Сани звуко буквенный разбор слова. Тема: Звуковой анализ слова

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Образовательная область: «познание».

Раздел: «Грамота»

Тема: «Звуковой анализ слова сани».

Цель: Учить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать умение определять количество слогов в слове

Билингвальный компонент: сани-шаншу

Мотивационно -

побудительный

Повторение знаний о гласных звуках. (Дети стоят в кругу) .

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту ничто не мешает, воздух выходит свободно. Как называются одним словом эти звуки? (гласные)

Вспомним гласные звуки: по артикуляции – (а, (о, (у, (ы, (э, (и) .

Как обозначаются гласные звуки на схеме слова? (красным кружком)

2. Повторение знаний о согласных звуках. (Дети стоят в кругу) .

Как называются одним словом звуки, при произнесении которых нам мешают зубы, губы, язык воздух проходит не свободно, с преградой? (согласные звуки)

Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

Какими фишками обозначаем на схеме твердые согласные? (синими) А мягкие согласные? (зелеными)

3. Игра с мячами (синие и зеленые) . – Я буду произносить согласные звуки, а вы будете поднимать соответствующий по цвету мячик. (б, (пь, (с, (вь, (ф, (д, (рь, (к) .

Приветствуют друг друга

Отвечают на поставленные вопросы полным ответом

Повторяют

Гласные

Организационно-

поисковый

4. Звуковой анализ слова САНИ. Дети сидят за столами.

ЗАГАДКА. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. Что это?

На доске демонстрационная картина САНИ, со схемой слова.

Произносим слово за указкой С-А-Н-И.

Сколько звуков в слове САНИ? (четыре звука)

Дается характеристика каждого звука.

Сколько слогов в слове САНИ? (два слога) Какой первый слог? (СА) Какой второй слог? (НИ)

Сколько в слове гласных звуков? (два звука) Назовите первый гласный звук? (а) Назовите второй гласный звук? (и)

Сколько согласных звуков? (два) Назовите первый? (с) Какой он? (твердый согласный звук) Назовите второй? (нь) Какой он? (мягкий согласный)

ЗАДАНИЕ : убрать мягкий согласный звук (нь) ; убрать твердый согласный звук (с) ; убрать гласный звук (и) ; убрать гласный звук (а) .

5. Работа на деление слов на слоги.

карточки – обозначения количества слогов в слове; картинки.

Выберите себе картинку и определите количество слогов в слове.

Отгадывают загадку

обозначают звуки соответствующими фишками

Отвечают на вопросы

Выполняют самостоятельно работу по карточке

Рефлексивно-корригирующий

Чем занимались?

Что нового узнали?

Отвечают на вопросы

Ожидаемый результат:

Знать: гласные, согласные

Иметь представление: самостоятельной работы по карточкам

Уметь: выполнять звуковой анализ слова

Галина Сахарова
Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова «сани»

ЦЕЛИ. Учить правильно произносить гласные и согласные звуки ; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах ; совершенствовать умение определять количество слогов в слове

Оборудование : мячики синие и зеленые; картинки; пеналы с фишками; демонстрационная картина САНИ ; индивидуальные карточки со схемой слова .

Ход ЗАНЯТИЯ.

1. Повторение знаний о гласных звуках . (Дети стоят в кругу) .

Мы знаем, что есть звуки , которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту ничто не мешает, воздух выходит свободно. Как называются одним словом эти звуки ? (гласные)

Вспомним гласные звуки : по артикуляции – (а, (о, (у, (ы, (э, (и) .

Как обозначаются гласные звуки на схеме слова ? (красным кружком)

2. Повторение знаний о согласных звуках . (Дети стоят в кругу) .

Как называются одним словом звуки , при произнесении которых нам мешают зубы, губы, язык воздух проходит не свободно, с преградой? (согласные звуки )

Какие бывают согласные звуки ? (твердые и мягкие)

Какими фишками обозначаем на схеме твердые согласные? (синими) А мягкие согласные? (зелеными)

3. Игра с мячами (синие и зеленые) . – Я буду произносить согласные звуки , а вы будете поднимать соответствующий по цвету мячик. (б, (пь, (с, (вь, (ф, (д, (рь, (к) .

4. Звуковой анализ слова САНИ . Дети сидят за столами.

ЗАГАДКА. Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. Что это?

На доске демонстрационная картина САНИ , со схемой слова .

Произносим слово за указкой С-А-Н-И .

Сколько звуков в слове САНИ ? (четыре звука )

Дается характеристика каждого звука . Дети вместе с взрослым обозначают звуки соответствующими фишками в индивидуальных схемах. Проверка.

Сколько слогов в слове САНИ ? (два слога) Какой первый слог? (СА) Какой второй слог? (НИ)

Сколько в слове гласных звуков ? (два звука ) Назовите первый гласный звук ? (а) Назовите второй гласный звук ? (и)

Сколько согласных звуков ? (два) Назовите первый? (с) Какой он? (твердый согласный звук ) Назовите второй? (нь) Какой он? (мягкий согласный)

ЗАДАНИЕ : убрать мягкий согласный звук (нь) ; убрать твердый согласный звук (с) ; убрать гласный звук (и) ; убрать гласный звук (а) .

5. Работа на деление слов на слоги .

Оборудование : карточки – обозначения количества слогов в слове ; картинки.

Выберите себе картинку и определите количество слогов в слове . Проверим.

6. Итог занятия . – Чем занимались?

Что нового узнали?

Публикации по теме:

Конспект НОД по коммуникации в подготовительной группе «Звуковой анализ слова» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «лес» (старшая группа) Тема: «Звуковой анализ слова «лес». Цель: упражнять детей в определении последовательности звуков в слове. Образовательные задачи: формирование.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква [и]. Звуковой анализ слова «игла» Программное содержание: Образовательно – познавательные задачи: расширить представления детей о профессиях; познакомить с буквой «и»; упражнять.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте для детей с ОНР. Тема: НАСЕКОМЫЕ-ЗНАКОМЫЕ. Цели: Закрепить понятия «гласные-согласные».

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Образовательные задачи: -учить детей внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать и отвечать на вопросы; -продолжать развивать звуко-слоговые.

В слове са́ ни :
1. 2 слога (са́ -ни);
2. ударение падает на 1-й слог: са́ ни

  • 1-ый вариант

1 ) Транскрипция слова «са́ ни»: [са́ н❜и].


БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
с - [с] - согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а - [а́ ] - гласн., ударный; ниже см. § 15.
н - [н❜] - согл., мягк. (парн.), звон. (непарн.), сонорный. Звук [н] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Ниже см. § 66, абз. 2, 3.
и - [и] - гласн., безударный; ниже см. § 5.

4 буквы, 4 звука

Настройка

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 5

§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.

Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изба́ , игра́ ть, издава́ ть; б) после гласных: крои́ ть, стои́ т, сто́ ит, поигра́ ть; в) после мягких согласных: си́ ла, ти́ на, вить, чи́ стый, щи, стира́ ть, пила́ , щипа́ ть, вы́ бить.

§ 15

§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: заа́ хать, поа́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, жа́ ба, ша́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коча́ н, кача́ ть, поща́ да.

§ 66

§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь . Ср. топ и топь (произносится [топ❜ ]), эконо́ м и эконо́ мь (произносится [экано́ м❜ ]), уда́ р и уда́ рь (произносится [уда́ р❜ ]), был и быль (произносится [был❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголка́ и уголька́ (произносится [угал❜ ка́ ]), ба́ нку и ба́ ньку (произносится [ба́ н❜ ку]), ре́ дко и ре́ дька (произносится [ре́ т❜ къ]).

Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а ) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м❜ ал]); буква ё (в отличие от о ) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м❜ ол]); буква ю (в отличие от у ) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы : буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игра́ , изба́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, носи́ и носы́ .

Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ❜ ]), бо́ дро и бёдра (произносится [б❜ о́ дръ]), графа́ и графя́ (произносится [граф❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот❜ ]), стыда́ и стыдя́ (произносится [стыд❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос❜ ]); гроза́ и грозя́ (произносится [граз❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал❜ ]), нос и нёс (произносится [н❜ ос]), лук и люк (произносится [л❜ ук]), го́ рка и го́ рько (произносится [го́ р❜ къ]).

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..

Программное содержание: Продолжать обучение звуковому анализу слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; Закреплять умение придумывать слова на заданный звук «(С)»; закреплять умение делить 2-х и 3-х сложные слова на слоги; уметь заканчивать начатое предложение.

Словарная работа : Снеговик, сани, грубая, логово.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практический.

Материал и оборудование: Картина-схема слова САНИ, красные, синие, зеленые фишки-звуковички, указка, Снеговик, красивые сани, снежинка со звуком «(С)», колокольчик, бумажные трафареты маленьких снеговиков.

Ход: Эмоциональный настрой.

Светит ярко солнышко,

(дети тянутся руками вверх)

Дарит нам улыбки.

(улыбаются, разводят руками)

На дворе морозно,

(обнимают себя за плечи)

Кружатся снежинки.

(выполняют «фонарики» кистями рук)

Потеплей оденемся

(имитируют одевание)

И пойдем гулять.

(ходьба на месте)

Будем мы на саночках

(выполняют махи согнутыми в локтях руками впреред-назад)

С горочки кататься.

У меня есть волшебная снежинка. На снежинке звук «(С)». Она поможет нам попасть на снежную полянку. Вставайте парами. Каждая пара должна придумать слово, которое начинается со звука «(С)».

(Дети придумывают слова (снег, сова, сосиска, след, сокол, скамейка, слива, самокат, сорока, соска, страус, стебель, стрекоза. Ппроходят на снежную полянку.

Видят там очень красивые сани).

Какие красивые необычные сани, но никого кругом невидно. Давайте разберем слово САНИ, может кто-нибудь и появится.

(Дети проходят за столы и проводят разбор слова САНИ)

Разбор слова САНИ.

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает.

Как называются такие звуки? (Гласные).

Какими фишками обозначаем гласные звуки? (Красными ).

Как называются звуки, которые нам мешают произносить губы, зубы, язычок? (Согласные).

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)

Каким фишками обозначаем твердые согласные звуки? (Синими) .

Какими фишками обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными).

Возьмите карточки-домики для звуков и звуковички. Будьте внимательны.

Какой первый звук в слове САНИ ? (Звук «(С)»).

(Согласный. Когда мы его произносим во рту мешают зубы и язык.)

Какой это согласный звук: твердый или мягкий? (Это твердый согласный звук)

Какой фишкой мы обозначим твердый согласный звук «(С)»? (Синей)

Какой второй звук в слове САНИ? (Звук «(А)»)

Это гласный или согласный звук? (Гласный. Когда мы его произносим нам ничего не мешает)

Какой фишкой обозначим гласный звук»(А)»? (Красной)

Какой третий звук в слове САНИ? (Звук «(Н)»)

Это гласный или согласный звук? (Согласный. Когда мы его произносим мешает язык.)

Звук «(Н») твердый или мягкий согласный звук? (Это мягкий согласный звук)

Какой фишкой мы его обозначим? (Зеленой. Звук «(Н)» обозначается зеленой фишкой)

Какой последний звук в слове САНИ ? («И)» гласный, при его произнесении ничего во рту не мешает.)

Какой фишкой его обозначим? (Красной)

Сколько звуков в слове САНИ? (Четыре звука)

Сколько гласных звуков? (Два)

Назовите первый гласный звук. («(А)»)

Какой второй гласный звук? («И)»)

Сколько согласных звуков в слове САНИ? (Два)

Назовите твердый согласный звук. («(С)»)

Какой мягкий согласный звук? («(Н)»

Разделите слово САНИ на слоги. (Са-ни)

Сколько слогов в слове САНИ? (Два)

Придумайте слово предложение со словом САНИ. (У нас быстрые сани.)

Приглашаю вас на снежную полянку поиграть.

Физкультурная минутка.

Давай дружок, смелей дружок,

Кати по снегу свой снежок,

(Идут по кругу изображая, что катят снежный ком перед собой)

Он превратиться в толстый ком

Станет ком снеговиком

(Рисуют руками большой круг и составляют друг на друга)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, рот, метла.

Вот и слепили мы снеговика!

(Показывают на себе глаза, шляпу – руку кладут на голову, нос, метлу – встают прямо выпрямляют спину).

Посмотрите, вот и появился снеговик. Это он приехал на волшебных санях.

Какой Снеговик? (Красивый, нарядный, веселый, белый, снежный, озорной, холодный, игривый, задорный, лихой, долгожданный, смешной, смелый, яркий и т.п.).

У него есть волшебный колокольчик. Если вы правильно разделите слово на слоги, то он вам позвонит в колокольчик, если не правильно, то не позвонит.

Игра «Разделим слово на слоги»

(Дети делят на слоги слова: мороз, льдина, град, ветер, пурга, снежинка, снегопад, лёд, снежок, холод, зима, сосулька, снег, вьюга).

У Снеговика очень много друзей в лесу животных и он любит с ними играть. Давайте и мы с ним поиграем. Вы должны закончить предложение, которое начнет Снеговик.

Зимой заяц белый, а летом…(серый)

У зайца хвост короткий, а уши…(длинные)

У зайца задние лапы длинные, а передние…(короткие)

Заяц пушистый, а еж…(колючий)

Еж спит днем, а охотится…(ночью)

Еж маленький, а медведь…(большой)

Белка зимой серая, а летом…(рыжая)

У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий)

Белка живет в дупле, а заяц под…(кустом)

У лисы шерсть мягкая, а у волка…(грубая)

Лиса живет в норе, а волк в…(логове)

Давайте прочитаем Снеговику чистоговорку.

Ма-ма-ма – на дворе зима.

Ом-ом-ом - мы гулять пойдем.

Ос-ос-ос - пусть на улице мороз.

Ос-ос-ос - я укутал шарфом нос.

Жарко Снеговику, пора прощаться. Снеговику очень понравилось у нас в гостях, и он вам дарит маленьких снеговиков.

(Снеговик дарит снеговиков и уходит, дети после занятия играют со снеговиками).


Использованная литература:

  1. Под редакцией Варенцовой Н. С., Старжинской Н. С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск. «Народная Асвета» 1992.
  2. Мартемьянова Л. Н., Мельникова Е. В., Мухаметрахимова Л. Н. Эмоциональные настрои детей // Воспитатель ДОУ №3. 2008. С. 78.

Ребята! К нам пришла посылка!

Давайте прочитаем, что же на ней написано?

От кого: «От Деда Грамотея»

Откуда: « Из страны АБВГДейки»!

Кому: «Ребятам старшего возраста, группы «Малинка»

Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.

(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо)

- Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо.

«Дорогие ребята группы «Сказка»!

Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Дед Грамотей»

- Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?

(Ответы детей)

Задание 1.

1. Найди одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. (Ответы детей)

2. Назовите слова, которые начинаются на звук с . (Ответы детей)

- Что вы знаете о звуке с ?

Ответы детей- (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)

Характеристика звука с : когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша ) и мягко (сено, василек )

С первым заданием мы справились.

Задание 2.

Отгадайте загадку:

Я катаюсь на нем до вечерней зари,

Но ленивый мой конь возит только с горы,

А на горку всегда сам пешком я хожу

И коня своего за веревку вожу.(Сани)

Проводится звуковой анализ слова:

Сколько звуков в слове?

Назовите первый звук в слове? Какой он? Согласный, твердый

- Какой фишкой будим обозначать согласный, твердый звук? (синей)

Назовите 2 звук в слове? Какой он? Гласный

Какой фишкой будим обозначать гласный звук? (красной)

- Назовите 3 звук в слове? Какой он? Согласный, мягкий

Какой фишкой будим обозначать согласный, мягкий звук? (зеленой)

- Назовите 4 звук в слове? Какой он? Гласный

- Какой фишкой будим обозначать?

- Сколько слогов в слове? 2

Назовите первый слог? СА

Назовите второй слог? НИ

Молодцы, второе задание выполнили правильно.

Задание 3 .

« Какой звук заблудился?» Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.

1. Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак

Но зато ему потом

На крючок попался д ом (с ом)

2. На пожелтевшую траву

Бросает ле в (ле с ) свою листву

3.Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, п ушки (с ушки)

Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.

Задание 4

Игра – задание «Наоборот»

Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с

Пасмурный – солнечный

Трусливый – смелый

Легкомысленный – серьезный

Мир – ссора

Открытый человек – скрытный

Соленый огурец – свежий

Тесная обувь – свободная

Кислое яблоко – сладкое

А теперь немножко отдохнем.

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Если отгадаете загадку, то узнаете, где лежит ключ от волшебного сундучка.

У него четыре ножки

На него кладём мы ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья для него подружки.

Украшает кухню, холл.

Что за мебель? Это…(стол)!

Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет.

Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?

Что больше всего понравилось?

В выполнении каких заданий у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!

Спасибо всем за работу.