Приемы организации учебного места первоклассника в школе. Методические основы организации адаптационного процесса

К началу учебного года родителям будущего школьника следует подумать не только о школьной форме, но и о том, как организовать рабочее место для своего первоклашки. В наших предыдущих статьях мы уже говорили о необходимости создания нескольких зон в комнате любого школьника — зона сна, зона учебы и зона игр или развлечений. Сегодня мы поговорим о том, как обустроить зону учебы для ученика первых классов так, чтобы ему было комфортно заниматься здесь уроками и главное — чтобы эти занятия не принесли вред его здоровью. Мы собрали самые часто задаваемые вопросы родителей первоклашек, ответы на которые помогут в организации рабочего места школьника.

1. Какой стол необходим первокласснику?

Для первоклассника нужно особенно тщательно подойти к выбору письменного стола, ведь от габаритов и модели будет зависеть осанка ребенка, его зрение и, что не менее важно, желание учиться. Относительно размеров письменного стола существует несколько жестких правил:

высота зависит от роста ребенка: первокласснику хватит 45-48 сантиметров. Отправляясь за столом в магазин, возьмите с собой ребенка, только так вы выберете стол, который идеально ему подходит. Письменный стол считается оптимальным, если его край оказался точно на уровне груди сидящего ребенка (тогда он сможет опираться на локти), коленями он не подпирает столешницу снизу, а ноги стоят под прямым углом.

глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 сантиметров, ширина - 120-160 сантиметров.


2
1

Чтобы не менять стол школьника каждые два-три года, лучше отдать предпочтение трансформируемой модели. Кстати, специалисты советуют приобретать для компьютера, который тоже со временем обязательно появится в детской, отдельный стол - делать уроки перед монитором будет неудобно, так что для письма нужна отдельная поверхность. Если комната небольшая и места для двух столов в ней недостаточно, лучше приобрести стол чуть большего размера, например угловой, в одной части которого расположится компьютер, а в другой - останется свободное место для занятий.

2. Где разместить письменный стол в детской?

Лучше всего письменный стол поставить слева от окна, боком, или справа, но развернув к окну лицевой стороной. Первый вариант удобен тем, что ребенок меньше отвлекается на уличные события, а второй позволяет хорошо освещать рабочую поверхность в дневное время. Дизайнеры часто предлагают превратить в письменный стол весь подоконник. Это действительно отличный вариант для небольшой комнаты.


2
1

3. Какой стул выбрать для первоклассника?

Важно выбрать подходящий стул, ведь от него завсит осанка ребенка. Стул не должен быть слишком высоким: ноги ребенка, согнутые под прямым углом, должны касаться пола, в то время как его спина – спинки стула. учше, если это будет удобное рабочее кресло с регулируемыми высотой сиденья и положением спинки, тогла можно будет регулировать высоту и положение стула с ростом ребенка. Сиденье не должно быть глубоким, чтобы во время занятий школьник не горбился и опирался на спинку. От крутящегося стула лучше отказаться и для данного возраста выбрать неподвижную модель.



1

1

4. Есть ли требования к мебели для школьника?

Существует ряд требований к материалу, из которого изготовлена мебель в детскую. Желательно, чтобы мебель для школьников была выполнена из натуральных материалов: стол лучше купить деревянный. Материал для обивки стула также лучше выбрать натуральный. При покупке мебели для школьника обязательно обращайте внимание на сертификат изделия: он должен соответствовать ГОСТу, разработанному для детской мебели. Пластиковая мебель, а также мебель из древесно-клеевых материалов с пропиткой небезопасны из-за возможных испарений вредных веществ.



5. Как создать идеальное освещение для учебы?

Чтобы зрение ребенка не пострадало от занятий, лучше всего комбинировать источники света над рабочим столом. Оптимальной считается комбинация настенных бра или светового карниза с отраженным светом и отдельного светильника непосредственно над рабочей зоной.
Классическая картина — ребенок, сидящий при одной только настольной лампе в темной комнате – абсолютно неправильный подход, ведь свет только настольной лампы категорически противопоказан детям. Если все остальное пространство комнаты затемнено, контраст будет быстро утомлять глаза первоклассника, не приспособленных к таким нагрузкам, и способствовать ухудшению зрения.

1

6. Как помочь первокласснику организовать порядок за столом?

Если в письменном столе отсутствуют выкатные ящики, то все необходимые для учебного процесса предметы нужно разместить в пределах доступности ребенка – не далее, чем на расстоянии вытянутой руки. Для этих целей могут служить тумбочки, полки и стеллажи, а также передвижные пластиковые контейнеры, расположенные под столом. Если стол расположен около стены без окна, то на ней можно разместить тканевой органайзер с большим количеством кармашков, в которых прекрасно поместятся канцелярские принадлежности и другие мелочи, необходимые ребенку во время учебного процесса. Также, можно использовать корковые доски, к которым будут крепиться записки и всевозможные вещички.


3
4

Приучайте ребенка к соблюдению порядка на рабочем месте с первого класса. После занятий предложите ему прибрать все принадлежности таким образом, чтобы каждый предмет находился на своем месте, а рабочая поверхность стола всегда оставалась свободной.

7. Можно ли помочь ребенку запомнить распорядок дня?

В жизни первоклассника многое меняется, главную роль получает распорядок дня. Купите пачку офисной бумаги, яркие маркеры или фломастеры и вместе с ребенком придумайте его первое расписание. Можно использовать такие готовые картинки или сделать их своими руками — и повесить эту доску возле рабочего стола ребенка. Первый месяц такой распорядок дня поможет вашему ребенку привыкнуть к новым условиям жизни, а вам – избежать нервных объяснений и детских слез.

2

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

М.Ю. Спирина

МБОУ СОШ №48

Статья посвящена проблеме формирования мотивации младших школьников к учебно-познавательной деятельности во время адаптационного периода. В данной статье рассказывается об особенностях адаптационного периода и условиях успешной адаптации первоклассников к учебно-познавательной деятельности. Описаны методы и приемы, используемые в адаптационный период учителем при организации учебно-познавательной деятельности.

Проблема адаптации младших школьников является актуальной в настоящее время. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Для успешного протекания периода адаптации первоклассников важно формирование положительной «Я-концепции» в процессе учебной деятельности. Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как о другом. Становление Я-концепции, будучи, в конечном счете, обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект смотрится как в зеркало в другого человека и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Значение различных компонентов Я-концепции с возрастом меняется. Если для дошкольника одним из основных представлений о себе является физическое Я (образ тела), то для младшего школьника - это оценивание себя как ученика .

Для формирования положительной «Я-концепции» возможно использование разнообразных методов, форм и приемов. Сложившаяся «Я-концепция» обладает свойством самоподдержания. Благодаря этому у ребенка создается ощущение своей постоянной определенности, самотождественности.

У учащегося 1 класса появляются новообразования в виде «Я-концепции». Для него в этот период важна внутренняя позиция школьника. Если будет сформирована положительная «Я-концепция», то возникает положительное мнение о себе, ребенок включается в различные виды деятельности. Эта успешность позволяют ученику стремиться к достижению целей. И, наоборот, отрицательно сформированная «Я-концепция» приводит к тому, что ребенок считает себе безуспешным, формируется негативное отношение к процессу обучения и т.д. Учителю важно определить условия, которые позволят сформировать положительное отношение ребенка к учебной деятельности и будут мотивировать учащихся на учебно-познавательную деятельность.

Создавая положительное отношение ребенка к учебе, коллективу, окружающей среде, учитель активно способствует успешной адаптации младших школьников, что является необходимым условием для хорошей успеваемости. Для этого педагогу необходимо создавать на уроке ситуации успеха, вводить систему поощрений, разрабатывать новые формы дневников, портфолио, использовать различные наглядные пособия и, конечно, чередовать виды деятельности. Другими словами учитель обязан создать некую систему средств, формирующих мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

В адаптационный период младших школьников учитель ставит перед собой задачи:

обеспечение психологической адаптации детей;

знакомство с основными школьными правилами;

привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучение элементарным приемам обратной связи;

знакомство с системой школьного оценивания;

развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

организация классного коллектива.

Следовательно, под организацией учебно-познавательной деятельности надо понимать специальную упорядоченность учебно-познавательных действий учащихся и учителя, отвечающую целям, мотивам и задачам и протекающую в определенном режиме.

В.В. Давыдов рассматривает учебную деятельность как один из типов воспроизводящей деятельности, которая требует особого внимания и правильной организации. Она становится ведущей в младшем школьном возрасте, поскольку детерминирует возникновение основных психологических новообразований данного возраста, определяет общее психическое развитие младших школьников, формирование их личности в целом. . Поэтому, учитывая психологические и физические особенности первоклассников, учителю необходимо строить урок иначе, чем в следующих классах начальной школы.

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых - воображение.

Домашние задания в первом классе не задаются. Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников. У каждого учителя имеется «копилка» контрольно-оценочных приемов и средств. Такими являются карточки трех цветов, которые обозначают настроение детей на уроке; стенд успеваемости, представляющий собой несколько оснований цветов, лепестки которых дети должны заработать на уроке; картонные звездочки, квадратики и кружочки, которые выдает учитель ребенку на уроке по степени активности. Таким образом, работа по оцениванию учебных достижений первоклассников ведется в следующем направлении: заложить основы оценочной самостоятельности учащихся.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Среди психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации детей к школе, важное место принадлежит уменьшению учебной нагрузки на первом этапе обучения. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока.

Таким образом, можно утверждать, что грамотная организация учебно-познавательной деятельности необходима для успешного адаптационного периода первоклассников, от которого напрямую зависит дальнейшее развитие личности ребенка и его успеваемость.

Литература

    Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося: индивидуальный подход // Серия «Педагогика и психология», 1992, № 3.-97 с.

    Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986

    Педагогический словарь. T.I.M.: Изд-во Акад. пед. Наук, 1960, 778 с.

У нас в доме завёлся первоклассник. Этот факт заставил разработать флай-приёмы для начинающего школьника. Имея опыт работы в школе и зная слабые места в организационных вопросах, стараюсь оптимизировать процессы и сформировать привычку действовать рационально и эффективно.

Выделила три этапа-процесса, которые необходимо оптимизировать:

  • возвращение из школы;
  • подготовка к новому учебному дню;
  • утренние сборы.

Как ни странно, начну я с процесса "возвращение из школы", потому что именно сбой в этом процессе приводит к нервотрёпке на всех остальных этапах. Итак,

Возвращение из школы

По пути из школы беседуем о том, что было на уроках. Нужно получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какие уроки сегодня были? Что было на каждом из них (коротенько - о чём говорилось на уроке)
  2. Какой урок понравился больше всего? Почему? Что сегодня узнал самое интересное? Было ли что-то необычное, забавное?
  3. Что показалось трудным? непонятным? неприятным?
  4. Что задано на дом? Сколько будет завтра уроков и какие? Во сколько закончатся?

Это не допрос, это беседа, из которой можно понять в целом, насколько ребёнок привык слушать и запоминать важное, на какие события реагирует острее всего, что упускает из виду. Заодно оценить масштабы домашней работы.

Все дальнейшие действия стараемся делать не вместо ребёнка, а вместе с ним. Пусть он проделывает манипуляции сам - вынимает, вытирает, складывает. Если получилось не слишком аккуратно - лучше направить, подсказать, помочь, но не делать за него полностью всю работу.

Дома переодеваемся в домашнюю одежду. Школьную форму (или то, что служит заменой школьной формой) осматриваем вместе на предмет степени загрязнённости, наличия оторванных пуговиц. лопнувших швов и прочих повреждений. Если повреждения обнаружены - оцениваем, можно ли их ликвидировать прямо сегодня (и резервируем под это время) или нужно будет подобрать другой вариант одежды на завтра. Одежду убираем или в стирку, или на вешалку.

Дальше принимаемся за рюкзак. Выкладываем из него ВСЁ. Заглядываем в пустой рюкзак, не забывая про кармашки. Если там есть крошки, мусор - вытряхиваем. Если появились загрязнения - протираем. (Кстати, вы можете одновременно то же самое проделать со своей сумкой). Разбираем то, что выложили из рюкзака.

Проверяем пенал на предмет сломанных или потерянных вещей. Восполняем утраченное. Смотрим в расписание уроков, откладываем в стопку тетради и учебники, которые понадобятся завтра. Сверяемся с расписанием, что всё необходимое для уроков собрано в стопочку. Укладываем пенал, тетради и учебники в рюкзак.
После этого с чистой совестью можно отдохнуть, отвлечься, заняться домашними делами.

Подготовка к новому учебному дню.

Если нужно выполнить домашнее задание - тетради и учебники вынимаются из рюкзака, выполняется домашняя работа, потом все вещи убираются обратно в рюкзак.

Тут хочу пояснить: кажется более логичным не укладывать учебники и тетради в ранец до тех пор, пока не сделано домашнее задание. Но по опыту - если сразу по приходу домой прочитано расписание на завтра, отобраны и сложены нужные тетради и учебники, гораздо меньше шансов что на ночь глядя вспомнится, что завтра английский, ИЗО или физкультура. И вам не придётся в ночи решать возникшие проблемы.

Если просто отложить нужные учебники и тетради в стопку на стол - большая вероятность, что за время "свободного времени" часть из них перемешается с другими, свалится за стол, перекочует на полку и так далее.

Проверяем готовность одежды. Если нужно чистое бельё или замена одежде, в которой ребёнок пришёл из школы - подготавливаем вечером.

Перед сном ещё раз проверяем расписание, всё ли подготовили, выучили.

Если по дороге из школы ребёнок говорил о трудностях, проблемах, неприятностях, проговариваем их ещё раз, чтобы негатив не закреплялся и не накапливался.

Утро

Утром хорошо бы обеспечить запас в 10 минут, чтобы не было необходимости резко вскакивать с постели, а можно было потянуться, поздороваться, сделать 2-3 простых упражнения.
Одежда и рюкзак уже готовы. Умыться, причесаться, одеться. Если надо - позавтракать (способ оптимизации завтраков у каждого свой - можно это обсудить отдельно). Ну и непременно в хорошем настроении отправиться навстречу новому учебному дню.

Адаптации первоклассников к школе

Мы рассматриваем физиологические аспекты адаптации для того, чтобы учитель знал и понимал, почему иа этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и так трудно удержать их внимание. Возможности детского организма далеко не безграничны, а /длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. В соответствии с этим учителю нужно строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребёнка. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным.

Между тем, порой случается так, что ни учителя, ни родители часто не осознают всей сложности этого процесса, а это незнание и форсирование нагрузки ещё больше усложняют и без того столь не простой период. Несоответствие требований и возможностей ребёнка ведёт к неблагоприятным изменениям состояния центральной нервной системы и резкому падению учебной активности, к снижению работоспособности. У значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление.

Однако, есть факторы, существенно облегчающие адаптацию детей к школе — это рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня.

Также организованная двигательная активность должна составлять большую часть от общего времени пребывания детей к школе. Поэтому целесообразно проводить от 2 до 3 физминутки за урок. Предлагаю читателям несколько видов физкультминуток для уроков:

2. Психологическая адаптация

Основными показателями психологической адаптации ребёнка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Именно поэтому, при проведении специальных исследований по изучению адаптации детей к школе, изучался характер поведения ребёнка и анализировались его особенности. В связи с этим, мною в первом классе была проведена диагностика адаптации по проективной методике «Школа зверей», где детям предлагалось изобразить себя и учителя в виде зверей. Многие дети не смогли назвать имена одноклассников, себя нарисовали ближе к учителю, но в целом анализ результатов диагностирования показал, что в классе складывается благополучная психологическая атмосфера. Дети хорошо относятся друг к другу, доброжелательны. Процесс адаптации продолжается, дети привыкают друг к другу и к учителю. Далее даётся характеристика адаптации каждого ученика, например: Ягожидаева Настя: В школе ребёнку нравится. Более всего процесс обучения, отношения с одноклассниками складываются хорошие, всё благополучно. Или — Ибраев Талгат: ребёнка устраивает его положение в коллективе, но характерна некоторая тревожность, стремится быть ближе к учителю. Возможно, существуют трудности в общении с одноклассниками. Такой подробный анализ позволяет помочь ребёнку индивидуально, в соответствии с его трудностями.

Наблюдения за школьниками первых классов показали, что психологическая адаптации детей к школе может проходить по разному, Первая группа детей адаптируется к школе быстро. Эти дети быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей, у них хорошее настроение, они спокойны и добросовестно выполняют требования учителя.

Вторая группа имеет длительный период адаптации: дети не могут принять ситуацию обучения — они могут играть на уроках, не реагируют на замечания учителя и, как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы.

Третья группа - дети, у которых психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, на таких детей чаще всего жалуются учителя и дети: они «мешают работать в классе», «третируют детей». Постоянные неуспехи этих детей в учёбе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Дети становятся «отверженными». Учитель, сближая детей, должен сделать всё возможное, чтобы облегчить процесс адаптации для таких детей. На первых уроках возможно проведение специальных игр для знакомства детей друг с другом и учителем. Предлагаю игру «Давайте знакомиться». Знакомство детей проходит в виде игры: учитель называет опорное слово, например, «имя», «семья», «лето» и д.р., а дети должны задавать вопросы своим соседям по парте на эту тему. Чтобы ученики смогли, познакомиться с другими детьми, по сигналу учителя «Пересадки», дети пересаживаются на другие места, и происходит аналогичное знакомство с новым соседом.

Или игра «Будь внимательным». При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность — закройте глаза и положите голову на парту.

— У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами).

— Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза.

— У кого сосед с тёмными глазами? Поднимите руку, и т.д (далее учитель задаёт такие же вопросы относительно внешнего вида учеников своего класса)

Процесс адаптации к школе продолжается и течение всего первого года обучения, но первые 6-9 недель «острой» адаптации закладывают основу успешности дальнейшего процесса обучения. Поэтому педагогу важно знать и учитывать в своей работе функциональные особенности состояния организма первоклассника и в соответствии с этим построить учебный процесс.

  1. 2. Преемственность и её роль в адаптации ребёнка к школе


Важную роль в адаптации ребёнка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с первоклассниками. Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации детей к школе состоит в резкой смене стиля общения педагога с детьми. Даже при положительном отношении к детям учитель часто применяет более жёсткие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребёнком как выражение личной неприязни, что ведёт к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, созлдает неуверенность в себе.

Каковы же пути осуществления преемственности педагогической работы с детьми между детским садом и школой? Назовем некоторые из них, оправдавшие себя на самом деле:

1.Совещание «Первые дни ребёнка в школе» с участием учителей первых классов, воспитателей, психолога и логопеда.

2.Конференции, семинары по обмену опытом работы воспитателей детских садов и педагогов школ,

3.Посещение педагогами детского сада, наблюдение за детьми, идущими в первый класс, за организацией видов деятельности (игровой, учебной, художественной и т.п).

4. Социально — психологические характеристики на каждого ребёнка, составленные воспитателями подготовительной группы детского сада.

5. Развитие контактов воспитанников детского сада с учащимися школы (совместное проведение мероприятий).

Освоение первоклассниками организационных навыков и умений в адаптационный период

1. Основные правила поведения на уроке

Отношение детей к школе во многом определяется тем, в какой форме педагог вводит дисциплинарные требования, правила новой жизни. В отличие от довольно свободного не стеснённого излишними строгостями распорядка, к которому привык дошкольник в детском саду и в семье, поведение в школе регулируется чёткими, строгими нормами. Ученик не дол леей без разрешения учителя вставать во время урока, общаться с соседями, заниматься посторонними делами. При желании что-то сказать, он должен предварительно поднять руку. Каждый шаг маленького школьника лимитирован новыми и непривычными для него требованиями. Поэтому многие дети поначалу теряются: возникает постоянное опасение нарушить какое-либо из многочисленных требований. В итоге ребёнок привыкает соблюдать правила поведения, но испытывает при этом не гордость собой, а боязнь порицания, замечания. Появляется тревожность, внутренняя напряженность, неуверенность в себе. Школа становится для детей источником не положительных, а отрицательных эмоций. Вот что пишет о

принципах рабо7ы с детьми этого возраста Ш.А.Амонашвили: «Можно ли заставлять детей немедленно выполнять приказы и распоряжения педагога? — Нет! Можно ли строго требовать от детей, чтобы они сидели на уроках не шелохнувшись? - Нет!». Чтобы первоклассники легко и естественно включились в школьную жизнь, требования к их поведению должны вводиться постепенно, достигая полного объёма только к концу первого года обучения. Да и обликать их следует в форму просьб или пожеланий учителя, а не требований. Соответственно их нарушение будет вызывать не порицания или наказание, а непосредственную эмоциональную реакцию педагога: сожаление, лёгкую обиду (но никак не раздражение). Ранее незнакомые, непривычные детям действия, такие, как поднимание руки, когда хочешь что-либо сказать, желательно преподносить им как правило игры. Предлагаю читателю несколько игр для знакомства детей с правилами поведения.

Игра «Хочешь говорить — подними руку».

— Вы знаете, что меня зовут Людмила Алексеевна. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, где я. живу, как я провела лето. Всё это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать (вначале несколько «пробных» вопросов, на которые учитель отвечает. А потом дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга.) В этом месте учитель прерывает диалог:

Стоп! Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: «Хочешь говорить — подними руку» (учитель демонстрирует жест).

А теперь будем задавать вопросы, как положено ученикам. И так, что вы ещё хотите спросить у меня?

Игра «Готов к уроку»

В школе есть правило «Готов к уроку». По звонку ученик становится возле своей парты и ждёт команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило (учитель говорит: «Перемена» — дети свободны, а потом звенит колокольчиком:

1. «Звонок!» — дети должны встать у своих парт.) Игра проводится 2 — 3 раза. Игра «Урок окончен»

— В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку», То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт (дети тренируются с колокольчиком).

Прозвенит сейчас звонок —

Наш закончился (хором дети) урок!

Учитель: — Урок закончен!

Игра «Писать закончил»

— Одни из вас справились с работой быстрее, другие -медленнее. Учителю на уроке нужно знать, кто уже закончил писать, а кто — нет. Для этого есть правило: закончив писать, ученик поднимает руку с ручкой. (Учитель демонстрирует жест).

— Дорисуйте, дети, и покажите жест «Писать закончил».

Игра «Работа выполнена»

— Когда ученики заканчивают выполнение какого-либо — ; ] задания, они показывают это жестом «Работа выполнена» (учитель показывает жест, сложив руки перед собой на парте).

Раучивание правил.

Вставайте дружно каждый раз, Когда учитель входит в класс. Парта — это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно На уроках не болтай, Как говорящий попугай.

Ответить хочешь — не шумя, а только руку подними.

2. Навыки индивидуальной: парной и коллективной работы. Учебная деятельность, т.е. сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук, складывается постепенно. Её формирование протекает на протяжении всего периода обучения в младших классах с последующим совершенствованием. В задачи привития навыков индивидуальной, парной, коллективной работы входит лишь создание некоторых исходных предпосылок формирования учебной деятельности. Важнейшее из них — высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности в учебной работе; уважительное отношение к учителю, умение выполнять его задания; достаточно высокий уровень произвольности, умение планировать и контролировать собственные действия, сосредоточивать внимание на поставленной задаче.

Для привития навыков индивидуальной, парной и коллективной работы первоклассников в адаптационный период возможны следующие формы работы.

Обучение хоровому ответу

— На уроке мы с вами договорились, что при желании ответить нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие ответы, где ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором, (учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой и.т.п.).

Различие хорового и индивидуального ответа

— А теперь задание сложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие нет. Будьте внимательны.

— Скажите хором, сколько будет 1 + 1 ?

— Скажите вместе: у какого животного длинный хобот?

— Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?

— Листья опадают, когда это бывает?

— Какие марки легковых машин вы знаете?

— Как зовут сказочного героя с длинным носом? Скажите дружно.

— Ваша любимая игрушка?

— Хором: какой день недели будет после понедельника?

— Какие имена мальчиков вы знаете?

— Какие имена девочек вы знаете?

— Закончите предложение: Птицы умеют летать, а рыбы

— Дружно: как меня зовут?

— Кем вы хотите стать? (последний вопрос -ловушка, на него нельзя отвечать хором)

Игра «Хлопки.»

Учащиеся передают хлопки друг другу по очереди, начиная с первого варианта первого ряда, затем второй вариант и.т.д. Когда хлопнет ученик с последней парты первого ряда наступает очередь второго ряда и.т.д.

Обучение ответу по цепочке

В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ по цепочке. В игре «Ответ по цепочке» нужно передавать слова. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек, (по цепочке «передаётся» стихотворение А.Барто «Игрушки»)

Беседа о работе в парах.

— Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше»

— Как вы её понимаете?

— На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах.

— Пара — это два человека, сидящие за одной партой. (Учитель даёт задание каждой паре раскрасить два мячика

так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.)

— Чтобы пара хорошо справилась с заданием нужно вначале обсудить, договориться, как это сделать. При этом старайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того, как вы закончите работу, показываете жест «Мы готовы», (пара берётся за руки и поднимает руки вверх)

Игра «Зеркало».

Каждая пара поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом». Затем ученики меняются.

3. Организация, обратной связи с учителем и оценка, успехов и неудач первоклассников в адаптационный период

От отношения учителя к. ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель — ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребёнка в школе. Как правило, учитель для ученика — высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определённых правил поведения и деятельности получения знаний. Ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Но есть дети «не готовые» к школе, не умеющие понять условность отношений учителя и ученика. Такой ребёнок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу учиться, мне неинтересно». С таким ребёнком отстоять своё «Я» бывает довольно трудно. В таких случаях бесполезно приказывать, наказывать, ведь нужно завоевать доверие и уважение ребёнка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе ученика, попробовать серьёзно, «по -взрослому», поговорить с ним наедине.

Особое значение в отношениях учителя и. учеников, да и учеников между собой на первом начальном этапе обучения имеет оценка учителем успехов и неудач в процессе учёбы. Психология восприятия ребёнком оценки его деятельности- в конечном счёте, является оценкой его личности в целом. Всё это свидетельствует о большой ответственности учителя за ту оценку, которую он даёт каждому ребёнку, и, несомненно, повышает требования к педагогу, к технике его общения с детьми.

Сейчас в практике школьного обучения на начальном этапе (в процессе адаптации) не должны использоваться отметки для оценки успехов первоклассников. Не должны, потому что отметка может быть постоянной психотравмирующей ситуацией, затрудняющей адаптацию ребёнка к школе. Но на практике учителям трудно отказаться от этого достаточно простого и наглядного способа оценки; поэтому вместо традиционных двоек, пятёрок используются рисунки, штампики, звёздочки, и д.р. В таких случаях и штампики, и звездочки равнозначны отметкам: ведь всё это для ребёнка условные знаки его успехов.

Игра «Оценка работы»

В начале урока учитель должен познакомить детей со своей системой оценивания. На доске заранее нарисовано три рисунка грузовика; 1 — со всеми необходимыми деталями, но нарисован небрежно (кривые окна и т.д.), 2 — нарисован очень аккуратно, но с множеством неправильных деталей (колёса находятся сбоку и т.д.), 3 — нарисован правильно.

— Какой рисунок выполнен правильно, но неаккуратно?

— Какой аккуратно, но неправильно?

— Какой и аккуратно, и правильно?

— Что нужно изменить в первом рисунке?

— А во втором?

— Какой штампик поставим?

— Нарисуйте в тетради правильный и аккуратный грузовик,

4. Организация классного коллектива

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребёнок должен обладать определёнными навыками общения со сверстниками, умением вместе работать.

Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе. Некоторые долго не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко и неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми, на этом сложном для каждого ребёнка этапе вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, может быть что-то о каждом рассказать, создать атмосферу общей работы сотрудничества, взаимопонимания.

Ребёнок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников; ведь ему очень необходимо их оценка, их отношение, каждому малышу хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребёнок Испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию к школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. В школе чаще всего дети смотрят друг 1 на друга глазами учителя. Поэтому отношение учителя к ребёнку — своего рода индикатор отношений к нему и его одноклассникам, А от негативного отношения учителя ребёнок страдает вдвойне: учитель’ относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети: поэтому лучше избегать отрицательных оценок поведения ученика, и его школьных успехов.

У некоторых учителей с первых дней выделяются «любимчики», они раздают и собирают тетради, ведут учёт замечаний, выполняют другие «личные» поручения учителя. Дети всё это видят. Происходит расслоение класса, которое не способствует установлению дружеских взаимоотношений между всеми учащимися. Так для развития общительности и коллективизма немалое значение имеют различные совместные игры, В сюжетно — ролевой игре педагог должен участвовать в распределении ролей, приучая детей к справедливости при распределении, чтобы привлекательные роли исполнялись детьми по очереди. Когда робкому застенчивому ребёнку достаётся какая — либо «командная» роль, нужно помочь ему с ней справиться.

Учитель должен поддерживать дружбу ребят по интересам, формировать эти интересы. Важная цель воспитательной работы в первые месяцы пребывания ученика в школе — привить ему чувство, что класс, школа не является чуждой ему группой людей. Это доброжелательный, чуткий коллектив сверстников, младших и старших товарищей. Ш. Советы родителям первоклассников но воспитанию в адаптационный период

Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребёнка. Ведь от того, как пойдёт привыкание к школе, во многом зависят эмоциональное состояние, работоспособность, успешность учёбы в начальной школе к во все последующие годы и, конечно же, здоровье.

Ребёнок, поступивший в школу, попадает в непривычную для него среду. Изменяется весь уклад жизни. Ежедневные учебные занятия требуют напряжённого умственного труда, активации внимания, сосредоточенной работы на уроках и, кроме того, относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.

В ответ на новые повышения требования к организму в первые недели и месяцы обучения могут появляться жалобы детей на усталость, головные боли, возникают раздражительность, плаксивость, нарушение сна, аппетита. Случаются и трудности психологического плана, такие, как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе. Весь этот комплекс явлений некоторые специалисты классифицируют как адаптационную болезнь.

В этот трудный для ребёнка период и в школе, и дома его необходимо окружить вниманием, проявить доброжелательность и терпимость.

Предлагаю несколько советов родителям первоклассников на период адаптации к школе.

— Особенность сегодняшних детей, пришедших в первый класс, — быстрая утомляемость.

На первом уроке они откровенно зевают, на третьем — лежат на партах. Чем мы, взрослые можем помочь ребёнку? Прежде всего стоит помнить о старых и надёжных способах поддержания здоровья первоклассника — это соблюдение режима дня. Сон не менее 10 часов в сутки, обязательно полноценное питание, физические упражнения. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач до 30 мин. в день. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребёнка длительные (до 2 часов) прогулки на воздухе — не прогулка по магазинам, а прогулка в парке. С раннего утра настраивайте ребёнка на доброе отношение ко всему. Скажите: «Доброе утро!», — и собирайтесь в школу без суеты.

— Придя с ребёнком в школу, постарайтесь обойтись беч нравоучений, т.к. они ничего, кроме утренней усталости, не дают, А вот объяснить безопасный путь в школу ребёнку необходимо. Безопасный, но не короткий.

— Встречая ребёнка после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно, без вас, целых три часа. Терпеливо выслушивайте его, похвалите, поддержите и, ни в коем случае, не ругайте — ведь пока ещё не за что’.

— Что же делать, если появились первые трудности? Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это важно. Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребёнка. Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок. Не делайте ребёнку несколько замечаний сразу.

— Ни в коем случае не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Это ведёт либо к озлоблению, либо к формированию неуверенности в себе.

— Нет таких родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пелёнки, а вот за испачканные тетрадки -сколько угодно. Хотя и в том и другом случае период марания неизбежен. Ребёнку не нужна позиция прокурора, которую часто занимают родители: «Будешь переписывать пять раз, пока не получится хорошо!». Это недопустимо.

— сегодня одна из главных задач школы — оздоровление ребёнка, и поэтому в целях облегчения адаптации первоклассников применяется ступенчатый режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки. Духовное и физическое здоровье первоклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать учителя начальной школы, потому что он работает и живёт жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать своё мнение о них — лучше посоветуйтесь: ведь всё, что делается учителем, прежде всего делается на благо вашего ребёнка.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

  • выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
  • рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);
  • рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребёнка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости – с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов – задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребёнка в школу с 6 или 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребёнка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов, родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каковы критерии готовности ребёнка к обучению в школе?

Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради), а возможностью получить новые знания.

Интеллектуальная готовность – наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.

  • Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  • Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20-минут).
  • Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация /).

Социально-психологическая готовность:

  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых).
  • Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

Физиологическая готовность – уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья а также развитие школьно-значимых психологических функций:

  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами).
  • Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше – ниже, вперёд – назад, слева – справа).
  • Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру – зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

Вопросы по работе школьных психологов можно задать по телефону 311-71-18.

Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

  • уметь чётко произносить все звуки речи
  • уметь интонационно выделять звук в словах
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
  • уметь произносить слова по слогам
  • уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
  • уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.
  • уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные)
  • уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.)
  • уметь составлять несколько предложений о предмете
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения
  • знать автора прочитанного стихотворения
  • уметь последовательно передавать содержание сказки

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

  • знать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
  • уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
  • уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
  • знать знаки +, -, =,<, >.
  • уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
  • уметь соотносить цифру и число предметов
  • уметь сравнивать 2 группы предметов
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
  • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

  • уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух ромашки) и называть их отличительные признаки
  • уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова …)
  • уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей…)
  • иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая …)
  • знать 1-2-3 комнатных растения
  • знать названия 12 месяцев года
  • знать названия всех дней недели
  • Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
  • в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
  • полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо
учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически, умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приёма в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного гола, проводится в условиях детского сада.

Как организовать занятий с ребёнком в домашних условиях и какова их продолжительность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо чётко представлять, как человек усваивает информацию

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух, зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее) будет происходить процесс запоминания.

То, что ребенок сам выполняет руками, он усваивает на 90%! Поэтому старайтесь, чтобы ребенок не только слушал, но и пытался самостоятельно написать пример, приклеить кружочки и т.д. даже если ему кажется что ничего непонятно.

70% от того, о чем мы говорим - откладывается в памяти. Ребенку необходимо проговаривать за Вами информацию, а не молча слушать ее. Обсуждайте вместе все проделываемые действия. Наводящими вопросами подводите ребенка к правильной мысли, но постарайтесь, чтобы окончательный правильный ответ он произносил сам.

Лишь 20% того, что ребенок слышит - он запоминает. Поэтому одних Ваших объяснений будет недостаточно.

30% того, что ребенок видит - он усваивает. Поэтому проявите свою фантазию и творчество: лепите из пластилина, наклеивайте, рисуйте картинки, объясняющие изучаемый материал.

Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что для ребёнка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.

Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к школе?

1) Развитие мелких мышц руки:

  • работа с конструкторами разного типа;
  • работа с ножницами, пластилином;
  • рисование в альбомах (карандашами, красками).

2) Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

Советы психолога родителям первоклассников.

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребёнка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

У вас Событие – ваш ребёнок впервые переступил порог школы. Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками? Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребёнок.

Это естественно, поскольку каждый маленький человек – неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребёнок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? Необходима «кровная» заинтересованность в успехах, в школьных делах маленького ученика. Он должен чувствовать, что родителям, дедушкам и бабушкам очень важно и интересно знать, что происходило в школе, что нового (по каждому предмету в отдельности) узнал он сегодня. Желательно поддерживать интерес к учёбе, перенося новые знания ребёнка на повседневную жизнь (использовать навык счёта, чтобы посчитать, сколько птиц село на ветку или сколько красных машин стоит у дома, навык чтения – чтобы прочитать вывеску или название новой книжки, купленной мамой).

И, конечно, необходимо поощрять каждое маленькое и большое достижение вашего отпрыска. Дело в том, что особенно в возрасте 6-10 лет дети ориентированы на реакцию взрослых. Они очень чутко отзываются на похвалу или порицание родителей, учителя, стараются привлечь к себе внимание, почувствовать себя нужными и любимыми (хорошими). Поэтому для пап и мам, бабушек и дедушек это реальный рычаг для поддержания и повышения интереса к школе и обучению.

Чтобы кроме внешних атрибутов школьной жизни (портфель, тетради, учебники и т.п.) появилось внутреннее ощущение перехода в новое качество «ученик», необходимо отношение взрослых к поступлению в школу как к ответственному, серьёзному шагу ребёнка («ты теперь ученик, большой мальчик, у тебя новые, серьёзные обязанности»). Конечно, ваше дитя будет продолжать играть и в куклы, и в машинки, но нужно давать установку на «взросление». А это не только новые обязанности, но и новые возможности, более сложные поручения и определённая самостоятельность. Контроль необходим (степень его проявления в компетентности каждого родителя), но всё же постарайтесь дать возможность вашему первокласснику «подрасти» в своём мироощущении, почувствовать себя старше.

У каждой личности должно быть своё пространство. Если у ребёнка нет своей комнаты, нужно организовать рабочее место – письменный стол, где он будет заниматься своим серьёзным делом – учиться. Это хорошо и о точки зрения соблюдения правил гигиены – правильная посадка, позволяющая сохранить осанку, необходимое освещение.

Пожалуйста, дорогие родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество! Кроме того, длительным написанием палочек и крючков можно надолго отбить охоту к учёбе.

Помните, ребёнок – это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

О чём же необходимо помнить родителям?

1. Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё только учиться управлять собой и организовывать свою деятельность. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе, воспитывая в нем ненужную неуверенность в себе

2. Предоставьте ребенку право на ошибку. Каждый человек время от времени ошибается, и ребенок здесь не является исключением. Важно, чтобы он не боялся ошибок, а учился на них. В противном случае у ребенка сформируется убеждение, что он ничего не может.

3. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Дайте ему возможность добиться выполнения задания самостоятельно.

4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки, карандаши и тетрадки. Приучайте его поддерживать порядок на своем рабочем места, объясняйте, как лучше можно этого добиться во время занятий.

5. Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений

«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне…», обращение ко взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым и детям).

6. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания.

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть…

7. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если последние становятся систематическими. Все проблемы с учебой, поведением и здоровьем гораздо проще решить в самом! начале (в первом классе). Не закрывайте глаза на проблемы, они все равно никуда не уйдут сами!

8. На сегодняшний день одной из самых распространенных родительских ошибок является стремление вырастить вундеркинда. Еще до поступления в школу ребенка обучают большей части учебной программы первого класса, и ему становится неинтересно на уроках. Конечно, родителям хочется, чтобы их ребенок хорошо учился и вообще был самым-самым. Однако, если Ваш ребенок действительно гений, то он все равно проявит себя. А перегрузка ребенка занятиями может сказаться на его здоровье и желании учиться. Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики. Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка голых знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире.

Основная задача родителей дошкольника - поддержание интереса к знаниям в целом.

9. Читая книжки, обязательно обсуждайте и пересказывайте прочитанное вместе с ребенком; учите его ясно выражать свои мысли. Тогда в школе у ребенка не будет проблем с устными ответами. Когда спрашиваете его о чем-либо, не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их.

10. Обязательно соблюдайте режим дня и прогулок! От этого зависит здоровье Вашего ребенка, а значит и его способность лучше и проще усваивать учебный материал! Здоровье – это база для всего развития ребенка, это количество его сил, которые он может потратить не перенапрягаясь, а, следовательно, и без разнообразных последствий (неусидчивость, раздражительность, обидчивость, частые простудные заболевания, слезливость, грубость, головные боли и т.д.). Особенно это касается тех детей, у которых с рождения присутствует повышенная нервная возбудимость, быстрая утомляемость или какие-либо неврологические осложнения. В таком случае правильные и четкий режим дня становится не только организующим, но и профилактическим средством против дальнейшего ослабления нервной системы.

11. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть (особенно это касается 6-леток). Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия (например: левый – правый).

12. Ограничьте время нахождения Вашего ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Родители ошибочно полагают, что времяпрепровождения перед телевизором и за компьютером являются отдыхом или разгрузкой после напряжённого дня. В отличие от взрослых, оба этих занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, в свою очередь, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.

Серова Юлия Сергеевна

учитель начальных классов МБОУ ООШ №3

Как организовать первоклассника!

Букет цветов в твоих руках.
И ранец новый за плечами,
В глазах волненье и восторг,
Сжимаешь крепко руку маме.
Сегодня главный праздник твой,
Ты первый раз шагаешь в школу,
Ты - первоклассник, ты - большой!
Теперь всё будет по-другому.

Илона Грошева

Нет, я решительно не знала, что мне делать с этими беспомощными первоклассниками. Выпустив четвертый класс, я сама оказалась вдруг беспомощной: первачки плохо воспринимали то, что я им говорила, постоянно отвлекались. Я писала планы уроков, но выполнить их в полном объеме не могла.

… Когда в наступившей тишине, которую с трудом удавалось установить вдруг падал портфель, ручка или пенал, класс взрывался. Всем непременно нужно было узнать, кто уронил, что именно упало и что за этим последует. Через эти школьные моменты жизни, наверное, проходили многие начинающие учителя начальных классов.

Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы работы учителя.

Для того чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый вид деятельности, учителю необходимо, прежде всего, изучить его стартовый уровень.

Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникационном и физическом отношениях.

Современная наука выработала критерии готовности к школе, исходя из уровня интеллектуальной подготовки (А.В. Запорожец и др.), развития речи (Л.Е. Журова, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин и др.), математического развития (А.М. Леушина и др.), нравственно-волевого воспитания (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева и др.), воспитания готовности к позиции школьника (И.А. Домашенко, В.А. Гелло, И.В., М.И. Лисина и др.). Кроме того, рассматривается соотношение понятий "школьная зрелость" и "готовность к школе", а также вопросы преемственности дошкольного и школьного воспитания и образования (Н.Ф. Алиева, С.В. Гаврилова, Ю.Ф. Змановский, А.А. Люблинская).

Педагогика и психология накопили множество вариантов объективного изучения готовности детей к школьному обучению.

Опыт работы, изучение научной литературы, посещение большого количества уроков у разных учителей позволили мне выделить некоторые организационно – методические приемы, с помощью которых в сравнительно короткие сроки можно достичь хороших результатов в организации детского коллектива.

Одним из направлений в развитии педагогической мысли, основанной на применении ненасильственных методов воздействия на личность, является педагогика стимулирования. Она – наследница прогрессивных традиций мирового опыта гуманистического воспитания, восходящих от Ф.А.Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо (на Западе), П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других (в России).

Наиболее успешно реализуется в работе прием поощрения . Его можно распространять на одного ученика, группу учеников, целый класс.

Поощрение полезно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадки, письма, чтения и других. С одной стороны, это делается как бы попутно, без выделения на уроке специального времени, с другой - такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся.

Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.

Можно применять поощрение с целью профилактики возможных нарушений при выполнении различных действий, недостаточно усвоенных детьми.

Например, учитель говорит: «Сейчас я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет учебник». Флажок на парте или у рабочего места, наклейка цветочка, смайлика и др. на обложке тетради – такое поощрение носит уже предметный характер.

Поощрение часто используют во время игры. Например, детям предлагается игра «Кто подарит этот букет». Смысл ее в следующем. Каждый цветочек букета и ваза вырезаются из цветной бумаги или из открытки. В процессе урока или всего учебного дня они вручаются наиболее отличившимся учащимся. В игре «Кто построит этот дом?» в качестве поощрения детям также раздаются детали дома (крыша, стены, окна, дверь и т.д.). В аналогичной игре «Кто станет альпинистом?» ученики получают часть горы - это может быть просто треугольник, разрезанный на несколько частей.

В конце урока ученики, получившие, какой либо поощрительный предмет выходят к доске и сами (или с помощью учителя) собирают предмет на доске. Из кусочков, розданных детям, появляется гора, и юных альпинистов поздравляют с восхождением на нее. На уроке такую игру полезно проводить, когда объясняется сложный учебный материал.

В течение всего учебного дня игра обычно используется в конце недели, четверти или праздничные дни. Игровой процесс является прекрасным стимулом и дисциплинирует учащихся в наиболее сложные периоды учебы.

В своей работе для организации первоклассников я часто использую прием: счет команда. В работе с малышами он позволяет быстро организовать их на выполнение различных подготовительных или итоговых работ (вход в класс и выход из него на перемену, подготовка к уроку, к окончанию учебных занятий и т.п.)

Вот, например, как можно организовать работу при сборе ученических тетрадей;

на счет «раз» - закрыть тетрадь;

на счет «два» - взять ее в руки;

на счет «три» - сложить две тетради вместе, передав, их ученику сидящему справа или слева;

на счет «четыре» - передать тетради впереди сидящему ученику.

Если ученики сидят за отдельными партами, то они передают тетради впереди сидящим на счет три.

Из личного опыта работы было замечено, что прием сила голоса , (его интонационная окраска) оказывают удивительное влияние на малышей. Много раз я замечала, что у учителей, говорящих громко, в классе бывает шумно и на перемене дети начинают покрикивать друг на друга, невольно подражая учителю.

Не касаясь чисто индивидуальных, личностных качеств у учителей, методические пособия показывают лишь те приемы, которые легко можно использовать любой учитель. Но даже они оказываются достаточно действенными, особенно на начальном этапе формирования классного коллектива, столь необходимого для успешной организации учебных занятий. Поэтому в своей педагогической деятельности использую методы и приемы оказания помощи первоклассникам в период адаптации разработанные педагогами и психологами.

Игры-знакомства для установления межличностных отношений, игровая деятельность в учебное и внеурочное время.

Индивидуальная помощь каждому ученику, хвалим за конкретный результат, поддерживание положительного отношения к учению:

  • динамичный экран настроения;
  • физкультминутки, точечный массаж по методу (А.А. Уманской), пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук;
  • развивающие занятия педагогами класса и психолога школы;
  • рекомендации родителям.

Используя, эти приемы в комплексе могу, сказать, что результат организованности в моем классе к началу второй четверти находится на уровне выше-среднего, но моя работа на этом не заканчивается, поэтому буду продолжать работать над улучшением результата.

Считаю, что очень важно учить ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Например, сравниваем его ранние работы с работами сегодняшнего дня и вместе обсуждаем пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Но, не смотря ни на что, именно здоровье определяет успешность обучения и организацию наших детей. Важно создать для ребенка все условия, обеспечивающие полноценный отдых, питание, обучение.

Литература

1 . Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., 2004.

2. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1.

3. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2000.

4. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5. Нечаева Н.В. Методика « Развитие устной речи»

6. Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа, 2005, № 5.

7. Чутко Н.Я. Методика «Раскрашивание фигур»