Что значит быть интеллигентным человеком убеждающая речь. Грамотная речь – залог успеха в любой профессии, показатель интеллигентности, культуры человека

В ряду типажей русской культуры особое место занимает типаж «интеллигент». По поводу этого типажа постоянно ведутся споры в художественной и публицистической отечественной литературе. Отношение к интеллигенции и ее представителям в России всегда было эмоционально маркированным – от признания этой большой и весьма разнородной социальной группы хранителями культуры до обвинения интеллигентов во всех бедах, происходящих со страной. Принято считать, что интеллигент как типаж является этноспецифичным концептом – этот концепт свойствен только русской культуре. В лингвистике, точнее, в социолингвистике и прагмалингвистике, выполнен ряд исследований, посвященных изучению речи представителей разных профессиональных групп образованной части населения (учителя, врачи, адвокаты, журналисты, профессора, актеры, офицеры и др.) (Багдасарян, 2005; Бейлинсон, 2001; Варнавских, 2004; Елина, 1997; Каратанова, 2003; Кормилицына, 1996; Коротеева, 1999; Кочеткова, 1998; Парсамова, 2004; Сиротинина, 2003; Тарасова, 2003; Тупицына, 2000). Детальное речевое портретирование современного русского интеллигента выполнено Л.П. Крысиным (2001). Подробное описание отношения к интеллигентам и интеллигентности в России приводится в работах Ю.С.Степанова (1997), Н.Л.Гоголицыной (Gogolitsyna, 2002), Г.Н. Скляревской (2005), В.М. Савицкого (2007).

Лингвокультурное моделирование данного типажа представляется интересным по следующим соображениям:

1) образные и понятийные характеристики интеллигентов часто представлены в упрощенном и искаженном виде, и поэтому специальный лингвокультурный анализ даст возможность увидеть реальную картину осмысления данного лингвокультурного типажа в собственной культуре;

2) этот типаж характеризуется четко определенными ориентирами поведения, которые в известной мере являются направляющими для общества в целом, при этом систематического описания ценностных ориентиров интеллигента в коллективном языковом сознании еще не проводилось;



3) этот типаж в течение длительного времени был идеологически маркирован, в современном российском сознании в новых социально-политических условиях самоощущение интеллигентов и отношение к ним со стороны других групп населения претерпело определенные изменения, которые еще не осмыслены в лингвокультурном ключе.

Моделирование любого лингвокультурного типажа основано на признании неоднородности социальной группы, которая является объектом социолингвистического и лингвокультурологического анализа, на возможности противоречивых признаков и амбивалентного отношения к ним в обществе, на понимании изменчивости как базовых, так и сопутствующих характеристик этого типажа при сохранении его самотождественности (Крысин, 2001).

В данной работе моделирование лингвокультурного типажа строится по следующему плану: 1) дается описание понятийного содержания рассматриваемого концепта, анализируются важнейшие имена концепта в их системных связях, включая родовидовые и оппозитивные отношения, раскрывается мотивация признаков, составляющих концепт «интеллигент», 2) определяются ассоциативные признаки рассматриваемого типажа в индивидуальном языковом сознании, установленные в результате анализа коротких текстов, составленных информантами, контекстуальных фрагментов и ассоциативных реакций носителей современной русской лингвокультуры; 3) выявляются оценочные характеристики данного типажа в самопредставлении и в представлении других социальных групп на основании анализа оценочных суждений в виде афоризмов и текстовых фрагментов.

Известно, что метаязыковая функция языка в определенной мере усложняет описание языка, есть опасность смешения предмета и инструмента исследования. Аналогичным образом изучение того типажа, к которому относится сам исследователь, требует постоянной рефлексии, направленной на получение объективной информации о действительности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что рассматривая проблемы социолингвистики, исследователь так или иначе занимает определенную оценочную позицию, и в этом плане имеет право эту позицию явно обозначить. Этот тезис, четко сформулированный Р.Водак в качестве методологического основания критического анализа дискурса, принят в качестве аксиомы в данной работе (Водак, 1997, с.9).

Вопросы о сущности интеллигенции как особой группы людей и интеллигентности как качества личности постоянно волнуют людей, которые считают себя интеллигентами. Выработанные в философии, социологии, культурологии и публицистике идеи, связанные с концептом «русский интеллигент», можно вкратце изложить следующим образом.

Группа или класс интеллектуалов возникает неизбежно в результате разделения труда и выполняет необходимые в обществе функции сохранения традиций и выработки новых знаний, эти функции могут вступать во взаимное противоречие, и тогда носители знания становятся либо догматиками, либо оторванными от жизни идеалистами (Марков, 2001; Смотрицкий, 2001).

Существуют два основных понимания концепта «интеллигенция»: социологический (люди умственного труда) и этический (люди с обостренным ощущением ответственности за культуру), первое понимание распространяется на различные страны, второе свойственно только России, хотя есть публикации, авторы которых оспаривают сугубо российское этическое понимание интеллигентности. Социологические исследования показывают, что этическое понимание интеллигенции постепенно теряет свою значимость в сознании носителей современной русской культуры (Латова, 2005; Петрова, 2001; Полемика и дискуссии, 2004).

Возникнув в результате реформ Петра I, русская интеллигенция институционально оформилась как общественная группа в 18-19 веках и прошла три этапа в своем развитии: класс грамотных слуг государственной власти, класс критической оппозиции государственной власти (разночинская интеллигенция) и класс социальных подгрупп, имитирующих в массе своей лояльность государству (советская интеллигенция) (Гоголицына, 2002; Латова, 2005).

Русская интеллигенция позиционирует себя в качестве одного из углов треугольника «власть» – «народ» – «интеллигенция», противопоставляясь власти и критикуя ее пороки, с одной стороны, и противопоставляясь простому народу и ощущая свою ответственность за его развитие, с другой стороны (Блок, 1918; Гоголицына, 2002; Латова, 2005).

К числу основных достоинств интеллигенции представители разных политических партий относят обостренное чувство справедливости. Вместе с тем интеллигенцию обвиняют в лицемерии, тайном и явном прислуживании власти, карьеризме, отрыве от народа и (с позиций радикально-националистических критиков) в сознательном курсе на причинение вреда народу, в гордыне и вытекающем из нее атеизме, в изнеженности и брезгливости, а также в низком уровне профессиональной квалификации и малой способности к творчеству (Полемика и дискуссии, 2004).

Основные обвинения в адрес интеллигенции в публицистике сводятся к тому, что настоящих интеллигентов очень мало (критики себя относят к этому меньшинству), что любой компромисс с властью для интеллигенции является гибельным, для власти – ошибочным, для страны в целом – тупиковым, поскольку кто-то другой должен взять на себя функции критики власти. Социологические исследования показывают, что вопрос о роли интеллигенции в обществе волнует только интеллигенцию. Дискуссии о судьбах русской интеллигенции неизбежно выливаются в вопрос о путях развития России (спор славянофилов и западников) (Петрова, 2001; Полемика и дискуссии, 2004).

Охарактеризуем понятийную составляющую рассматриваемого концепта.

Интеллигенция(от латинского intelligens - понимающий, мыслящий, разумный), общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным творческим, трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин “интеллигенция” введен русским писателем П.Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин “интеллектуалы”, употребляемый и как синоним интеллигент. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античном и средневековом обществах, получила значительное развитие в индустриальных и постиндустриальных обществах (Иллюстрированный энциклопедический словарь. Электронная версия).

Слово «интеллигент» является латинским заимствованием и восходит к слову intelligentia – «понимание» [внутренняя форма inter-lego – между + собирать, подбирать, различать взором, читать]. Историческим предшественником интеллигента является разночинец. Это понятие дефинируется следующим образом: В конце 18 – 19 в. в России: человек, занимающийся умственным трудом, не принадлежавший к дворянству, выходец из других сословий (купечества, мещанства, духовенства или из мелкого чиновничества) (БТС). Впрочем, по мнению В.В. Колесова, речь интеллигенции в большей мере соответствует характеристикам среднего сословия, основу которого к концу 19 века в России составляли мещане (городской класс, противопоставляемый черни), в то время как разночинцы с их стремлением говорить отвлеченно, были в основном поповичами (Колесов, 1998, с.28-32). Разночинец как тип, определяемый по минус-характеристике (внутренняя форма слова указывает на нечеткость этого понятия с позиций власти, т.е. дворян), со временем осознает себя как социальный тип, определяемый позитивно, по основному виду деятельности – умственный труд. В толковом словаре Д.Н. Ушакова (1935-1940, переизд. 2001) приводится ряд слов, уточняющих исходную идею данного концепта в нескольких частеречных и оценочных направлениях:

Интеллигент – 1. Лицо, принадлежащее к интеллигенции. 2. То же, как человек, социальное поведение к-рого характеризуется безволием, колебаниями, сомнениями (презрит.). Вот она психология российского интеллигента: на словах он храбрый радикал, на деле он подленький чиновник. Ленин.

Интеллигентка – Женск. к интеллигент.

Интеллигентность – (книжн.) отвлеч. сущ. к интеллигентный, культурный. Он выделялся своей интеллигентностью .

Интеллигентный – 1. Образованный, культурный, присущий интеллигенции. Он оказался вполне интеллигентным человеком . 2. Прил. к интеллигенция (книжн.) Интеллигентные профессии .

Интеллигентский – свойственный интеллигенту (во 2 знач.). По моему мнению, отрицательное отношение к интеллигенции есть именно чисто «интеллигентское» отношение. Максим Горький.

Интеллигентство – (презрит.) Образ мыслей, привычки, свойственные интеллигенту (во 2 знач.).

Интеллигентщина – (нов. разг., презрит.). 1. Интеллигенция, интеллигентные люди. Собралась одна интеллигентщина . 2. То же, что интеллигентство (но с большим презрением). Его взгляды – сплошная интеллигентщина.

Интеллигенция – 1. Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.). Ни один господствующий класс не обходился без своей собственной интеллигенции… Рабочий класс СССР также не может обойтись без своей собственной производственно-технической интеллигенции. Сталин. 2. Собир. Люди этого слоя. На собрании присутствовала только интеллигенция.

В словаре В.И. Даля (1880) находим следующее определение: Интеллигенция – (в знчн. собрт.) разумная, образованная, умственно развития часть жителей.

В Большом толковом словаре русского языка, глав. ред. С.А. Кузнецов (1998), приводятся практически те же слова, что и в словаре, изданном под редакцией Д.Н. Ушакова, но их толкование и словарные иллюстрации носят уже другой характер:

Интеллигент – тот, кто принадлежит к интеллигентам. Быть настоящим интеллигентом . <Интеллигентишка. Пренебр. Что понимает этот интеллигентишка! Интеллигентка. Разг. Потомственная интеллигентка . Интеллигентский. Интеллигентская деликатность. По-интеллигентски. Рассуждать по-интеллигентски .

Интеллигентный. 1. Только полн. к Интеллигент и Интеллигенция. Интеллигентное общество . 2. Свойственный, присущий интеллигенту, интеллигенции. Интеллигентная речь . 3. Обладающий большой внутренней культурой. Он глубоко интеллигентен . Интеллигентно. Он выглядел вполне интеллигентно . Интеллигентность. Он привлекает своей интеллигентностью .

Интеллигентский. См. Интеллигент.

Интеллигентщина. Ирон. 1. Собир. Интеллигентные люди, интеллигенция. Нерешительность интеллигентщины . 2. Образ мыслей, поведение, свойственные интеллигенции. Проявление типичной интеллигентщины .

Интеллигенция. 1. Социальная группа, состоящая из образованных людей, обладающих большой внутренней культурой и профессионально занимающихся умственным трудом. Задачи российской интеллигенции . 2. Собир. Люди, принадлежащие к этой социальной группе, интеллигенты. В клубе собралась вся сельская интеллигенция .

В объяснительном словаре нового типа (Толковый словарь русского языка под ред. Д.В.Дмитриева, 2003) рассматриваемый концепт трактуется только положительно:

Интеллигентный. 1. Интеллигентным называют человека, который хорошо воспитан, обычно образован и обладает высокими духовными качествами, а также группу таких людей. Он и внешне и по поведению чрезвычайно интеллигентный, мягкий и очень добрый человек. 2. Поведение, речь и т.д. называют интеллигентными, когда они свойственны хорошо воспитанному, культурному человеку. Он обладал вполне интеллигентной наружностью .

В словаре В.В. Химика «Большой словарь русской разговорной речи», 2004, приводится следующая характеристика интересующего нас концепта:

Интеллигент. Насмешл. пренебр. или презр. (бран.) разг. О нерешительном, безвольном, психологически и физически слабом человеке. В обывательской среде традиционно, особенно в соответствии с классовой идеологией советского времени, о людях умственного труда, особенно гуманитарных занятий, которым приписывается ряд якобы свойственных им непростительных недостатков: слабость, нерешительность, безволие, ненадежность и т.п. Эх, ты, интеллигент, разве так с бабой надо разговаривать, она силу любит!; Эй. Ты, интеллигент в шляпе, поди сюда!; Интеллигентом стал, ручки замарать боишься, да?

Вшивый (гнилой) интеллигент (гнилая интеллигенция). Груб. презр. бран. разг. Усил. к «интеллигент» (как оскорбление). Про Юрьева в прежние времена вообще сказали бы: вшивый интеллигент – худой, осторожный, в больших очках, всегда безупречно одетый и причесанный, невероятно воспитанный .

Мягкотелый интеллигент. Неодобр. или презр. бран. разг. О безвольном человеке, проявляющем излишнюю уступчивость. Эх, ты, мягкотелый интеллигент, я бы на твоем месте не промолчал!

Интеллигенция. Насмешл. или презр. бран. разг. Собир. к «интеллигент»; = интеллигент. В обывательской среде нередко считается, что люди умственных занятий чураются физического труда, грязной работы и презирают простого рабочего человека. Эх, ты, интеллигент, смотри, как надо колоть дрова!

Приведенные дефиниции дают возможность выделить следующие признаки в значении слова «интеллигент»: 1) человек, 2) зарабатывающий на жизнь трудом, 3) занимающийся умственным трудом, 4) занимающийся умственным трудом профессионально, 5) обычно образованный, 6) обладающий большой внутренней культурой, 7) хорошо воспитанный, деликатный, 8) нерешительный, колеблющийся, подверженный сомнениям.

По отношению к признакам, образующим понятийный каркас концепта «интеллигент», можно установить следующие оппозиции: 1) человек, 2) не занимающийся никаким трудом, праздный человек, 3) занимающийся физическим трудом, 4) занимающийся умственным трудом в порядке развлечения, 5) малообразованный, 6) имеющий низкий уровень внутренней культуры, 7) плохо воспитанный, грубый, 8) решительный.

Важнейшим объективным признаком характеризуемого человека является род постоянных занятий – умственный труд. Интеллигент противопоставлен тем, кто освобожден от необходимости зарабатывать себе на жизнь, и тем, кто проявляет свои умственные способности для собственного удовольствия и развлечения. Обратим внимание на то, что в русском языке (и в английском тоже) есть слово «интеллектуал», человек, обладающий высоким интеллектом, но быть интеллектуалом не значит профессионально заниматься умственным трудом. В русском языке нет слова со славянским корнем для обозначения данного концепта. Это можно объяснить высокой абстракцией данного понятия и традицией образованных людей пользоваться классическим греко-латинским наследием для обозначения таких понятий.

Ключевой признак в составе понятийной характеристики рассматриваемого концепта – «умственный труд» – является весьма размытым и нечетким. Строго говоря, любой труд – «целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей (БТС)» – содержит элементы как умственного, так и физического напряжения. Говоря о труде умственном и физическом, мы обычно оперируем не понятийными, а образными характеристиками (человек в костюме с авторучкой или каким-то небольшим профессиональным прибором в противоположность человеку в комбинезоне с кувалдой либо ломом). Экономисты, социологи и политологи детально обсуждают эти характеристики, но с позиций обиходного знания эти различия сводятся к типичным условиям работы и типичной внешности соответствующих работников.

Внешнее различие такого рода называется по-английски white collar job – blue collar job – «белый воротничок (канцелярский работник, служащий) – синий воротничок (производственный рабочий)». Профессии «учитель», «врач», «инженер», «журналист», «актер» традиционно относятся к профессиям умственного труда, а «слесарь», «плотник», «повар», «лесоруб», «водитель» – это занятия, попадающие (с оговорками) под определение труда физического. В английском языке, как известно, слово profession применимо только к умственному труду, требующему длительного формального (университетского) обучения. Этот признак – умственный труд – характеризует не столько конкретную предметную деятельность, но и определенный типичный стиль жизни, который поддается не столько четкой понятийной систематизации, сколько описанию и объяснению ассоциативных признаков. Например, с большой степенью вероятности мы можем предположить, что человек, занимающийся умственным трудом, в большей мере способен вести разговор на абстрактные темы, строить формальные умозаключения, интересуется произведениями высокого искусства и т.д., хотя можно привести и примеры, свидетельствующие о таких характеристиках поведения у людей, традиционно относимых к представителям физического труда. Вместе с развитием техники меняется содержание умственного и физического труда. Относительно надежным для понимания специфики умственного труда остается признак образованности, наличия высшего образования.

Признак «высокая образованность» логически вытекает из необходимости заниматься умственным трудом. Но здесь мы сталкиваемся с очень важным уточнителем – «обычно». Это значит, что 1) не каждый высокообразованный человек может считаться интеллигентным и 2) интеллигентность может сочетаться с недостаточным формальным образованием. Возникает логическое противоречие, которое и объясняет специфику рассматриваемого концепта.

Признак «большая внутренняя культура» в концентрированном виде выражает этическое кредо интеллигентного человека, заключающееся в уважительном отношении к другим людям, причем не внешне-этикетном, а внутреннем. Вежливость, предупредительность и мягкость в обращении составляют содержание качества «деликатность». Обычно эти качества в обществе заслуживают одобрение и не случайно в содержании рассматриваемого концепта (в его словарно-дефиниционной составляющей) выделяется признак «хорошо воспитанный».

С названными положительными признаками резко диссонирует признак отрицательный: «нерешительный, безвольный, колеблющийся, сомневающийся». Для объяснения этого признака необходимо ответить на вопрос, почему возникла комбинация признаков «профессиональный умственный труд» и «нерешительность». На первый взгляд, такая комбинация выглядит странно и нелогично. Мы знаем, что любое положительное качество в своих крайностях превращается в отрицательные свойства личности. Например, храбрость – недостаточное проявление этого качества есть трусость, избыточное – безрассудство. Если рассмотреть с этих позиций интеллектуальную способность человека, мы приходим к аналогичным выводам: плохо быть недостаточно умным, т.е. глупым, и плохо быть чересчур умным (с точки зрения других людей), т.е. показывать другим, что они глупее. Слово «умник» в русском языке характеризует именно таких людей.

Логично было бы найти в языке слова, обозначающие людей, которые обнаруживают профессиональную несостоятельность. Такие слова мы находим в тех случаях, когда предполагается, что человек должен быть хорошо подготовлен к определенной деятельности, требующей высокой квалификации, но не справляется с этой деятельностью. Помимо оценочной сниженной лексики в словаре есть единицы для обозначения тех людей, кто делает вид, что разбирается в сложных вопросах, и тех, пытается одурачить людей, причем с тяжелыми для них последствиями (интересно, что оба этих слова – «дилетант» и «шарлатан» – итальянского происхождения, так обозначались любитель и торговец лекарственными средствами). Если человек занимается какой-либо деятельностью из любви к искусству, и это никому не приносит вреда, то такое занятие в обществе не осуждается (сравним: астроном-любитель и *хирург-любитель). В компьютерном сленге это смысловое распределение четко прослеживается: выделяются три позиции – 1) «юзер», знаток компьютеров, 2) «чайник», тот, кто не разбирается в них, 3) «ламер», тот, кто делает вид, что разбирается, а на самом деле ничего в них не понимает. Ламер опасен тогда, когда он берется чинить чужой компьютер. В языке нет слов для отрицательно-оценочного обозначения тех, кто работает очень хорошо, лучше, чем другие. Эта позиция заполняется оценкой другого порядка: «Когда делаешь что-либо хорошо, невольно начинаешь любоваться собой, и тогда уже не может быть хорошо». Такая оценка относится к поведению любого человека, вне зависимости от его профессиональной деятельности.

Попробуем подойти к оценке признака «нерешительность» с другой стороны. Почему этот признак вызывает отрицательную оценку? Нерешительный человек не уверен в себе, пребывает в унынии, затягивает выход из затруднительной ситуации и в определенной мере замедляет общее продвижение всех к заданной цели. Наиболее опасна нерешительность на поле боя. В условиях борьбы, восстания, революции, когда «промедление времени смерти подобно», нерешительность становится очень опасным качеством. Отметим, что в словаре В.И. Даля умственный труд и нерешительность не комбинируются. Такая комбинация стала актуальной в революционной борьбе, когда высокообразованные, культурные и идеалистически настроенные люди в России приняли участие в революционном процессе. Революционная борьба требует железной дисциплины и принятия жестких, а иногда и жестоких, решений. В этих обстоятельствах интеллигенты стали сомневаться в правильности принимаемых решений. Эти решения оценивались интеллигентами не с позиций эффективности, а с позиций нравственности. Соответственно, вожди революции клеймили своих бывших сторонников как безвольных и мягкотелых вредителей общему делу.

Исторически высшим сословием России было дворянство. Делом дворянина была военная служба царю в качестве офицера. С позиций офицера высшей доблестью человека является способность не задумываясь совершить подвиг. Рискну предположить, что человек, который по роду своей деятельности должен часто задумываться, рассуждать, взвешивать разные варианты и при этом склонен их оценивать с этической стороны, не может вызвать симпатии дворянского офицера. Деликатность такого человека трактуется офицером как слабость и изнеженность. Высокий интеллект редко сочетается с внутренней лояльностью. Интеллигент критически оценивает действия властей. Хозяева страны на любом историческом этапе развития России имели все основания для того, чтобы сомневаться в безоговорочной поддержке со стороны интеллигенции.

Наконец, с позиций простого народа, малообразованного и угнетенного, интеллигент является нанятым слугой угнетателя, помогающим этому угнетателю эксплуатировать народ. Малообразованным людям свойственно считать умственный труд имитацией деятельности. Хорошие манеры интеллигента воспринимаются как способ дистанцироваться от народа. К этому следует добавить и то, что многие представители умственного труда считают людей, занимающихся трудом физическим, не вполне состоятельными в интеллектуальном отношении. Умственный труд редко сочетается с физической силой, которая всегда вызывает уважение у народа в силу функциональных причин (она нужна для физической работы и для выяснения личных отношений). Физически слабые люди привлекают к себе внимание тех, кто хочет повысить свой статус в глазах свидетелей и в собственных глазах. Доктринальное провозглашение пролетариев правящим классом автоматически приводит к статусному понижению работников умственного труда. Обратим внимание на то обстоятельство, что именно в разговорной речи слово «интеллигент» приобретает отрицательно-оценочные характеристики. Субъектом разговорной речи является тот человек, который принципиально ставит под сомнение нормы официальной культуры (в частности, такие нормы, как уважение к знаниям, образованию, хорошим манерам). Таковы, на мой взгляд, причины частых презрительных помет, сопровождающих толкование слов, которые обозначают концепт «интеллигент».

Итак, понятийный анализ рассматриваемого концепта приводит нас к выводу о том, что этот концепт содержит взрывное противоречие: с одной стороны, интеллигент должен быть образцом высокой внутренней культуры, с другой стороны, интеллигент воспринимается как представитель особой касты, нелояльной по отношению к власти и чуждой остальным социальным группам. Для того чтобы проверить валидность этого тезиса, обратимся к экспериментальному анализу языкового сознания, в котором зафиксированы образно-перцептивные признаки анализируемого концепта.

Одним из приемов выявления ассоциативных признаков концепта в индивидуальном сознании является написание короткого сочинения (топика) на определенную тему. Для выявления социальных стереотипов в сознании современных носителей русской лингвокультуры тематика таких сочинений была сформулирована в двух вариантах: 1) «Мои представления о типичном интеллигенте» и 2) «Представления моих современников о типичном интеллигенте». Приведу несколько таких сочинений.

Когда я думаю о типичном интеллигенте, я представляю себе академика Д.С. Лихачева. Я помню его выступления в телевизионных программах. Он говорил о традициях русской культуры, об опасных тенденциях в развитии нашего общества. У него была очень ясная манера речи. Не было стремления позировать и поучать. Он обладал умением внимательно слушать собеседника, реагировал на вопросы с юмором, вел себя очень естественно. Я знаю, что ему пришлось провести несколько лет в заключении в лагере на Соловках. Это означает, что у него были такие убеждения, за которые он был готов пойти на большие страдания.

Если говорить об интеллигентности как качестве личности, то можно выделить стремление постоянно размышлять над серьезными общечеловеческими проблемами. Интеллигентность исключает прагматическую установку на поиск выгоды и желание развлечься. Интеллигент понимает, что кому-то рядом может быть плохо. Типичные недостатки интеллигентных людей – постоянный самоанализ, повышенная критичность к себе и другим. В современной жизни интеллигенту приходится плохо, потому что многие считают главным высокий уровень личного материального благосостояния, а для интеллигента на первом месте находятся вопросы духовного порядка.

Интеллигент – это человек высокой культуры, не допускающий насилия ни над собой, ни над другими. Он избегает категорических суждений. Типичное представление об интеллигенте – вежливый мужчина в очках, который стоит в очереди, уступает место, живет в стесненных условиях, не умеет жить, любит рассуждать на абстрактные темы. Он тактично промолчит, если кто-то рядом скажет нелепость, но откажется подписывать документ, с которым внутренне не согласен. У нас многие не любят интеллигентов, посмеиваются над ними.

В топиках на тему «Интеллигент» приводятся описания как типичного внешнего вида интеллигентов, так и типичного поведения, присущего этой социальной группе общества. Доминирующими характеристиками данного типажа в этих сочинениях являются признаки «высокая культура», «наличие твердых моральных принципов», «скромность», «образцовая речь». Следует подчеркнуть, что авторами сочинений были студенты, которые себя идентифицируют в качестве представителей интеллигенции.

В Русском ассоциативном словаре (2002) даны следующие реакции информантов на стимул «интеллигент»: человек (10); умный (7); очки (4); вшивый, дипломат, культура, ум, ученый (3); в очках, образованный, очкарик, педант, студент (2); библиотека, будущий, бывший, вежливый, взрослый, военный, вонючий, воспитанный, выделистый, высокоморальный, галстук, городской, думает, забитый, зануда, инженер, интеллект, интерес, козел, контингент, красивый, кто, культурный, москвич, мудрый, мужчина, наука, начитанный, немец, не осталось, несчастный, нищий, нудный, ну-ну, облезлый барин, он, полный, привилегированный, приятный человек, профессор, пьет по утрам шампанское, российский, старый, телега, утонченность, учитель, хороший, хочу быть, хреновый, человек с образованием, шляпа, элита, я (1) (РАС1). В этом же словаре представлены следующие данные (от реакции к стимулу): интеллигент – вежливо, вежливый, подлинный, шляпа (2); аккуратный, благородный, брезгливость, буржуазный, буржуй, гражданин, Дон Жуан, зарядку, инженер, интеллект, истинный, клиент, композитор, кость, культура, лаконичный, мужчина, начальник, общаться, пиджак, писатель, поверхностный, портфель, прохожий, рабочий, развитой, робкий, светский, служащий, солидный, социалист, трость, ученый (1) (РАС2).

Приведенные реакции показывают, что в сознании российских студентов с 1988 по 1997 год (эта социальная группа выступила в качестве информантов) интеллигент представлен как умный образованный вежливый мужчина в очках, пиджаке и галстуке. Оценочные характеристики распадаются на положительные и отрицательные (приятный – неприятный человек), причем каждый из этих типов дан в общеоценочном либо частнооценочном вариантах (в первом случае мотивация не объясняется, а во втором объясняется: например, «вшивый» и «нудный», для понимания причины выбора той или иной оценки важны частнооценочные характеристики).

Итак, образный компонент рассматриваемого концепта типизируется как мужчина средних лет в очках, его одежда – официальный костюм с галстуком, он хорошо воспитан, скромен, тактичен, подчеркнуто вежлив, он читает литературу (не только по своей специальности, но и непременно художественную), умеет и любит говорить на абстрактные темы.

Обратимся к контекстуальным характеристикам слов, обозначающих концепт «русский интеллигент». Контекстуальный анализ позволяет выделить существенные описания и уточнения в концептуализации анализируемого типа людей. В качестве источников были взяты тексты художественных и публицистических произведений, собранные в виде электронных библиотек на компакт-дисках.

Внешние характеристики интеллигента сводятся к следующим повторяющимся деталям:

Выше среднего роста, с черной аккуратной бородкой, с тонкими чертами интеллигентного лица, на котором выделялись слегка прищуренные серые спокойные глаза, он скорее был похож на ученого, нежели на военного (И.Болгарин, Г.Северский).

Мужчина приветливо улыбался. Очки в тонкой металлической оправе придавали ничем не примечательному лицу оттенок интеллигентности. Из-под расстегнутого пальто виднелся строгий костюм с галстуком (Д.Корецкий).

Увидев пистолеты в руках двоих, кандидат наук Проценко … повел себя, как и надлежит бородато-очкастому интеллигенту столичного разлива, столкнувшемуся с грозно-угрожающим местным колоритом, – вскочил, опрокинув пивную бутылку, громко, натурально ойкнул (А.Бушков).

Интересно отметить, что эти детали при характеристике интеллигентов – аккуратная бородка, очки, галстук – приводятся большей частью в текстах детективного жанра. Отличительные признаки поведения интеллигента таковы:

Ваня Львов слыл интеллигентом: не пил, не курил и заставлял шестерок доставать для него Достоевского и Чехова (А.Кучинский).

Хозяину кабинета обычно нравился собственный интеллигентный вид, более подходящий университетскому профессору нежели ответственному государственному лицу, – и хорошо отточенная мягкость движений, и тонкие поджатые губы, и большие, хотя и глубоко посаженные глаза... (А.Солоник).

Кричать интеллигентному человеку неестественно (И. Ратушинская).

Эти признаки сводятся к стилю жизни интеллигенции (прежде всего, это - любовь к чтению, причем, к чтению качественной литературы, и отсутствие типичных пороков малообразованных людей, в основном, пьянства) и к специфической самопрезентации – умениям модулировать голос и делать мягкие движения (эти умения усваиваются воспитанными людьми с детства и свидетельствуют о выработанной привычке самоконтроля). Заслуживает внимания характеристика речи интеллигентов:

Юрий Васильевич прекрасно разбирался в искусстве, обладал хорошей, интеллигентной речью, был прекрасным рассказчиком, которого можно было слушать часами (А.Константинов).

В разговоре с седым Крысом я невольно заговорил языком Фридриха фон Тифенбаха – сдержанно и, насколько мне это доступно, интеллигентно, время от времени обнаруживая глубину своих знаний, способную поразить любого собеседника. А так как знаний у меня было "с гулькин хвост", то я пользовался только манерой разговора Фридриха (В.Кунин).

Что за слова, Денис! Ты же интеллигентный мальчик из хорошей семьи... (Д.Корецкий).

Несмотря на всю свою интеллигентность, Шура пользуется матом достаточно часто и свободно. Хотя у него прекрасный словарный запас и без этого (В.Кунин).

Где-то в районе этого моста машинист слышал то ли крик, то ли рев... – сказал капитан, но его перебил солдат с благообразным, интеллигентным лицом, смешливо подхватив: – То ли человек, то ли бык, то ли тур... (В.Доценко).

К числу коммуникативных признаков интеллигента относятся хорошо развитая речь, большой словарный запас, широкая эрудиция, любовь к цитатам и аллюзиям (в приведенном примере – измененная цитата из песни В.Высоцкого), запрет на использование вульгаризмов (хотя многие современные интеллигенты этот запрет часто нарушают, следует заметить, что вульгарный стиль общения у интеллигента является именно стилем, сознательным выбором манеры держать себя, в другой ситуации будет использоваться и другой стиль, в то время как у представителей социальных низов мат – это естественный и единственный способ общения, они матом не ругаются, они матом разговаривают).

В качестве примеров приводятся типичные профессии и занятия интеллигентов:

Пожилой, невысокий, с аккуратно подстриженной бородкой, мягкими движениями и интеллигентностью манер, он напоминал то ли доктора провинциальной больницы, то ли ушедшего на заслуженный отдых директора школы (В.Карышев, А.Солоник).

Интеллигентными чертами лица и пышной, поредевшей спереди, но торчащей в обе стороны над висками шевелюрой он более всего напоминал композитора, известного скрипача или дирижера (Д.Корецкий).

Разделы: Русский язык

Цели и задачи.

Образовательные:

Учить находить и исправлять речевые и грамматические ошибки

Учить построению грамотных предложений;

Повторить тему “Текст”:

Тренировать в различении и умелом использовании средств художественной выразительности (тропов);

Познакомить с заданиями ЕГЭ, требующими владения правилами грамматики;

Познакомить с профессиями данного профиля:

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку;

Формировать желание говорить правильно, пополнять свой словарный запас;

Прививать интерес к профессиям, требующим внимательного отношения к слову, умения грамотно выражать свои мысли и чувства.

Развивающие:

Развивать способность доказывать, обосновывать свою точку зрения;

Развивать навык выразительного чтения;

Развивать такие качества как усидчивость, кропотливость в работе, внимание, мышление, логику.

Ход урока

1. Организационный момент.

Наш урок посвящен воспитанию культуры речи. Тема урока актуальна в наши дни. Речь молодых людей стала бедной, словарный запас маленьким, построение фраз порой вызывает изумление. Переписка в интернете – постоянное искажение слов, что прививает примитивное, бестактное отношение к языку. Поэтому проблема бережного отношения к слову стоит очень остро.

К нашему уроку вы готовили дома задания, которые будут нам помогать в работе по данной теме.

2. Основная часть урока.

1. На доске высказывания великих людей о русском языке (дети читают).

“По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться так же неприлично, как не уметь писать и читать”. А. Чехов

“Обращаться с русским языком кое-как значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.” А. Толстой.

“Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку”. К. Паустовский.

– Какие ещё высказывания о языке вам известны? (Дети читают изречения, которые им удалось найти, готовясь к уроку)

Видите, как много известных людей озабочены тем, чтобы мы с вами берегли наш язык, сохраняли его и передавали потомкам всю его красоту и многогранность.

2. Каждый из вас наверняка задумывался, кем хочет стать, чем заниматься. Может кто-то из вас выберет профессию, которая связана с языком, с его историей и требует безграничного уважения к языку и желания передать всю его красоту.

Сейчас перед вами выступят девочки – старшеклассницы, которые уже определились в своей будущей профессии. Они познакомят вас с некоторыми очень интересными и важными профессиями.

Знакомство с профессиями: редактор, журналист, филолог, лингвист (доклады).

В этих профессиях необходимы знания в построении предложений, ведь правильные предложения – это логично высказанная мысль, которая будет понятна читателю, зрителю, слушателю.

3. Вот сегодня мы будем заниматься редактированием – исправлением ошибок: речевых и грамматических.

В ЕГЭ в 11 классе вам будут предложены задания на знание грамматики такого типа, как у вас в распечатке № 1. Давайте с ними познакомимся и попробуем разобраться в них.

Задания типа ЕГЭ

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

а) Проверяя своё сочинение:

а) всё должно быть изложено последовательно;

б) во время чтения делаются пометки на полях;

в) бращайте внимание на речевые недочёты;

г) оно читается несколько раз.

(Это задание проверяет умение строить предложения с деепричастными оборотами, повторяем определение деепричастного оборота)

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой:

а) Чичиков скупает крепостных, числившихся ещё живыми.

б) Благодаря учителю я справился с трудным заданием.

в) Литература всегда в той или иной степени отражает состояние общества.

г) Рост народных восстаний заставило правительство принять меры.

(Предложение а) повторяет согласование причастия с определяемым словом. Предложение б) повторяет употребление правильно выбранного падежа существительного с производным предлогом.

Предложение в) повторяет знания по теме управление падежом существительного. Предложение г) неверное – ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого в роде)

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. Инженеры завода.
  2. Урожай помидоров.
  3. Самый красивейший пейзаж.
  4. Их вещи.

(Неверное сочетание № 3 , т.к. непрвильно образована форма превосходной степени прилагательного)

Владение знаниями в области грамматики дает шанс успешной сдачи ЕГЭ.

4. Все вы писали на уроках творческие работы: сочинения и изложения.

В распечатке № 2 предложения из ваших работ с ошибками: речевыми и грамматическими. Наша задача – отредактировать эти предложения. (Найти ошибку и исправить её) Каждому достанется по одному предложению. Запишите исправленное предложение (правильный вариант). Приготовьтесь прокомментировать ваши исправления.

(По цепоке дети читают оба варианта: неправильный и правильный и объясняют свою точку зрения)

Предложения в распечатке № 2 (с ошибками: речевыми и грамматическими).

1. Ребята писали письма домой и рассказывали в них о верной лебединой верности. (Повтор слова – Р) Правильное: Ребята писали письма домой и рассказывали о лебединой верности.

2. Рыбаки вытаскивали сеть и видят в сетях лебедя. (разное время глагола – Г). Правильное: Рыбаки вытащили сеть и увидели в ней лебедя.

3. Своим рассказом он рассказывал про дворовую собачку (повтор слова и некорректное управление существительным). Правильное: В своём рассказе он повествовал(говорил) о дворовой собачке.

4. Десятки людей, опрокинув головы, смотрели на вершины сосен (неверное понимание лексического значения слова). Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на вершины сосен.

5. Картина И.Левитана “Осенний день. Сокольники” единственная с живым человеком (неверное посторенние предложения и неуместное употребление словосочетания “живой человек” - Р) Картина “Осенний день. Сокольники” единственная, где И.Левитан изобразил фигуру человека.

6. Вдалеке тучи с возможным дождем (Р). Правильное: Вдалеке тучи. Возможно, будет дождь.

7. Картина дает задумчивое настроение (Р). Правильное: Картина создаёт задумчивое настроение.

8. Под окном положили сено, блюдце с водой, тарелку с рыбой (нарушение смысловой связи сказуемого и дополнений).Правильное: Под окном положили сено, поставили блюдце с водой и тарелку с рыбой.

9. Десятки людей запрокинули головы на верхушки сосен (Р) Правильное: Десятки людей, запрокинув головы, смотрели на верхушки сосен.

10. Однажды дядя Филя рассказал про войну, и как у них была дворовая собака (смешение конструкций в предложении)Правильное: Однажды дядя Филя рассказал о том, как во время войны к их роте прибилась дворовая собака.

11. Тогда я начал выстреливать из пистолета (неверное образование формы сказуемого – Г)Правильное: Тогда я выстрелил из пистолета.

12. А прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье (Р).Правильное: А прямо на нас движется женская фигура в тёмном платье.Её лицо задумчиво.

13. Лебедь сначала клал в ванную одну лапку, потом другую (Р).Правильное: Лебедь опускал в ванную сначала одну лапку, потом другую.

14. Тишину остановил дядя Филя (Р).Правильное: Тишину нарушил дядя Филя.

15. Лёнька почувствовал свободу и полетел, и ребята радовались за него, и уже начали расходиться и услышали крик Лёньки, и он вернулся. (неоправданный повтор союза “и” - Р) Правильное: Лёнька почувствовал свободу и полетел. Ребята радовались за него. Они уже начали расходиться, как услышали крик Лёньки – это значило, что лебедь возвращается.

5. Все эти предложения взяты из текста. А что такое текст?

Признаки текста:

1. Текст состоит из предложений,связанных между собой по смыслу.

2. Единство предмета речи-темы. Все предложения объединены общей темой и работают на её раскрытие.

3. В тексте есть основная мысль.

4. К тексту можно подобрать заголовок.

5. Текст имеет начало и конец.

6. В большом тексте можно выделить микротемы (абзацы).

Давайте обратимся к доске и выделим признаки типов текста и стилей речи.

Что такое описание?

Описание – это тип речи, при помощи которого изображается предмет или явление путем перечисления его признаков или действий (содержание описания можно передать на одном снимке).

Повествование – это такой тип речи, при помощи которого рассказывается о событиях в их временной последовательности, действия и события сменяют друг друга (содержание повествования можно передать на нескольких кадрах фотоаппарата) Особая роль принадлежит глаголам.

Что такое рассуждение?

Рассуждение – это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль, говорится о причинах и следствиях событий, явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать). Особая роль принадлежит вводным словам и подчинительным союзам со значением причины, следствия…

Элементы текста – рассуждения: тезис - аргумент - вывод.

Вспомним стили речи.

В чем особенности художественного стиля?

Применяется в художественной литературе: романы, повести, рассказы, поэмы, стихотворения.

Художественная образность, эмоциональность;

Изобразительно – выразительные средства языка, слова в переносном значении.

В чем особенности научного стиля?

Отсутствие эмоциональности;

Смысловая точность, факты;

Термины и профессиональная лексика;

Жанры: статьи, рецензии, рефераты, диссертации, учебники, словари, доклады, лекции.

В чём особенность официально-делового стиля?

Функции: сообщения, информирование;

Точность, стандартность, отсутствие эмоциональности;

Языковые штампы (согласно распоряжению, довести до сведения, по истечении срока – примеры) канцеляризмы (данный, надлежащий);

Деловая терминология;

Жанры: приказы, законы, инструкции, объявления, деловые бумаги.

В чём особенность публицистического стиля?

Документальная точность, призывность, открытая оценочность;

Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции, побуждение к действию, привлечение внимания к важному вопросу;

Жанры: очерк, статья, репортажи, интервью, авторская речь.

В чём особенности разговорного стиля?

Непосредственно бытовое общение;

Непринужденность, простота речи;

Частое использование неполных предложений, междометий, зачастую просторечий;

Отсутствие осложнённых предложений;

Дружеская беседа, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма, разговоры.

6. Дома вы по группам готовили рассказы о прекрасном русском дереве – берёзе. Эти рассказы должны быть представлены в разных типах речи и написаны художественным стилем. Ваша задача – доказать, что ваш рассказ соответствует данному типу речи.

(На доске открываются иллюстрации с изображением берёзы в разное время года)

Представитель каждой из 3-х групп выступает со своим сочинением. Он с помощью участников группы доказывает, что рассказ выдержан в заданном типе и стиле речи.

Текст-повествование

Счастье берёзки

Росла в поле одинокая берёзка.

К ней часто прилетали птицы, и берёзка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости.

Так она узнала, что где-то растет дуб, большой и могучий, а рядом с ним – красавица-рябинка. Птицы прилетают к рябине каждую осень и лакомятся ягодками.

Берёзка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей одной было грустно, и она заболела бы, если бы однажды не прилетел дятел. Он постучал берёзку клювом по стволу и сказал:

Здорова!

Но почему мне тогда так плохо? – спросила берёзка.

От тоски и одиночества, - ответил дятел и улетел.

Я помогу тебе. Жди, - сказал дятел и улетел.

И березка ждала. День и ночь. Наступила осень. Листочки начали желтеть и опадать. И вот однажды утром прилетел дятел. В клюкве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал в лапах шишку и стал долбить её своим клювом. Из шишки начали вылетать семена. Они кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок. Он тоже хотел принять участие. Березка старательно сбрасывала с себя листочки. Она старалась укрыть беззащитные семена и согреть их своим теплом.

Спасибо тебе, дятел, сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил: - Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

Берёзка была счастлива! Теперь ей хотелось, чтобы поскорее пришла зима и укрыла снегом всё вокруг. А после зимы обязательно будет весна. Теперь она знала, что когда проснется, будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны. Ещё она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит дятел.

Дети доказывают, что тип текста – повествование, выделяя глаголы, наречия, обозначающие последовательность действий, событий, называют средства выразительности.

Текст-рассуждение

Берёза – символ России

У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клён.

В этих символах отразилась душа народа, его история, традиции.

Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей. Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно нарядная красавица из русских сказок, в белом сарафане с золотыми серёжками и нежно-зелеными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в поле и говоря: “Мир вам, люди добрые!”

Известно, что берёзы растут во многих странах мира, но не в одной стране к берёзе не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России. Берёзка мила душе русского человека. Наши предки считали берёзу священным деревом, даром богов. Берёзке поклонялись, как образу богини Берегини, матери всех духов и богатств. Берёзка являлась символом Лады, богини любви, красоты и семейного счастья.

Ни одно дерево не пользуется такой любовью и почитанием на Руси, как берёзка. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. Берёза стала поэтическим олицетворением России.

Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о родине, вспоминает шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную инеем стройную красавицу-берёзу. Русский композитор М.И.Глинка, возвращаясь на родину, переехал границу, остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко, в пояс, поклонился белой берёзке, символу своей Родины.

Образ России немыслим без русской берёзки. Ни одного из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько сравнений и образов.

Берёза - Родина, берёза-пямять, воплощение чистоты, верности, любви нашей к родному краю.

Без берёзы не мыслим России - так светла по-славянски она, что, быть может, в столетья иные от берёзы вся Русь рождена.

О.Шестинский

Дети выделяют в тексте тезис, аргументы, вывод, называют средства выразительности.

А третьей группе было поручено выучить стихотворения, в которых описывается берёза. Сейчас мы их послушаем, и ребята докажут, что это описание в высокохудожественном стиле.

А. Прокофьев

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!

Белая береза

Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Учащиеся после чтения стихов называют средства выразительности, которые помогают сделать описание образным: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Подчеркивают, что тип речи в этих стихотворениях - описание, т.к. всё, о чём мы читаем, можно отразить на одном фотоснимке.

3. Заключительная часть урока.

1. Посмотрите, как красив, богат наш русский язык! Мы должны говорить на настоящем русском языке и не коверкать его. Наоборот, стараться делать его образным. Может, кто-то после нашего урока задумается о своей будущей профессии и захочет служить сохранению русского языка, создавать поистине художественные творения, учить последующие поколения грамотной речи.

2. Домашнее задание.

Исправить все ошибки в предложениях, данных в распечатке № 2 самостоятельно. Исправленный вариант написать после предложения с ошибкой.

Берегите русскую речь.

Время на чтение: 2 мин

Интеллигентность – это целый набор характерологических, умственных и социальных качеств личности, способствующих оправдыванию ожиданий социума, которые предъявляются к членам культурного общества и другим представителям его высшей части. Интеллигентность человека подразумевает высокую развитость мыслительных и познавательных процессов, что позволяет человеку оценивать и выносить собственные суждения о различных сферах человеческого проявления. Также это определенная личностная зрелость, отвечающая за умение самостоятельного принятия решения, наличия своей точки зрения на концепцию мироустройства. Из характерологических особенностей, интеллигентность человека проявляется в надежности и , благородстве, соответствии мыслей, слов и поступков, а также наличие активного интереса к культуре, истории и искусству.

Что такое интеллигентность

Интеллигентный человек проявляет свое личностное достоинство в профессиональной и социальной сфере, стремясь добиться лучших результатов и представлять своей деятельностью пользу для человечества в том масштабе, в котором это позволяет выбранная специализация. Понятие порядочности и чести неразрывно с интеллигентностью и проявляется в адекватности поступков, ориентации на собственные смыслы и ценности, неподверженность внешнему влиянию, корректность по отношению к окружающим, вне зависимости от их положения и поведения.

Интеллигенция представляет собой особую общность людей, занимающихся умственным трудом, стремящихся к накоплению и систематизации имеющихся знаний, а также дальнейшей их передачи и открытию нового опыта. Стремление человека поддавать собственный интеллектуальный и чувственный опыт рефлексивного анализу, способность замечать детали и закономерности, стремиться к познанию и не иссякающее любопытство могут характеризоваться как внутренняя интеллигентность. Сюда же стоит отнести наличие высоких внутренних ценностей в поддержании морально-этических качеств и проявлений человечества.

Внутренняя интеллигентность невозможна без широко кругозора и большого внутреннего опыта, а также постоянной открытости новому. Тут нет места диктаторству, что в поведении других людей, что в их предпочтениях, не осуждаются традиции и верования. Прежде чем сделать вывод о ком-либо интеллигентный человек постарается максимально понять в том или ином поступке, и если действие окажется за пределами допустимыми моралью, то порицанию будет подлежать именно поступок, а не личность.

Понятие интеллигентности появилось для характеристики определенной группы людей (интеллигенции), занимающихся умственным трудом, когда количество таких людей возросло по сравнению с древними временами, где преобладал труд физический. Когда деятельность, не приносящая видимого и быстрого результата, стала активно формировать общество и пути развития человечества, появились определенные маркеры для причисления человека к интеллигенции. Лишь интеллектуально трудиться мало, необходимо чтобы деятельность соответствовала поддержанию культурных ценностей и способствовала развития как отдельно взятого человека (что ярко представлено деятельностью преподавателей), так и больших человеческих объединений (чего касается установление законодательного государственного права).

Во многих обществах понятие интеллигенции заменяется понятием интеллектуалов, занимающихся все тем же видом деятельности, но не претендующих на несение нового благого смысла в массы. Эти люди характеризуются большей скромностью, меньшим стремлением к ранжированию людей по классам и заслугам, а также предоставляют каждому самостоятельно приоритеты, основываясь на своих суждениях. При этом они продолжают развиваться сами и развивать окружающее пространство собственным профессиональным вкладом.

И подобных разновидностей и ответвлений довольно много, что усложняет описание интеллигентности как однозначного понятия с четкими параметрами и характеристиками. Несколько столетий назад, например, даже интеллигенция делилась на определенные классы, где были представители: высшей интеллигенции, занимающиеся социальной и духовной сферой, имеющие довольно большое влияние на формирование моральных требований общества; средняя интеллигенция также находят себе применение в социальной сфере, но их деятельность уже более практична (если первые видят народ, то вторые видят конкретные лица и судьбы), эти люди занимаются непосредственным претворением в жизнь благих идей (учителя и врачи); низшая интеллигенция еще называется полуинтеллигенцией и занимается помощью средней, сочетая в себе физическую и социально-развивающую деятельность (это помощники врачей, ассистенты, техники, лаборанты).

Но, не смотря на такие грубые попытки разделить людей и саму интеллигентность на основании выполняемой деятельности, это оказалось неверным и отражающим лишь один аспект проявления, тогда как врожденная интеллигентность может проявиться и у человека физического труда и не высоких интеллектуальных способностей. Тут на первое место выступает поведение и способности анализировать происходящее, делать выводы, а также стиль взаимодействия с другими. Этот аспект тесно связан с воспитанием, которое может быть привито, а может быть следствием внутреннего мироощущения человека. И тогда признаками интеллигентности становится не выполняемая деятельность, а наличие у человека постоянного стремления к развитию, способность вести себя достойно, не зависимо от обстоятельств и того, кто перед ним.

Как стать интеллигентным человеком

Интеллигентный человек способен сдерживать свои эмоциональные проявления, негативные эмоции, умеет их перерабатывать, извлекать опыт из допущенных ошибок. Критика воспринимается как инструмент для самосовершенствования, а наличие уверенности в собственных силах, помогает уважительно и терпимо относиться к окружающим.

Интеллигенция, как общественная прослойка не всегда содержит исключительно интеллигентных людей. Часто встречаются врачи, грубящие людям, учителя, не уважающие личность, но с такой частотой можно встретить исключительно доброго и заботливого техника или культурную и обходительную девушку, не имеющую высшего образования. Смешивать эти понятия является серьезной ошибкой, ведь классовое разделение не может отражать совокупность личностных качеств.

Врожденная интеллигентность не является единственным фактором, обуславливающим наличие интеллигентных проявлений. Безусловно, какие-то особенности характера, врожденные механизмы нервной системы, отвечающие за тип реагирования, и среда воспитания влияют на личность, но это не данность, а лишь предпосылки, с которыми будет либо проще, либо сложнее впитать в себя принципы достойного поведения. При этом как происходить процесс зависит исключительно от человека и его мотивации, соответственно, если приложить усилия можно добиться чего угодно.

В основные понятия интеллигентности входит культурное поведение, доброжелательность и толерантность к людям и их проявлениям, а только на втором стоят широта кругозора и способность к глобальному или дивергентному мышлению. Поэтому развивать необходимо свое умение взаимодействовать с окружающими, начиная с доброжелательности, которая привлечет к вам больше внимательных и положительных взглядов. Посмотрите в зеркало и оцените свой взгляд (именно он создает первое впечатление при контакте), и если вы смотрите хмуро, агрессивно, холодно, если от вашего взгляда возникает желание защищаться или молчать, то следует потренировать другой. Открытый, теплый, с легкой улыбкой взгляд расположит к вам человека, покажет, что вы готовы взаимодействовать, а не нападать и конфликтовать. Доброжелательность в общении проявляется культурой общения, подразумевающей отсутствие нецензурных слов, соблюдение личностных границ (остерегайтесь неуместных вопросов или излишне прямых, особенно негативных комментариев). При общении ставьте себе целью сделать день человека немного лучше, а дальше действуйте по ситуации – кого-то нужно выслушать, кому-то помочь, а кому-то будет достаточно тактичности в не замечании промахов.

Толерантное отношение подразумевает допускать существование других точек зрения, но это не значит, что они должны перекраивать ваши убеждения. Если человек действует против ваших моральных ценностей, проявите терпимость и не упорствуйте в наставлении его на путь истинный, но сами отдаляйтесь, не позволяя собственным чувствам страдать. Уважайте чужие выборы и требуйте уважения к своим, но не истериками и гневом, а достойным отстранением от источника дискомфорта.

Расширяйте свои знания, и для этого не обязательно заучивать нудные учебники, мир значительно шире и многогранней, так что ищите, что будет вам интересно. Главное – это развиваться и узнавать новое хоть немного отовсюду, в таких случаях лучше сходить на концерт новой группы, чем пересматривать пятый раз сериал.

Скромность и искренность приведут вас к более качественной жизни, а способность жить по собственной совести развивает личность. Старайтесь не обвешивать себя лживыми заслугами (как искусственными бриллиантами), а найти и развивать свои сильные черты и .

Краткое описание

Основная форма человеческого бытия – общение, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры.
Основная часть общей культуры человека – культура речи, т. е. умение точно, выразительно передать свои мысли.

Содержимое работы - 1 файл

Можно ли по речи судить об интеллигентности человека?

Основная форма человеческого бытия – общение, извечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет неотъемлемую часть его духовной культуры.

Основная часть общей культуры человека – культура речи, т. е. умение точно, выразительно передать свои мысли.

Культура речи – отбор, поиск, сознательное использование в процессе общения языковых средств, необходимых для конкретной коммуникативной ситуации.

Культура речевого общения – совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения.

Культура речи предполагает знание норм языка, его выразительных средств.

Язык не только чуткий показатель интеллектуального, нравственного развития человека, его общей культуры, но и лучший воспитатель. Четкое выражение своей мысли, точный подбор слов, богатство речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности.

Неряшливость в одежде – это, прежде всего, неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щёгольски. В щёгольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного. Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста. Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом. «Профессорская» шляпа и строгий чёрный костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в ещё больше мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека. Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте, в этом никакой неряшливости нет. Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся. Нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка. Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. Это может быть оттого, что он считает их красивыми и гордится ими. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённое явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо .

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.

Учиться хорошей спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.

Министерство образования и науки РФ

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина

Факультет истории и международных отношений

Убеждающая речь на тему: «Можно ли по речи судить об интеллигентности человека?»

Выполнила: студентка 1 курса

факультета истории и м/о

Гулебина Мария

Проверила: Сысоева С.В.

Рязань, 2010

Список литературы

  • Корнилова Е. Н. Риторика - искусство убеждать. М.: УРАО, 1998. - 208 с. - ISBN 5-204-00146-8
  • Аверкий (Таушев) . Руководство по гомилетике. - М.: ПСТГи, 2001. - 143 с. - ISBN 5-7429-0110-0
  • Сопер П. Л. Основы искусства речи. - М.: Феникс, 2006. - 448 с. - ISBN 5-222-07060-3
  • Шахиджанян В. В. Учимся говорить публично

План

    1. Вступление.
      1. Основная форма человеческого бытия.
      2. Культура речи.
      3. Культура речевого общения.
    1. Основная часть.
      1. Нормы языка.
      2. Отношения к языку.
    1. Заключение.
      1. Язык – часть общего поведения в жизни.

Тезисы работы.

  • Основная часть общей культуры человека – культура речи
  • Язык – лучший воспитатель.
  • Четкое выражение своей мысли формирует мышление человека и его профессиональные навыки.
  • Язык – свидетельство вкуса человека.
  • Сильный и уравновешенный человек уверен, что его слово и так весомо.
  • Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

Урок подготовки к ЕГЭ

По русскому языку в 11 классе

«Что такое интеллигентная речь?»

(по письму Д.С.Лихачева)

Учителя МКОУ СОШ №14 пос.Пятигорский

Предгорного муниципального района

Ставропольского края

Ивахненко Татьяны Евгеньевны.

Тема: Что такое интеллигентная речь? (По письму Д.С. Лихачева)

Цели:

  • Подготовка к ЕГЭ.
  • Развитие культуры речи учащихся, понятия об интеллигентной речи.
  • Развитие умения работать с публицистической статьей.
  • Воспитание культуры речи, любви к родному языку.

Ход урока

I. Подготовка к восприятию темы урока. Подготовка к ЕГЭ.

Давайте выполним ряд тестовых заданий на повторение речевых норм русского языка. (Демонстрация слайдов презентации)

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1.созвонИмся З. красивЕе

2.тортЫ 4.катАлог

  1. В каком предложении вместо слова ИНТЕЛЛИГЕНТ нужно употребить слово ИНТЕЛЛЕКТ?
  1. По мнению Д.С.Лихачева, интеллигент - это человек, обладающий умственной порядочностью, свободный в своих убеждениях, не зависящий от экономических, политических условий, не подчиняющийся идеологическим обязательствам.
  2. Примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается.
  3. Интеллигент - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни.
  4. Первыми типично русскими интеллигентами Д.С.Лихачев называет дворян- вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков.
  1. Отметьте предложения без речевых ошибок.
  1. Счастлив тот, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся к юности.
  2. Дети редко прислушиваются и выполняют советы старших.
  3. Благодаря душевности, доброте, взаимопониманию родителей в семье всегда царили мир и согласие.
  4. Все, кто интересовался историей древнерусской литературы, знают труды Д. С. Лихачева.
  1. У кажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
  1. больше пятьдесят рублей
  2. спелых абрикосов
  3. пара носков
  4. надеть пальто
  1. Отметьте слова с ударением на первом слоге.
  1. свекла
  2. принял
  3. цемент
  4. щавель

Итак, что мы повторили?

Как вы думаете, для чего мы это делали?

Над чем нам предстоит работать сегодня?

II. Работа по теме урока. Вступительное слово учителя.

Сегодня тема нашего занятия — культура речи. Материалом для урока нам послужат книги, статьи, высказывания академика Дмитрия Сергеевича Лихачева (1906-1999), слушать выступления которого было величайшим наслаждением для всех, кто любит родной язык. Его речь можно считать эталоном современного разговорного русского языка.

Давайте вспомним, что мы знаем об этом удивительном человеке.

(Учащиеся вспоминают сведения, известные о Д.С.Лихачеве ранее)

А вот что говорят о Д.С.Лихачеве люди, которые его хорошо знали.

Демонстрируются слайды

Хорошо известен источник, из которого этот великий ученый черпал сокровища русской словесности — это древнерусская литература. Говорил он, конечно, не на древнерусском, а на современном русском языке, и говорил без всякого притязания на ораторское красноречие. Но речь его всегда была прекрасной, потому что в ней невольно обнаруживались и высота его духовной культуры, и любовь к родному языку, и бесподобное знание и чувство русского языка, и глубокое уважение и любовь к слушателю или собеседнику.

В статьях: «О языке устном и письменном, старом и новом», и «Как говорить» Дмитрий Сергеевич Лихачев писал о русском языке так:

ЧТЕНИЕ СТАТЬИ

Прочитав такие высокие слова Д.С.Лихачева о русском языке, задумаемся о нашей речи, о наших словах. Ведь неоспоримо, что слово, сказанное человеком, вольно или невольно служит средством самовыражения. От избытка того, что хранится в сердце, говорят уста человека.

Итак: «Почему ты так говоришь?» «Почему мы так говорим?» «Почему они так говорят?» Почему? Почему? Почему?!

Вспомним, как считал Д.С.Лихачев: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. Великий Сократ просил: «Заговори, чтоб я тебя увидел!»

Д.С.Лихачев подходит к очень важной и животрепещущей теме — он говорит о чистоте нашего разговорного языка:

«А ведь бывает и так, что человек не говорит, а „плюется словами 44 . Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность».

Что означает слово циник?

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М.,1995) циничный определяется как ‘бесстыдный’, а цинизм — как ‘пренебрежение к нормам общественной морали нравственности, наглость, бесстыдство’.

Неужели кто-то из нас сознательно хочет быть или выглядеть бесстыдным?! Недаром в русской культурной традиции стыд всегда соседствовал с совестью: «Ни стыда, ни совести!» — гласит известное народное порицание человека с циничным поведением. А переступает человек границу добра и зла чаще всего через слово — через неправильное, неподобающее, противоестественное употребление слов, через ненормативную лексику, то есть через скверные слова! От этого и само такое пере-ступление (или проще — преступление) норм общественной морали называется сквернословием.

Известна нетерпимость Д.С.Лихачева к ненормативной лексике. В одном из интервью 1976 года он сказал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело».

III. Обучение написанию сочинения по публицистической статье в форме ЕГЭ.

Итак, наша задача - написать сочинение-рассуждение по тексту письма Д.С.Лихачева. И в тетрадях у вас, и на у меня на доске есть памятка с критериями такого сочинения.

Что мы должны сделать прежде всего?

  • Сформулировать проблему исходного текста.
  • Прокомментировать проблему.
  • Отразить позицию автора исходного текста.
  • Выразить свое отношение к позиции автора и поднятой проблеме.
  • Аргументировать свой ответ.

IV Подведение итога урока.

Над чем работали сегодня?

Что такое, по мнению Д.С. Лихачева, интеллигентная речь?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение «Что такое интеллигентная речь?» Выскажите свое мнение о проблеме, поднятой Д.С. Лихачевым.