Основные виды деятельности в психологии. Деятельностный подход в психологии

Введение 2

1. Понятие деятельности человека 4

2. Виды деятельности человека 8

Заключение 15

Литература 17

Введение

В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Нормальное состояние человека, если только он не спит,- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

1. Понятие деятельности человека

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер, Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.

В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.

Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства" класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга - труда на общую пользу. А само обучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.

Необходимые условия человеческой деятельности - психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек - всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры (состава). Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой тy или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то. ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ваше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Успешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить педагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут мотивы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановку цели вашей учебной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными.

Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель - усвоить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель- хорошо знать психологию. За ней - еще более общая и отдаленная-стать хорошо образованным специалистом-учителем, и, наконец, самая общая цель - принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные - это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение промежуточного результата не демобилизует человека.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколичностный характер. У хорошо воспитанного человека общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными. Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали Собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах. Под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные. Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическими действиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает эти предметы. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия-действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь, мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка, результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно организована учителем).

2. Виды деятельности человека

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к «рем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта.

Любой вид труда, в котором проявляется что-то новое, вносится рационализация, усовершенствование в процесс деятельности, приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание художественного, музыкального, литературного произведения, разработка нового метода хирургической операции, разработка новых методов обучения и воспитания и т. д.). Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, капитальных знаний, страстного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения. Но главное - огромный, напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий. Ошибочно считать, что талантливому человеку все дается легко, без труда. Наоборот, многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде. «Талант-это терпение», «Талант-это склонность к бесконечному труду», - говорили они. Л, Н. Толстой называл труд писателя «страшной работой».

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения профессии. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией - ребенок обычно играет в отведенное для этого время, но в пределах этого времени - как хочет, когда хочет и сколько хочет.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение. У ребенка до поступления в школу основной вид деятельности - игра, хотя в детском саду он и немного учится и трудится по силам. Основной вид деятельности школьника - учение, но и труд занимает в его жизни известное место, а в свободное время он охотно играет. Для взрослого труд - основная деятельность, но вечерами он может учиться (самостоятельно или в вечерней школе, на вечернем факультете), свободное время посвящать играм (спортивным, интеллектуальным).

Деятельность можно разделить на материально-предметную и духовную. Первая направлена на изменение природы и общества. Духовная деятельность связана с преобразованием сознания людей. Психологи всегда придавали огромное значение этим видам деятельности в истории человечества и в обосновании собственного социального идеала.

«Производительный труд, обладание и пользование его рсзультагами представляют собой одну из сторон жизни человека или одну из сфер его деятельности», - отмечал Владимир Соловьев. Человек не мог бы существовать, если бы не выращивал урожай, не строил заводы, не прокладывал рельсы, не добывал бы энергию. Но означает ли это, что духовная деятельность человека менее важна? Разумеется, нет. Человеку нужны философия, искусство, мораль, вера. Без этих достижений он перестал бы быть человеком.

Творчество. Творчество - это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, Оно отличается при этом неповторимостью, оригинальностью. Можно возразить: а разве любая человеческая деятельность не характеризуется уникальностью? В известной мере это, конечно, так. Деятельность - это рождение того, что отсутствовало в природе. В этом смысле она всегда отличается новизной, если сопоставлять ее результаты с тем, что есть в природе.

Но внутри самой человеческой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Есть также деятельность, где творческое начало выражено не так явно. Скажем, человек, который изобрел колесо, был, безусловно, гением. Но ведь людям нужно не одно колесо, которое, возможно, сам соорудил этот безымянный творец. Теперь, когда колесо уже изобретено, надо воспроизводить его в массовом масштабе. Это тоже деятельность, но ее, строю говоря, нельзя назвать творчеством.

Вот, к примеру, напомним еще раз потрясающую строчку: «И звезда с звездою говорит...» Слова здесь простые, известные. Однако сразу рождается в сознании образ безмерного космического пространства. У Лермонтова это не только живоописание небесной дали. Это также определенное настроение. Ваша душа как бы соприкасается с перекличкой звезд. Рождается настроение печали, смиренности духа, ощущение одиночества.

И все это в одной строке. Поистине, поэзия высокой пробы. Но литература подарила людям множество поэтических открытий. Мы были бы безмерно беднее, не будь с нами творчества Гомера, Данте, Байрона, Пушкина, Гёте...

Деятельность как зло. Однако нужно предостеречь: деятельность - не только благо. Она может обернуться и злом. Весь вопрос в том, каковы цели деятельности, се направленность, смысл. В древнекитайской философии существовало понятие «дао». Так назывался основной закон, который не зависит ни от богов, ни от людей, следовательно, человек должен подчиняться естественному ходу событий.

Приверженцы дао учили: человек при рождении покоен. Это его природное свойство. Потом он начинает чувствовать и действовать и тем наносит вред своей природе. О чем тут говорится? Об осторожности в преобразовательной активности. «Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить». Люди всегда ощущали эту проблему, но только во второй половине XX в. они начали задумываться над характером их деятельности, над тем, какими могут быть се результаты.

Многие достижения человека вырваны у природы. Но природа не покорилась человеку. На Земле существовала цивилизация майя. В отличие от дамб и дренажей Египта, которые человек до сих пор поддерживает в рабочем состоянии, плоды неустанных трудов майя практически пропали. Единственными уцелевшими памятниками былой цивилизации являются руины некогда грандиозных, великолепно украшенных общественных зданий.

Теперь они оказались вдали от мест обитания человека и прячутся в глубинах тропического леса. Лес поглотил их, словно удав. Контраст между нынешним состоянием страны и древним уровнем цивилизации майя столь велик, что почти не поддастся человеческому воображению. Шедевры архитектуры майя, эти свидетельства человеческих возможностей, знаменовали победу человека над природой. Триумф человека казался вечным и непоколебимым. Однако человек не смог предотвратить возвращение леса, который поглотил возделанные поля, площади и дома, а затем добрался до дворцов и храмов.

Пожалуй, самый яркий пример деятельности, которая обернулась злом, - создание оружия - орудия убийства не только животных, но и человека. Особенно очевидно это проявилось в XX в., когда были созданы разнообразные виды оружия массового поражения. Человеку предстоит осмыслить границы и последствия своей преобразовательной деятельности. Ее воздействие на природу может оказаться пагубным. Вот почему люди отказываются от прежнего культа деятельности. Активность во что бы то ни стало, бесконечное наступление на природу, преображение ее - эти установки находятся сейчас «под обстрелом». Не всякая деятельность является благом. Люди должны реализовать свою активность целесообразно, осмысленно. Если не обдумывать цели деятельности, ее направленность и смысл, она может обернуться злом.

Активность - форма существования психики. У животных активность определяется биологическими потребностями. Уже отмечалось, что психологи выделяют чисто человеческие потребности. Деятельность имеет структуру, которая состоит из следующих элементов: мотив, процесс деятельности, цель действия, условия операции. Мотивы, как мы видели, возбуждают интерес и желание действовать. Рождается потребность решить конкретную задачу, в которой обозначены цель и условия ее достижения. Процесс деятельности обусловлен мотивом и состоит из конкретных действий, каждое из которых связано с целью. К основным видам деятельности можно отнести труд, учение и игру.

Игра . Игра охватывает всю человеческую жизнь до самого основания. Она пронизывает другие основные феномены человеческого существования. Вот что пишет по этому поводу известный феноменолог Е.Финк: «Каждый знает игру но своей собственной жизни, имеет представление об игре, знает общественные игры, знает игровое поведение ближних, бесчисленные формы игры, цирцеевские представления, развлекательные игры и несколько более напряженные, менее легкие и привлекательные, нежели детские игры, игры взрослых. Каждый знает об этих игровых элементах в сферах труда и политики, в общении полов друг с другом, игровые элементы почти во всех областях культуры».

Трактуя игру как основной феномен человеческого бытия, Финк выделяет ее значительные черты. Игра в его трактовке - это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование. Чем чаще мы сплетаем игру с прочими жизненными устремлениями,чем бесцельней игра, тем раньше мы находим в ней малое, но полное счастье. Финк считает, что человек как человек играет один среди всех существ. Игра есть фундаментальная особенность нашего существования, которую не может обойти вниманием никакая психология.

Следовало бы, как утверждает Е. Финк, когда-нибудь собрать и сравнить игровые обычаи всех времен и народов, зарегистрировать и классифицировать огромное наследие объективированной фантазии, запечатленное в человеческих играх. Это была бы история «изобретений», совсем иных, нежели традиционные артефакты (искусственные факты) культуры, орудий труда, машин и оружия.

Феномен недеяния На суд философской рефлексии сегодня вызываются такие основания человеческой жизни, как воля к власти, диктат разума, культ насилия. Сегодня отчетливо и разносторонне обозначается и утверждается принципиально иная установка, олицетворяющая собой не вполне реализованные возможности человека, варианты его подлинного существования.

Недеяние так же соответствует человеческой природе, как и деятельность. Человек как открытое существо способен реализовать себя в различных направлениях. Имеющиеся в истории мира варианты человеческого существования ни в коей мере не исчерпывают ресурсы, потенциал человека. Человек может реализовать и принципиально иные альтернативы. Деятельность - способ реализации свободы только в одном случае, когда она креативна, т.е. созидательна.

Психическая регуляция поведения и деятельности человека - сложный процесс.

Он охватывает огромную сферу мотивов и потребностей человека. Люди ставят перед собой разнообразные цели, которые обусловливают их активность. Огромную роль в человеческом поведении играют воля, ценностные ориентации людей. Что является конечным результатом психического регулирования? В качестве цели психотерапев-тических усилий часто называют здоровье, трудоспособность, умение реализовать собственные возможности и получать удовольствие (Фрейд), адаптацию к обществу (А.Адлер), радость творчества и способность испытывать счастье

Заключение

Итак, мы рассмотрели основные виды деятельности человека: труд, учение, игра.

Общественный труд навсегда выделил человека из мира животных. Являясь необходимым условием существования и развития человечества, труд есть та основа, на которой происходит психическое развитие личности.

Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности. Учение характеризуется направленностью на овладение знаниями, выработку определенных умений и навыков. Учение как самостоятельный вид деятельности выделилось в ходе исторического развития человечества в результате непрерывного усложнения труда, постоянного накопления запаса знаний, умений, навыков.

Понятно, что овладение всем объемом знаний, умений и навыков является нелегким трудом, требует волевых усилий и напряжения как умственных, так и физических сил. В процессе обучения в школе у учащихся развиваются волевые качестве, необходимые в труде, формируются целенаправленность, ответственность, потребность постоянно обогащать свой ум знаниями. Таким образом, процесс обучения в общеобразовательной школе есть необходимый этап подготовки подрастающего поколения к любому виду трудовой деятельности.

Игра является основным видом деятельности дошкольников. В игре. посредством игры ребенок познает предметы и явления действительности, готовится к учебной и трудовой деятельности. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, задатки характера. Игра для ребенка, как говорил А.С. Макаренко, «имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Таким образом, мы видим что все виды деятельности человека формируют его во всех направлениях. Человек становится неповторимой личностью со своими положительными качествами и недостатками. Именно поэтому такой раздел, как виды деятельности человека является актуальным. В литературе этот раздел освещен достаточно хорошо, чтобы понять насколько важна эта тема в психологии. Основные учебники, которые я использовал в работе являются учебник «Психология» под авторством Кузина В.С. и учебник «Психология» автора Гуревича П.С., а так же другая литература, содержащая основы видов деятельности человека.

Литература

1 Гуревич П.С. Психология: Учеб пособие. - М: Знание, 2001.

2 Кузин В.С. Психология: Учебник 4-е изд. перераб. и доп. - М: АГАР, 2003.

3 Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание.Личность.-М.,1982.

4 Популярная психология: Хрестоматия. - М,2000.

5 Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М, 2004.

Неисчислимое многообразие человеческих деятельностей может быть классифицировано по самым разным и несхожим основаниям: предмету, мотиву, способам осуществления, физиологическим механизмам, эмоциональной насыщенности и др. Понятно, что не существует общепризнанной и исчерпывающей классификации всех видов человеческой деятельности, поэтому остановимся лишь па некоторых, наиболее распространенных градациях.

В самом обобщенном плане принято выделять четыре основных вида деятельности: трудовую, учебную, игровую, общение.

Им посвящено огромное количество психологических исследований. Любая из названных деятельностей имеет множество градаций и разновидностей. Мы отметим про каждую из них лишь самое важное, характерное.

Суть трудовой деятельности заключается в создании результата, производстве некоего продукта (материального или духовного), т.е. в целенаправленном изменении, преобразовании мира. Трудовое производство является социально обусловленным, осознанным, а результат – предварительно запланированным, предвосхищенным. Психологические аспекты труда, психику в условиях трудовой деятельности направленно и разносторонне исследует специализированная отрасль науки – психология труда и ее подразделы. Но поскольку трудовая деятельность человека чрезвычайно обширна и разнообразна, многие ее стороны неизбежно изучаются и другими разделами современной психологии (общей, педагогической, социальной, спортивной, психологией творчества).

Учебная деятельность – это специально организованное, активное усвоение (присвоение) личностью общественно выработанных знаний, навыков и умений; одна из сторон целостного процесса обучения как взаимодействия учителя и учащегося. Это деятельность учащегося, направленная на самоизменение, т.е. ее предметом (объектом ) выступает непосредственно учащийся как субъект учебной деятельности (подробнее см. разд. IV).

Игровая деятельность чрезвычайно разнообразна и психологически специфична тем, что в ней осуществляется символическое воспроизведение, моделирование ребенком реальной жизни. Кроме того, игра мотивируется самим процессом функционирования, действования, а не его результатом (подробнее см. разд. III).

Общению как деятельности свойственны две основные черты. Во-первых, предметом общения выступает другой человек – субъект или группа людей. Во-вторых, общение – это деятельность непременно комплексная, включающая три аспекта: 1) перцепцию (контакт, восприятие и понимание друг друга участниками общения); 2) коммуникацию (обмен информацией между собеседниками); 3) интеракцию (взаимодействие). Данные компоненты могут иметь разный удельный вес в целостном общении, отчего существенно видоизменяется и само общение (подробнее см. разд. II).

Понятно, что перечисленные деятельности в живом поведении, реальной жизни обязательно перекрещиваются, взаимодействуют, существуют для личности совместно и одновременно.

пример

В частности, без того или иного участия общения немыслимы ни труд, ни игра, ни учение. Какие-то элементы труда обязательно присутствуют практически в каждой из выделенных деятельностей. Так, еще К. Д. Ушинский (1824–1870) отмечал, что учение есть труд, полный активности и мысли. Возможны и жизненно необходимы комплексные объединения из всех четырех описываемых деятельностей. Скажем, игра в футбол является для профессионала не столько игровой, сколько трудовой и совместной деятельностью. Это относится и к актерской игре, соединяющей в себе творчество и репродукцию, общение и учение. Всякая реальная человеческая деятельность по сути своей комплексна, т.е. многопредметная и полимотивированная, плавно переходящая в категорию поведения.

  • Еще одной достаточно распространенной классификацией деятельности служит разделение ее в возрастной психологии на основании так называемой ведущей деятельности (по Д. Б. Эльконину). Здесь выделяют непосредственно эмоциональное общение; предметно-манинулятивную, игровую, учебную, общение, учебно-профессиональную деятельности (подробнее см. разд. III).
  • Психологически важной градацией деятельности на основании того, где и с чем она осуществляется, является выделение внешней (материальной) и внутренней (психической, умственной) деятельности.

Внешняя деятельность реализуется в материальном пространстве с объективно существующими материальными объектами (предметами ). Это то, что человек непосредственно и постоянно производит в окружающем мире. Именно э го, первично данное, объективное обычно называют деятельностью и поведением, выявляют, изучают и классифицируют различные науки, в том числе психология.

Внутренняя деятельность протекает в идеальном плане психического отражения и осуществляется с образами , т.е. не с материальными, а с "вторичными" предметами. Она присутствует не в объективном физическом пространстве и времени, а в идеальном, умственном плане, в психике.

Сама психика есть в определенном смысле процесс, деятельность, а не только результат отражения, поэтому именно внутренняя деятельность и составляет во многом предмет психологии (см. гл. 1). Во всяком случае, только психология стремится (по определению) к изучению именно этой внутренней, психической деятельности.

Вопрос о динамическом соотношении материальной и психической деятельности является центральным. Внутренняя деятельность "происходит" из внешней путем интериоризации. Психика производна от материи, но и сама ее производит, в нее преобразуется путем экстериоризация. Психические образы и действия при этом материализуются (подробнее см. гл. 1).

Психика реально существует как единство, отношение материального и идеального. Наличие таких взаимосвязей внешнего и внутреннего ставит вопрос о структуре психической деятельности. Основное положение, разрабатываемое в отечественной психологии, заключается в том, что материальная и психическая деятельности имеют, в принципе, аналогичное "устройство". Между тем предположение такой аналогии вовсе не означает признания полной тождественности. Идеальная деятельность сокращена, редуцирована, качественно отличается от внешней. Материальное действие, "перешедшее" в мысль, мало похоже на себя как на исходный оригинал.

Психическая деятельность (по аналогии с материальной) является предметной, мотивированной. Но психологическое представительство всего этого, а также других составляющих внутренней деятельности: целей, действий, задач и операций – современной наукой исследовано явно недостаточно. Существует немало нерешенных проблем, связанных с теорией и практикой исследования собственно психической деятельности. Каково ее внутреннее устройство? Какие составляющие доподлинно известны и реально исследуются? Психология искала и будет всегда искать ответы на такие животрепещущие вопросы.

Много работ посвящено перцептивной деятельности , за которой условно стоит работа ощущения и восприятия (подробнее см. гл. 12). Целая серия экспериментальных исследований, ставших почти классическими, выполнена, в частности, Б. Г. Ананьевым, а также в научной школе одного из видных отечественных психологов Л. В. Запорожца (1905-1981).

Под мнемической деятельностью понимается комплексная работа процессов памяти (запечатление, сохранение и воспроизведение), общая эффективность которой во многом опосредствована характером осуществляемой человеком деятельности, причем не обязательно мнемической (подробнее см. гл. 14).

Мыслительная деятельность может рассматриваться как синоним сложной аналитико-синтетической работы интеллекта и мышления, которое имеет специфические процессуальные, операциональные, содержательные и другие особенности (подробнее см. гл. 15).

Термин "познавательная деятельность" представляет собой собирательное понимание результатов работы всех процессов познания мира, т.е. реализацию одной из ведущих функций психического отражения. Помимо процессов перцепции, памяти и мышления, в познавательной деятельности участвуют внимание, воображение, эмоции, воля, сознание. Мир познает не сумма психических процессов, состояний и свойств, а личность как таковая (см. § 38.2).

Несколько особняком от перечисленных видов внутренней, психической деятельности находится ориентировочная деятельность , которая, по мнению П. Я. Гальперина, составляет предмет психологии как науки. Согласно оригинальной авторской гипотезе, ориентировка обеспечивает реализацию таких функций, как:

  • познание мира или построение его образа;
  • планирование необходимого ответного действия, обеспечение его разумности;
  • контроль над протеканием избирательного процесса, т.е. сличение результата и намерения (подробнее см. § 39.4).

Особое место в человеческой жизни, поведении и психике занимает речевая деятельность.

Под речевой деятельностью обычно понимается специфический вид психики и поведения, использующий язык в качестве своего орудия, средства. Человеческая психика является внутренне опосредствованной, вооруженной знаком, в той или иной мере речевой. По взятая в отдельности, речевая деятельность становится не внутренней, а материальной. Она осуществляется посредством материальных слов и знаков. Известное в психологии единство мышления и речи есть "показательное" единство идеального и материального, поэтому речевая деятельность – нс простой набор объективно существующих слов, а особый вид психической деятельности (подробнее см. гл. 17).

Таким образом, выделение и психологический анализ неисчислимого многообразия деятельностей, выбираемых и осуществляемых человеком, дает надежное направление научного исследования его реального поведения и жизни. Однако для описания и моделирования всей человеческой психики деятельностного подхода недостаточно. Он подчеркнуто выделяет лишь активную, производящую сторону субъективного образа мира.

Не все в психике имеет непосредственно деятельностное происхождение и тем более обязательное деятельностное проявление. За психикой стоит функционирование или "деятельность" мозга, некая активность или "работа" души. Вместе с тем в субъективном образе мира есть ничуть не менее существенная сторона – "страдательная", субъективно (и активно) переживаемая. Психические процессы (в составе той или иной деятельности) обеспечивают получение особого продукта в структуре целостного психического образа.

Психические состояния и психические свойства личности подобного специфичного результата в психическом образе не имеют. Они опосредствованно отражают нечто другое: связи человека с миром, отношение к миру, его субъективное переживание, собственное бытие. Это высшее отражение нс только мира, но и самой отражающей личности; субъективное воспроизведение, психический образ целостного мира, иначе говоря, Человека в Мире.

Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности. Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть – при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами. Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

Основные виды деятельности в психологии.

На протяжении всего жизненного пути мы сталкиваемся с тремя генетически заменяющимися и сосуществующими вместе видами деятельности. К ним относятся игра, труд и учение. Несомненно, они имеют различные конечные результаты (т.е. продукты данной деятельности), структуру и особенности мотивации. Игра помогает ребенку овладеть и понять взрослый мир, освоить объективный мир взрослых. Имитируя деятельность, ребенок сам становится субъектом деятельности. Главным достоинством является свобода и нерегламентированность, поскольку ребенок сам вправе решать когда и в какие игры ему играть. Учение и труд имеют обязательную организационную форму, поскольку начинаются в строго установленное время, имеют конкретный план действий и производят определенные продукты труда. Различные виды деятельности имеют различную мотивацию. Так, например, мотивом игры признано удовольствие, получаемое от процесса самой игры. В качестве мотива труда и учения признается чувство ответственности и долга, а также интерес занятия данным видом деятельности. Очень важно выработать в себе привычку трудиться.

Рассмотрим их более подробно данные виды деятельности:

  • Труд – является одним из главнейших видов деятельности. Психологическая структура деятельности данного вида направлена непосредственно на создание продукта, имеющего огромное значение для общественности. Труд – это процесс, позволяющий человеку создавать духовные и моральные ценности общества. Как правило, трудовая деятельность направлена на производство полезного обществу продукта, способного удовлетворить духовные или материальные потребности для всего человечества. Она позволяет раскрыть сущностные человеческие силы, поскольку человек принимает непосредственное участие, вступая в производственные отношения. Такое проявление труда позволяет сформировать собственное отношение к трудовой деятельности и мотивам труда, раскрыть собственную личность в труде и т.д. Мотивы труда находятся в прямой зависимости от требуемых трудовых задач, реализация которых приводит к благополучию и удовлетворению собственных потребностей. Процесс реализации трудовой деятельности зависит от безграничного ряда факторов, влияющих на проявление желания трудиться и качественно работать.
  • Игра – вид деятельности, не создающий продуктов общественной значимости. Психологическая структура деятельности данного вида направлена на формирование личности как субъекта деятельности. Как вид деятельности, игра анализируется с целью изучения ее природы. Развитие детских игр способствует этапам развития всего человеческого общества. Проведение научного анализа показало, что игра позволяет ребенку получить отражение взрослого мира и следовать по пути познания окружающего нас мира. С возрастом игры меняются, из функциональных игр дети переходят к конструктивным, постепенно познавая все более сложные ступени своего развития. Сюжетно-ролевая коллективная игра позволяет значительно расширить круг общения каждого ребенка, принимающего непосредственное участие в игре.
  • Учение – психологическая структура деятельности данного вида заключается в подготовке личности к трудовой деятельности. На данном этапе происходит окончательное формирование и развитие умственных и физических способностей человека, освоение профессии, формируются культурные и материальные ценности. Процесс учения позволяет овладевать навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для выполнения конкретной трудовой деятельности и воспитания в конечном счете. Он помогает сформировать личность ребенка, его волевые черты характера, направленность, способности и т.д. Особо важным этапом в жизни каждого из нас является поступление в школу, которое меняет взгляды на жизнь, сверстников. У школьников меняется режим дня, появляется множество обязанностей, которые необходимо выполнять вовремя. В последствии учение готовит нас к профессиональной трудовой деятельности для удовлетворения наших духовных и материальных потребностей.

По А.Н.Леонтьеву:

Деятельность – это осмысленное и целенаправленное взаимодействие чел-ка с окр. средой, опосредованное внешней и внутренней активностью или специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающей действительности и самого себя. Деят-ть человека включена в систему отношений общества и является главным источником культуры и цивилизации.

Характеристики деят-ти:

1. предметность (воспроизведение в деятельности тех качеств, кот. заложены в предмете);

2. субъектность (субъект обладает активностью);

3. целесообразность;

4. опосредованный характер (орудия, социум)

5. социальная природа.

Осн. хар-ка деят-ти — её предметность. Предмет деят-ти выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта и вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, кот. осуществляется в рез-те деят-ти субъекта.

Осн. формами деятельности явл-ся:познание, общение, труд.

Осн. видами деятельности – игра, учение, труд.

В процессе перехода от вида к виду происходит:

1. внутренние изменения (связ. со структурой мотивов и потребностей)

2. внешние преобразования -в сферу деятельности вовлекаются новые предметы и Т.О. сфера деят-ти расширяется от вида к виду.

На выполнение деятельности влияют состояния личности (напримерр, утомление), элементы творчества, сложившиеся стереотипы, успешность при её выполнении.

Выготский.: деятельность определяется как культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий.

С.Л.Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. (сознание вторично, оно проистекает из деят-ти). Таким образом, сознание, психическое отражение не просто связано с активной деят-тью, но и происходит из неё, в ней осуществляется.

Любое чел-кое действие является вместе с тем и псих. актом, насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего субъекта к др. людям, к окружению. Результатом деятельности является динамика переживаний, выражающих отношение между субъектом потребности и её объектом. Добиваясь задуманного, мы переживаем те или иные эмоции. Метафорически д-ть м.б. представлена как движение в поле переживаний субъекта. Деят-ть, совершаемая чел-ком, становится объектом переживаний др. людей, получает этическую оценку.

Наиболее полно псих. анализ деят-ти осущ-н А.Н.Леонтьевым: деятельность – единица жизни. Она входит в структуру общественных отношений. Общ-во не просто определяет внешние условия осуществления деят-ти, но и способствует формированию мотивов, целей, способов и средств достижения цели.

А.Н.Леонтьевым выделена структура деят-ти: деятельность ’ действие ’ операция ’ психофиз.функции. Каждая из выделенных единиц обладает своими свойствами. При определенных условиях компоненты структуры деят-ти могут переходить друг в друга. Выделение отдельных деятельностей происходит по критерию мотива, действий, операций.

Деят-ть начинается с постановки цели (и протекает как во внешнем, так и во внутреннем плане). Так как в окружающем мире сущ-т закономерности, это позволяет нам предвосхищать поведение предметов в изменяющихся условиях. И на этом основана внутренняя деят-ть. Здесь предметные действия над предметами заменяются идеальными психолог.

операциями, либо с идеальными образами предметов, либо с их значениями. В результате происходит интериоризация (превращая внешнее во внутреннее). Интериоризация – это переход от сенсомоторного плана к мысли. Экстериоризация предполагает воплощение умственного действия или образа в практически доступную для др. людей реальность. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деят-ть перемещается в план сознания, а в том что внутренний план (план сознания) формируется. Согласно А.Н.Леонтьеву, внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: деят-ть соотносится с мотивом, действие – с целью, операции – с её задачами. Гл. роль играет слово, т.к. только слово м. выделять и закреплять существенные признаки. Слово’понятие (идеальный образ как абстрактное понятие) ’действие.

При рассмотрении деятельности в динамическом плане выд-ся механизмы, обеспечивающие движение деятельности. А.Н.Леонтьевым исследовались процессы приобретения целью самостоятельной побудительной силы ("сдвиг мотива на цель") и превращение мотива в цель (осознание мотива). Наиболее продуктивной является деятельность, кот приобретает личностный смысл.

Действие является единицей деятельности. Оно выражается в преднамеренной активности и направлено на достижение осознаваемой цели. В качестве средств действия могут выступать различные знаки, роли, ценности, нормы, применяя которые субъект овладевает действиями.

В основе мотивов деятельности лежат потребности.

Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования. В потребностях состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида выступает как интерес, устремленность, энергия действования. На уровне осознания и устойчивости мотив может трансформироваться в цель.

Цель – это осознанный образ предвосхищаемого рез-та, на достижение кот. направлено действие человека. Цель деятельности – это представление о её результате, образ возможного будущего как основа продвижения у нему. Цели следуют отличать от мотивов деятельности. В мотивах, как и в целях, предвосхищено возможное будущее, но оно соотносится с самим чел-ком. В мотивах фиксируется то, что должно произойти с ним самим. Цели деятельности ориентированы на рез-т.

Мотивация – совокупность факторов псих-го характера, детерминирующих и объясняющих поведение человека. В эту систему факторов входят: мотивы, потребности, цели, намерения, стремления и желания. Различают диспозиционную (зависящую от личностных факторов) и ситуативную (зависящую от внешних причин) мотивацию. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение цели. Мотив – опредмеченная потребность. Мотив может является побуждением к деятельности или осознаваемой причиной, лежащей в основе выбора действий и поступков.

На основании закона Йеркса-Додсона продуктивность деятельности будет максимальной при некотором оптимальном уровне мотивации. При сниженном по сравнению с оптимумом значении мотивации продуктивность деятельности будет низкой. При повышенном уровне мотивации, выше оптимального значения, может произойти явление перемотивации приводящее к снижению продуктивности и даже "развалу" деятельности.

Другие материалы:
Воспитание личности в коллективе и через него
Влияние СМИ на формирование личности
Профессиональный, коммуникативный стресс
Шкала силы стресса, роль в развитии заболевания
Межличностная аттракция, отношения
Гипотеза контакта, Г. Олпорта
Теории изучения лидерства
Хронология социального развития
Общество сверстников как фактор социализации, механизмы
Особенности социализации на разных этапах развития общества
Социально-психологическое воздействие
Социальный интеллект и социальная компетентность
Способы поведения, индивидуальные стратегии
Активность личности, проблема жизненного пути
Введение в теорию личности
Сравнение методов интервью, анкетирования
Объект психологии

А.Н. Леонтев˸ психология – наука о законах порождения и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в деятельности человека и поведении животныхʼʼ. Выделим ключевые слова˸ 1. отражение; 2. (Где отражение? В) деятельности человека и поведении животных. (В отечественной психологии термин ʼʼдеятельностьʼʼ обычно относится к человеку.

ʼʼПоведениеʼʼ – к животным.) 3. порождение; функционирование. (Здесь мы включаем принцип Рубинштейна – психика порождается в деятельности (1) и функционирует в ней (2).

Леонтьев˸ предмет психологии — ʼʼдеятельность субъекта по отношению к действительности, опосредованную отображением этой действительности. Деятельность есть молярная, не аддитивная единица жизни телесного, материального субъекта. В более узком смысле, т.е. на психологическом уровне, это единица жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире… Это… система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие.

Деятельность предметна по определению. ʼʼПри этом предмет деятельности выступает двояко˸ первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, как продукт психического отражения ᴇᴦο свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не можетʼʼ.

Соотношение внешней и внутренней деятельности. Изначальная деятельность любого сyщества, напpавленная на

ассимилятивные пpоцессы, выживание есть деятельность внешняя. Hо с pазвитием — на сознательном ypовне — опpеделенные опеpанты, действия, а потом и деятельности yходят "внyтpь" или же интеpиоpизиpyются. Так, можно этот пpоцесс пpоследить на pебенке, котоpый yчится запоминать цепочки слов, поначалy для yпpощения этой задачи емy нyжны каpточки, или же какие-либо иные "штyковины" на базе котоpых он сможет стpоить ассоциативные pяды и запоминать пpедметы не как

таковые, а чеpез классовyю их пpинадлежность или же чеpез связи междy ними. Hо понятие об интеpиоpизации несколько pазличалось y pазных наших психологов˸ так, в случае если Леонтьев считал, что пpи интеpиоpизации деятельность пpосто _yходит_ внyтpь, то Гальпеpин был yвеpен в том,что она _стpоится_заново_ на этом качественно ином ypовне Д.

Пpи анализе Д. выделяются тpи плана а) Генетический. В нем исходной фоpмой любой человеческой Д. является социальная, совместная Д, а механизмом pазвития психики выстyпает интеpиоpизация, обеспечивающая yсвоение общественно-

Общее понятие о деятельности и ее психологической структуре

Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует и изменяет его самого. Понятия сознания и деятельности - узловые категории пси-хологической науки. Систематическая разработка этого прин-ципа в советской психологии началась в 30-е годы (CЛ.Рубин-штейн, АНЛеонтьев, Б.Г.Ананьев, Б.М.Теплов и др.).CЛ. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Суть данного принципа: не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности.

Введение этого принципа ставило новые теоретические и методо-логические задачи — необходимо было преодолеть идущую от психологии со-знания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятель-ность - внешнее. В действительности психика, сознание не является чем-то внутренним. Точно так же деятельность нико-им образом не сводится только к внешнему: она имеет внеш-нюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность од-нозначно. По определению С.Л.Рубинштейна, сама деятельность явля-ется единством внешнего и внутреннего. Принцип единства сознания и деятельности делает возможным через деятель-ность изучать сознание. Это позволяет объективно исследовать психику и сознание: от деятельности, ее продук-тов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становит-ся основой всех объективных методов психологии.Структура деятельности. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель — это то, ради чего действует человек; мотив — это то, почему действует человек. Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов — ближайшими и все более общими и отдаленными. Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом. Действие — составная часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные, внутренние (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.