Россия планирует восстановить систему пво и аэродромы в арктике. Новый полк пво прикроет ядерный полигон россии Командование дивизии пво на новой земле

В Арктике Министерство обороны развернуло масштабное строительство, которое не велось со времен Советского Союза. Глава военного ведомства генерал армии Сергей Шойгу заявил, что к 2018 году должно быть полностью завершено создание и вооружение всей арктической группировки. Работа, учитывая суровый климат региона, очень непростая. Замминистра обороны РФ Дмитрий Булгаков в ходе комплексной проверки материально-технического обеспечения органов военного управления, соединений и частей Северного флота побывал в ряде гарнизонов и на острове Новая Земля. Вместе с ним с ходом строительства объектов и бытом наших военных в Арктике смог познакомиться и спецкор «Армейского стандарта».Самолет с заместителем министра обороны РФ Дмитрием Булгаковым приземлился на аэродроме «Рогачево», который сейчас реконструируется, чтобы иметь возможность принимать все типы военных воздушных судов. Рядом с аэродромом возводится загоризонтная РЛС, а неподалеку, в бухте Белушья Губа, восстанавливается инфраструктура для полноценной военноморской базы. Замминистра прилетел проинспектировать ход строительства объектов на Новой Земле и оценить готовность удаленных воинских частей к зиме. Новая Земля встретила пронизывающим ветром и противным моросящим дождиком, переходящим в ливень. Для начала ноября погода аномально теплая, признаются встречающие нас офицеры, обычно в это время на острове лежит снег и температура стоит далеко за минус. Первым пунктом стало посещение строящейся на острове радиолокационной станции «Подсолнух». Она должна быть сдана в следующем году.

«Подсолнух» — название загоризонтной РЛС, она способна засекать объекты, как в пределах видимости, так и за линией горизонта. Она предназначена для обнаружения надводных и воздушных целей на расстоянии до 450 километров. Применяется для всепогодного не- прерывного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России. Станция позволяет в автоматическом режиме одновременно или последовательно обнаруживать, сопровождать и классифицировать до 300 морских и 100 воздушных объектов, определять их координаты и выдавать по ним целеуказания корабельным комплексам ПВО и наземным средствам противовоздушной обороны. Замминистра внимательно осмотрел ход работ по строительству РЛС. Рабочие признались «Армейскому стандарту», что строить на Новой Земле очень непросто. «Здесь почва очень сложная, сплошной базальт, на то, чтобы просто котлован вырыть, уходит очень много времени, ковши экскаваторные стираются, что называется, на раз», — рассказал один из строителей. Сделав ряд замечаний по объекту, замминистра отправился на площадку, где развернулись наши системы ПВО. Неподалеку от «Рогачево» в 2015 году заступил на боевое дежурство зенитный ракетный полк 1-й дивизии ПВО 45-й армии ВВС и ПВО Объединенного стратегического командования «Север». На его вооружении находятся ЗРС С-300 «Фаворит». Зенитный ракетный полк стал первой полноценной воинской частью Северного флота, сформированной на островах Северного Ледовитого океана. До этого времени в данных широтах дислоцировались только отдельные подразделения и группы. Вооружение, военная и специальная техника полка доставлялись на архипелаг в течение года. В сжатые сроки были подготовлены позиционные районы и развернуты комплексы, чьи боевые расчеты и заступили на боевое дежурство. Булгакову доложили, что полк полностью готов к выполнению поставленных задач. Для военнослужащих полка, проходящих службу на Новой Земле, предусмотрен ряд льгот и привилегий: увеличенный отпуск и денежное довольствие, обеспечение продовольственным пайком и витаминами, двойное исчисление выслуги, дополнительный коэффициент к пенсии и право на плановую замену по желанию военнослужащего по истечении 3-летнего срока службы на островах Северного Ледовитого океана. В целом замминистра остался доволен увиденным. Положительных примеров действительно много. В качестве доказательств успешной деятельности системы МТО Северного флота можно отметить пуски баллистических ракет в Белом и Баренцевом море, испытание новейшего морского вооружения в ходе стратегической командно- штабной тренировки, ввод в состав ВМФ построенных, отремонтированных и модернизированных кораблей, подводных лодок и судов обеспечения, осуществление северного завоза, ледокольную про- водку отрядов кораблей и судов в Арктической зоне.
После инспекции Дмитрий Булгаков согласился рассказать «Армейскому стандарту» о ходе реконструкции в Арктике и о системе материально-технического обеспечения Северного флота.
— Дмитрий Витальевич, какие работы сейчас выполняются на аэродроме «Рогачево»?— На аэродроме идут работы по расширению и удлинению взлетно-посадочной полосы, созданию рулежных дорожек, мест стоянки самолетов, площадки противообледенительной обработки авиатехники и других зданий и сооружений. Аэродром будет реконструирован к концу 2017 года. Кроме этого в 2016 году на архипелаге Новая Земля будет построено порядка 15 объектов военной и социальной инфраструктуры для развернутой группировки российских войск. В настоящее время на этапе подготовительных работ находится создание в Арктической зоне постоянно действующих аэродромов, в числе которых «Тикси», «Анадырь», «Воркута», «Темп» на острове Котельный.— Из графика строители не выбиваются?
— Обустройство инфраструктуры Вооруженных сил РФ в поселке Южный на архипелаге Новая Земля идет полным ходом, строительство технических позиций зенитных ракетных частей и авиации, социальной инфраструктуры, а также аэродрома «Рогачево» осуществляется в соответствии с графиком. Сейчас здесь возводятся хранилища для военной техники и инженерных коммуникаций. Для создания необходимой социальной инфраструктуры идет строительство общежития для личного состава на 100 человек и столовой. Кроме того, здесь строят здание дежурной смены, гараж и площадку для построения личного состава. В целом могу сказать, что создание военной инфраструктуры в Арктике является уникальным проектом по организации логистики, доставке материальных средств и грузов, а также проведении строительно-монтажных работ. Впервые в истории современной России в таких масштабах ведутся работы в условиях Крайнего Севера.— Как сейчас в целом обеспечен Северный флот?
— Северный флот, зона ответственности которого охватывает территорию четырех субъектов РФ (Мурманская и Архангельская области, Республика Коми, Ненецкий автономный округ), играет важнейшую роль в обеспечении военной безопасности Арктического региона. Для решения этой задачи флот имеет все возможности — в его оперативный состав входят четыре объединения, 17 соединений, а также комплект воинских частей флотского подчинения. Общая численность группировки войск (сил) составляет около 90 тысяч человек. Их нужды и потребности удовлетворяются созданной на флоте достаточно мощной системой материально- технического обеспечения, деятельность которой с учетом оперативно- стратегических задач, большого пространственного размаха и особых природно-географических условий требует значительных финансовых и материальных затрат, слаженной работы командующих, командиров и штабов всех степеней, а также органов МТО, которые насчитывают порядка 20 тыс. военнослужащих и гражданского персонала.— Что показала проверка Северного флота?— С 27 сентября по 25 октября проверке подверглись до 10 органов военного управления МТО и около 70 соединений, частей и организаций различного подчинения, в том числе Кольская флотилия разнородных сил, Беломорская военно-морская база, 45-я армия ВВС и ПВО, сухопутные и береговые войска, военкоматы и военно-медицинские учреждения, а также части 12-го Главного управления (ядерного) Минобороны РФ, Военно-морского флота и Воздушно- космических сил. Как отмечается в итоговых материалах инспекции, на флоте проделана большая организационная и практическая работа, решаются задачи по накоплению, хранению, содержанию и освежению запасов материальных средств, вооружения и военной техники, продолжает совершенствоваться материально-техническая база служб МТО соединений и воинских частей флота, много внимания уделяется улучшению быта военнослужащих, ведется претензионная работа. Этому во многом способствует стабильное финансово- экономическое положение, которое обеспечило нам государство. Сейчас созданы все необходимые условия, чтобы выйти на новое качество обеспечения боевой подготовки, повседневной деятельности и быта личного состава. Вместе с тем отнесенные к лучшим в материалах инспекции корабли и воинские части находятся в одинаковых условиях с теми, которые не вошли в этот список. Разница лишь в наличии или отсутствии желания, командирской воли в наведении и поддержании твердого уставного порядка по всем видам боевой и повседневной деятельности.
— Как вы оцениваете работу офицеров на Северном флоте?— Во все времена основу любой армии составлял и составляет офицерский корпус. Офицеры, проходящие службу на Северном флоте, в подавляющем своем большинстве обладают высокими профессиональными и волевыми качествами. Однако нужно прямо сказать: далеко не все из них готовы сейчас проводить боевую учебу и организовать быт подчиненных на высоком современном уровне. Таким офицерам нужно обязательно повысить профессиональные знания и свой личный авторитет.

На чем основана уверенность Минобороны, будто страна «надежно защищена со всех ракетоопасных направлений»? Нынешний 2014 год в России объявлен годом культуры. Но это в стране в целом. А в Министерстве обороны РФ, судя по всему, 2014-й — это год противовоздушной обороны. Его итогом стала сенсация. По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, сегодня наша страна «надежно защищена со всех ракетоопасных направлений» .

Если это правда — ничем подобным мы не могли похвастаться, по крайней мере, последнюю четверть века. И тогда это серьезнейшее достижение нашего оборонного ведомства. Особенно с учетом того обстоятельства, что все современные войны начинаются (а иногда и победоносно завершаются) одной лишь воздушно-космической операцией. Пусть даже растянутой на недели или месяцы.

Воздушно-космическая операция — это когда внезапно на военные и промышленные объекты, пункты управления, мосты, плотины, аэродромы, железнодорожные станции, порты, крупнейшие фабрики и заводы обрушиваются тысячи единиц высокоточного оружия . Не обязательно в ядерном – в обычном снаряжении. Но способных попасть не только, допустим, в какой-нибудь корпус заводоуправления, а через окно — в графин на столе директорского кабинета. Если даже силами ПВО удается сбить половину этой хищной стаи, оставшиеся средства воздушного нападения все равно могут мгновенно погрузить почти любую страну в мрак, холод и голод. И в считанные часы лишить ее любой возможности вести любую войну, кроме партизанской.

Как это происходит на практике, весь мир видел на примере Югославии, Ирака, Ливии. И если замминистра обороны Борисов не выдает желаемое за действительное, теперь Россия в числе тех немногих государств, против которых даже планировать воздушно-космическую операцию не имеет смысла. Вот только не лукавит ли зам.министра обороны Ю.Борисов? Каким образом за считанные годы произошло столь волшебное укрепление российских воздушных границ? От очевидных каждому еще недавно сплошных «черных дыр» до прямо-таки железобетонной крепости?

Послушаем дальше замминистра. «Сегодня у нас практически нет незащищенных территорий. Сейчас мы имеет сплошное информационное поле », — доложил он. Высокопоставленный чиновник Минобороны не стал расшифровывать этот тезис, но и без того понятно, что он имеет в виду. Постепенно дают отдачу те гигантские усилия, которые в последние два-три года Россия предпринимает для восстановления военной инфраструктуры войск ПВО. Прежде всего — в Арктике. Ведь именно арктическое побережье с 1993 года и было самой большой нашей «черной дырой», сквозь которую в страну мог незамеченным пролететь кто угодно и на чем угодно .

Это в советские годы за Полярным кругом мы имели такое радиолокационное поле – мышь не проскочит . И тогда, и сегодня Северное стратегическое воздушно-космическое направление считалось основным среди выводящих авиацию вероятного противника к промышленным и административным центрам страны. Поэтому, скажем, только Западный сектор нашей Арктики прикрывали пять батальонов и шестнадцать радиотехнических рот (роты РТВ) 4-й дивизии противовоздушной обороны (Новая земля, Белушья губа). Не считая бесчисленных зенитно-ракетных комплексов и истребителей-перехватчиков.

Передовые радиолокационные станции дивизии были разбросаны по навечно вмерзшим во льды островам и мысам столь отдаленным, что и вертолеты с самолетами туда летали не всякую неделю. Остров Греэм-Белл (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Нагурское (на северной оконечности острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа), остров Белый в Карском море, Марессале (полуостров Ямал), Усть-Кара (Ненецкий автономный округ). Это был первый рубеж радиолокационного прикрытия.

Второй рубеж – роты РТВ на мысе Желания (Новая Земля), в Русской Гавани (Новая Земля), на мысе Николая (Архангельская область).

Был еще и третий рубеж . Его обеспечивали части и подразделения 10-й отдельной армии ПВО, развернутые на материковой части арктического побережья СССР. Проскочить сквозь это всевидящее электронное сито незамеченным не мог никто. Но лишь до 1992 года. Тогда кто-то шибко умный в Москве посчитал, что стране не по карману заполярные гарнизоны в этих диких краях. А зачем, если в чести оказалось «новое мЫшление» и прекраснодушные «общечеловеческие ценности»?

С 1 января 1993-го по директиве Генштаба наши войска ПВО без боя оставили Греэм-Белл, Нагурское, мыс Желания, Русскую Гавань и мыс Николая. Потом отступление продолжилось и скоро превратилось в паническое бегство из Арктики.

Бросали все – станции, пункты управления, дома, казармы, столовые. Страна за Полярным кругом на десятилетия добровольно ослепла. Или ее намеренно ослепили.

Что изменилось сегодня? А сегодня мы тратим огромные деньги, чтобы восстановить сплошное информационное поле и вернуть войска ПВО и истребительную авиацию в те края . 6 млрд. рублей выделено Спецстрою только на восстановление радиолокационных станций и пунктов наведения на островах архипелагов Северная Земля, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. Кое-что уже сделано. С начала октября подразделения ПВО заступили на опытно-боевое дежурство на островах Врангеля, Котельный и на мысе Отто Шмидта.

Всего на арктическом побережье нынче практически заново возводятся 10 позиций для станций обнаружения воздушных целей . Это, конечно, существенно меньше, чем было до погрома противовоздушной обороны в этих краях в 1993 году. Ну, так и технический прогресс не стоит на месте. Даже в России.

Большие надежды в этом смысле российские ПВО-шники возлагают на недавно созданный НПО «ЛЭМЗ» трассовый радиолокационный комплекс двойного назначения (ТРЛК ДН) , предназначенный для разведки и контроля воздушного пространства. Эти умные машины в состоянии в течение 15 лет в автоматическом режиме вести круглосуточный контроль за небом на дистанции до 400 км и высотах до 30 км.

Еще дальше видят только начавшие поступать в войска ПВО радиолокационные комплексы , способные обнаруживать любые воздушные объекты на дальностях и высотах более 1000 км. Десять таких РЛС встанут на позиции в этом году. А первая «Сопка-2» с лета несет боевое дежурство на острове Котельный.

Так что очень может быть, что все старые советские гарнизоны за Полярным кругом восстанавливать и ни к чему – теперь справимся и меньшими силами. И все же есть подозрения, что заместитель министра обороны Борисов с победным рапортом поторопился. Даже по плану обустройство позиций новых станций ПВО в Арктике Спецстрой должен завершить лишь в конце 2015 года. А как выполняются в России планы, знает каждый.

Чтобы военным освоить новую технику и обжиться в тех негостеприимных местах, тоже требуется время. Поэтому вряд ли новая система уже заработала настолько эффективно, чтобы рапортовать, будто страна «надежно защищена со всех ракетоопасных направлений».

Кроме того, есть сомнения и более серьезного свойства . Ну, допустим, через год-два мы сможем своевременно обнаружить атакующие нас с северного направления боевые самолеты или крылатые ракеты. Дальше-то что? По логике – дальше нужно их сбивать. А чем? О том, чтобы ставить за Полярным кругом новые зенитно-ракетные полки из Министерства обороны и Генштаба ничего не слышно.

Истребители? Да, для них, а также для подскока стратегических бомбардировщиков на Крайнем Севере воссоздаются 13 аэродромов. Однако, судя по всему, для постоянного базирования в Арктике перехватчиков подготовлен только один – в поселке Рогачево на Новой Земле. В советские годы там стоял 63-й гвардейский истребительный авиаполк, оснащенный истребителями Су-27. Теперь, как объявили в Минобороны, на Новой Земле будут стоять МиГ-31. А сколько – полк или эскадрилья? – это, наверное, пока военная тайна.

Только ни полк, ни эскадрилья даже самых замечательных МиГов все 22,5 тысячи километров арктического побережья России прикрыть не в состоянии . В угрожаемый период перебросить подкрепления в виде новых авиационных истребительных полков на остальные 12 аэродромов? Это — если успеем.

Ну, то есть врага-то мы к тому времени, скорее всего, обнаружим вовремя. А что дальше будем делать — большой вопрос. И где же тут надежная защита «со всех ракетоопасных направлений», товарищ Борисов?

с 50-х до начала 90-х годов XX века рассматривалась как один из театров военных действий. Кратчайший путь между СССР и США пролегал через Северный полюс. В связи с этим на побережье и островах Северного Ледовитого океана были развёрнуты части войск противовоздушной обороны страны. По уровню освоения Арктики эти войска превосходили все остальные ведомства, занимавшиеся освоением Севера. Но с окончанием «Холодной войны» подавляющее большинство этих частей было выведено из Арктики и расформировано. Однако их опыт может быть интересен как с исторической, так и с практической точки зрения, поскольку в последние годы военное присутствие России в Арктике активно восстанавливается.

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ ОКЕАНЕ: ВОЙСКА ПВО СТРАНЫ В АРКТИКЕ (50-Е - 90-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА)

После II мировой войны, в которой Арктика была одним из театров военных действий, интерес к её военному освоению резко усилился. Арктика была одним из тех регионов мира, где «холодная война» велась очень активно. Существование на островах и побережьях Северного Ледовитого океана оборонительных сооружений в советское время было военной тайной, но в постсоветское время военные объекты здесь были рассекречены, и, в подавляющем большинстве случаев, упразднены. Но воздействие военного освоения на развитие арктического региона было очень значительным, а местами остаётся таким и сейчас. Однако ни история, ни география этого освоения по понятным причинам широкого освещения в открытой печати не нашли. В последнее время СМИ часто стали писать о возвращении наших Вооружённых Сил в Арктику, создании новых аэродромов, радиолокационных станций и восстановлении системы радиолокации над Северным Ледовитым океаном. Здесь можно только вспомнить то, что новое - это хорошо забытое старое, и нынешнее «утверждение» России в Арктике представляет собой лишь частичное восстановление созданной в советское время инфраструктуры.

Самым интересным с географической точки зрения было участие в процессе военного освоения Арктики Войск противовоздушной обороны (ПВО) страны. Иногда в «масс-медиа» эти войска именуются «войсками ПВО СССР», но это неверное название, поскольку к ПВО СССР принадлежала также войсковая ПВО (подразделения противовоздушной обороны, выполнявшие задачи по непосредственной защите частей и подразделений других видов Вооружённых Сил и родов войск, или «ПВО поля боя»). В состав Войск ПВО страны как вида Вооружённых Сил входило три рода войск - радиотехнические войска (РТВ), истребительная авиация (ИА) и зенитно-ракетные войска (ЗРВ).

Радиотехнические войска (РТВ) состоят из относительно небольших по численности частей, разбросанных на больших территориях. Их задача - только видеть, действовать они не могли. Образно выражаясь, РТВ, особенно на дальних рубежах, были «стражами Судного дня». Их боевая задача сводилась, в сущности, к тому, чтобы увидеть на индикаторах РЛС (радиолокационных станций) воздушные армады противника, идущие в боевых порядках, и успеть «передать по связи» «Началось!». Спасение личного состава отдалённых подразделений РТВ планами военных действий не предусматривалось.

А. Шрамченко, командовавший радиотехническими войсками ВВС (после объединения ВВС и ПВО их радиотехнические войска также были объединены), отмечал ещё в 2001 году: «До недавнего времени в РТВ были подразделения, дислоцированные на арктических островах: в частности, на , (о. Грэм-Белл), на северной оконечности Новой Земли (мыс Желания), на острове Визе в Карском море, на островах Северная Земля, Вайгач, Врангеля, Диксон. Просто выжить в таких условиях - уже подвиг, а личный состав нес боевое дежурство и обеспечивал дежурные силы по противовоздушной обороне радиолокационной информацией. Эти страницы истории еще ждут своего описания».

Части истребительной авиации были крупными по численности личного состава, они обладали мощной инфраструктурой, основу которой составляли аэродромы. Аэродромы, на которых базировались истребительные авиационные полки (ИАП), естественно, находились в ведении Министерства обороны, но часто они использовались как аэродромы двойного базирования, т.е. использовались также гражданской авиацией (в советское время - авиацией Министерства гражданской авиации, МГА). Такой аэродром всегда располагался в том или ином населённом пункте или в непосредственной близости от него. Аэродром «обрастал» разнообразной инфраструктурой (транспортной, социальной и т.д.), поскольку в условиях Арктики он неизбежно становился основным транспортным узлом примыкающей к нему территории, зачастую измеряемой десятками и даже сотнями тысяч квадратных километров. Вследствие этого ликвидация таких аэродромов существенно меняла траекторию развития тех населённых пунктов, где они находились - чаще всего эти населённые пункты приходили в запустение, особенно в случае, если ИАП здесь был «градообразующим предприятием». В качестве примера можно привести пос. (Ненецкий АО).

Зенитно-ракетные войска по своему воздействию на окружающие их территории занимали промежуточное положение между ИА и РТВ. Зенитно-ракетные полки (ЗРП) состояли из дивизионов, располагавшихся на существенном расстоянии от тех объектов, которые они прикрывали. Но это расстояние измерялось не сотнями и даже тысячами километров, как в случае РТВ, а в лучшем случае десятками. Но и столь высокого уровня территориальной концентрации, как в случае с ИАП, ЗРП не имели. ЗРВ в Арктике использовались для прикрытия расположенных там же стратегических объектов. Наиболее высокой концентрацией зенитно-ракетных частей в Арктике отличались территории, примыкающие к Кольскому заливу (Мурманск, Североморск, Полярный и др.). В условиях Арктики ЗРП в основном размещались там же, где и части истребительной авиации, поэтому последствия от их ликвидации трудно разделить с последствиями от ликвидации ИАП.

Резкое сокращение Войск ПВО страны в 90-е годы привело к тому, что значительная их часть просто перестала существовать, причём сильнее всего «пострадали» радиотехнические войска. «О сокращении группировок Войск ПВО позволяют судить следующие данные: с 1992 до 1996 года количество зенитных ракетных полков сократилось со 151 до 84, зенитных ракетных бригад - с 56 до 1, истребительных авиаполков - с 67 до 27, радиотехнических полков и центров - с 71 до 16».

Войска ПВО страны начали развёртываться в Арктике в середине 50-х годов. Это было связано в первую очередь с развитием атомного оружия. Основным средством доставки атомного оружия до конца 60-х - начала 70-х годов была стратегическая авиация. Кратчайший путь между двумя тогдашними сверхдержавами, СССР и США, проходик через Северный Ледовитый океан. И если до середины 50-х годов части и соединения ПВО располагались главным образом в крупных городах, на примыкающих к ним территориях и вдоль главных транспортных магистралей СССР, то с этого времени начинается их частичная передислокация на дальние рубежи, в том числе и в Арктику.

С этого же времени складывается просуществовавшая до 90-х годов организационная структура Войск ПВО страны. Части и соединения войск ПВО были построены по «географическому» принципу. Верхний уровень этой структуры составляли Московский округ ПВО и отдельные армии (ОА). Штабы ОА располагались в крупных городах. Север Европейской части СССР прикрывался частями и подразделениями 10-й ОА со штабом в Архангельске. Небо над арктической частью Сибири «закрывала» 14-я ОА (штаб в Новосибирске). Дальневосточная часть Арктики, как и вообще Дальний Восток, защищалась 11-й ОА ПВО (штаб в Хабаровске).

Армии ПВО состояли из дивизий и корпусов. В пределах Арктики к 10-й ОА ПВО относились 21-й корпус (штаб в Североморске) и 4-я дивизия (штаб в Белушьей Губе на Новой Земле). К 14-й ОА принадлежала 22-я дивизия ПВО (штаб в Норильске). К 11-й ОА ПВО - 25-я дивизия (штаб в пос. Угольные Копи, Чукотский АО). В состав дивизий входили радиотехнические бригады (РТБР) и полки (РТП), ИАП и ЗРП.

Наиболее сложную в территориальном отношении структуру имели радиотехнические части. Например, в состав в/ч 03161 (РТП, штаб в пос. Тикси; подчинялся Норильской дивизии) входили «точки» в Нижнеянске, Кигиляхе, Чокурдахе, Темпе (Новосибирские острова), Таймылыре, Джарджане. Западный сосед этого полка стоял на Диксоне (169-я радиотехническая бригада, в/ч 03177) с «точками» по Таймыру и островам в Карском море (например, отдельная радиолокационная рота (орлр) на острове Визе и две «точки» на Северной Земле). К востоку от полка в Тикси стояли подразделения 129-й РТБР, входившей в состав 25-й дивизии ПВО со штабом там же, где и штаб дивизии - в п. Угольные Копи (аэропорт г. Анадырь). «Точки» этой бригады располагались по всему побережью Чукотки и на о-ве Врангеля (Ушаковское).

Небо над севером Западной Сибири делили два радиотехнических полка ПВО - 11-й РТП (штаб в Воркуте, входил в состав 4-й дивизии 10-й ОА ПВО) («точки» на о-вах Колгуев и Белый, побережье Ямала) и 84-й РТП (штаб в Новом Уренгое, входил в состав 22-й дивизии 14-й ОА ПВО). На Новой Земле и Земле Франца-Иосифа размещался 3-й радиотехнический полк, «прикрывавший» небо над востоком Европейской части Союза и Уралом. Штаб этого полка находился там же, где и штаб 4-й дивизии ПВО, в п. Белушья Губа на Новой Земле, а «точки» располагались на мысе Меньшикова, в губе Чёрная, на мысе Лилье, в п. Рогачёво (единственный аэродром на Новой Земле), п-ове Панькова Земля, мысе Николая, в Русской Гавани, на мысе Желания, а также на и Земля Александры (архипелаг ) и на о-ве Виктория, расположенном между Землёй Франца-Иосифа и Шпицбергеном.

К западу от Новой Земли находились радиотехнические части, входившие в состав 21-го корпуса ПВО со штабом в Североморске. Кольский полуостров - это самая освоенная и насыщенная военными объектами часть Заполярье, поэтому и частей ПВО, прикрывающих эти объекты, здесь было много. Радиотехнические войска здесь были представлены 5-й радиотехнической бригадой со штабом в Североморске. Однако на Кольском полуострове радиотехнические части ПВО «системообразующего» значения не имели, поскольку там буквально «терялись» среди большого количества частей и сил других видов Вооружённых Сил и родов войск. На Кольском полуострове части РТВ, как и других родов войск ПВО, стоят и сейчас, в отличие от всех дивизий и частей, упомянутых ранее. Так, 21-й корпус ПВО к настоящему времени преобразован в 1-й корпус ВКО (Военно-космической обороны). Вследствие этого подробная информация о них в открытом доступе крайне ограничена.

Кольский полуостров наиболее насыщен также и аэродромами, на которых стояли истребительные авиационные полки (ИАП). Одним из таких аэродромов был аэродром Африканда неподалёку от г. Полярные Зори. В 2001 году аэродром ликвидирован, посёлок при нём заброшен и постепенно разрушается. Использовался также аэродром Килп-Явр в 60 км от Мурманска, в настоящее время истребительная авиация оттуда также выведена и переведена на аэродром Бесовец (Республика Карелия). Ещё один аэродром истребительной авиации на Кольском полуострове - Мончегорск, используемый и в настоящее время.

Между Кольским полуостровом и Новой Землёй истребительные авиационные полки располагались к югу от пределов Арктики (Архангельск, Котлас). На Новой Земле на аэродроме Рогачёво (в советское время этот аэропорт был секретным, официальным его названием было и есть «Амдерма-2») стоял 641-й истребительный авиационный полк.

В 1993 г. этот полк был переведён на уже упоминавшийся аэродром Африканда и слит со стоявшим там ИАПом, впоследствии также ликвидированным. В настоящее время аэродром Рогачёво используется для сообщения с Центральным полигоном Российской Федерации, расположенным на Новой Земле. В 2012 году выдвигалась идея о размещении МиГ-31 на аэродроме Рогачёво, но в 2013 году эта идея была отвергнута. Из не очень внятных объяснений руководства Министерства обороны и командования ВВС можно было понять, что основной причиной отказа является плохое состояние инфраструктуры аэродрома. Этот аэродром ныне обслуживается дежурной сменой, приезжающей из расположенного в 13 км посёлка Белушья Губа, поскольку пос. Рогачёво полностью заброшен.

В ноябре 2013 года на проведённом президентом России В.В. Путиным совещании по вопросам военно-воздушных сил командующий ВВС В. Бондарёв следующим образом определил перспективы военного освоения арктических аэродромов, включая Рогачёво: «В арктической зоне мы планируем занять Рогачёво, Нагурское. Рогачёво сейчас работает, единственное, мы планируем расширить его возможности - удлинить полосу ещё на 500 метров. Нагурское - это на . Далее аэродром Темп и на острове Шмидта. Дальше хотим также аэродромы приарктической зоны - , Алыкель, Тикси - довести до нормы годности и использовать их в качестве аэродромов для использования дальней авиацией». Интерес к Нагурской, правда, не совсем понятен - для военных целей её взлётно-посадочная полоса совершенно непригодна. В советское время основным аэродромом Земли Франца-Иосифа был , где вместе с отдельной радиолокационной ротой размещалась авиакомендатура, поддерживавшая этот аэродром в исправном состоянии. На нём могли взлетать и садиться даже тяжёлые самолёты, но сейчас этого аэродрома не существует.

На фото РЛС, входящая в комплекс ПВО "С-400". Фото Павла Сарычева\НГ-Online

К концу года на архипелаге Новая Земля будет развернут зенитный ракетный полк (ЗРП) с местом дислокации в поселке Рогачево. Там создается нужная инфраструктура, в том числе общежитие на 500 человек и объединенная казарма. С декабря 2015 года полк в составе 1-й дивизии противовоздушной обороны Арктического стратегического командования (АСК) должен заступить на боевое дежурство. Об этом в субботу заявил заместитель командира арктического соединения полковник Сергей Денисов.

Близ Рогачева дислоцируется аэродром двойного назначения, принимающий все типы военных воздушных судов. А неподалеку в бухте Белушья Губа «Спецстроем» восстанавливается инфраструктура для полноценной военно-морской базы.

Все эти оборонные объекты, как и раньше, во времена СССР, помимо других военно-стратегических задач будут предназначены для обеспечения расположенного на Новой Земле ядерного полигона, известного как «Объект 700».

Ядерные испытания закончились здесь в 1990 году, когда руководство Советского Союза объявило мораторий на них. Однако несколько лет назад СМИ сообщили, что Россия возобновила неядерно-взрывные (подкритические) эксперименты в интересах проверки надежности ядерных боеприпасов (ЯБП), а также в целях их совершенствования. Эти исследования не противоречат Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который Россия подписала и ратифицировала одной из первых. Хотя еще в 2007 году, в бытность министром обороны РФ нынешний глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявлял, что «Объект 700» поддерживается в постоянной готовности и возобновление ядерных испытаний возможно в любой момент. Эксперты отмечали, что это может произойти, если США нарушат Договор. С тех пор, как известно, ситуация вокруг России значительно осложнилась и угрозы ее военной безопасности только усилились. Значит, потребность в проверке и испытаниях новых видов ядерного оружия, с помощью которого РФ поддерживает оборонный паритет с США, только усилилась.

В советское время безопасность ядерного полигона осуществляли части и подразделения дивизии ПВО, штаб которой, как и штаб ядерного полигона, размещался в Белушьей Губе. На Новой Земле дислоцировались ЗРП и истребительный авиационный полк ПВО страны. Позже, когда СССР распался, а ядерные испытания были заморожены, почти все подразделения ПВО и авиации на архипелаге расформировали. А сам «Объект 700» был подчинен Северному флоту. Лишь в 1998 году полигон был опять переподчинен 12-му Главному управлению Минобороны, отвечающему за эксплуатацию и сохранность ЯБП.

Пока официально не сообщалось, будет ли дислоцироваться в Рогачеве истребительная авиация. Хотя в СМИ по-прежнему муссируется информация, что на архипелаге будут дислоцироваться несколько эскадрилий истребителей-перехватчиков МиГ-31 для решения задач воздушно-космической обороны и прикрытия полигона. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что ранее начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов уже сообщал, что аэродром «Рогачево» активно модернизируется. А с точки зрения военного дела современная авиация базируется на новых аэродромах только в том случае, если ее надежно прикрывают наземные средства ПВО. Взлетно-посадочную полосу в Рогачеве уже модернизировали. Согласно открытым источникам, сейчас туда «постоянно летают» военно-транспортные самолеты Ил-76 и Ан-26. Вот поэтому, видимо, ЗРП на архипелаге должен быть развернут уже через полгода.

Полковник Денисов сообщает, что заступившие в Арктике (на архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля) на боевое дежурство 1 декабря 2014 радиолокационные отделения и пункты наведения авиации фиксируют повышенный «интерес к Арктике со стороны иностранных государств: в высоких широтах постоянно летают самолеты-разведчики». Поэтому в дивизии ПВО постоянно возникают реальные не только учебные, но и боевые задачи. Денисов не скрывает, что в ходе состоявшейся в марте 2015 года внезапной проверки войск АСК «в числе основных задач дивизии было ведение боевых действий по отражению массированного ракетного и авиационного ударов противника». Офицер отмечает, что подразделения ПВО прикрывали от воздушно-космического нападения «объекты инфраструктуры Северного флота, 12-го Главного управления Минобороны, административных учреждений и областных предприятий промышленности и энергетики». Из этих его слов становится ясно, что формируемый на Новой Земле зенитно-ракетный полк будет прикрывать не только ядерный полигон и объекты ВМФ, но строящийся там крупнейший в мире горно-обогатительный комбинат (входит в корпорацию «Росатом») по добыче свинца, цинка и других ценных металлов.

Архипелаг Новая Земля

Создание военной инфраструктуры на архипелаге началось задолго до открытия там ядерного полигона (17 сентября 1954 года) - во времена Великой Отечественной войны. В 1942 году для борьбы с кораблями гитлеровской Германии там была создана Новоземельская военно-морская база (ВМБ), где в акватории Белушьей Губы дислоцировались два соединения сторожевых кораблей, а на берегу – несколько артиллерийских батарей и средства ПВО. В Рогачеве был построен военный аэродром, где были размещены советские истребители.

Девять аэродромов будет обустроено в Арктике до 2018 года, сообщил ТАСС в 10 июля 2015 года, руководитель Главного управления инженерных работ № 2 при Спецстрое России Олег Сиразетдинов. Он напомнил, что Спецстрой ведет в арктическом регионе строительство ряда объектов, в том числе — военных городков, пунктов радиолокационного наблюдения и аэродромов.

«На сегодняшний день мы работаем в рамках заключенных контрактов по строительству трех аэродромов. Но на период до 2018 года стоит задача обустроить (в дополнение) к этим трем еще шесть аэродромов, то есть всего девять», — сказал Сиразетдинов. По его словам, в ряде случаев модернизируются уже существующие аэродромы, в каких-то — строятся новые с учетом возможности обеспечения полетов дальней и транспортной авиации.

«На острове Котельный идет расширение полосы, на мысе Шмидта также проводится ремонт взлетной полосы, в Рогачево строится новый аэродром. Мы стараемся, чтобы те средства, которые выделяются, были использованы эффективно», — добавил руководитель Главка.

Он также сообщил, что военные городки и инфраструктура для Вооруженных сил России на мысе Шмидта и острове Врангеля в Арктике будут полностью обустроены до конца 2015 года.

По его словам, Спецстрой России ведет строительство для Минобороны в арктическом регионе — на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа. Ряд объектов сооружается в Мурманской области.

«По разным объектам строительства установлены разные сроки. В частности, мы должны мыс Шмидта и остров Врангеля полностью обустроить всей необходимой инфраструктурой до конца этого года», - сказал руководитель Главка. В конце октября 2014 года на острове Врангеля был введен в эксплуатацию арктический военный городок «Полярная звезда» и заселен жилой блок, а 25 ноября был введен в эксплуатацию такой же блок на мысе Шмидта.

На арктическом архипелаге Новая Земля вот-вот возникнет еще одна крупная российская военно-воздушная база. Расположенный там и спешно реконструированный аэродром Рогачево уже подготовлен к приему истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ. Об этом сообщили в командовании Западного военного округа. Военные рассказали, что экипажи самолетов уже отработали посадку в Рогачево. Не сообщив, правда, откуда на далекую от всякой цивилизации Новую Землю прилетят МиГи. Но на определенные размышления наводит тот факт, что ближайшие к тем краям полки таких истребителей-перехватчиков дислоцированы в Перми (Большое Савино) и Мончегорске в Мурманской области. Реконструкция ИВПП аэродрома п. Рогачево была завершена в 2013 году.




Экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ уже отработали посадку на новый аэродром, рассказал 17 сентября 2014 года представитель Западного военного округа Олег Кочетков.




К счастью, тот же аэродром Рогачево не пришлось теперь восстанавливать заново как, скажем, уже упомянутый Темп на острове Котельный. Военные с Новой Земли ни на день никуда не уходили, несмотря на прекращение ядерных испытаний на расположенном здесь полигоне, известном как «Объект 700». И поэтому в Рогачево военно-транспортные самолеты приземлялись и приземляются регулярно.





Рассказывает заместитель командира 1-й дивизии ПВО полковник Сергей ДЕНИСОВ.

— Сергей Владимирович, как изменились спектр решаемых задач и зона ответственности вашего соединения? — После создания 1-й дивизии и вхождения её в ОСК главные изменения на первом этапе произошли в вертикали подчинения. Если раньше нами руководило 1-е командование ВВС и ПВО, дислоцирующееся в Воронеже, то теперь мы - в составе ОСК, главная база которого находится в Североморске, и подчиняемся напрямую командующему Северным флотом. А после формирования в составе ОСК армии ВВС и ПВО, которое должно произойти до конца 2015 года, мы будем замыкаться на неё.


Значительно расширился и спектр наших задач в Арктике, зона ответственности увеличилась в среднем на тысячу километров. На острове Котельный ещё несколько лет назад были развёрнуты наши подразделения. На архипелаге Земля Франца-Иосифа, а точнее на острове Земля Александры, уже созданы радиолокационное отделение и пункты наведения авиации. Также на Новой Земле в посёлке Рогачёво мы развернули радиолокационное отделение.









К концу года такое же подразделение появится на острове Среднем. Хочу отметить, что на Земле Александры и в Рогачёво наши подразделения заступили на боевое дежурство с 1 декабря 2014 года. За прошедшие с тех пор месяцы мы убедились, насколько сейчас высок интерес к Арктике со стороны иностранных государств: в высоких широтах постоянно летают самолёты-разведчики.






— Какие там созданы условия для военнослужащих?

— Сейчас создаются прекрасные условия для службы в Арктике. На Новосибирских островах уже построены жилые и служебные модули. Казармы оснащены зонами отдыха, имеются бильярдные комнаты, баня, сауна. На острове Котельный Новосибирских островов создан военный городок замкнутого цикла Северный клевер с клубом, спортзалом и сауной. Сейчас на Земле Франца-Иосифа полным ходом идёт строительство аналогичных жилых и служебных комплексов. Каждый этап мы контролируем, проверяем работу подрядчиков.




Началось строительство новых комплексов и на Новой Земле в посёлке Рогачёво, где затем разместится зенитный ракетный полк, который сейчас формируется. Уже пробурены скважины под служебные модули. Для военнослужащих контрактной службы будут построены общежития, для срочников — казармы. В Рогачёво уже возводятся такое общежитие на 500 человек и объединённая казарма. Планируется, что новобранцы осеннего призыва, пожелавшие служить в Арктике, первыми опробуют новые условия. Пока же в высокие широты направляем только офицеров, прапорщиков и контрактников. Везде в арктических точках ПВО создаются комфортные условия для службы и жизни, причём в строительстве используются самые передовые технологии. Чувствуется, что в Арктику мы вернулись всерьёз и надолго, так как создаваемая арктическая инфраструктура соответствует самым современным требованиям и стандартам.






— Как настроены военнослужащие на службу в суровых условиях Арктики?

— У нас нет проблем в комплектовании подразделений, дислоцирующихся в Арктической зоне. Военнослужащие идут с желанием, потому что там созданы хорошие условия, льготная выслуга идёт год за два, значительно увеличивается размер денежного довольствия, так как районный коэффициент 2, а не 1,4, как в районах Крайнего Севера. Я считаю, что для молодых защитников Отечества служба в Арктической зоне открывает большие перспективы служебного и личностного роста. Мне нередко звонят бывшие сослуживцы, расспрашивают об Арктике и интересуются, как направить туда своих сыновей.


А в Рогачёво можно и всю семью перевезти. Там налажено медицинское обслуживание населения, имеются детский сад, школа, хороший Дом офицеров. По указанию митрополита всея Руси Кирилла во всех военных пунктах Арктической зоны возведены православные храмы.




Конечно, климатические условия там суровые, постоянно дует ветер, другой температурный режим, но в этом году зима выдалась без сильных морозов. Люди обустраиваются и даже кур разводят, а летом выращивают цветы. Вообще в Арктике необыкновенно красивая природа, которая завораживает своей первозданностью…



— В таких местах, кроме возможности любоваться пейзажами, важно чувствовать себя не оторванным от Большой земли…

— Сообщение с Большой землёй осуществляется Северным морским путём с помощью ледокольного флота и при участии авиации: постоянно летают Ил-76, Ан-26 и Ан-74.







— Какие задачи стоят перед дивизией в этом году?

— Первостепенная задача — сформировать зенитный ракетный полк на Новой Земле в Рогачёво, ввести его в строй, чтобы он уже к концу года заступил на боевое дежурство. Нам предстоит получить новое вооружение: самоходный зенитный ракетно-пушечный комплекс наземного базирования «Панцирь-С1» и радиолокационную технику. Вообще же в этом году технический парк дивизии постепенно будет обновлён на 50 процентов, а до 2020 года — на все 100.

Возможность надежного перехвата средств воздушного нападения противника в ядерном и обычном снаряжении от Баренцева моря до моря Лаптевых — это того стоит. Необходимость размещения военной авиации в «Рогачево» диктуется двумя причинами. Во-первых, МиГ-31 войдут в состав создаваемой в России системы противоракетной обороны и должны будут обеспечивать защиту границ России от воздушного нападения с Севера. Во-вторых, они будут осуществлять прикрытие дислоцированного на Новой Земле ядерного полигона России («Объект 700»).

Стоит отметить командно-штабные учения, что проходили в августе 2014 года. Тогда в небе за Полярным кругом было так же жарко, как и в горячем небе Ашулука. Там отрабатывались задачи по тактике применения оперативно-стратегической авиации ВВС России.


Достаточно сказать, что целая эскадрилья фронтовых бомбардировщиков Су-34 из состава смешанного авиационного полка (г. Бутурлиновка) Западного военного округа впервые совершила полёты по маршруту Северного морского пути (СМП).


Они проходили над акваторией Баренцева и Карского морей. Впервые в ходе полёта над трассой СМП каждый из экипажей выполнил по две дозаправки в воздухе от самолётов-танкеров Ил-78 в составе пар одновременно, преодолев при этом более 5 тыс. километров.


При этом все задействованные воздушные суда заблаговременно перебазировались на оперативные аэродромы. Дозаправка в воздухе была осложнена сильным порывистым ветром, традиционным для этого времени года в северных широтах.

В свою очередь экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М (ЦВО) на полигоне Лумбовка (Кольский полуостров) нанесли бомбоштурмовой удар по колонне боевой техники условного противника, имитируемой полноразмерными мишенями. Самолёты совершали вылеты с аэродрома Рогачёво на архипелаге Новая Земля. Воздушное пространство им «расчищали» истребители-перехватчики МиГ-31, вылетавшие с оперативного аэродрома в Воркуте (Республика Коми).







Протяжённость маршрута составила около 2 тыс. километров благодаря опять же дозаправке топливом в воздухе. Самолёты МиГ-31 и Су-34 поднялись до 82-й параллели, совершив дальний перехват.


Работа осуществлялась под управлением самолёта А-50.



«Истребительная авиагруппа будет выполнять патрулирование в районе архипелага Земля Франца-Иосифа, за 82 параллелью северной широты. Имитируя противника, в зону дежурства войдут стратегические ракетоносцы Ту-95, которые нужно будет перехватить летчикам ЦВО. Подобные задачи в данном районе будут выполнены впервые», — отметили в пресс-службе Центрального военного округа перед началом учений.



Сопоставимые учения проводятся в районах Заполярья не первый год. Например, в 2012 году проходили вылеты авиации с аэродрома Рогачево на Новой Земле.










Кстати, аэродром «Воркута (Советский)» тоже будет реконструирован. Сейчас создается проект реконструкции аэродрома и определяется (прорабатывается план) финансирование. Согласно «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» предусмотрена реконструкция аэропорта федерального значения «Воркута» для расширения списка классов принимаемых воздушных судов и повышения качества обслуживания пассажиров. Генеральным планом предлагается: — сохранение действующих вертолетных площадок: «Квадрат» аэродрома «Воркута», исходя из планируемой потребности в местных воздушных перевозках.


Из схемы границ выполнения инженерно-геологических изысканий, размещенной в документации к тендеру «Выполнение буровых и лабораторных работ по инженерно-геологическим изысканиям по объекту: «Реконструкция аэродрома «Воркута (Советский)», н.п. Советский, г. Воркута, Республика Коми» становится известно какого типа самолеты будут базироваться на данном аэродроме: Техническая позиция подготовки самолётов МиГ-31 — 12 ед. Групповые места стоянки: А-50 — 1 ед., Ил-76 — 2 ед., Ил-78 — 9 ед., Ту-95 — 9 ед.

Повышенное внимание уделяется экологической безопасности региона, устранению негативных последствий предыдущей военной деятельности. Эти вопросы не решались с советского периода. Организована очистка территорий в зоне ответственности Минобороны России. Идет утилизация доставшихся в наследство от прошлого отходов.









На Центральном полигоне РФ (архипелаг Новая Земля) осуществлен авиационный экологический мониторинг на площади 100 квадратных километров с использованием аэросъемки. Подразделения инженерных войск снесли 101 здание, провели частичную рекультивацию участков, где стояли объекты. 14,5 гектара в районах военных городков Белушья Губа и Северный, аэродрома Рогачево очищены от металлолома (более 700 тонн) и строительного мусора.