Спасение ТР «Марина Раскова» эсминцами «Гремящий» и «Громкий. «Гремящий» (эсминец Северного флота) в годы войны Гвардейский эскадренный миноносец гремящий

В годы Великой Отечественной войны каждая единица техники - самолет, корабль, и даже простой солдат, вносили свою лепту в защиту Родины и вели ее к приближению Дня Победы. Казалось бы, что может зависеть от простого матроса или одного корабля? Каким образом они могут привести страну и весь мир к завершению войны? Современники и исторические хроники описывали отвагу, мужество и доблесть не только отдельных солдат и матросов, но и целых подразделений и корабельных соединений, танков и самолетов. Внутреннее качество людей как бы передавалось на технику, которой они управляли.

Так и эсминец «Гремящий» вместе с командой, ее делами и поступками заслужил свое грозное для врагов название. Что же это за такой с названием эсминец?

Эсминец - вспомогательный боевой корабль

Как корабль назовешь, так он и поплывет

Эсминец «Гремящий» в годы войны действительно заслужил свое название. Он исполнил более 90 боевых задач, поставленных ему высшим командованием, прошел около 60 тысяч морских миль. Миноносец отбил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и серьезно повредил более 20 самолетов, успешно сопроводил порядка 40 союзных и 24 наших конвоев, потопил одну и нанес повреждения двум немецким подлодкам, десятки раз проводил обстрелы вражеских портов и позиций. И это только по официальным, документированным данным.

Летом 1945 года командир корабля А. И. Гурин получил высокое звание Героя Советского Союза.

После победы

В 1956 году с эсминца было снято вооружение, и он стал тренировочным кораблем. А еще через пару лет был исключен из состава ВМФ. Эсминец «Гремящий» 1941-1945 годов отправился на отдых, а ему на смену пришло новое современное противолодочное судно под таким же названием, которое продолжило славную боевую традицию знаменитого эсминца советского Северного флота.

Технические параметры эсминца «Гремящий»

Эсминец «Гремящий», фото которого мы видим выше, обладал мощностью в 48 тысяч лошадиных сил и водоизмещением в 2380 тонн, длиной 113 и шириной 10 метров. судна - 32 узла, запас хода при экономичном режиме - более 1600 миль. На вооружении эсминец имел четыре 130-милиметровых орудия, две 76,2-миллиметровых и четыре 37-миллиметровых пушки, а также четыре спаренных пулемета, два бомбомета и два торпедных аппарата. Кроме этого, на борту корабля помещалось 56 мин, около 55 глубинных снарядов различных размеров. Экипаж судна насчитывал 245 человек.

Итог обзора

По записям немецких офицеров и солдат ВОВ, советский флот всегда поражал их не столько техническими характеристиками орудий, сколько мужеством матросов и капитанов, которые могли воевать в любых синоптических условиях при самых разных обстоятельствах.

Так и «Гремящий» заслужил свое грозное название многими годами боевой службы по охране и защите нашей страны от вражеского нашествия. В современном российском флоте на вооружении ВМФ, конечно же, стоят более совершенные корабли, чем судна 1941-1945 годов. Однако дух боевых традиций остается прежним.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 194. Северное море. БПК «Свирепый». ЭМ пр.57бис «Гремящий». 11.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: ЭМ пр.57бис «Гремящий» 545 (1973) КСФ ВМФ СССР. Командир корабля, капитан 3 ранга Карманов Николай Николаевич (1973-1975). Бортовой номер 639 (1983).

Чертёж-схема БПК «Жгучий» точно соответствует конструкции, оснащению и вооружению ЭМ пр.57бис «Гремящий».

В предыдущем:

Увы, непослушные руки матроса-сигнальщика и отсутствие у него моего опыта фотографирования во время качки, смазали изображение и теперь можно только догадаться о том, что за нашими счастливыми лицами с Мишкой, по крутой дуге поворачивает ЭМ «Гремящий» 545 Краснознамённого Северного флота ВМФ СССР.

Этот славный боевой корабль требует отдельного краткого рассказа о себе…

Восстанавливая справедливость и исполняя свой долг морского гостеприимства и дружбы, воспроизвожу ТТД (тактико-технические данные) и краткую историю достойного и славного боевого корабля эскадренного миноносца ЭМ пр.57бис «Гремящий» Краснознамённого Северного флота ВМФ СССР.

Этот корабль по-настоящему наш друг и товарищ, потому что он сменил нас в Северном море после изнуряющей БС (боевой службы) и как оказалось, ЭМ «Гремящий» сам возвращался домой на Северный флот после многомесячной БС (боевой службы) в Средиземном море.

Может быть, поэтому наша встреча в Северном море была такой краткой, «немногословной», усталой?..

Эсминец «Гремящий» был спущен на воду 30 апреля 1959 г., вступил в строй ВМФ СССР 30 июня 1960г. и 19 декабря 1960 г. вошёл в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). Этот корабль унаследовал «гвардейский Военно-морской флаг от одноименного эсминца проекта 7 «Гремящий».

20 января 1969 года ЭМ «Гремящий» был классифицирован как БПК (большой противолодочный корабль).

В 1970 году БПК «Гремящий» участвовал в учениях ВМФ СССР «Океан», после чего имел заход в порты Сьенфуэгос и Гавана (Куба).

С 5 по 10 сентября 1971 года БПК «Гремящий» вместе с ЭМ «Жгучий» под флагом командира 2 дивизии ПЛК контр-адмирала Е.И Волобуева были с официальным визитом в Осло (Норвегия).

С 21 по 26 сентября 1971 года БПК «Гремящий» и ЭМ «Жгучий» под флагом командира 2 дивизии ПЛО контр-адмирала Е.И Волобуева нанесли официальный визит в Роттердам (Голландия).

В 1971 и 1973 годах БПК «Гремящий» нёс боевую службу в Средиземном море у берегов Египта.

ЭМ «Гремящий» имел бортовые номера: 700 (1961), 035, 229 (57бис), 372 (57бис), 900 (пр.57А), 548 (1970), 545 (1972), 554 (1974), 549 (57А), 585, 596, 544, 535, 273, 298, 630 (57А), 410 (1979), 673 (1980), 639 (1983), 662, 647, 675.

Изначально ЭМ «Гремящий» был эскадренным миноносцем проекта 57-бис типа «Гневный». Его создали на Судостроительном заводе ССЗ им. Жданова в Ленинграде.

ЭМ «Гремящий» имеет: водоизмещение стандартное - 3500 т, полное - 4192 т.; длину - 138,9 м.; ширину - 14,84 м.; осадку - 4,47 м.; мощность ГЭУ (главной энергетической установки) - 85 000 л.с.; скорость хода максимальную - 38,5 узл.; экономичную скорость хода - 18,0 узл.; дальность плавания - 3 000 миль на 14 узлах и экипаж 290 человек (в том числе 20 офицеров).

ЭМ «Гемящий» вооружён: зенитная артиллерия - 4;4 ЗИФ-75; противолодочное вооружение - 2;16 РБУ-2500 «Смерч»; минно-торпедное вооружение - 2 ПТТА-53-57.

Эскадренные миноносцы проекта 57-бис типа «Гневный» (код НАТО – «Krupny») проходили модернизацию по проекту 57-А (код НАТО – «Kanin»), при этом их предназначение – нести и использовать в бою специально под них разработанный противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) КСЩ.

После модернизации по проекту 57-А ЭМ типа «Гневный» переводили в класс Больших противолодочных кораблей (БПК).

Проектом 57-Б или 57-бис к 30 декабря 1956 года были созданы чертежи для строительства специальных кораблей, предназначенных «в основном для уничтожения надводных кораблей (линкоров, крейсеров, эсминцев и крупных транспортов) и береговых объектов (при помощи комплекса ПКРК КСЩ) противника».

Главным оружием ЭМ «Гремящий» был универсальный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Волна-М». Этот комплекс предназначен «для коллективной обороны корабельных соединений при отражении атак самолётов в ближней зоне и самообороны кораблей от противокорабельных ракет». Также комплекс ЗРК «Волна-М» способен поражать надводные корабли.

В состав комплекса ЗРК «Волна-М» входят:
- система управления;
- наводящаяся пусковая установка с одноярусной и двухъярусной барабанной или конвейерной системами хранения ракет;
- зенитная управляемая ракета;
- комплект береговых средств технического обслуживания.

Основные характеристики комплекса 1х2 ЗРК «Волна-М»:

Зона поражения: по дальности, от 3,5 до 24 км; по высоте от 10 до 18 000 м; по скорости цели – 600 м/с.;
количество одновременно обстреливаемых целей - 1 шт.;
время реакции на цель 16-18 с.;
количество ЗУР (ракет) – 32 шт.

Целеуказания для ЗРК «Волна-М» поступают от любых корабельных РЛС.

Четыре счетверённые 57-мм автомата ЗИФ-75 с двумя РЛС управления огнём «Фут-Б» установлены на ЭМ «Гремящий» «по ромбической схеме», что позволяло вести плотный огонь по низколетящим целям.

Резервной системой управления огнём артиллерии являлся установленный на носовой надстройке командно-дальномерный пост СВП-42-50 (без РЛС).

Торпедное вооружение ЭМ «Гремящий» было усилено трёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами (ТА) ПТА-53-57.

Две реактивно-бомбометные установки РБУ-2500 «Смерч» были установлены перед носовым автоматом ЗИФ-75 по бортам.

В корме ЭМ «Гремящий» оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-15. Для лётного и технического состава на корабле были отдельные жилые помещения.

ЭМ проекта 57-бис были первыми советскими боевыми кораблями, вооружёнными штатным вертолётным вооружением.

ЭМ «Гремящий» имел следующее радиолокационное вооружение:

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Планшет-57»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф-1»;
РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-М»;
гидроакустическая станция (ГАС) «Пегас-2»;
командно-дальномерные посты СВП-42-50;
РЭБ типа «Бизань-4» и «Краб-12»;
цепной охранитель от якорных контактных мин ЦОК-2-60;

В период всей своей боевой службы БПК или ЭМ «Гремящий» ходил под гвардейским Военно-морским флагом, унаследованным от эсминца проекта 57 «Гремящий».

Такой чести удостоены были очень немногие советские военные корабли…

Заложенный 23 июля 1936 года эскадренный миноносец «Гремящий» через три года вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота, а через несколько месяцев под командованием А.И. Гурина в паре с эскадренным миноносцем «Сокрушительный» по Беломорско-Балтийскому каналу совершил переход из Кронштадта в Полярное.

«В Заполярье наступала весна. Солнце, зимой даже не показывавшееся из-за горизонта, стало все дольше задерживаться на небе. Но по-прежнему часто бесновались бураны и штормы. Измученные, измотанные возвращались из походов моряки. А плавать приходилось очень много: каждый раз по нескольку суток, за которые на счетчике лага прибавлялось пять, а то и семь тысяч миль.

После одного из таких походов «Гремящий» возвратился в Ваенгу и встал у причала. Жизнь потекла по нормальному суточному распорядку. Самолеты противника теперь беспокоили нас меньше. На флоте прибавилось авиации. Появились новые типы скоростных советских самолетов.

Рабочий день заканчивался. На юте состоялась вечерняя поверка. Командиры подразделений объявили план боевой подготовки на следующий день. Команду распустили на отдых. Многие успели уже лечь в койки. Дневальные кубриков включили ночное освещение. Но никто не спал, ждали передачи последних известий. Газеты в то время на корабли поступали нерегулярно, поэтому радио для нас было основным источником информации.

Моряки с нетерпением ждали новостей с фронтов. К этому времени наша армия непрерывно наращивала силу ударов по врагу.

«За отвагу в боях с немецкими захватчиками, за стойкость и мужество, за высокую воинскую дисциплину и организованность, за беспримерный героизм личного состава удостоить гвардейского звания эскадренный миноносец «Гремящий» Северного флота».

В кубриках тишины как не бывало. Точно шквалом ветра сдуло матросов с коек.

С новым заместителем по политчасти капитан-лейтенантом П.И. Белоусовым обходим помещения, поздравляем людей с радостным событием.

Наш корабль первым из эскадренных миноносцев Северного флота удостоился высокого звания гвардейского.

Утром моряки собрались на юте. Митинг открывает П.И. Белоусов. Когда я после этого зачитываю приказ о присвоении кораблю гвардейского звания, громкое «ура» долго не смолкает над заливом. Выступавшие на митинге матросы, старшины и офицеры благодарили партию и правительство за высокую честь и доверие, говорили об ответственности, которую возлагает на экипаж почетное звание.

На состоявшемся в этот же день партийном собрании парторг корабля Лебедев предупредил коммунистов, что нужно еще больше работать с людьми. В тот день в ряды партии было принято еще несколько лучших моряков.

Наша партийная организация непрестанно пополняла свои ряды. Коммунисты были тем костяком, который цементировал, сплачивал коллектив. К чести партийной организации корабля, все ее члены были примером в бою и труде. В укреплении партийной организации большую роль сыграл Лебедев. До Отечественной войны он был парторгом одного из крупных заводов в Ленинграде. Человек с большим опытом, он быстро освоился с новой для него работой. Наш парторг хорошо знал людей, глубоко изучил он и сложную корабельную технику. Большую часть времени он находился на боевых постах. В бою всегда оказывался там, где всего труднее. Моряки уважали его, прислушивались к каждому его слову.

Вскоре настал торжественный для «Гремящего» день. Моряки построились по большому сбору. На матросских бескозырках развеваются на легком ветру новые черно-желтые гвардейские ленточки. Член Военного совета флота вице-адмирал А. А. Николаев вручает мне прикрепленное к древку гвардейское Знамя. Это родной наш советский Военно-морской флаг с алыми звездой и серпом и молотом. Только над голубой, как море, каймой внизу полотнища теперь появились черные и желтые полосы гвардейской ленты. Высоко подняв гвардейское Знамя, я медленно обхожу строй. Лица матросов сияют гордостью. А затем моряки преклоняют колена и вслед за мной громко повторяют слова гвардейской клятвы. Мы клянемся Родине еще сильнее бить врага, не жалеть жизни во имя победы.

«Жизнью своей клянемся никогда не отступать перед врагом. Мы готовы принять смерть, но не запятнать честь гвардейского Знамени... За счастье и свободу наших отцов и матерей, жен и детей мы, гвардейцы эскадренного миноносца «Гремящий», пойдем вперед и только вперед, до полного уничтожения врага!»

Под звуки гимна гвардейское Знамя взмывает на кормовом флагштоке «Гремящего».

А спустя несколько часов эскадренный миноносец был уже в море. В Архангельске мы приняли четыре транспорта, направлявшиеся в Мурманск. «Гремящий» вычерчивал зигзаг, прикрывая караван с моря».

Веллерсхофом. С 19 мая по 1 июня 1989 года эсминец участвовал в учениях стран ОВД , находился в резерве, в ходе учений поразил 1 ракету-мишень. Спустя 1,5 месяца на тактических учениях обе мишени не были поражены .

17 июля 1989 года «Гремящий» посетил главнокомандующий ВМС Финляндии контр-адмирал Тикка Юхауг. В период с 20 по 25 июля 1989 года эсминец осуществил межфлотский переход из Балтийска в Североморск , перейдя в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры .

7 августа 1989 года корабль был включён в состав кораблей постоянной готовности первой линии, 23 августа корабль посетил с проверкой начальник штаба Инспекции Министерства обороны генерал-полковник Сычинский. По результатам года эсминец «Гремящий» получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу. 24 января 1990 года вышел на боевую службу в Средиземное море с эсминцем «Окрылённый », 5 марта совершал совместные манёвры и отрабатывал связь с итальянским фрегатом «Минерва». 26 апреля выполнил заход в Тартус (Сирия). В период с 25 июня по 1 июля нанёс визит в Гавану (Куба) , участвовал в совместных с ВМС Кубы военно-морских учениях. 3 июля «Гремящий» взял пробы воды и произвёл осмотр района в районе гибели ПЛ К-219 . 21 июля корабль прибыл в Североморск, пройдя за время боевой службы 24 000 морских миль за 176 ходовых суток. По результатам года эскадренный миноносец получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу .

С 26 по 31 августа 1991 года «Гремящий» в качестве флагманского корабля участвовал в акции «Дервиш», посвящённой памяти 50-летия первого северного конвоя. 23 сентября в составе КУГ выполнил призовую артиллерийскую стрельбу и учебную минную постановку на оценку «отлично»; 17 октября аналогично выполнил ракетную стрельбу ПКР «Москит». Совместно с эсминцем «Расторопный» .

Служба после 1991 года

25 марта 1992 года в течение 4,5 часов вытеснял из территориальных вод России американскую подводную лодку. В феврале 1993 года принимал участие в учениях под флагом адмирала И. В. Касатонова, с 6 по 11 апреля находился в море на зачётном учении по ПВО в составе КУГ (флагман - адмирал О. А. Ерофеев), выполнил на «отлично» совместные упражнения с эсминцами «Окрылённый» и «Безудержный». 15 апреля при прохождении инспекторской проверки эсминец выполнил стрельбу ЗАК АК-630 и РЭП (оценена на «отлично»), кораблю дана общая оценка «хорошо» .

16 мая 1993 года корабль опять вышел в море, под флагом вице-адмирала Ю. Г. Устименко посетил в период с 25 мая по 1 июня с официальным визитом Ливерпуль для празднования 50-летия Битвы за Атлантику . В Ливерпуле «Гремящий» посетили 46 000 англичан, в их числе первый лорд Адмиралтейства адмирал А. Уинфрид. По итогам года эсминец завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ по артиллерийской подготовке. В 1994 году был признан лучшим кораблём ВМФ России по артподготовке .

С 23 апреля по 27 октября 1994 года проходил текущий ремонт на судоремонтном заводе № 35 в Росте (заменены трубки котлов). 12 января 1995 года «Гремящий» был помещён в ПД-50 на судоремонтном заводе № 82 в Росляково для выполнения доковых работ. Докование было завершено 11 марта этого же года. С марта 1995 по январь 1996 года корабль выполнял задачи боевой подготовки; был награждён Дипломом Президента России за участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне . В сентябре 1996 года из-за неудовлетворительного состояния трёх из четырёх котлов (1-го, 2-го и 4-го) эсминцу был запрещён выход в море. Из состава сил постоянной боевой готовности «Гремящий» был выведен 28 марта 1997 года с переведением в резерв второй категории. Сроки ремонта корабля истекли в декабре 1997 года. 16 февраля 1998 года переведён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры . 15 июня на «Гремящем» был сокращён штат . Списан в 2007 году.

В апреле 2016 года объявлен утилизационный тендер от Минобороны РФ .

В мае 2019 года на стоящем в Североморске эсминце произошёл пожар.

Весна 1945-го, последние дни Великой Отечественной войны. Израненный в морских сражениях гвардейский эскадренный миноносец «Гремящий» находится в Молотовске на заводе № 402. Легендарный эсминец уже несколько месяцев не выходил в море из-за слишком значительного количества повреждений от бомбардировок фашистских самолетов. На предприятии шел капитальный ремонт корабля...
Ветеран Великой Отечественной войны, известный кораблестроитель Севмаша Павел Васильевич Лапшинов пришел на «Гремящий» еще до начала войны, когда корабль, построенный на Ленинградском судостроительном предприятии им. А.А. Жданова, только прошел заводские испытания.
Павел Васильевич участвовал в технически сложном переходе корабля из Ленинграда по Неве, через Ладогу и реку Свирь, через Онежское озеро и Беломорско-Балтийский канал, по морям на базу Северного флота. Ветеран хорошо помнит 21 июня 1941 года.
– Первый день войны. Разве забудешь его? На стадионе должно было состояться открытие летнего сезона, собирались играть в футбол. Но уже ночью стало ясно – планам не сбыться: «Гремящему» поступил приказ отойти с места базирования в район Ваенги (ныне Североморск). А в десять утра первые фашистские «юнкерсы» стали бомбить наши корабли, – рассказывает ветеран-североморец.
Павел Васильевич считает, что для моряков Северного флота война, по сути, началась не 21-го, а 17 июня 1941 года, когда над кораблями впервые стали летать фашистские самолеты. В тот день это были разведывательные полеты. По словам ветерана, 20 июня одну из машин со свастикой на борту наши летчики принудили посадить в Мурманске. Взятый в плен немецкий пилот сообщил, что на границе сконцентрированы дивизии, что скоро начнется война…
Вот как первый бой «Гремящего» вспоминает в книге «Корабли-герои» Б. Киселев, штурман корабля в годы войны: «Первый бой «Гремящий» принял в Кольском заливе. Стая фашистских бомбардировщиков ринулась на корабли. Оглушительно били зенитки. Перед «юнкерсами» встала стена разрывов. Загорелся и упал на скалы ведущий бомбардировщик. Но остальные вошли в пике. Один из них устремился на «Гремящего». Сброшенная бомба с воем пролетела над самыми мачтами и разорвалась в тридцати метрах от борта. Рядом стоящий мотобот подбросило как щепку, и он, разломившись пополам, потонул на наших глазах. Взрывной волной разметало на палубе зенитные расчеты. Но оглушенные зенитчики быстро заняли свои места и продолжили вести огонь».
Для моряков это стало воистину боевым крещением. Но сколько еще сражений предстояло пройти «Гремящему».
Боевой номер Павла Лапшинова находился в центральном посту у автомата артиллерийской стрельбы. От моряка зависела точность и быстрота стрельбы. Как вспоминает Павел Васильевич, случалось, что, отражая атаки фашистов, моряки по двое суток не отходили от зенитных пушек. В один из воздушных налетов 76-миллиметровое орудие сбило сразу два самолета. В другом памятном для моряков бою «Гремящий», защищая караван союзнических судов, впервые применил артиллерию главного калибра в борьбе против самолетов-торпедоносцев. Корабль уничтожил тогда не менее трех самолетов.
«Гремящий» успешно сражался и с кораблями фашистов. В конце марта 1942 года вместе с эсминцем «Сокрушительный» он сопровождал конвой PQ-17. Из-за сильных снежных зарядов видимость была близка к нулю. Боевую задачу также мешал выполнять сильный шторм. Но несмотря на все трудности, североморцы показали хорошую выучку. В том походе «Гремящий» потопил немецкую подводную лодку. Также эсминец повредил артиллерийским огнем немецкий рейдер.
Весной 1943 года решением командования экипаж «Гремящего» удостоен гвардейского звания.
Эсминец сокрушал огнем орудий и береговые цели противника. В октябре 1944 года «Гремящий» совместно с эсминцем «Громкий» отправился на выполнение боевых задач к району селения Титовка. Там корабли нанесли мощный артиллерийский удар по береговым батареям и укреплениям фашистов. Несмотря на ответный вражеский огонь, эсминцы уничтожили две батареи, склады боеприпасов, несколько дотов и дзотов немцев. Чем облегчили выполнение задачи морской пехоте в прорыве сильно укрепленных позиций противника на хребте Муста-Тунтури.
Вскоре «Гремящий» в составе группы кораблей участвовал в операции по обстрелу порта Варде. В тяжелом бою эсминец получил очередное повреждение корпуса, вышел из строя визир центральной наводки. Но «Гремящий» продолжал бой. Немцы в тот день понесли в Варде тяжелые потери.
Волею судеб «Гремящему» пришлось как-то выполнять довольно необычную задачу. По опубликованным воспоминаниям адмирала А. Головко, командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны, эскадренный миноносец, совместно с «Громким», сопровождал транспорт «Марина Раскова». Этот новоземельский конвой попал в жесточайший шторм. Ударами волн миноносцы клало на борт под углом в пятьдесят градусов, крен был на пределе остойчивости судов. До пункта назначения конвоя оставалось 150 миль, когда у «Марины Расковой» сорвало руль. Пароход потерял управление, и, беспомощный, попал под власть огромных волн и ветра. Моряки приняли решение: «Гремящий» возьмет транспорт на буксир.
Маневр эсминца к аварийному транспорту в условиях сильнейшего шторма был связан с серьезным риском. Для того чтобы передать буксирный трос, понадобилось немало времени. По завершении этой операции связка миноносца и парохода взяла курс на Белушью губу. «Громкий», обеспечивающий прикрытие кораблей, тем временем расстрелял обнаруженную им вражескую мину, бомбил несколько раз немецкую подводную лодку. Лишь на пятые сутки после начала спасательных работ новоземельский конвой добрался до пункта назначения. Спасенный транспорт «Марина Раскова» передал груз и вскоре возвратился в Архангельск.
Рассказанное – лишь некоторые эпизоды из судьбы эсминца «Гремящий».
В годы войны «Гремящий» отразил 112 массированных атак авиации, сбил 14 и повредил 25 вражеских самолетов, потопил одну и повредил несколько немецких подводных лодок, уничтожил не менее трех тысяч фашистов. Эскадренный миноносец прошел свыше 70 тысяч миль, совместно с другими кораблями провел более тысячи транспортов.
Как мы уже говорили, «Гремящий» встретил окончание войны в Молотовске. По воспоминаниям Павла Васильевича Лапшинова, для легендарного корабля определили место у причала. Поблизости специально для ответственного сдатчика и сдаточной команды, занимающихся капитальным ремонтом эсминца, срубили небольшой дом. Моряки экипажа приступили к работам по восстановлению «Гремящего» вместе с корабелами.

Подготовил Аркадий ПАВЛОВ.
Фото из архива редакции газеты «Корабел».