Мор разбор глагола. Морфологический разбор глагола: пример анализа
Ученики школ и студенты филологических факультетов обязательно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Среди них глагол обычно принято считать наиболее сложным для анализа, поскольку у него много грамматических категорий, которые достаточно трудно определить. Чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, важно точно знать все требования к нему, следовать алгоритму, учитывать все особенности каждой грамматической категории. Сам разбор необходимо выполнять тщательно, внимательно относиться к любому пункту, не забывать об общих правилах анализа. Именно морфологический разбор становится отличным способом регулярно и эффективно повторять грамматические категории глагола, помогает на практике определять свойства глагола, не путать категории и правильно их определять на конкретных примерах.
Выполняем морфологический разбор глагола. Основные принципы разбора, особенности грамматических категорий глаголаДелайте морфологический разбор глагола внимательно. Постарайтесь вникнуть в содержание текста, смысл анализируемого слова. Это необходимо для правильного определения инфинитива, синтаксической роли слова. Сосредоточьтесь и не отвлекайтесь на посторонние факторы. Работайте сначала на черновике. Только полностью выполнив разбор, проверив его, можно приступать к переписыванию на чистовик.
- Сначала вам понадобится указать неопределённую форму глагола, инфинитив. Для этого нужно поставить слово в форму, отвечающую на вопрос что делать?
или что сделать?
Обратите внимание: вопрос должен соответствовать вашему глаголу. Если перед вами глагол «читает», нужно задавать вопрос что делать?
(что делает? – читает
), а не что сделать?
То есть инфинитив для глагола читает – читать, а не прочитать. Не путайте глаголы разной видовой принадлежности, поскольку вид – это постоянный признак глагола. Он сохраняется, когда вы определяете инфинитив.
- Зачастую ученики и студенты забывают записать общее грамматическое значение слова как части речи. Не пропускайте данный пункт. Здесь вам достаточно указать уже выученное общее значение глагола – действие. Оно одинаково для всех единиц.
- Следующая категория – возвратность глагола. В школе многие привыкли, что определить возвратность очень просто: достаточно посмотреть на слово, выяснить, есть ли у него формальный показатель возвратности. Им является постфикс –ся, или –сь. Например: тороплюсь, смеётся. На самом деле к данной категории нужно относиться более внимательно, а слово необходимо анализировать глубже и тщательнее. Запомните несколько важных моментов.
- Возвратным может быть только непереходный глагол. Лучше сначала определить его переходность, а уже после этого анализировать возвратность. Однако в разборах принято сначала указывать возвратность. Поэтому сделать морфологический разбор глагола лучше сначала на черновике, а затем переписывать в заданном порядке.
- Постфикс –ся или –сь – обязательный признак возвратности.
- Не путайте невозвратные глаголы с постфиксами –ся или –сь с возвратными. Возвратными не являются глаголы, имеющие данные формальные показатели (постфиксы), но относящиеся к глаголам, которые имеют безличное значение или указывают на интенсивность действия. Например: не думается, стучаться
. Эти глаголы – невозвратные.
- Возвратным может быть только непереходный глагол. Лучше сначала определить его переходность, а уже после этого анализировать возвратность. Однако в разборах принято сначала указывать возвратность. Поэтому сделать морфологический разбор глагола лучше сначала на черновике, а затем переписывать в заданном порядке.
- Точно определяйте переходность глагола. Принято выяснять переходность глагола простым способом. Вам достаточно составить словосочетание с глаголом таким образом, чтобы зависимое слово оказалось в винительном падеже. Запишите словосочетание. Обратите внимание, есть ли в нём предлог. Отсутствие предлога – формальный показатель переходности глагола.
Переходный глагол должен обозначать в вашем словосочетании действие, направленное на предмет. Сам предмет в результате действия изменяется, возникает. Запомните: вам важно выяснить потенциал слова, подобрать нужное словосочетание, а не просто посмотреть, есть ли предлог в имеющемся контексте.
- Грамматическая категория вида чаще всего не вызывает затруднений при морфологическом разборе.
- Несовершенный вид обозначает действие, которое ещё не завершено, находится в процессе и развитии. Оно пока не закончено, что и дало название виду. Обратите внимание, что от времени вид в данном случае не зависит: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трёх временах. Например: он выполняет
работу, он будет выполнять
работу, он выполнял
работу. Прошедшее время не даёт нам представления о завершённости действия, его результате: возможно, человек выполнял работу, но не выполнил её.
- Совершенный вид сигнализирует о законченности действия. Действие было прекращено, оно достигло своего предела. Нередко глаголы совершенного вида образуются от несовершенных с помощью приставок: читал – прочитал
.
- Простой способ выяснить вид глагола – задать к нему вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а несовершенного – «что делать?».
- Важный момент: глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени.
- Несовершенный вид обозначает действие, которое ещё не завершено, находится в процессе и развитии. Оно пока не закончено, что и дало название виду. Обратите внимание, что от времени вид в данном случае не зависит: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трёх временах. Например: он выполняет
работу, он будет выполнять
работу, он выполнял
работу. Прошедшее время не даёт нам представления о завершённости действия, его результате: возможно, человек выполнял работу, но не выполнил её.
- Спряжение глагола – очень непростая для определения грамматическая категория. Вам потребуется знание исключений, окончаний глаголов, которые относятся к конкретному спряжению. Лучше всего хорошо выучить окончания, а также несколько глаголов, относящихся ко второму спряжению.
- Когда личное окончание глагола находится под ударением, вы сможете определить спряжение по нему. Лучше всего поставить глагол в форму третьего лица множественного числа.
- Окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ут (-ют), -ешь, -ет, -ем, -ете.
- Окончания глаголов второго спряжения: -им, -ит, -ишь, -ите, -ат (-ят), -у (-ю).
- Если личное окончание глагола является безударным, спряжение определяйте по инфинитиву.
- Глагола первого спряжения – все глаголы с безударным личным окончанием, а также слова стелить, брить.
- Глаголы второго спряжения – все глаголы, имеющие безударное личное окончание, с инфинитивом на –ить, а также несколько слов-исключений: слышать, дышать, держать, гнать, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть, зависеть.
- Существуют в русском языке и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть. Есть глаголы, которые склоняются с особыми окончаниями. Например, создать, дать.
- Когда личное окончание глагола находится под ударением, вы сможете определить спряжение по нему. Лучше всего поставить глагол в форму третьего лица множественного числа.
- Следующая категория, в которой вам необходимо хорошо разбираться, чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, – категория наклонения. Известны три формы наклонения: сослагательное (условное), повелительное, изъявительное. Чаще всего вы встречаете глаголы изъявительного наклонения, но вам нужно уметь определять любое наклонение.
- Глагол в изъявительном наклонении имеет формы времени, лица, числа, а также рода, если он употреблён в прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые будут происходить, происходят или происходили когда-то.
- Глаголы в повелительном наклонении побуждают к действию, выражают просьбу, приказ или рекомендацию. В данном наклонении глаголы могут изменяться только по числам.
- Желательное или возможное действие обозначают глаголы в условном наклонении. Эти глаголы изменяются по числам и родам, но не имеют форм времени.
- Глагол в изъявительном наклонении имеет формы времени, лица, числа, а также рода, если он употреблён в прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые будут происходить, происходят или происходили когда-то.
- Категория времени есть только у глаголов в изъявительном наклонении, в других случаях её определять не нужно. Обратите внимание на некоторые нюансы:
- Настоящего времени нет у глаголов совершенного вида.
- Сложную форму будущего времени образуют глаголы несовершенного вида. Например: буду смотреть.
- Настоящего времени нет у глаголов совершенного вида.
- Выпишите слово из контекста – именно так, как оно там употреблено. Это – словоформа вашего глагола.
- Выясните неопределённую форму глагола. Запишите полученный инфинитив.
- Обозначьте общее грамматическое значение глагола – действие.
- Определите по порядку все неизменяемые грамматические категории глагола:
- возвратность;
- переходность;
- вид;
- спряжение.
- возвратность;
- Определите изменяемые грамматические категории глагола:
- наклонение;
- время;
- число;
- лицо;
- род.
- наклонение;
- Выясните синтаксическую роль глагола в предложении. Чаще всего глаголы являются сказуемыми. Выпишите предложение и подчеркните в нём глагол в соответствии с его синтаксической функцией. Запишите, каким членом предложения он является.
Глагол - изменяющаяся часть речи, которая обладает постоянными и непостоянными признаками. При морфологическом разборе необходимо учитывать форму, в которой находится глагол: если перед вами инфинитив, то он не обладает непостоянными признаками, поскольку не изменяется. Также нужно помнить, что некоторые учебные программы считают причастие и деепричастие формами глагола, хотя в большинстве школьных учебников это самостоятельные части речи.
На сайте можно воспользоваться морфологическим разбором глагола онлайн.
План морфологического разбора глагола
Для осуществления разбора необходимо рассмотреть характеристики глагола:
- значение (действие предмета);
- вопрос (что (с)делать?);
- исходная форма (всегда инфинитив);
- постоянные признаки: спряжение, вид, переходность;
- непостоянные признаки: наклонение (есть всегда), время (при изъявительном наклонении), лицо (при изъявительном наклонении, кроме прошедшего времени), число (есть всегда), род (при прошедшем времени);
- роль в предложении (личные формы – сказуемое, инфинитив – любой член предложения).
Образец морфологического разбора глагола
- Часть речи и её значение.
- Исходная форма
- Постоянные признаки (спряжение, вид, переходность)
- Непостоянные признаки (наклонение; при наличии: время, лицо, число, род)
- Роль в предложении
Примеры морфологического разбора глагола
Добродетель, юность и наивность! Если их утратишь , то уж безвозвратно! (Э.М. Ремарк, «Чёрный обелиск»).
- Утратишь (что сделаешь?) – глагол. Обозначает действие.
- Начальная форма – утратить.
- Пост. признаки: 2 спряжение, совершенный вид, переходный.
- Непост. признаки: изъявительное наклонение, будущее время, 2 лицо, единственное число.
- (Что сделаешь?) Утратишь. В предложении выполняет функции сказуемого.
«Маргарита рванула штору в сторону и села на подоконник боком, обхватив колено руками» (М. А. Булгаков, "Мастер и Маргарита").
- Рванула (что сделала?) – глагол. Обозначает действие.
- Начальная форма – рвануть.
- Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
- (Что сделала?) рванула. Сказуемое.
"Мы зашли выпить только по чашке чая" (Э.М. Ремарк, "Чёрный обелиск").
- Выпить (что сделать?) – глагол. Обозначает действие.
- Начальная форма – выпить.
- Постоянные признаки: 1 спряжение, совершенный вид, переходный.
- Непостоянные признаки: отсутствуют, т.к. глагол в форме инфинитива.
- Зашли (с какой целью? зачем?) выпить по чашке чая. Обстоятельство.
Напоминал -глагол,н.ф. - напоминать,
постоянные признаки: несовершенный вид,невозвратный,переходный,1 спряжение.
непостоянные признаки:в изъявительном наклонении,в прошедшем времени,в мужском роде в единственном числе
синтаксическая роль в предложении - сказуемое.
Даю разбор глагола - алгоритм:
Памятка для морфологического разбора глагола (разбор как части речи)1.начальная форма – это неопределённая форма,отвечает на вопросы –что делать? Что сделать?2.Даю стишок,чтобы запомнить порядок разбора: ВИД.ВОЗВРАТНОСТЬ,ПЕРЕХОДНОСТЬ И СПРЯЖЕНИЕ(это постоянные признаки глагола)А ЗАТЕМ (слово ЗАТЕМ как бы указывает на переход к непостоянным признакам)мы у глагола найдём наклонение,время,род (или лицо) ну и, наконец, число.3.Синтаксическая роль в предложении.
Как определить эти категории?
Вид- бывает совершенный и несовершенный,зависит от вопроса: что делать? –несовершенный,что сделать?– совершенный (.подсказка – Если в вопросе есть С,то и вид с буквой С (=Совершенный)Если в вопросе нет С,то и вид без -С –(несовершенный)-любить(что делать?) -несовершенный вид;полюбить – что Сделать? –вид Совершенный.-
возвратность – зависит от частицы СЯ – есть СЯ – глагол возвратный,нет СЯ – глагол невозвратный(умыть - невозвратный, умытьСЯ- возвратный)
Переходность –определяем так: надо К ГЛАГОЛУ задать вопрос винительного падежа без предлога:КОГО? ЧТО?- любить (кого? что?) – можно мысленно «прилепить» существительное –(маму или кашу) .Если существительное «лепится», то глагол переходный,если – нет – (например, бежать (кого? Что?) – нельзя "прилепить"существительное в винительном падеже без предлога – следовательно, глагол непереходный)Помни: если глагол возвратный (то есть с частицей СЯ, он всегда непереходный)
СПРЯЖЕНИЕ –Запомни -ко 2 спр относятся ВСЕ глаголы на ИТЬ (в неопр форме) ,кроме БРИТЬ
СТЕЛИТЬ (они -1 спряжения)
+ 11 исключений (гнать,держать,смотреть и видеть
дышать,слышать,ненавидеть
и обидеть,и терпеть,и зависеть,и вертеть -вы запомните,друзья,их на Е спрягать нельзя.Все остальные глаголы - на АТЬ,ОТЬ.ТИ.ЧЬ,УТЬ и т д. это глаголы 1 спряжения
И ещё :в 1 спр - пишется Е (гласная с 1 палочкой - как и само спряжение 1)-борЕтс
А во 2 спр пишется И (гласная с двум палочками - как и в самом спряжении 2).строИт
Переходим к непостоянным признакам глагола.Наклонение (изъявительное сослагательное,повелительное) – в основном глаголы стоят в изъявительном наклонении – это глаголы настоящего,прошедшего и будущего времени (стоит,стоял постоит),сослагательное наклонение – имеет при себе частичку –бы (стоял бы),а повелительное – содержит приказ: (Стой!)В изъявительном наклонении определим время (см. выше)В зависимости от времени определим род (если время прошедшее –мужской,женский,средний) или лицо (1-ое 2-ое,3-е- если время настоящее или будущее)Ну и наконец – число (единственное и множественное)Синтаксическая роль в предложении у глагола,как правило,- сказуемое.
- Часть речи. Общее значение.
- Часть речи — глагол.
- Обозначает: действие или состояние.
- Отвечает на вопросы: что делать(-ся)?, что сделать(-ся)? в неопределенной форме (инфнитиве) и формы этих вопросов (что делает? что делаешь? что сделал? что будешь делать?).
- Начальная форма — неопределенная форма глагола (инфинитив).
- Морфологические признаки:
- Постоянные признаки
:
- вид
— разделение глаголов по признаку законченности действия.
- несовершенный (что делать? и его формы);
- совершенный (что сделать? и его формы);
- двувидовые (одновременно отвечает на вопросы что делает?
и что сделает?
) .
При разборе указать, что глагол двувидовой, в данном контексте — совер.в. (или несов.в.)
- возвратность
— определяется по наличию постфикса -ся/-сь
- возвратный — с постфиксом -ся/-сь;
- невозвратный.
- переходность
— сочетаемость с существительными и местоимениями со значениями объекта в Вин. падеже без предлогов.
- переходные;
- непереходные.
Все возвратные глаголы — непереходные.
- спряжение (см. подробнее в статье ниже)
- вид
— разделение глаголов по признаку законченности действия.
- Непостоянные признаки
:
Глагол имеет спрягаемые и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие). Разбор для них различается .- Неспрягаемая форма — инфинитив. Грамматический признак инфинитива — неизменяемость, поэтому другие непостоянные признаки НЕ указываются ,
- Для спрягаемых форм указываются
:
- наклонение
- изъявительное;
- повелительное;
- сослагательное.
- число (если есть)
- ед. число;
- мн.число.
- время (есть в изъявительном наклонении);
- настоящее;
- прошедшее;
- будущее;
- лицо (есть в наст. или будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) — соотносимость с личными местоимениями. Существует для глаголов настоящего и будущего времени
- 1 лицо;
- 2 лицо;
- 3 лицо;
- род (в ед.ч. прошедшего времени изьявительного и условного наклонения)
- м.р.;
- ж.р.;
- ср.р.;
- наклонение
- Постоянные признаки
:
- Синтаксическая роль — функция в предложении
- Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого.
- Неспрягаемые формы (инфинитив) могут быть сказуемым и другими членами предложения: подлежащее, простое сказуемое, глагольная часть составного сказуемого, определение, дополнение, обстоятельство.
- Безличные глаголы в предложении всегда бывают сказуемым, при них нет подлежащего.
Пример разбора
Льды сковали реку.
Сковали — глаг., нач.форма — сковать, сов.вид, переходн., невозр., 1 спр., изъяв.накл., прош.вр., мн.ч., льды (что сделали?) сковали (сказуемое).
Обратите внимание
Начальная форма глагола
- Начальная форма глагола — инфинитив (неопределенная форма глагола). Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и имеет постоянные признаки переходности, возвратности и вида.
- Формальные показатели инфинитива — формообразующие -ть (бежаТЬ), -ти (несТИ), —чь (пеЧЬ).
- У глагола много составных форм, части которых в предложении могут быть разделены другими членами предложения. Важно правильно выписать глагольную форму из текста. Примеры составных форм глагола:
- будущее время глагола несов.вида — буду писать ;
- условное наклонение — сделал бы ;
- формы повелительного времени — пусть летит, давайте пойдем .
- Начальная форма глагола должна иметь вид (совершенный или несовершенный), совпадающий с видом исходной формы глагола: записал (сов.в.) — записать (н.ф., сов.в.) .
- Некоторые безличные глаголы не имеют формы инфинитива: следует в значении долженствования.
Спряжение
- Глагол имеет спрягаемые (личные и безличные) и неспрягаемые формы (инфинитив, причастие, деепричастие).
Разбор для них различается.
Неспрягаемые формы глагола :- инфинитив;
- причастие — особая форма глагола;
- деепричастие — особая форма глагола.
Спрягаемым формам присущи категории:
- наклонение;
- время (в изъявительном наклонении);
- лицо (в настоящем и будущем времени);
- род (в прошедшем времени).
- Спряжение — это изменение глаголов в настоящем и будущем простом времени по числам и лицам.
- Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать (I спряжение), гнать — обогнать (II спряжение) .
- Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: учиться — учить (II спряжение) .
Определение спряжения
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по неопределенной форме. Знание спряжения важно для правильного написания безударных личных окончаний.
- Посмотреть ударение личных окончаний глагола.
- Если личные глагола под ударением , то спряжение определяется по окончаниям, которые пишутся так, как слышутся. Неважно, на что заканчивается инфинитив: пить (пьЁШЬ, пьЁТ, пьЮТ) — 1 спряжение; спать (спИШЬ, спИТ, спЯТ) — П спряжение .
- Если личное
безударные
:
- Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью
: ВЫпить <— пить — 1 спряжение
.
Глагол с приставкой относится к тому же спряжению, что и глагол без . - Если личные окончания глагола безударные, то спряжение определяется по инфинитиву:
- поставить глагол в неопределенную форму того же вида, что и личная форма: работаете (что делаете?) -> работать (что делать?);
- По гласной перед -ть
определить спряжение
(заучить выделенное красным!)Спряжение глаголы Перечисление и примеры Исключения П спряжение глаголы на -ить строить, лепить, хвалить брить, стелить . 7 глаголов на -еть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть 4 глагола на -ать гнать, держать, слышать, дышать I спряжение все остальные глаголы на-еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ють, -ыть, -чь, -ти делать, чувствовать, мокнуть смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;
гнать, держать, слышать, дышать и их приставочные формы2 глагола на -ить брить, стелить разноспрягаемые (имеют окончания и I, и II спряжений) бежать, хотеть, брезжить и образованные от них особоспрягаемые дать, есть, надоесть, чтить и образованные от них (отдать, задать, съесть, заесть и т.п.); Есть глаголы, у которых отсутствуют некоторые формы лица и числа:
- победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить — нет формы 1 лица ед.ч.
- столпиться, сгруппироваться, разбрестись — нет ед.ч.;
- жеребиться, кристаллизоваться — нет формы 1 и 2 лица.
- Проверить, не образован ли данный глагол от глагола с ударными окончаниями с помощью
: ВЫпить <— пить — 1 спряжение
.
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
- что делаешь?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
2) настоящего времени;
3) единственного числа;
4) 2-го лица.
Кататься
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
- Н. ф. - кататься
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма). - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Люби
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
- Н. ф. - любить
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) несовершенный вид;
2) невозвратный;
3) переходный;
4) II спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) повелительного наклонения;
2) единственного числа;
3) 2-го лица. - В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
Началась пахота (Пришвин).
Началась
- Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
- Н. ф. - начаться
. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) совершенный вид;
2) возвратный;
3) непереходный;
4) I спряжение.
Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
1) изъявительного наклонения;
2) прошедшего времени;
3) единственного числа;
4) женского рода. - В предложении является сказуемым.