Мор разбор глагола. Морфологический разбор глагола: пример анализа

Ученики школ и студенты филологических факультетов обязательно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Среди них глагол обычно принято считать наиболее сложным для анализа, поскольку у него много грамматических категорий, которые достаточно трудно определить. Чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, важно точно знать все требования к нему, следовать алгоритму, учитывать все особенности каждой грамматической категории. Сам разбор необходимо выполнять тщательно, внимательно относиться к любому пункту, не забывать об общих правилах анализа. Именно морфологический разбор становится отличным способом регулярно и эффективно повторять грамматические категории глагола, помогает на практике определять свойства глагола, не путать категории и правильно их определять на конкретных примерах.

Выполняем морфологический разбор глагола. Основные принципы разбора, особенности грамматических категорий глагола
Делайте морфологический разбор глагола внимательно. Постарайтесь вникнуть в содержание текста, смысл анализируемого слова. Это необходимо для правильного определения инфинитива, синтаксической роли слова. Сосредоточьтесь и не отвлекайтесь на посторонние факторы. Работайте сначала на черновике. Только полностью выполнив разбор, проверив его, можно приступать к переписыванию на чистовик.
  1. Сначала вам понадобится указать неопределённую форму глагола, инфинитив. Для этого нужно поставить слово в форму, отвечающую на вопрос что делать? или что сделать? Обратите внимание: вопрос должен соответствовать вашему глаголу. Если перед вами глагол «читает», нужно задавать вопрос что делать? (что делает? – читает ), а не что сделать? То есть инфинитив для глагола читает – читать, а не прочитать. Не путайте глаголы разной видовой принадлежности, поскольку вид – это постоянный признак глагола. Он сохраняется, когда вы определяете инфинитив.
  2. Зачастую ученики и студенты забывают записать общее грамматическое значение слова как части речи. Не пропускайте данный пункт. Здесь вам достаточно указать уже выученное общее значение глагола – действие. Оно одинаково для всех единиц.
  3. Следующая категория – возвратность глагола. В школе многие привыкли, что определить возвратность очень просто: достаточно посмотреть на слово, выяснить, есть ли у него формальный показатель возвратности. Им является постфикс –ся, или –сь. Например: тороплюсь, смеётся. На самом деле к данной категории нужно относиться более внимательно, а слово необходимо анализировать глубже и тщательнее. Запомните несколько важных моментов.
    • Возвратным может быть только непереходный глагол. Лучше сначала определить его переходность, а уже после этого анализировать возвратность. Однако в разборах принято сначала указывать возвратность. Поэтому сделать морфологический разбор глагола лучше сначала на черновике, а затем переписывать в заданном порядке.
    • Постфикс –ся или –сь – обязательный признак возвратности.
    • Не путайте невозвратные глаголы с постфиксами –ся или –сь с возвратными. Возвратными не являются глаголы, имеющие данные формальные показатели (постфиксы), но относящиеся к глаголам, которые имеют безличное значение или указывают на интенсивность действия. Например: не думается, стучаться . Эти глаголы – невозвратные.
  4. Точно определяйте переходность глагола. Принято выяснять переходность глагола простым способом. Вам достаточно составить словосочетание с глаголом таким образом, чтобы зависимое слово оказалось в винительном падеже. Запишите словосочетание. Обратите внимание, есть ли в нём предлог. Отсутствие предлога – формальный показатель переходности глагола.

    Переходный глагол должен обозначать в вашем словосочетании действие, направленное на предмет. Сам предмет в результате действия изменяется, возникает. Запомните: вам важно выяснить потенциал слова, подобрать нужное словосочетание, а не просто посмотреть, есть ли предлог в имеющемся контексте.

  5. Грамматическая категория вида чаще всего не вызывает затруднений при морфологическом разборе.
    • Несовершенный вид обозначает действие, которое ещё не завершено, находится в процессе и развитии. Оно пока не закончено, что и дало название виду. Обратите внимание, что от времени вид в данном случае не зависит: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трёх временах. Например: он выполняет работу, он будет выполнять работу, он выполнял работу. Прошедшее время не даёт нам представления о завершённости действия, его результате: возможно, человек выполнял работу, но не выполнил её.
    • Совершенный вид сигнализирует о законченности действия. Действие было прекращено, оно достигло своего предела. Нередко глаголы совершенного вида образуются от несовершенных с помощью приставок: читал – прочитал .
    • Простой способ выяснить вид глагола – задать к нему вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а несовершенного – «что делать?».
    • Важный момент: глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени.
  6. Спряжение глагола – очень непростая для определения грамматическая категория. Вам потребуется знание исключений, окончаний глаголов, которые относятся к конкретному спряжению. Лучше всего хорошо выучить окончания, а также несколько глаголов, относящихся ко второму спряжению.
    • Когда личное окончание глагола находится под ударением, вы сможете определить спряжение по нему. Лучше всего поставить глагол в форму третьего лица множественного числа.
    • Окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ут (-ют), -ешь, -ет, -ем, -ете.
    • Окончания глаголов второго спряжения: -им, -ит, -ишь, -ите, -ат (-ят), -у (-ю).
    • Если личное окончание глагола является безударным, спряжение определяйте по инфинитиву.
    • Глагола первого спряжения – все глаголы с безударным личным окончанием, а также слова стелить, брить.
    • Глаголы второго спряжения – все глаголы, имеющие безударное личное окончание, с инфинитивом на –ить, а также несколько слов-исключений: слышать, дышать, держать, гнать, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть, зависеть.
    • Существуют в русском языке и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть. Есть глаголы, которые склоняются с особыми окончаниями. Например, создать, дать.
  7. Следующая категория, в которой вам необходимо хорошо разбираться, чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, – категория наклонения. Известны три формы наклонения: сослагательное (условное), повелительное, изъявительное. Чаще всего вы встречаете глаголы изъявительного наклонения, но вам нужно уметь определять любое наклонение.
    • Глагол в изъявительном наклонении имеет формы времени, лица, числа, а также рода, если он употреблён в прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые будут происходить, происходят или происходили когда-то.
    • Глаголы в повелительном наклонении побуждают к действию, выражают просьбу, приказ или рекомендацию. В данном наклонении глаголы могут изменяться только по числам.
    • Желательное или возможное действие обозначают глаголы в условном наклонении. Эти глаголы изменяются по числам и родам, но не имеют форм времени.
  8. Категория времени есть только у глаголов в изъявительном наклонении, в других случаях её определять не нужно. Обратите внимание на некоторые нюансы:
    • Настоящего времени нет у глаголов совершенного вида.
    • Сложную форму будущего времени образуют глаголы несовершенного вида. Например: буду смотреть.
    Определяя непостоянные признаки, не забывайте, что далеко не все из них могут присутствовать у вашего глагола. Помните особенности грамматических категорий, чтобы не тратить время на установление какого-то признака.
Порядок морфологического разбора глагола: этапы работы
  1. Выпишите слово из контекста – именно так, как оно там употреблено. Это – словоформа вашего глагола.
  2. Выясните неопределённую форму глагола. Запишите полученный инфинитив.
  3. Обозначьте общее грамматическое значение глагола – действие.
  4. Определите по порядку все неизменяемые грамматические категории глагола:
    • возвратность;
    • переходность;
    • вид;
    • спряжение.
  5. Определите изменяемые грамматические категории глагола:
    • наклонение;
    • время;
    • число;
    • лицо;
    • род.
    Желательно применять традиционную формулировку: глагол употреблён в форме.
  6. Выясните синтаксическую роль глагола в предложении. Чаще всего глаголы являются сказуемыми. Выпишите предложение и подчеркните в нём глагол в соответствии с его синтаксической функцией. Запишите, каким членом предложения он является.
Не забывайте об основных особенностях грамматических категорий глагола, нюансах морфологического разбора, выполняйте анализ в соответствии с алгоритмом. Тогда вы сможете сделать морфологический разбор глагола тщательно и правильно.

Глагол - изменяющаяся часть речи, которая обладает постоянными и непостоянными признаками. При морфологическом разборе необходимо учитывать форму, в которой находится глагол: если перед вами инфинитив, то он не обладает непостоянными признаками, поскольку не изменяется. Также нужно помнить, что некоторые учебные программы считают причастие и деепричастие формами глагола, хотя в большинстве школьных учебников это самостоятельные части речи.

На сайте можно воспользоваться морфологическим разбором глагола онлайн.

План морфологического разбора глагола

Для осуществления разбора необходимо рассмотреть характеристики глагола:

  • значение (действие предмета);
  • вопрос (что (с)делать?);
  • исходная форма (всегда инфинитив);
  • постоянные признаки: спряжение, вид, переходность;
  • непостоянные признаки: наклонение (есть всегда), время (при изъявительном наклонении), лицо (при изъявительном наклонении, кроме прошедшего времени), число (есть всегда), род (при прошедшем времени);
  • роль в предложении (личные формы – сказуемое, инфинитив – любой член предложения).

Образец морфологического разбора глагола

  1. Часть речи и её значение.
  2. Исходная форма
  3. Постоянные признаки (спряжение, вид, переходность)
  4. Непостоянные признаки (наклонение; при наличии: время, лицо, число, род)
  5. Роль в предложении

Примеры морфологического разбора глагола

Добродетель, юность и наивность! Если их утратишь , то уж безвозвратно! (Э.М. Ремарк, «Чёрный обелиск»).

  1. Утратишь (что сделаешь?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – утратить.
  3. Пост. признаки: 2 спряжение, совершенный вид, переходный.
  4. Непост. признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 2 лицо, единственное число.
  5. (Что сделаешь?) Утратишь. В предложении выполняет функции сказуемого.

«Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, обхватив колено руками» (М. А. Булгаков, "Мастер и Маргарита").

  1. Рванула (что сделала?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – рвануть.
  3. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
  4. (Что сделала?) рванула. Сказуемое.

"Мы зашли выпить только по чашке чая" (Э.М. Ремарк, "Чёрный обелиск").

  1. Выпить (что сделать?) – глагол. Обозначает действие.
  2. Начальная форма – выпить.
  3. Постоянные признаки: 1 спряжение, совершенный вид, переходный.
  4. Непостоянные признаки: отсутствуют, т.к. глагол в форме инфинитива.
  5. Зашли (с какой целью? зачем?) выпить по чашке чая. Обстоятельство.

Напоминал -глагол,н.ф. - напоминать,
постоянные признаки: несовершенный вид,невозвратный,переходный,1 спряжение.
непостоянные признаки:в изъявительном наклонении,в прошедшем времени,в мужском роде в единственном числе
синтаксическая роль в предложении - сказуемое.
Даю разбор глагола - алгоритм:
Памятка для морфологического разбора глагола (разбор как части речи)1.начальная форма – это неопределённая форма,отвечает на вопросы –что делать? Что сделать?2.Даю стишок,чтобы запомнить порядок разбора: ВИД.ВОЗВРАТНОСТЬ,ПЕРЕХОДНОСТЬ И СПРЯЖЕНИЕ(это постоянные признаки глагола)А ЗАТЕМ (слово ЗАТЕМ как бы указывает на переход к непостоянным признакам)мы у глагола найдём наклонение,время,род (или лицо) ну и, наконец, число.3.Синтаксическая роль в предложении.
Как определить эти категории?
Вид- бывает совершенный и несовершенный,зависит от вопроса: что делать? –несовершенный,что сделать?– совершенный (.подсказка – Если в вопросе есть С,то и вид с буквой С (=Совершенный)Если в вопросе нет С,то и вид без -С –(несовершенный)-любить(что делать?) -несовершенный вид;полюбить – что Сделать? –вид Совершенный.-
возвратность – зависит от частицы СЯ – есть СЯ – глагол возвратный,нет СЯ – глагол невозвратный(умыть - невозвратный, умытьСЯ- возвратный)
Переходность –определяем так: надо К ГЛАГОЛУ задать вопрос винительного падежа без предлога:КОГО? ЧТО?- любить (кого? что?) – можно мысленно «прилепить» существительное –(маму или кашу) .Если существительное «лепится», то глагол переходный,если – нет – (например, бежать (кого? Что?) – нельзя "прилепить"существительное в винительном падеже без предлога – следовательно, глагол непереходный)Помни: если глагол возвратный (то есть с частицей СЯ, он всегда непереходный)
СПРЯЖЕНИЕ –Запомни -ко 2 спр относятся ВСЕ глаголы на ИТЬ (в неопр форме) ,кроме БРИТЬ
СТЕЛИТЬ (они -1 спряжения)
+ 11 исключений (гнать,держать,смотреть и видеть
дышать,слышать,ненавидеть
и обидеть,и терпеть,и зависеть,и вертеть -вы запомните,друзья,их на Е спрягать нельзя.Все остальные глаголы - на АТЬ,ОТЬ.ТИ.ЧЬ,УТЬ и т д. это глаголы 1 спряжения
И ещё :в 1 спр - пишется Е (гласная с 1 палочкой - как и само спряжение 1)-борЕтс
А во 2 спр пишется И (гласная с двум палочками - как и в самом спряжении 2).строИт
Переходим к непостоянным признакам глагола.Наклонение (изъявительное сослагательное,повелительное) – в основном глаголы стоят в изъявительном наклонении – это глаголы настоящего,прошедшего и будущего времени (стоит,стоял постоит),сослагательное наклонение – имеет при себе частичку –бы (стоял бы),а повелительное – содержит приказ: (Стой!)В изъявительном наклонении определим время (см. выше)В зависимости от времени определим род (если время прошедшее –мужской,женский,средний) или лицо (1-ое 2-ое,3-е- если время настоящее или будущее)Ну и наконец – число (единственное и множественное)Синтаксическая роль в предложении у глагола,как правило,- сказуемое.

  1. Часть речи. Общее значение.
    • Часть речи — глагол.
    • Обозначает: действие или состояние.
    • Отвечает на вопросы: что делать(-ся)?, что сделать(-ся)? в неопределенной форме (инфнитиве) и формы этих вопросов (что делает? что делаешь? что сделал? что будешь делать?).
    • Начальная форма — неопределенная форма глагола (инфинитив).
  2. Морфологические признаки:
    • Постоянные признаки :
      • вид — разделение глаголов по признаку законченности действия.
        • несовершенный (что делать? и его формы);
        • совершенный (что сделать? и его формы);
        • двувидовые (одновременно отвечает на вопросы что делает? и что сделает? ) .
          При разборе указать, что глагол двувидовой, в данном контексте — совер.в. (или несов.в.)
      • возвратность — определяется по наличию постфикса -ся/-сь
        • возвратный — с постфиксом -ся/-сь;
        • невозвратный.
      • переходность — сочетаемость с существительными и местоимениями со значениями объекта в Вин. падеже без предлогов.
        • переходные;
        • непереходные.
          Все возвратные глаголы — непереходные.
      • спряжение (см. подробнее в статье ниже)
    • Непостоянные признаки :
      Глагол имеет спрягаемые и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие). Разбор для них различается .
      • Неспрягаемая форма — инфинитив. Грамматический признак инфинитива — неизменяемость, поэтому другие непостоянные признаки НЕ указываются ,
      • Для спрягаемых форм указываются :
        • наклонение
          • изъявительное;
          • повелительное;
          • сослагательное.
        • число (если есть)
          • ед. число;
          • мн.число.
        • время (есть в изъявительном наклонении);
          • настоящее;
          • прошедшее;
          • будущее;
        • лицо (есть в наст. или будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) — соотносимость с личными местоимениями. Существует для глаголов настоящего и будущего времени
          • 1 лицо;
          • 2 лицо;
          • 3 лицо;
        • род (в ед.ч. прошедшего времени изьявительного и условного наклонения)
          • м.р.;
          • ж.р.;
          • ср.р.;
  3. Синтаксическая роль — функция в предложении
    • Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого.
    • Неспрягаемые формы (инфинитив) могут быть сказуемым и другими членами предложения: подлежащее, простое сказуемое, глагольная часть составного сказуемого, определение, дополнение, обстоятельство.
    • Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемым, при них нет подлежащего.

Пример разбора

Льды сковали реку.

Сковали — глаг., нач.форма — сковать, сов.вид, переходн., невозр., 1 спр., изъяв.накл., прош.вр., мн.ч., льды (что сделали?) сковали (сказуемое).

Обратите внимание

Начальная форма глагола

  • Начальная форма глагола — инфинитив (неопределенная форма глагола). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и имеет постоянные признаки переходности, возвратности и вида.
  • Формальные показатели инфинитива — формообразующие -ть (бежаТЬ), -ти (несТИ), —чь (пеЧЬ).
  • У глагола много составных форм, части которых в предложении могут быть разделены другими членами предложения. Важно правильно выписать глагольную форму из текста. Примеры составных форм глагола:
    • будущее время глагола несов.вида — буду писать ;
    • условное наклонение — сделал бы ;
    • формы повелительного времени — пусть летит, давайте пойдем .
  • Начальная форма глагола должна иметь вид (совершенный или несовершенный), совпадающий с видом исходной формы глагола: записал (сов.в.) — записать (н.ф., сов.в.) .
  • Некоторые безличные глаголы не имеют формы инфинитива: следует в значении долженствования.

Спряжение

  • Глагол имеет спрягаемые (личные и безличные) и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие).
    Разбор для них различается.
    Неспрягаемые формы глагола :
    • инфинитив;
    • причастие — особая форма глагола;
    • деепричастие — особая форма глагола.

    Спрягаемым формам присущи категории:

    • наклонение;
    • время (в изъявительном наклонении);
    • лицо (в настоящем и будущем времени);
    • род (в прошедшем времени).
  • Спряжение — это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по числам и лицам.
    • Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать (I спряжение), гнать — обогнать (II спряжение) .
    • Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: учиться — учить (II спряжение) .

    Определение спряжения

    Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по неопределенной форме. Знание спряжения важно для правильного написания безударных личных окончаний.

    1. Посмотреть ударение личных окончаний глагола.
    2. Если личные глагола под ударением , то спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышутся. Неважно, на что заканчивается инфинитив: пить (пьЁШЬ, пьЁТ, пьЮТ) — 1 спряжение; спать (спИШЬ, спИТ, спЯТ) — П спряжение .
    3. Если личное безударные :
      1. Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью : ВЫпить <— пить — 1 спряжение .
        Глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и глагол без .
      2. Если личные окончания глагола безударные, то спряжение определяется по инфинитиву:
        • поставить глагол в неопределенную форму того же вида, что и личная форма: работаете (что делаете?) -> работать (что делать?);
        • По гласной перед -ть определить спряжение
          (заучить выделенное красным!)
          Спряжение глаголы Перечисление и примеры Исключения
          П спряжение глаголы на -ить строить, лепить, хвалить брить, стелить .
          7 глаголов на -еть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть
          4 глагола на -ать гнать, держать, слышать, дышать
          I спряжение все остальные глаголы на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ють, -ыть, -чь, -ти делать, чувствовать, мокнуть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
          гнать, держать, слышать, дышать и их приставочные формы
          2 глагола на -ить брить, стелить
          разноспрягаемые (имеют окончания и I, и II спряжений) бежать, хотеть, брезжить и образованные от них
          особоспрягаемые дать, есть, надоесть, чтить и образованные от них (отдать, задать, съесть, заесть и т.п.);

          Есть глаголы, у которых отсутствуют некоторые формы лица и числа:

          • победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить — нет формы 1 лица ед.ч.
          • столпиться, сгруппироваться, разбрестись — нет ед.ч.;
          • жеребиться, кристаллизоваться — нет формы 1 и 2 лица.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.