Артикуляционная гимнастика по сказке колобок. Артикуляционная гимнастика Сказка «Весёлая прогулка» Упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти)

4 сказки про Веселый Язычок (артикуляционная гимнастика)

Для того, чтобы ребенок от раза к разу с охотой выполнял артикуляционную гимнастику, предлагаю проводить ее в веселой, привлекательной для ребенка форме сказки " О Веселом Язычке". Каждый раз приступая к занятию, можно рассказывать новую сказку, а также придумывать свои, что будет являться дополнительным стимулом и быстрее приведет к желаемому результату!

Сказка «О Веселом Язычке»

«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок - это небо. Просим погладить небо языком).

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот - домик, губы - двери.

А кто живет в этом домике?
В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.
(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение « Стрелочка ».)

Наш Веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо...
А потом опять вперед,
Тут немного отдохнет.
(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.
(Упражнение «Улыбка», «Жало», «Стрелочка».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело...

Но пора за дело.
(Упражнения «Лопаточка», «Качели».)

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.
(Упражнение « Заборчик ».)

Гвозди, молоток и клещи -

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.
(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя «т-т-т».)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.
Отдыхать он может смело,
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю.
Погоняю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача -
Загонять в ворота мячик.
(Упражнения «Лошадка», «Гармошка», «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Горка», «Лопаточка».)

Сказка «О Веселом Язычке»

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

Сказка про Язычок.

Из книги: А. С. Анищенкова "Артикуляционная гимнастика "

Этот маленький дружок –

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка – вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек

Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.

Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок – цок – цок – цок – цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная –

Просто объедение –

Ням – ням – ням – ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком – блл, блл, блл –

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" – предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").

Ну – ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра –

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр – бррр – бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя – пя – пя – пя – пя – пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Коррекционная работа по исправлению нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста предполагает включение по ходу занятия артикуляционных упражнений. Это условие является обязательным, так как артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка для постановки труднопроизносимых звуков, способствует формированию правильного артикуляционного уклада, что значительно повышает результативность проводимых коррекционных занятий.

Ежедневное однообразное выполнение артикуляционной гимнастики ребёнком перед зеркалом снижает заинтересованность дошкольника в данном занятии.

Чтобы достичь наилучшего результата от проделанной работы, надо постоянно поддерживать интерес малыша к выполнению определённого вида деятельности, стремиться к тому, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от посещения занятий.

С этой целью мной была написана артикуляционная сказка в стихах «Как колобок готовился к Новому году». На её основе была разработана обучающая презентация с музыкальным сопровождением и анимированными сказочными персонажами.

Зимний пейзаж, искрящийся снег, новогодняя ёлка, забавные герои, музыка колокольчиков - всё это увлечёт ребёнка в атмосферу игры и сказки. Незаметно для себя он станет с удовольствием выполнять артикуляционную гимнастику.

Данное логопедическое пособие предназначено для выполнения артикуляционных упражнений, обогащения предметного, атрибутивного и предикативного словаря ребёнка по лексической теме «Зима. Зимние забавы», а также для развития связной речи.

Читаем, играем, обучаемся и развиваемся!

Просмотр содержимого документа
«Авторское логопедическое пособие: "Артикуляционная сказка - Как колобок готовился к Новому году"»

Артикуляционная сказка

«Как колобок готовился к Новому году»

Логопед-дефектолог

Стаценко Л.В.

Краснодар 2016


Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию авторское логопедическое пособие, которое поможет Вам провести столь обыденную артикуляционную гимнастику в занимательной для ребёнка форме: читайте сказку про колобка в стихах и выполняйте с анимированными персонажами зарядку для язычка.

Работая по этому пособию, ребёнок не заметит, как пролетит время.

Занятие пройдёт незаметно и результативно!

С уважением Стаценко Лариса Викторовна


Солнце радостно встаёт,

Будет светлым наш денёк!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Колобок проснулся рано…

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Улыбнулся широко.

Губы выдвинул трубою,

Подудел слегка в неё.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Вот он весело шагает,

Чистить зубки он идёт!

(пальчиками обеих рук шагаем по столу)

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Сверху-снизу, вправо-влево

  • Всё почистит колобок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Широко он улыбнётся,

Позовёт свой язычок.

На губу его положет,

Блинчик быстро испечёт.

Пя-пя-пя он строго скажет,

Язычок слегка накажет.

А затем засунет в рот.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


А потом его причешет быстро гребнем взад-вперёд.

Будет чистым и красивым наш весёлый колобок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Вот часы пробили девять

Влево-вправо тики-так!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Время чай попить с вареньем.

Папа с мамой ждут ребят…

«Горячо!» – сказал наш папа.

Все подули на чаёк.

«Ах, как вкусно!» – облизнулся колобок.

«А грибочки просто чудо!» – восхитился язычок.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Посидели, посидели…

Разошлись, когда поели.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Колобок во двор идёт…

Снег лопатой убирает.

Там и ёлку наряжает.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Маме с папой помогает.

Стены красит, дом, забор.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Мусор в доме подметает,

Окна моет, пол и стол.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Много сделано, ребята.

Много сделано, друзья.

Поиграю я сегодня:

Футболистом стану я.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Покатился колобок…

Резко мячик он гоняет,

Гол за голом забивает.

Не задача вдруг случилась:

Ваза мамина разбилась!

Что сказать? Не знаю я?!

Попрошу простить меня!

Вазу эту уберу.

Лучше я во двор пойду.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Покачаюсь на качеле -

Вверх и вниз повыше ели.

Прокачусь на санках я

Прямо с горки – раз и два.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


А когда устану, Барабанить громко стану.

Марширую я вперёд,

А за мною целый взвод.

А теперь я на коне

И никто не страшен мне.

Как же весело скакать –

Раз, два, три, четыре, пять!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Мама вышла на порог.

В дом меня она зовёт.

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


Завтра будет Новый год!

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог


С наступающим Новым Годом

СТАЦЕНКО ЛАРИСА ВИКТОРОВНА Краснодар логопед-дефектолог

«Праздники – это то,
без чего не мыслима жизнь,
и надо чтобы каждый из нас оставил
в душе воспитанника маленькое
или большое открытие,
доброе воспоминание,
которое будет непременно
востребовано во взрослой жизни»
(О.П. Власенко)

«Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел…..»

Каждому знакомы эти строки. Невольно хочется продолжить дальше, ведь все с самого раннего детства знают эту сказку и без труда могут рассказать ее.

Сказка! Как много хороших, добрых воспоминаний, связано у каждого из нас с этим понятием так как, любовь к сказке формируется с раннего детства. Все мы знаем, с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книги, слушает рассказы взрослого.

А если это не просто чтение из книги, а театрализованное представление с музыкальным сопровождением и участием сказочных героев? Одним из главных источников познания действительности (событий, образца поведения, характера) являются сказки и их персонажи. Использование сказочных сюжетов, приемов театрализации в педагогической работе помогает развитию речевой активности детей. В организации педагогической деятельности с детьми логопедических групп приходится сталкиваться с рядом трудностей и проблем.

Как объединить различные логопедические методики с приемами театрализации и с музыкальным сопровождением. Вот, и появилась идея провести логоритмический праздник с элементами театрализации. Включение в логоритмические средства речевого материала в самых разнообразных формах (тексты песен, хороводы, драматизации, инсценировки, потешки, музыкальные подвижные игры, считалки). А также использование приемов просодики способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребенка в целом.

В подготовку праздника были вовлечены ребята подготовительной группы, а также их родители. С каким азартом дети принимали участия в репетициях и изготовлении костюмов, декораций.

Сценарий мероприятия имел четкую структуру и включал в себя не только театрализованное представление, но и логоритмические игры, включающие в себя различные методики (логоритмика, артикуляционная гимнастика, речедвигательные упражнения, упражнения на развитие силы голоса и развитие мелкой моторики т.д.) в которых с удовольствием принимали участия зрители.

Благодаря, четко подобранному музыкальному сопровождению под руководством музыкального руководителя Н.А. Огнетовой дети-актеры, которые принимали участие, смогли показать не только эмоциональное настроение, но и характер, повадки главных героев сказки.

Красиво оформленный зал и декорации, непринужденная обстановка оставили незабываемое впечатление на участников и зрителей театрализованного праздника.

«Сказка о веселом колобке»

Цели:

  • Обогащать активный и пассивный словарь.
  • Развивать умения согласовывать стихотворный текст с действиями.
  • Развивать речевое дыхание, артикуляцию, слуховое внимание, (различать ритм звучания, частое и редкое), чувство ритма. Развивать артистизм.
  • Развивать умение сопро­вождать речь движением.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Воспитывать чувство взаи­мопомощи.
  • Воспитывать умение взаимо­действовать друг с другом.

Оборудование : Театральная ширма. костюмы животных, бабки, дедки и колобка

1. Сцена: Дом, стол, лавочка,Картина печи.

2. Лес, забор, лейка, бочонок с медом, деревянная ложка.

3. Поляна, цветы, пенек.

Пьеса в одном действии, трех картинах.

Действующие лица:

Ведущий (взрослый)

Ведущий (ребенок)

КОЛОБОК ВОЛК

ДЕД МЕДВЕДЬ

БАБА ЛИСА

ЗАЯЦ

Картина первая

Сцена затемнена. Выходят ведущие (взрослый и ребенок).

1. Ведущий:

Все девчонки и мальчишки,

Знаем, очень любят книжки,

Любят сказки, любят песни...

А чтоб было интересней,

Сказки старые покажем,

Но в стихах мы их расскажем,

Звонких песен Колобка

Не слыхали, вы пока?

Все расселись?

В добрый час!

2. Ведущий:

Начинаем наш рассказ...

Жил старик со своей старушкой

В маленькой лесной избушке.

Попросил однажды Дед.

Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно.

Баба готовит колобок (имитирует движениями рук процесс замешивания теста, лепки формы колобка).

1. Ведущий:

По сусеку помела

Крылышком старушка.

Горсти две муки нашла -

Больше-то не нужно.

Ложки две сметаны.

1. Ведущий :

Ребята, а вы знаете, как баба пекла колобок? помогите ей замесить тесто: Повторяйте за мной (Использование работы со зрителями)

1. Артикуляционная гимнастика

Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к постановке не достающих звуков.

Расслабление языка на счет.

Бабка:

Тесто мнем, мнем, мнем. (легкое прикусывание языка зубами)

Тесто жмем, жмем, жмем. (Легкое прижимание губами языка)

После скалочку возьмем, (Проталкивание языка между плотно сжатыми зубами)

Тесто раскатаем,

Выпекать колобок поставим. (распластать зык на нижней губе)

Раз, 2, 3, 4, 5- не пора ли вынимать?(держим под счет)

Дед:

Славный вышел Колобок, (упражнение «Горка»)

Пышный и румяный.

Ведущий 2: - Из-под стола появляется колобок, а у деда глаза округлились, слюна потекла, дед гладит по животу. Облизываясь, смотрит на колобок.

Баба:

Погоди-ка, Дед, чуток.

Пусть остынет Колобок!

Баба двигает колобок к окну

Колобок прячется за занавес.

2. Ведущий:

Непоседе-Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он:

Колобок:

Разомнусь немножко!»

1. Ведущий:

Прыг с окошка - и в лесок.

Покатился Колобок

Картина вторая

С авансцены убирается декорация комнаты. От­крывается занавес. На сцене декорация леса (плос­костные деревья - ели, березы, плоскостные или объемные грибы и пр.). Колобок бежит по лесу.

1. Ведущий:

Покатился колобок

Мимо елок и берез,

Мимо бабочек, стрекоз

И цветочков разных:

Желтых, синих, красных.

2. Ведущий:

Видит в небе синеву

И зеленую траву,

1. Ведущий:

В небе солнце красно.

Все вокруг прекрасно!

2. Ведущий :

Ребята, как вы думаете, кого первого встретит Колобок?

Дети:

2. Ведущий :

Давайте вместе с зайчиком поиграем. Повторяйте движения вместе с нами.

2. Логоритмика движения под музыку.

Цель: устранение напряженности, скованности, воспитание свободы действий.Предлагаются отдельные задания на расслабление или напряжение мышц.

НАПРИМЕР:

Поочередное раскачивание, потряхивание ног и рук, вращение кистями, наклоны туловища под музыку, а также имитационные движения.

Применяются четкие музыкальные и словестные сигналы для смены движений .

Заяц 1. Дети 2.

1. Ведуший:

Маленький зайчик по имени Ваня, 1. (выходит) 2. (зрители встают)

Быстро скакал по зеленой поляне 1. (скачет) 2. (легкие прыжки на месте)

2.Ведущий:

Он торопился и песенку пел, 1. (разводит руками в стороны)

Сегодня у зайчика 1000 дел. 2. (разводят руками в стороны)

Заяц: (поет)

- Надо бы сбегать на огород, 1. (бежит к оградке)

Туда, где капуста пышно растет 2 . (легкий бег на месте.)

Нужно морковку из лейки полить 1 . (берет лейку и поливает)

2. (разводят руки в стороны)

(имитация полива)

1. Ведущий:

Водой ключевой носик помыть, 1.2. (имитация мытья носика)

Нужно проверить- поспела ль редиска 1.2. (руку поднять к бровям

смотреть в разные стороны )

2. Ведущий:

Нагнуться придется над грядкой низко, 1.2. (наклоны в перед)

И на полянке тихонько лежать 1.(заяц ложится на ковер)

Нюхать…. цветы. 2.(дети соединяют ладошки,

И ногами болтать. приложив уху)

1.(лежа на полу, болтает ногами)

2.(имитация «Нюхать цветы»)

1. Ведущий :

Катится-катится колобок… 2. (руки имитируют работу мотора,

2. Ведущий присаживаются на места)

Вдруг наш шалунишка

Повстречал (запнулся о ) Зайчишку.

Заяц:

Я полакомлюсь тобой, 1. (подскакивает испуганно, затем

Я с утра не кушал. важно )

Колобок:

Погоди, Косой!

Песенку послушай! (Поет песенку.)

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Велика Зайчишке честь:

Колобок румяный съесть!

(Заяц зачарованно слушает песенку, а Колобок катится по лесу, имитирует ловлю божий коровки)/

Колобок: Читает приговорку с постепенным ускорением. (зрители хором помогают колобку)/ (Можно повторить хоровым чтением)/

1 раз один колобок читает, затем 2-3 все зрители.

- Божья коровушка, В огороде бобы,

Полети на облышко, В лесу ягоды, грибы.

Принеси нам с неба, В роднике водица,

Чтобы было лето: Во поле пшеница.

1. Ведуший:

Заблудился колобок. Ребята давайте поможем, найти дорогу Колобку по нашим волшебным знакам.

Цель: Закрепление гласных букв и их правильное произношение. Развитие силы голоса, произнесение на полном выдохе.

(Карточки с гласными буквами. По дорожке разложены гласные буквы,)

1. Колобок 2. Дети

Колобок : 1. колобок поднимает и показывает детям.

- Открываем мы глаза,

Вдох – и тянем громко

А-А-А 2. (А-А-А)

Утром солнышко взошло,

Колобок скатился

О-О-О 2. (О-О-О)

Видит в небе синеву

Об пенек споткнулся

У-У-У 2.(- У-У-У)

Колобок по кочкам, - ну а мы

Говорим все дружно

Ы-Ы-Ы- 2. (Ы-Ы-Ы)

Разлетелись комары. 1. (хлопок ладонями) 2. (хлопки ладонями)

2. Ведущий :

А сейчас вы превратились в ворон.

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны 2. (прыжки на месте)

Увидали колобка… 2. (руку поднимают к бровям, широко

открыв глаза)

Закричали: -Кар!…Кар!…Кар! 2 . (Кар!… Кар!… Кар!)

1. Ведущий:

Катился, катился и

Прикатился по дороге 1. (Вдруг на его пути появляется Волк)

Волку Серому под ноги

Облизнулся Серый Волк,

Волк:

В колобках я знаю толк...

Как ты кстати, Колобок! 1. (обрадованно).

Я голодный очень.

Съем-ка я тебя, дружок, (облизывается)

Буду сыт до самой ночи!

Колобок:

Что ты, что ты, Серый Волк!

Ты меня не кушай!

Сядь-ка лучше на пенек,

Песенку послушай. (Поет песенку.)

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Обманул Зайчишку славно,

От тебя уйду подавно!

С последними словами Колобок пробегает мимо Волка и катится дальше в лес.

2. Ведущий:

Дети – Медведя!

А мы знаем пальчиковую игру про медведя. Повторяйте вместе с нами.(ведущий показывает п\и)

4. Пальчиковая гимнастика

Цель: Учить слышать стихи, запоминать и проговаривать. Воздействовать на импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках идут к головному мозг и раздражает ту его часть, которая отвечает за развитее речи.

1. Медведь. 2. Дети.

1. Ведущий:

Шел медведь к своей берлоге, 1. (ходьба в вразвалочку) 2.(ладони прижать друг-другу )

Да споткнулся на пороге, 1. (запинается, садится)2. (потирают ладони)

Медведь:

Видно очень мало сил, 1. (проверяет свои мышцы) 2.(пальцы закрыть в замок)

Я на зиму накопил, 1.2. (напрягают мышцы рук)

2. Ведущий:

Так подумал и пошел, 1. (встает, идет) 2. (пальцы касаются друг друга)

Он на поиск диких пчел, 1. (ищет) 2. (поочередное касание пальцев)

Медведь:

Мы медведи сладкоежки, 1. (облизывается) 2. (пальцы соединить, рассоединить)

Любим есть медок без спешки, 1. (облизывает деревянную ложку гладит живот)

А наевшись без тревоги 2. (потирание ладоней)

До весны сопим в берлоге. 1.2. (имитация сна ладони вместе прижаты к уху)

1. Ведущий:

Но сегодня не зима

Мишка сам, бредет сюда.

2.Ведущи:

Вдруг навстречу сам Потапыч. 1. (медведь шагает вразвалочку)

Зарычал он, поднял лапу: 1. (поднимает лапу)

Медведь:

Подойди-ка, Колобок!

Я перекушу чуток!

Колобок:

Что ты, что ты, Косолапый!

Опусти ты свою лапу.

Лучше песенку мою

Ты послушай - я спою (Поет песенку.)

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Убежал от Зайца я

И от злого Волка.

И, Топтыгин, от тебя.

Мне уйти недолго!

Колобок катится по лесу. Крадучись, выходит Лиса, садится на пенек.

1. Ведущий:

Покатился кувырком

Через рощу прямиком...

Долго ль, коротко ль катился,

На опушке очутился.

2. Ведущий:

Ребята помогите колобку дух перевести.

Поиграем в игру.

Повторяйте за нами.

5. Речедвигательная ритмика. Методика Мухиной.

Цель :Развитие речи и коррекция речевых нарушений : развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха; развитие орального праксиса, просодии речи; формирование фонематического слуха; коррекция звукопроизношения.

Средствами речедвигательной ритмики будут являться : двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

В коррекционной работе с логопедическими детьми данную технологию наиболее эффективно применять в процессе постановки правильного звукопроизношения. Ведь специальные упражнения методики разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции.(можно использовать различные звуки или слоги)

Звук

Исходное положение

Движения

Динамика

[Ы]

Руки согнуты в локтях, плечи прижаты к бокам, кисти сжаты в кулаки и повернуты к себе.

При произнесении [Ы] воспроизвести полукруглые движения кулаками и предплечьями от себя, слегка подогнув колени. Подбородок опускается.

Очень сильная.

[С]

Кисти перед грудью ладошками от себя, пальцы разомкнуты.

Произнося [С], воспроизводить движение кистями от себя, слегка поднимая их вверх, и под давлением плечевого пояса кисти параллельно полу опускаются вниз. Локти разведены. Вслед за руками опускается голова; бедра и колени напряжены.

Очень сильная.

[З]

Руки согнуты в локтях, локти направлены вниз. Плечо прижато к бокам. Кисти сильно сжаты в кулаки на уровне груди.

Произнося [З], интенсивно вибрировать кулаками и предплечьем. Плечо остается прижатым к бокам. Во время воспроизведения вибрации подбородок опускается вниз, колени подгибаются.

Очень сильная, дрожащая.

1. Ведущий:

Как беде тут не случиться,

Коли хитрая Лисица

На опушке той сидела,

Рыжий хвост на солнце грела.

2. Ведущий:

Увидала колобка

И к нему издалека

Двинулась навстречу (лиса встает, идет к Колобку).

С ласковою речью.

Лиса: (льстиво).

Как пригож ты, Колобок!

Как румян да весел!

Говорят, что ты, дружок,

Знаешь много песен...

Колобок:

Колобок я, непоседа, (поет).

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От Медведя я ушел

И от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком

Тоже не угнаться!

1. Ведущий:

Колобок ей песню спел,

Укатиться прочь хотел,

Но надумала Лисица

Глуховатой притвориться.

Лиса: (лукаво).

Глуховата я чуток...

Ближе подойди, дружок.

Сядь ко мне ты на носок,

Громче спой еще разок.

Колобок: (поет громче).

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для Деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен,

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От Медведя я ушел,

И от Волка с Зайцем,

И Лисе за Колобком

Тоже не угнаться!

2. Ведущий:

Ту же песню Колобок

Громче спел еще разок.

Но хитрющая плутовка,

Снова притворилась ловко...

Лиса : (ласково).

Ах, поешь ты так чудесно!

Не расслышала я песню...

Сядь ко мне на язычок

И в последний спой разок!

1. Ведущий:

- Простодушный Колобок

Прыг Лисе на язычок...

Глупый! Разве ж это дело?!

А Лисица - ам! - А съесть не смела.

Лиса уводит Колобка со сцены.

Чтобы Лисам хитрым, злым

Не попасться в сети,

В лес ходить нельзя одним,

Дорогие дети!!!

Занавес.

Детская сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций.

Сказка - это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.

Рассказывая и читая сказки, мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки.

Дети, которым читали сказки с раннего детства, быстрее начинают говорить не просто набором слов, а выражаясь на хорошем литературном языке.

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.

В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее - это дружеский совет.

Так почему бы не использовать сказку для исправления детской речи?

К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на , можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения.

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный . Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».

Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска» ). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик» ) и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики» ). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.

И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.

«Мур, мяу!» - сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье» ). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка» ).

Ты что, не можешь разговаривать? - удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.

Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка» ).

Да что это с тобой? Давай поиграем! - проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.

Уфф! - смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок» ). - Так ты хочешь поиграть?

Ну, да! А ты что подумал? - удивился Тимка. - Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!

Давай! – согласился мышонок.

И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели» ), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!

Сказка «Находчивый медвежонок».

Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки» ) и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!

Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки» ). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка» ). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица ().

Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач» ). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели» ).

«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка» ), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.

Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! - закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка» ).

Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.

Сказка «Невоспитанный мышонок».

Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска» ).

Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели» ). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка» ), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач» ).

И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик» ).

Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.

А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка» ).

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик» ).

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит» ). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.

Полезно, чтобы дети повторяли сказки с родителями, воспитателями. Подобное закрепление материла может быть дополнительным заданием по развитию лексики, грамматики, связной речи.

Удачи вам в занятиях, радости в общении!

Приложение.

Описание артикуляционных упражнений, используемых в сказках.

Упражнения для расслабления мышц органов артикуляции и для формирования движений губ.

Поглаживать, затем легонько покусывать зубками нижнюю губу.

«Расческа»: «причесываем» зубами по очереди верхнюю и нижнюю губы.

«Лягушки улыбаются»: научится улыбаться открытой улыбкой.

«Заборчик»: научится непроизвольно удерживать улыбку, приоткрывая зубки.

«Хобот слоненка»: вытянуть губы вперед и сомкнуть.

«Бублик»: плавно округлить губы и не смыкать под счет до 5.

«Часики»: открыть рот, высунуть узкий язык; тянуть его попеременно то вправо, то влево.

Упражнения для правильного произнесения свистящих звуков.

«Лопаточка»: необходимо научиться расслаблять мышцы языка, удерживая его широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать его в таком положении, считая до 5.

Занести лопатку в рот. Затем опустить лопатку за нижние зубы, стараясь, чтобы язык лежал спокойно, не дрожал и не шевелился.

«Чищу зубы»: улыбнуться, приоткрыть рот, почистить кончиком язычка нижние зубы, делая движение из стороны в сторону.

«Паровозик свистит»: поднести ко рту чистый пузырек, кончик язычка слегка высунуть, чтобы он касался горлышка, выдыхать воздух плавно в пузырек.

«Язык-силач»: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить широкий кончик язычка к нижним передним зубам; упирать язык в зубы.

«Качели»: улыбнуться, открыть рот как при звуке «А»; опустить широкий кончик язычка за нижние зубы (с внутренней стороны) и подержать под счет «раз»; поднять широкий язык за верхние зубы и подержать под счет «два»; повторить несколько раз, следить, чтобы работал только язычок, а не нижняя челюсть.

«Горка»: открыть широко рот, широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком; плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.

Упражнения для правильного произнесения шипящих звуков, звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Научиться вытягивать губы трубочкой и удерживать их в таком положении. (упражнение «Хобот слоненка», «Трубочка» ).

«Чашечка»: широко открыть рот, язык-лопатку положить на нижнюю губу, приподнять края языка и получится пиала.

«Вкусное варенье»: широким кончиком язычка «слизать варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.

«Быстрая змейка»: напряженным языком движения изо рта, затем обратно в рот; движения языком из стороны в сторону; движения языком вправо-влево по верхним альвеолам; спрятать язычок в рот.

«Лошадка»: улыбнуться, приоткрыть рот, пощелкать медленно кончиком языка; стараться, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

Название:
Номинация: Детский сад, методические разработки, презентации, Средняя группа, старшая группа, подготовительная группа

Должность: логопед-дефектолог, специальный психолог
Место работы: ДОЦ
Месторасположение: Краснодарский край, г. Краснодар

Презентация
«Артикуляционная сказка – Как колобок готовился к Новому году»

Коррекционная работа по исправлению нарушений произношения звуков у детей дошкольного возраста предполагает включение по ходу занятия артикуляционных упражнений. Это условие является обязательным, так как артикуляционная гимнастика подготавливает речевой аппарат ребёнка для постановки труднопроизносимых звуков, способствует формированию правильного артикуляционного уклада, что значительно повышает результативность проводимых коррекционных занятий.

Ежедневное однообразное выполнение артикуляционной гимнастики ребёнком перед зеркалом снижает заинтересованность дошкольника в данном занятии.

Чтобы достичь наилучшего результата от проделанной работы, надо постоянно поддерживать интерес малыша к выполнению определённого вида деятельности, стремиться к тому, чтобы он испытывал радость и удовлетворение от посещения занятий.

С этой целью мной была написана артикуляционная сказка в стихах «Как колобок готовился к Новому году». На её основе была разработана обучающая презентация с музыкальным сопровождением и анимированными сказочными персонажами.

Зимний пейзаж, искрящийся снег, новогодняя ёлка, забавные герои, музыка колокольчиков – всё это увлечёт ребёнка в атмосферу игры и сказки. Незаметно для себя он станет с удовольствием выполнять артикуляционную гимнастику.





Данное логопедическое пособие предназначено для выполнения артикуляционных упражнений, обогащения предметного, атрибутивного и предикативного словаря ребёнка по лексической теме «Зима. Зимние забавы», а также для развития связной речи.

Читаем, играем, обучаемся и развиваемся!