Создание детской домашней библиотеки включает. Домашняя библиотека: нужны ли современному человеку книги? Практические советы по подбору книг, формированию и использованию домашней библиотеки

Советы по оформлению

детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,С папой каждый выходной. А у папы – никого!У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикойА у папы – ни одной. Нарисован львиный след.У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип книжка-игрушка, книжка-картинка , которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету…» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип это книжка-вырубка .Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип книжка-панорама .Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом». - Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, « Книжкин дом» ) и постепенно ее накапливать.Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок « Книжкина больница» , где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге :

разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

лото или домино «Герои любимых сказок» ;

пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

отгадай загадку – найди отгадку;

диски с аудиозаписями различных детских произведений;

сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;

чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой : произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов. Обязательно поместите в библиотеку замечательные книги Михаила Зощенко –на веселых примерах они научат вашего ребенка таким понятиям, как нравственность, честность, воспитанность.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»   Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы по оформлению

детской домашней библиотеки

«Книжки в Вашем доме»

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка , которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка . Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама . Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например,
«Книжкин дом» ) и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок
«Книжкина больница» , где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию
интереса к книге :

  1. разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
  2. игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
  3. лото или домино «Герои любимых сказок» ;
  4. пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
  5. отгадай загадку – найди отгадку;
  6. диски с аудиозаписями различных детских произведений;
  7. сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
  8. материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
  9. чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой : произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов. Обязательно поместите в библиотеку замечательные книги Михаила Зощенко –на веселых примерах они научат вашего ребенка таким понятиям, как нравственность, честность, воспитанность.


Замечательные строчки из стихотворения С. Михалкова. Действительно, сложно представить наш мир без книги, и, может быть, совсем невозможно. Ведь книга сопровождает нас по жизни с самого детства.

Ребенок, по природе своей, интересующаяся, любознательная и очень впечатлительная натура. И эту неиссякаемую любознательность он всегда может удовлетворить с помощью книг . Красочные, заманчивые, интригующие, открывающие завесу в необычный, удивительный мир, книги формируют представление ребенка об окружающем мире. А самое главное, книги закладывают основу нравственного развития ребенка, учат доброте, любви, рассказывают и об отрицательных качествах, таких как ненависть, трусость, предательство. Книги помогают обрести внутреннюю гармонию, учат фантазировать, воображать помогают формировать свое восприятие мира и, конечно же, активно расширяют словарный запас.

Активным читателем ребенок становится не сразу, но это совсем не значит, что он не умеет общаться с книгами. Вначале это первое знакомство с книгой, закладка фундамента крепкой дружбы. Проще говоря, перелистывание красочных страниц, знакомство с картинками. Настоящая дружба не может начаться без помощи взрослого. Взрослый становится посредником между ребенком и писателем. Настоящая любовь ребенка к книге - это, прежде всего, любовь к книге его родителей и других взрослых членов семьи. Читая ребенку книгу, умея сопереживать героям, погружаться в события книги, как реальные и умея передать эти глубокие чувства ребенку, взрослый прививает ребенку любовь к литературе.

Как правило, нет детей, которые не любят читать, есть взрослые, которые им не читают и не приобретают книги, даже не задумываясь о том насколько важно и нужно наличие домашней детской библиотеки. Сразу вспоминается замечательное стихотворение В. Берестова о том, как важно чтение для ребенка.

Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: "Прочти, пожалуйста! Прочти!" Не надо умолять сестрицу: "Ну, почитай еще страницу". Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и почитать!

В настоящее время собрать действительно качественную домашнюю библиотеку для ребенка стало огромной проблемой. Большое разнообразие писателей, издательств, книг привело к тому, что взрослые, порой, теряются среди этого разнообразия. Давайте попробуем разобраться, какие книги должны обязательно стоять на детских полках, какие книги дети с удовольствием принесут вам почитать и какие станут вашими верными помощниками в воспитании достойного человека.

Сказки и рассказы писателей разных стран

Сказки - это особая категория детских книг. О них можно рассказывать очень и очень долго. Проще всего сказать так: "Сказка должна войти в каждый дом!" Сказка - это самая первая ступенька лестницы, ведущей малыша в огромный, удивительный, неведомый мир. Мир фантазии и воображения, глубокий, интересный и захватывающий мир. Через сказку малыш осваивает сложные и глубокие взаимоотношения между людьми, разделяет чувства героев, представляет то, чего нет на самом деле, познает мудрость народов мира. Детские сказки - это отличное лекарство от жадности, грубости, агрессии и злости.

Вот лишь несколько известных, любимых и проверенных временем сборников сказок, написанных разными авторами и в разные эпохи: сказки Ш. Перро, Братьев Гримм, Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина , В. Гауфа, С. Топелиуса, П. Бажова , К.Паустовского, Г. Цыферова, С. Козлова, В. Сутеева с иллюстрациями Е. Чарушина, Н. Кочергина , Ю. Васнецова, В.Чижикова и других художников, а также замечательные и разнообразные сборники русских народных сказок и сказок народов мира.

Книги о животных

Добрые, трогательные книги о братьях наших меньших способны вызвать самые сильные эмоции у детей: умиление, восхищение и даже слезы. Такие книги должны быть в каждом доме, где есть ребенок. Общение с животными, пусть даже через книгу, прекрасный способ привить ребенку все самые добрые чувства. Это замечательные пособия по доброте, любви, нежности и ласке.

Рассказы о животных Е. Чарушина ("Тюпа и Томка" , "На нашем дворе", "Большие и маленькие" и т.д.), Л. Толстого ("Рассказы о животных"), А. Чехова ("Каштанка" и другие рассказы), А Куприна ("Барбос и Жулька", "Белый пудель", "Слон", "Золотой петух" и т.д.), Б. Житкова ("Храбрый утенок", "Про слона", "Про обезьянку" и т.д.), М. Пришвина ("Кладовая солнца", "Рассказы о животных"), В. Бианки ("Лис и мышонок", "Как муравьишка домой спешил") и другие.

Детские стихи

Самая, пожалуй, легкая и доступная для понимания часть детской литературы. С помощью стихов ребенок легко запоминает новые слова и выражения, повторяя их много-много раз, с особым четким ритмом и мелодичностью. Стихи не только просты в понимании, легки для запоминания, они невероятно поучительны. Из стихов ребенок в доступной форме узнает о том, что такое хорошо, а что такое плохо, знакомится с природой, окружающим миром. Слушая стихи известных детских авторов (Барто , Михалков, Чуковский , Маршак, Усачев , Берестов) о глупом мышонке, о дяде Степе, о Бармалее, о мухе и храбром комаре, о Мойдодыре и Айболите, о других героях детских стихов, ребенок усваивает много полезной и интересной информации. Именно со стихов мы начинаем приобщать ребенка к литературе. Стихи полезны не только для умственного, но и для эмоционального развития ребенка. Они постепенно подготавливают его к чтению и пониманию все более сложной литературы.

Научно-популярные книги, энциклопедии

Множество детских вопросов просто сводят родителей с ума. Бесконечные: "Почему? Когда? Зачем? Что это такое?" - ставят родителей в тупик. Детские энциклопедии и научно-популярные книги - это хорошие помощники родителей, которые дадут ответы на самые сложные и каверзные вопросы. Такие книги должны быть большими, красочными, яркими и прочными. Они должны привлекать внимание ребенка, чтобы их было просто приятно перелистывать, задавать вопросы и получать на них правильные развернутые ответы.

Говоящие и интерактивные книги

Последнее время огромную популярность завоевали говорящие книги: интерактивные азбуки и энциклопедии, "умные сказки" и музыкальные книги, уникальные книги-компьютеры с ЖКИ-дисплеями. Все эти книги, помимо текста, содержат в себе звуковой модуль. Этот модуль помогает быстро запомнить голоса животных, буквы, цифры и цвета. Такая книга сама расскажет ребенку сказку или даже споет песенку. А еще говорящие книжки развивают мелкую моторику рук, ребенок снова и снова нажимает кнопочки, чтобы услышать свои любимые звуки.

Книга в современном мире

Современный мир внес свои коррективы в развитие книжной индустрии, как хорошие, так и не очень. Одним из огромных плюсов современного мира, которым мы можем воспользоваться - это всемирная сеть Интернет. Именно она помогает нам выбирать и покупать книги не выходя из дома. Современные интренет-магазины позволяют нам не просто купить книгу, ориентируясь на оформление обложки, но и пролистать ее прямо на просторах интернета, ознакомится с содержанием, картинками, а, порой, и с самим текстом.

Но это лишь капля в море. В современном мире взрослый, а вслед за ним и ребенок, все чаще погружается не в страницы книг, а в завораживающий экран компьютера. Сегодня у ребенка появилось гораздо больше увлечений, поэтому чтение книг уже не на первом, и даже не на втором. А быть может и вовсе не входит в список ежедневных дел. С появлением различных гаджетов, появились новые способы чтения книг, получения знаний. Чтобы выучить алфавит и научится читать, сейчас достаточно одной программы на компьютере. Чтобы прочитать книгу, можно запросто скачать ее из интернета... Бесспорно, все это прекрасное дополнение к печатным изданиям, но заменить ими книгу было бы очень обидно. Печатная книга - это наше наследие, наша история, она прошла и пережила много-много веков, поэтому полностью уничтожив печатные издания, мы уничтожим и свою историю.

Как выбрать книгу для домашней библиотеки

Самым лучшим экземпляром для домашней детской коллекции, очевидно, станет книга, которая передавалась по наследству, старая книга. Такие книги, как правило, хранят в себе оригинальные сюжеты детских произведений, качественные рисованные картинки. Обладать такими книгами и иметь возможность быть их читателем - большое удовольствие. Бережно подклеенные, подшитые, они учат ребенка аккуратности, прививают особое, нежное и заботливое отношение к книгам. Старые детские книги - это связь с прошлым, история, которую необходимо передавать из поколения в поколение.

Если же вам не посчастливилось стать обладателем уже собранной коллекции, придется немного постараться. Сбор детской библиотеки - интересное и увлекательное занятие. Подойдитек к этому процессу творчески. Главное помнить несколько простых правил, которые помогут собрать действительно ценное книжное собрание.

  1. Обязательно пролистывайте детскую книгу перед тем, как ее купить.
  2. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Картинки должны быть нарисованы в реальных цветах. Это очень важно, особенно если речь идет о книжках для малышей, которые только-только знакомятся с цветами.
  3. Обратите внимание на качество книги, обложка должна быть твердой, а страницы плотными. Самыми качественными считаются глянцевые страницы.
  4. Ребенку, как минимум, до двух лет, необходимо подбирать книги с плотными картонными страницами, которые сложно порвать.
  5. Сюжет книги должен быть оригинальным. Искаженные варианты сказок, рассказов, могут не только быть неинтересными ребенку, но и навредить его мировосприятию.
  6. Энциклопедии должны быть с яркими крупными рисунками, прочными страницами, чтобы их приятно было просто перелистывать. Хорошо, если такие книги будут коллекционными, ведь они актуальны во все времена и в любом возрасте.

Как правильно организовать домашнюю библиотеку

Герман Гессе

Домашняя библиотека - это не просто собрание книг, это портрет хозяина. Каждая личная библиотека неповторима и индивидуальна и она может многое рассказать о своем обладателе. Не зря журналист Луи Блан писал: "Скажи, что ты читаешь и я скажу, кто ты".

Домашняя библиотека - это еще и особая атмосфера, в которой воспитывается любовь к книге, к чтению, к аккуратности, это важная часть жизни, знакомиться с которой нужно с раннего детства.

  1. Научите ребенка расставлять книги в определенном порядке. Например, по алфавиту или по общей теме. Каждый раз после прочтения книги, вместе ставьте ее на место. Постарайтесь сделать это правило незыблемым ритуалом. Книги не должны стоять в беспорядке и, тем более, быть разбросанными.
  2. Научите ребенка правильно обращаться с книгами: аккуратно перелистывать страницы, одевать обложки на книги, ставить закладки. Если книга порвалась, то вместе с ребенком подклейте ее. Никогда не загибайте уголки страничек, храните в доме закладки для книг. Объясните, что никакие пометки в книге нельзя делать ручкой, а лучше и вообще их не делать.
  3. Тонкие детские книги можно хранить в больших папках по темам. Эти папки можно оформить вместе с ребенком, придумать обложки, красиво раскрасить и подписать.
  4. Составьте список всех книг и обозначьте их место на полках. Если кто-то берет почитать у вас книгу, отмечайте это в общем списке. Это важно, чтобы книги не потерялись.

Соблюдая эти простые правила, вы быстро увидите результат. Ваш ребенок научится уважать и любить книги, относиться к ним с особой почестью. Эти правила ребенок обязательно передаст и своим детям.

Приобщение ребенка к литературе - это долгая, кропотливая работа. Но эта работа необыкновенно полезная, приятная и она обязательно дает свои плоды. Собрать действительно ценную детскую библиотеку совсем не сложно, главное подойти к этому делу со всей душой, сердцем и огромной любовью к своим детям.

Друг нашей семьи как-то спросил нас:

– Зачем вам такая большая библиотека? Нужна книжка – скачайте в Интернете, это же гораздо удобнее! Книги вообще скоро вымрут как вид.

Домашняя библиотека – это пространство культуры, образ жизни, образ мышления

И действительно, многие тексты можно отыскать в сети буквально за несколько минут. Иногда в Интернете можно найти такие тексты, которых никак не достать «вживую». Но домашняя библиотека – это не набор текстов. Домашняя библиотека – это идея. Пространство культуры, образ жизни, образ мышления.

Домашняя библиотека как будто бы разворачивает семью к образованию и самообразованию. Библиотека может быть методом обучения и воспитания наших детей, причем отнюдь не только в области литературы.

Библиотека: акцент в интерьере дома

В доме ребенок живет, воспитывается, учится. Когда мы обустраиваем наш дом, мы обустраиваем среду формирования личности каждого нашего ребенка.

Дом подобен храму. Убранство храма, его устройство призывает, обучает, воспитывает, направляет, настраивает человека.

Дом подобен училищу, школе. Правильно оформленный интерьер школьного класса настраивает на занятия, заинтересовывает учеников предметом и помогает усвоить учебный материал.

Чему мы будем учить своих детей с помощью убранства дома – выбирать нам, родителям, главным воспитателям и учителям своих детей, хозяевам дома.

И если мы устраиваем домашнюю библиотеку, мы уже этим самым создаем в своей квартире, в своем доме образовательное пространство . Создаем среду, которая так или иначе повлияет на воспитание наших детей. Если в доме, в квартире, в комнате мы нашли место для книг, выделили, устроили это место – значит, мы уже ввели в мир нашего дома чтение, литературу и предшествующие века человеческой культуры. Вот так, запросто. Дети живут здесь и видят эти книги, каждый день проходят мимо них, трогают пальцем корешки… Тысячи книг, записанных в памяти нашего домашнего компьютера, не могут сыграть такой роли по определению. Электронные книги – часть личной работы. Домашняя библиотека – часть жизни нашего дома.

При этом библиотека – вовсе не достояние богатых интерьеров или больших особняков. Я сама росла в трехкомнатной квартире, где, помимо моих родителей и шести моих братьев и сестер, жила домашняя библиотека. На первых порах это были кое-как сколоченные полки, от пола до потолка, во весь коридор. А еще книги были в шкафах в каждой комнате… Одни люди делают ремонт в большой квартире и выбрасывают все книги как пылесборники. Другие в развалюхах-пятистенках умудряются работать с тысячами книг. Вопрос не в квадратных метрах и не в количестве денег, а в образе жизни.

Библиотека: форма проведения досуга

Чем заняться в свободное время? Часто – тем, что попадается на глаза. Включенный , шахматы на столе, вскрытая коробка с пластилином… Дети «от нечего делать» открывают книги, если они окружены книгами. Потому что заинтриговало название, потому что обложка красивая (или потому что ее вообще нет, увы, книжек с оторванными обложками у нас хватает…) Один ребенок возьмет с полки альбом с видами старой Москвы – и так будет знакомиться с историей, культурой, архитектурой. Другой откроет книгу про насекомых, третий полистает рассказы О.Генри, четвертый зачитается Гоголем, пятый обнаружит, как интересно Нечволодов пишет об истории России.

Впрочем, если в доме есть библиотека, совсем необязательно дети с утра до вечера будут сидеть за книгами. И хорошо: когда у них есть свободное время, когда им «нечего делать», пусть бегают, играют, мастерят или рисуют, но домашняя библиотека поможет нашим детям иногда в таких случаях выбирать все-таки чтение.

Библиотека: формирование мировоззрения

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя

Книга – воспитатель, который может воспитывать человека не хуже «живого» учителя. И какому воспитателю мы доверим наших детей? Любому, лишь бы он умел писать интересно? Лишь бы он однажды был объявлен «классиком»?

Если нам удалось привить своим детям любовь к чтению, то, прочитав одну книгу, ищут, что бы им такое еще почитать. Поначалу они просят помощи у родителей. Но чем старше они становятся, тем чаще они выбирают книги самостоятельно. Самостоятельно выбирают книги в том месте, где книги проще всего найти, а именно – в домашней библиотеке. Самостоятельно выбирают книги… из выбранных нами.

С помощью домашней библиотеки мы формируем круг чтения наших детей. Мы можем собрать такие книги, которые поддержат выбранную нами стратегию воспитания. Круг чтения – определенное мировосприятие. И это особенно важно в том случае, если система ценностей семьи отличается от системы ценностей окружающей среды. А христианская семья неизбежно в чем-то, а иногда и во многом будет противопоставлена мiру.

Круг чтения, в первую очередь, включает в себя художественную литературу. Стремиться к самосовершенствованию, преодолевать трудности, внимать своему внутреннему миру, думать и размышлять, сравнивать и делать выводы, учиться на чужих ошибках, увидеть себя со стороны… Все это – художественная литература. Гений будит читателя от сна мелочных будней – и в каждом возрасте это пробуждение разное…

Художественная литература помогает вырастить творческих людей любой области. Мы открываем биографии ученых – и видим, что в детстве великие математики, физики, инженеры зачитывались приключениями и романами. Интересно и то, что святые царственные мученики – и родители, и дети – много читали именно художественную литературу. У каждого из детей последнего русского императора была собственная библиотека, всего около 3500-4000 тысяч книг . И это помимо больших общих библиотек. Художественную литературу в царской семье часто читали все вместе вслух – и продолжали такое чтение даже во время заключения…

Что же мы включим в круг «семейного чтения»? Конечно, это должна быть литература качественная. Но если мы пытаемся воспитывать детей христианами, мы не будем держать в легкой доступности великих классиков вроде Ги де Мопассана и, при всей любви к великому Льву Толстому, поставим на полку «Анну Каренину», зато уберем подальше «Воскресение». К собственно детской литературе отнесемся еще строже: например, уберем рассказы и повести писателей, в которых добрые и отзывчивые революционеры и их маленькие сподвижники помогают разоблачать православные «чудеса», подстроенные попами и монахами для обдурения простого народа, где герои мечтают об убийстве богатых буржуев и ненавистного царя . Я не призываю запрещать подобную литературу, отнюдь. Но если мы стремимся воспитать своих детей в вере и целомудрии целостного восприятия мира и человеческих отношений, то великую антихристианскую литературу мы будем воспринимать, скорее, как интересную работу для специалистов, уникальный памятник эпохи или живую иллюстрацию жизни «по другую сторону». Я не читаю своим детям такие книги на ночь, не предлагаю им такую литературу для самостоятельного чтения. Если дети будут читать такие книги, то пусть это произойдет как можно позже. Тогда эти книги будут восприниматься как «чужие».

И чужой литературы хватает. Литературы, которая создавалась великими, талантливыми и даже гениальными авторами – и наполнена богоборчеством, блудом, хамством. Некоторые из этих авторов сознательно боролись с христианским учением и/ или с церковным сознанием, некоторые были просто продуктом нехристианской, антихристианской культуры. Но чем более талантлив писатель, чем интереснее он пишет – тем больше читатели, наши дети, погружаются в созданный автором мир, тем серьезнее и глубже воздействие автора-воспитателя на душу ребенка.

Но все же значительная часть сокровищ мировой литературы – это произведения, написанные христианскими авторами, и созданный этой литературой мир основан на ценностях христианской жизни. И, создавая домашнюю библиотеку, мы предлагаем своим детям этот мир.

В каждой семье свои любимые книги и свой круг чтения. В нашей семье ребенок ищет «что-то почитать» – и вот полки с детской литературой, от Владимира Даля и Корнея Чуковского до Сетона-Томпсона, Киплинга, Гектора Мало, Сергея Аксакова, Николая Лескова, того же Льва Толстого, Гарина-Михайловского, Ивана Шмелева, Леонида Пантелеева… Захотят приключений – найдут Даниэля Дефо, Стивенсона, Жюль Верна, Вальтера Скотта, Майн Рида. Историческая литература? Краснов о Суворове или книги Святополка-Мирского. Детективы? Вот Честертон, вот Конан Дойль. Девочки найдут несколько полок с книгами Лидии Чарской, Френсис Бернетт, Луизы Олкотт, а для старших – на полках Шарлотта Бронте, Джейн Остен, Пушкин, Тургенев... Старое, еще прабабушкино собрание сочинений Диккенса…

Если в доме большая удобная библиотека, дети нескоро выйдут из-под ее влияния. Они начнут искать книги «на стороне» позже, когда с помощью «нашей» литературы мы уже воспитаем детей в «нашей» системе ценностей. Воспитаем всей жизнью нашей семьи, отношениями в ней, разговорами с детьми и при детях, кругом общения нашей семьи. Если, конечно, у нас получится так воспитать наших детей…

Библиотека как стимул к самообразованию

Когда мы в своем доме ставим на полки книги, мы создаем возможность самообразования для наших детей. Я рассказывала уже о семействе Боголюбовых, где отец-священник вырастил трех выдающихся советских ученых. Боголюбовы жили в квартире, где большая общая комната была одновременно столовой, местом для музыкальных занятий матери и кабинетом отца. И книги хранились здесь же. И эта научная литература, с которой работал их отец, привлекала детей, и малыши, едва научившись читать, брали в руки энциклопедии и другие «недетские» книги. Такое чтение значительно расширяло кругозор детей и готовило их к их жизненному пути .

Да, в домашней библиотеке может быть не только художественная литература, но и книги, посвященные самым разным отраслям науки. Физика, математика, география – все, что интересно и важно родителям, может быть с помощью библиотеки открыто и доступно детям. Проходит ребенок мимо шкафа с книгами по медицине. А однажды остановится и посмотрит, просто из любопытства. И, может быть, откроет книгу, почитает. Сам, самостоятельно начнет читать – значит, его внимание будет активным, и информацию он усвоит максимально полно. Так любопытство ребенка, сложенное с доступностью книг, будет способствовать образованию наших детей. А может быть, поможет детям понять свои интересы в жизни, поможет выбрать им если не профессию, то хобби.

Расскажу еще об одном советском академике. Это физик, лидер советского машиноведения, один из трех русских лауреатов золотой медали Джеймса Уатта – самой престижной международной награды за достижения в инженерной деятельности, – Иван Иванович Артоболевский. Его отец, священник, впоследствии новомученик, профессионально занимался историей. Иван уважал и любил своего отца. Поэтому ребенок любил слушать разговоры своих родителей. Мальчику интересно было узнать больше об истории, которую так любил его отец. И ребенок шел в родительскую библиотеку, где запоем читал сочинения В.О. Ключевского, учителя своего отца. Читал, запоминал. И полюбил на всю жизнь отечественную историю . Так к родителям, подслушанные родительские разговоры и доступность книг в домашней библиотеке сделали то, чего зачастую не может сделать целый штат школьных педагогов-историков – дали ребенку не много ни мало как базовое историческое образование и, главное, любовь к родной истории. Такое «неорганизованное» домашнее образование, свойственное многим интеллигентным семьям, впоследствии компенсировало узость специального технического образования, и ученые-«технари» в таком случае оказывались в целом людьми большой культуры.

Меня саму тоже задел подобный эффект доступности родительских книг. Когда мне было двенадцать лет, моя мама ждала очередного малыша, и при этом в доме появилось много литературы о беременности и родах. Из чистого любопытства я начала читать эти книги. Прочитав все, что можно, на эту тему, я обратилась к книгам по детской возрастной физиологии, популярным книгам по педиатрии. В этих книжках женщинам вменялось начинать готовиться к беременности, родам «как можно раньше», и я решила, что и мне пора начать эту подготовку. Так, нечаянно, «измлада», я начала готовиться к материнству – «правильно питаться» и даже делать специальные упражнения для растяжки и осанки. Просто соответствующие книги, во-первых, вообще находились в нашем доме, а во-вторых, были «в открытом доступе».

Вот так дети, растущие среди книг, находят что-то свое, находят свои интересы, находят самих себя в таком чтении. И что же такое заинтересует наших детей – этого мы знать не можем. Один ребенок будет зачитываться романами, а другой – детективами, один ребенок обратит внимание на эпоху наполеоновских войн, а третий прорешает все задачи Перельмана.

Когда мы собираем домашнюю библиотеку, когда мы сортируем в ней книги, когда ставим какую-то литературу на средние полки (на уровне глаз детей), мы можем привлечь внимание ребенка к какой-то конкретной теме. Так, в воспитании наследника русского престола, царевича Алексея Романова, изучение родной истории было одним из важнейших предметов, и поэтому в классной комнате мальчика, рядом с его спальней, размещались не только карты и учебные пособия, но и множество книг по истории дома Романовых и истории России .

И при этом мы не можем делать выводов: вот, интересуется анатомией, вырастет врачом. Может, и врачом, а может быть, художником (анатомия пригодится!), а может быть, детские увлечения никак не повлияют на выбор жизненного пути. Увлеченный физикой мальчик может стать богословом и священником. Увлеченный историей и биологией, как тот же академик И.И. Артоболевский, станет инженером-механиком. Но, как бы то ни было, круг чтения, познавательный интерес детей обязательно сыграет свою роль. Если ребенок действительно увлечется той или иной областью знания, пытливость детского ума, живой интерес к предмету позволит ему самостоятельно получить настоящее базовое образование по тому или иному предмету, а значит – расширить кругозор, значит – в будущем стать более разносторонним человеком, чем это возможно при организованном школьном и специальном образовании.

И не так важно, какой именно областью знаний ребенок будет увлечен. Это уже – навык самообразования. Уже – радость самообразования. И это в любом случае будет увлечение. А значит – отвлечение от бессмысленного брожения по сети или сидения перед монитором. Вообще, отвлечение от бессмысленности.

Интернет не может сформировать «образовательную потребность»

Можно сказать: да ведь все эти книги можно скачать в Интернете, можно найти информацию в удобном, интерактивном, современном формате. Но Интернет не может сформировать «образовательную потребность», Интернет не формирует мотивацию к образованию. Он может только ответить на уже подготовленный интерес ребенка.

Так, у нас в домашней библиотеке много книг по архитектуре. И один из моих сыновей заинтересовался: я думаю, он обратил внимание на большой размер этих книг. Он стал разглядывать картинки, читать, потом – копировать разные виды ордеров, рисовать классические здания с колоннами. А потом, используя планы из книг по проектированию, на миллиметровой бумаге стал вычерчивать проекты разных построек. Если бы у нас была богатейшая электронная библиотека по той же самой архитектуре, вряд ли мой восьмилетний малыш «нашел» бы эти альбомы, вряд ли бы ему взбрело в голову изучить архитектурные стили разных эпох… И вряд ли бы он заинтересовался этой темой просто «в Интернете»: надо еще почему-то захотеть ввести в поиск какую-то фразу, прежде чем великая Сеть выдаст свой миллион ответов.

Чтобы наша домашняя библиотека помогала нам в воспитании детей, в приобщении их к литературе, чтобы она была стимулом к самообразованию для всех нас, я составила для себя такой план, который, на мой взгляд, может заставить библиотеку «работать»:

  1. Разместить библиотеку так, чтобы она была доступна для детей. Если библиотека – комната, запертая на замок, она «выключается» из пространства дома. Хорошо бы держать книги так, чтобы они были постоянно перед глазами детей. Если есть возможность отвести под библиотеку отдельное помещение, то в этой библиотеке хорошо поставить парты и рабочие столы для детей. И столы для родителей тоже. Ребенок каждый день будет делать домашнее задание, заниматься чем-то – и будет всегда окружен книгами. И еще увидит, как работают с книгами родители.
  2. Разобрать книги по темам. Не только ради удобства работы с ними. Надписи на шкафах или полках, отдельные шкафы по темам будут привлекать внимание ребенка, заявят ту или иную тему как «существующую».
  3. Подобрать книги для детей разных возрастов. Чем проще будет выбрать книгу – тем больше шансов, что ребенок вообще займется этим выбором.
  4. Вообще, подбирать книги для библиотеки. Нещадно уничтожать всю низкопробную и безнравственную макулатуру. Убирать подальше, повыше, поглубже великую литературу, которая активно противоречит системе ценностей семьи, чтобы работа с «чужими» книгами была возможной только тогда, когда уже сформированы основные нравственные представления выросшего ребенка.
  5. Во время чтения, когда есть такое желание, делать карандашом пометки в книгах. Для этого в средневековых фолиантах и делались огромные поля. Мы берем в руки книгу из нашей библиотеки и видим – вот это место заинтересовало папу, вот с этим моментом была не согласна мама. Невероятно интересно читать пометки, сделанные на полях книг моим мужем – это перекрестные отсылки к самым разным авторам самых разных эпох… И тогда получается, что мы читаем книгу как будто вместе с кем-то из наших родных. Это – еще одно уникальное отличие бумажной книги от электронной. И в таком случае домашняя библиотека становится интересным видом такого сообщения друг другу своих мыслей через книги.

И последнее, самое важное, как мне кажется. Устраивать библиотеку не для «обучения детей», а для самих себя, просто с учетом ее педагогического эффекта. Если нам самим что-то важно и интересно – не будем закрываться в своей «работе», а предложим это и своим детям, в том числе с помощью книг. Если мы хотим заинтересовать чем-то детей, той же историей – будем и сами вместе с детьми изучать то, к чему хотели бы их приобщить. Пусть дети видят, как мы работаем, что читаем. Будем и вместе читать, вместе работать. Будем обсуждать прочитанное, будем сравнивать книги, будем предлагать детям критерии отбора литературы для чтения и вместе обсуждать эти критерии. Будем внимательны к своим детям, будем рядом с ними, будем их учить и учиться вместе с ними. В общем, будем жить вместе. Единым домом, едиными ценностями. Этому единению, воспитанию этих ценностей сможет помочь и наша домашняя библиотека. Если к этому единению и к этим ценностям мы действительно стремимся.

Консультация для родителей

«Создание развивающей домашней среды. Детская домашняя библиотека»

Овечкина Ольга Георгиевна,

воспитатель МБДОУ №140,

г. Мурманск

Читательская биография современного ребенка начинается, как правило, с дошкольного возраста. Многие из них еще не овладели навыками чтения. Общение с книгой у детей происходит несколькими способами: ребенок слушает чтение книг родителями, воспитателями, самостоятельно знакомится с содержанием книги по иллюстрациям, либо взрослый читает вслух и одновременно показывает иллюстрации. Можно еще до школы пробудить в ребенке читателя , не обучив его ни единой букве. Вводить малыша в мир литературы нужно постепенно, учитывая его возрастные интересы и возможности.

Какие же книги рассматривают и читают дошкольники? Конечно же, интересные, познавательные, развивающие и красочно оформленные. Но необходимо помнить и о том, что не только содержание, но и оформление книги должно соответствовать возрастным возможностям ребенка.

  • бумага должна быть белой, хорошего качества, на фоне которой контрастно выделяются черные буквы;
  • шрифт четкий, разборчивый, с ясно выраженными внутрибуквенными просветами. Лучше, если все элементы букв будут одинаковой толщины и без декоративных излишеств;
  • желательно, чтобы иллюстрации были расположены сверху или сбоку от текста - ребенок будет меньше отвлекаться при чтении.

Важно не только покупать малышу новые книги и читать их, нужно в семье организовать мастерскую по ремонту старых книжек, которые, возможно, передаются из поколения в поколение. А еще интересно создавать книги самостоятельно , вместе с мамой и папой.

Предметы для изготовления книгой детской журналистики: карандаши, фломастеры, краски, трафареты, картинки, фотографии, альбомы, степлеры, клей. Кроме того, что дети с удовольствием проводят время за рассматриванием иллюстраций и чтением книг в домашней библиотеке, они сами могут создавать книги» а потом знакомить с ними взрослых и сверстников.

Тексты, составленные детьми (и записанные взрослыми), могут представлять собой краткие ежедневные заметки («Новости дня»), а могут вместе с рисунками иллюстрировать содержание любимой сказки, стихотворения, изображать отгадку загадки. Содержание таких детских произведений во многом зависит от интересов детей. Вот несколько вариантов рукописных книг, которые можно предложить старшим дошкольникам.

Тематика книги

1 Книга именинников Каждому дню рождения в семье посвящена отдельная страничка. Иллюстрации могут быть посвящены как самому празднику, так и мечтам именинников о подарке, о самом торжестве
2 Книга пожеланий Периодически каждый ребенок в семье высказывает свои сокровенные мечты, пожелания. Они могут послужить основой для создания такой книги, дополненной рисунками, фотографиями, коллажами. Целесообразно время от времени возвращаться к ней, с тем чтобы посмотреть, как изменяются интересы, потребности детей, реализуются мечты, что можно сделать, чтобы помочь их осуществлению
3 Книга путешествий Это книга содержит иллюстрированные рассказы детей о летних путешествиях (в деревню к бабушке, с родителями на море и т. д.). Обязательное условие - наличие большого количества фотографий и рисунков
4 Книга юного поваренка Книга может содержать рецепты тех блюд, которые любят дети и которые могут приготовить сами или вместе с взрослыми. В ней не обязателен текст, его можно заменить схемами или условными значками
5 Большая книга хобби и увлечений Основу книги составляет альбом с чистыми листами, куда постепенно собираются вкладыши, картинки, календари, фишки, рисунки, этикетки, отражающие мир интересов ребенка. Материалы могут быть дополнены рассказами дошкольника: об его увлечениях и интересах
6 Книга загадок Само название этих книг говорит за себя: в них могут быть помещены как придуманные детьми, так и литературные загадки, кроссворды, ребусы, стихи и, конечно, иллюстрации, выполненные руками детей
7 Книга стихов
8 Родовод Наиболее эмоционально значимые для детей события происходит в семье: семейные праздники, рождение младших братьев и сестер, приобретение домашних питомцев. Дети с удовольствием рассказывают о таких событиях. Семья становится автором книги, рассказывающей о ее составе, увлечениях, семейных традициях, профессиях членов семьи
9 Книга юных талантов Это сборник лучших работ ребенка (или детей семьи, если их несколько): рисунки, аппликации, оригами и т.д.

Для всех перечисленных видов книг материалом служат бумага и картон. Но фантазия детей может уводить их дальше. Так, например, совершенно нетрадиционно выглядит книга из скрепленных носовых платочков . Сейчас текстильная промышленность выпускает детские носовые платочки с яркими сюжетными изображениями персонажей книг и мультфильмов, так почему бы такие платочки не собратья книгу «Наши любимые мультфильмы»?

Стоит только хорошо накрахмалить и прогладить платочки, и они становятся похожи на настоящие книжные страницы.

Еще одна идея - книжка из разноцветных фантиков . Сколько вкусных конфет съедают дети за год? Вполне хватит конфетных оберток, чтобы сделать ароматную книжку. На тканевую основу приклеиваются или пришиваются фантики. Получаются странички в стиле пэчворк (лоскутки), которые можно полистать, а заодно подышать сказочным конфетным ароматом.

Предметы и приспособления для реставрации книг «Книжкина больница»: наборы бумаги и картона, ножницы с тупыми концами, скотч, клей, клеенка, полоски марли, прочные нити для сшивания и др. К сожалению, книги не могут служить своим юным читателям бесконечно долго. Бумага- недолговечный материал, и книги часто нуждаются в ремонте и реставрации. Можно, конечно, в этой ситуации попросить помощи у родителей, но значительно полезнее «полечить» книжку своими силами. Реставрация книг из детской библиотечки — дело тонкое и кропотливое, дети могут выполнять лишь некоторые операции под руководством взрослого, но зато ни с чем не сравнится радость от собственноручно реанимированной книжки.