Джеймс роллинс костяной лабиринт отзывы. Джеймс Роллинс — Костяной лабиринт

Искусственно созданные
Всем хаюшки, друзья, на повестке дня Костяной лабиринт Джеймса Чайковски!
Разобью обзор на две составляющие. Первая будет содержать впечатления общие, так сказать, моё мнение о сюжете, как обычного читателя, вторая будет полна различного рода критике, если таковая вообще будет, уже как от прожженного роллинсомана, или -мЭна, тут уж как посмотреть.
Поехали!
1. Почему можно с опаской подойти к книгам Джеймса? Потому что на новых страницах свежих книг становится для читателя все менее узнаваемым. Ну посудите сами, о чем была его первая книга связанная с Сигмой? Песчаный дьявол? Боевик, приключения, мистика, так? Пустыня, некая никому не известная "гильдия". Детально построенный сюжет связанный между различными, так сказать, компаниями по ходу истории, который приводит в конце концов к логичному заключению - добро победило зло, древние артефакты приложены к тайным символам, каменные и погребенные где-то в глубинах гор двери закрыты, загадки разгаданы. И вот такими плавными шажками, автор продвигался от книги к книге добавляя по ходу, как на мой личный взгляд, на тот еще момент, обычного читателя главную интригу, кто такая эта "Гильдия"? Почему мои последние обзоры направлены именно на эту организацию? Потому что в "линии крови" Роллинс сеет нереальную интригу своим бешено развернувшимся финалом. Вот проглядывают поры, которыми впитываешь всю суть цикла об отряде, а потом раз и ведро ледяной воды на голову. За что? Вот уже на протяжении трех последних книг, о гильдии ни слова. Кто не читает Роллинса узнав из обзоров о гильдии, думают, что это некий такой обычный орден тайный со своими темными сторонами, и вы почти угадали! Но! Что это на самом деле, я не опишу так чудесно, как это сделал автор в упомянутой выше линии крови, так бы вы меня поняли, почему я так расстраиваюсь постоянно, когда в очередной новинке не встречаю эту вечно соперничающую с Сигмой организацию, которая, вроде как постоянно впереди нашего дружелюбного спецотряда, во всяком случае автор дает это понять, а потом выясняется, что она не просто впереди, а вообще огого хде.
Поэтому читая "костяной лабиринт" я реально ожидал, что хотя бы к самому финалу появится загадочная гильдия, но нет же, ни на сантим не приблизился к ответам.
Ну и конечно же я теперь буду дуть щеки и твердить уперто сложив руки друг на друга, что это коммерческий ход, так сказать, растянуть суть на много книг. А что если Джеймс и вовсе забыл о том, что в более ранних книгах у него была эта злая организация? Ой, все! Даже думать об этом не хочу!
Но с другой стороны, Чайковски пишет так, что для обычного читателя, только что взявшего в руки этого автора сюжет может показаться весьма очень даже классным. Правильно, ведь в них поднимаются темы, которые всегда основаны на научных открытиях. И если раньше упор был на художку сделан в книгах о Сигме, то сейчас, безусловно, упор сделан скорее на нон-фикшн науки. И за это я не могу винить автора.
2. Как и обещал вторая часть, к которой мы не спеша подошли. Продолжим. Теперь, исходя из последних строк о научной подоплеке книг, поговорим о том, как это вредит лично мне, или же не вредит?
Мои личные эмоции от прочтения данной книги остались такими.... знаете, когда впервые что-то новое для себя пробуете, а потом губами так в стороны водите, будто на более дальной части нижней губы вкус пробуемого изменится. Глупо же? Если учесть, что вкусовые рецепторы находятся на языке... Но вы все равно так делаете якобы распробывая. Потому как вы человек и хрен знает зачем были вообще слеплены для это жизни, но об этом после.
Вот и мои эмоции были не ясными даже для меня. До 200 страницы я хотел поставить твердую такую жирнющую двойку, просто потому что мне вдруг почему-то стало читать про загадки и иероглифы, генетику и обезьянок совершенно не интересно! От чего же так? Вот на Livelib, вижу, уже оставлен один отзыв и книгу в нем хвалят. А вы знаете, я бы не стал её хвалить, потому что, с одной стороны чувствуется любовь автора к тому что он делает, о нет, нет, я имею ввиду не саму книгу, а тот труд, который он проделывает выезжая на места, которые в дальнейшем являются основной локацией его произведений. Он все это изучает, познает, читает сопутствующую литературу. Он это любит и читатель чувствует, особенно тот, которому сам автор уже стал родным. Что это именно его. А писать книгу для Роллинса, уже дело десятое. Но тогда встает вопрос, почему же я обвиняю его в коммерции? А все просто, потому что сюжет стал расхлябаннее и расхлябаннее от книги к книге. А вот как раз с другой стороны для меняя более важной, чувствуется, что автор исписался. Почему? Вот вам пара примеров:
Изначально, до цикла о Сигме, Джеймс писал отдельные романы отправляя читателя в Антарктиду, бассейны Амазонки, на Север, так? А теперь берем книги о спецотряде Сигма, в "костяном лабиринте" отправляются в южную Америку, в "шестом вымирании" отъехали в Антарктиду. Если сопоставлять книги, то "шестое вымирание" идентична "пещере". Один в один. то есть по сути, автор занимается не чем иным как переписыванием ранних романов добавляя туда новых действующих лиц, вот и все и те, кто этого не заметил - топор вам в плечо. Я обещал пару примеров, хорошо, получайте второй! Кто уже прочел "костяной лабиринт"? Почему финальные эпизоды никак между собой не связаны? Что я имею ввиду, а вот что, возьмем к примеру "черный орден", третью книгу об отряде, там сюжет развивается двумя параллелями, собственно, как и в каждой книге Роллинса: боевики и загадки, одни угадывают, ползая где-то по пещерам, забивая лица песком рыская артефакты в пустыне, другие стреляют, затем группа любителей пострелять соединяется с любителями клуба знатоков и вот он финал, продуманный финал! Что же я увидел в этой книге? Такого точно нет. Одна группа сама по себе в пещере обнаружила одну крутую штуковинку (не разглашаю, дабы не спойлерить), другие постреляли и все на этом. Точка. Ой, а чего так? А связать это вместе. Нет я не глуп, я видел что автор пытался это связать, но знаете, прочитав предыдущие части мне есть с чем сравнить и я вижу, что Роллинс задал героям две задачи, даже нет, они их сами себе по идее создали, сами же и решили, а автор как бы тут совсем и не причем. Вот в последних книгах у автора такая напраслина происходит. Обидно ли мне как читателю? Конечно обидно, что за вопрос такой сволочной и чертовски глупый. Если раньше от книг оставались впечатления, типа "ВАУ!", дОвай ИЩО!!! То сейчас такого нет. Обычное чтиво. У героев нет целей. Поэтому и ору тут всему свету и одновременно никому, чтобы вернули гильдию, тогда у автора и героев появится вновь цель. Все просто. И финальные части вновь начнут складываться в единое целое и события, которые если и будут происходить, то для чего-то дальнейшего, однозначно давая толчок и смысл новой истории. Это уже вторая книга цикла (подряд!) перед покупкой которой реально сомневаюсь, а стоит ли вообще? Напоминаю, что автор один из любимых. Да за такие дела я его удалил даже пол года назад из графы "любимые писатели" тут, на лайвлибе (Не ливлибе, как некоторые имбецилы его называют).
Вот и все. Поэтому до 200 страницы я реально сидел и плевался. Почему потом не плевался? Потому что на работе меня перевели в такое место, где работу работает за тебя искусственный интеллект, а тебе только остается подходить запускать и выключать программу, а вот в перерывах, дабы не сидеть и не наслаждаться потолком, паутинками, которые с него свисают паря под действием сквозняка за счет открытого окна, читать, читать и читать. Руки в масле, но тряпочкой протер и страницу перевернул. Таким образом прочел со 180 по 540 страницу за два дня, кстати, мой новый личный рекорд - 243 страницы за день! Юху... да мне плевать, что вы читаете по 300 и более страниц в день, я говорю рекорд лич-ный. Тем более что сделал это на работе, да еще если учесть что план за смену выполнил на 100%. Вот так. Поэтому как тут книга не покажется интересной. Вот мне таковой и показалась. Отсюда и оценка положительная. Да и, вы же знаете, мне плевать кто какого обо мне мнения, поэтому позволю себе признаться, что эта книга вторая, которая заставила меня пустить слезу. Вот уж не думал что в этом деле преуспеет Роллинс, прям даже смешно:D ведь предтечей была книга Гюго:D - разницу чувствуете, да? А всплакнул потому что этот хад посмел намекнуть, что убьет одного из моих двух любимых героев в цикле.... *плаксивый смайл*. Ну как же... как же так, Джеймс, я думал ты своих персонажей тоже любишь как и мы. Хотя, автора тоже можно понять, ведь я когда-то тоже пробывал писать свою книгу и по сюжету один из главных героев и не только должны были погибнуть. Такое решение предпринял только потому что хотел сыграть на скрипке эмоций читателя (какие у моей книги могли быть читатели пф - я, да ты, да мы с тобой, но все же). Поэтому да, автора понять можно. Но ведь он у тебя не в одной книге и реально герой классный, ну как же так, повторюсь я... Что же ты делаешь с нами то аааа? - *ревёт голосом Нины Дорошиной, как в кинофильме "Любовь и голуби"*.
Ну и в конце моя любимая рубрика "ЛЯПЫ".
В книге есть момент, когда лодка получила пробоину и стала погружаться в воду имея на "борту" пять взрослых тел. Так вот, в дальнейшем, на помощь к плавникам (тонущие люди в лодке) пришел скутер, водный мотосикл, который вытянул лодку набирающую воду + завлеченную в водоворот + с 5 взрослыми телами. Но при этом, ранее описывалось, как мотосиклу не фатило скорости чтобы выбраться из воронки с двумя пассажирами. Как тах? Ну непонятно!
Один из героев убил хладнокровно злодея, а по истечению определенного времени изумился как тоже самое сделали с другим злодеем. Если выше стоял вопрос "как?", то сейчас "почему?"
p.s. Ну и что по существу, ведь у меня очень крутое и интригующее название у этого отзыва! Почему искусственно созданные? Потому что в книге поднимаются серьезные и интересные вопросы о многих вещах, о которых мы не задумываемся. Для многих куда важнее понять какого цвета порше или мерс подарить своей дочери, с какого возраста сделать её работником своего банка? Другим - сколько еще нужно ботекса в губы, чтобы понять какой отвратительной я стала наплевав на природу, которая меня сотворила. Третьим, важнее знать почему, а главное ЧТО соседи каждые выходные в течении десяти лет могут сверлить, если в квартире всего четыре стены?
Есть рецензенты, которые пишут, что книга их чему-то научила или заставляет задуматься. Но после этих слов, забывают же все на следующий день после их написания. Ну а чего ты хошь? Вспомню, когда проблема поднятая в книге встанет в жизни перед носом. Ну да логично, да вот только тогда не смейте писать, что книга вас заставляет задуматься, потому что то, о чем пишет Чайковски в этой книге, действительно заставляет думать нон-стопом. Ну, это, конечно, еще зависит от уровня мозгов, мышления и так далее, если человек не хочет на этом зацикливаться, то он и не будет, а я из тех, кто каждый день интересуется подобным, поэтому факты, которыми поделился со мной Джеймс у меня действительно в голове сели. Особенно поразили эпизоды про луну, про повторяющуюся в нашем с вами ДНК цифру 37! Слишком много совпадений. Может, как бы отчаянно мы не хотели верить, действительно являемся детьми, которых просто вывели как птенцов в инкубаторе и наблюдают за своим творением? Может спутник Земли действительно искусственная игрушка? А может наша вселенная на самом деле обычная голограмма, которую можно развернуть или свернуть путем разведения кистей рук, как компьютерную проекцию с вычислениями в фильме "железный человек"?
Ну что, заинтриговал? Да? Тогда беги скорей за книгой! Нет? Тогда топор тебе в плечо;)

Джеймс Роллинс

Костяной лабиринт

Посвящается «Искривленному пространству», ребятам, которые были рядом с самого начала… и до сих пор помогают мне выглядеть на все сто

The Bone Labyrinth

© 2015 by James Czajkowski

© Саксин С.М., перевод на русский язык, 2015

© Издание на русском языке, оформление ООО «Издательство «Э», 2016

Слова благодарности

Столько людей оставили свой след в этой книге! Я благодарен им за их помощь, критику и поддержку. В первую очередь хочу поблагодарить своих первых читателей, первых редакторов и своих лучших друзей Салли Анну Барнс, Криса Кроу, Ли Гаррета, Джей О’Рива, Денни Грейсона, Леонарда Литтла, Скотта Смита, Джуди Прей, Кэролайн Уильямс, Кристиана Райли, Тода Тодда, Криса Смита и Эми Роджерс. И, как всегда, особая благодарность Стиву Прею за замечательные карты… и Черей Маккартер за все те классные штучки, которые постоянно приходят на мою электронную почту! Спасибо Дэвиду Силвиану за то, что он выполнял всё и вся, о чем его просили, способствуя тому, чтобы в цифровом мире я постоянно продвигался вперед! Спасибо всем в издательстве «Харпер-Коллинс» за то, что всегда поддерживаете меня, и в первую очередь Майклу Моррисону, Лайет Стелик, Даниэлле Бартлет, Кейтлин Кеннеди, Джошу Марвеллу, Линн Грейди, Ричарду Акуану, Тому Эгнеру, Шону Никольсу и Анне Марии Аллесси. И, наконец, особая признательность тем, кто оказал неоценимое содействие на всех стадиях работы: моему редактору Лиссе Кейш и ее коллеге Ребекке Лукаш, моим агентам Рассу Галену и Дэнни Барору (а также его дочери Хизер Барор). И, как всегда, я должен подчеркнуть, что все до последней ошибки, связанной с фактами и деталями, каковых, хочется надеяться, не слишком много, – это всецело мои промахи.

Замечания исторического характера

Важную роль в этой книге играют два реальных исторических лица: два священника, один из которых жил за несколько столетий до другого, однако судьбы их оказались связаны.

В XVII веке отца Атанасия Кирхера называли Леонардо да Винчи ордена иезуитов. Подобно великому флорентийцу, этот священник преуспел во многих областях науки и техники. Он изучал медицину, геологию и египтологию, а также мастерил сложные автоматы, в том числе магнитные часы (действующий макет которых можно увидеть в Зеленой библиотеке Стэнфордского университета). Влияние этого человека эпохи Возрождения ощущалось на протяжении многих столетий. С его работами были знакомы Декарт и Ньютон, Жюль Верн и Эдгар По.

Не менее интересна жизнь и другого священника.

Отец Карлос Креспи родился несколько столетий спустя, в 1891 году. Вдохновленный работами Кирхера, Креспи сам стал разносторонне образованным человеком. Он увлекался ботаникой, антропологией, историей и музыкой. Креспи основал миссию в маленьком городке в Эквадоре, где проработал пятьдесят лет. Именно там к нему в руки попала большая коллекция древних золотых предметов, привезенная индейцем из племени шуар, живущим в тех местах. По слухам, эти сокровища находились в системе пещер, раскинувшихся под Южной Америкой, в которой якобы хранится утерянная библиотека древних металлических пластин и хрустальных книг. Золотые предметы были покрыты странными изображениями и непонятными иероглифами.

Одни археологи считали эти предметы подделкой, другие же поверили в рассказ священника об их происхождении. Так или иначе, но в 1962 году вспыхнувший по неизвестным причинам пожар уничтожил музей, в котором хранилось большинство этих предметов, а все, что осталось, поместили в государственное хранилище Эквадора, и доступ туда в наше время закрыт.

Так что же в истории отца Креспи правда, а что – чистой воды вымысел? Этого никто не знает. И тем не менее никто не ставит под сомнение, что честный монах верил в то, что говорил, как и в то, что огромный тайник действительно существовал.

Больше того, в 1976 году группа британских военных и ученых предприняла попытку разыскать эту утерянную подземную библиотеку, но в конце концов попала в другую систему пещер. Как это ни странно, экспедицию возглавлял американец – причем не кто иной, как Нил Армстронг, человек, первым ступивший на поверхность Луны.

Что двигало этим нелюдимым американским героем, редко дававшим интервью? Ответ связан с еще большей тайной, угрожающей самим основам нашего места в этом мире.

Замечания научного характера

Фундаментальную загадку нашего происхождения – имеется в виду то, что делает нас людьми, – можно выразить одним-единственным вопросом: почему мы такие умные?

Эволюция человеческого разума до сих пор ставит в тупик ученых и философов. Да, можно проследить увеличение размеров больших полушарий головного мозга от первых гоминидов до появления вида «человек разумный» приблизительно двести тысяч лет назад. Но остается неизвестным, почему пятьдесят тысяч лет назад у нашего вида совершенно неожиданно стремительно вырос интеллект.

Антропологи называют этот исторический момент «большим скачком вперед». Ископаемые останки свидетельствуют о внезапном взрывном развитии искусства и музыки и даже о совершенствовании оружия. С точки зрения анатомии, размер головного мозга человека изменился незначительно, чем никак нельзя объяснить такой скачок. Однако, несомненно, произошло что-то фундаментальное, что вызвало столь стремительный рост разума и сознания. Гипотез, объясняющих это, предостаточно: от изменения климата до генетических мутаций и даже изменения образа питания.

Еще больше удручает тот факт, что на протяжении последних десяти тысяч лет наш головной мозг уменьшается в размерах – к сегодняшнему дню он сжался на добрых пятнадцать процентов. Что означает эта новая перемена? Какое будущее она нам несет? Ответ лежит в разгадке тайны «большого скачка вперед». Но в науке до сих пор нет никаких гипотез, убедительно объясняющих эту поворотную точку в истории человечества.

Пока что нет.

А откровения, которые можно найти на страницах этой книги, поднимают еще более тревожный вопрос: стоим ли мы на пороге второго «большого скачка вперед»? Или же мы обречены снова откатиться назад?

Разум появился в результате эволюции, причем нельзя утверждать, что это было благом.

Айзек Азимов

Разум измеряется способностью изменяться.

Альберт Эйнштейн

Осень 38 000 года до н. э. Южные Альпы

Посвящается «Искривленному пространству», ребятам, которые были рядом с самого начала… и до сих пор помогают мне выглядеть на все сто

The Bone Labyrinth

© 2015 by James Czajkowski

© Саксин С.М., перевод на русский язык, 2015

© Издание на русском языке, оформление ООО «Издательство «Э», 2016

Слова благодарности

Столько людей оставили свой след в этой книге! Я благодарен им за их помощь, критику и поддержку. В первую очередь хочу поблагодарить своих первых читателей, первых редакторов и своих лучших друзей Салли Анну Барнс, Криса Кроу, Ли Гаррета, Джей О’Рива, Денни Грейсона, Леонарда Литтла, Скотта Смита, Джуди Прей, Кэролайн Уильямс, Кристиана Райли, Тода Тодда, Криса Смита и Эми Роджерс. И, как всегда, особая благодарность Стиву Прею за замечательные карты… и Черей Маккартер за все те классные штучки, которые постоянно приходят на мою электронную почту! Спасибо Дэвиду Силвиану за то, что он выполнял всё и вся, о чем его просили, способствуя тому, чтобы в цифровом мире я постоянно продвигался вперед! Спасибо всем в издательстве «Харпер-Коллинс» за то, что всегда поддерживаете меня, и в первую очередь Майклу Моррисону, Лайет Стелик, Даниэлле Бартлет, Кейтлин Кеннеди, Джошу Марвеллу, Линн Грейди, Ричарду Акуану, Тому Эгнеру, Шону Никольсу и Анне Марии Аллесси. И, наконец, особая признательность тем, кто оказал неоценимое содействие на всех стадиях работы: моему редактору Лиссе Кейш и ее коллеге Ребекке Лукаш, моим агентам Рассу Галену и Дэнни Барору (а также его дочери Хизер Барор). И, как всегда, я должен подчеркнуть, что все до последней ошибки, связанной с фактами и деталями, каковых, хочется надеяться, не слишком много, – это всецело мои промахи.

Замечания исторического характера

Важную роль в этой книге играют два реальных исторических лица: два священника, один из которых жил за несколько столетий до другого, однако судьбы их оказались связаны.

В XVII веке отца Атанасия Кирхера называли Леонардо да Винчи ордена иезуитов. Подобно великому флорентийцу, этот священник преуспел во многих областях науки и техники. Он изучал медицину, геологию и египтологию, а также мастерил сложные автоматы, в том числе магнитные часы (действующий макет которых можно увидеть в Зеленой библиотеке Стэнфордского университета). Влияние этого человека эпохи Возрождения ощущалось на протяжении многих столетий. С его работами были знакомы Декарт и Ньютон, Жюль Верн и Эдгар По.

Не менее интересна жизнь и другого священника.

Отец Карлос Креспи родился несколько столетий спустя, в 1891 году. Вдохновленный работами Кирхера, Креспи сам стал разносторонне образованным человеком. Он увлекался ботаникой, антропологией, историей и музыкой. Креспи основал миссию в маленьком городке в Эквадоре, где проработал пятьдесят лет. Именно там к нему в руки попала большая коллекция древних золотых предметов, привезенная индейцем из племени шуар, живущим в тех местах. По слухам, эти сокровища находились в системе пещер, раскинувшихся под Южной Америкой, в которой якобы хранится утерянная библиотека древних металлических пластин и хрустальных книг. Золотые предметы были покрыты странными изображениями и непонятными иероглифами.

Одни археологи считали эти предметы подделкой, другие же поверили в рассказ священника об их происхождении. Так или иначе, но в 1962 году вспыхнувший по неизвестным причинам пожар уничтожил музей, в котором хранилось большинство этих предметов, а все, что осталось, поместили в государственное хранилище Эквадора, и доступ туда в наше время закрыт.

Так что же в истории отца Креспи правда, а что – чистой воды вымысел? Этого никто не знает. И тем не менее никто не ставит под сомнение, что честный монах

верил

В то, что говорил, как и в то, что огромный тайник действительно

существовал.

Больше того, в 1976 году группа британских военных и ученых предприняла попытку разыскать эту утерянную подземную библиотеку, но в конце концов попала в другую систему пещер. Как это ни странно, экспедицию возглавлял американец – причем не кто иной, как Нил Армстронг, человек, первым ступивший на поверхность Луны.

Что двигало этим нелюдимым американским героем, редко дававшим интервью? Ответ связан с еще большей тайной, угрожающей самим основам нашего места в этом мире.

Замечания научного характера

Фундаментальную загадку нашего происхождения – имеется в виду то, что делает нас

людьми,

– можно выразить одним-единственным вопросом: почему мы такие умные?

Эволюция человеческого разума до сих пор ставит в тупик ученых и философов. Да, можно проследить увеличение размеров больших полушарий головного мозга от первых гоминидов до появления вида «человек разумный» приблизительно двести тысяч лет назад. Но остается неизвестным,

почему

Пятьдесят тысяч лет назад у нашего вида совершенно неожиданно стремительно вырос интеллект.

Антропологи называют этот исторический момент «большим скачком вперед». Ископаемые останки свидетельствуют о внезапном взрывном развитии искусства и музыки и даже о совершенствовании оружия. С точки зрения анатомии, размер головного мозга человека изменился незначительно, чем никак нельзя объяснить такой скачок. Однако, несомненно, произошло что-то фундаментальное, что вызвало столь стремительный рост разума и сознания. Гипотез, объясняющих это, предостаточно: от изменения климата до генетических мутаций и даже изменения образа питания.

Еще больше удручает тот факт, что на протяжении последних десяти тысяч лет наш головной мозг

уменьшается

В размерах – к сегодняшнему дню он сжался на добрых пятнадцать процентов. Что означает эта новая перемена? Какое будущее она нам несет? Ответ лежит в разгадке тайны «большого скачка вперед». Но в науке до сих пор нет никаких гипотез, убедительно объясняющих эту поворотную точку в истории человечества.

Пока что нет.

И все же вдалеке слышался вой волков – огромных хищников, повинующихся воле этих охотников. Судя по звукам, теперь стая была ближе, в соседней долине.

Беглец тревожно взглянул на солнце, склонившееся к самому горизонту. Оранжевое сияние в небе напоминало о тепле, которое ждало в той стороне, о родных пещерах, спрятанных под зелеными горами и черными скалами, где вода еще текла, не став твердой, где в лесах у подножия гор в изобилии бродили олени и зубры…

Книга Джеймса Роллинса «Костяной лабиринт» входит в серию книг «Отряд «Сигма». В ней автор затрагивает темы происхождения человека, его ДНК, научных разработок и некоторых, ещё не раскрытых, тайн. Кроме того, писатель акцентирует внимание и на особенностях характера человека. Люди способны быть зверски жестокими, в то время как звери могут искренне любить даже тех людей, которые держат их в клетках.

Уже сотни лет люди задаются вопросами, что же было за много веков до их жизни, существовала ли Атлантида, произошёл ли человек от обезьяны или от Адама и Евы. Учёные разных сфер: биологии, генетики, истории, философии – задаются этими вопросами и пытаются докопаться до истины.

Сёстры Крэндолл хотят раскрыть тайны генетики человека. Елена отправляется в Хорватию, чтобы исследовать останки древних людей, найденные там. Они смогут дать ответы на некоторые загадки эволюции. В то же время сестра Елены Мария проводит опыты в лаборатории в США. Она исследует поведение обезьян, как наиболее близких к человеческому виду существ.

Группа исследователей в горах Хорватии подвергается нападению, Елене чудом удаётся спастись. Затем из лаборатории похищают Марию. Командир отряда «Сигма» Пейнтер Кроу думает, что сёстры смогли открыть нечто очень важное, о чём стало известно влиятельным структурам. Он должен раскрыть это дело, найти похищенную девушку и получить доступ к той информации, которую им удалось узнать. Но только он вряд ли предполагал, что именно это может быть, и какие последствия может иметь.

Книга представляет собой невероятно увлекательное переплетение событий, научных фактов. Здесь есть и генетика, и религия, и приключения, и путешествия в прошлое. Конечно, важное место занимает и тема отношений между людьми, общечеловеческих ценностей и ответственности. Однако, прежде всего, это яркий фантастический мир, который будто предстаёт перед глазами, так детально и чётко его описал автор. Он настолько захватывает, что не хочется возвращаться в реальность из незабываемых приключений.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Костяной лабиринт" Джеймс Роллинс бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Джеймс Роллинс

Костяной лабиринт

Посвящается «Искривленному пространству», ребятам, которые были рядом с самого начала… и до сих пор помогают мне выглядеть на все сто

The Bone Labyrinth

© 2015 by James Czajkowski

© Саксин С.М., перевод на русский язык, 2015

© Издание на русском языке, оформление ООО «Издательство «Э», 2016

Слова благодарности

Столько людей оставили свой след в этой книге! Я благодарен им за их помощь, критику и поддержку. В первую очередь хочу поблагодарить своих первых читателей, первых редакторов и своих лучших друзей Салли Анну Барнс, Криса Кроу, Ли Гаррета, Джей О’Рива, Денни Грейсона, Леонарда Литтла, Скотта Смита, Джуди Прей, Кэролайн Уильямс, Кристиана Райли, Тода Тодда, Криса Смита и Эми Роджерс. И, как всегда, особая благодарность Стиву Прею за замечательные карты… и Черей Маккартер за все те классные штучки, которые постоянно приходят на мою электронную почту! Спасибо Дэвиду Силвиану за то, что он выполнял всё и вся, о чем его просили, способствуя тому, чтобы в цифровом мире я постоянно продвигался вперед! Спасибо всем в издательстве «Харпер-Коллинс» за то, что всегда поддерживаете меня, и в первую очередь Майклу Моррисону, Лайет Стелик, Даниэлле Бартлет, Кейтлин Кеннеди, Джошу Марвеллу, Линн Грейди, Ричарду Акуану, Тому Эгнеру, Шону Никольсу и Анне Марии Аллесси. И, наконец, особая признательность тем, кто оказал неоценимое содействие на всех стадиях работы: моему редактору Лиссе Кейш и ее коллеге Ребекке Лукаш, моим агентам Рассу Галену и Дэнни Барору (а также его дочери Хизер Барор). И, как всегда, я должен подчеркнуть, что все до последней ошибки, связанной с фактами и деталями, каковых, хочется надеяться, не слишком много, – это всецело мои промахи.

Замечания исторического характера

Важную роль в этой книге играют два реальных исторических лица: два священника, один из которых жил за несколько столетий до другого, однако судьбы их оказались связаны.

В XVII веке отца Атанасия Кирхера называли Леонардо да Винчи ордена иезуитов. Подобно великому флорентийцу, этот священник преуспел во многих областях науки и техники. Он изучал медицину, геологию и египтологию, а также мастерил сложные автоматы, в том числе магнитные часы (действующий макет которых можно увидеть в Зеленой библиотеке Стэнфордского университета). Влияние этого человека эпохи Возрождения ощущалось на протяжении многих столетий. С его работами были знакомы Декарт и Ньютон, Жюль Верн и Эдгар По.

Не менее интересна жизнь и другого священника.

Отец Карлос Креспи родился несколько столетий спустя, в 1891 году. Вдохновленный работами Кирхера, Креспи сам стал разносторонне образованным человеком. Он увлекался ботаникой, антропологией, историей и музыкой. Креспи основал миссию в маленьком городке в Эквадоре, где проработал пятьдесят лет. Именно там к нему в руки попала большая коллекция древних золотых предметов, привезенная индейцем из племени шуар, живущим в тех местах. По слухам, эти сокровища находились в системе пещер, раскинувшихся под Южной Америкой, в которой якобы хранится утерянная библиотека древних металлических пластин и хрустальных книг. Золотые предметы были покрыты странными изображениями и непонятными иероглифами.

Одни археологи считали эти предметы подделкой, другие же поверили в рассказ священника об их происхождении. Так или иначе, но в 1962 году вспыхнувший по неизвестным причинам пожар уничтожил музей, в котором хранилось большинство этих предметов, а все, что осталось, поместили в государственное хранилище Эквадора, и доступ туда в наше время закрыт.

Так что же в истории отца Креспи правда, а что – чистой воды вымысел? Этого никто не знает. И тем не менее никто не ставит под сомнение, что честный монах верил в то, что говорил, как и в то, что огромный тайник действительно существовал.

Больше того, в 1976 году группа британских военных и ученых предприняла попытку разыскать эту утерянную подземную библиотеку, но в конце концов попала в другую систему пещер. Как это ни странно, экспедицию возглавлял американец – причем не кто иной, как Нил Армстронг, человек, первым ступивший на поверхность Луны.

Что двигало этим нелюдимым американским героем, редко дававшим интервью? Ответ связан с еще большей тайной, угрожающей самим основам нашего места в этом мире.

Замечания научного характера

Фундаментальную загадку нашего происхождения – имеется в виду то, что делает нас людьми, – можно выразить одним-единственным вопросом: почему мы такие умные?

Эволюция человеческого разума до сих пор ставит в тупик ученых и философов. Да, можно проследить увеличение размеров больших полушарий головного мозга от первых гоминидов до появления вида «человек разумный» приблизительно двести тысяч лет назад. Но остается неизвестным, почему пятьдесят тысяч лет назад у нашего вида совершенно неожиданно стремительно вырос интеллект.

Антропологи называют этот исторический момент «большим скачком вперед». Ископаемые останки свидетельствуют о внезапном взрывном развитии искусства и музыки и даже о совершенствовании оружия. С точки зрения анатомии, размер головного мозга человека изменился незначительно, чем никак нельзя объяснить такой скачок. Однако, несомненно, произошло что-то фундаментальное, что вызвало столь стремительный рост разума и сознания. Гипотез, объясняющих это, предостаточно: от изменения климата до генетических мутаций и даже изменения образа питания.

Еще больше удручает тот факт, что на протяжении последних десяти тысяч лет наш головной мозг уменьшается в размерах – к сегодняшнему дню он сжался на добрых пятнадцать процентов. Что означает эта новая перемена? Какое будущее она нам несет? Ответ лежит в разгадке тайны «большого скачка вперед». Но в науке до сих пор нет никаких гипотез, убедительно объясняющих эту поворотную точку в истории человечества.

Пока что нет.

А откровения, которые можно найти на страницах этой книги, поднимают еще более тревожный вопрос: стоим ли мы на пороге второго «большого скачка вперед»? Или же мы обречены снова откатиться назад?

Разум появился в результате эволюции, причем нельзя утверждать, что это было благом.

Айзек Азимов

Разум измеряется способностью изменяться.

Альберт Эйнштейн

Осень 38 000 года до н. э. Южные Альпы