Презентация на тему мышление. Мышление мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях
«Логическое мышление» - Игровые технологии. В трех букетах всего 15 роз. Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Мышление. Направление игры. Интеллектуальный марафон. Использование игры: Логические задачи. Сколько роз в каждом букете? Виды мышления. В первом и во втором вместе 8 роз, а во втором и в третьем вместе 12 роз.
«Мышление» - Теория ментальных моделей (Ф. Джонсон-Лэйрд). 4. По наличию средств: - Творческие и репродуктивные задачи. Два определения мышления: В широком и узком смысле (В. Петухов). Отдельные классификации: а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью.
«Тренинг мышления» - Национальный комитет по задачам в сфере образования США. Критическое мышление. И умирают, так и не начав. Как принимаются решения? Необходимость в навыках критического мышления. Определение критического мышления. Решения, которые мы принимаем, отразятся на жизни будущих поколений. Материалы к тренингу «Критическое мышление и сотрудничество».
«Суждение как форма мышления» - Неверно, что все кошки серые. Если боишься волка, то в лес не пойдешь. Бабочки –капустницы бывают белыми или желтыми. Суждение как форма мышления. Все рыбы умеют плавать. Общеутвердительные Все … Частноотрицательные Некоторые не… Сложные. Виды простых суждений. Сложные суждения. Строятся с помощью связок «И» «ИЛИ» «ЕСЛИ…, ТО…» «НЕВЕРНО, ЧТО…».
«Развитие критического мышления» - Приемы по развитию навыков прогнозирования. Запоминание. «Двухчастный дневник». Аргумент одной группы – контраргумент другой. Зачем? Простой вопрос. Аквариум. Учащиеся могут переходить в другой угол. Почему «6 W». Перепутанные логические цепочки. Визуальные формы организации изучения материала. Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими.
«Внимание память речь мышление» - По степени новизны и оригинальности. «Практик». Лекция № 4 Мышление и речь. Свойства восприятия: Слуховое. Иллюзия – неправильное, искаженное восприятие. Общее представление о памяти. Лекция № 5 Воображение: Проприоцептивное. По форме. По степени рефлексии. Функции и формы выражения воображения. Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику.
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.
В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств.- Обобщенность.
Проникновение в существенные связи и отношения предметного и социального мира возможно с помощью выработанных человечеством культурных средств, орудий познания – практических действий, образов и представлений, моделей, схем, символов, знаков, языка. Опора на культурные средства познания характеризует такую особенность мышления как опосредованность.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img2.jpg)
Функции мышления
Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека.
Другие функции:
- Установление всеобщих взаимосвязей
- Обобщение свойств однородной группы явлений
- Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений
- Решение проблем и задач
- Целеобразование
- Рефлексия
Понимание –это не только раскрытие существенного в предметах и явлениях, но и постижение смысла и значения чего-либо. При этом, чем больше связей человек обнаруживает между прежним и новым опытом, тем сильнее ощущение, что это новое ему понятно.
Проблемная ситуация является побудителем, как бы запуском мышления. Анализ проблемной ситуации порождает вопросы, на которые необходимо ответить. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту и тем, что он должен достигнуть.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img3.jpg)
Виды мышления
Мышление неоднородно. Существуют разные его виды.
Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.
Генетическая психология выделяет три вида мышления:
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
- Словесно-логическое.
В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img4.jpg)
Виды мышления
- Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка.
Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img5.jpg)
Виды мышления
- Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img6.jpg)
Виды мышления
- Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img7.jpg)
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img8.jpg)
Основные мыслительные операции
- Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики.
- Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому.
- Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.
- Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
- Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
Формы мышления
- Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
- Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
- Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Через понятие, выраженное в слове, М.оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращенностью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных. Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится.
Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие их формирования.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img10.jpg)
Мышление и речь
- Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи.
- Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img11.jpg)
продолжение
- Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится.
- Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.
![](https://i2.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img12.jpg)
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img13.jpg)
Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления:
- Широта
- Гибкость
- Самостоятельность
- Глубина
- Быстрота
- Оригинальность
- Критичность
![](https://i1.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img14.jpg)
- Мышление – высший познавательный процесс. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающего такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени нет.
- Особая заслуга в разработке проблем творческого мышления принадлежит Дж.Гилфорду.
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img15.jpg)
Творческое мышление
Творческое (продуктивное) мышление связано с порождением новых идей.
Дж.Гилфорд предложил рассматривать творческое мышление с точки зрения доминирования в нем 4 особенностей:
- Оригинальность (нетривиальность, необычность высказываемых идей);
- Семантическая гибкость (способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике);
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img16.jpg)
продолжение
- Образная адаптивная гибкость (способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны);
- Семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации).
Дж.Гилфорд выделил 2 типа мышления: конвергентное (нахождение единственного точного решения);
дивергентное - включающее нахождение оригинального решения в результате поиска по многим направлениям
![](https://i0.wp.com/fhd.multiurok.ru/c/f/0/cf04f2df076fcc75eab956faca581f0700482ea5/img17.jpg)
Мышление как фундаментальная способность человека
Мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования.
Мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.
Мышление – активная функция интеллекта, интеллект в действии.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых свойств и признаков объекта через включение его в новые связи. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве. Выявление связей и отношений между предметами и явлениями осуществляется посредством преобразования и особых умственных операций.
3 слайд
Описание слайда:
Функции мышления Мышление осуществляет функцию регулятора и выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Другие функции: Установление всеобщих взаимосвязей Обобщение свойств однородной группы явлений Понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений Решение проблем и задач Целеобразование Рефлексия
4 слайд
Описание слайда:
Виды мышления Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка. Также широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.
5 слайд
Описание слайда:
Виды мышления Мышление неоднородно. Существуют разные его виды. Они различаются по своему функциональному назначению, генезу, строению, используемым средствам, познавательным возможностям. Генетическая психология выделяет три вида мышления: Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое. В основе классификации лежит генетический принцип, а виды мышления отражают три последовательных уровня развития мышления.
6 слайд
Описание слайда:
Виды мышления Наглядно-образное мышление - это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
7 слайд
Описание слайда:
Виды мышления Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.
8 слайд
Описание слайда:
9 слайд
Описание слайда:
Основные мыслительные операции Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики. Синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Абстрагирование – отвлечение – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других – несущественных.
10 слайд
Описание слайда:
Формы мышления Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
11 слайд
Описание слайда:
Мышление и речь Человеческое мышление – в каких бы формах оно не осуществлялось – невозможно без языка, речи. Через понятие, выраженное в слове, мышление оказывается неразрывно связанным с речью. Речь – материальная основа мышления. Мысль всегда опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты и регистрация движений артикуляционных органов показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых речевых процессов. Внутренняя речь, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывистостью, фрагментарностью, сокращённостью. Взаимосвязь мышления и речи – одно из важнейших, принципиальных различий между психикой человека и психикой животных.
12 слайд
Описание слайда:
продолжение Только с появлением слова возможно зафиксировать, закрепить представление или понятие о том или ином свойстве, качестве, характеристике объекта, отношениях между объектами. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем более совершенствуется словесная формулировка какой-либо мысли, тем отчетливее и понятнее она становится. Благодаря формулированию и закреплению в слове, мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Она прочно фиксируется в речевой формулировке – устной или письменной. И это – важнейшее условие её формирования.
13 слайд
Описание слайда:
14 слайд
Описание слайда:
Индивидуальные особенности мышления проявляются в продуктивности ума, составляющими которого являются отдельные качества мышления: Широта Гибкость Самостоятельность Глубина Быстрота Оригинальность Критичность
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Получение знаний или познание реальной действительности - это её отражение в сознании человека. Существует две формы познания: чувственная (с помощью органов чувств) и логическая (абстрактное мышление). Во все времена умение правильно мыслить играло важную роль в жизни каждого человека. Мышление - это сознательный процесс переработки и усвоения информации. Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания.
3 слайд
Описание слайда:
Мышление помогает: Познать законы окружающего мира; Сделать научное открытие; Получить знания о свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
4 слайд
Описание слайда:
Формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, умозаключения. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного объекта или некоторого множества объектов. Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах и их признаках. Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений по определённым правилам вывода получается новое суждение.
5 слайд
Описание слайда:
Примеры понятий: «африканский слон», «компьютер», «радуга», «электронная вычислительная машина», «передача информации», «столица Российской Федерации». Примеры суждений: «у квадрата все стороны равны», «масса африканского слона достигает 7,5 тонн», «вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн». Примеры умозаключений: Если все воробьи – птицы, а все птицы – животные, то все воробьи являются животными.
6 слайд
Описание слайда:
Примеры умозаключений: Вес первой электронной вычислительной машины составлял примерно 30 тонн. Масса африканского слона достигает 7,5 тонн. Таким образом: Вес первой электронной вычислительной машины равнялся весу четырёх африканских слонов. Формы получения умозаключений: Если все A являются B, а все B являются C, то все A являются C.
7 слайд
Описание слайда:
Как развить абстрактное мышление? Стоит ли говорить о том, что способность к абстрактному мышлению у всех отличается? Одним людям дано красиво рисовать, другим – писать стихи, третьим – абстрактно мыслить. Однако формирование абстрактного мышления возможно, и для этого нужно с раннего детства давать мозгу повод для размышлений. В настоящее время существует масса печатных изданий, которые дают пищу для ума – всевозможные сборники задачек на логику, головоломок и тому подобного. Если вы хотите заниматься развитием абстрактного мышления у себя или своего ребенка, достаточно находить всего 30-60 минут дважды в неделю, чтобы погружаться в решение подобных заданий. Эффект не заставит себя ждать. Замечено, что в раннем возрасте.
8 слайд
Описание слайда:
Полное отсутствие абстрактного мышления может породить не только множество проблем с творческими видами деятельности, но и с изучением тех дисциплин, в которых большинство ключевых понятий – абстрактные. Именно поэтому важно уделять этой теме много внимания. Правильно развитое абстрактное мышление позволяет познать то, что еще не было познано никем ранее, открыть различные тайны природы, отличить истину от лжи. К тому же, этот метод познания отличается от прочих еще и тем, что не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом и позволяет удаленно делать важные умозаключения и выводы.