Семинарское выступление для педагогов географии. Областной научно-практический семинар учителей географии Семинары по географии

Ивановское областное отделение ВОО "Русское географическое общество" в партнерстве с Фондом "Содействия военно-патриотическому воспитания молодежи" и Иваново-Вознесенским Морским кадетским корпусом выполняет завершающий этап проекта "Наследники пути русских адмиралов", который был поддержан Фондом Президентских грантов. Напомним, что в этом проекте были задействованы около 6000 учеников образовательных школ России от Калининграда до Владивостока.

Победителями проекта стали дети из маленькой сельской школы села Седельницы Ивановской области и воспитанники Морской школы Санкт-Петербурга. Они вместе со своими учителями и руководителями проекта были награждены поездкой на две недели в Республику Крым и Севастополь для проведения финальных полевых сборов.

Учасники поездки достигли существенных результатов: окунулись в славную историю войн русского народа с турками, Антантой и Великой Отечественной войны, посетили исторические и культурные памятники Крымского региона, духовно обогатились и отдохнули. Все это состоялось благодаря огромной работе педагогов школ разных регионов страны, в том числе и Ивановской области.

С 21 по 23 сентября под руководством председателя Ивановского областного отделения РГО О.В. Волынкина команда педагогов провела названное мероприятие на берегах Волги в просветительском центре парк-отеля "Волжский прибой" в Костромской области. Модератором мероприятия являлся заведующий кафедрой экологии и географии Шуйского филиала ИвГУ доцент, кандидат географических наук Марков Дмитрий Сергеевич.

В работе семинара приняли участие самые опытные и заслуженные педагоги Ивановской области, а также 16 студентов 1-4 курсов нашего университета – единственного вуза в области , в котором готовят будущих учителей и истории, и географии (образовательная программа История; География по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки).

Связанные любовью к географической науке учителя и студенты слушали интересную лекцию О.В. Волынкина о полярных путешествиях и поведении в экстремальных ситуациях, обсуждали актуальные вопросы инклюзивного образования детей, формирования духовно-нравственных установок молодежи, а также обменивались опытом привлечения молодых специалистов в школы области. Перед участниками семинара также выступил директор Ивановского ЧОУ "Православная средняя школа Феодоровской иконы Божией Матери" А.М. Алябьев, который на основе своего богатого жизненного опыта охарактеризовал перспективность педагогического пути и личностного развития в школе для молодых учителей.

Студенты ИФФ активно включились в дискуссию педагогов и показали свою хорошую осведомленность в психолого-педагогических аспектах деятельности современного учителя. Интересные и эмоциональные выступления наших студентов А.Н. Валюх, М.Н. Матвеева, В.С. Андриевского и других показали, что студенты факультета имеют высокую готовность и мотивацию к работе педагога. Также они получили добрые напутствия от профессиональных учителей географии с многолетним стажем и предложения о сотрудничестве. В рамках семинара были организованы круглые столы и практикум по географическим исследованиям в природе с использованием современных приборов.

По инициативе Ивановского областного отделения РГО 22 сентября на встречу с опытнейшими педагогами были приглашены студенты географического факультета Ивановского Государственного Университета с целью обмена опытом и живого общения с преподавателями своей будущей профессии. Студенты были очень довольны встречей, т.к. получили бесценный опыт от мэтров географической, исторической и биологической наук.

Вот что говорят об этом сами студенты.

Бугров Валерий Алексеевич: "Этот семинар – замечательная площадка для обмена опытом между педагогами с многолетним стажем работы и студентами. Нам, изучающим географию (к сожалению, пока без методики преподавания), было интересно услышать от опытных учителей об особенностях преподавания предмета. Нельзя не упомянуть и интереснейшие рассказы председателя Ивановского отделения РГО Волынкина Олега Викторовича. Несомненно, участие в подобного рода мероприятиях полезно студентам-географам".

Андриевский Виталий Сергеевич: "От Конференции у меня остались только яркие впечатления, всё было хорошо организовано, в прекрасном месте. Особенно заинтересовало РГО, было интересно послушать истории про кругосветные путешествия, а также был интересно услышать об опыте учителей со стажем".

Гарелина Мария Александровна: Насыщенные выходные нашего историко-филологического факультета. Суббота, 22 сентября, для нашего историко-филологического факультета поистине была очень активной и веселой. Студенты – парни и девушки – приняли участие в конференции педагогов в Волжском Прибое. На мероприятии читали лекции об экспедициях русского географического общества, о детях с ограниченными возможностями, о счастье. Спасибо всем, кто был с нами и кто любит педагогику! Выражаем искреннюю признательность Ивановскому областному отделению РГО за помощь в организации выступления студентов на семинаре!

Надеемся, что для наших студентов участие в педагогическом семинаре, а также личное общение с Профессиональным путешественником О.В. Волынкиным и другими членами РГО будут одним из шагов на пути к их будущей успешной профессиональной деятельности учителей географии и истории".

Результатом семинара стал вывод о необходимости продолжении активной деятельности РГО с ее членами – педагогами, студентами и учащимися образовательных школ с целью популяризации гуманитарных наук.

8 декабря на базе МКОУ «Новоярковская СОШ» состоялся семинар-практикум «Системно-деятельностный подход в естественнонаучном образовании школьников как основа новых образовательных стандартов», инициаторами которого выступили руководители муниципальных методических объединений учителей географии Каменского и Баевского районов (Цыганкова Ю. Г. и Боровикова Ю. И.) при поддержке Управления образования Администрации Каменского района.

С приветственным словом к присутствующим обратилась директоры школы Павлова О. А., которая познакомила с историей и традициями Новоярковской СОШ. Участники вокальной группы и хореографической студии подарили учителям заряд хорошего настроения на весь день.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность». Эти слова великого Бернарда Шоу стали ведущей идеей семинарского занятия «Системно-деятельностный подход в преподавании географии». На нем педагоги рассмотрели системно-деятельностный подход как организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. Ведущая семинара (Цыганкова Ю. Г.) поделилась с коллегами подборкой приемов работы при СДП на разных стадиях урока географии.

Ерёменко В. К., учитель географии МБОУ «Ситниковская СОШ» Баевского района представила бобщение опыта по теме «Работа с учебниками УМК линии «Полярная звезда». Достаточно подробно и системно продемонстрировала работу с учебниками и методическими пособиями данной предметной линии.

Следующим в программе семинара-практикума состоялся открытый урок в 6 классе по обобщению темы «Гидросфера». Провела его Боровикова Ю. И., руководитель ММО ЕНД, учитель географии и биологии Нижнечуманской СОШ Баевского района. В рамках урока Юлия Ивановна сумела организовать работу таким образом, что ученики самостоятельно ставили цели, планировали свою деятельность, реализовывали задуманное, проводили рефлексию на каждом этапе пути, подводили итоги и осуществляли самооценку. Урок прошел в форме путешествия, что определило общую мотивацию и заинтересованность школьников.


Неподдельный интерес педагогов вызвал мастер - класс «Роль карты при обучении географии» Хох О. А., учителя географии МКОУ «Рыбинская СОШ» Каменского района. Оксана Анатольевна организовала работу группы учителей на трех рабочих площадках, на каждой из которых необходимо было выполнять задания, связанные со знанием географической номенклатуры, местоположением объектов, соотнесением страны и флага и другие.

Системно-деятельностный подход предполагает не только активную и результативную деятельность учеников, но и, в первую очередь, перестройку учительской психологии к новым условиям труда. На практическом занятии «Психолого-педагогическое сопровождение учителя в условиях внедрения ФГОС» педагог-психолог МКОУ «Новояровская СОШ» Терещенко Н. Н. поделилась «секретами» психологических приемов.

Завершился семинар обсуждением проведенных мероприятий. Подвела итоги работы Горбунова А. В., ведущий специалист, инспектор школ Управления образования Администрации Каменского района. Алена Владимировна поблагодарила всех за плодотворну работу, администрацию школы за гостеприимство. А так же вручила благодарственное письмо методическому объединению Баевского района, в лице руководителя Боровиковой Ю. И., за сотрудничество в решении актуальных вопросов введения ФГОС ОО в систему естественно-научного образования школьников Алтайского края.

Учителя поделились впечатлениями встречии и выразили надежду на дальнейшее взаимодействие.

«Мы учимся, когда мы что-то делаем», - под таким девизом 30 октября 2018 года состоялся практический семинар для учителей географии образовательных организаций Ярославской области «Изменения в структуре и содержании регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по географии».

Около 40 учителей географии из 36 образовательных организаций Ярославской области, а также студенты 5 курса ЯГПУ им. К.Д. Ушинского приняли активное участие в данном мероприятии.

Об изменениях в структуре и содержании регионального этапа ВсОШ рассказала Нургаязова Маргарита Вячеславовна, педагог-организатор отдела конкурсных мероприятий ГОУ ДО ЯО ЯРИОЦ «Новая школа». Особое внимание было уделено вопросу о порядке проведения состязательных туров, а также описанию заданий теоретической, практической и тестовой частей.

В практической части семинара учителям было предложено разделиться на творческие группы. Оказавшись в роли участников регионального этапа ВсОШ по географии, они смогли познакомиться с особенностями решения географических задач.

В специфике задания теоретической части олимпиады на знание природно-климатических особенностей территории земного шара, номенклатуры физико-географических объектов, а также на знание географических координатпомогала разбираться Георгица Ирина Михайловна, заведующий кафедрой физической географии ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат географических наук.

Под руководством Базуновой Людмилы Валентиновны, старшего преподавателя кафедры физической географии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, участники семинара пошагово разобрали задание теоретической части олимпиады, ориентированное на знание структуры и географии железнодорожного транспорта РФ, характеристик и особенностей грузопотоков.

В связи с тем, что у участников олимпиады возникают большие затруднения при выполнении второй части, которая состоит из заданий практической направленности, на семинаре была предложена работа с практической частью олимпиады. Были разобраны задания, связанные с проверкой топографических знаний и умений, а также с умениями и навыками работы с картографической и статистической информацией. В процессе работы Жихарев Алексей Михайлович, доцент кафедры физической географии ФГБОУ ВО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, кандидат географических наук, очень подробно отвечал на вопросы участников семинара.

В каждой творческой группе вниманию участников представлялась система оценивания заданий олимпиады.

В течение работы семинара каждый из присутствующих смог поработать во всех трех творческих группах.

Участники семинараназвали мероприятие информативным, полезным и актуальным.

Конечно, многие из нас уже почти привыкли к тому, что разнообразные новшества в образовательном мире не всегда вызывают позитивные эмоции, хотя, по идее, и направлены на вроде как улучшение чего-либо. И как тут не вспомнить:
"Не надо делать мне как лучше,
Оставьте мне как хорошо! "
Но... некоторые новости вызывают такое огромное количество ответных вопросов, что просто диву даёшься - почему Он с экрана во всеуслышание призывает к одному, а на местах, в регионах, на деле получается совсем другое? Это так, присказка, которую вроде бы как ничего и не предвещало, но ровно до вчерашнего семинара-совещания учителей географии Краснодара совместно с преподавателями КубГУ.
Впрочем, обо всём по порядку...

Я очень рада, что звёзды важных-неотложных дел сложились таким образом, что моё присутствие на совещании в школе №35 стало возможным. Школа - знакомая, актовый зал - вместительный, присутствующие - замечательные коллеги:

Вместе с ними мы рассматриваем подготовленные для нас материалы о Всероссийском географическом диктанте,

Интересуемся новинками методической литературы,

Пополняем свои личные библиотечки учителя географии...

Постепенно в зале собираются специально приглашённые учителя географии из 50 городских школ, тьюторы и все желающие учителя географии города Краснодара.

И вот в назначенное время начинается наш семинар:

Наталья Маратовна Овсянникова - главный специалист отдела развития образования Краснодарского научно-методического центра, приветствует собравшихся и открывает наше совещание.

Мы познакомились с планом работы на сегодня:

А я опять улыбаюсь)))) Как и в прошлом плане августовского совещания, меня там вроде как нет, а я есть!)))) Вот что значит, в последний момент разрешить ситуацию.))))

А Наталья Маратовна рассказывала нам серьёзные вещи, грустные - о результатах ОГЭ-2017 по географии. К сожалению, есть некоторые школы в городе (их представителей приглашали по особому списку!), где учащиеся показали очень низкие результаты, очень много не просто "3", но с низким пороговым значением... Наталья Маратовна ещё раз подробно объяснила, какими способами учителя могут получить помощь и поддержку по подготовке своих учеников к ОГЭ. А я смотрела на листик с регистрацией и недоумевала - 50 школ пригласили, а пришли представители только 24 из них. Странно...

Тем временем Наталья Маратовна перешла к ЕГЭ, она напомнила о структуре экзаменационной работы, познакомила с КИМами, и особо пояснила для молодых коллег, что учитель должен не только с учеником прорешать демоверсию, но и внимательно с карандашом в руках просмотреть кодификатор, выяснить все возможные варианты вопросов и темы, по которым они составлены !
Наши кубанские 13095 выпускников 11 классов составили около 2% всех выпускников России. И более 9% сдававших ЕГЭ по географии не перешли порог успешности. Мы увидели те темы, которые вызвали наибольшие затруднения у сдававших ЕГЭ по географии в 2017 году:
-- о Китае,
-- о специализации стран в международном разделении труда,
-- о населении мира,
-- о металлургии и химической промышленности России.
Это номера вопросов: 1, 2, 7, 8, 9, 10, 20, 26.
Учителя должны понимать, где чаще всего ошибаются дети, чтобы уметь предвидеть эти ошибки!
Очень жаль, что в этом году нет ребят со 100б. по ЕГЭ, только 2 человека в городе получили результат более 90б.
И как вывод, пожелание Натальи Маратовны всем участникам совещания:
"Не надо "вариться в собственном соку" с трудностями, зовите на помощь, приходите в КНМЦ, я и тьюторы всегда готовы помочь!"

Наталья Маратовна пригласила в президиум присутствующих преподавателей КубГУ.
Первой выступала Вера Владимировна Миненкова - зав.кафедрой экономической, социальной и политической географии КубГУ.

Она напомнила нам о проводимых воскресных лекциях для школьников в КубГУ, рассказала о выездных встречах преподавателей вуза с учителями географии края, рассказала о прошедшей недавно встрече в СОШ №31. Также показала брошюру - куда принимают на географическом факультете с ЕГЭ по географии, поделилась последними новостями , которые лично у меня вызвали много вопросов...
1. С середины ноября перестают существовать по отдельности Географический и Геологический факультеты КубГУ !
2. В результате реорганизации вуза появится новое подразделение в его составе - Институт географии, геологии, туризма и сервиса (могла чуть не так запомнить, но смысл верный!).
3. На специальности бывшего Геологического факультета с 2018 года не будут принимать с ЕГЭ по географии. Географию заменит физика!
И тут учителя зашумели.... Кааак? На геологию - физика? И когда об этом станет известно официально? Ведь множество детишек уже готовятся, сколько времени потрачено, сил и не только вложено именно в подготовку по географии! Переживали учителя - это ж как так получается - Президент призывает уделить внимание предмету География, а в итоге...? Но было видно, что Вере Владимировне и самой тяжело даётся этот разговор... Учителя предложили пойти в КубГУ, узнать, разъяснить, поговорить...

Вера Владимировна рассказала о факультете, напомнила, что можно учась на Географии, получить за 40-45 тыс.руб. за два года дополнительную специальность экскурсовода, преподавателя, менеджера курортного дела и туризма.
Было интересно узнать, что в вузе продолжается целевой приём студентов. Не надо стесняться, надо спрашивать. Кстати, заявки на целевое обучение принимаются до 10 апреля. И к 20 мая уже есть точное количество "целевиков". В последние годы Москва на 100% удовлетворяет запросы на целевое обучение по всем специальностям кроме юриспруденции и экономики - на них постоянно сокращается квота. И те ребята, которые уже учатся по целевым направлениям, отличные студенты, очень яркие, активные, талантливые.

Завершила Вера Владимировна своё выступление словами о нашей общей цели - популяризации географической науки. Были ли вопросы? О, да......, о замене географии на физику..............

Следующим выступал Дмитрий Александрович Комаров - к.г.н., доцент кафедры геоинформатики КубГУ.

Он ещё раз напомнил о структуре ЕГЭ по географии,

А потом перешёл к самым проблемным заданиям. И действительно, посмотрите, % - это процент ответивших ВЕРНО.

Задание №4 - одно из недавно появившихся в КИМах.

В последнее время идут обсуждения об увеличении количества подобных заданий.

Удивительно:

Вот вроде бы такое простое задание.


Но дети часто путаются, выбирают мало верных ответов или вообще только 1 ответ...

Задание №30 так похоже на №20 в ОГЭ...


А задание №32 введено ещё в 2006 году. На сегодняшний день существует множество его разновидностей, а в этом году усложнение и так одного из самых сложных заданий ЕГЭ - теперь там будут не только часы, но и минуты.

Много вопросов было задано Дмитрию Александровичу про новые методические материалы для подготовки к ЕГЭ. Будет ли новая брошюра? Да, будет!


Анатолий Валерьевич Погорелов - зав.кафедрой геоинформатики КубГУ, рассказал о проблемах географии вообще и географической науки в частности.

Он сожалел, что мало профессионально географически образованных людей на руководящих должностях. А лично я в этом вопросе с ним не совсем согласна... Есть пример руководителя географа.........
Анатолий Валерьевич рассказал, что в 2017 году ЕГЭ по географии сдавали около 100 учащихся, а это очень мало. Учителя должны не только повлиять на количество сдающих ЕГЭ, но качественно их готовить.А мы тем временем подключаемся к вебинару про электронные формы учебников...

Для учителей есть пробный бесплатный период ознакомления с учебниками...

Елена Ивановна Шапарева поблагодарила Анатолия Валерьевича Погорелова за потрясающую встречу с ребятами, которая недавно прошла в СОШ №31.

А он пригласил всех ребят 12 ноября в 14-00 на День открытых дверей в КубГУ , сначала будет общая встреча в актовом зале, а потом ребята смогут побывать на тех факультетах, которые их заинтересовали.

Чуть напомню:
1. Географический диктант я писала в 2015 году онлайн Очень хочется увидеть как можно больше знакомых лиц педагогов 3 и 26 ноября!))))) Завершилось совещание работой городского актива учителей географии и тьюторов по составлению планов и графиков работы методического объединения учителей географии города.

Рада, что могла помочь молодой коллеге - отправила ей по электронной почте памятку для родителей по подготовке ребёнка к ОГЭ по географии. Если кому-то нужно тоже - пишите свою электронную почту, вышлю...
Вот такое у нас было совещание - продуктивное, интересное, насыщенное, полезное, но... у меня осталось ощущение некой недосказанности и обиды за географию как науку, непонимания грядущих изменений. Это я про слова об объединении Географического и Геологического факультетов, замене ЕГЭ по географии на физику при поступлении на специальности Геологического факультета...

Коллеги, а что Вы об этом думаете?

Вот как так получается с географией?
Почему в 9 классе дети массово сдают географию, она им интересна. А потом? Что, быть ей "элитарной" наукой, которую изучают так, для удовольствия, если мало куда нужна при поступлении...? А я теперь думаю - а вдруг вообще географию из школ уберут - неужели мы к этому идём? Зачем тогда вообще привлекать к ней внимание диктантами, деятельность всероссийских общественных организаций?

P.S.
Как давно делаю, ссылку на данный пост как и другие сообщения географической тематики, я сброшу в группу WhatsApp учителей географии города Краснодара . Знаю, что многие коллеги прочитают, ведь потом лично при встрече говорят об этом, благодарят... И сегодня хотелось бы предложить всем оставить свой отклик.
Сделать это просто:
- Нажмите на стрелку-треугольник рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя.
- Нажмите "Продолжить" и напишите свой отклик.
- Далее нажмите "Публикация".
Появится текст, сообщение на модерации, значит, Ваш комментарий обязательно появится в блоге!

Институт географии, геологии, туризма и сервиса ФГБОУ ВО Кубанского государственного университета проводит цикл бесплатных семинаров в рамках проекта «Углубленное изучение и систематизация знаний по географии» для подготовки к ЕГЭ. Темы семинаров выбраны с учетом результатов анализа выполненных заданий ЕГЭ в 2012 – 2018 гг., регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2014 – 2018 гг. Зачастую учащиеся имеют слабые практические навыки по определению амплитуды температур, чтению карты, объяснению физических механизмов метеорологических явлений, по анализу графического материала, в том числе климатограмм; ошибочно ставят знак равенства между федеральными округами и экономическими районами или не знают состава федеральных округов; имеют слабые практические знания по определению сельскохозяйственных районов.

Расписание проведения бесплатных семинаров по географии
на 2018-2019 учебном году

Дата проведения семинара

Тема семинара

Ф.И.О. преподавателя, проводящего семинар

сентября 2018 г.

Земля как планета. Форма и размеры Земли. Доказательства шарообразности Земли. Географические следствия формы и размеров Земли. Движения Земли: суточное (осевое) и годовое (орбитальное) движения Земли и их следствия.

октября 2018г.

Географические карты. Измерения направлений и расстояний на планах и картах. Разнообразие карт по способам построения картографических проекций, характеру искажений, масштабу, назначению содержанию.

Бойко Е.С., канд. геогр. наук, преподаватель кафедры геоинформатики

октября 2018г.

Строение литосферы. Внутренние силы, формирующие и изменяющие поверхность Земли. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли. Выветривание и его виды. Антропогенные факторы преобразования рельефа. Основные формы рельефа суши. Рельеф дна Мирового океана.

Жирма Валерий Валерьевич, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии

ноября

Гидросфера и ее состав. Составные части Мирового океана. Характеристика океанических вод (химический состав, соленость, температурный режим). Динамика вод. Приливы и отливы. Течения в океане. Воды суши.

Нагалевский Ю.Я., канд. геогр. наук, профессор, зав. кафедрой физической географии

ноября 2018г.

Атмосфера. Типы климата, факторы их формирования, климатические пояса России.

Чехла Наталья Владимировна, преподаватель кафедры физической географии

декабря 2018г.

Климатообразующие факторы на территории России. Характеристики солнечной радиации и закономерности распределения на территории России. Типы воздушных масс и их циркуляция. Атмосферные фронты, циклоны (пути прохождения) и антициклоны на территории России.

Нагалевский Э.Ю., канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии

декабря 2018г.

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность. Природная зона как природный комплекс. Природные зоны мира, их характеристики (географическое положение, рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир)

января 2019г.

Закономерности распространения почв по земному шару. Охрана земель; земельный фонд мира; эрозия почв и ее виды.

Бекух Заира Адгемовна, канд. геогр. наук, доцент кафедры физической географии

февраля 2019г.

Физическая география материков и океанов, разбор тестов и задач.

Комаров Дмитрий Александрович, канд. геогр. наук, доцент кафедры геоинформатики

февраля 2019г.

Разбор задач на знание особенностей расположения различных географических объектов с использованием текстов и контурных карт.

Пашковская Алёна Анатольевна, канд. геогр. наук, преподаватель кафедры физической географии

марта 2019 г.

Особенности природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры крупных стран мира

Шатилов Сергей Александрович, канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии

марта 2019 г.

Географическое положение России, его виды. Разбор тестов.

Мамонова Анна Владимировна, преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии

марта 2019 г.

Население России. Факторы, влияющие на динамику численности населения. Естественное движение: рождаемость, смертность, естественный прирост. Демографическая ситуация в регионах России. Механическое движение населения (миграции). Виды миграций.

Миненкова Вера Владимировна,

канд. геогр. наук, доцент, зав. кафедрой экономической, социальной и политической географии

апреля 2019г.

Языковые семьи и группы. Этнический и религиозный состав населения России и ее регионов. Разбор тестов.

Дейко Сергей Юрьевич, преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии

Мировое хозяйство. Структура и особенности современного мирового хозяйства (интернационализация, интеграция). Региональные экономические объединения (Европейский союз - ЕС, Северо-Американская зона свободной торговли - НАФТА, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии –АСЕАН и др.)

Коновалова Анна Витальевна, преподаватель кафедры экономической, социальной и политической географии

мая 2019 г.

Регионы России. Природно-хозяйственное районирование России. Принципы районирования. Географические и исторические предпосылки формирования на территории России крупных природно-экономических районов. Типы территориальной структуры хозяйства и размещения населения.

Филобок Анатолий Анатольевич, канд. геогр. наук, доцент кафедры экономической, социальной и политической географии

Обратите внимание, что семинары проводятся с 11:00 до 14:00 ; по адресу г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Институт географии, геологии, туризма и сервиса, аудитория 218 (второй этаж) для всех обучающихся в общеобразовательных организациях Краснодарского края.

Сбор в Центральном холле университета в 10:45 соответственно датам проведения семинаров.