Что нужно было чарли чаплину для фильма. ThePerson: Чарли Чаплин, биография, творчество, история жизни

Чарли Чаплина можно смело назвать одним из самых известных людей, которые жили на земле. Может, некоторые подростки и не знают, кто он, но карьера легенды немого кино длилась целых 75 лет. Он как Микки Маус из человеческого мира, икона, узнаваемая людьми по всему миру.

Но кем на самом деле был Чарли Чаплин? Он был удивительным и сложным человеком. В этой статье мы расскажем вам о некоторых фактах, которые вы не найдёте на первой странице Википедии.

1. У Чарли Чаплина было 4 жены, каждая из которых была намного моложе него

Когда ему было 29 лет, он женился на 16-летней Милдред Харрис, но они развелись 2 года спустя. Когда ему было 35 лет, он женился на другой 16-летней девушке - Лоллите Макмюрей. Свадьба состоялась в Мексике, чтобы избежать проблем с законодательством США. Их брак распался спустя 3 года. Развод привлёк много внимания. Следующей избранницей Чарли Чаплина стала Полетт Годдар. Они поженились 1936 году, но их отношения начались гораздо раньше – в 1932 году. Полетт было 22 года, а Чарли Чаплину – 43 года. Они развелись через 6 лет «без публичной суеты». Последней женой Чарли Чаплина стала Уна О’ Нил, дочь драматурга Юджина О’ Нила. Разница в возрасте между ними была колоссальной: знаменитому комику было 54, а его жене – 18 лет.

2. В 1975 году – за пару лет до своей смерти – Чарли Чаплин решил принять участие в конкурсе двойников Чарли Чаплина во Франции и занял лишь третье место


Некоторые считают, что это произошло из-за цвета его глаз – в жизни они были пронзительно-синими, а судьи и зрители видели Чарли Чаплина только с серыми глазами в чёрно-белых фильмах и на фотографиях.

3. Чарли Чаплин был перфекционистом и на съёмках фильма «Огни Большого города» заставил актрису Вирджинию Черилл переснимать одну сцену 342 раза


4. Его первый платный концерт состоялся, когда ему было 7 лет


Чарли был танцором мюзик-холл. В 14 лет он получил свою первую роль в театре и сыграл посыльного Билли в пьесе «Шерлок Холмс» (на фото выше).

5. Фильмы Чарли Чаплина показывались на потолках госпиталей во время Первой мировой войны


Чаплин был британским гражданином, который жил в Америке во время Первой мировой войны. Он официально не поддерживал ни одну из сторон, однако его комедийный талант был использован для повышения морального духа раненых в госпиталях.

6. Чарли Чаплин снял фильм, который вы никогда не видели


Несмотря на признание, которое получил Чарли Чаплин, не все его фильмы сохранились до наших дней. «Её друг – бандит» - потерянный фильм великого актёра и режиссера, известный только по современным обзорам.

7. Он сам сочинял музыку для большинства своих фильмов


Чарли Чаплин не знал нот, но он сочинял музыку для большинства своих фильмов и мог играть на виолончели и фортепиано на слух. Возможно, вы слышали музыку Чарли Чаплина и даже не знаете об этом. Нэт Кинг Коул положил слова на инструментальную тему “Smile”, написанную Чарли Чаплином для его фильма «Новые времена».

8. Ку-клус-клан протестовал против его фильма 1923 года


Несмотря на любовь и признание, которые Чаплин получил ещё при жизни, была по крайней мере одна группа, которая считала, что он зашёл слишком далеко в своём юморе. Это был Ку-клус-клан. Региональное отделение в Южной Каролине протестовала против фильма Чарли Чаплина «Пилигрим» . Почему? Потому что Чаплин сыграл сбежавшего преступника, который притворился протестантским пастором. Это их задело.

9. Он сам монтировал большинство своих фильмов


Чарли Чаплин был очень увлечён созданием своих фильмов: он снимался в них сам, режиссировал, продюсировал и даже редактировал практически всё, что когда-либо снимал. Он был известен тем, что снимал больше, чем ему нужно, а потом монтировал фильмы в своей комнате. Например, фильм «Огни большого города» был отснят на 314 256 футах (96км) плёнки, из которых осталось 8 092 фута (2,5 км).

10. Он умер во сне в день Рождества


Чаплин умер в пожилом возрасте в день Рождества в 1977 году в своём доме в Швейцарии. Рядом с ним была его жена Уна и их семеро детей. Сообщается, что он умер «в мире и покое» около 4 утра «за несколько часов до того, как начнётся традиционный рождественский праздник его семьи». Его жена сказала прессе: «Чарли принёс так много радости, и хотя он долго болел, жаль, что он ушёл навсегда в день Рождества». На фото Джек Леммон вручает Чарли Чаплину премию Американской Киноакадемии в 1972 году в возрасте 83 лет.

Описание фотографии

В 1917 году Чарли Чаплин стал самым дорогим актером того времени, заключив со студией «Фёрст Нэшнл» контракт на $1 млн.

Чаплин был левшой, и даже на скрипке играл с левой руки.

В дореволюционной РФ киноленты Чаплина не пользовались успехом. Характерно выражение о их, опубликованное в журнальчике «Проектор»: «…Чаплин далековато не комический актёр. Он просто клоун, просто „тот, кто получает пощёчины“. <...> У нас в России Чаплин не имеет возможности иметь этого фуррора: он очень груб, чрезмерно примитивен, мало изящен. <...> Такие комики, как Макс Линдер, Пренс, Паташон, в том числе и Андре Дид, нам несравненно ближе и понятней».

Во время съёмок фильма «Великий диктатор» Чаплина предупреждали, что у фильма будут неприятности с цензурой. Чаплина просили отказаться от производства фильма, уверяя, что он никогда не будет показан ни в Англии, ни в США чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Фильм был запрещен Адольфом Гитлером, в Германии запрет оставался в силе до 1958 года. Однако сам фюрер посмотрел «Великого диктатора» дважды.

В 1954 году Чаплин был награждён советской Международной премией Мира

Описание фотографии

Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников себя самого (образ Бродяги). По одной версии он занял в конкурсе второе место, по другой версии - третье.

Один из гениев кинематографа так и не был удостоен «Оскара». Только на закате жизни ему дали статуэтку, но не за конкретную работу, а за заслуги в целом, как многим другим кино ветеранам.

Тело Чаплина была украдено из могилы. Похитители требовали с родственников выкуп и угрожали уничтожить добычу, если не добьются своего. 11 недель спустя полиция их поймала, тело актера вернули, но чтобы избежать повторения событий, могилу на этот раз не стали засыпать землей, а залили цементом.

Описание фотографии

Правила счастливого человека от Чарли Чаплина

В своей автобиографии, которую Чаплин назвал просто «Моя автобиография», актер прописал 12 истин, познание которых сделает вас счастливым человеком:

Если вы сегодня не смеялись – считайте, что день потерян.

В мире все непостоянно – особенно неприятности.

Жизнь кажется трагической, только если смотреть на нее со слишком близкого расстояния. Отойдите и наслаждайтесь.

Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем.

Чтобы научиться по-настоящему смеяться, научитесь играть с тем, что делает вам больно.

Не привыкайте к роскоши. Это грустно.

Провалы совершенно ничего плохого не значат. Нужно быть очень смелым человеком, чтобы с треском проваливаться.

Только клоуны по-настоящему счастливы.

Красота – это то, что не нужно объяснять. Ее всегда видно и так.

Иногда нужно делать неправильные вещи в правильное время и правильные вещи в неправильное.

Не поддавайтесь отчаянью. Это наркотик, который делает с человеком самое страшное – он делает человека безразличным.

Только чокнутый может выжить в этом сумасшедшем мире. Не стесняйтесь себя.

Фильм «Цирк», 1923 год

Фильм «Огни большого города», 1931 год

Фильм «У моря», 1915 год

125 лет назад родился 
Чарльз Спенсер Чаплин - человек, ставший синонимом 
кинематографа XX века. Кинопродюсер-первопроходец Мак Сеннет, первым давший Чаплину работу в кино, утверждал, что о Чаплине будут говорить и 100 лет спустя. Будут и через 500 - если будет кому. Но, к сожалению, в последние десятилетия чаплинской трогательности, пусть тщательно отремастированной и переизданной в формате Blu-ray, почти не осталось места в современном кино. Однако у нас есть его фильмы, в которых смех так часто шел рука об руку со слезами.

В возрасте семи лет Чаплин ночевал на скамейках в парке, если не был в это время в работном доме. Его мать, певица, содержалась в сумасшедшем доме, а предполагаемый отец, артист мюзик-холла Чарльз Чаплин-старший, пил по-черному и умер, когда Чарли было десять. По одной из легенд, Чаплин вообще родился в цыганском караване, стоявшем близ Бирмингема, - свидетельства о рождении сам артист так и не нашел. Чаплин как будто бы пришел из ниоткуда. Детство его было адски трудным.

Его путь к успеху можно описать одним абзацем. Маленький Чарли не пробовал масла, был стеснительным, болезненным ребенком и рос в атмосфере супружеских измен, алкоголизма и безумия. Чтобы прокормить себя, он отплясывал со шляпой в руке на улицах Лондона. В девять лет он уже колесил по Британии с «Парнями из Ланкашира», группой сельских чечеточников, а в 14 получил первую роль в театре. На пробах он больше всего опасался, что его попросят прочесть несколько реплик, - он был неграмотным. В 21 год он отправляется с труппой Карно (в ее составе был также комик Стэн Лоурел) на гастроли в Америку и решает остаться там. Bсего спустя четыре года, в 25 лет, он уже был кинозвездой и получал астрономические по тем временам деньги - $1000 в неделю.

Несмотря на свои доходы, Чарли носил самую захудалую одежду и совершенно не интересовался собственным внешним видом или даже чистотой. Привыкший к нищете, он сделал своей второй натурой строжайшую экономию во всем, и успех никак не повлиял на него. Он никогда не покупал себе выпивку и никого не угощал. Его коллеги по театру прозвали его странным. И когда он наконец ушел из театральной труппы, чтобы полностью посвятить себя молодому тогда кинематографу, никто по нему особенно не скучал.

Чаплин преклонялся перед Максом Линдером, королем французских немых фильмов, слащавым кинокомиком, снимавшимся в комедиях с 1908 года. Когда Линдер после Первой мировой войны прибыл в Голливуд, Чаплин подарил ему свой портрет с надписью «Профессору Максу от его ученика». В короткометражке «Роман Макса» (1912) обувь его обладателя сама по себе влюблялась в женские туфли соседки по гостинице. Чаплин завел себе такие же высокие черные штиблеты на застежках и носил их десятилетиями после того, как они вышли из моды. Но в своих фильмах Чаплин обошел своего учителя на многие мили - он невероятно быстро двигался, вставлял в сцены больше гэгов, а сюжет двигал вперед при помощи жестов и языка тела. Секрет успеха Чаплина, наверное, заключался в том, что он объединил в образе своего Бродяги обоих цирковых клоунов, рыжего и белого - манерного, элегантно обтянутого Пьеро и неуклюжего Огюста в широких штанах и безразмерных ботинках.

Личность Чаплина очень сильно контрастировала с его милым экранным образом. Чаплин был эгоцентриком - бытует анекдот, что в ответ на замечание ассистента, что в кадре видны рельсы для операторской тележки, Чаплин ответил: «Если в кадре буду я, то публика ни на что другое смотреть не будет».

В короткометражке «Женщина» (1915) его Бродяга переодевается в женскую одежду, сбривает усы и становится уже даже не женоподобным, а полностью утрачивает какие-либо мужские черты - он флиртует, улыбается, очаровывает. Чаплин густо красил ресницы, подчеркивая свою красоту для всего мира. И мир отвечал ему взаимностью - особенно женщины и дети. Много говорилось о том, что Чаплин предпочитал женщин гораздо моложе себя. Его первой любви было 15 лет, когда они познакомились. В возрасте 53 лет Чаплин влюбился в 17-летнюю Уну О’Нил и вынужден был отвечать в суде по обвинению в аморальном поведении. Но сам Чаплин не придавал сексу основополагающего значения и предпочел в автобиографии совсем умолчать об этой стороне своей жизни.

Эпидемия чаплинита

До 30 лет его жизнь была тихой и без каких-либо скандалов, если не считать его безумной популярности. Задолго до битломании, в 1915 году, началась эпидемия чаплинита - по подобию комика изготовлялись игрушки, куклы и карты. Устраивались и конкурсы на лучших имитаторов кинокомика - по легенде, Чаплин принял участие в одном из них и был снят за недостаточную реалистичность.

Он отошел от слэпстиков, в которых ловко отвешивал толстым усачам пинки, и стал вплетать в свои комедии мрачные проблемы, тяготившие общество. Потеря родителей и опека сирот в «Малыше» (1921), социальное неравенство в «Огнях большого города» (1931), всемирный экономический кризис в «Новых временах» (1936), нацизм в «Великом диктаторе» (1940). Чаплин наглядно и без лишних слов совмещал понятные всем шутки с не менее понятными горестями, мастерски переходил от одной эмоции к другой, совершенно противоположной, и гордился тем, что его фильмы смотрят даже в тех регионах, где никогда не слышали об Иисусе Христе.

Ленин искал встречи с ним, Гитлер копировал форму его усов - сильных мира сего восхищала его безразмерная власть над зрительскими массами. Перед Чаплиным равны были все - и политики, и неграмотные индусы, и архитекторы школы Баухауз, восторгавшиеся полным отсутствием человечности в его образе. «Разве эти чаплинские усики не все, что у Европы осталось от лица?» - задавался вопросом Владимир Маяковский в 1923 году.

Но мир разлюбил Чаплина так же стремительно, как и полюбил. За свои социалистические пристрастия и открытую симпатию к коммунизму ему пришлось отвечать перед Комитетом по антиамериканской деятельности. В ресторанах люди нарочито отсаживались от него. А когда он отправился в Лондон, то на полпути через океан выяснилось, что его виза для обратного въезда в Штаты аннулирована. Голливудская колумнистка Хедда Хоппер письменно просила директора ФБР Дж. Эдгара Гувера предоставить ей дело Чаплина, чтобы атаковать суперзвезду: «Дайте материалы, и я ударю по нему». И хотя у Гувера лежало пухлое досье на Чаплина с отчетом о связях последнего с немецкими социалистами от искусства - эмигрантами Хансом Эйслером и Бертольдом Брехтом, суровый директор ФБР ей отказал.

Чаплин пробыл изгоем до конца жизни, уединившись в Швейцарии по соседству с Владимиром Набоковым (и, возможно, послужив прототипом для героя «Лолиты»). В это время он с удовольствием вспоминал ранние дни на студиях Keystone и Essanay, когда он был свободен, счастлив и мог легко делать все что угодно. Как говорил он сам: «Все, что мне нужно для комедии, это парк, полицейский и красивая девушка».

«Мсье Верду»
(1947)

Сценарий написал Орсон Уэллс, который хотел снять Чаплина в роли Анри Ландрю, серийного убийцы начала века, которому приписывали убийства более 300 женщин. В итоге Чаплин снял сам себя, выкупив сценарий у Уэллса за $1500, перенеся действие в современность. Черная комедия стала первым послевоенным фильмом Чаплина, и если в «Великом диктаторе» он пародировал Гитлера, то здесь вселенная Чаплина перевернулась - маленький Бродяга мутировал в профессионального двоеженца, жеманно оправдывающегося на суде тем, что его грехи на фоне оружия массового уничтожения смотрятся довольно скромно: «В сравнении с ними я дилетант».

«Огни рампы»
(1952)

Над адаптацией 1000-страничного романа о старом клоуне по имени Кальверо и юной балерине Чарли работал много лет. Фильм должен был стать прощальным поклоном артиста. Действие разворачивается в 1914 году, когда Чаплин снял свою первую картину, и изобилует цитатами из ранних фильмов Чаплина и ностальгией по временам мюзик-холла эпохи его родителей. Чарли пригласил сняться в фильме своего давнего соперника Бастера Китона, думая, что окажет тому большую услугу, но их совместная сцена вышла крайне неловкой. В результате «Огни рампы» получились последним, очень личным размышлением Чаплина о природе смеха и о смерти всех эмоций.

«Король в Нью-Йорке»
(1957)

Жил когда-то человек, который умел всех смешить. Смешил он взрослых, смешил детей, смешил даже самого себя. И было у клоуна несколько золотых правил его жизни. Придерживался этих правил великий актер, сам от них не отступал и других призывал к их осуществлению.

Одним из правил Чаплина стал пунктик такого рода: Только клоун по-настоящему счастлив.

Как же вышло так, что Чаплин считал это выражение настолько главным, что даже в правила его включил? Чем занимался клоун по жизни и по долгу своей профессии:

  1. смешил людей разными нелепыми ситуациями, в которых мог оказаться любой и не раз
  2. умел показать выход из нелепой ситуации, но с тонкой линией юмора, дабы не обидеть ранимые души общества
  3. в жизни вел себя как лоун, так как уже умел профессионально выходить из нелепых ситуаций красиво, с долей иронии и с улыбкой на устах.

Все эти профессиональные умения помогают клоуну по-настоящему ценить то, что происходит вокруг него. Как воспринимает нелепую ситуацию обычный человек: Он расстраивается, плачет, становится угрюмым на много часов, не видит от горя друзей, бодрящих его. Некоторые даже в депрессию впадают.



А что делает клоун? попав в нелепую ситуацию не на сцене, а в жизни, клоун со смехом выкручивается, забывает о ней моментально и дальше радостно движется по жизни! Вот в чем истинное умение клоуна - уметь отбросить нелепость, не дать ей затмить свою жизнь мрачной тучей.

Вот об этом сказал в своем правиле Чаплин: только клоун по-настоящему счастлив.

Что же сделал артист? Смотрел на товарища по несчастью минут пять грустным клоунским взглядом, а потом взял бутылку и разбил ее о камень. На вопрос водителя, зачем он так сделал, клоун ответил: сколько раз я показывал комиксы о пьянстве, а ты теперь предлагаешь мне стать таким? Предлагаешь стать тем, кого я высмеиваю?

Клоун был возмущен безгранично, а водитель больше никогда не думал запивать горе из бутылки со спиртным напитком. Урок клоуна запомнился ему надолго.

Можно ли сделать из этой истории какой-то вывод? Да. Можно. клоуны так часто показывают изнанку жизни, осмеивая недостатки, что сами никогда не пожелают быть таким вот центром внимания в обществе. Также клоуны знают: смешат людей не только ради денег, а потому, что людям радости не хватает, вот и улыбается клоун по жизни даже в трудной ситуации, так как верит - улыбка творит чудеса.

Тут уже совсем уместно стало вспомнить не только клоунов, а еще и детский мультфильм об улыбке и знаменитую фразу "от улыбки станет всем светлей!". Да, действительно станет, и клоун об этом знает. Используйте улыбку как оружие против зла и оно отступит, так как улыбка несет свет в души людей, тот свет, который имеет живительную силу для каждой живой души.

Чарльз Чаплин и Уна О"Нил в окружении детей ©Fonds Debraine

В Швейцарии не только открыли дом-музей самого известного в мире актера, но и построили целую студию Charlie’s World - титанический проект совместно с музеем Grévin. В доме - личная жизнь актера, а в студии - все история творчества великого комика. Журналист RFI Елена Серветтаз в день открытия посетила Chaplin’s World и Manoir de Ban, швейцарское поместье британского актера, построившего карьеру в Голливуде, но так никогда и не получившего американского паспорта.

На старых фотографиях, в которых нет недостатка в швейцарском поместье Чарльза Чаплина, актер почти всегда в окружении детей. В какой-то момент семья даже напечатала специальную фотографию-открытку к Рождеству: в центре Чарльз Чаплин с женой Уной О’Нил.

Улыбающаяся Уна в маленьком черном платье, Чаплин с улыбкой на лице в шикарном костюме с галстуком и обязательным белоснежным платочком. За спинами родителей - восемь детей Чаплинов, четверо из которых не только выросли, но и родились здесь, в семейном поместье в Корзье-сюр-Веве, распложённом внутри огромного парка. Уна Чаплин носила пятого ребенка, когда они переехали.

«Мама любила рожать, а папа любил видеть ее беременной», - шутила старшая дочь Чаплина Джералдина.


Manoir de Ban - последняя резиденция «самого известного человека в мире». В Швейцарии Чарльз Чаплин прожил 25 лет после того, как покинул США, где в то время буйствовал сенатор Маккарти и велась «охота на ведьм». Там Чаплина преследовало ФБР, а некоторые журналисты и ассоциации даже призывали к бойкоту его фильмов.

Америка Чаплина и переезд

В Америке Чарльз Чаплин прожил около 40 лет, но так и не получил американского гражданства, путешествуя всю жизнь с паспортом гражданина Великобритании. В США Чаплин реализовал то, что называется «американской мечтой», и даже стал ее воплощением. Но там же Чарльза Чаплина осуждали за фильм «Великий диктатор». Мало кто знает, что снимать картину ему пришлось самому, на свои деньги вместе с братом Сидни.

Американские финансисты считали, что Германия была в то время защитой от коммунизма. Через шесть дней после того, как Франция и Великобритания вступили в войну с нацистской Германией, Чарльз Чаплин приступил к съемкам.

В США «Великий диктатор» вышел в конце 1940 года, а Европе нужно было ждать еще окончания войны, чтобы увидеть этот фильм…

«Я никогда не снял бы этот фильм, если бы в тот момент знал про лагеря», - говорил Чаплин потом.

Уна и Чарльз Чаплин подписали документы на покупку поместья с парком неподалеку от Женевы 31 декабря 1952 года. Manoir de Ban - здание 1850-х с 14 комнатами с прекрасной мебелью. Как писала швейцарская пресса того времени, «комната мадам - „Мари-Антуанетта“, комната месье - „Ампир“».


«Две разные истории - Чарльз и Чарли»

Идея создания большого музея, посвященного Чарли Чаплину и его произведениям, родилась в 2000 году в Швейцарии в результате встречи швейцарца Филиппа Мейлана и канадца Ива Дюрана. Первый - архитектор и друг семьи Чаплинов, второй - большой фанат творчества Чаплина. Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон (Jean-Pierre Pigeon) рассказывает, что дом и музей специально разделили и что студия была построена не вплотную к дому актера.

«Когда вы смотрите на Мануар, дом Чарльза Чаплина, это место посвящено только семье, его личной жизни, а студия посвящена шедеврам Чарли, это две разные истории - Чарльз и Чарли» , - говорит он.

В доме Чаплина - домашние видео, которые снимала его жена Уна О’Нил. Если отталкиваться только от старых кинопленок, то покажется, что Чарльз Чаплин шутил без остановки.

Жан-Пьер Пижон: «Да. Он очень любил шутить, это видно, но в какой-то момент все же он стал отцом. Он не был шутником круглосуточно, конечно. Так, по крайней мере, говорят его дети».


Однако британский писатель Питер Акройд в своей книге не прячет темных сторон биографии Чаплина. Так он писал, что в отношении женщин у Чаплина была настоящая «булимия» и обходился он с ними не всегда элегантно, в том числе и с женой Уной о’Нил. В работе он тоже был тираном, в жизни - достаточно экономным, панически боящимся потерять все свои накопления.

Трудное детство

Боязнь остаться без денег, видимо, была связана с крайне трудным детством Чарльза Спенсера Чаплина. То, что мы позже увидим в фильме «Малыш», Чаплин пережил сам - голод, холод, скитания по улицам, ночи в ночлежках. После развода родителей маленький Чарльз с братом Сидни остались жить вместе с матерью, Ханной Чаплин.

В музее Chaplin’s World первые залы тоже не выглядят радостными - таким, собственно, и было детство Чаплина. «Единственное, что Чаплин запомнил в цвете - это транспортные билетики, которые в Лондоне валялись повсюду, все остальные его воспоминания были черно-белыми» , - рассказывает в интервью RFI Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон.

Однако Чаплин никогда не попрекал бедностью своих родителей. Мать - бывшая эстрадная актриса, рассталась с отцом - некогда талантливым актером - из-за его пристрастия к вину.

Фильм «Малыш», 1921 год. © Roy Export SAS

В книге Чаплина «My Autobiography» (изд. Penguin Modern Classics), которую он написал в этом же доме в Швейцарии, работая по шесть-восемь часов в день, видно, насколько сильно Чарльз любил свою мать, даже в те моменты, когда она не могла содержать их. Жить было настолько тяжело, что из-за голода мать Чарльза Чаплина временно теряла рассудок и была вынуждена проходить курс реабилитации в психиатрических больницах. Но в своей автобиографии Чаплин написал матери целую оду.

Чарли Чаплин: «Каждый вечер, возвращаясь из театра, моя мама имела обыкновение выкладывать на столе сладости для Сидни (единоутробный брат Чарльза Чаплина, - прим. ред.) и для меня, утром мы находили кусочек пирога или конфеты - полагая, что мы не должны шуметь, потому как она обычно спала допоздна».

Однако такие времена были только в самом начале, потом мать отправляла мальчикам к соседям - семейству Маккарти. Чаплин любил туда ходить только потому, что там можно было сытно поесть, но даже несмотря на голод, он все равно предпочитал проводить время дома с мамой.

Чарли Чаплин: «Конечно, бывали дни, когда я оставался дома; моя мать заваривала чай и обжаривала хлеб на говяжьем жиру, я обожал это, потом в течение часа она читала со мной, потому что читала она прекрасно, и я открывал для себя счастье находиться рядом с ней, я отдавал себе отчет, что мне было куда приятнее оставаться дома, чем ходить к семейству Маккарти».

В мире Чаплина мать ассоциируется с детством, а значит еще и с грызущей бедностью. Он рассказывал, что даже самые бедные семьи в выходные могли позволить себе кусок запечённого на огне мяса - небывалая роскошь для их семьи, за это он долго злился на свою матушку и стыдился, что даже в выходные они не могли поесть нормально. Однажды им удалось накопить немного денег, чтобы купить кусок мяса, который они приготовили на огне. Мясо это ужалось до каких-то смехотворных размеров, но тогда мальчик почувствовал себя счастливым и был бесконечно благодарен своей бедной матушке.

Кроме того, именно Ханне Чаплин маленький Чарльз обязан своим первым выступлением на сцене. В книге «My Autobiography» он вспоминает, что у его матери во время сценических номеров из-за простуды и слабости часто срывался голос, и тогда публика поднимала бедную женщину на смех. В один из таких дней, когда Ханна Чаплин в очередной раз не смогла продолжить свое выступление, а зал освистал ее, на сцену вместо нее вышел 5-летний Чарльз и запел известную тогда песню про Джека Джонса…

Публика забросала малыша монетами, он тогда прервался ненадолго и сказал: подождите минуточку, пожалуйста, я сейчас быстренько подберу все деньги и снова продолжу петь. Зрители умирали от восторга и умиления.

Дом, где двери не закрывались

Майкл Чаплин, сын Чарльза Чаплина, который в день рождения отца, 16 апреля, присутствовал на инаугурации музея, рассказывал, что в доме Manoir de Ban в Корзье-сюр-Веве прошло все его детство.

Майкл Чаплин: «Я ходил в обычную школу рядом с домом. Иногда я приводил домой друзей, чтобы поиграть в нашем прекрасном парке. Я помню, как некоторые из них с сожалением констатировали, что мой отец - уже пожилой, седовласый человек. Это не Чарли, говорили они мне, плохо скрывая свое разочарование, что не встретили в этом доме Бродягу. К сожалению, его там не было. Этот бездомный бродяжка, этот цыган, который был вечно в пути, к сожалению, не жил тут. Но вместе с (музеем) Chaplin’s World, мы можем сказать, что он наконец обретет дом здесь. Теперь-то ему будет хорошо» , - объясняет Майкл Чаплин, президент Фонда Музея Чарли Чаплина. После смерти Чаплина паломничество со всего мира к дому актера не прекратилось, «кто-то даже кидался целовать стены, настолько сильно они были признательны ему за его фильмы. Так я понял, с какой силой искусство моего отца говорило с людьми из любой точки мира».

«Майкл Джексон приезжал сюда, а потом пригласил всю семью в Диснейленд. Сюрреализм!», - вспоминали близкие. «Цыгане стали нашими друзьями: они несколько раз возвращались сюда и устраивали нам огромные праздники», - рассказывает Майкл Чаплин. В доме часто устраивали большие полдники для соседских детей из трудных семей, а однажды даже для детей из Чернобыля, которых в Швейцарию привезли на реабилитацию…

От проекта до открытия

Так и получилось, что во время визита Chaplin’s World посетители с головой окунутся в черно-белый мир чаплиномании, а во время визита дома узнают о том, как жил «самый известный человек в мире».

Генеральный директор Chaplin’s World Жан-Пьер Пижон : «С поместьем Manoir de Ban связана целая эпопея! Чарльз Чаплин ушел из жизни 25 декабря 1977 года. А его жена Уна - в 1991. После чего двое детей Чаплинов поселились в этом доме вместе с семьями - Майкл и Юджин. В 2000 году они приняли решение продать Мануар. Когда друг семьи Филипп Мейлан узнал об этом, он сказал: „Нет, что вы! Это невозможно! Нужно сделать что-нибудь! Мы не можем позволить такому наследию уйти просто так“. Так состоялась их первая беседа, в ходе которой обсуждалась возможность превратить дом Чарли Чаплина в музей. Майкл и Юджин Чаплины тогда сказали, что им мы очень не хотелось, чтобы дом превратился в мавзолей, это было одним из их главных требований. Они хотели, чтобы это место по-прежнему оставалось местом для смеха и эмоций. В результате нескольких месяцев работы Филипп Мейлан написал проект страниц на сто и показал его семье Чаплина. Им он понравился, и они приняли решение продать дом через Фонд музея Чарльза Чаплина».


От задумки до открытия прошло целых 16 лет. Изначально открытие музея было запланировано на 2005 год. Разработчики проекта - Ив Дюран и Филипп Мейлан - принялись улаживать формальности с планом на строительство, а в Швейцарии это часто очень долгие процессы. Более того, согласно швейцарским законам, местные жители могут оспорить любой проект. Что в какой-то момент и случилось: один из проживающий по соседству пожелал, чтобы проект Chaplin’s World закрыли, опасаясь большого наплыва туристов в спокойное местечко Корзье-сюр-Веве. Разбирательства с соседом длились пять лет. Дальше строительство задерживалось еще и по финансовым вопросам. В общей сложности на создание музея было потрачено около 60 млн швейцарских франков.

После визита студии Chaplin’s World посетители узнают, как снимался фильм «Малыш», «Новые времена», а также увидят, как Чарльз Чаплин писал не только сценарии и режиссерские заметки, но и музыку. Чаплин был самоучкой и не знал нотной грамоты, но почти все музыкальное сопровождение для своих фильмов писал сам.


Гитлер и «Великий диктатор»

В самом начале съемок «Великого диктатора» Чаплин задавался вопросом - как снимать эту картину, потому как его персонаж - Чарли - не разговаривает. «И потом вдруг я нашел решение. Это было даже очевидно. Даже играя Гитлера, я мог разглагольствовать при помощи языка тела и быть говорливым настолько, насколько мне было нужно. И наоборот, когда я играл Чарли, я мог немного сохранять молчание» , - говорил Чаплин.

В Chaplin’s World есть целая комната, посвященная «Великому диктатору». «Гитлер был одним из величайших актеров, которых я когда-либо видел», - рассказывал Чарльз Чаплин. Позже, когда одному из сотрудников министерства культуры нацистской Германии удалось бежать, он встретился с Чарльзом Чаплиным и рассказал ему, что Гитлер посмотрел «Великого диктатора» в одиночестве.

«Я бы отдал, что угодно, чтобы узнать, что он о нем думает», - ответил ему Чаплин. Полагают, что именно из финальной сцены «Великого диктатора» Чаплин не смог продлить американскую визу и был вынужден уехать в Швейцарию, спасаясь от маккартизма.

Последние дни в Manoir de Ban

©Roy Export Сo Est

В Швейцарии Чарльз Чаплин так никогда и не выучил французский язык и сердился, когда за обедом кто-то из детей переходил на французский. Может показаться, что в Manoir de Ban Чарли Чаплин из воплощения американской мечты превратился в «обычного человека». Однако именно там он написал сценарии для своих двух последних фильмов «Король в Нью-Йорке» и «Графиня из Гонконга» с Марлоном Брандо и Софией Лорен. «Король Нью-Йорка» до 1973 года был запрещен к показу в США: из-за связи короля с мальчиком Рупертом, читающим Карла Маркса в одной из школ в Нью-Йорке, короля самого обвинили в связях с коммунистами. Так Чаплин высмеял выгнавший его из страны маккартизм.

Чарльз Чаплин до самой смерти не переставал писать, сочинять музыку в Швейцарии. «Работать - значит жить. И я хочу жить», - говорил он. Чарльз Чаплин ушел из жизни в своем доме Manoir de Ban в рождественский день 1977 года. Рядом с ним до последнего момента оставались Уна О’Нил и его дети.

1. Во времена маккартизма Чаплина обвиняли в том, что он коммунист и никому об этом не рассказывает. Особенно активные борцы содрали с Аллеи славы плитку с росписью и отпечатками ноги и рук Чаплина. Она потерялась, так что вернуть ее на место не удалось.


2. Чаплин, уже будучи всемирно знаменитым актером, поучаствовал в конкурсе на лучшего «Двойника Чарли Чаплина» и проиграл, заняв только третье место.

3. Тело Чаплина была украдено из могилы. Похитители требовали с родственников выкуп и угрожали уничтожить добычу, если не добьются своего. 11 недель спустя полиция их поймала, тело актера вернули, но чтобы избежать повторения событий, могилу на этот раз не стали засыпать землей, а залили цементом.

4. Чарли Чаплин стал первым в истории актером, фотографию которого опубликовали на обложке журнала. 6 июля 1925 года это сделал журнал «Тайм».


5. Чарли Чаплину ни разу не удалось выиграть «Оскар» в актерской категории. Тем не менее он стал единственным в истории человеком, которому сначала вручили два «Оскара» за общий вклад в развитие кинематографа (обычно эту награду дают тем, кто уже закончил свою карьеру), а потом еще один в номинации «Лучшая музыка к фильму».
6. Чарли Чаплин был известным сердцеедом. Несколько женщин судились с ним, требуя компенсации на содержание их общих не очень законно рожденных детей. В 1940 году в суд подала актриса Джоан Барри, и несмотря на то, что отцовство Чаплина не было доказано, судья, утомленный тем, что ему приходится разбираться с женщинами Чарли по несколько раз в год, заставил актера выплачивать мисс Барри ежемесячные алименты в размере $75 (огромные деньги по тем временам) до тех пор, пока этот не его ребенок не достигнет совершеннолетия. И Чаплин выплачивал.
7. Образ «Бродяги» Чаплин считал настолько удачным, что использовал его в 70 фильмах в течение 26 лет. На все нападки о том, что он неоригинален, Чаплин отвел: «Это ваши претензии неоригинальны».
8. В своей автобиографии, которую Чаплин назвал просто «Моя автобиография», актер прописал 12 истин, познание которых сделает вас счастливым человеком:

Если вы сегодня не смеялись - считайте, что день потерян.

В мире все непостоянно - особенно неприятности.

Жизнь кажется трагической, только если смотреть на нее со слишком близкого расстояния. Отойдите и наслаждайтесь.

Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем.

Чтобы научиться по-настоящему смеяться, научитесь играть с тем, что делает вам больно.

Не привыкайте к роскоши. Это грустно.

Провалы совершенно ничего плохого не значат. Нужно быть очень смелым человеком, чтобы с треском проваливаться.

Только клоуны по-настоящему счастливы.

Красота - это то, что не нужно объяснять. Ее всегда видно и так.

Иногда нужно делать неправильные вещи в правильное время и правильные вещи в неправильное.

Не поддавайтесь отчаянью. Это наркотик, который делает с человеком самое страшное - он делает человека безразличным.

Только чокнутый может выжить в этом сумасшедшем мире. Не стесняйтесь себя.

Один из величайших актёров в истории, Чарли Чаплин, был очень непростым человеком, со сложной и запутанной жизнью. Его называли комиком с грустным лицом, и это лишь отчасти было его экранным амплуа - на деле в его биографии хватает мрачных страниц, которые и отразились на том, какой он был личностью. Но фильмы с его участием считаются признанной классикой, и у них будут поклонники, наверное, всегда.

Факты из жизни Чарли Чаплина

  1. Родители будущей звезды были актёрами мьюзик-холла, весьма популярными в своё время.
  2. Чарли Чаплин, американский актёр, родился в Великобритании, в Лондоне (см. ).
  3. Впервые Чарли выступил на сцене, когда ему было всего 5 лет.
  4. У Чаплина была цыганская кровь по отцовской линии, чем он очень гордился. Сам он упоминал этот факт в своей биографии.
  5. Жизнь Чарли Чаплина была непроста с самого начала. Когда он был ещё ребёнком, его отец начал сильно пить, и рано умер из-за алкоголя, а его мать сперва тяжело заболела, а затем потеряла рассудок.
  6. Юный актёр был вынужден рано начать зарабатывать на жизнь, из-за чего он почти не появлялся в школе, подрабатывая разносчиком газет, помощником в типографии и ассистентом доктора.
  7. Будучи начинающим актёром, юный Чарли Чаплин был почти неграмотен. Однажды, когда его позвали на прослушивание, он боялся, что его попросят прочитать текст со сценария его роли, так как читать он почти не умел.
  8. В подростковом возрасте Чарли начал осваивать скрипку, играя по много часов ежедневно. Впоследствии он несколько лет был музыкантов в варьете.
  9. Чаплин стал первым в мире актёром, чьё фото было опубликовано на обложке журнала.
  10. Он получил три «Оскара», но ни один из них не был вручен за актёрскую игру.
  11. В 1954 году Чарли Чаплин был награждён Международной премией мира.
  12. Помимо игры на сцене, Чарли Чаплин сочинял музыку к фильмам, писал сценарии и выступал в роли продюсера.
  13. За фильм «Великий диктатор», в котором он высмеивал Адольфа Гитлера, последний внёс его в список своих личных врагов.
  14. Чаплин был левшой. Даже на скрипке он играл не правой рукой, а левой. Вообще в Голливуде много левшей, например, Киану Ривз (см. ).
  15. Английская королева в 1975 году пожаловала Чарли Чаплину рыцарское звание.
  16. Чаплин был 4 раза женат, и оставил после себя 12 детей. Возможно, на самом деле их больше, так как у него на протяжении всей жизни было множество интрижек и любовных связей.
  17. Самым популярным образом, запечатлённым Чарли Чаплином на экране, был Бродяга, маленький неуклюжий человечек в котелке и огромных ботинках. Он использовал его в более чем 70 фильмах на протяжении нескольких десятков лет.
  18. Чаплин любил танцы, причём его самым любимым стилем было танго (см. ).
  19. За 40 лет, прожитых в США, Чарли Чаплин так и не получил американского гражданства. Одно время в 50-х годах ему и вовсе закрыли въезд в эту страну из-аз его левых политических взглядов и «моральной распущенности».
  20. Последний сын актёра родился, когда тому было целых 72 года.
  21. Уже будучи знаменитым, он инкогнито принял участие в конкурсе двойников Чарли Чаплина, в котором не сумел победить.
  22. В 1917 году он стал первым в истории актёром, заключившим контракт на 1 миллион долларов.
  23. В 1928 году Чарли Чаплин предугадал крах биржевого фонда, возвестившей о начале эпохи Великой Депрессии, и заблаговременно продал все акции, которыми владел.
  24. С началом Второй Мировой войны его стали считать коммунистом из-за того, что актёр выступал активистом организации «Помощь России в войне» и агитировал скорее открыть второй фронт, а одно из своих выступлений начал с обращения «товарищи!».
  25. Чаплин был увлечён боксом, и часто посещал матчи известных боксёров.
  26. Одна из бывших жён Чарли Чаплина впоследствии стала женой Владимира Набокова, знаменитого писателя, автора «Лолиты» и ряда других примечательных произведений (см. ).
  27. После смерти Чаплина его могила была раскопана, а тело похищено. Гробокопатели потребовали за него выкуп, но полиции удалось их задержать.
  28. Чарли Чаплин является единственным в мире обладателем сразу двух звёзд на голливудской Аллее славы.
  29. Он написал автобиографию о своей жизни, назвав её просто и лаконично - «Моя автобиография».
  30. Музыка к большинству фильмов Чарли Чаплина была написана им самим.


Биография.

Родился Чарли Чаплин 16 апреля 1889 года в Лондоне на Кенингтон-роуд 287 в семье актеров Лили Харлей и Чарльза Чаплина.

В его жизни было все и счастливое раннее детство, голодное отрочество и, конечно, популярность слава и богатство, которые он заслужил своим актерским мастерством. Зритель навсегда запомнит, непринужденного живого и озорного бродягу который вызывает у него позитивные эмоции вот уже столько лет. Первый раз он вышел на сцену в возрасте 5 лет и сразу же сорвал бурю оваций(у его матери Лили Харлей во время представления пропал голос и чтобы хоть ка кто разрядить ситуацию директор представления предложил вывести на сцену маленького Чарли с популярной в то время шуточной песенкой- когда-то он видел, как бойкий мальчонка что-то представлял перед друзьями Лили). Не пропел он еще и пару куплетов, а на сцену уже полетели монеты. И тут он прервал пение и сообщил всем, что допоет песню после того, как соберет их. Это вызвало всеобщий хохот. Этот хохот стал еще сильнее, когда он стал сопровождать директора, чтобы тот отдал деньги матери, а не забрал их себе. Да в этом поведении мы запросто узнаем киношного Чарли- непосредственного и не скованного никакими условностями, трогательного в своих попытках быть практичным и заботливым.

Эти аплодисменты, что звучали после представления, были последними для его матери Лили Харлей, вскоре она полностью потеряла голос и была вынуждена покинуть сцену. Началась полоса трудностей в жизни маленького Чарли и его брата Сиднея. Мать подрабатывала шитьем,поддерживая дух малышей с помощью Библии, а также развлекая их артистическими рассказами в лицах. Но положение становилось все хуже и хуже. И однажды мальчикам сообщили, что их мать потеряла рассудок и отправлена в психиатрическую больницу. Это означало, что их дальнейшую судьбу должен решить суд, который присудил Чарли и Сиднею жить вместе с их отцом. Жизнь в доме отца мало чем отличалась от жизни на улице. Их мачеха с самого начала их невзлюбила и то и дело выгоняла из дому, а отец пил и предпочитал ни во что не вмешиваться. Становилось ясно, что о дальнейшей судьбе мальчикам придется заботиться самостоятельно. Сидней, которому исполнилось 16 устроился горнистом на корабль, а Чарли перепробовал массу профессий.
Он продавал газеты, пытался стать стеклодувом, печатником. Но, что следует отметить, никогда не расставался с мыслью стать актером и исправно посещал театральные агентства. И в конце-концов добился таки своего, ему предложили сыграть роль посыльного в пьесе "Шерлок Холмс " . Что интересно, когда ему вручали текст роли, он боялся больше всего, что ему придется читать его вслух (он уже давно забыл, что такое школа и читал буквально по слогам). Хорошо что до репетиции оставалась еще неделя и Чарли с помощью брата успел-таки справится с текстом. Его труды были вознаграждены. Спектакль в котором он был занят шел с огромным успехом. Стало ясно, что театральная среда не отторгла маленького оборвыша. После этого шли долгие годы кропотливого труда на сцене, которые закончились очередной удачей, его пригласили играть скетчи в трупе знаменитого тогда постановщика клоунад Фреда Карно. И уже в 1910 году он выезжает на свою первую гастроль в Париж, где ему рукоплещут "Фоли Бержер" , "Олимпия" и "Сигаль". А в 1911-м на судне для перевозки скота труппа Карно отправляется покорять Соединенные Штаты. Гастроли повторяются снова и Чарли Чаплин всерьез задумывается над тем, чтобы перебраться в Америку на постоянное место жительства. Тем более, что способ завоевания этого континента уже был виден- это кино. Чарли очарован творчеством Макса Линдера- безусловного лидера тогдашнего комического кино, и ему хочется попробовать себя в этом искусстве. Тогда за пару тысяч долларов можно было снять целую картину.

Мак Сеннет

Кино начало проявлять к актеру встречный интерес. Однажды молодой статист из группы Д.У. Гриффита, во время выступления Чарли, воскликнул: "Вот этому парню я предложу контракт, если когда-нибудь добьюсь успеха!". Судьба предоставила ему такую возможность. И Мак Сеннет основал кинокомпанию"Кистоун Филм".
И именно с ним Чаплин начал свое триумфальное восхождение на киноолимп. Именно в стенах этой кинокомпании родился образ маленького бродяги.
Дело было так. Чаплин в своем обычном костюме, без дела бродил по студии, и попался на глаза Сенету, который искал образ для очередной комедии. Разумеется никакого сценария не существовало, сюжет раскручивался спонтанно, отталкиваясь от цепочки комических епизодов, следовавших один за другим. Сеннет отправил Чаплина в гримерку, попросив его сделать"любой комедийный грим" . Позже Чаплин вспоминал: "По пути в костюмерною я мгновенно решил надеть широченные штаны, которые сидели бы на мне мешком, непомерно большие башмаки и котелок, который был мне маловат, и огромные башмаки. Я не сразу решил, буду ли я старым или молодым. Но, вспомнив, что Сеннет, счел меня слишком молодым, наклеил себе маленькие усики, которые по моему мнению, должны были делать меня старше, не скрывая при этом мою мимику". Заметим, что с этими усиками Чаплин не расставался все время, пока играл бродягу. Он был убежден, что никакой парикмахер не сможет сделать такие, и всерьез уверял, что, они совсем истреплются, он будет изображать бродягу бритым. Вообще Чаплин трепетно относился к волосам и всегда стриг себя сам, а часто даже причесывал своих актрис для съемки, так что профессия парикмахера выбрана его герою в "Великом диктаторе" явно не случайно. Но вернемся к моменту рождения главного киногероя всех времен и народов. "Одиваясь, я еще не думал о том, какой характер должен скрываться за этой внешностью, но как только я был готов, костюм и грим подсказали мне образ. Я его почувствовал, и когда я вернулся в павильон, мой персонаж уже родился. Я уже был этим человеком и, подойдя к Сеннету, принялся расхаживать с гордым видом, небрежно помахивая тросточкой...


-Видите ли, он очень разносторонен- он и бродяга, и джентельмен, и поэт, и мечтатель, а в общем, это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он ученый или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в тоже время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету.

И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка в зад, -но только под влиянием сильного гнева". Сеннет, покатываясь от хохота, отправил Чаплина на съемочную площадку. И вот бродяга вошел в мировое кино- через вестибюль отеля: на этой съемке Чаплин изображал своего героя в момент, когда тот, выдавая себя за постояльца, пытается проникнуть в холл дорогой гостиницы, чтобы согреться. Он вошел, сразу споткнулся о ногу некоторой дамы, обернулся, извинился, приподняв котелок, двинулся дальше и вновь споткнулся- о плевательницу, и опять снял котелок и раскланялся. Оператор, снимавший это, захохотал. Потом оказалось, что на эпизод Чарли сбежались посмотреть и актеры, и костюмеры и монтировщики декораций. Это был успех. Но нужно было добиться успеха и у зрителя тоже. И тут Чарли пришлось доказывать свою правоту режиссерам, считавшим, что он слишком мало двигается в кадре. По господствовавшим тогда представлениям, комедия должна была сплошь состоять из погонь, беготни, лазания по крышам и прыжков куда попало. Если Чарли все же настаивал на своем варианте сценария, его материал безжалостно кромсали при монтаже. Он даже наловчился приспосабливаться к этому неизбежному злу, и ставил самые эффектные трюки в начале и конце эпизода, поскольку, ни появление героя на экране, ни его выход из эпизода вырезать невозможно. Наконец, после громкого успеха четвертой по счету картины Чаплина (спрос на нее был куда выше 45-ти выпущенных копий, а в то время успехом считался тираж в 30 копий), Мак Сеннет позволил ему самостоятельно режиссировать свои картины. Несомненным плюсом работы на "Кистоун" было то, что здесь царил "чудесный дух импровизации", который Чаплин сохранил на всю жизнь. Первым фильмом, к которому он все таки счел нужным написать сценарий, был "Великий диктатор" (1939), до него все рождалось от одной идеи, вокруг которой экспромтом выстраивался сюжет и придумывались трюки.


А успех уже нарастал лавиной. Повсюду Чаплина встречали ликующие и благодарные толпы почитателей его таланта; во всех магазинах игрушек красовались фигурки маленького бродяги; сильные мира сего и известные люди искали с ним знакомства. Но настоящих друзей у него было не так и много. Жениться он не спешил, так как считал что семья отнимает слишком много времени и когда его лучший друг Дуглас Фербенкс женился на Мери Пинкфорд у него появилось нечто вроде собственной семьи.

Мери Пинкфорд
Чуть позже, чтобы не зависеть от прокатчиков они вместе решили основать собственную кинокомпанию и назвали ее "Юнайтед артист". Первым фильмом, снятым для нее, стала "Золотая лихорадка", прокат которой полностью покрыл образовавшийся к тому времени у фирмы дефицит в миллион долларов.


Все-таки и Чаплину суждено было попасть в "ласковые сети". Роман с прелестной Милред Харис закончился вынужденным браком, который не продлился и двух лет и оставил у Чаплина ощущение тяжелой нелепости.
К тому же непонимание, сразу возникшее между ним и женой, плохо сказывалось на творчестве. Чаплин был близок к депресии, когда случайно увидел в одном кабаре танцора-эксцентрика, выступавшего вместе с четырехлетним сыном. Джеки Куган(так звали мальчика) был великолепен, и Чаплин понял, что в следующем своем фильме он просто обязан снять этого ребенка. Идеи так и посыпались: "Представьте себе, малыш бегает по улицам и бьет стекла, а потом является бродяга стекольщик и вставляет их. А какая прелесть - малыш и бродяга живут вместе и попадают в самые невероятные приключения!" Отца Джеки не пришлось долго уговаривать. В ответ на страстные мольбы позволить снять его сына- только в одной единственной картине!- Куган-старший невозмутимо ответил: "Да бери этого клопа на здоровье!" Джеки оказался идеальным артистом- он на лету схватывал нужную идею и жил в своей роли так, что с психологической стороной дела возни не было никакой. Затруднение возникло только тогда, когда малышу нужно было заплакать в кадре. Поскольку на съемках у Чаплина Джеки было слишком весело, пришлось прибегнуть к "помощи" отца который пригрозил сыну, что если он не заплачет, его заберут из студии. Реакция последовала мгновенно и превзошла все ожидания. Так родился "Малыш"- фильм, которым Чаплин сделал очередное открытие; успех может иметь не только "комедия пощечин"; комедия может оставаться смешной, будучи по настоящему трогательной.

Пемьера "Малыша" в Нью-Йорке была триумфальной. Джеки Куган произвел фурор, пресса захлебывалась от восторга и причисляла новый фильм Чаплина к классике кино, а Чаплин... так и не появился на примьере, предпочтя отсиживаться в Калифорнии. На самом деле, какой бы успех не сопутствовал ему, он до конца жизни не смог изжить глубокую неуверенность в себе. Просматривая потом свои фильмы, он мог во весь голос восхищаться ими, но, выпуская новое детище на экран, всякий раз панически боялся провала, и после каждого фильма заявлял, что больше не будет ничего снимать. Иногда для таких "кризисных" настроений были и реальные основания. Так шоком для Чаплина, как и для многих корифеев кинематографа было появление звукового кино.
Не всем суждено было преодолеть звуковой барьер. Чаплин долго не мог примириться с тем, что герои кино теперь обрели дар речи и, значит, не могут дальше жить по законам пантомимы. Настоящим прощанием с немым кино стали "Огни большого города"- последний полностью немой фильм Чаплина. Здесь его бродяга, со своей трогательно самоотверженной любовью к слепой цветочнице, окончательно кристаллизуется в миф.

От растерянности перед будущим Чаплин решил лечится путешествиями и отправился сначала в Японию(где его едва не убили активисты одной из радикальных политических группировок), а потом отплыл с красавицей Поллет Годар в Китай, причем на одном пароходе с ним оказался Жак Кокто, оставивший восторженные воспоминания об этом знакомстве. В путешествии родилась идея "Новых времен". В этой картине Чаплин впервые использовал шумы, мир в его фильмах уже не безмолствовал, но герои пока еще оставались немыми.
Существование звукового кино становилось невозможно игнорировать дальше, и тут жизнь подсказала Чаплину идею пародии на Гитлера. Псевдонемецкий язык ораторий "великого диктатора" Аденоида Гинкеля стал тем блистательным компромиссом, который примирил легенду немого кино с говорящими героями.
Готовясь к роли "великого диктатора", Чаплин собрал все доступные ему хроникальные съемки Гитлера, изучая каждую его позу, каждую интонацию, каждый "сюжет" (фюрер, обнимающий детей, фюрер в рабочем комбинезоне и т.п.). "Этот тип- великий актер- повторял Чаплин при каждом просмотре. -Да ведь он лучший актер из всех нас".

Фильм конечно шел с успехом; его ждали- ведь уже вступила в войну Англия и была окупирована Франция. Война охватывала Европу. Но в Штатах картину оценивали по-разному. Один из голливудских режисеров попросил у Чаплина разрешения перепечатать финальную речь его героя на своих рождественских открытках, потому что счел этот текст полным гуманности и надежды, - и в это же время некоторые издания писали, что Чаплин тычет в зрителей "коммунистическим пальцем". Единственным отзывом Рузвельта о картине стали слова: "Ваша картина доставила нам массу хлопот в Аргентине". А тут еще Чаплин выступил на нескольких мероприятиях в поддержку открытия второго фронта и пылко призвал помочь русским в войне против Гитлера.С этого времени и вплоть до 1952 года, когда он был вынужден фактически бежать из США, его жизнь уже не была спокойной. В 1943 году против Чаплина было сфабриковано грязное дело, обвинительницей по которому выступила некая Джоан Барри, утверждавшая, что Чарльз является отцом ее ребенка. Генетическая экспертиза отцовства не подтвердила, но ответчику пришлось провести не одну ужасную неделю в ожидании судебного решения. Если бы присяжные признали его виновным по всем пунктам обвинения, Чаплину грозило бы двадцать лет тюрьмы. Потом начались неприятности с цензурой, все более агрессивно настроенной против его фильмов. В сценарии "Мсье Верду" обнаружили антиобщественные и антиморальные мотивы, а когда Чаплин попробовал объяснить свои позиции, его обвинили в враждебности по отношению к католической церкви, государству и обществу. Картину впрочем выпустили, но лишь затем, чтобы после ее выхода на полную катушку раскрутить обвинения Чаплина в "антиамериканской деятельности".
Америка, однако, еще преподнесла ему настоящий и главный в его жизни подарок- знакомство с Уной О"Нил, дочерью известного драматурга.

Ей было 18, ему-54. Брак заключенный во время судебного разберательства, оказался настолько счастливым, а Чаплин так любил свою жену, что например, ради обеда с Уной мог бросить все дела и умчаться со студии домой. Они вместе уехали в Европу- сначала на родину Чаплина, в Англию, где чуткая Уна восхищалась красотами Альбиона видя, как расцветает от этих восторгов Чарли. А потом семья осела в Швейцарии, в маленьком городке Веве. Чарли еще снял свои поздние шедевры-"Огни рампы"(1952), "Короля в Нью-Йорке"(1957) и "Графиню из Гонконга"(1967), но уже все больше времени посвящал литературным трудам и семье. В этом браке родилось 8 детей- 5 дочерей и 3 сына.
Весной 1972 года американская киноакадемия вручила 83 летнему Чаплину почетный "Оскар" за большой вклад в киноискусство"

3 сентября в Венеции он получил "Золотого льва". 4 марта 1975 королева Елизавета пожаловала автору "Великого диктатора" рыцарское звание. 25 декабря 1977 года Чарли Чаплина не стало..
Он успел подвести итог своей долгой и полной жизни: "Мне выпало на долю быть любимцем всего мира, меня и любили и ненавидели. Да мир дал мне все лучшее, и лишь немного самого плохого. Какими бы не были привратности моей судьбы, я верю, что и счастье и несчастье приносит случайный ветер, как облако в небе. И, зная это, я не отчаиваюсь, когда приходит беда, но зато радуюсь счастью, как приятной неожиданности".

Чарли Чаплин - американский и английский актёр, символ немого кино, наиболее известен благодаря роли бродяжки Чарли - над маленькими трагедиями которого до сих пор смеётся весь мир.

Тяжёлое детство и первые роли

Чарли Чаплин родился в семье актёров. Его отец в своё время был весьма известным исполнителем песен в лондонских мюзик-холлах. Но буквально через год после рождения Чарли, он ушёл из семьи. Мать также была певицей и актрисой. Он рос вместе со своим старшим братом Сидни, которого мать родила ещё до замужества. Но мальчик также носил фамилию Чаплин.

Первую свою роль Чарли Чаплин сыграл в 5 лет. Мать заболела - у неё начались проблемы с горлом, и выйти на сцену не могла. Тогда маленький Чарли вышел под свет софитов вместо неё и начал петь её песню. Восторженная публика восприняла малыша на ура: его забросали монетами и купюрами, которые он тут же начал собирать. Публику весьма развеселил такой номер, ведь мальчик даже не закончил песню. Но, пособирав деньги, он допел композицию и убежал.

Таким образом это было и первое выступление, и первые заработанные деньги.

Мать с тех пор на сцену так и не возвратилась: после ухода из семьи мужа, у неё начались проблемы с психикой и её поместили в лечебницу. Детей отдали в приют для бедных детей.

В 9 лет Чарли поступил в танцевальную группу для талантливых детей «Восемь ланкаширских парней», именно там ему впервые удаётся комическая роль, но группу придётся оставить уже через полтора года - нужно зарабатывать на жизнь. Поэтому мальчишка продаёт газеты на улицах, помогает знакомому врачу, подрабатывает в местной типографии - но дать постоянную работу маленькому мальчику не рискнул никто.

В 14 лет он наконец попадает в свою стихию: его берут посыльным в театр и предлагают маленькую роль в пьесе. Больше всего Чарли боялся, что ему скажут прочесть роль вслух - ведь он практически не умел читать, но старший брат помог справиться с этой проблемой.

Чарли-актёр и США

Уже с 16 лет Чарли начинает играть в театре постоянно, он принимает участие в постановках варьете. Кроме того усердно учится музыке - по четыре, а иногда и по 16 часов каждый день играет на скрипке и берёт дополнительные уроки у дирижёра театра.

В начале 1908 года он получает постоянное место актёра в театральном предприятии Фреда Карно - там поставляют скетчи и пантомимы почти для всех лондонских мюзик-холлов. Чарли хватается за шанс и вскоре становится одним из главных актёров в целом ряде постановок.

В 1910-1912 годах Чарли вместе с труппой Карно был на гастролях в США. Следующие несколько месяцев в Англии приводят его к мысли, что нужно возвращаться в Америку, поэтому когда труппа снова собирается туда на выступления, Чарли тоже едет. Но с твёрдым решением остаться там.

На одном из выступлений Чарли попался на глаза кинопродюсеру Маку Сеннету, и тот пригласил его попробовать себя в киноиндустрии. Первые роли не принесли успеха: Сеннет уже даже начал подумывать, что ошибся, но актриса Мэйбл Норманд уговорила его дать мальчику ещё один шанс. И была права - фильмы с Чаплином начали приносить доход. Но Чарли хотел сам создавать сценарии и сам делать кино.

Рождение «Бродяги» и популярность

В феврале 1914 года появился первый фильм с бродяжкой Чарли «Детские автомобильные гонки». Образ неуклюжего молодого человека сложился буквально за несколько минут: слишком широкие брюки, большие башмаки, но не по размеру маленький котелок и усики. Как объяснил сам Чарли: усы он приклеил, чтобы не казаться слишком молодым, но в то же время не хотел ничем скрывать свою мимику.

Но работать на кого-то Чаплину уже не хотелось. Поэтому он уходит от Сеннета и в том же 1914 году выпускает свой фильм, где был и сценаристом, и режиссёром, и актёром. Такая жизнь ему по душе: заработки также выросли в разы. Это уже не 150 долларов в неделю, а минимум 1 250, и это не считая бонусов за контракты.

В 1917 году Чарли Чаплин становится самым дороги актёром своего времени - он заключает контракт на 1 млн долларов с киностудией First National Pictures.


Первые независимые фильмы

В 1919 году Чаплин совместно с Мэри Пикфорд, Дугласом Фэрбэнксом и Дэвидом У. Гриффитом организовал свою студию United Artists. Он начинает снимать полнометражные фильмы.

Но уже первую его работу - фильм «Парижанка» — публика восприняла довольно прохладно. Люди не хотели глубоких драм, им больше нравился бродяжка Чарли, над которым можно посмеяться. А вот критики оценили кино по достоинству, они поняли, что хоть Чаплин и успешный актёр, но прежде всего он - автор.

Потом появились его шедевры: «Золотая лихорадка» в 1925 и «Цирк» в 1928.

Несмотря на то, что фильмы уже начали делать со звуком, Чаплин хранил верность немому кино. Его последней картиной в этом жанре стал антигитлеровский фильм «Великий диктатор», который вышел в 1940 году. Больше бродяжка Чарли в его фильмах не появлялся.

В то же время власти США начинают гонения против Чаплина. Его подозревают в коммунизме, поэтому ФБР собирает на него компромат. «Великий диктатор» сыграл в Чаплином злую шутку: в странах, где процветает нацизм, его считают «грязным евреем», а в Америке ему пеняют, что он «тычет в зрителей коммунистическим пальцем». Зрители писали ему письма с угрозами, а прокатчики отмахивались - брать такую картину в прокат они не решались из-за скользкой тематики.

Следующий его фильм «Месье Верду» вообще запретили выпускать в прокат.

Отъезд из США, последние годы жизни

Когда в 1952 году Чарли Чаплин уезжает в Англию, чтобы представить там свой новый фильм «Огни рампы», возвратиться в США он уже не может - ему запретили обратный въезд.

Поэтому актёр покупает дом в Швейцарии в городе Веве.

В следующий раз он попадёт в Америку лишь в 1972 году - ему дадут кратковременную визу ради церемонии вручения премии Оскар.

Последним фильмом Чарли Чаплина стала картина «Графиня из Гонконга», главные роли в которой сыграли Софи Лорен и Марлон Брандо.

Умер актёр во сне 25 декабря 1977 года, похоронен на местном кладбище города Веве. На берегу Женевского озера поставили памятник актёру.


Титулы и награды:

В 1954 году его наградили Премией Мира.

В 1965 году стал лауреатом премии Эразма - за вклад в развитие европейской культуры.

В 1975 году королева Елизавета II посвятила Чарли Чаплина в рыцари.

Чаплин получил три Оскара: в 1929, 1972 и 1973.

  • Чаплин однажды инкогнито принимал участие в конкурсе двойников Бродяги в театре Сан-Франциско и даже не смог пройти в финал этого конкурса
  • Чаплин очень гордился тем, что в его жилах течёт капля цыганской крови - его бабушка происходила из семьи цыган.
  • Знаменитая стойка Чарли Чаплина с тросточкой - дань памяти отцу. Именно таким Чарли запомнил его из фотографии, увиденной в детстве.
  • Чаплин был четыре раза женат и имел 12 детей.
  • После смерти гроб с телом Чаплина похитили с целью выкупа. Преступников поймали, а тело актёра перезахоронили под почти 2-метровым слоем бетона.