Правописание корней гор гар правило. Тема
У загорелого повара Прошки
Подгорела сегодня картошка,
Потому что из печки сочился угар
И не вовремя сняли со свечки нагар.
В этом глупом на первый взгляд стихотворении есть скрытый смысл, который имеет отношение к правописанию гласных в корнях с чередованием. В стихотворении присутствуют слова с корнем -гор- и –гар-. Каково же правило написания этого корня?
Корень –гор-/-гар-. Правило правописания
Если из шуточного стишка взять слова с этим корнем, то можно разделить их на две группы:
Теперь осталось сравнить слова из двух групп, при сравнении можно выявить следующую закономерность: «о» находится в положении без ударения, буква «а» — под ударением. Отсюда формулируется правило:
Слова с корнем –гор-/-гар-. Примеры, иллюстрирующие правило
На основе правила, сформулированного в предыдущей главе, можно создать таблицу и заполнить её примерами.
В безударном положении: -гор-
Под ударением – гар-
- загореть;
- угореть;
- выгореть;
- возгораемость;
- горючий;
- догорать;
- загорелый;
- нагорать;
- прогореть;
- пригореть;
- угоревший.
- загар;
- угарный;
- гарь;
- разгар;
- угар;
- огарок.
- светить (снежинки горят на солнце);
- сильно желать (горел жаждой перемен);
- быстро, споро работать (всё горит в его руках).
- загар – тёмный цвет кожи от долгого воздействия солнечных лучей;
- нагар – нарост от горения;
- угар – газ, остающийся после горения;
- гарь – место, на котором что-то горело.
- касаться,
- касание,
- касательная,
- коснуться,
- прикоснуться,
- прикосновение,
- неприкосновенный.
Не всё так просто
Казалось бы, всё очень просто, но это не так. Слова с корнем –гор- могут поставить в затруднительное положение. Именно об этом говорится в сказке о двух братьях.
Жили в стране Лингвинии два брата-близнеца. Во всём они были одинаковы: и в значении, и в произношении. Только одной буковкой различались их имена: одного братца звали Гор, а имя другого было Гар.
Были братья очень дружны между собой. Никогда не ссорились и свою нелёгкую работу выполняли честно. А служили они корнями в словах. Свои обязанности братья разделили между собой по справедливости. Гор становился безударным корнем в словах, служба была у него не столь трудна, но дел было много. Гар выходил на работу под ударением. Это было тяжёлое занятие, зато не так уж и часто требовалось выходить на службу. Каждый из братьев был доволен своей работой, и жили они хорошо, дружно.
Но вот однажды Гор встретил другой корень, очень похожий на него самого. Это было удивительное сходство. И вскоре два Гора были неразлучны. Их можно было встретить в предложениях, в которых есть слова с корнем –гор-:
Дом сгорел — семья горюет.
Подгорели блины — вот горе у жены.
Горько Егорке – сгорели опорки.
Только от этого соседства двух Горов стали портиться отношения между братьями. Друг всё нашёптывал на ушко Гору: «Твой брат — бездельник. Мы с тобой трудимся в поте лица, а он прибегает время от времени. Подумаешь, под ударением, да это не так уж и трудно, я вот один справляюсь. Давай мы с тобой его выгоним и будем братьями».
Гор совсем измучился от таких речей: и новый друг ему нравился, ведь он так похож на него самого, прямо не отличишь, и от брата никак не хотел избавиться. Как же во всём разобраться бедному Гору?
Поспешим на помощь Гору и поможем ему понять: может ли корень –гор- в словах «горюет», «горе», «горько» заменить ему родного брата.
Могут ли быть слова «горе» и «гореть» родственниками?
Какой корень в слове «горе», например? Обратимся к толковому словарю Ожегова.
И мы узнаем, что синонимами слову «горе» будут слова «беда», «несчастье», «тоска», «печаль», «скорбь». То есть значение этого слова имеет отношение к внутреннему переживанию человека негативных эмоций. То же самое значение в словах «горевать» и «горько».
Горевать – страдать, переживать печаль, скорбь.
Горько – неприятно, грустно, больно.
Совершенно другое лексическое значение имеют слова с корнем –гор-/- гар-, примеры которых: «сгорел», «подгорел». В словаре Даля они толкуются так:
Гореть — быть объятым огнём, подвергаться воздействию пламени или высокой температуры.
Существуют и переносные значения:
Итак, получается, что столь разительно похожие корни –гор- (горе) и –гор- (гореть) на самом деле ничего общего не имеют в самом главном – в своём лексическом значении. Это значит, что родственными они быть никак не могут.
А вот корень –гар- всегда будет неотъемлемой частью корня –гор-, так как тоже имеет значение «подвергаться высокому температурному воздействию»:
Слова с корнем –гор-, примеры которых были объектами исследования, могут послужить иллюстрацией лингвистического явления – омонимии, которая характеризуется тем, что идентично выраженные единицы языка различаются своей семантикой. Кроме морфемы –гор-, можно привести в пример корень –кос-, омонимом его является корень с чередованием –кас-/-кос: косить – прикасаться.
Правописание корней –гор- и –гор-/-гар-
Являясь омонимами, корни –гор- и –гор-/-гар- подчиняются разным правилам правописания. Если написание корня –гар-/-гор- находится в зависимости от ударения, то в корне –гор- орфограмма «Безударная проверяемая гласная в корне слова». Правило для этой орфограммы формулируется следующим образом. Для того чтобы не допустить ошибки при выборе безударной гласной, надо подобрать такое проверочное слово, в котором эта гласная в той же морфеме стала бы ударной.
В соответствии с этим правилом слова с корнем –гор-: «г…ревать», «г…ремыка», приг…рюнился» проверяем словами «горе», «горестный», «горько».
Кроме корня со значением «печаль», «несчастье», есть ещё один омоним -гор-, он обозначает «возвышенная местность». Например, в словах «гора», «гористый», «горный», «горец», «нагорный», «взгорок», «пригорок» именно такая семантика.
Эти слова с корнем –гор- также проверяются ударением. Это значит, что «гора», «гористый» следует проверить словами «горы», «горный».
Корень с чередованием –зор-/зар-
Существует в русском языке ещё один корень с чередованием, правописание которого зависит от ударения. Это корень –зор-/-зар-. Он имеет лексическое значение «освещение горизонта в алый цвет, когда солнце всходит или заходит».
В нём, в отличие от корня –гор-/гар-, под ударением следует писать букву «о», а без ударения – «а». Используем таблицу для наглядной иллюстрации этого правила.
wiki.eduVdom.com
Инструменты пользователя
Инструменты сайта
Боковая панель
Русский язык – орфография:
Контакты
Корни с чередованием о - а
Корни с непроверяемыми гласными
Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака, во лдырь, ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
кос - кас, лож - лаг
В корнях кос- - кас-, лож- - лаг- пишется буква а , если за корнем следует суффикс -а- , например: ка с-а́-ться (но ко с-ну́ться), ка с-а́-тельная (но прико с-нове́ние); изла г-а́-ть (но изло ж-и́ть), сла г-а́-ть (но сло ж-и́ть).
клон - клан, твор - твар, гор - гар
В корнях клон- - клан-, твор- - твар-, гор- - гар- без ударения пишется буква о , например: накло н я́ть, скло н е́ние, покло н и́ться; тво р е́ц, тво р е́ние, сотво р и́ть; заго р е́лый, заго р а́ть, го р е́ть, го р е́ние.
В корне зар- - зор- (за р я́ - зо́ р и - зо́ р ька ) без ударения пишется а , например: за р я́, за р ни́ца, за р ево́й, оза р я́ть, оза р е́ние.
плав - плов
Корень плав- - плов- пишется с буквой о только в двух словах: пло в ец, пло в чиха , в остальных случаях пишется а : спла в лять, пла в ник, попла в ок, пла в унец (жук), пла в учий. (Запомните слово плы вун - слои подпочвы, насыщенные водой.)
В корне раст- - рос-
(ра
ст
и́ - ро
с
ло́
) без ударения
перед ст
и щ
пишется а
(вы́ра
ст
ить, во́зра
ст
, нара
ст
а́ние, взра
щённый, сра
ще́ние
);
перед с
без последующего т
пишется о
(вы́ро
с
, вы́ро
с
ший, во́доро
с
ль, не́доро
с
ль
).
равн - ровн
Корень равн-
преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равн
ый
» («одинаковый»
): ра
вн
омерный, ра
вн
означный, сра
вн
ить, всё ра
вн
о
, а также в словах: ра
внение, ра
вняйсь, ра
вняясь, пора
внялся, ра
внина;
корень ровн-
преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровн
ый
» («гладкий
», «прямой
»), например: ро
вн
ять
(дорожки), подро
вн
ять
(клумбы) и т. п., уро
вень, ро
вня
.
мак - мок - моч
Корень мак-
пишется в словах со значением «опускать или опустить что-либо в жидкость с целью напитать
этой жидкостью»: ма
к
ать
(хлеб в молоко), обма
к
нуть
(перо в чернильницу);
корень мок-
пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться влажным»: сапоги промо
к
ают
, вымо
к
нуть
(под дождём), бумага промо
к
ает
, промо
к
ательная
бумага, промо
к
ашка
.
Перед ч (моч- ) - всегда пишется буква о , например: мо ч ить, намо ч и, промо ч у, вымо ч енный (ср. под ударением: мо ч ит, смо ч енный ; о глаголах на -иватъ типа сма ч ивать, выма ч ивать см.Корни с проверяемыми гласными).
скак - скоч
В корне скак- - скоч- без ударения перед ч обычно пишется о , перед к - буква а , например: вско ч и́ть (но ска к а́ть), наско ч и́ть (но на ска к у́), заско ч и́ть, вы́ско ч ка.
wiki.eduvdom.com
Зар зор гар гор правила
§ 35. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
1. Корни с буквами а и о.
гар - гор. На месте безударного гласного пишется буква о, хотя под ударением - а, напр.: горе́ть, нагоре́ть, угоре́ть, выгора́ть, загоре́лый, погоре́лец, горю́чий; но: гарь, зага́р, нага́р, уга́р. Исключения (гар без ударения): вы́гарки, и́згарь, при́гарь, гарево́й (наряду с вариантом га́ревый).
зар - зор. На месте безударного гласного пишется а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озари́ть, озаря́ться, озаре́ние, заря́нка (птица), заря́ница; под ударением - а и о, ср.: за́рево, лучеза́рный, светоза́рный и зо́ри (мн. ч. слова заря́), зо́рька, зо́ренька, зо́рюшка, зо́ря (военный сигнал, обычно в выражении бить или играть зорю).
кас - кос. В этом корне пишется а, если после корня следует а; в остальных случаях пишется о: ср. касаться, касание, прикасаться, касательство, касательно, но коснуться, прикоснуться, соприкосновение, неприкосновенный (под ударением гласный корня не встречается).
клан - клон. На месте безударного гласного пишется о, напр.: поклони́ться, наклони́ть, преклони́ть, склони́ться, отклоня́ться, преклоня́ться, преклоне́ние, склоне́ние; под ударением - о и а: ср. покло́н, накло́н, накло́нится, скло́нный, непрекло́нный и кла́няться, раскла́няться, откла́няться.
крап - кроп. Без ударения пишется буква о в словах со значением ‘покрывать каплями, брызгами’: кропи́ть, кропле́ние (от кропи́ть), окропи́ть, окроплённый, окропля́ть; буква а - в словах со значением ‘покрывать мелкими пятнышками, точками’: краплёный, крапле́ние (от кра́пать в значении ‘покрывать крапинами, наносить крап’), вкрапле́ние. Под ударением - только а: кра́пать, кра́пина, кра́пинка, вкра́пить, вкра́пленный, крап.
лаг - лог - лож. На месте безударного гласного перед г пишется а, перед ж - о, напр.: излага́ть, облага́ть, предполага́ть, прилага́ть, разлага́ть, безотлага́тельный, отлага́тельство, влага́лище, прилага́тельное, слага́емое, стихослага́тель, но: заложи́ть, изложи́ть, отложи́ть, положи́ть, предложи́ть, приложи́ть, изложе́ние, положе́ние, предложе́ние, стихосложе́ние, обложно́й, отложно́й. Под ударением всегда о: нало́г, зало́г, подло́г, подло́жный, поло́жит, поло́женный. В слове по́лог, где корень -лог- в современном языке уже не выделяется, без ударения перед г пишется о.
мак - мок - моч. На месте безударного гласного пишется перед к буква а в словах со значением ‘окунать, погружать в жидкость’: макать, макнуть, обмакнуть; буква о - в словах со значением ‘становиться мокрым’: намокать, отмокать, обмокать, промокать (под дождём), в словах, производных от мокрый (напр., мокроватый, мокрота, мокрота, мокрица) (под ударением - в словах мокрый, мокнуть, намокнуть, промокнуть и т. п.), и в словах со значением ‘осушать чем-н. впитывающим влагу’: промокать, промокнуть, промокательный, промокашка. Перед ч - всегда буква о, напр.: мочить, намочи, промочу, вымоченный (ср. под ударением: мочит, смоченный; о глаголах на -иватъ типа смачивать, вымачивать см. § 34, примечание 2).
пай - пой (в глаголе паять и однокоренных словах). Без ударения пишется а: пая́ть, запая́ть, распая́ться, пая́льник и т. п. Под ударением - а и о: ср. запа́янный, запа́йка, спа́йка, спа́йный и припо́й, напо́й.
плав - плов. Без ударения пишется а: плаву́чий, плавни́к, поплаво́к, плаву́н (трава; жук; водяной опоссум), плавуне́ц (жук), плаву́нчик (птица), сплавля́ть, сплавно́й, на плаву́, наплавно́й; но: пло́вец и пло́вчиха с буквой о. Под ударением - только а: пла́вать, лесоспла́в.
Примечание. В слове плывун (грунт) пишется буква ы, как и в других словах, производных от глагола плыть - плыву: наплывать, подплывать, расплываться и т. п.
равн - ровн. Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ра́вный ‘одинаковый’, напр.: равня́ть (кого-что-н. с кем-чем-н.), равня́ться (чему-н. или с кем-чем-н.), приравня́ть, поравня́ться, сравни́ть(ся), сравне́ние, сравня́ться (в чем-н.), сравня́ть (счёт), подравня́ть, выравня́ть (напр., строчки - ‘сделать равными по длине’), уравня́ть, уравне́ние, уравни́ловка, равнопра́вный, равноси́льный, равноце́нный, равнове́сие, равноде́нствие, наравне́, равно́ .
Буква о пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ро́вный ‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровня́ть (грядку, поверхность дороги), заровня́ть, разровня́ть, подровня́ть, вы́ровнять (сделать ровным, гладким, прямым).
Однако в словах по́ровну, рове́сник, связанных по значению с равный, пишется буква о; в слове равнина, связанном по значению с ровный, - буква а. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а - в глаголе равня́ться (в шеренге, при построении) и производных от него словах равне́ние, подравня́ться, вы́ровняться (в строю); буква о - в сочетании не ровён час, в слове у́ровень.
разн - розн. В многочисленных сложных словах с первой частью разно- (разноро́дный, разносторо́нний, разноголо́сица и т. п.) без ударения пишется буква а, в слове по́рознь - буква о Под ударением - а (ра́зный, ра́зница, ра́зниться) и о (ро́знь, ро́зниться, разро́зненный).
рос(т) - рас(т) - ращ. На месте безударного гласного пишется: а) перед с (без последующего т) - буква о: росла́, росли́, вы́рос, вы́росший, за́росль, по́росль, во́доросль, не́доросль; исключение - о́трасль и производные от него (отраслево́й, межотраслево́й, многоотраслево́й); б) перед ст - буква а, напр.: расти́, расту́, расти́ть, подрасти́, вы́расти, вы́растить, вы́расту, выраста́ть, прорасти́ть, произраста́ть, нараста́ть, возрасти́, возраста́ть, во́зраст, расте́ние, расти́тельность, дикорасту́щий; исключения: росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост, выростно́й, вы́росток, за́росток, про́рость, подростко́вый (наряду с вариантом подро́стковый); в) перед щ всегда а, напр.: ращу́, вы́ращу, вы́ращенный, прираща́ть, нараще́ние, сраще́ние.
Под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, напр.: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
скак - скок - скач - скоч. Если корень оканчивается на к, то на месте безударного гласного пишется буква а, напр.: скака́ть, прискака́ть, ускака́ть, скакну́ть, скака́лка, скаку́н, на скаку́, скаково́й, хотя под ударением - о, напр.: ско́к, наско́к, отско́к, поско́к, соско́к (о глаголах на -ивать типа наскакивать см. § 34, примечание 2).
Если корень оканчивается на ч, то пишутся: буква а в формах глагола скакать и производных от него глаголов (напр.: скачу́, скачи́, обскачу́, обскачи́, поскачу́, поскачи́), а также в слоне скачо́к (проверкой служат формы тех же глаголов - напр., ска́чет, поска́чем, и производные ска́чка, вска́чь); буква о - в приставочных глаголах на -скочить (напр.: вскочи́ть, вскочу́, вскочи́, вы́скочить, вы́скочу, вы́скочи, соскочи́ть, подскочить) и в слове выскочка (проверка - формами тех же глаголов, кроме вы́скочить: вско́чит, соско́чат и т. п.).
Ср.: проскачу́ (сто вёрст), проскачи́ (формы глагола проскака́ть, проска́чет) и проскочу́, проскочи́ (формы глагола проскочи́ть, проско́чит) ; подскачу́, подскачи́ (формы глагола подскака́ть, подска́чет приблизиться вскачь’) и подскочу́, подскочи́ (формы глагола подскочи́ть, подско́чит ‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
твор - твар. В словах твори́ть, творе́ние, творе́ц, сотворённый, вытворя́ть и др. без ударения пишется буква о; под ударением - не только о (тво́рческий, тво́рчество), но и а (тва́рь, тва́рный). В слове у́тварь, где корень -твар- в современном языке уже не выделяется, без ударения пишется а.
2. Корни с буквами и и е.
блес(к,т) - блещ - блист. На месте безударного гласного пишутся буквы и и е: и - перед ст при последующем ударном а, напр.: блиста́ть, блиста́ет, блиста́ющий, блиста́ние, блиста́тельный, заблиста́ть; е - в остальных случаях, напр.: блесте́ть, блести́т, блестя́щий, блестя́, блесну́ть, заблесте́ть, проблесну́ть, блесна́, о́тблеск, про́блеск, блещу́, блещи́, блеща́. Под ударением - е и ё : бле́ск, бле́щет, бле́щущий; поблёскивать, отблёскивать, проблёскивать, блёстки.
вис - вес. На месте безударного гласного пишется буква и в глаголе висе́ть (виси́т, вися́) и производных от него (повисе́ть, отвисе́ться и т. п.), а также в приставочных глаголах с общей частью -висеть: повиса́ть, нависа́ть, свиса́ть и т. п. (ср. под ударением: ви́снуть, пови́снуть, зави́снуть); буква е - в словах вы́весить, вы́веска, подвесно́й, навесно́й, на весу́ (ср. под ударением: пове́сить, подве́сить, све́сить).
лип - леп. В словах прилипать, налипа́ть и т. п. в безударном положении пишется буква и (ср. под ударением: ли́пкий, прили́пнуть), а в словах лепи́ть, прилепи́ть, налепи́ть и т. п. - буква е (ср. под ударением: ле́пит, приле́пит, ле́пка).
сид - се(д). На месте безударного гласного пишутся: буква и - перед мягким согласным д - в глаголе сиде́ть (сидя́т, сиди́) и производных от него (просиде́ть, засиде́ться, сиде́лка, посиде́лки и т. п.); буква е - перед твердым д: седо́к, седло́ (в последнем в формах мн. ч. - ё : сёдла), седла́ть, седа́лище, седа́лищный, восседа́ть, заседа́ть, наседа́ть, приседа́ть, заседа́тель, председа́тель, а также - перед мягким д - в производных от слова седло́ (седе́льный, седе́льник, чересседе́льник, седе́льце). Под ударением - и и е, напр.: си́дя, отси́дка, уси́дчивый; се́сть, присе́сть, се́ла, домосе́д, непосе́да, насе́дка, присе́д; в формах глагола се́сть и приставочных - также а (на письме я): ся́ду, ся́дь, прися́дут.
Примечание 1. О написании гласных букв и и е в глагольных корнях с беглым гласным см. § 36.
Примечание 2. В глаголах с общей частью -нима́ть (напр., занимать, донимать, обнимать, отнимать, поднимать, снимать, понимать, унимать), которым соответствуют глаголы совершенного вида на -ня́ть (занять, принять, поднять, понять, унять и т. п.), пишется после н на месте безударного гласного буква и; то же в глаголе вынимать (ср. сов. вид вынуть). В некоторых глаголах этой группы безударный гласный корня может быть проверен ударным и в формах типа отнимет, поднимет, снимет (это формы глаголов на -нять), редко - в производных словах: снимок, в обнимку.
Примечание 3. Буква и на месте безударного гласного пишется также в корне глаголов заклинать и проклинать. В соответствующих глаголах совершенного вида и других однокоренных словах пишется (как в безударном положении, так и под ударением) буква л: проклясть, проклянёт, клясть, клял, заклятие, проклятие и т. п.
Какие можно привести примеры слов с корнем КАС — КОС; ЗАР — ЗОР?
Примеры слов с корнем кас — кос?
Примеры слов с корнем зар — зор?
Слова с чередующимися гласными в корне кас-/кос- :
касаться, касательная (линия), касание, прикоснуться, прикосновение, прикасаться, неукоснительно, коснись, прикоснись, неприкосновенный.
Слова с чередующимся гласными в корне зар-/зор- :
зоря, зоренька, зорюшка, зоревать, зарево, зарянка, зарница, зарничный, озаренный, озарение, озаряющий, озаряющийся, озарять, озаряться, озарить.
Люблю отвечать на вопросы, касающиеся русского языка, правил, примеров.
Итак, составим слова с корнями -кос- и -кас- : коса, перекос, подкосило, косит, касание, прикасаться, прикоснуться, выкосить
Слова с корнями -зор- и -зар- : зарница, подзорный, дозор, зарево, озарился
Примеры слов с чередующимися гласными в корне кос//кас:
Примеры слов с орфограммой «Чередующиеся гласные в корнях зар//зор».
КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 КЛАСС)
1. Название модуля: « Буквы А и О в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор- ».
2. Интегрирующая дидактическая цель: познакомиться с правилами правописания чередующихся гласных в корнях.
3. Целевой план действий для учащихся:
дать представление о правописании корней с чередующимися гласными А и О;
развивать орфографическую грамотность;
совершенствовать умение видеть орфограммы в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-;
воспитывать культуру умственного труда.
4. Банк информации: а) входной контроль.
Уровень А.
Какие способы словообразования Вам известны? (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую).
Альтернативный вопрос. Из каких частей состоит слово «пригородный»? (Основа: пригородн; при - приставка, город - корень, н - суффикс. Окончание - ый. ).
Уровень В.
Определите способ образования следующих слов: восковой, переписать, нательный, (наше светлое) будущее, луноход, взрыв.
Ответ. Восковой - суффиксальный, переписать - приставочный, нательный - приставочно-суффиксальный, (наше светлое) будущее - переход из одной части речи в другую, луноход - сложение, взрыв - бессуффиксный.
Альтернативный вопрос : задание уровня А.
Уровень С.
1. Какие способы словообразования Вам известны? Приведите пример на каждый способ.
Возможный ответ . Ответный - суффиксальный, перечитать - приставочный, прибрежный - приставочно-суффиксальный, (вкусное) мороженое - переход из одной части речи в другую, пароход - сложение, переход - бессуффиксный.
Альтернативный вопрос : задание уровня В.
б) изучение нового материала (адаптировано для всех уровней).
Буквы О и А в корне -кос- - -кас-
В корне -кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
Например , прик а с А ться, прик о с н уться.
Буквы О и А в корне -гор- - -гар-
В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется буква О.
Например , заг о р е лый, заг а р .
Исключение : вы г а р ки.
Буквы О и А в корне -зор- - -зар-
В корне -зор- - -зар- под ударением пишется та гласная, которая слышится, а без ударения – а.
Например, з о р ька, з а р ево, з а р я .
Исключения : з о р я нка, з о р ева ть.
в) закрепление ранее изученного материала.
Уровень А.
Задание 1.
Цель:
http://learningapps.org/display?v=pp3xa7kg2
Ответ . 1) от ударения: загорели, загар, угарный, зори, зарево, зарница; 2) от согласного: прилагательное, предложение, сложение, растение, отрасль, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют.
: вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».
1) к..сой, к...сание, к...снуться, прик...сновение;
2) приг...реть, заг...р, г...ра, заг...релый;
3) к..са, к..сатик, к…суля, к…сательство.
Ответ. 1) кОсой , кАсание, кОснуться, прикОсновение; 2) пригОреть, загАр, гОра , загОрелый; 3) кОса, кАсатик, кОсуля, кАсательство.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
http://learningapps.org/display?v=pkz45rkf5
Ответ . О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря.
Задание 4.
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм.
Методический комментарий для учащихся : прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы.
С каждым днем...гонь ос...ни ра(з,с)г...рался в г...рах все больше.
З...ленели водор...сли, бурлила жизн... .
Ра(с,сс)мотрим в...прос, который к...сается имен и фамилий.
На эту куклу я возл...гал...громные н...дежды.
По в...черам ламп...чка, как в...лшебник оз...ряет наши д...ма радос(?)ным светом.
Ответ. 1. С каждым днем о гонь осе ни разгорался в го рах все больше. 2. Зе ленели водоросли , бурлила жизнь . 3. Расс мотрим во прос, который касается имен и фамилий. 4. На эту куклу я возлагал о громные на дежды. 5. По ве черам лампо чка, как во лшебник озаряет наши до ма радост ным светом.
Задание 5.
Цель:
Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, зар-зор, выделите орфограммы.
Возможный ответ . Загар, загорать, загореть, угарный; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; заря, зорька, озарять, зоревать.
Уровень В.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
http://learningapps.org/display?v=p66nsufuc
Ответ . 1) от ударения: загорели, обгореть, выгореть, загар, угарный, зори, зарево, озарять, зарница, зоревать; 2) от согласного: прилагательное, предложение, полог, излагать, сложение, растение, отрасль, росток, заросли, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный.
Задание 2.
Цель:
Методический комментарий для учащихся : вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение.
1) к..сяк, прик...саться, к...снуться, к…сательная;
2) обг...реть, заг...рать, г...ре, заг...релый;
3) к..стрюля, к…сание, к..скад, к…стер.
Ответ. 1) кОсяк , прикАсаться, кОснуться, кАсательная; 2) обгОреть, загОрать, гОре , загОрелый; 3) кАстрюля, кАсание , кАскад, кОстер.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
Ответ . О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать, прикосновение, сгорание. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря, касание, нагар.
Задание 4.
Цель:
Методический комментарий для учащихся
Лебедь...пустился на воду и сл...жил крыл(?)я.
На улице было плюс...дин, снег, прик...снувшись, мгнове(н,нн)о превращался в воду.
В марте г...рят сн...га, дерев(?)я тоже заг...рают.
Тонкие ветви б...ре(з, с) ст...новятся бронзовыми, а зар...сли ол...хи л...ловыми.
Вых...жу на з...рьке рано, б...ру с с...бой мален(?)кую хв...ростинку, г...ню к...ров по д...ревне.
Ответ. 1. Лебедь о пустился на воду и сложил крыль я. 2. На улице было плюс о дин, снег, прикоснувшись , мгновенн о превращался в воду. 3. В марте горят сне га, деревь я тоже загорают . 4. Тонкие ветви бе рез ста новятся бронзовыми, а заросли оль хи ли ловыми. 5. Выхо жу на зорьке рано, бе ру с со бой малень кую хво ростинку, го ню ко ров по де ревне.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите по 4 слова с чередующимися гласными о-а в корнях гар-гор, кас-кос, зар-зор, выделите орфограммы. Со словом из каждой группы составьте предложения.
Возможный ответ . Загар, загорать, загореть, угарный; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная; заря, зорька, озарять, зоревать. Загар у него оказался ровным. Прикосновение мамы самое прекрасное! Солнце озарило полянку.
Уровень С.
Задание 1.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
http://learningapps.org/display?v=pa2seatfa
Ответ . 1) от ударения: загорели, обгореть, выгореть, загар, угарный, зори, зарево, озарять, зарница, зоревать; 2) от согласного: прилагательное, предложение, полог, излагать, сложение, растение, отрасль, росток, заросли, водоросли; 3) от ударения: касание, прикоснуться, касательная, прикосновение, касаться, неприкосновенный; 4) нет чередующейся гласной в корне: коса, гора, логичный, горбатый, горизонт.
Задание 2.
Цель: совершенствовать умение отличать слова, в которых есть корни с чередованием и в которых они отсутствуют; совершенствовать навык построения предложений.
Методический комментарий для учащихся : вставьте пропущенные буквы, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее»; составьте с каждым «лишним» словом предложение и подберите к ним однокоренные слова.
1) к..сить, прик...саться, неприк...сновенный, к…сательная;
2) возг…рание, возг..раться, возг…реться, г..рчить;
3) г..ра, выг..рки, выг…рание, выг…реть;
4) об...гореть, г..родок, заг...р, г..релый.
Ответ . 1) кОсить (коса, скошенный, скосить, некошеный), прикАсаться, неприкОсновенный, кАсательная; 2) возгОрание, возгОраться, возгОреться, гОрчить (горький, горчица) ; 3) гОра (горный, высокогорный) , выгАрки, выгОрание, выгОреть; 4) обг...реть, гОродок (город, пригородный, пригород, городской), загАр, гОрелый.
Задание 3.
Цель: совершенствовать навык правописания букв О и А в корнях -кас- - -кос-, -гар- - -гор-, -зар- - -зор-.
Методический комментарий для учащихся: Перейдите по указанной ссылке и выполните упражнение.
http://learningapps.org/display?v=pku5tun0j
Ответ . О: коснуться, горение, выгорать, зорька, зоревать, прикосновение, сгорание, загореться, неприкосновенный. А: касательная, загар, выгарки, зарево, заря, касание, нагар, изгарь, озаренный.
Задание 4.
Цель: развивать орфографическую зоркость; развивать умение отличать изучаемые на уроке орфограммы от других видов орфограмм; совер-шенствовать пунктуационные навыки.
Методический комментарий для учащихся : прочитайте предложения; спишите, вставьте пропущенные буквы; подчеркните слова с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограммы; расставьте недостающие знаки препинания.
Иголки на в...твях п...краснели и т...перь будут г...реть так до самой з...мы.
Мы люди, от заг...ра темне...м а рыбы от заг...ра светле...т. Выходят из глубины они темные а «позаг....рают» - и станут светлыми.
Думал о том, как зарождает(?)ся в туче криста(л,лл)ик сн...жинки как он р...стет т...желеет и падает, к...снувшись теплой земли, обр...щается в воду.
Гости п...долгу ждут в х...лодной гости(н,нн)ой, янтарно оз...ренной сквоз... мрач(?)ные узоры ок...н.
В их тусклом свете шевелились на дне хилые водор...сли, п...хожие на картофел(?)ные р...стки, прор...сшие в погребе.
Ответ. 1. Иголки на ве твях по краснели и те перь будут гореть так до самой зи мы. 2. Мы люди, от загара темнее м, а рыбы от загара светлею т. Выходят из глубины они темные, а «позагорают » - и станут светлыми. 3. Думал о том, как зарождаетс я в туче кристалл ик сне жинки, как он растет , тя желеет и падает, коснувшись теплой земли, обращается в воду. 4. Гости по долгу ждут в хо лодной гостин ой, янтарно озаренной сквозь мрачные узоры око н. 5. В их тусклом свете шевелились на дне хилые водоросли , по хожие на картофель ные ростки , проросшие в погребе.
Задание 5.
Цель: развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умение выделять орфограммы.
Методический комментарий для учащихся: подберите к каждой изучаемой орфограмме по 6 слов. Со словом из каждой группы составьте предложения.
Возможный ответ . Загар, загорать, загореть, угарный, загорелый, угар; коснуться, прикосновение, прикасаться, касательная, касаться, прикоснуться; заря, зорька, озарять, зоревать, зарево, озаренный. Загар у него оказался ровным. Прикосновение мамы самое прекрасное! Солнце озарило полянку.
5. Выходной контроль.
Уровень А.
б) заг...реть;
в) прик...сновение;
г) р...сток;
д) изл...жение;
е) заг...р.
а) з...рница;
б) зар...сли;
в) заг...релый;
г) выр...стить;
д) сл...жение;
е) к...сательная.
а) насл...ждаться;
б) препод...вать;
в) уг...рный;
г) возг...рание;
д) б...гатырь;
е) г...ревать.
Ответы. 1 – в. 2 – б, в, г, д. 3 – а, г, е. 4 – в,г. 5 – г.
Уровень В
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
б) В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется буква О.
в) В корне -зор- - -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.
г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.
2. В каких словах на месте пропуска пишется О?
б) заг...реть;
в) прик...сновение;
г) р...сток;
д) изл...жение;
е) заг...р.
3. В каких словах на месте пропуска пишется А?
а) з...рница;
б) зар...сли;
в) заг...релый;
г) выр...стить;
д) сл...жение;
е) к...сательная.
4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.
а) насл...ждаться;
б) препод...вать;
в) уг...рный;
г) возг...рание;
д) б...гатырь;
е) г...ревать.
5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?
а) к..снешься, возл..гать, к..жется;
б) р..стение, д..машний, поб..лел;
в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;
г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.
Выберите слова, которые являются исключениями из правила о чередующихся гласных в корне слова.
а) з...рянка;
б) з...рево;
в) заг...рать;
г) выг...рки;
д) отр...сль;
е) к...сание.
Ответы. 1 – в. 2 – б, в, г, д. 3 – а, г, е. 4 – в,г. 5 – г. 6 – а, г, д.
Уровень С.
1. Найдите неверное утверждение.
а) В корне -кос- - -кас- в безударном положении пишется буква А, если после корня стоит суффикс -а-, и буква -о-, если этого суффикса нет.
б) В корне с чередованием -гор- - -гар- в безударном положении пишется буква О.
в) В корне -зор- - -зар- под ударением пишется О, а без ударения – а.
г) Среди корней с чередованием встречаются исключения из правил.
2. В каких словах на месте пропуска пишется О?
б) заг...реть;
в) прик...сновение;
г) р...сток;
д) изл...жение;
е) заг...р.
3. В каких словах на месте пропуска пишется А?
а) з...рница;
б) зар...сли;
в) заг...релый;
г) выр...стить;
д) сл...жение;
е) к...сательная.
4. Укажите слова с чередующейся гласной в корне.
а) насл...ждаться;
б) препод...вать;
в) уг...рный;
г) возг...рание;
д) б...гатырь;
е) г...ревать.
5. В каком варианте во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова?
а) к..снешься, возл..гать, к..жется;
б) р..стение, д..машний, поб..лел;
в) пр..стейший, изл..жение, п..рнатый;
г) з...ревать, прик..сновение, сг..рел.
6. Выберите слова, которые являются исключениями из правила о чередующихся гласных в корне слова.
а) з...рянка;
б) з...рево;
в) заг...рать;
г) выг...рки;
д) отр...сль;
е) к...сание.
Установите соответствие.
1. Сг...реть. | |
3. З...рька. | |
4. Нар...щение. | |
5. Недор...сль. | |
6. Соприк...саться. |
Ответы. 1 – в. 2 – б, в, г, д. 3 – а, г, е. 4 – в, г. 5 – г. 6 – а, г, д. 7 – 1Б, 2А; 3Б, 4А; 5Б; 6А.
Оценка результатов.
Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».
Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».
12. Корни с проверяемыми гласными . Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повре ди́ть вре ́д , препода ва́ть препода ́ть , притя ну́ть притя ́нешь .
Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:
а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).
б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать , -ивать , в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а : вто птать вта птывать , но сить на шивать , и т. п.
13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: со бака , во лдырь , ва трушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.
14. Корни с чередованием о а . Для правописания некоторых корней с чередованием а о надо заметить следующие правила:
а) В корне кос кас (кос нуться кас аться ) пишется а -а- : кас -а-ться , кас -а-тельная , при-кас -а-ться , но: при-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .
б) В корне лож лаг (предлож ить предлаг ать ) пишется а , если за корнем следует суффикс -а- : из-лаг -а-ть , воз-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное , но: из-лож -ение , воз-лож -ить , при-лож -ение .
в) В корне клон клан (поклон клан яться ) под ударением может быть и о , и а о : наклон я́ть , наклон я́ться , склон е́ние , поклон е́ние .
г) В корне твор твар (твор чество твар ь ) под ударением может быть и о , и а , но без ударения пишется только о : твор е́ц , сотвор и́ть , твор е́ние .
д) В корне гор гар (гор еть загар , нагар ) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о : гор е́ние , загор а́ть , загор е́ться , загор е́лый .
е) Корень плав плов пишется с буквой о только в двух случаях: плов ец , плов чиха , в остальных случаях пишется а : сплав лять , плав ник , поплав ок , плав унец (жук ), плав учий (Запомните слово плы вуны слои подпочвы, насыщенные водой).
ж) В корне зар — зор (заря — зори — зорька ) без ударнния пишется только а: за ря́, за рни́ца, за рево́й, оза ря́ть, оза ре́ние.
з) В корне раст — рост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (выра стить, возра ст, нара стание, взра щенный, сра щение); перед с без последующего т пишется о (выро с, выро сший, водоро сль, недоро сль).
Исключения: ро сток, ро стовщик, Ро стов, Ро стислав; отра сль, отра слевой.
и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с "равный"("одинаковый"): ра вномерный , ра внозначный , сра внить , всё ра вно , а также в словах: ра внение , ра вняйсь , ра вняясь , пора внялся , ра внина ; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с "ровный" ("гладкий", "прямой"), например: ро внять (дорожки), подро внять (клумбы) и т. п., уро вень , ро вня .
Правило I. Корни с чередованием И//Е
Если за корнем стоит суффикс А , то в корне пишем букву И , но если суффикса А Е .
- -бир-а // -бер- (со бИр ать - за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает - под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать - дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать - вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать - с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать - блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать - за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать - по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- (за мИр ал - за мЕр еть)
Правило II. Корни с чередованием А//О
Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А , но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О .
- -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
- -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)
Правило III. Корни с чередованием А//О
Если в корне есть буквы Т или Щ , то пишем букву А , но если этих букв нет, то в корне пишется буква О .
- -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный - вы рОс ли).
Исключения: рост ок, отрас ль, Рост ислав, рост овщик, Рост ов.
Правило IV. Корни с чередованием А//О
Если корень оканчивается на К , то пишем букву А , но если корень оканчивается на Ч , то в корне пишется буква О .
- -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).
Чередование, зависящее от ударения
Правило V. Корни с чередованием А//О
Если на корни –гАр - и – клАн - падает ударение, то в них пишем букву А , но если эти корни безударные, то в них пишем О .
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- (клАн яться – по клон иться)
Правило VI. Корни с чередованием А//О
Если на корень –зАр - НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А , но если этот корень ударный, то в нём пишем О .
Исключения: зор янка, зор евать.
- -зОр-//-зар- (зар я – зОрь ка)
Чередование, зависящие от смысла (значения) слова
Правило VII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А , но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О .
- -мак -//- мок- (мак ать хлеб в мёд – промОк нуть под дождём)
Правило VIII. Корни с чередованием А//О
Если значение слова «одинаковый, сходный», то пишем А , но если слово обозначает «ровный, гладкий, прямой», то пишем О .
- -равн -//- ровн- (сравн итьхарактеры – подровн ять грядку ).