подрасти!»

Каравелла.

В удачу поверьте, и дело с концом,

Да здравствует ветер,

который в лицо!»

Ювента.

«Ювента — по-гречески «молодость»,

А молодость — это мы!»

Искатели.

«Нам тайны неоткрытые открыть пора!»

Пламенные . «Чем цель трудней, тем радостней победа!»

The Best.

«Мы просто супер, просто класс,

И все получится у нас.

Во всех делах нас ждет успех,

Ведь мы на свете лучше всех!»

Гелиос . «Больше солнца, больше смеха,

Больше в творчестве успехов.

Если вместе будем мы —

Грусть и скука не страшны!»

Лунатики.

«Ходим ночью, ходим днем,

Никогда не устаем!»

Светлячки.

«Хоть свет наш мал и мы малы,

Но мы дружны, и тем сильны».

Винни-Пух.

«Хоть ты лопни, хоть ты тресни,

Винни-Пух на первом месте».

Улыбка.

«Жить без улыбки — просто ошибка».

«Всюду улыбка — повсюду добро».

Одуванчики. «Держимся вместе, чтобы не сдуло».

Апельсин.

«Словно дольки апельсина,

Мы дружны и неделимы».

Робинзоны.

«Не нужны нам няни,

Мы — островитяне!

Смешинка.

«Лучше лопнуть нам от смеха,

Чем от скуки умереть».

Родничок.

«Наша дружба так чиста,

Как водичка родничка».

Лучики.

«Солнышко, солнышко,

Мы твои лучи.

Быть людьми хорошими

Ты нас научи».

Вертикаль . «Живи, стремись по вертикали ввысь!»

Аэлита. «Все пути открыты девчатам Аэлиты».

Задорный.

«У «Задорного» девиз:

Где трудней — туда стремись».

Искорки.

«Искру оставляет тот,

Кто сам горит ярко».

«(Романтики, энтузиасты, мечтатели)

РЭМ всегда идет вперед,

РЭМ нигде не отстает».

Утята.

«Никогда не унывать,

Выше клювики держать!»

Смелый.

«Побеждает лишь тот,

Кто стремится вперед,

Только к смелым приходит победа!»

Данко.

«Возьми свое сердце,

Зажги его смело.

Отдай его людям,

Чтоб вечно горело!»

Оптимисты.

«Песню петь,

Шутить всегда,

Не падать духом никогда!»

Сорванцы.

«Без шалости, пожалуй,

И жизнь скучнее стала».

Неугомон.

«Скуку, лень из жизни вон!»

Так живет «Неугомон».

Неунывайки.

«Ныть и плакать по углам

Для неунываек просто срам».

Молодцы . «Мы веселые гонцы, потому и молодцы!»

Рубрики отрядного уголка

Вот несколько советов, которые помогут при оформлении отрядного уголка:

а) уголок должен быть «говорящим», то есть содержание и его рубрики должны меняться;

б) уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы);

в) в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие и дети. В работе над созданием, так же как и в самой лагерной смене, можно выделить три периода: оргпериод, основной, заключительный период. Задача вожатого — следить за своевременной заменой одних рубрик другими, в зависимости от периода смены.

Так, например, в оргпериоде в отрядном уголке могут присутствовать такие рублики, как:

а) «Это наш лагерь» (краткие сведения о лагере);

б) поздравление с открытием смены;

в) законы лагеря;

г) наказ ребят прошлой смены;

д) лагерная песня;

е) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя. В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждает и делает макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены в отрядном уголке может быть отражена такая ежедневная деятельность, как:

— соревнования;

— подготовка к отрядным и дружинным делам;

— участие в творческих смотрах, конкурсах;

— подготовка к дежурству отряда, дежурство;

— жизнь отряда;

— поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же заметки ребят о прожитых днях. Многие воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью «А напоследок я скажу...», и дети пишут на прощание друг - другу и лагерю пожелания.

Мы предлагаем следующие рубрики

Календарь

План на смену. (План-сетка. Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета. Наша стратегия. Завтречко и т. д.)

Сегодня. (Начни день со Sprite. Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего. А у нас сегодня... Сегоднячко.)

Поздравляем. (Гип-гип-ура!!! Маэстро, музыка! Целуем в щечку.)

Спорт. (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка. Назло рекордам. Физподготовка.)

Режим дня

Список отряда. (Знакомьтесь, это мы. Наша тусовка. Ба, знакомые все лица!)

За бугром. (В других отрядах. За горами, за долами. А в это время у соседа...)

Наша песня. (А мы поем... А ну-ка, песню нам пропой, веселый ветер... Музыкальный граммофон.)

Наши достижения. (Страна должна знать своих героев. Наши взлеты.)

Всякая всячина. (А вы знаете, что?.. Всяко-разно)

Очень важная Информация. (Новости. Скоро в отряде. Что пишут в газетах.)

А вы слышали, что... (Словно мухи, тут и там ходят слухи по углам. О том, что...)

Книга жалоб и предложений. (Бочка жалоб и предложений. Озеро доверия. Отрядная почта.)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять».)

Законы отряда

У каждого отряда должны быть свои традиции. Вот самые популярные и веселые законы, которые очень нравятся ребятам:

1. За двумя воспитателями погонишься, ни одного не поймаешь.

2. Поспешишь — весь отряд насмешишь.

3. Воспитатель — всему голова.

4. Увидел, услышал — запомни, доложишь.

5. Зовут есть — иди, не зовут — попроси, это не стыдно.

6. Хочешь есть — умей вертеться.

7. Съел сам — помоги другому.

8. Если ты не получил питания, значит, тебя посетила птица Обломинго.

9. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС.

В сменную рубрику «Поздравляем!»

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и...

— всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись,

— с первым днем лета:

— всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере;

— всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое зарядкой;

— с первым дождем в лагере;

— всех нас, любимых;

— всех нас с хорошим настроением воспитателей;

— всех с полным последним днем смены;

— всех с последним воскресеньем смены;

— всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна;

— всех любителей поесть — с последним завтраком и обедом;

— всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене.

В рубрику «Время!»

погода и какое у отряда настроение, вожатые и ребята придумывают, какое же время настало:

— дежурить по столовой;

— убирать территорию;

— делать ноги;

— сматывать удочки;

— собирать потерянные вещи;

— срывать цветы удовольствия;

— ловить момент;

— играть на дудке;

— сверять часы;

— пухнуть с голоду;

— давать обещания;

— сушить весла.

Заповеди вожатого (воспитателя)

1. Прими все, что есть в ребенке (кроме того, что угрожает его жизни, здоровью).

2. Ищи истину вместе с ребенком.

3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую — учись сам.

4. Искренне восхищайся всем красивым, что есть вокруг.

5. Считай основным своим педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком.

6. Помни, серьезное разрушается смехом, смех — серьезным.

7. Помни, что ты существуешь ради ребенка, а не он ради тебя.

Заповеди воспитателя (от Дэвида Льюиса)

1. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

2. Покажите безусловно, что его любят и принимают безусловно, т. е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.

3. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

4. Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

5. Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

6. Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.

7. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.

8. Учите ребенка общаться с взрослыми любого возраста.

9. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

10. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

11. Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему

Помни, что без управления нет самоуправления!

Совет лагеря – это исполнительный и координирующий орган в лагере. Он выполняет следующиефункции :

    организационные;

    представительские;

    информационно - пропагандистские.

Полномочия совета лагеря:

    координирует деятельность отрядов;

    разрабатывает план работы;

    определяет вопросы заседаний;

    анализирует опят работы отрядов и пропагандирует его.

Определи:

    время сбора совета лагеря;

    схему проведения совета лагеря;

    законы, как совета, так и всего лагеря.

Папка совета лагеря:

  • тетрадь для решений совета (дата проведения, вопросы заседания, решения совета лагеря);

    книга «Почета» лагеря.

План совета лагеря включает в себя:

    подготовку и проведение общелагерных мероприятий;

    проведение рейдов и смотров;

    встречи с отрядами;

    подведение итогов смены.

Совет живет по законам - точности, краткости, круга или песни, поднятой руки, дружбы, отвергаешь – предлагай и т.д.

Функции взрослого в работе с советом лагеря:

    Взрослый – увлеченный участник общего дела

    Взрослый – носитель духовной культуры общества

    Взрослый – организатор общения

    Взрослый – методист, организатор деятельности

Основа деятельности совета лагеря.

Совет работает по принципу демократизма. Вожатому следует четко объяснить ребятам механизмы демократизации:

    механизм выборности;

    механизм публичности и гласности;

    механизм учета общественного мнения.

Дела отрядные.

    Отряд - группа людей, какой-то коллектив, организованный для совместной деятельности или выполнения какого-либо задания. Отряд объединяет детей, состоящих в своей самостоятельной организации. У организации есть свои цели, функции, структура, ритуалы и символы.

    Отряд имеет право избирать свои органы самоуправления.

    Разновозрастные отряды постоянные, временные, профильные, разновозрастные, сводные.

    Отряд непременно должен иметь "свое лицо", то есть какие-то неповторимые или отличительные предметы. К ним можно отнести:

- Название

- Девиз - выражение, которое отражает направление деятельности отряда или просто нравится ребятам. Он не многословен. Произносится на линейках сборах.

- Песня

- Эмблема – символический рисунок, отражающий сущность названия отряда, направление его работы. Ее можно носить на рубашке. Ее изображают в стенгазете, отрядном уголке.

- Тайный знак . Дети иногда придумывают его для того, чтобы "шифровать" свои дела.

- Сигнал сбора . Можно придумать всему отряду особые сигналы (свистком, горном и т.д.). Сигнал означает немедленный сбор всех.

- Заповеди . Часто коллективы придумывают особые правила своей жизни.

- Творческое дело .

Огонек.

Огонек – это коллективное обсуждение отрядом и вожатым прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений.

Различают следующие виды огоньков: огонек знакомства, огонек прощания, огонек – анализ дня, огонек – откровенный разговор.

Огонек знакомства. Начните огонек с хорошей песни под гитару. Познакомьте ребят с правилами ведения огонька: высказываться по кругу – один говорит, другие слушают; говорить нужно кратко, экономия времени.

Во время разговора держите символ беседы (шишка, значок, кораблик и т.д.), как эстафетную палочку.

Такой огонек можно назвать "Расскажи мне о себе", "Мой идеал", "Конверт откровений", "Твой памятный день".

Все огоньки вожатый ведет и контролирует САМ. Говорит вступительное и заключительное слово.

Огонек – анализ дня. Существует добрая традиция – каждое проведенное дело анализировать, выяснять потенциальные возможности проведения подобных дел.

Анализ дня включает в себя:

Выступление ответственных за дело;

Обсуждение дела отрядом по принципу "Свободного микрофона";

Обобщающая роль ведущего.

В заключении делается общий вывод о результатах проведенного дня, дается оценка дела.

Огонек – анализ дня – вечерний огонек. Это вечерний сбор отряда на своем отрядном месте. Здесь дается оценка деятельности каждого, здесь проходит серьезный разговор о жизни, острые дискуссии и веселые сюрпризы. Слово имеет каждый. Коллектив учится думать, анализировать.

Схема анализа дня:

Что научит этот день для меня и для отряда;

Что я сделал для отряда сегодня;

Что я одобряю в дне и почему;

Что я предлагаю на будущее.

Огонек располагает к задушевной песне. Ею обычно заканчивают день.

Не превращайте огонек в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов. Пусть ребята говорят, не обижая других, по делу, и о самом важном. Не навязывайте ребятам свое мнение.

Как провести сбор отряда?

Сбор – это форма коллективной организаторской деятельности. Особое значение сбора как высшего органа самоуправления в том, что на нем выдвигаются какие-то идеи, которые потом конкретизируются в процессе деятельности.

Сбор выбирает командиров и актив, утверждает планы, задания, подводит итоги, обсуждает дела, намечает перспективы. Сбор может быть отрядным, межотрядным, различным по структуре, по форме, по содержанию.

Сбор – это место, где формируется общественное мнение, новое мышление ребят.

Существуют некоторые правила общения на сборе.

    Открытый микрофон . Это значит, что на сборе никто никому не предоставляет слово. Все, кому есть что сказать, свободно говорят то, что думают по данному вопросу.

    Минута на размышление . Это время, которое дается ребятам на обсуждение возникших вопросов, во время такого обсуждения каждый имеет возможность выразить свое мнение и тем самым оказать влияние на общее решение.

    Уважение к песне . Звучащую песню – камертон душевного состояния коллектива – никто не имеет права "заглушать", прерывать.

    Правило поднятой руки . Поднятая рука, ладонью повернутая к слушателям – то сигнал: "Прошу тишины и слова!"

    Взрослый – пятый . Это правило для взрослых. Чтобы голоса взрослых не заглушали детские, вожатый может выразить вслух свою мысль после того, как выскажут свое мнение четверо ребят.

    Обсуждаем поступок, а не личность . Это правило особенно важно соблюдать при разборе конфликтных ситуаций, чтобы в пылу спора не скатиться до оскорблений личности ребенка, взрослого.

На сборе может работать "Группа анализа", "Пресс-центр" , которые собирают письменные вопросы, обрабатывают всю информацию на сборе.

Что такое отрядный уголок?

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива. Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая. Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, хотим дать некоторые советы, которые Вам помогут:

а) Уголок должен быть «говорящим», т.е. содержание и его рубрики должны меняться.

б) Уголок должен отражать различные стороны жизни отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

в) В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

Заезд ребят в лагерь в оргпериод;

Основной период;

Заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

а) «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

б) поздравление с приездом;

в) законы лагеря;

г) адрес лагеря;

д) наказ ребят прошлой смены;

е) первые песни, лагерная песня;

ж) план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

Соревнования,

Подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

Участие в творческих конкурсах, смотрах.

Подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

Жизнь отряда

Поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представ­лена рубрика «Как мы жили» с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели за­крепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с над­писью «А напоследок я скажу.», а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Календарь.

План на смену (План-сетка, Дрова для костра - наши дела. Еще не вечер. и дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).

Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Day, Сегоднячко).

Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.)

Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).

Режим дня.

Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;Ба, знакомые все лица).

За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).

Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).

Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).

Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).

Добьемся.

Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...).

Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).

А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что...) - Наше настроение.

Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).

Киношка. (Сегодня на экране вы увидите...)

Законы отряда. (Это должен каждый знать обяза­тельно на «пять»).

ЗАКОНЫ ОТРЯДА

У каждого отряда должны быть свои традиции. Здесь мы объединили самые популярные и веселые законы некоторых отрядов. Надеемся, что у Вашего отрада появятся новые законы. Если нет, предлагает воспользоваться эти. Ребятам они очень нра­вятся.

1. ________________.

2. _________________.

3. Воспитателей при подъеме не будить, при пожаре выносить первыми

4. За двумя воспитателями погонишься - ни одного не поймаешь.

5. Поспешишь - весь отряд насмешишь.

6. Если выходишь за территорию лагеря без воспитателей, захвати с собой чемодан.

7. Воспитатель - всему голова.

8. Увидел, услышал - запомни, доложишь!

9. Зовут, есть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.

10. Хочешь, есть - умей вертеться.

11. Съел сам - помоги другому.

12. Если ты не получил 5-е питание, значит, тебя посетила птица Обломинго.

13. Проверяй пятое питание, не вставая с постели.

14. После команды «Отбой» наступает темное время суток.

15. Не храпеть!

16. С утра до вечера с вами воспитатели, а ночью вами занимается КАРИЕС? ,

17. Не думай о секундах с высока, заходя в душ...

18. Если в душе внезапно выключили свет, значит нужно быстро выходить.

19 Bаш чемодан украли! Надо было ставить сигнализацию «Clifford».

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и...

Всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!

Всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);

Всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!

Всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

С первым дождем в лагере!

Всех нас любимых!

Всех нас с хорошим настроением воспитателей!

Всех с полным последним днем смены!

Всех с последним воскресеньем смены!

Всех с родительским днем!

Любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона в «Гренаде»!

Всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!

Всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!

Всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!

Всех нас со спокойно проведенной ночью!

Всех, кого намазали (не намазали)!

Всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели...

Эту рубрику многие Воспитатели помещают под календарем, который также есть в отрядном уголке. И в зависимости от того, что написано в плане на день, какая сегодня погода и какое у отряда настроение, воспитатели и ребята придумывают, какое же время настало:

Собирать шишки;

Убирать палаты;

Пылесосить пустыню;

Убирать территорию;

Делать ноги;

Сматывать удочки;

Сушить сухари;

Собирать потерянные вещи;

Срывать цветы удовольствия;

Ловить момент;

Играть на дудке;

Сверять часы;

Пухнуть с голоду;

Давать обещания;

Сушить весла;

Одевать носки.

Стихотворный режим на день

Вот таким может быть режим дня для малышей, а старшие отряды пусть попробуют придумать его сами.

8:00 Утро. Солнышко встает - спать ребятам не дает.

8:10. Чтобы быть весь день в порядке, надо сделать нам зарядку.

8:30. Умываться, одеваться, на линейку собираться.

9:00 Каша, чай, кусочек сыра - вкусно, сытно и красиво. (Что ты ходишь такой грустный? Ждешь в столовой завтрак вкусный?)

9.30 Надо в порядок все привести, в палате убрать и пол подмести.

10.00 – 13.00. Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы. Ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных. Лучше отряда нет места на свете - знают Воспитатели. Знают все дети. И если ты час посвятишь, сей отряду, будет всем весело. Будут все рады.

13.00 Нас столовая зовет, суп отличный и компот.

14.00-16.00. К нам приходит тишина. Отдыхает детвора.

16.30 Вот уже в который раз повара встречают нас.

17.00 Кто-то любит танцевать, кто-то петь и рисовать, только бездельники час этот маются, а все ребята в кружке занимаются..

Если не поленимся сейчас, будет вечер лучше всех у нас. Вместе с отрядом сил не жалей: пой, танцуй, рисуй и клей.

19.00 Ужина время настало и вот - отряд за отрядом к столовой идет.

20.00 Вечером фильм иль дискотека или какая другая потеха, может быть конкурс. А может игра станет сюрпризом для вас, детвора.

23:00. За день мы устали очень, скажем всем: «Спокойной ночи!»

"Какой выбрать девиз?"

    Думаешь коллективно, работаешь оперативно!

    Быть романтиком, искателем, героем (для отряда "БРИГ")

    Что не под силу свершить одному, не трудно отряду сделать всему.

    Людям ты отдать сумей все тепло души своей.

    Ты так живи сегодня на Земле, чтоб завтра указать другим дорогу.

    Возьми свое сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтоб ярче горело.

    В жизни гореть, в тленье не тлеть. Сердце Данко в груди иметь.

    Стремится вверх по вертикали, не спадая вниз и вкось. (для отряда "Вертикаль")

    Кем бы в жизни ты не стал, всегда будь чистым как кристалл. (для отряда "Кристалл")

    На вираже смелее будь. (для отряда "Вираж")

    Смена смене идет (для отряда "Смена")

    Нам подниматься первыми.

    Прямо – это здорово, но сверни в ту сторону, где услышишь чье-то помоги.

«Вечерняя» речевка и песня

Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и "вечерняя" речевка, а может быть и то и другое.

Коллективно-творческие дела (КТД)

В чем их основная отличительная особенность? Прежде всего в том, что любое такое дело необходимо готовить и проводить всем членам коллектива вместе с вожатым. Вот почему мы называем такие дела коллективными. Они станут коллективно-творческими только в том случае, если идет постоянный поиск наиболее интересных вариантов дела.

Несмотря на все разнообразие КТД, у них есть один общий алгоритм проведения.

Схема проведения коллективно-творческих дел (КТД):

1. Отряд разбивается на маленькие группы по 5-7 человек.

2. Каждая группа получает задание и в течение 15-20 минут выполняет его.

3. Проводится КТД, каждая группа показывает выполнение своего задания.

4. Жюpи оценивает работу групп.

5. Вожатый с детьми анализирует проведенное КТД.

Способы разбивки отряда на группы

«Ядром любого коллектива является актив».

А. С. Макаренко

Вожатый должен знать, что у него в отряде из 30-40 человек всегда проявятся 12-15 человек постоянного актива: командир отряда, старосты палат, редактор уголка, санитар, ответственный за художественную самодеятельность, физорг, завхоз и т.д. Поэтому, вожатый, запомни:

1. никогда не делай сам того, что можно поручить активистам;

2. пользуйся любым случаем, чтобы подчеркнуть твое уважение к детям-организаторам;

3. чаще доверяй своим воспитанникам;

4. всеми доступными тебе средствами расти актив в своем отряде.

Следует помнить, что даже самый опытный и хороший вожатый не сможет в полной мере наладить качественную работу в отряде, не опираясь на актив. И наоборот, чем больше и лучше будет работать актив, тем больше у тебя появится помощников, тем легче будет наладить интересную, плодотворную работу в отряде.

Очень часто, к сожалению, вожатые не учат своих детей самостоятельности, а стараются все сделать сами. Это в корне неверно.

Как провести выборы в актив (совет) отряда?

В дороге у вожатого всегда есть возможность присмотреться, познакомиться с детьми. Следует расспросить ребят, кем они были в активе класса своей школы, в лагере в прошлой смене (году). Не следует спешить с выборами, если нет твердой уверенности в кандидатах.

Актив (совет) отряда

Все решения внутри отряда принимаются на сборе отряда. Поэтому детям следует знать, что высшим органом их отряда является сбор. На сборе происходят выборы (возможно в форме ролевой игры «Выборы президента отряда»). На сборе утверждаются кандидатуры и обязанности актива отряда, (мы характеризуем минимальный состав актива отряда):

командир отряда - главный помощник вожатого,ответственный, пользующийся уважениемвсего отряда, представляет отряд на совете лагеря, помогает во всех организационных моментах.

физорг отряда организует спортивную работу отряда: посещение утренней зарядки, участие детей отряда в спортивных секциях, проведение соревнований внутри отряда и в лагере по всем видам спорта. Оказывает помощь в подготовке и проведении общелагерных спортивных и туристских соревнований и походов.

санитар отвечает за чистоту и порядок в отряде: заправка постелей в палатах, чистоту тумбочек, пола, опрятный внешний вид каждого члена отряда, следит за соблюдением правил личной гигиены, за четкость выполнения графика дежурства в комнатах.



староста палаты отвечает за дисциплину во время тихого часа и вечером, перед сном. Всегда последним выходит из палаты, оставляя ее в чистоте и порядке.

редактор опираясь на актив отряда, участвует в оформлении отрядного уголка, организует выпуск утренней «Молнии» и следит за наличием отрядного плана на текущий день в отрядном уголке.

Объединяющее начало

Детский временный коллектив - отряд (экипаж, бригада, команда, группа и т.д.) - это объединение детей под руководством воспитателей-вожатых, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с педагогической программой. Поэтому каждому воспитателю-вожатому нужно представлять факторы, способствующие сплочению и развитию детского коллектива.

Объединяющим началом является жизнь лагеря: единый распорядок дня, организованное самоуправление, совместное участие в мероприятиях, преодоление трудностей быта, общие трудовые и творческие дела.

Символика - немаловажный аспект создания коллективных традиций внутри отряда и лагеря. Ряд лагерей, на протяжении длительного времени своей деятельности, использует единую, традиционную символику. Нередко в лагере каждая смена получает название (например, Звездная, Патриотическая, Лесная и т.д.), в результате чего изменяются параметры символики.

Что следует понимать под термином «символика», и какая символика используется в детских оздоровительных лагерях? Это элементы единой одежды (бейсболки, футболки), значки (нередко изготовленные самими ребятами по разработанному ими же макету), эмблемы (лагеря, отряда, палаты), вымпела (выдается за достижение какой-либо цели, например лучшее выполнение утренней зарядки), флаг (также может изготовляться самими ребятами внутри отряда, и это приветствуется детьми).

Воспитателям-вожатым следует помнить, что символика, изготовленная руками самих ребят, более эффективна в воспитательном плане.



На основе коллективных дел, под влиянием личности воспитателя и наиболее авторитетных ребят-лидеров, постепенно выстраивается система правил и норм жизни, складываются традиции, формируется стиль и культура детского коллектива.

Мы выделили наиболее значимые традиции в детском лагере, которые способствуют положительным результатам в работе детского коллектива (отряда) и лагеря в целом.

Общее построение

Эффективное объединяющее начало, способствующее и поддерживающее жизнерадостный, бодрый эмоциональный настрой коллектива. Цель данной традиции - провести проверку готовности и подвести итоги коллективного дела, создать положительный настрой на предстоящую коллективную деятельность. Общее построение используется несколько раз в течение дня (перед началом общих дел, при встрече гостей, поздравлении с ребят с достигнутыми успехами в каком-либо деле, с Днем рождения и т.д.)

Групповое обсуждение итогов дня (свечка)

Демократичная форма выработки коллективного мнения. Исходя из полученных положительных результатов проведения вечерних свечек, важно отметить важность систематичного проведения итогов дня. Воспитатели-вожатые на свечках получают оперативную обратную связь, быстро выясняют и разрешают возникшие конфликтные ситуации, поддерживают комфортный психологический климат.

Мозговая атака

Групповое решение творческой проблемы, обеспечиваемое и облегчаемое рядом особых приемов. Для активизации творческой мысли здесь применяются средства, снижающие критичность и самокритичность человека. Тем самым, повышается его уверенность в себе и облегчаются механизмы творчества. Снижение критичности в процессе мозговой атаки достигается путем передачи инструкции сознанию (настрой быть свободным, оригинальным, не бояться оценки своей идеи окружающими) и подсознанию (сочувствие, поддержка и одобрение партнеров мозговой атаки). Известно, что иногда одной критической реплики достаточно, чтобы интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - проверенным, неинтересным. В мозговой атаке не только облегчается преодоление внутренних барьеров у отдельных членов отряда, но и открывается возможность перехода на чужую логику - логику соседа, таким образом, творческие потенциалы всех участников атаки суммируются.

Деловая игра

Метод обучения и воспитания сближает события, далеко разрозненные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам роль долгосрочных стратегий и их влияние на эффективность творческой деятельности. Кроме максимально эмоционального вовлечения участников в события, игра допускает возможность вернуть ход и использовать другую стратегию. Тем самым она создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Поскольку игра - мероприятие групповое, она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность и руководить, и подчиняться. Ярким примером деловой игры на протяжении всей смены является «Биржа труда».

Костры

Эту традицию не следует рассматривать как чисто досуговую, развлекательную деятельность. Если воспитатели продумают сценарий каждого костра, песенный репертуар подберут в соответствии с периодом смены, то можно гарантировать успех в решении задач создания комфортного психологического климата в отряде, воспитания лучших качеств личности ребенка, духовной культуры, любви к окружающей природе. Адаптированным вариантом костра также можно считать кольцовку песен, в котором основной акцент делается на песню, выбранную тематику.