Типы профессий по климову. Тип профессии «Человек-Техника Название профессии относящейся к системе человек техника

Тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Общие психологические требования профессии этого типа к человеку:

  • — Точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие.
  • — Хорошая координация движений.
  • — Развитое техническое и творческое мышление и воображение.
  • — Умение переключать и концентрировать внимание.
  • — Наблюдательность.

АВТОМЕХАНИК

С начала ХХ века, по мере нарастания масштабов эксплуатации автотранспорта, потребовались специалисты по поддержанию работоспособности автомобилей и обслуживанию различных технический узлов и систем. Уже к середине прошлого века профессия вошла в число самых распространенных (вот один из примеров появления новой профессии в течение нескольких десятков лет).

Количество и разнообразие автотранспорта в наши дни в России продолжает стремительно возрастать. Крылатое изречение о том, что автомобиль отныне не является роскошью, а всего лишь средство передвижения, приобретает реальные подтверждения (хотя все зависит от класса и марки авто).

В свете данных тенденций повальной автомобилизации, одной из наиболее перспективных профессий с точки зрения обретения стабильного дохода становится специальность автомеханика.

Эта специальность в учебных заведениях России в наши дни пользуется большой популярностью среди юношей…

Автомеханик — квалифицированный специалист, в обязанности которого входит исполнение функций по обслуживанию и ремонту различных видов транспорта (в зависимости от профиля подготовки и квалификации), а также поддержание рабочего технического состояния подвижного состава и действия по профилактике поломок.

По мере усложнения конструкции автомобилей потребовались узко специализированные профессионалы разных направлений — автоэлектрики, автомаляры, вулканизаторщики, кузовщики-автожестянщики, механики-диагносты и др… Но именно автомеханик остается ключевой фигурой в деле обеспечения качественной и долгосрочной работы автотранспорта.

  • — автоэлектрик
  • — автоэксперт
  • — авиамеханик
  • — наладчик оборудования

В профессиональную сферу деятельности автомехаников входят такие направления, как разборка, ремонт, сборка транспортных средств разных типов; установка, регулировка, замена агрегатов и узлов автотранспорта; техническое обслуживание узлов, агрегатов, систем на транспорте; диагностика, дефектовка, замена расходных материалов автотранспортных средств и др….

Доминирующими видами деятельности в работе автомеханика наиболее часто являются визуальный осмотр технического состояния транспортного средства и отдельных его узлов, систем; диагностика с помощью специализированного оборудования; профилактическое и сервисное обслуживание; текущий или капитальный ремонт с разборкой и сборкой узлов транспортного средства; регулировка, настройка, замена расходных материалов и прочее….

К профессиональным рискам относятся опасность травм и переломов конечностей, травм органов зрения, порезы и ушибы, а также травмы в связи с поднятием тяжестей. Кроме того отрицательно влияют на здоровье шум, вибрация, а также выхлопные газы.

По медицинским показаниям профессия не рекомендуется гражданам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, с пониженным зрением, нарушениями слуха, а при аллергии на некоторые химикаты.

В. Беистов

ИНЖЕНЕР

В наши дни в России среди основных трендов в сфере образования — своеобразный разворот в сторону подготовки кадров производственных, инженерных и высокотехнологичных направлений… Этого требуют реалии развития мировой экономики и тенденции формирования запросов рынка труда.

В начале данного материала, рассказывающего о такой профессии, как инженер, приведем несколько фактов из истории появления и развития данного вида профессиональной деятельности.

Первые из дошедших до нас свидетельств существования инженерной мысли восходят ко временам Древнего Египта и иных древних цивилизаций… Уже тогда сообщества людей осваивали строительство сложных коммуникационных сооружений (городской водопровод, протяженные мощенные дороги, городская канализация и прочее)… В средние века человечество подошло к этапу изобретения и воплощения сложных технических устройств, изощренных с инженерной точки зрения видов оружия, позже наступил этап появления новых видов транспорта и первых промышленных предприятий…

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — логическое мышление
  • — математические способности
  • — наглядно-образное мышление
  • — аккуратность и усидчивость
  • — технические способности
  • — пространственное воображение
  • — развитый глазомер
  • — наблюдательность
  • — хорошая память

Близкие по содержанию профессии:

  • — авиамеханик
  • — наладчик оборудования
  • — электрик
  • — чертежник
  • — механик
  • — изобретатель

Среди основных видов деятельности инженера разработка планов проведения технических работ, формирование технических заданий и технических отчетов, проектирование различных механизмов и систем, контроль за их изготовлением, расчет необходимых параметров и величин, настройка и регулировка сложной аппаратуры, участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов, оформление научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и многое другое.

Специалисты инженерного дела трудятся сегодня в самых разных сферах промышленности, строительства, сельского хозяйства, а также в научно-исследовательских и образовательных учреждениях.

В. Беистов

ИНЖЕНЕР ПО АВТОМАТИЗАЦИИ

Инженерное направление подразделяется на несколько отдельных профессий, в зависимости от квалификации специалиста. Среди них выделяется профессия инженера по автоматизации оборудования и механизации производств разной сложности.

В век автоматизации и механизации актуальным становится техническое профобразование. Представители профессии Инженера по автоматизации и механизации производственных процессов являются достаточно востребованными на рынке труда.

Данная профессия относится к формату «реалистичный» и к типу “ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА” и активно распространена в технических вузах и на приборостроительных факультетах крупных университетов страны…

В обязанности представителей данной профессии может входить анализ установленного на производстве оборудования, выбор подходящей схемы автоматизации, мониторинг типов микроконтроллеров у поставщиков, проектирование и составление технического задания, непосредственный монтаж микроконтроллеров на оборудование, последующие настройка и периодическое обслуживание…

Специалисты высокого уровня с многолетним опытом работы по специальности и регулярным повышением квалификации способны выполнить любую из перечисленных функций, а молодые сотрудники часто специализируются на чем-то конкретном….

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:

  • — логическое мышление
  • — технические способности
  • — математические способности
  • — терпеливость и методичность
  • — наглядно-образное мышление
  • — аккуратность и усидчивость
  • — способность анализировать и сопоставлять множество фактов
  • — развитый глазомер
  • — наблюдательность
  • — хорошая память

Близкие по содержанию профессии:

  • — наладчик оборудования
  • — электрик
  • — чертежник
  • — механик

Профессиональная деятельность должна проходить в соответствии с правилами эксплуатации механизмов, инженер должен знать технологию производства продукции предприятия, требования разработок и патентных исследований. С этими знаниями инженер подготавливает и оформляет техническую документацию.

Ключевым элементом в процессе автоматизации оборудования является микроконтроллер, этот своеобразный “мини-ПК” устанавливается на станки, краны, конвейерные линии с целью автоматической их работы. Марок и моделей микроконтроллеров представлено десятки.

В нашей стране еще весьма большой фронт работы по автоматизации и модернизации оборудования самых разных производств…

В. Беистов

ЭЛЕКТРИК

Происхождение названия данной профессии весьма поэтично, так как берет начало от древнегреческого термина ele к tron (в переводе — янтарь). Конечно профессия электрика появилась много веков позже — только с началом эпохи распространения электричества. Годы спустя после появления самой профессии появились узкие специализации — электромонтажник, электротехник, электромеханик, электромонтер и др….

Сегодня почти ни один житель развитых стран не мыслит и дня без электричества из-за обилия окружающих его технических устройств, искусственного освещения и т. д. Соответственно, и специалисты-электрики востребованы рынком труда.

Профессия относится к формату «реалистичный».

Необходимые личные качества и способности для достижения профессионального успеха:


Близкие по содержанию профессии:

  • — автоэлектрик
  • — инженер по автотехнике
  • — сборщик электронной техники

В круг обязанностей электрика, в зависимости от специализации, могут входить такие направления профессиональной деятельности, как подключение электрооборудования; прокладывание кабелей силового питания и проводки; составление планов прокладывания кабелей; монтаж вторичных электроцепей; профилактический и текущий ремонт электрооборудования и др….

А. Мартин

СКОРО! обзор таких профессий, как ВОДИТЕЛЬ, НАЛАДЧИК ОБОРУДОВАНИЯ, МОНТАЖНИК, ПЛОТНИК, СВАРЩИК ….

В российскую Госдуму внесен зако-нопроект, который должен обязать высшие учебные учреждения начислять дополнительные 11 баллов к ЕГЭ абитуриентам с золотой школьной медалью.

Инициаторы документа предлагают ус-тановить минимальную добавку в 11 бал-лов, а вот максимальную планку “допол-нительного бонуса” не устанавливать.

Уральский аграрный университет получил аккредитацию на обучение экономистов и управленцев.

Эксперты Рособрнадзора по итогам экспертизы аккредитовали экономические и управленческие образовательные про-граммы УрГАУ.

Речь идет о таких специальностях, как «Экономика», «Экономика и управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» по всем уровням и формам высшего образования: бакалавриат, магистратура, очное, очно-заочное и заочное обучение.

Эксперты Рособрнадзора проверили на соответствие ФГОС содержание обра-зовательных программ, квалификацию руководящих и научно-педагогических ра-ботников, материально-техническую базу и многое другое.

Для выпускников школ следующего сезона Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки установила мини-мальные баллы единого госэкзамена. Таким образом, в 2020 году выпускник российской школы сможет получить аттестат только набрав установленное количество баллов или выше. Минимальный балл ЕГЭ гарантирует только получение аттес-тата.

В конце июля абитуриентская кампания выходит на финишную прямую, а 29 июля вузы страны должны разместить на своих сайтах и информационных досках первые приказы о зачислении (это касается льготников).

В то же время для остальных поступа-ющих уже доступны так называемые рейтинговые списки. Абитуриентов, подавших заявления, в этих «проходных» списках располагают не в алфавитном порядке, а по мере убывания набранных балов ЕГЭ.

При этом иногда вузы не разделяют абитуриентов на тех, кто подал копии документов, и тех, кто сразу принес оригиналы. Тогда сравнивать свои баллы с другими становится затруднительно.

Время окончательно определиться и принести оригинал в вуз, у абитуриентов есть до 1 августа. Уже 3 августа появятся приказы о зачислении на бюджетные места «первого потока».

А приказы о зачислении поступивших во «второй волне» и поступивших на ком-мерческой основе должны быть опуб-ликованы 8 августа.

Изобретение уральских студентов вошло в десятку лучших по точному земледелию.

Уникальный беспилотный летательный аппарат студенты Уральского аграрного университета презентуют на Всероссий-ском дне поля в Ленинградской области.

Новая разработка позволит снизить затраты на средства защиты растений и ГСМ и значительно повысить экономи-ческую эффективность сельскохозяйст-венного производства. Кроме того, авторы изобретения планируют доработать устройство для возможности проведения экспресс-анализа почвы в целях создания геоинформационного пространства полевых площадей и перевести беспи-лотник на биотопливо, которое заменит дорогостоящее дизельное топливо. На эту разработку молодые ученые УрГАУ уже получили патент.

Свой дистанционно-цифровой комплекс по обработке почвы и растений студенты уральского вуза представляют в рамках конкурса «Мечты и реальности цифрового АПК». Цифровизация аграрной отрасли станет одним из важных тематических векторов деловой программы выставки.

Выставка «Всероссийский день поля», организатором которой выступает Министерство сельского хозяйства РФ, пройдет с 10 по 12 июля на производ-ственном полигоне Санкт-Петербургского государственного аграрного университета (г. Пушкин).

Всероссийский день поля – это уникаль-ный выставочный проект, представляю-щий важнейшие достижения отечествен-ного АПК, а также профессиональный научно-деловой форум. Главное его отличие — это демонстрация передовых технологий возделывания, новейших средств производства и сельскохо-зяйственной техники в естественных условиях, на специально подготовленных полях.

Тема ограничения наличия телефонов в учебное время у обучающихся российских школ становилась предметом дискуссий за последние годы не раз. Среди причин возможного ограничения участников школь-ного обучения в пользовании «гаджетами» в учебное время — телефоны отвлекают внимание владельца, в ряде случаев могут создавать помехи окружающим, в определенных случаях демонстрируют материальное неравенство, могут явля-ться своеобразными «шпаргалками» и др…

В первые дни июля спикер Совета Фе-дерации страны Валентина Матвиенко озвучила мнение, что школьникам следует запретить носить телефоны в учебные заведения, в связи с тем, что в школах нет необходимых условий для их хранения.

Возможны варианты решения по данному вопросу (например, можно создать условия для хранения телефонов в школах, но при условии не брать их в класс).

При этом, развивая данную тему, глава Роспотребнадзора Анна Попова, обращаясь к Матвиенко, предложила создать рабочую группу по вопросу о порядке использования телефонных устройств в российских школах.

Данные опросов и изучения обществен-ного мнения свидетельствуют о том, что больше половины россиян одобряют возможные ограничительные меры, уменьшающие возможности присутствия телефонных устройств в рамках учебного процесса.

Ранее, на старте 2018-19 учебного года глава Минпросвещения РФ Ольга Васильева озвучила позицию о том, что дети должны сдавать свои телефоны перед началом занятий в школе.

Инициатива ограничения присутствия телефонов у школьников на уроках поддерживается россиянами почти всех возрастов и рассматривается как способ повысить концентрацию учеников на образовательном процессе.

«предмет труда»: человек человек, человек техника - страница №1/1

Первые пять групп суждений в тесте характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда» :


  1. человек - человек,

  2. человек - техника,

  3. человек - знаковая система,

  4. человек - художественный образ,

  5. человек - природа.
Последние две группы суждений в тесте, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда» :

А) исполнительские,

Б) творческие.

Сначала определяется, к ка­кому из пяти типов профессий (1, 2, 3, 4 или 5) вы в наибольшей сте­пени склонны и способны. Затем определяется ваша преимуществен­ная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).

Наиболее удачный случай, когда склонности лежат в той же группе профессий, что и способности. Это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав профессию, вы не только смогли бы до­биться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.

Профессиональные склонности - стремление человека зани маться теми или иными видами профессиональной деятельности.

Однако не всегда нам нравятся именно те виды деятельности, ко­торые у нас больше всего получаются. В том случае, если наиболее привлекательный для вас квадрат на психологической карте профессий не совпадает с квадратом, характеризующим деятельность, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, ориентиро­ваться ли на ваше «Хочу» или на ваше «Могу».

Не существует правил, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии - склонностям или способностям. Тем более что в ходе жизни они часто сближаются. Если человеку нравится какой-либо вид деятельности, то он занимается им в течение большего времени, затрачивая на него больше усилий, поэтому соответствующие способ­ности могут развиваться и совершенствоваться. Но также верно и об­ратное. Если человек обладает выраженными способностями к какому-то виду деятельности, то он лучше с ним справляется и испытывает большее удовольствие, когда им занимается. Поэтому данный вид дея­тельности становится для него более привлекательным.

Если ваши профессиональные склонности не совпадают с вашей оценкой профессиональных способностей, то рекомендуется выяснить, каковы же ваши способности на самом деле.

Надеемся, что экспресс тесты, предлагаемые в этой книге, помо­гут Вам лучше узнать ваши профессионально-важные качества.

Человек - Природа

Люди этого типа профессии любят природу.

Предметом труда являются растения, животные, микроорганизмы и условия их среды обитания. Они создают условия для размножения и развития живых организмов в нужном для человека направлении.

Условия труда очень нестандартны и изменчивы. Поэтому важна способность или умение подмечать самые незначительные изменения в среде обитания животных и растений. Важно не просто видеть, но и предугадывать события в их поведении и делать это своевременно, т.к. возможны необратимые изменения -заболевания, гибель, поражения.

Человек, работающий в этом типе, должен иметь необходимый кругозор в общих основах растениеводства, животноводства, микро­биологии, химии и др. Требования к двигательной активности в раз­ных видах труда представителей этого типа профессий разнообраз­ны - от навыков рисования (уметь зарисовать то, что видишь под микроскопом) до управления машинами и их комплексами. Ё некоторых случаях требуются бережные движения (с семенами, с новорожденным молодняком животных), в некоторых- многократно повторяющиеся ручные усилия (при высадке растений, уборке урожая), иногда значи­тельные физические нагрузки.

Наряду с наблюдательностью по отношению к проявлениям жиз­недеятельности организмов, важны образная зрительная память, бога­тое воображение как основа предусмотрительности в сложных ситуа­циях работы с биологическими объектами.

Бережность и аккуратность в отношении к живым организмам -непременное личное качество профессионала. При работе с живыми процессами важно умение терпеливо ждать, считаясь с естественным их темпом развития.

Противопоказаниями к работе часто оказываются слабое здоро­вье, недостаточное физическое развитие, серьезные дефекты зрения, а также отсутствие интереса и особого уважительного отношения к живой природе.

Человек-Техника

Люди этого типа любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнь.

Представители профессий рассматриваемого типа умеют производить, участвовать в производстве вещественных продуктов труда, ви-1ов энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности. Они создают и поддерживают в рабочем состоянии ма­шины, механизмы, приборы, обрабатывают различные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный.

В данном типе используются различные способности, которые по­надобятся в той или иной профессии. В одних случаях требуется тонкое зрительное различие свойств материала или обстановки труда (сбор­щик электронных приборов, ткачиха), в других - надо на слух оценить работу оборудования (наладчик оборудования, мастер-диагност), в третьих - обоняние и вкус ориентируют человека (технология приго­товления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов.

Для специалистов этого типа важно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек, читая их, быстро понимает суть, целое и детали. Проектирование техники требует хорошего развития про­странственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.

Также необходим кругозор в области естественнонаучного знания и прежде всего по физике, химии, математике. Важно знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. А также знать многие строгие правила по эксплуатации техники, условиям безопас­ного труда и выполнять их.

Среди требований к двигательной активности необходимо указать такие, как точность и быстрота движений. Хорошая координация и обдуманность движений. Наличие различных двигательных навыков, ручная умелость.

Человек должен уметь сосредотачивать, переключать и распреде­лять внимание. Как правило высокие требования к глазомеру, слуху, обонянию, мышечной чувствительности.

При работе с техникой требуется дисциплинированность, предель­ная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знаний, умений.

Во многих профессиях этого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-двигательного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. В некоторых ви­дах труда требуется немалая физическая выносливость, и соответству­ющие профессии противопоказаны для женщин.

Человек - Человек

Представители профессий данного типа умеют руководить груп­пами, коллективами, сообществами людей, учить и воспитывать детей разных возрастов, лечить, осуществлять полезные действия по обслу­живанию различных потребностей населения.

Деятельность людей данного типа связана прежде всего с общени­ем. Поэтому у них должна быть хорошо поставлена и развита речь, как письменная, так и устная. Требования предъявляются к четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, ясности и понятности содержания высказываний. У них должно быть развито умение слу­шать других людей (не перебивая), понимать внутренний мир людей, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его поло­жении. Также немаловажен для людей этого типа профессий внешний облик.

Важны наблюдательность по отношению к человеку, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь людям, терпение.

Профессии данного типа требуют творческого склада ума, спо­собности ясно представлять варианты возможных последствий действий людей.

Профессионал данного типа- будь то учитель, врач или инспектор милиции - должен иметь немалый кругозор в области гуманитарных знаний. Очень кстати оказывается здесь жизненный опыт, и основан­ное на нем, понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело.

Противопоказаниями к данному типу профессий являются дефек­ты речи, невыразительная речь, замкнутость, необщительность, выра­женные физические недостатки, излишняя медлительность, равноду­шие к людям.

Человек - Знаковая система

Деятельность людей данного типа профессий связана с информа­ционным обеспечением, печатными источниками, цифровым материа­лом, контролем качества продукции, созданием документации, иност­ранными алфавитами, построением математических и химических фор­мул, разработкой схем, маршрутов, законодательством и др.

Представители этого типа должны хорошо уметь ориентироваться и разбираться в условных обозначениях, языковых системах, докумен­тах, текстах. Они создают и перерабатывают таблицы, схемы, черте­жи, тексты, формулы, перечни и каталоги каких-либо объектов.

Например, делопроизводитель или бухгалтер должны учесть мно­жество документов, следить за их происхождением, правильно их хра­нить и направлять нужным лицам. Программист, осмыслив задачу, поступившую от заказчика, порождает последовательную систему команд для машины, которая может привести к решению этой задачи.

Для человека важны быстрые и точные, координированные дви­жения пальцев рук (программист, оператор, наборщик), красивый и разборчивый подчерк (библиограф, секретарь, паспортистка).

Необходима систематичность в работе, аккуратность, хорошее сосредоточение внимания, способность воспринимать и удерживать в памяти словено-логическую информацию больших объемов. Также важны аналитическое мышление и критичность восприятия, усидчи­вость, настойчивость, терпение. Важна умственная работоспособность. Физически же этот труд чаще всего нетяжелый.


Человек - Художественный образ

Представители этого типа профессий умеют воплощать идею или оп­ределенное настроение в конкретном, непосредственно воспринимаемом целостном образа, а также оценивать и анализировать это воплощение.

Профессии связаны, как правило, с гармонией цветового решения (картины, архитектура, декорации, оформление чего-либо), художе­ственными стилями, эстетикой, музыкальным звучанием и отклонени­ем от темпа и пр.

Таким людям требуется нестандартное мышление, творческий под­ход, способность непредвзято видеть события, развитое эстетическое чувство. Важно чувствовать красоту и неповторимость жизненного события, произведения искусства. Важен художественный такт - ува­жительное отношение к произведению искусства.

Самовыражение у высокого профессионала является не целью, а неизбежным побочным следствием самозабвенной преданности делу и служению общественным идеалам.

Особенности творчества представителей этого типа профессий со­стоит в том, что они - новаторы по своей сути. Особенно ценится не­повторимое, единственное в своем роде, уникальное, нестандартное.

Очень важными качествами являются непредубежденность, раско­ванность художественной мысли, смелый полет фантазии, гибкость в принятии решений.

Но широкие горизонты творчества раздвигаются перед человеком только в том случае, если человек в совершенстве овладел навыками и приемами кропотливого труда (музыкант, художник, актер, певец).

Люди этого типа должны быть усидчивыми, терпеливыми, способ­ными к многократной переделке сделанного. К трудностям данного типа профессий относят длительные статические нагрузки отдельных групп мышц, высокие требования к органам чувств, опорно-двигатель­ному аппарату, немалые нервные нагрузки.
Классификация профессий по предмету труда


Тип профес­ сии

Предмет труда

Примеры профессий

Психологические качества

«Человек - природа»(П)

Различные живые орга­низмы, био­логические процессы

Микробиолог, агрохимик, гео­лог, животновод, агроном, зоотех­ник, ветеринар, врач, лесовод, озеленитель

лесник, садовод, овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик, микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант химико-биологического анализа.



Наблюдатель­ность, устойчи­вость внимания, склонность к на­блюдению, вы­носливость, тер­пеливость к не­достатку ком­форта

«Человек - техника» (Т)

Технические системы, веществен­ные объек­ты, мате­риалы, виды энергии

Слесарь, токарь, инженер-конструктор, опера­тор котельной, машинист, швея, сварщик, ка­менщик, маляр, механик, мон­тажник, плот­ник, штукатур, электрогазосварщик, электромонтёр

водитель, летчик, токарь, автослесарь, швея, столяр, шахтер, инженер-геолог, механик буровой установки, техник, ткач, электросварщик, наладчик, строитель, сборщик микросхем, ин­женер по эксплуатации, повар, пекарь, кондитер, технолог по перера­ботке пищевых продуктов.


Развитие нагляд­но-образного мышления, про­странственного воображения, техническая ос­ведомлённость и сообразитель­ность, развитие двигательных навыков, склон­ность к практи­ческому труду

«Человек - человек» (Ч)

Люди, груп­пы, коллек­тивы

Врач, медсестра, воспитатель, гу­вернер, учитель, тренер, офици­ант, продавец, проводник, сек­ретарь, следователь, милиционер, социальный работник, массажист, парикмахер

экономист, инженер, бухгалтер, чертежник, топограф, геодезист, программист, оператор ЭВМ, секретарь, пере­водчик, нотариус, контролер-кассир.


Коммуникатив­ные и организа­торские способ­ности, эмоцио­нальная устой­чивость, тактич­ность, выдержка, доброжелатель ость, речевые способности

«Человек -

Условные знаки, цифры, коды формулы, естественные или искусственные языки

Корректор, кассир, секретарь машинистка, оператор ЭВМ, переводчик, библиотекарь, наборщик, программист, бухгалтер, экономист, ревизор, статистик, чертежник, телефо-

Способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости

«Человек - художественный образ» (X)-

Произведения литературы, искусства

Дизайнер, художник, журналист, модельер, закройщик, копировщик, актер, ювелир, музыкант, архитектор, диктор, парикмахер, кондитер, фотограф, маляр, реставратор декоратор, цветовод

композитор, артист, писатель, режиссер, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву, вышивальщица,.


Развитый художественный вкус, эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение, склонность к творчеству, развитость речи

Шкалы: типы профессий - человек - человек, человек - техника, человек - знаковая система, человек - художественный образ, человек - природа

Назначение теста

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. Можно использовать при профориентации подростков и взрослых.

Инструкция к тесту

1) возьмите чистый лист бумаги и разграфите его на пять колонок:

I - «человек - природа »,

II - «человек - техника »,

III - «человек - знаковая система »,

IV - «человек - художественный образ »,

V - «человек - человек »;

2) читайте по порядку утверждения, и если вы соглашаетесь с ними, то со знаком «+» записывайте цифру, указанную в скобках, в соответствующую колонку на вашем листе (номер колонки указан римскими цифрами). Если не соглашаетесь, то выписывайте цифру со знаком «-». Например: «Я охотно и подолгу могу что-то мастерить, чинить» (П-1). Если вы с этим утверждением не согласны, то в колонку II («человек - техника») записывайте себе «-1». Если вы не можете ответить определенно, то вообще цифру не выписывайте;

3) ответив таким образом на 30 утверждений, подсчитайте суммы выписанных цифр (учитывая «плюсы» и «минусы») в каждой из колонок. Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, наименьшие (а тем более отрицательные суммы) - неподходящим профессиям.

Тест

1. Легко знакомлюсь с новыми людьми (V-1).
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить, чинить (II-1).
3. Люблю ходить в музеи, театры, на художественные выставки (IV-1).
4. Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями и животными (I-2).
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, решать задачи, чертить (III-1).
6. Охотно помогаю старшим по уходу за животными и растениями (I-1).
7. Люблю проводить время с младшими, когда их нужно чем-нибудь занять, увлечь делом, помочь им в чём-то (V-1).
8. Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах (III-1).
9. То, что я делаю своими руками, обычно вызывает интерес у моих товарищей, старших (II-2).
10. Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства (IV-2).
11. Я охотно читаю о растительном и животном мире (I-1).
12. Активно участвую в художественной самодеятельности (IV-1).
13. Охотно читаю об устройствах механизмов, машин, приборов (II-1).
14. Охотно разгадываю кроссворды, головоломки, ребусы, трудные задачи (III-1).
15. Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими (V-2).
16. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой (II-2).
17. Результаты моего художественного творчества одобряют даже незнакомые люди (IV-2).
18. Старшие считают, что у меня есть способности к работе с растениями или животными (I-2).
19. Обычно мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме (III-2).
20. Я почти никогда не ссорюсь (V-1).
21. Вещи, сделанные мной, одобряют и незнакомые люди (II-1).
22. Без особого труда усваиваю ранее незнакомые или иностранные слова (III-1).
23. Мне часто случается помогать незнакомым людям (V-2).
24. Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.. (IV-1).
25. С большим интересом читаю об охране природной среды, леса, животных (I-1).
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов (II-1).
27. Мне обычно удается убедить сверстников в том, что нужно делать так, а не иначе (V-1).
28. Охотно наблюдаю за животными или рассматриваю растения (I-1).
29. Без особых усилий и охотно разбираюсь в схемах, графиках, чертежах, таблицах (III-2).
30. Пробую свои силы в живописи, музыке, поэзии (IV-1).

Обработка и интерпретация результатов теста

Краткое описание типов профессий

I. «Человек-природа ». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:

Животные, условия их роста, жизни;
. растения, условия их произрастания.

Изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
. выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
. проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий «человек-природа»:

Развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
. поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.

II. «Человек-техника ». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:

Технические объекты (машины, механизмы);
. материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

. создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
. эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
. ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий «человек-техника»:

Хорошая координация движений;
. точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
. развитое техническое и творческое мышление и воображение;
. умение переключать и концентрировать внимание;
. наблюдательность.

III. «Человек-знаковая система ». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:

Тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
. цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
. чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
. звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:

Хорошая оперативная и механическая память;
. способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
. хорошее распределение и переключение внимания;
. точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
. усидчивость, терпение;
. логическое мышление.

IV. «Человек-художественный образ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:

Художественный образ, способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
. воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
. размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:

Художественные способности; развитое зрительное восприятие;
. наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
. знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

V. «Человек-человек ».

Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

Воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
. медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
. бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
. информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
. защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий «человек-человек»:

Стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
. устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
. доброжелательность, отзывчивость;
. выдержка;
. умение сдерживать эмоции;
. способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
. способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
. способность владеть речью, мимикой, жестами;
. развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
. умение убеждать людей;
. аккуратность, пунктуальность, собранность;
. знание психологии людей.

: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: , техника, знак, природа . В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности . Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды .

Название

Тип личности

Тип профессиональной среды

Реалистический

Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.

Исследовательский

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.

Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.

Артистический

Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны.

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Социальный

Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Предпринимательский

Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.

Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.

Конвенциональный

Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды

Тип личности

Тип среды

Реалистический

Исследовательский

Артистический

Социальный

Предпринимательский

Конвенциональный

  • «+» — благоприятно
  • «++» — очень благоприятно
  • «-» — не благоприятно
  • «- -» — очень не благоприятно

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕСА «IQ»

КОГАОУ ДПО «Учебный центр УГСЗН Кировской области»

610005 г.Киров, Октябрьский пр-т 44,

e-mail: [email protected]

Профессиограммы

2013 г.
Список профессиограмм «Человек-Техника»
Название профессии (специальности) Страница


  1. Автоклавщик

  2. Автоматчик

  3. Автомеханик

  4. Аккумуляторщик

  5. Аппаратчик

  6. Арматурщик

  7. Архитектор

  8. Асфальтобетонщик

  9. Бетонщик

  10. Вальцовщик

  11. Вальщик леса

  12. Водитель

  13. Водитель автобуса

  14. Водитель грузовых машин

  15. Водитель погрузчика

  16. Водитель электро и автотележки

  17. Врач-стоматолог

  18. Вышивальщица вручную

  19. Вышивальщица на машинах и автоматах

  20. Вязальщица трикотажных изделий

  21. Газовщик

  22. Газорезчик

  23. Гальваник

  24. Гидрометеонаблюдатель

  25. Гончар

  26. Горничная

  27. Гравер в слесарном производстве

  28. Жестянщик

  29. Животновод

  30. Заточник

  31. Заточник деревообрабатывающего инструмента

  32. Зоотехник

  33. Зубной техник

  34. Изготовитель художественных изделий из бересты

  35. Изготовитель художественных изделий из дерева

  36. Изготовитель художественных изделий из лозы

  37. Инженер-исследователь

  38. Инженер АСУ производства

  39. Инженер по защите информации

  40. Инженер по стандартизации и сертификации

  41. Инженер по проектно-сметной документации

  42. Инженер-программист

  43. Кабельщик-спайщик

  44. Каменщик

  45. Кондитер

  46. Контролер деталей и приборов

  47. Котельщик

  48. Кровельщик

  49. Лаборант химического анализа

  50. Лесоруб

  51. Логистик

  52. Машинист автокрана

  53. Машинист башенного крана

  54. Машинист бульдозера

  55. Машинист котельных установок

  56. Машинист экскаватора

  57. Младшая медицинская сестра

  58. Монтажник железобетонных конструкций

  59. Монтажник сантехнических систем и оборудования

  60. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

  61. Намотчик катушек

  62. Наладчик станков с ЧПУ

  63. Облицовщик-плиточник

  64. Обувщик

  65. Озеленитель

  66. Оператор ЭВМ (Оператор ПК)

  67. Паркетчик

  68. Пекарь

  69. Печник

  70. Плавильщик

  71. Плотник

  72. Повар

  73. Портной

  74. Проводник пассажирского вагона

  75. Рамщик

  76. Сверловщик

  77. Слесарь механосборочных работ

  78. Слесарь по КИПиА

  79. Слесарь по ремонту автомобилей

  80. Слесарь по сборке металлоконструкций

  81. Слесарь - ремонтник

  82. Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования

  83. Специалист по издательскому делу

  84. Специалист по кадастру

  85. Станочник деревообрабатывающих станков

  86. Станочник широкого профиля

  87. Столяр

  88. Стропальщик

  89. Токарь

  90. Токарь-расточник

  91. Тракторист-машинист сельскохозяйственного профиля

  92. Уборщик производственных помещений

  93. Фермер

  94. Фотограф

  95. Формовщик

  96. Фрезеровщик

  97. Химик-технолог

  98. Хозяйка усадьбы

  99. Часовщик по ремонту часов

  100. Чертежник

  101. Швея

  102. Шлифовщик

  103. Штамповщик

  104. Штукатур-маляр

  105. Эколог

  106. Электрогазосварщик

  107. Электромонтер

Профессиограмма - характеристика профессии
Профессиограмма - это описание профессии или специальности с требованиями, которые они предъявляют к человеку.

Профессиограммы соответствующих профессий есть на предприятиях, в профессиональных училищах, можно с ними ознакомиться в центрах занятости населения.


Профессиограмма обычно содержит следующую информацию:
1. Общие сведения о профессии :

Значение и распространенность профессии;

Перспективы развития профессии;

Смежные профессии;

Уровень образования и сведения о профессиональной подготовке.
2. Характеристика процесса труда :

Основные профессиональные обязанности специалиста, рабочие операции;

Рабочее место, орудия труда;

Характер работы.


3. Санитарно-гигиенические условия труда:

Режим труда;

Микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);

Возможные профессиональные заболевания.


4. Требования профессии к специалисту :

Интересы и склонности;

Способности, умения и навыки, основные качества, которыми должен обладать работающий.
5. Требования к здоровью, медицинские противопоказания.
6. Возможности профессионального обучения.
7. Родственные профессии .

Чем больше вы будете знать о профессии, тем больше вероятность, что не столкнетесь с какой-либо неожиданностью в процессе выбора профессии или трудовой деятельности.

Что такое ПВК?
ПВК - профессионально - важные качества личности . По ним судят о профессиональной пригодности человека к той или иной профессии.
Профессиональная пригодность - один из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. Как мы выяснили, любая профессия предъявляет к человеку определенные требования.
Требования к состоянию здоровья, профессиональной квалификации, способностям - это и является профессионально-важными качествами личности .
Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии.
Поможет сориентироваться в огромном мире профессий классификация профессий.

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Существуют разные квалификации профессий: по первой букве их названия, по характеру труда (умственный или физический), по отраслям хозяйства или сфере материального производства, по уровню квалификации и т.д.

Классификация профессий и требования, предъявляемые профессией к человеку.
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Предмет труда;

Цель труда;

Орудия труда;

Условия деятельности.

Действительно, когда человек работает его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то делать - цель труда . Реализуется эта цель посредством орудий труда . И естественно, для человека важно знать условия, в каких протекает работа.

Эти признаки определяют сумму требований, предъявляемых профессией к человеку.

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии , а также знать свои индивидульно-психологические особенности, что бы соотнести их с этими требованиями.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий по предмету труда, разработанная Евгением Александровичем Климовым, которая наиболее подходит при выборе профессии. В последнее время данная классификация получила расширение за счет выделения большого круга профессий рыночных специальностей, связанных с бизнесом.

В соответствии с объектом труда выделяют следующие группы профессий:


1. ЧЕЛОВЕК-ЖИВАЯ ПРИРОДА (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и живыми организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, ветврач, полевод, животновод, кинолог, фермер, геолог).
2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (Т). Работники имеют дело с неживыми и техническими объектами труда (слесарь, автомеханик, водитель, инженер, моторист, плотник, штукатур, сварщик, конструктор, контролер, физик, химик).
3. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (учитель, менеджер, врач, страховой агент, воспитатель, няня, продавец, социальный работник, массажист, психолог).
4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей этого типа (бухгалтер, программист, оператор ПК, радиомонтажник, экономист, телефонист, машинистка, переводчик, кассир).
5. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа (артист, дирижер, художник, маляр, портной, повар, парикмахер, музыкант, архитектор).
6. ЧЕЛОВЕК-БИЗНЕС (Б). Выделен в последнее время в связи с потребностью рынка труда. Сюда относятся специальности: менеджеры, биржевые маклеры, аудиторы, брокеры, дилеры и другие профессии, связанные с коммерческой деятельностью.
По характеру труда выделяют 2 класса профессий :
А) Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (медсестра, продавец, машинист, оператор, станочник, плотник, парикмахер и т.д.)

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом , исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого оригинального мышления, и, как правило высшего образования (врач, менеджер, психолог, учитель. юрист, инженер, экономист, архитектор).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из 5 типов и на основании характера труда к одному из 2-х классов.


Для того чтобы узнать о своей профессиональной направленности, можно воспользоваться различными тестами и методиками (например: Дифферинциально - диагностический опросник Е.А. Климова, Опросник профессиональной готовности Кабардовой, модифицированный ОПГ- 6 и др.).

Классификация профессий

по предмету труда, сфере деятельности (по Климову)


Предмет труда

Сфера деятельности

Требования

Ч-Ч

люди, группы, коллективы.

(взаимодействие людей, управление, руководство людьми и коллективами)



- медицинское обслуживание;

Воспитание, обучение;

Бытовое обслуживание;

Информационное обслуживание

(библиотекари, экскурсоводы

лекторы...);

Защита общества и государства


- склонность и умение работать с

людьми;


- понимать людей и разбираться в

их особенностях;

Чуткость, внимание, вежливость;

Высокий уровень общительности;

Выдержка, уравновешенность;

Широкий кругозор;

Умение убеждать;

- речь, эрудиция.


Ч-Т

техника,

машины, механизмы


- создание, монтаж, установка,

сборка, наладка технических

устройств;

Эксплуатация технических

Ремонт технических средств.



- развитые пространственные

представления;

Комплекс двигательных навыков;

Сенсомоторная координация;

Техническое мышление;

Исполнительская дисциплина;

Аккуратность;

Физическая выносливость.



Ч-П

живая природа (животные, растения)

- изучение, исследование, анализ;

Уход за растениями и

животными;

Профилактика и лечение

заболеваний растений и

животных;

Природопользование (работа с

продуктами питания);

Преобразование природы;

Охрана природы.



- любовь к природе (не хобби, а

связанная с познанием ее законов

и применением их);

Творческое мышление;

Физическая выносливость;

Работоспособность;

Самостоятельность;

- дальновидность.


Ч-З

тексты, цифры, чертежи, условные знаки, коды

- тексты на родном или

иностранном языке (корректор,

редактор, машинистка,

переводчик...);

Цифры, формулы, таблицы

(программист, оператор ЭВМ,

диспетчер, кассир, менеджер);

Чертежи, карты, схемы

(чертежник, закройщик,

копировщик);

Звуковые сигналы (радист,

телеграфист).



- абстрактное мышление и

воссоздающее воображение;

Усидчивость, сосредоточенность;

Устойчивость внимания;

Способность работать в одиночку;

Оперирование числами.


Ч-Х/О

живопись, искусство

- создание, проектирование,

моделирование худ. произвед.

(композитор, модельер);

Воспроизведение, изготовление

различных изделий (ювелир,

гравер, реставратор);

Воспроизведение, копирование

(фотограф).



- художественные способности;

Развитый художественный вкус;

Образность и гибкость мышления,

творческий склад;

Чувствительность;

Тонкость восприятия;

Образная память;

Психомоторные способности;

Способность к практическому

созданию красоты.