Т.Г. Киселева Ю.Д

УДК 304.44

Л. А. Беляева, М. А. Беляева

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Авторы, опираясь на труды целого ряда известных отечественных ученых и следуя методологии системного и деятельностного подходов, предлагают свое видение универсальной структурно-функциональной модели социально-культурной деятельности, включающей субъектов, цели, средства, результаты, функции и условия социально-культурной деятельности.

Ключевые слова: культура, педагогическая деятельность, социально-культурная деятельность, структурно-функциональная модель

The authors construct the universal structural content and functional model of socio-cultural activity that includes actors, goal, means, results, functions and conditions of socio-cultural activities. The authors draw on works offamous Russian scientists and follow a systematic methodology, activity and functional approaches.

Keywords: culture, pedagogical activity, socio-cultural activity, structural and functional model

Исследование социально-культурной деятельности (СКД) как особого, относительно самостоятельного предмета научного интереса в нашей стране началось сравнительно недавно, в силу чего теория СКД находится в стадии активного поиска своих методологических оснований, адекватных научных подходов, разработки понятийного аппарата и решения других проблем роста научного знания в данной области.

Важной проблемой, затрудняющей конструирование теории СКД, является многообразие методологических подходов и парадигм к ее анализу, что подводит к выводу о необходимости осуществить методологический синтез в понимании сущности СКД, поскольку с разных позиций она в силу своей сложности предстает перед исследователями разными гранями.

На это обратил внимание Н. Н. Ярошенко в «Истории и методологии теории социальнокультурной деятельности». Им были зафиксированы и описаны достижения в области изучения СКД с позиций социологического, культурологического, педагогического, технологического, экономического подходов и ряда парадигм: частной (гражданской) инициативы, педагогического воздействия, социальной активности .

Большой вклад в разработку проблем СКД, обоснование ее как нового учебного и

научного направления, внесли Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников, опубликовавшие один из первых учебников по истории, теории и технологиям рассматриваемой области деятельности. В нем СКД показана как относительно самостоятельная и специализированная область общественной практики, выполняющая гуманистические функции, способствующая творческому развитию личности, повышению качества общественного взаимодействия; как «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .

В данном определении уже содержится синтез некоторых подходов к анализу СКД. Однако не в полной мере устраивает то, что само понятие социально-культурная деятельность подводится под более общее - процесс, которое не несет конкретную смысловую нагрузку и означает лишь последовательную смену состояний или последовательность действий. На наш взгляд, в методологическом отношении более важным является понимание СКД не как процесса, а как вида деятельности. С точки зрения соблюдения логических правил определения понятий, выяснение ро-

довидового отношения гораздо более продуктивно, если родовое понятие богато содержанием и имеет хорошую научную разработку. Последнее как раз характерно для категории деятельность, тогда как категория процесс менее адекватна решению проблемы построения структурно-функциональной модели СКД.

Категория деятельность имеет важное методологическое значение для всех наук об обществе, в том числе и для теории СКД. Вместе с тем следует отметить, что хотя эта категория и используется в теории СКД, однако методологическое значение ее для понимания сущности, содержания, структуры и функций рассматриваемой области деятельности раскрывается, на наш взгляд, недостаточно. Возможно, это связано с неоднозначным отношением к деятельностному подходу, сложившемуся в отечественной науке. Однако мы поддерживаем идею обсуждения перспектив деятельностной методологии, проведенную журналом «Вопросы философии» и разделяем аргументированную позицию В. А. Лекторского о том, что «деятельностный подход в современных условиях не только имеет смысл, но и обладает интересными перспективами» .

С точки зрения философии, деятельность понимается как способ бытия социальной действительности, способ существования человека, человеческий способ отношения к миру (Г. С. Батищев, Л. П. Буева, М. С. Каган, А. В. Маргулис) и более конкретно - как активность субъекта, направленная на объект или на других субъектов с определенной целью.

С этой позиции СКД также представляет собой активность разнообразных субъектов (индивидуальных, групповых, институциональных), преследующих определенные цели и использующих определенные средства. Вследствие этого СКД воспроизводит в своей структуре конституирующие элементы всякой деятельности, связанные между собой определенным образом, благодаря чему деятельность превращается в систему. К ним относятся субъект, объект, цель, средства, результат, а также условия, в которых осуществляется деятельность. То есть определить сущность,

структуру и функции СКД означает раскрыть и показать специфику каждого ее структурного элемента и дать по возможности целостную характеристику субъектов, объектов, цели, средств, результатов, функций и условий СКД. Таким образом, ее структура не произвольна, а задается структурой человеческой деятельности как таковой и раскрывается в контексте диалектики общего, особенного и единичного.

Следующий шаг в восхождении от абстрактного к конкретному в разработке понятийного аппарата теории СКД предполагает прояснение ее соотношения с педагогической деятельностью. Если рассматривать СКД как разновидность педагогической деятельности, то тогда следует предположить, что она несет на себе не только печать деятельности как таковой (общее), но и специфические черты педагогической деятельности (особенное). Поэтому далее, опираясь на характеристику педагогической деятельности, можно экстраполировать ее черты на СКД.

Этот шаг был предпринят Н. Н. Ярошенко. В своих рассуждениях о характере СКД, опираясь на идеи М. С. Кагана о том, что культура - форма, социальное взаимодействие -содержание , он сделал вывод о том, что философ не указывает на механизм, обеспечивающий качественное преобразование общественных отношений под воздействием культуры. Для нас особенно важна мысль

Н. Н. Ярошенко, что таким механизмом является педагогический характер деятельности, а СКД «может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры сущностно обусловливают формирование качественно новых общественных отношений...» .

На основе проведенного нами социальнофилософского исследования педагогической деятельности мы обосновали ее коммуникативную природу, выделив ее социокультурные функции. Исходя из этого, определили педагогическую деятельность как организованную форму межличностной коммуникации, в которой процессы социального наследования и социокультурного воспроизводства человека

приобретают целесообразный характер . Поэтому СКД как вид педагогической деятельности обладает теми же характеристиками, что и педагогическая деятельность, являясь организованной формой межличностной коммуникации, в рамках которой целенаправленно осуществляется социальное наследование и социокультурное воспроизводство и развитие человека.

Рассматривая педагогическую деятельность и, следовательно, социально-культурную деятельность как способ социального наследования и социокультурного воспроизводства человека, мы неизбежно обращаемся к культуре как средству этих видов деятельности. Представление о культуре, ее сущности, структуре дает возможность обнаружить и обосновать внутреннее строение педагогической деятельности, ее содержание, принципы осуществления и экстраполировать эти черты на СКД.

На основе имеющихся трактовок культуры можно выделить несколько наиболее важных подходов к ее изучению: аксиологический (культура как ценность), деятельностный (культура как технология и продукт деятельности), гуманистический (культура как способ очеловечивания человека). Они указывают на тесную связь культуры и деятельности, поэтому не случайно целый ряд исследователей определяет культуру через деятельность, выделяя техникотехнологическую и продуктивную грани культуры (М. С. Каган, Э. С. Маркарян и др.).

Признание деятельностной природы культуры выводит на идею изоморфизма структуры человеческой деятельности и структуры культуры. На этой идее основано, например, представление о внутреннем строении культуры как «тройной спирали» у М. С. Кагана. Содержанием первой спирали, по его мнению, является культура, порожденная предметной деятельностью, второй - культура общения, третьей -художественная культура .

В данной модели культуры отражается ее связь с деятельностью, однако, на наш взгляд, в ней не проявляется в полной мере человекотворческая функция культуры. Нам представляется, что для понимания человека как тво-

рения культуры было бы более продуктивным определить культуру как позитивный опыт человечества, обладающий человекотворческой функцией, в структуре которой воспроизводится структура человеческого деятельностного отношения к миру. В силу этого культура действительно имеет три слоя, но они не в полной мере совпадают с теми слоями культуры, которые выделяет М. С. Каган. Более оправданным, с нашей точки зрения, является выделение в культуре практического (технико-технологического), теоретического (познавательно-информационного) и ценностно-нормативного слоев.

Указанная структура человекотворческой функции культуры помогает структурно представить процесс вхождения человека в культуру, т. е. его инкультурации. Этот процесс означает воспроизводство человека как субъекта практического, теоретического и ценностного отношения к миру. При этом культура личности выражает меру соответствия ее деятельности высшим образцам, достигнутым человечеством в его практическом, теоретическом и ценностном отношении к миру. Являясь видом педагогической деятельности, СКД выполняет эту функцию свойственным ей образом. Специфика кроется в особенностях структурных компонентов СКД (субъектах, объектах, целях, средствах, результатах), технологиях и условиях их реализации.

Рассмотрев соотношение педагогической деятельности и СКД как родовидовое отношение, необходимо выяснить соотношение социально-культурной и социально-педагогической деятельности, поскольку ряд авторов считает это весьма существенной проблемой (А. И. Арнольдов, В. Г. Бочарова, М. А. Гала-гузова, И. А. Липский).

Социально-педагогическая деятельность имеет много общего с педагогической, но в то же время отличается от нее. Во-первых, она не является программно-нормативной, а носит ситуативный характер. Во-вторых, не обладает статусом всеобщности, т. е. в качестве предмета социально-педагогической деятельности выступают не все люди (профессио-

нальная и непрофессиональная педагогическая деятельность), а лишь определенные их категории. И, в-третьих, она может осуществляться не только в рамках учебно-воспитательных учреждений, но и в гораздо более широком социокультурном пространстве , что роднит ее с СКД. СКД охватывает широкое пространство социума, представленное разнообразными институтами и организациями, занимающимися трансляцией культуры от поколения к поколению, ее сохранением, воспроизведением и преумножением.

Важным методологическим принципом определения сущности той или иной деятельности является указание на ее связь с потребностями, обусловливающими ее существование. В случае с социально-педагогической деятельностью полагаем, что она призвана служить удовлетворению потребностей индивида или группы в социокультурной адаптации и самореализации. Социально-педагогическая деятельность является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды. Отсюда социально-педагогическая деятельность - это такой вид деятельности общества, который связан с созданием условий и оказанием помощи и поддержки людям в максимально эффективном удовлетворении потребностей в социокультурной адаптации и самореализации. Та же самая функция характерна и для СКД, поэтому в данном определении еще не прослеживается в достаточной мере указание на ее специфику.

Отметим, что потребность в социальнопедагогической деятельности возникает тогда, когда у индивида, личности, группы складывается проблемная ситуация во взаимоотношениях со средой. Поэтому, если предметом педагогической деятельности является каждый человек, то предметом социальнопедагогической деятельности - человек, оказавшийся в проблемной ситуации взаимодействия со своим социальным окружением (другими людьми, социальными институтами, системой ценностей). Суть данной проблемной ситуации состоит в противоречии, которое имеет в своей основе несоответствие либо ме-

жду потребностями личности и возможностями среды для их реализации, либо между требованиями среды и возможностями личности им соответствовать. В этом отношении СКД существенно отличается, поскольку имеет дело с индивидом, который движим интересом к определенной культурной деятельности и реализует свой интерес в свое свободное время.

Таким образом, социально-культурную и социально-педагогическую деятельность роднит то, что они являются способом гармонизации отношений человека, группы со средой на основе удовлетворения потребностей в социокультурной адаптации и самореализации, осуществляемой посредством развития личности, с одной стороны, и изменения качественных характеристик социокультурной среды -с другой. Принципиальные различия в их функционировании заключаются в тех условиях, при которых эти виды педагогической деятельности оказываются востребованными индивидом и обществом.

В современных условиях человеку на протяжении своей жизни неоднократно приходится сталкиваться с изменениями социальной среды. Это приводит к тому, что прошлый опыт субъекта становится недостаточным или непригодным для жизни в новых условиях, и человек оказывается в ситуации, выражающей необходимость изменять либо себя, либо среду, либо то и другое вместе.

Проблемы социальной адаптации особенно актуализируются в периоды нестабильности общества, проявляющейся в резком, динамичном изменении социокультурных условий жизни людей. В результате у личности возникает адаптивная потребность. Неудовлетворенная адаптивная потребность личности приводит к ухудшению ее социального самочувствия и в конечном счете - к кризису, дезадаптации. При этом задача и социально-культурной, и социально-педагогической деятельности состоит в том, чтобы повысить уровень адаптированности субъекта, главным образом за счет изменения, развития или коррекции его личности. Эту функцию социальнопедагогической и социально-культурной деятельности можно назвать функцией оптимизации

процессов социализации, социальной адаптации и самореализации личности. Оборотной стороной этой функции является повышение качества социального взаимодействия.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что сущность СКД состоит в том, что это есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства и развития человека как субъекта культуры и общественных отношений в социокультурном пространстве учреждений культуры, образования и свободного времени личности.

Механизмом осуществления СКД является межсубъектная коммуникация в пространственно-временном континууме социокультурных полей, нацеленная на оптимизацию процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия.

Структура СКД задается: во-первых,

структурой самой деятельности; во-вторых, социокультурными полями как относительно самостоятельными областями социального пространства; в-третьих, видами культуры, которые требуют для своего сохранения, трансляции и воспроизведения разработки особых форм, методов и технологий.

Обратимся к вопросу о функциях СКД, как он рассматривается в современной теории этой деятельности. Решение его несет на себе печать полипарадигмальности, в силу чего нет четкого представления о количестве функций СКД и о том, можно ли функции одних направлений этой деятельности (клубная работа, библиотечная работа, деятельность музеев, досуговых центов, учреждений дополнительного образования) переносить на деятельность других институтов. О наличие такой проблемы свидетельствует также обстоятельный обзор педагогической литературы второй половины ХХ -начала ХХ1 в., посвященный анализу разработки в ней функций культурно-просветительной и социально-культурной деятельности, проведенный В. М. Рябковым. Им было отмечено большое многообразие подходов и выделяемых авторами функций СКД и входящих в нее культурно-просветительной и культурно-

досуговой деятельности .

Наиболее интересные примеры классификаций функций СКД мы находим у Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова. Они отмечают, что «многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. В зависимости от длительности тех или иных этапов развития социальнокультурной деятельности ее функции подразделяются на постоянные (основные, присущие большинству социально-культурных институтов) и вспомогательные (временные), которые возникают и исчезают на определенных временных отрезках» . Авторы выделяют основные функции: коммуникативную, ин-формационно-просветитель-скую, культуротворческую, рекреативно-оздоровительную. Кроме того, в ряду постоянных функций СКД названа развивающая функция, которая рассматривается в качестве основания для классификации функций социально-культурной деятельности. Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников считают, что «каждая из функций социально-культурной деятельности проникнута социально защитным, реабилитирующим содержанием, направлена на стимулирование социальной активности, духовную реабилитацию и адаптацию личности, обеспечение непрерывного образования и духовного обогащения, развитие творческих способностей личности, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества людей» .

В приведенном отрывке по сути содержится указание еще на целый ряд функций СКД, поэтому вопрос об их упорядочении остается открытым.

Для создания интересующей нас структурно-функциональной модели СКД необходимо исходить из особенностей функционального подхода и прежде всего из характеристики его основного понятия - функция. Функция представляет собой одну из наиболее существенных характеристик, особенно тех явлений и объектов, которые имеют сложное строение, представляя собой систему. Ни одна система

не может быть правильно понята, если не понята природа ее действий, способ поведения системы и ее элементов как определенной совокупности функций. Это обстоятельство объясняет широкое распространение функционального подхода как одного из важнейших методов научного исследования и неоднозначность самого понятия функция.

Существенная особенность функции состоит в том, что она является динамической характеристикой, которая понимается как деятельность или результат деятельности. При этом функция рассматривается как проявление объекта вовне, по отношению к другим объектам или системе в целом, как поведение части в целом, непосредственно в социологии - как указание на ту роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет по отношению к целому. Поэтому важной методологической проблемой является выделение того целого, по отношению к которому выполняется данная функция, так как ее характер определяется природой целого.

Следуя методологии деятельностного и системно-функционального подходов, мы предлагаем отобразить СКД в виде универсальной (предельно общей) структурнофункциональной модели (см. табл.).

Таким образом, универсальная структурно-функциональная модель СКД включает субъектов, цель, средства, результаты, функции и условия СКД. Она может быть использована как основание систематизации определений исследуемого направления деятельности.

Анализ на основе предложенной модели определений понятия СКД, имеющихся в научной литературе, позволяет разделить их на группы. В первую мы включаем определения, в которых речь идет о СКД как способе социального наследования культуры от поколения к поколению, от субъекта к субъекту, например: «деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей» ; «обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятель-

ность по созданию, освоению, сохранению ценностей культуры» .

Универсальная структурно-функциональная модель социально-культурной деятельности

Во вторую группу определений СКД следует отнести те, в которых акцент ставится на интересах и потребностях личности, социальных групп в развитии своих способностей, приобщении к культуре средствами СКД: «совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время» ; «исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный

Субъек- ты Институциональные и индивидуальные субъекты

Цель Приобщение индивида к культуре

Средства Культура как позитивный опыт человечества, формы и методы ее трансляции

Резуль- тат Формирование и развитие человека как субъекта культуры и общественных отношений (социального взаимодействия)

1. Социокультурное пространство Библиотеки, музеи, клубы, дворцы, театры, филармонии, учреждения дополнительного образования, учреждения профессионального образования, социально-культурный сервис и туризм, семейно-бытовая сфера, пространство физической культуры и спорта

2. Индивидуальное пространство Пространство свободного времени личности

3. Потребности личности Потребности в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации

1. Общие функции Социокультурное воспроизводство и развитие человека. Сохранение, преумножение и трансляция культуры (социальное наследование). Оптимизация процессов социализации, самореализации и социального взаимодействия

2. Специфические функции Функции, производные: от видов культуры; социально-культурного пространства; потребностей индивида

процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества» .

В третью группу следует включить такие определения СКД, в которых раскрывается ее роль в социальных процессах: «совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в ре-гулятивы социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» ; «суть и смысл социально-культурной деятельности заключается в направленности непосредственно на активное функционирование личности в конкретной социальной среде, на формирование ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адекватных форм ее участия в социальнокультурных процессах» .

Четвертую группу могут составить комплексные определения социально-культурной деятельности, стремящиеся более полно охватить ее характерные черты. Например, социально-культурная деятельность рассматрива-

ется как «культурная деятельность социальных субъектов: а) по созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивида и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т. е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей» .

Оценивая перспективы СКД на основе предложенной структурно-функциональной

модели, следует сказать, что ее развитие обусловлено, с одной стороны, фундаментальными потребностями общества в социокультурном воспроизводстве и развитии человека как субъекта культуры и субъекта общественных отношений и в социальном наследовании культуры, т. е. сохранении, преумножении и трансляции культурных ценностей от поколения к поколению.С другой - индивидуальноличностной востребованностью культуры, в основе которой лежат прежде всего экзистенциальные потребности человека в мировоззрении, смысле жизни, творчестве, продуктивной самореализации.

1. Ариарский, М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: ЭГО, 2001. - 256 с.

2. Беляева, Л. А. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Л. А. Беляева; Урал. гос. ун-т. - Екатеринбург, 1994. - 45 с.

3. Беляева, М. А. Содержание социально-педагогической деятельности в реабилитации семьи ребенка-инвалида: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Беляева; Урал. проф.-пед. ун-т. -Екатеринбург, 1997. - 22 с.

4. Каган, М. С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы / М. С. Каган // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - № 6. - С. 49-50.

5. Каган, М. С. К вопросу о понимании культуры / М. С. Каган // Философские науки. - 1989. - № 5. - С. 78-81.

6. Киселева, Т. Г. Основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУК, 1995. - 136 с.

7. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. -

М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

8. Ковальчук, А. С. Социально-культурная деятельность / А. С. Ковальчук. - Орел: ОГИИК, 1997. - 172 с.

9. Лекторский, В. А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? / В. А. Лекторский // Вопр. философии. - 2001. - № 2. - С. 56-65.

10. Рябков, В. М. Функции культурно-просветительной и социально-культурной деятельности: их анализ в педагогической литературе (вторая половина ХХ - начало XXI в.) / В. М. Рябков // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2007. - № 1. - С. 61-66.

11. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. - СПб.: СПбГУП, 2003. - 204 с.

12. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: Парадигмы, методология. теория: моногр. / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.

13. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

1. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки

Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретиче­ских основ, которые прежде всего раскрывают ее предметное поле, цели, закономерности, функции, связи с практикой.

Как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве, как родовая основа семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля, социально-культурная деятельность в этом плане не является исключением. Она составляет основное содержание практического труда как профессиона­лов, так и непрофессионалов, занятых в современной социокультурной сфере.

Социально-культурная деятельность как целостное явление может быть описана с помощью ряда системных признаков (по В.Г. Афанась­еву): историчность, компоненты; интегративные качества и коммуника­тивные свойства, присущие каждому из элементов; функциональные ха­рактеристики.

Термин «социально-культурная деятельность» в обыденной жизни употребляется в трех значениях: как общественная практика, в которой задействовано сегодня множество профессий, крайне необходимых для современной социокультурной сферы; как учебный предмет, обладаю­щий определенной логикой и структурой, как исторически сложив­шаяся отрасль научных знаний, теория, которая развивается благодаря усилиям большого отряда ученых и практиков. В этом разделе мы оста­навливаемся на третьем значении этого понятия.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилышков. Социально-культурная деятельность

Теория социально-культурной деятельности является одной из со­ставных частей теории педагогики, общепедагогической системы науч­ных знаний. Она базируется на фундаментальных для педагогической науки положениях из области человекознания, социологии, психологии, истории, культурологии и т.д.: переводит эти положения с присущего им общего уровня на уровень особенного , тем самым в известной мере раз­вивает их. В свою очередь, теория социально-культурной деятельности является базовой отраслью научных знаний для множества более узких специализированных дисциплин, входящих в образовательные стандарты подготовки кадров для сферы искусства, СМИ, туризма, информацион­ных технологий и других.

Возникновение и диалектика развития категории «социально-куль­турная деятельность» связаны с философским, культурологическим, педа­гогическим, социально-психологическим обоснованием термина. Пред­шествующие или сопутствующие этой категории понятия «образование», «просвещение», «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-массовая ра­бота», (дополнительное образование» на протяжении долгих лет неодно­кратно меняли свое содержание.

Понятие социально-культурной деятельности пришло в отечествен­ной науке на смену понятию «культурно-просветительная работа», обще­принятому в советское время для обозначения одного из массовых инст­рументов идеологической работы по коммунистическому воспитанию масс. Не случайно появлению этого термина предшествовала политико-просветительная деятельность (политпросвет), с которой связана куль­турная революция 20-30-х годов.

По поводу словосочетания культурно-просветительная работа» вполне резонна точка зрения В.В. Туева, считающего, что неприемле­мость содержащихся в нем терминов «просветительная» и «работа» обу­словлена их крайней узостью, ограничивающей разнообразие видов со­временной общественной деятельности населения в области культуры, образования, искусства, досуга, спорта

Перемены в содержании и организации современной соци­ально-культурной, досуговой деятельности потребовали переос-

"Туев В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискус­сию)// Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, прак­тика: Межвуз.сб.науч.ст./Ред.-сост. В.В. Туев. - Кемерово: КемГАКИ, 2002. - С. 21-22.
Раздел 1

мысления и необходимой корректировки сущности содержания самой учебной и научной специальности. Традиционное понятие «культурно-просветительный работник» сегодня уже не соответ­ствует качественно иным функциям специалиста современной со­циально-культурной сферы. Его традиционная ориентация на про­светительство никак не согласуется с существующими ныне реа­лиями, не вписывается в контуры новых парадигм, востребован­ных современной социально-культурной практикой. Жизнь заста­вила искать иные методологические подходы и обоснования соци­ально преобразующей, культуротворческой, социально-педагоги­ческой направленности профессии.

Статус современного специалиста социально-культурной сфе­ры - менеджера, педагога, технолога - не выдуман, он не рож­дается спонтанно, а формируется под влиянием сегодняшних реа­лий. Преодоление негативных последствий административно-ко­мандной системы управления сместило приоритеты в сторону развития инициативы, предприимчивости, деятсльностного на­чала, необходимых этому специалисту в современной экономиче­ской ситуации.

Со временем эта специальность подверглась последователь­ной трансформации в целый ряд родственных специальностей и специализаций: вначале - организатора-методиста, позднее -культуролога, социального педагога, социолога, режиссера, ме­неджера, экономиста социально-культурной сферы. Общим осно­ванием этого ряда, в котором, по-видимому, ставить точку рано, была и остается социально-культурная деятельность, направлен­ная на создание условий для наиболее полного развития , самоут­верждения и самореализации личности или группы лиц (студии, кружка, любительского объединения) в области культуры, обра­зования, искусства, досуга, спорта.

В значительной мере обогатилось содержание этой деятельно­сти и подверглась корректировке ее структура как для отдельно взятого человека, так и для многих семейных и групповых общно­стей

Суть и смысл социально-культурной деятельности заключа­ются в направленности непосредственно на активное функциони­рование личности в конкретной социальной среде, на формирова-

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

ние ее социально-культурного статуса, выбор и проведение адек­ватных форм ее участия в социально-культурных процессах.

Известный российский психолог Л.С. Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия выделял две основные, качественно своеобразные линии - линию биологического формирования эле­ментарных процессов и линию социально-культурного (подчерк­ нуто нами Авт.) образования высших психических функций, из сплетения которых и возникает реальная история детского и взрос­лого поведения 1 .

Как самостоятельная, самодостаточная область человеческого позна­ния социально-культурная деятельность оформилась во второй половине XX века.

Первая попытка обозначения смысла и сути функциональной по­требности общества в постижении и освоении культуры с помощью ин­тегрирующего термина «социально-культурная деятельность» была предпринята в середине 50-х годов прошлого столетия французским со­циологом и культурологом Ж.-Р. Дюмазедье. Это был примечательный и по-своему уникальный шаг к приобщению социума (общества) к куль­туре с помощью интегрального термина «социально-культурная дея­тельность». Но, к сожалению, ограничив его целевое назначение лишь чисто адаптационной функцией вхождения или приобщения человека к огромному миру культуры, Ж.-Р.Дюмазедье не смог или не захотел пой­ти дальше, показать, а что же последует за адаптацией, каким образом, приобщившись к культуре, личность сумеет максимально использовать неисчерпаемые креативные резервы своего постадаптационного самоут­верждения и самореализации, семантический смысл которых заложен в слове «деятельность». Именно этим обстоятельством и был инициирован дальнейший поиск наиболее адекватных вариантов трактовки понятия «социально-культурная деятельность» (работы М.С.Кагана, А.Моля, М.Вертхеймера, Д.Б. Эльконина и др.).

Свыше 20 лет назад ЮНЕСКО в своих рекомендациях пред­принял попытку классификации и применения различных видов культурной деятельности. Подготовленный документ всю «массо­ вую работу в социально-культурной области» (выделено нами -Авт.) ограничивал «содействием развитию общинных центров и самодеятельности, церемониями и мероприятиями, связанными с
Раздел I . Теоретические основы социально-культурной деятельности

религиозными, этическими убеждениями, подготовкой кадров, вспомогательными мероприятиями» («О международной стандар­тизации статистики государственного финансирования деятельно­сти в области культуры». Рекомендации, принятые на 21-й сессии ЮНЕСКО в Белграде 27 октября 1980 года).

Авторов конференции не устраивало такое искусственное су­жение зон влияния социально-культурной сферы. Руководствуясь логикой поступательного развития процессов в духовной жизни общества , они вышли на новый этап в определении социально-культурной деятельности, в иной, более широкой трактовке ее су­ти, функций, принципов и содержания.

Поиски новых приемлемых значений креатива в индивидуальном и групповом социально-к)"льтурном творчестве были связаны с общим развитием демократических процессов в современном мире, с движе­нием за права человека, с осознанием многими людьми и в целом наро­дами своей значимости в культурном прогрессе, с ростом их потребно­сти во внутренней свободе и внешних возможностях творческого само­выражения и самореализации.

В начале 90-х годов XX столетия социально-культурная деятельность как самостоятельная учебно-образовательная дисциплина и научная спе­циальность впервые получила научное обоснование и была внедрена в учебный процесс Московского государственного университета культуры и искусств авторами данного учебника.

Благодаря разработанной учеными университета концепции о необ­ходимости распространения понятия «социально-культурная деятель­ность» в качестве своеобразного интеграционного «зонта» для объедине­ния множества ложившихся видов занятий в сфере досуга и творчества и возникших в этой связи новых направлений в профессиональной подго­товке кадров было положено начало теоретико-методологическому обос­нованию нового направления в педагогической и культурологической науках.

Понятие «социально-культурная деятельность», с момента своего по­явления в лексиконе современных отечественных ученых и практиков, по своему объему и содержанию обрело существенные отличия и от терми­нов «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятель­ность» (бытующих давно), и от получивших распространение в России с

1 Выготский Л.В. Психология // Орудие и знак в развитии ребенка. - С. 828-891. 46

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельность

90-х годов XX века терминов «социальная работа» и «социальная педаго­гика».

Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения, на наш взгляд, представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - воз­можность конструктивного использования в этом опыте синтеза культу­рологических данных из различных областей современной науки Опира­ясь на этот тезис, один из авторов данного учебника в статье «Культуро­логия и социальная педагогика: линии сопряжения» обосновал приори­тетное место таких понятий, как «человек», «воспитание», «социализа­ция», «культура», «общество» для того научно-образовательного про­странства, в рамках которого фактически родилась и выросла новая спе­циальность - «Социально-культурная деятельность» (((Социальная ра­бота». -1993.-№2.-С. 40-41).

В это же время в связи со сменой идеологических вех постсоветского российского общества в области культурно-просветительной работы на­чался интенсивный пересмотр научной и профессиональной терминоло­гии. Так, в научной литературе на смену термину «культурно-просвети­тельная деятельность» пришли версии, где в качестве ключевого смыс-лообразующего термина было избрано слово «досуг»: «педагогика сво­бодного времени» и «педагогика досуга» (М.А.Ариарский), «культурно-досуговая деятельность» (А.Д. Жарков, НФ.Максютин), «культурология досуга» (Ю.А.Стрельцов) и др.

Другие исследователи, опираясь на ключевой термин «социально-культурная деятельность», расширяют его значение вводя в научный оби­ход понятия «социально-культурный менеджмент», «социально-культур­ная анимация» (Н.Н. Ярошенко), «социально-культурное проектирова­ние» (Ю.Д. Красильников), «социально-культурный маркетинг» (В.Е.Новаторов), «социально-культурная реабилитация» (Ю.С. Моздо-кова) и др. Одновременно практиками предлагались и использовались термины ((культурно-просветительная деятельность», «культурно-воспи­тательная деятельность», ((педагогика свободного времени», ((педагогика досуга», ((организация досуга», ((прикладная культурология».

Однако в дальнейшем стало очевидным, что термин (скультурно-досуговая деятельность», как и ((педагогика досуга», ((культуроло­гия досуга» и другие, сосредоточен на субъекте, занимающемся лю­бительской, то есть непрофессиональной культурной деятельностью в часы его досуга, отдыха. На наш взгляд, термин ((культурно-досуговая

Раздел I . Теоретические основы социально-культурной деятельности

деятельность» не может в полном объеме обозначить понятие деятель­ности, которое является предметом целого ряда сфер традицион­ной и современной общественной социально-культурной практики.

Современная социально-культурная практика не только включает в себя любительские занятия в сфере досуга , но и, что особенно важно, пред­ставляет собой огромный педагогический в своей основе профессио­нальный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного до-сутана такие трудоёмкие социальные сферы, как профессиональная сис­тема образования и последующая карьера специалистов, профессиональ­ное искусство и народное творчество, массовая физическая культура и профессиональный спорт, профессиональная социальная работа и со­циально-культурная реабилитация, межкультурный, также и профес­сиональный, обмен и сотрудничество.

В программе-конспекте учебного курса ((Социально-культурная дея­тельность» предлагается еще одно, выдержанное в строго научно-образо­вательном контексте, определение социально-культурной деятельности как самостоятельного фундаментального научного и образовательного направления в российском информационном пространстве, как родовой основы семейства профессиональных образовательных стандартов для специальностей и специализаций социокультурного профиля»".

Тем не менее это определение нельзя отнести к всеобъемлющим ха­рактеристикам социально-культурной деятельности как неповторимого историко-культурного, педагогически направленного и социально значи­мого явления в истории человеческих цивилизаций. Именно поэтому бо­лее оправданным является следующее предлагаемое нами истолкование данного понятия.

В широком смысле социально-культурную деятельность следует рассматривать как исторически обусловленный, педагогически на­правленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия лично­сти и социальных групп в интересах развития каждого члена обще­ ства.

Киселева ТТ., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Про-грамма-коншект учебного курса. - М: МГУКИ, 2001. - С. 40.

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Нам представляется, что подобная трактовка во многом отражает диалектику развития общества как социально-культурной системы, трансформацию духовных ценностей и потребностей, выход на новый уровень педагогического обобщения и осмысления огромного технологи­ческого опыта, накопленного в социально-культурной сфере, выдвигает теорию и практику социально-культурной деятельности в ряд самостоя­тельных педагогических дисциплин.

Педагогический статус социально-культурной деятельности

Как и любая наука, теория, методика и организация социально-куль­турной деятельности выстраиваются на новых методологических осно­ваниях и подходах.

Здесь следует остановиться подробнее на диалектике развития са­мого термина «подход» применительно к предмету нашего курса. Если всего лишь несколько десятилетий назад исследователи культурно-про­светительной работы ограничивались использованием дефиниций типа «половозрастной» или «индивидуальный» подход, то в настоящее время в изучении социально-культурной деятельности мы наблюдаем сущест­венное расширение этого перечня. Речь идет о системном, синергетиче-ском, средовом, коммуникативном, ситуационном и целом ряде других подходов, благодаря которым наши представления о природе и воз­можностях социально-культурной деятельности претерпели не только прогрессивные , но поистине революционные изменения.

Избранный нами междисциплинный взгляд на огромный по своим масштабам воспитательный и образовательный опыт в сфере досуга и творчества позволил определить сам процесс воспитания и образования как с педагогических, так и с культурологических позиций, выявить сущность этого процесса как вхождение человека (ребенка, подростка, взрослого) вместе с педагогом, менеджером, технологом в современную социально-культурную среду, в созданный человечеством и природой богатейший мир культуры и культурных ценностей, приобщение к неис­сякаемым родникам народной педагогики и народного творчества. Не­пременными слагаемыми этого процесса являются освоение, усвоение и присвоение народно-педагогического опыта и культурных ценностей, а основу его содержания составляет выработка у людей активного, заинте­ресованного отношения к духовному богатству каждого народа, умений и навыков творческой деятельности и взаимодействия с этим миром.

Раздел I Теоретические основы социально-культурной деятельности

Глубочайшим педагогическим смыслом пронизано все - и сам акт вхождения субъектов социально-культурной деятельности, Педагога и его Ученика, в бесконечно богатую кладовую культурных ценностей, и сам момент взаимодействия этих субъектов , выстраиваемый по законам педагогики, и сама постоянная направленность этого взаимодействия на свободный выбор занятий, на инициирование творческих усилий и спо­собностей субъектов.

С самого начала эта педагогическая парадигма приобрела универ­сальный и систематический характер. Во-первых, она распространяется как на область собственно досуга, свободного времени, так и на обшир­ную область профессионально занятого, рабочего времени, затрачивае­мого на требующую высокой квалификации деятельность и за пределами досуга. Во-вторых, она определяет четкий социально-педагогический статус огромного отряда специалистов-профессионалов, задействован­ных наравне с непрофессионалами в многочисленных государственных и негосударственных учреждениях и организациях социально-культур­ного профиля. В-третьих, она служит методологическим фундаментом для возникновения, развития и педагогического обоснования семейства неизвестных ранее научно-образовательных дисциплинарных направле­ний, а также нового поколения педагогических, по сути, технологий, ис­точником для которых явилось родовое понятие «социально-культурная деятельность». Причем речь здесь идет о закономерном для учебного процесса непрерывном «отпочковывании» таких дисциплин, как соци­ально-культурная анимация, социально-культурное проектирование, со­циально-культурная реабилитация, социально-культурные технологии и т.д.

Подобный генезис педагогической парадигмы представляется абсо­лютно закономерным и объективно необходимым. В результате педаго­гическая парадигма становится, по существу, доминирующим, системо­образующим элементом структуры, содержания, самой сущности пред­мета социально-культурной деятельности. Она выступает в качестве принципиального положения при рассмотрении, сравнительном анализе и оценке этого предмета.

Интегративность и преемственность предмета исследования

Педагогическая парадигма социально-культурной деятельности как научной дисциплины во многом определяет её преемственность и интег-

1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие / Г. А. Аванесова. - М.; М.; М.; М. : Аспект-Пресс, 2006. - 236 с

2. Воеводин, А.П. Эстетическая антропология. / А.П. Воеводин - Луганск: РИО ЛГУВД им. Э.А. Дидоренко, 2010. - 211 с.

3. Гагин, В. Н. Культура России: особенности становления и развития: учебное пособие по курсу "Художественная культура России" / В. Н. Гагин. - 2-е изд. - Москва: [б. и.], 1997. - 121 с.

4. Григорьев, С.И. Теория и методология социальной работы / С.И. Григорьев, Л.Г. Гусляков, В.А. Ельчанинов. - М. : Владос, 2004. - 156 с.

5. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие. / А.Д. Жарков - М.: МГУК, 1998. - 182 с.

6. Ильин, А.Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры). / А.Н. Ильин - Омск: «Амфора», 2010. - 211 с.

7. Кавтарадзе, Д.Н. Учеб. пособие для учителей./ Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Изд-во Моск.псих.-соц.ин-та, 1998.- 211 с.

8. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М. : Изд-во Моск. ун-та культуры, 1995. - 234 с.

9. Киселева, Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Программа-конспект учебного курса. / Т. Киселева. - М.: МГУКИ, 2001. - 182 с.

10. Колотова, Е.В. Рекреационное ресурсоведе-ние. / Е.В. Колотова - М., 2008. - 182 с.

11. Крутецкий, В.А. Психология. / В.А. Крутецкий. - М., Просвещение. 1986. - 211 с.

12. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1999. - 182 с.

13. Медведенко, В В Партнерство в системе организации праздников и куль-турно-досуговых программ / В В Медведенко // Партнерство кафедр вузов искусств и культуры научно-методические и организационно-управленческие аспекты науч -метод материалы конф АГИИК - Барнаул Изд-во АГИИК, 2003 -С 29-31.

14. Осборн, Р. Цивилизация. Новая история Западного мира. / Р. Осборн - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 211 с.

15. Первушина, О.В. Социально-культурная деятельность [Текст] : (Теорет. основы): [Учеб. пособие по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность"] / Первушина О.В. ; Алт. гос. ин-т искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - 96 с.

16. Ростошинский, Е.Н. Культурология и глобальные проблемы современности / Е.Н. Ростошинский // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 211 с.

17. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие/Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова.- 2-е изд, испр. и доп.- М.: МГУКИ, 2010.- 307 с.

18. Туев, В. В. Технология организации инициативного клуба Москва / В.В. Туев - Кемерово 1999. - 211 с.

19. Фукуяма, Ф. Великий разрыв. / Ф. Фукуяма - М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. - 211 с.

20. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие /Н. Н. Ярошенко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 253 с.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, переда­ча навыков земледельческого, ремесленного труда; обучение детей военному делу. Большое место в этих воззрениях отводилось нравственному воспитанию, исполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почита­нию предков. Материалы многочисленных этнографических ис­следований свидетельствуют о наличии бытовой обрядности у древних славян, связанной с языческими верованиями.

В древнерусской общине шел постоянный процесс формиро­вания и накапливания воспитательного опыта на основе народной педагогики, Нравственность и трудолюбие определяли ее суть Уважение к матери составляло первую нравственную заповедь детства. Забота о старых родителях была основой традиционной народной педагогики. В народные традиции семейного воспитания входили обычаи, обряды, ритуалы. В нравственных, народно-правовых и других стереотипных формах человеческой деятельно­сти накапливался обобщенный опыт прежних поколений, их педа­гогических воззрений, нравов, убеждений, норм поведения, при­вычек, поддерживаемых общественным мнением. Традиции игра­ли важную роль в создании фундамента трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания. Формиро­вание обрядов неразрывно связывалось с важнейшими событиями в жизни человека, рода, общины, государства.

Особо следует подчеркнуть и просветительно-педагогические функции воспитательных средств: колыбельных песен, поговорок, частушек, сказок, легенд, преданий, плясок, постоянно сопутство­вавших повседневной жизни людей.

В X-XIV веках происходит образование экономически само­стоятельной малой семьи из родоплеменного коллектива: семья формируется как социальный институт; вырабатываются формы и методы воспитания, соответствующие новым общественным от­ношениям; обогащаются и средства воспитания.

В X веке проповедниками христианства - братьями Кириллом и Мефодием - была создана кириллица. Вместе с принятием хри­стианства на Руси в X веке это послужило мощным стимулом ду­ховного развития общества.

Новые тенденции педагогической мысли, углубленное внима­ние к проблемам познания и обучения, нравственного совершен­ствования личности приходят на Русь уже в XII веке. Получают развитие идеи эстетического воспитания средствами природы, единства его эстетических и этических аспектов, формирования чувства гордости за Землю Русскую, а также понимания необхо­димости связи образования и просвещения с жизненными интере­сами человека. Замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развития просветительно-воспитательной мысли времен Киевской Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха».

Церковь в этот период становится оплотом нравственного вос­питания и просвещения народа; велико было ее влияние на все сферы деятельности древнерусского общества, сознание и поведе­ние его членов, на регламентацию трудовой, семейной, досуговой жизни. Христианские представления определяли сущность и со­держание процесса воспитания. Реалистические взгляды наших предков сочетались с иллюзорными представлениями о силах при­роды; народные педагогические воззрения формировались на ос­нове христианского учения и языческих представлений о силах природы. На Руси издавна почитались обучение грамоте, умствен­ное развитие детей, подготовка их к трудовой деятельности.

Принятие христианства, рост культурных связей с Византией и соседними странами способствовали усвоению философского и

Вводная часть.

педагогического наследия античности, обогащению педагогиче­ской мысли Древней Руси.

Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-1239 годах и на­ступивший период монголо-татарского ига сопровождались гибелью культурных ценностей и святынь; в развитии русской системы вос­питания произошла резкая остановка. Атмосфера угнетения , стра­ха, обмана, клеветы оказала негативное влияние на формирование нравственных чувств народа. Люди низводились до холопского состояния, господствовала жестокость в наказаниях, процветало невежество. Старинные русские песни, былины передают то об­щее настроение «боязливости, грусти, тоски», которое преоблада­ло на Руси в то время.

2. Социально-культурный уклад России в XV - XVII веках

XV-XVII века - период, когда в России интенсивно развива­ются феодальные отношения. В то же время на развитие просве­щения, духовную жизнь общества оказала негативное воздействие обстановка постоянного политического угнетения всех слоев об­щества во времена царствования Ивана Грозного, в эпоху Сметно­го времени. Неграмотность была присуща большей части населе­ния, распространялись темные суеверия, происходило «огрубле­ние» семейных нравов.

Тем не менее идеи ранних просветителей об изначальном ра­венстве всех людей пробивали себе дорогу. Развивается матери­альная база просвещения. Появление книгопечатания сыграло ко­лоссальную роль в просвещении не только бояр, духовенства, но и простых людей. Открытие первой типографии в Москве, роль и значение первой печатной «Азбуки» Ивана Федорова, последую­щих азбук и букварей в распространении грамотности в Русском государстве трудно переоценить.

ТТ. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

В исторических хрониках того времени находим первые упо­минания о досуге. Понятия «досуг», «досужсство», «досужность», «досужий», «просуг» характеризуют семейно-бытовой уклад раз­личных сословий и социальных групп.

Отношение к досугу в России со стороны властей и особенно церкви в этот период отличалось неоднозначностью. С одной сто­роны, активно поощрялась ориентация населения на праздничный досуг. В сфере повседневного быта и труда прочно утвердились праздники: храмовые, календарные, трудовые, семейные, праздни­ки весенние, летние, осенние, зимние; с другой стороны, устанав­ливается запрет на «бесчинства скоморохов», «бесовские игры», хождения с медведями, на народные музыкальные инструменты; вводятся наказания за «плясы» и громкий смех.

Постепенно расширяются функции семьи. Усиление внимания к семейному воспитанию проявляется в народном творчестве, со­чинениях просветителей, в различных «Домостроях». «Домо­строй» XVI века представлял собой типичный образец свода жи­тейских правил и наставлений в духовной, социальной и семейной жизни; этот документ содержал сумму признаков патриархальной культуры: на первом месте стояло научение «страху божию, а , вежеству, смирению, доброй заботе и домашней работе».

Социальный статус постоянно сказывался на способах, формах досуговых занятий представителей различных сословий населения России. В то же время ярко выраженными были две тенденции их проведения: традиционность и европейские новшества. Такое по­ложение объяснялось бытованием стереотипных форм досуга у большей части населения России (в основном крестьянства) и вво­дом новых его видов представителями дворянства, ориентирован­ными на Запад.

Расширялись благотворительные функции церкви, которая ак­тивно влияла на воспитание патриотизма, «добрых граждан для отечества земного».

Церковная община развернула активную деятельность в облас­ти развития народного просвещения, устройства училищ. Из Ви­зантии были привнесены образцы «странноприимниц» и «сиропи-тательниц». На Руси создавались аналогичные византийским хри-стианско-педагогические и филантропические учреждения. Разви-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

вались «благотворение», забота о «бесприютных» детях, сиротах, детях бедных родителей. «Взращение бесприютных детей» стало нравственной обязанностью духовенства, которое в тот период яв­лялось просветителем народа, его нравственной опорой, а благо­творительность рассматривалась как необходимое условие лично­го нравственного здоровья. Образование было равнодоступным для различных сословий допетровской Руси. «Общесословность» была характерной чертой древнерусских монастырей и древнерус­ской школы. В то же время анализ разного рода документов (чело­битных, поручных, духовных и т.д.), а также извлечений из «Жи­тий» русских святых дает возможность сделать выводы о характе­ре развития просвещения.

Церковь по-прежнему регламентировала всю духовную жизнь общества. Так, решения церковно-земского Стоглавого собора (1551 г.) оказали существенное влияние на культурно-просветительную сферу.

В 1687 году в Москве состоялось открытие Славяно-греко-латинской академии, ставшей центром просвещения в России. Та­ким же «рассадником просвещения» в России и Киевская

академия.
3. Просвещение и возникновение социально-культурных общностей в XVIII веке

Всеобъемлющий характер приобретают преобразования в Рос­сии первой четверти XVIII века. Они внесли массу перемен в со­держание быта и досуга различных сословий.

Возникают необходимые предпосылки для внешкольного образова­ния, организованного досуга народных масс. Реформируется первая сла­вянская азбука. Создается новый гражданский алфавит, выпускается светская развлекательная, познавательная и научная литература.

В XVIII веке имеют место попытки создания системы народ­ного просвещения; рождаются планы обновления России, проекты воспитания юношества, создания «новой породы людей». Идеи философов-гуманистов эпохи Возрождения, европейских просве­тителей находят свое развитие и применение

Обратимся к историческому опыту России XVII-XIX веков, к исто-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

рии русской школы.

Реформы Петра I коснулись и области социального призрения: Петр I создавал благотворительные учреждения для инвалидов, детей, бездомных, ввел запрет на профессиональн нищенство Он фактически лишил церковь монополии на филантропйю-it ш- циальное призрение; создал новые административно-государственные органы для государственного регулирования со­циальных процессов. Петровские реформы повлияли на рост обра­зованности высшего сословия, но одновременно уменьшилось число грамотных в низшем сословии: «Образованность, возвы­сившись качественно, понизилась количественно» .

"Соболевский Л.П. Образованность Московской Руси XII - XVII вв. - СПб., 1894

T.I. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

Екатерина II продолжила курс на развитие социальной помощи населению. Во второй половине XVIII века культурно-просветительная деятельность сформировавшейся к тому времени русской интеллигенции коснулась и других слоев населения и сто­рон жизни: появляются первые клубные общности, организации клубного типа и клубы, формируются основные направления их дея­тельности.

Развернулась деятельность Вольного экономического общест­ва (с 1765 года) по распространению сельскохозяйственных, меди­цинских и других знаний.

4. Общественно-просветительное движение и досуг в России в XIX - начале XX века

Культурно-просветительная мысль XVIII века во многом обо­гащала просветительные идеи первой половины XIX века.

Начало нового столетия в исторической науке ассоциируется с ин­тенсивным преодолением сословной узости и ограниченности в воспита­нии и образовании: было положено начало женскому образованию.

Новая волна культурно-просветительной деятельности русской интеллигенции связана с дворянским периодом освободительного движения, на которое огромное влияние оказали социокультур­ные, просветительные идеи и деятельность декабристов,

В последующий исторический период возрастает роль литера­туры в воспитательной, культурно-просветительской работе: лите­раторы активно отстаивали общечеловеческие и общенациональ­ные идеи воспитания, просвещения, социализации личности в сво­их произведениях. Просвещению народа и распространению куль­туры большое внимание уделяли В.Г, Белинский и А.И. Герцен.

Новые особенности приобретает в первой половине XIX века общественно-просветительное движение: рождаются новые фор­мы призрения; возникает «закрытое» и «открытое» призрение; уч­реждаются первые благотворительные общества. В дело социаль­ного призрения и благотворительности большой вклад внесла им­ператрица Мария Федоровна.

Во второй половине XIX века все большее развитие получает идея о необходимости введения системы общественного и частно­го призрения в России. Одной из объективных причин этого явле-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

Н ия стала отмена крепостного права; реформы 60-х годов в огром­ной степени повлияли на экономическое и социально-культурное развитие общества.

В пореформенный период произошла перестройка системы просвещения. В стране возникает и расширяется сеть воскресных школ. В их создании поистине исторической и пока далеко не изу­ченной была заслуга земства.

Процесс распространения грамотности, несомненно, оказал влияние на развитие городов, промышленности, на возрастание интереса народных масс к культуре, образованию, но он характе­ризуется неоднозначными показателями. Медленно, но неуклонно набирали силу темпы развития образования. Появлялись специ­альные внешкольные учреждения - Народные дома. Они получили широкое распространение в 90-е годы XIX века. В строительстве Народных домов была велика инициатива кооперативов, сельских обществ; принимали участие в этом земства , казна, частные лица. К 1914 году в России было более 200 Народных домов, рассредо­точенных по стране. Основные принципы их деятельности состоя­ли в отсутствии принуждения, свободе выбора, общедоступности, поучительности и общепонятности. При Народных домах сущест­вовали общедоступные библиотеки.

Библиотека предоставляла возможности для формирования духовного мира личности, её познавательных, этических, эстети­ческих качеств, поскольку читатель при желании получал доступ к фонду литературы, где были представлены различные отрасли знания.

Параллельно с Народными домами развивались народные театры в двух формах: профессиональные театры для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром и самодеятельные театры. В начале века насчитывалось около 170 народных театров, причем их развитию очень помогали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие из­вестные деятели русской культуры.

Представители разночинной^ интеллигенции, либеральной буржуазии становятся пропагандистами различных видов художе­ственной культуры, ее исследователями, собирателями фольклора. Повсеместно создаются народные хоры, драмкружки, ансамбли^ Культурно-просветительную деятельность вели многие выдаю-

Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

щиеся представители отечественной культуры. На этот период приходится плодотворная общественная деятельность «Товарище­ства передвижных художественных выставок», «Могучей кучки» -объединения русских композиторов.

Культурно-просветительную, экскурсионную, лекционную деятельность развернули и музеи. Появляются радио и кинемато­граф. Все больше детей и взрослых вовлекаются в спортивные ви­ды досуговой деятельности. Растет число детских и женских клу­бов, ставящих своей целью педагогическое, санитарно-просветительное воспитание родителей; возникают общества вра­чей, краеведов, театральных и литературных деятелей.

Клубные учреждения не располагали литературными фондами, по­этому по сравнению с библиотеками их педагогическая деятельность строилась иначе. История зарождения и развития общедоступных (не элитных типа «англицкого клуба») клубных учреждений свидетельст­вует о том, что они возникли во второй половине XIX века как общест­венные просветительские учреждения. Известен целый ряд форм таких учреждений, которые по своей природе выполняли функции обществен­ного клуба или объединения клубного типа. Это комитеты грамотности, общества содействия народному образованию, общества поощрения об­разования, общества распространения технических знаний, общества разумных развлечений, попечительства народной трезвости. Вес эти клубные по своему характеру общества существовали на средства благо­творителей, добровольные пожертвования, привлекая к бесплатному участию в их деятельности ведущих ученых и педагогов.

Можно сделать вывод, что общественные клубные учреждения по­лучили широкое распространение в дореволюционной России , причем внешкольно-образовательные функции изначально были для них главны­ми, и ориентировались они на работу со взрослыми посетителями, чему немало способствовали новые радикальные идеи, выдвинутые учеными -педагогами - А.У.Зеленко, С.Т.Шацким.

Широкую известность в России получила просветительная деятельность книгоиздательского товарищества И.Д. Сытина; по­всюду возникали вечерне-воскресные школы общества самообра­зования. Получил широкую известность Дом В.Д. Поленова как центр организации методической помощи фабричным, деревен­ским и школьным театрам. На волне массового клубного движе-

Вводная часть.

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор

ния появляются первые легальные и подпольные рабочие и соци­ал-демократические клубы.

Традиционное воздействие церкви на содержание и формы до­суга россиян под давлением активных общественных процессов и социальных перемен подвергается серьезным испытаниям; нрав­ственное влияние церкви постепенно слабеет.

Множество источников указывает на расширение рекреатив­ной и развивающей функций искусства, досуга, спорта в начале XX века. Постепенно происходят переоценка исторически сло­жившихся форм и размывание сословных границ социально-культурной деятельности наций и народностей России