Для чего нужен алфавит. План урока на тему "зачем мы используем алфавит" Глава II

Образовательные:

  • систематизировать знания об алфавите;
  • показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека;
  • способствовать развитию орфографической зоркости;
  • продолжить формировать умение пользоваться словарями.

Развивающие:

  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать речь, мышление;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • учить "оценивать собственную деятельность на уроке;
  • воспитывать потребность в знаниях.

Оформление: на шторах закреплен красочный алфавит.

Оборудование:

  • презентация к уроку;
  • толковые словари С.И.Ожегова на каждую парту;
  • листы формата А4 с заданием "Буратино" для каждого ученика;
  • карточки с буквами для каждого ученика для соревнования по рядам
  • блокнот, записная книжка;
  • диск с песней "Буратино" (муз. А.Рыбникова, сл. Ю.Энтина);
  • раздаточный материал для учителей (на открытом уроке):
  • листы с темой и задачами урока (Приложение 1);
  • листы "алфавитный портрет учителя" (Приложение 2);
  • листы с заданием "Буратино" (Приложение 3).

Ход урока

I. Орг. Момент.

Сегодня гости к нам пришли.
Спасибо им за их вниманье.
Чтоб время зря не провели,
Приложим наши все старанья.

II. Чистописание.

Угадайте, какую букву мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания.

Буква эта знаменита,
Вы узнать её должны.
Звуком этой важной буквы
Поют песню груднички.

Дети прописывают одну строчку заглавной буквы "А", а другую строчной буквы "а".

III. Знакомство с новым словарным словом .

А чем знаменита эта буква? (Стоит в начале алфавита).

Что же такое алфавит?

Давайте вспомним, как звучит алфавит. Только ещё раз напомню вам, что каждая буква алфавита имеет своё название.

Мы много говорили про алфавит. Но ещё не познакомились со словом "алфавит", как со словарным словом. Сейчас мы это недоразумение устраним.

Итак, слово "алфавит". (На презентации появляется слово "алфавит".) (СЛАЙД 1).

Какой слог ударный в этом слове? Значит, нам надо запомнить, что безударные гласные обозначены здесь буквами "а". Запомнить это нам поможет история возникновения этого слова.

Алфавит назван так по названию двух первых греческих букв "альфа" и "вита". (СЛАЙД 2)

Название первой греческой буквы полностью поселилось в слове алфавит за исключением мягкого знака.

Дети прописывают слово алфавит.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Да, ребята, мы посвятим ещё один урок теме "Алфавит". Целью нашего сегодняшнего урока является необходимость ещё раз доказать себе, насколько важен алфавит в нашей жизни.

Дети, а кто знает, каким русским словом-синонимом можно заменить слово "алфавит"? (Словом азбука).

Правильно! Слово "азбука" тоже произошло от названия двух первых букв: "аз" и "буки". (СЛАЙД 3)

Есть замечательная пословица: "Азбука - к мудрости ступенька".

Как вы понимаете смысл этой народной мудрости?

Давайте запишем это предложение в тетради. (На доске это предложение с комментированием записывает один ученик).

Физ. минутка для глаз. (СЛАЙД 4)

На экране под музыку перемещается буква в заданной траектории. Дети должны глазамиследить за ее перемещением по экрану.

V. Работа по обобщению, ранее полученных знаний.

Ребята, для чего же нам нужен алфавит? Кто в нашей школе использует знания алфавита? (Библиотекарь, секретарь, учитель).

А как вы думаете, можно сказать, что алфавит помогает экономить время, не тратить его зря?

Давайте докажем это.

К доске учитель вызывает двух учеников. Он сообщает, что одному из них сейчас дадут блокнот, а другому записную книжку с алфавитом.

Ребята, как вы думаете, чем отличаются друг от друга блокнот и записная книжка? (Записная книжка составлена по алфавиту, а блокнот - нет.)

И в блокноте и в записной книжке записан телефон Суздалевой Галины Ивановны. Представим себе, что вам срочно нужно мне позвонить.

Давайте посмотрим, кто быстрее его найдёт.

Попробуем ещё раз? (Записан телефон поликлиники).

Дети делают вывод, что, конечно, алфавит помогает сэкономить время.

А раз алфавит так необходим, то давайте потренируемся пользоваться им в обычной жизненной ситуации.

Задание 1.

Сейчас мы поможем библиотекарю расположить книги в алфавитном порядке по фамилиям их авторов.

Эта писательница написала поучительный рассказ "Печенье". (Осеева)

Кто написал произведение "Заплатка"? (Носов)

Кто написал стихотворение "Я лишний"? (Барто)

Дети работают в тетрадях. Затем один ученик выходит к доске и на магнитах располагает в алфавитном порядке фамилии авторов.

Правильность ответа проверяется на экране. По щелчку вылетают фамилии авторов. (СЛАЙД 6).

Задание 2.

Угадайте, с чем будет связано следующее задание.

Он на полках обитает,

Всё обо всём он вечно знает.

Какие словари вы уже знаете?

Конечно, это словарь.

А сейчас, используя алфавит, попробуем найти в Толковом словаре значение одного слова. Но до этого попытаемся сами определить его значение.

Это слово "баклуши".

(Предположения учащихся.)

Затем ученики находят данное слово в словаре. Далее объяснение учителя и на СЛАЙДЕ 7 появляется статья из Толкового словаря Ожегова.

Баклуши - чурки для выделки мелких изделий.

Бить баклуши - бездельничать.

(Учитель объясняет значение слова - чурки.)

А мы с вами бьём баклуши на уроке?

Физ. минутка.

Каждый ученик получает определенную букву. Дети должны встать в алфавитном порядке. Какой ряд быстрее.

Задание 3.

Ребята, на физ. минутке мы использовали знания алфавита для игры. А давайте еще поиграем.

Детям раздаются альбомные листы, на которых разбросаны буквы алфавита. Их надо соединить в алфавитном порядке, чтобы получилось изображение. (У учеников, которые правильно расположили буквы, появляется силуэт Буратино).

Звучит песня "Буратино", а у учителя в руках кукла Буратино (для открытого урока можно пригласить старшеклассника, который сыграет роль Буратино).

Вы, конечно, знаете этого сказочного героя. Помните, он сначала отказался от своей Азбуки, а потом понял, что учиться необходимо.

Задание 4. (Обыгрывается с использованием куклы Буратино).

Сейчас Буратино попросил меня, чтобы вы разгадали еще одно слово. Он сказал, что оно очень важное в жизни каждого человека. Разгадывать его мы будем тоже с помощью знаний алфавита.

(На столе у учителя лежат вырезанные буквы, из которых дети после выполненных заданий получат слово "порядок").

Это слово состоит из 7 букв.

1) Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой Р. (П)

2) Вторая буква стоит в алфавите после буквы Н. (О)

3) Третья стоит после буквы П. (Р)

4) Четвёртая стоит в алфавите последняя. (Я)

5) Пятая буква слова - пятая буква и в алфавите. (Д)

6) Шестая стоит между буквами Н и П. (О)

7) Последняя буква в нашем слове стоит после Й. (К)

Запишем это важное слово в тетради. А вы знаете, что с этим словом есть замечательная пословица: "Порядок - душа всякого дела". (СЛАЙД 8)

Перепишем по памятке её к себе в тетрадь. (Списывание ведется по памятке, разработанной М.С.Соловейчик).

Пусть эта пословица станет вашим девизом в жизни.

VI. Подведение итога.

Что на уроке вы сегодня узнали?

Кто считает, что он замечательно сегодня поработал?

А кто считает, что бил баклуши?

Заключительное слово учителя.

Алфавит - вот ключ к ответам,
Ведь ответы в словарях.
И воспользуйся советом:
Знанья - свет во всех делах.

Возможно, заголовок этой статьи покажется вам нескромным, а автор — самонадеянным. Быть может, вы подумаете, что автор использовал такой заголовок для того, чтобы привлечь внимание читателей.

Да, это так. Цель этого заголовка — привлечь ваше внимание к действительно самому эффективному способу в кратчайший срок обучить ребенка буквам русского алфавита и научить его произносить эти буквы звуками. В простоте и действенности этого способа вы убедитесь сами, прочитав эту статью и начав с ее помощью учить своего ребенка буквам. Уже через пять занятий ваш ребенок будет хорошо знать все 10 гласных и начнет запоминать согласные, даже если до этого он не знал ни одной буквы. А, главное, учить буквы он будет в процессе игр и запомнит их твердо.

Но сначала небольшое отступление. Прежде, чем начать обучать ребенка буквам, вы должны решить, для чего ему это нужно. Некоторые родители гордятся тем, что сумели обучить буквам двухлетнего или даже полуторагодовалого ребенка. Но делать это стоит лишь в том случае, если одновременно вы начнете обучать ребенка чтению. Любое знание должно безотлагательно находить свое практическое применение. А обучение буквам само по себе, без одновременного обучения чтению, не имеет смысла. Есть много других, не менее эффективных, способов развивать память ребенка и стимулировать мозг в период формирования. Хорошо еще, если к началу обучения чтению ребенок забудет эти преждевременно выученные буквы и не станет произносить их так, как его когда-то научили: Бэ, Вэ, Гэ... или Бы, Вы, Гы..., иначе при чтении это будет очень ему мешать. Вы спросите: "Ну, а если учить ребенка буквам и чтению одновременно, то с какого возраста лучше начинать, с двух лет уже можно?" Я считаю, что дома, в семье, мама с ребенком такого возраста уже вполне может заниматься; но сначала по полминуты, а потом по нескольку минут в течение дня. В результате таких "уроков", построенных в форме игры, у ребенка выработается умение сосредоточиваться на каком-нибудь определенном занятии, и тогда начиная с трех лет и даже немного раньше его можно обучать чтению в группе таких же, как он, детей. Не забывайте только, что обучение чтению, а особенно раннее, должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций.

Игровая методика изучения десяти гласных за 5 уроков

Итак, вы задались целью научить своего малыша читать книжки. Начнете вы, конечно, с того, что будете учить с ним буквы. В какой последовательности их учить? Конечно же, не в порядке алфавита и не в полном беспорядке, когда ребенку дают вперемешку то гласные, то согласные.

Важным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, обозначающих гласные звуки (в дальнейшем для простоты я буду называть их просто "гласными"). Я не раз обращал свое внимание на то, что плохо читающие дети, даже школьники, неуверенно называют гласные, а при чтении запинаются, вспоминая, то ли это Е , то ли Ё , то ли Ю . Ввиду первостепенной важности знания десяти гласных для полноценного чтения (чтобы ребенок не "спотыкался" на каждом складе) я разработал эту игровую методику для их быстрого изучения, которой успешно пользуюсь вот уже несколько лет.

Продолжительность каждого из пяти уроков этой методики составляет несколько минут. Уроки проводятся два раза в неделю, а в остальные дни недели родители повторяют с ребенком содержание предыдущего урока в течение двух-семи минут в день. Я подсчитал, что все обучение ребенка десяти гласным по этой методике занимает в общей сложности чуть более часа.

В основу методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, предложенный выдающимся педагогом Гленом Доманом. В данном случае задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые как бы рифмуются: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И, Э — Е . Многократный показ я дополнил пятью разработанными мною закрепляющими играми.

  • Цель занятий по этой методике — за пять уроков дать ребенку твердое знание десяти гласных. Зачастую родители считают, что их ребенок в этом не нуждается: "Он у нас с двух лет все буквы знает". Когда же начинаешь показывать ему буквы, выясняется, что знает он их нетвердо. Путает Е с Ё или с Ю , не знает Э , Ы , иногда задумывается, вспоминая какую-нибудь букву. Прежде, чем приступить к обучению чтению, знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.
  • От других способов изучения букв, которые зачастую лишь тормозят их усвоение и затрудняют применение (А — арбуз, И — индюк или О — как бублик, Ю — Юлина буква, Я — похожа на столб с фонарем и т.п.), эта методика отличается простотой и эффективностью.

Урок № 1

Напишите или напечатайте гласные буквы на плотной белой бумаге, каждую на отдельной карточке: буквы А, О, У, Ы, Э — крупным жирным красным шрифтом на карточках размером 12×10см, а Я, Ё, Ю, И, Е — синим жирным шрифтом чуть меньшего размера на карточках 9×10см. На первом уроке вам понадобятся только карточки А, Я, О, Ё .

А Я
О Ё

На обороте каждой карточки напишите эту букву от руки для себя, чтобы не заглядывать на лицевую сторону при показе букв ребенку.

Занятия могут проводиться преподавателем или кем-то из родителей ребенка.

Показ первых двух пар гласных (А — Я, О — Ё).

Сложите две пары карточек в стопку, как указано на левом рисунке, оборотной стороной к себе. Переложите ближнюю к вам карточку А вперед (как указано стрелкой на правом рисунке) и покажите ее ребенку. Скажите: "Это — А ". Потом переложите вперед следующую карточку и скажите: "Это — Я "; потом — "Это — О "; а потом — "Это — Ё ". Каждую карточку показывайте не дольше 1-й секунды. Делайте это весело, в виде игры. Смотрите не на карточки, а в глаза ребенку, чтобы видеть, куда он смотрит, и привлекать его внимание. Буквы А и О большинство детей уже знает. Можно сделать паузу и дать ребенку возможность самому назвать их. А буквы Я и Ё быстренько называйте сами, раньше ребенка, чтобы не дать ему возможности ошибиться. И не требуйте, чтобы ребенок повторял их. Ваша задача — быстро показать эти четыре буквы и одновременно продекламировать маленький стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

Дети без труда запоминают и более длинные стихи, а тем более такой легкий стишок они скоро начнут повторять самостоятельно.

Если вы преподаватель, объясните присутствующей на занятиях маме ребенка, что она должна показывать ему и называть эти четыре буквы ежедневно до следующего занятия не менее пяти раз в день. Пусть она проделает это в первый раз в вашем присутствии, чтобы вы могли поправить ее, если она что-то делает не так. Не стесняйтесь объяснять родителям все так же подробно, как и их детям, и проверять, как они вас поняли. Перемешайте карточки. Попросите маму разложить их в нужном порядке. Потом она должна посадить или поставить ребенка перед собой и во время показа букв смотреть ему в глаза. Незнакомые ребенку буквы она должна произнести четко и раньше него. Типичная ошибка, когда мама достает очередную букву и держит ее в другой руке, не накрывая ею крайнюю букву. При этом ребенок одновременно видит две буквы.

Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее полминуты в день, т.к. один такой показ длится пять секунд. Важно только не пропускать их. Постепенно паузу после слова "Это..." нужно увеличивать, а само слово произносить с вопросительной интонацией, как бы поощряя ребенка самому называть буквы. Ребенок должен просто назвать букву. Он не должен говорить "это А " или "буква А ". Отдайте маме изготовленные вами четыре буквы, попросите приносить их с собой на занятия.

Урок № 2

К началу этого урока дети уже повторяли в течение двух-трех дней вслед за мамой А, Я, О, Ё и хорошо запомнили их в этом порядке.

Закрепляющие игры.

Теперь с этими четырьмя буквами нужно сыграть в пять закрепляющих игр для того, чтобы дети твердо запомнили их как в порядке выученного стишка, так и по отдельности.

Разложите на столе перед ребенком четыре карточки парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого приступайте к играм.

А Я
О Ё

1-я игра. "Ветер". Объясните ребёнку, что красные буквы — это большие братья, а синие — маленькие братики. Потом скажите: "Налетел ветер и перемешал всех братиков". Перемешайте буквы сами, чтобы они не оказались перевернутыми. Потом пусть ребенок сложит их по порядку парами, называя вслух: А — рядом Я , О — рядом Ё (поначалу с вашей помощью).

2-я игра. "Прятки". Накройте меньшие карточки большими (красные буквы сверху) и поменяйте порядок расположения этих пар: "Маленькие братики спрятались под большими и поменялись местами, чтобы Леночка их не нашла. Угадай, какой маленький братик спрятался под большим братом О ? Правильно, под О спрятался Ё ! А под А ? Правильно, Я !"

3-я игра. "Перепрятки". Играете так же, но на этот раз наоборот — большие братья прячутся под маленькими.

4-я игра. "Ворона". Водите ладонями над карточками, разложенными в правильном порядке, и приговаривайте: "Ворона летела, летела, летела, летела и... буковку съела". Быстро накройте ладонью одну из букв: "Какую букву ворона съела?" Водить лучше одновременно обеими ладонями, чтобы ребенку было сложней догадаться, какую букву вы собираетесь накрыть. Если он не смог быстро ответить, оторвите ладонь на мгновенье и снова накройте букву. Если и тогда не скажет, подскажите, к примеру: "Рядом с О . Правильно, Ё !" Со временем ребенок запомнит расположение букв и будет их угадывать легко.

5-я игра. "Карты". Теперь этими же карточками играйте с ребенком так, как взрослые играют в карты. Вы тасуете карты, потом бросаете на стол перед ним карточку и спрашиваете: "Что это?" Назвал правильно — выиграл и забрал карточку, ошибся — забирает другой ученик, а дома — мама. Не торопитесь разрешать другим ученикам подсказывать, дайте ребенку немного подумать. Поначалу попробуйте бросать карточки парами: сначала О , за ней Ё , А Я и т.д. Если ребенок выигрывает уверенно, бросайте парами, но в обратном порядке. Потом начинайте бросать вразброс.

Присутствующая на уроке мама запоминает и записывает, как играть в эти пять игр дома. Играть нужно только один раз в день, если ребенок сам не просит больше. Но каждый раз прекращайте игру, пока он еще хочет играть: "В другой раз доиграем".

Показ трех пар гласных (А — Я, О — Ё, У — Ю).

После того, как вы сыграли в пять игр с первыми двумя парами букв, достаньте следующую изготовленную вами пару карточек У — Ю , надпишите их на обороте для себя и добавьте их в стопку (после урока отдайте эту стопку, все шесть букв, маме).

А Я
О Ё
У Ю

Показывайте теперь ребенку уже три пары букв так, как вы показывали ему на уроке № 1 две пары. Только на этот раз первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме). Дайте маме те же наставления, что и на уроке № 1. К следующему уроку за два-три дня показа ребенок запомнит уже новый стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю "

Отдайте маме эти шесть изготовленных вами букв, попросите принести их с собой на следующее занятие.

Внимание! После урока № 2 мама показывает ребенку несколько раз в день уже эти три пары гласных, но в закрепляющие игры играет с ним пока лишь на первые две пары (А — Я, О — Ё ) один раз в день.

Урок № 3

К началу этого урока дети уже выучили стишок:

"Это — А "

"Это — Я "

"Это — О "

"Это — Ё "

"Это — У "

"Это — Ю ",

а буквы А, Я, О, Ё благодаря пяти закрепляющим играм знают и вразброс. Теперь нужно закрепить знание последних выученных ими гласных У и Ю .

Закрепляющие игры.

Разложите на столе перед ребенком следующие шесть карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а последние две вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (напомните об этом и маме).

Отдайте маме все изготовленные вами буквы, попросите принести их с собой на следующее занятие. Скажите маме, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного из них.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже эти три пары гласных, отложив в сторону хорошо знакомые ему А — Я . А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры лишь на первые три пары: А — Я, О — Ё, У — Ю (пока без

Разложите на столе перед ребенком следующие восемь карточек парами, называя их вслух, в том порядке, в котором их ему показывали. После этого сыграйте в игры, подробно описанные в уроке № 2.

А Я
О Ё
У Ю
Ы И

Показ трех пар гласных (У — Ю, Ы — И, Э — Е).

На этот раз вы убираете уже две первые пары карточек А — Я и О — Ё , а достаете последнюю изготовленную вами пару Э — Е . Надпишите и эти карточки на обороте для себя и добавьте их в стопку. Общее количество показываемых букв по-прежнему равно шести и стишок остается таким же легким для запоминания. Важно и то, что буквы Е и Ё , которые дети часто путают, никогда не "встречаются" при показе: когда "пришла" буква Е на четвертом уроке, буква Ё уже "ушла". Теперь карточки лежат в стопке в следующем порядке.

У Ю
Ы И
Э Е

Показывайте ребенку эти три пары букв так, как вы делали это на предыдущих уроках. Как и раньше, первые четыре буквы называет ребенок, а новые для него Э и Е вы быстро называете сами, не давая ему ошибиться (лишний раз напомните об этом и маме). Отдайте маме все десять изготовленных вами букв, попросите приносить их с собой на занятия. Скажите ей, что все домашние занятия займут у нее теперь не более шести-семи минут в день и напомните, что важно не пропустить ни одного.

Внимание! Обратите внимание мамы на то, что после этого урока ребенку нужно показывать несколько раз в день уже последние три пары гласных, отложив хорошо знакомые ему А — Я и О — Ё . А вечером необходимо один раз сыграть с ним в закрепляющие игры на первые четыре пары: А — Я, О — Ё, У — Ю, Ы — И (пока без Э, Е ).

Аникина Елена
Исследовательская работа учащегося «Исчезнувшие буквы русского языка»

I. ВВЕДЕНИЕ

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

I.Введение.

Русская азбука – это начало начал великого русского языка . Может быть его богатство объясняется тем, что в своих истоках он хранит многовековые тайны. А русские писатели с незапамятных времен пытаются с его помощью разобраться в никем еще не разгаданной тайне русской души .

Как видим, язык исполняет много важнейших функций, без которых не было бы настоящего образованного общества. Язык переносит в себе историю от предков до современников. Это бесценный дар, который передали нам наши великие предки – славяне.

На уроках русского языка мы знакомились с буквами древнеславянского алфавита, а на уроке окружающего мира изучали историю возникновения древнеславянской письменности. Рассматривая древнеславянский алфавит, я увидела, что буквы носили другие названия и их было больше, чем в современном алфавите. Мне стало интересно какие буквы утеряны и почему , поэтому я определила цель для своего исследования : выявить, где в современном русском языке можно обнаружить исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.

Объект исследования : алфавит русского языка .

Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи :

Сравнить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита ;

Выяснить причину исчезновения букв ;

Рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита .

Методы :

1. Изучить научную литературу по теме исследования ;

2. Посмотреть научно познавательные фильмы по данной теме;

3. Изучить источники в сети Интернет.

Гипотеза : Если , значит они не были важны.

Актуальность моего исследования определяется тем , что древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры древнерусского народа и его предков. Историю развития общества можно проследить в связи с историей развития его языка и наоборот : язык изучается в связи с изучением истории народа.

Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий.

Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях, которые нашли отражение в их языке . Он оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.

II. Основная часть.

1. Теоретическое исследование .

Недавно в учебнике русского языка я увидела рисунок с изображением букв древнеславянского алфавита. Я сосчитала их и обнаружила, что алфавит состоял из 49 букв , начертания большинства букв похожи на буквы современного алфавита, но названия они носили более сложные и явно имели смысл. Например буква А называлась «аз» , Б-«буки» , В – «веди» , Г – «глаголь» , Е- «есть» , Ж- «живете» , Л- «люди» , М-«мыслите» , Н –«наш» , О- «он» , П- «покой» , С- «слово» , Т –«твердо» , Ф- «ферт» и так далее. Букв , которые сохранили свое написание в современном алфавите, я насчитала 29, хотя написание некоторых из них немного изменилось. Так, например, начертание букв Ц , Ч, Щ было немного другим, и назывались они «цы» , «червь» , «шта» , а вот для обозначения одного звука (з) служили два знака «зело» и «земля» . Некоторые буквы полностью исчезли из современного алфавита, например, «омега» , «ять» , «юс малый» . «юс большой» , «юс малый йотированный» , «юс большой йотированный» , «кси» , «пси» , «фита» , «ижица» и другие.

Я посмотрела научный документальный фильм о том, как на Руси появлялась письменность. Из фильма я узнала, что в истории древнерусского языка выделяются два периода : дописьменный – до X–XI вв. и письменный. Узнала, что существовали древние славянские алфавиты, которые носят названия глаголицы и кириллицы. Создание одного из них приписывают христианскому проповеднику IX в. Кириллу и все дошедшие до нас древнерусские тексты написаны кириллицей. Об употреблении глаголицы мы знаем очень мало (глаголицей сделаны, например, надписи на внутренних стенах новгородского Софийского собора).

Мне стало интересно узнать, почему же буквы кириллицы носят такие странные для современного человека названия, и тогда я стала искать информацию в Интернете.

Я узнала, что русская азбука , которая была в обиходе вплоть до 1918 года, - это набор графических знаков, обозначающих смысловые ОБРАЗЫ (а не простые звуки) . Знаки азбуки назывались «буквицы » . Каждая буквица несла в себе отдельное смысловое понятие. Например : первая буквица русской азбуки «АЗ» передаёт звук [а] и имеет смысло-образ «я, человек, начало…» ; буквица «Буки» передаёт звук [б] и несёт смысло-образ «Бог, быть, будет…» . И так - все знаки русской азбуки

Самое интересное, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой еще и число. Причем все буквы -числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – «аз» соответствует единица, В – 2, Г – 3, Д – 4, Е – 5 и так до десяти. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам : 10, 20, 30, 40, 50, 70, 80 и 100.

Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений : ведать, знать и владеть. Знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ, Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!» .

Глаголь – буква , значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы -слова Глаголь являются : глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать» . Глаголь использовался всегда только в положительном контексте, а его числовое значение было числом 3.

Какой же смысловое значение несли исчезнувшие буквы ? Рассмотрим на примере некоторых букв .

Зело – буква , которая является сочетанием двух звуков [д] и [з]. Главное значение этой буквы для славян заключалось в словах «крепко» и «сильно» . Численным содержанием буквы Зело является шестерка.

Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна» . Иногда в предложениях буква -слово Земля употреблялась в таких значениях, как «край» , «страна» , «народ» , «земля» или же под этим словом понималось тело человека. Это число 7 – семь, семерка, седмица.

Иже – буква , смысл которой можно выразить словами «ежели» , «если» и «когда» . Смысл этих слов по сей день не изменился, просто в повседневной жизни современные славяне используют синонимы Иже : если и когда. Иже соответствует цифра 10.

Оукъ – еще одна буква в азбуке , которая на сегодняшний день трансформировалась в букву У . Незнающему человеку, конечно, тяжело понять, что обозначает это слово, однако славяне знали её как «закон» . Оукъ часто употреблялась в значении «указ» , «скреплять» , «законник» , «указывать» , «крепить» и т. д.

Ферт. Эта необычная буква -слово обозначает не что иное, как славу, вершину, верх, воздает славу вечности. Числовым значением Ферта является 500 – пятьсот.

Ять – это буква , к которой наиболее подходит синоним «принять» . Ю [у] – буква скорби и печали . Её коренным смыслом является горькая доля и несчастливая судьба.

Еще две интересные буквы старославянского алфавита Юс малый и Юс большой.

Юс малый по форме напоминает связанные руки. Самое интересное то, что коренным смыслом этой буквы являются «узы» , «оковы» , «цепи» , «узлы» .

Юс большой был символом темницы или тюрьмы, как более строгого наказания за совершенные человеком злодеяния.

Рассмотрев часть азбуки можно констатировать факт, что она является тайным посланием Кирилла к потомкам. «Где это видно?» - спросите вы. А вы попробуйте теперь прочитать все буквы , зная их истинных смысл. Если брать по несколько последующих букв , то складываются фразы-назидания :

Веди + Глаголь обозначает «ведай учение» ;

Твердо + Оукъ можно интерпретировать как «укрепляй закон» .

Каждая буква -слово складывается в осмысленную фразу с последующей, может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.

Изучив древнеславянскую азбуку, я смогла сделать вывод о том, что исчезнувшие буквы когда-то занимали равноправное положение среди других букв в алфавите

Причина исчезновения этих букв в том , что они выполняли смыслоразличительную функцию лишь на письме, и между людьми возникало непонимание, поскольку буквы имели разное написание, но почти одинаковое звучание.

Приведу пример. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению :

Миръ – состояние без войны;

Міръ – вселенная;

Мїръ – община;

Мгро – благовонное масло;

Мръ – мера времени.

В процессе развития, совершенствования нашего письма изменились и названия букв . Старые кириллические названия оставшихся букв алфавита "аз", "буки", "веди" и т. д., которые не совпадали с их звучанием, в XVIII в. были устранены и вместо них приняты названия "а", "бэ", "вэ" и т. д., как в латинском алфавите. Это значительно упростило письмо и чтение древнерусского языка , поскольку название буквы указывало теперь на соответствующий этому названию звук.

В энциклопедии я прочитала, что самыми первыми исчезли «юс малый» и «юс большой» . В 1718 году серьезно взялся за усовершенствование алфавита Петр 1, он упразднил буквы , которые обозначали одни и те же звуки. А вот следующие преобразования алфавит претерпел в 1917 году, и стал иметь современный вид.

Хотя сегодня буквы-слова исчезли из нашего обихода , все-таки они продолжают жить в русских пословицах и поговорках. Например, выражение «начать с азов» , обозначает не что иное как «начать с самого начала» . Хотя на самом деле буква «аз» обозначает «я» .

2. Практическая часть.

Рассмотрев причины и пути исчезновения букв древнеславянского алфавита, мне показалось интересным выявить случаи использования этих букв в современном русском языке . Я обратились к исследованию пословиц и поговорок, поскольку, как говорил Михаил Александрович Шолохов : «…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах».

В Словаре русских пословиц Даля собрано 53 пословицы и поговорки. В них употреблены 23 буквы древнерусской азбуки . Вот, например, некоторые пословицы об исчезнувших буквах :

1) Стоять фертом, подпереться фертом (обеими руками в бока) .

2) Там я (Наполеон, барыней пройдуся, фертом в боки подопруся.

3) Фертом не ходят сохой орющие (пашущие) .

5) Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять.

6) Ер Егорка упал в озёрко : сам не потонул и воды не всколебал.

7) Сделать на ять.

8) У нея ротик фитою.

9) От фиты подвело животы.

10) Фита – школьный грамотей, дошлый писака.

11) Фита не славна, а вещь она славна.

12) Фита, ижица к розге ближится.

13) Кси, пси с фитою пахнули сытою.

14) Не суйся, ижица поперёк аза.

15) Фита да ижица – к ленивому плеть ближится.

16) От аза в глаза, а в людей ижицей тычет.

17) От аза до ижицы.

Каждая буква представляет собой набор определённых признаков : звуковое значение, числовое значение, начертание, место в алфавите.

При употреблении в пословицах и поговорках подчёркиваются их разные признаки.

Следует отметить, что пословицы и поговорки славянской азбуки представляют собой особую группу среди других, являясь великим культурным наследием русского народа .

Закончив свою работу , мне стало интересно, а другие дети знают о существовании утерянных букв ?

Я провела анкетирование среди моих друзей по следующим вопросам :

Знаете ли вы, что в древнеславянском алфавите было букв больше ?

Результат : из 16 ребят- 5 человек знали об этом(31%, 11 человек не знали(69%) .

На сколько больше?

Результат : ребята предполагали разное количество, правильно никто не ответил(0%) .

Как вы думаете какой алфавит современный или древнерусский легче для употребления?

Результат : все ответили, что современный алфавит легче для употребления(100%) .

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из русского алфавита с момента его появления исчезло 16 букв . Проделав исследовательскую работу , я вижу, что звучания этих букв до сих пор сохранились в некоторых словах, пословицах и поговорках русского языка . Русский народ создал и сохранил их, это показывает, что простой народ понимал, какое сокровище дано ему в древнеславянской азбуке.

Вероятно, эти пословицы бытовали и в крестьянской, и в городской, более образованной среде, и, может быть, в среде семинаристов. Это даёт нам уверенность в том, что ещё не забыт древнерусский язык , что по-прежнему это великое культурное наследие русского народа .

Вывод : Опираясь на теоретическую и практическую часть, можно сделать вывод, что моя гипотеза подтвердилась : буквы исчезли из русского алфавита , т, к они потеряли свою значимость и стали только усложнять понимание смысла написанного, значит они не были важны.

Цель проекта: Привитие учащимся первоначальных умений собирать информацию из разных источников и использовать её для выполнения проекта.

Задачи проекта:

1. Показать необходимость знания алфавитного порядка для его использования в различных сферах деятельности современного человека.
2. Развивать познавательную и творческую активность учащихся.
3. Привлечь родителей к совместному поиску.
4. Воспитывать у детей любовь к родному языку.

Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета русский язык. Длительность выполнения проекта две недели. Дети получили задание найти ответы на вопросы :

1) Почему алфавит назвали алфавитом?
2) Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
3) Смогу ли я обойтись без знания алфавита?

Для ответа на первый вопрос можно было использовать справочные страницы в конце учебника и материалы одного из упражнений. (Русский язык «К тайнам нашего языка» 1кл. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.) Любые источники и помощь родителей приветствовалась. Листочки с краткими ответами украшались цветными буквами, рисунками, ребусами и кроссвордами.

Для продолжения исследований класс был разделён на три группы.

Первая группа работала в нашей школе. Посетив библиотеку и читальный зал, дети узнали от библиотекаря о расположении книг на полках, познакомились с картотекой, полистали энциклопедии и справочники, поработали с детским орфографическим словарём, затем заглянули к школьному секретарю.

Вторая группа получила задание побывать на работе у родителей и воочию убедиться в том, как там используется алфавитный порядок.

А ребята из третьей группы работали с литературой, принесённой из дома по своим интересам и увлечениям (атласы, справочники, детские энциклопедии, телефонная книга и др.).

По результатам исследований составляли отчёты по 3-5 предложений для выступления на защите проекта, делали фото для слайдов будущей презентации. Наблюдать, контролировать и направлять исследования своих подопечных в нужное русло, было приятно. В процессе работы сочинила стихи, которые дети выучили к предстоящей защите.

На защиту проекта были приглашены гости . Оформили класс, сделали выставку книг. После рассказов учеников о проделанной работе с наглядной презентацией все с удовольствием исполнили песню «Поём русский алфавит». (Использовался музыкальный видеоклип с сайта viki.rdf.ru).

Применить свои знания на практике дети смогли приняв участие в викторине в составе команд «От А до Я», «Азбучные истины», «АБВГДЕйка», «Любознайки». Задания были следующие: расположить имена пяти одноклассников в алфавитном порядке; пять книг детских писателей разместить по фамилии авторов на книжной полке; угадать зашифрованные слова; вписать в текст недостающие буквы из словаря; расположить пословицы в порядке алфавита.

Подводя итоги, дети отметили, что теперь они не только выучили наизусть алфавит, но знают, для чего он нужен и умеют им пользоваться. А для меня и родителей приятно сознавать, что ребята стремятся самостоятельно открывать новое, выбирать главное и интересное, расширяют свой кругозор, учатся правильно строить свои отношения с одноклассниками и взрослыми.

Защита проекта «Зачем нам нужен алфавит?»

Учитель: Дорогие ребята! Дорогие гости! Сегодня у нас завершающий этап, защита проекта «Зачем нам нужен алфавит?». Каждый из вас искал ответы на вопросы:
1. Почему алфавит назвали алфавитом?
2. Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит?
3. Смогу ли я обойтись без знания алфавита?

Ваши письменные ответы находятся в папке. Самые лучшие из них будут сейчас озвучены, но сначала мы ответим на первый вопрос. Почему алфавит так называется? А ещё как его называют? Почему?

Ответы детей.

Учитель:

Прапрадедовской порой стали буквы в чёткий строй.
Все на месте тут как тут, «Русской азбукой» зовут.
По-другому «Алфавит» стал повсюду знаменит.

Учитель: Послушаем, о чём узнали ребята в результате поиска ответа на второй вопрос. Где и кем в школе используется алфавит?

Все рассказы учеников, иллюстрируются на слайдах.

Ученик: При подготовке к защите проекта мы посетили школьную библиотеку. Там мы узнали, что книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов.

Ученик: Библиотекарь Татьяна Сергеевна показала нам стеллаж с книгами для детей младшего школьного возраста. А эта полка с книгами о Великой Отечественной войне.

Ученик: Ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

Ученик: В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

Ученик: У нас была прекрасная возможность поближе познакомиться с энциклопедиями и словарями. Мы поработали с толковым словариком для учащихся начальных классов. Зная наизусть алфавит, мы легко находили слово и узнавали его значение. Это было интересно!

Ученик: В нашей школе у секретаря Веры Ивановны есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из нас. Соблюдается строгий порядок. Все дела в алфавитном порядке.

Учитель: А теперь узнаем об использовании алфавита дома и в других местах.

Ученик: Моя мама работает в налоговой инспекции. Она рассказала, что дела налогоплательщиков хранятся в алфавитном порядке.

Ученик: Мой папа работает в ГИБДД. Он мне сказал, что на его работе списки зарегистрированных и угнанных машин составлены в алфавитном порядке.

Ученик: Я вместе с бабушкой побывала на избирательном участке во время выборов. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.

Ученик: Моя мама работает в больнице. Она мне рассказала, что в регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

Ученик: А это - энциклопедия, из которой я брал информацию о насекомых, чтобы рассказать одноклассникам на уроке окружающего мира. В конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.

Ученик: У меня дома есть телефонный справочник. Вместе с мамой мы внимательно его рассмотрели. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке. Меньше всего фамилий в справочнике на букву ____. Больше всего на букву П, а самая распространённая фамилия - Попов, в справочнике встречается ____ раз.

Учитель: И это ещё не всё! Послушаем других ребят

Ученик: Я люблю рисовать. Посещаю кружок в нашей школе. Планирую поступить в художественную школу. Помощником стать мне может книга Е.Каменевой «Какого цвета радуга». Это небольшой иллюстрированный словарик. В нём объясняется значение различных понятий в изобразительном искусстве.

Ученик: Алфавит нам нужен, чтобы передавать накопленные знания. У меня в руках книга «Русские пословицы и поговорки». В них заключена народная мудрость. Расположены пословицы и поговорки в алфавитном порядке.

Ученик: Я вместе с папой и мамой люблю рассматривать «Атлас мира». В нём тоже есть указатель. Он помогает найти страницу с географической картой и краткой информацией о любой стране, её столице, о реках, горах и океанах и морях.

Ученик: Я люблю читать книги Э. Успенского. Они весёлые и поучительные. Персонаж сказочной повести крокодил Гена очень любил читать точные и серьёзные книги: справочники, учебники или расписания движения поездов. Кстати, расписание движения фирменных поездов тоже составлено по алфавиту.

Ученик: В моём мобильном телефоне на клавишах есть буквы. Они расположены в алфавитном порядке. Для поиска нужного номера я могу нажать клавишу с первой буквой имени или фамилии. А новая запись появляется в порядке алфавита.

Учитель: Спасибо большое! Теперь мы знаем, что алфавит нужен везде для наведения порядка. И мы выучили его наизусть. Давайте встанем и ещё раз споём его.

Учитель: Молодцы, повторили, а теперь воспользуемся своими знаниями. Вы разделены на 4 команды.

Команды:
1.«От А до Я»
2.«Азбучные истины»
3 «АБВГДЕйка»
4. «Любознайки»

Задания:

1. Наши имена

Учитель: Каждой команде достался список имён пяти учеников нашего класса. Имена полные, как положено во всех словарях и официальных документах. Ваша задача: распределить эти имена в алфавитном порядке. Надпишите вверху цифры от 1 до 5. Прочитайте, что получилось.

2. На книжной полке

Учитель: В спешке книги на полку в библиотеке поставили не правильно. Давайте наведём порядок. Поставим книги детских писателей по фамилии авторов в алфавитном порядке.

3. Угадай зашифрованные слова

Учитель: Ключом от шифра является знание порядка букв в алфавите. Возьмите листок и фломастер. Слушайте внимательно и вписывайте нужные буквы.

  • В слове 4 буквы. Первая из них первая согласная в алфавите, вторая - самая первая гласная. Третья и четвёртая - согласные, сначала идёт та, что стоит перед буквой о , а потом буква после с.
  • Если в предыдущем слове мы заменим вторую букву гласной, которая следует в алфавите перед буквой и краткое , то получим новое слово.
  • Замените в новом слове первую согласную букву на ту, которая следует в алфавите за ней.
  • В следующем слове 5 букв. Первая стоит в алфавите после к , вторая перед п , третья после ё . Четвёртой будет сама буква к , а завершает слово первая буква алфавита.
  • Замените первую букву предыдущего слова на ту, что стоит перед ней, а третью на парную глухую.
  • В полученном слове замените третью букву на согласную, стоящую перед буквой с .

4. Применяем знания на практике

Учитель: Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.

В нашей семье у каждого свои инт_ресы и любимые занятия. Дедушка ходит в лес за грибами и яг_дами. С рыбалки он приносит пл_тву и к_расей. Бабушка х_рошо г_товит. На праздники она печёт п_роги с ябл_ками и к_пустой. Мама с удовольствием вышивает в_сильки и р_машки. А папа интересуется музыкой. Он умеет играть на г_таре.

Учитель: В некоторых словах пропущены буквы. Чтобы правильно вставить недостающие буквы используйте словарь: Альбом, арбуз, василёк, гитара, готовить, дорога, животное, заяц, земляника, иней, интересно, капуста, карась, облако, пирог, плотва, ромашка, снегирь, тарелка, хорошо, цифра, шосс е, яблоко, ягода.

5. Конкурс пословиц и поговорок

Учитель:

Пословицы недаром молвятся, без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы и в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют, советы мудрые дают,
Порой - чему-то поучают и от беды нас берегут.

Учитель: Прочитайте пословицы. Распределите их по алфавиту.

Учитель: Какая из них больше подходит к нашей теме? Подтверждением этому является выставка книг на нашей полке.

Послушаем ещё стихи о пользе знания алфавита.

«Алфавит вокруг нас»

Чтоб в массе информации не смог я закопаться,
Мне алфавит - помощник, я должен вам признаться.
Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,
Порядок алфавитный запомни, заучи!
Отыщется в книге любое понятие,
Стоит нам только открыть указатель.
А рядом смотрите, номер странички!
Наш поиск был очень экономичен!
В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!
И не надо три часа перелистывать страницы!
В порядке алфавитном слова здесь расположены.
Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.
Все буквы по порядку назвать легко могу.
Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:
Школа, больница, детский сад, аптека,
Институт, милиция, музей, библиотека.
Расписание движения поездов,
Коды регионов и городов.
На страницах поиска в интернете
Алфавит использован при ответе.
Классный журнал, телефонная книга,
Всё, что нам надо - отыщется мигом.

Учитель: Подведём итоги. Хорошо выполнили задания все команды. Пригодилось ли вам знание алфавита при выполнении заданий? Сможем ли мы обойтись без знания алфавита? Почему?

Дети: Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.

О себе: Люблю свою работу, нравится путешествовать и общаться с интересными людьми, иногда пишу стихи. Принимала участие во втором профессиональном конкурсе «Мультимедиа урок в современной школе». Фото автора nata_68

Презентация проекта

Крюков Никита Сергеевич Комаровский Федор Николаевич Богачев Артем Витальевич

Мы дружим с книгой давно. Сначала для нас читали мама и папа, а теперь мы сами можем в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. Все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. На каждом уроке обучения грамоте авторы проекта знакомились с новой буквой и новым звуком, и их очень заинтересовало: откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем, зачем людям нужен алфавит, кто является его создателями, где он применяется. Отсюда тема проекта «Алфавит всем надо знать!». Поэтому целью работы стало знакомство с историей создания алфавита. Авторы проекта полагают, что: алфавит был создан давно и у него есть создатели; слова алфавит и азбука означают одно и тоже; знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни; одноклассники не знают историю развития азбуки. В результате исследования цель была достигнута: путём подбора информации из различных источников. Данная работа имела просветительскую и практическую направленность: авторы провели опрос среди одноклассников, взяли интервью у библиотекаря детской городской библиотеке №19 . Работу обобщили в виде создания классной библиотеки, составили алфавитный каталог. Своими выводами поделились с учащимися своего класса на классном часе «Алфавит вокруг нас!».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городской конкурс проектов для младших школьников

«Эвритошка-2013»

секция: русский язык; родная речь; литературное творчество

Название работы:

«Алфавит всем надо знать!»

Крюков НикитаСергеевич

Комаровский Федор Николаевич

Богачев Артем Витальевич

Научный руководитель:

Макаренко Наталья Александровна-

учитель начальных классов МБУ школы №1

Тольятти 2013

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-4

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛФАВИТА

1.1. Что такое алфавит и азбука…………………………………………….5-6

1. 2 . Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки ………………..6-8

1. 3. Дальнейшее развитие русской азбуки..………………………….…..9

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Зачем нужен алфавит? ……………………………………………......10-11

2.2. Исследование результатов опроса одноклассников…………….........12

2.3. Создание классной библиотеки............................................................13-14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………..……………………………....15

Список использованной литературы ………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЕ..............................................................................................17-18

Введение

В старину учились дети,

их учил церковный дьяк,

приходили на рассвете

и твердили буквы так:

А и Б - Аз и Буки,

В как Веди, Г - Глаголь.

И учитель для науки

по субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

наша грамота была.

Вот каким пером писали -

из гусиного пера.

Мы дружим с книгой давно. Сначала для нас читали мама и папа, а теперь мы сами можем в любое время сесть и прочесть какую-нибудь сказку или стихотворение. С тех пор как мы научились читать, мы стали чувствовать себя самостоятельными и взрослыми. Но ведь все слова состоят из букв, без которых не смогло бы существовать само чтение. На каждом уроке обучения грамоте мы знакомились с новой буквой и новым звуком, и нас очень заинтересовало: откуда же произошли буквы, кто их придумал, как они изменялись со временем, зачем людям нужен алфавит, кто является его создателями, где он применяется. Отсюда тема нашего проекта «Алфавит всем надо знать!». Поэтому целью нашей работы стало знакомство с историей создания алфавита.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать, что такое алфавит и азбука;
  • выяснить, кто и когда придумал алфавит;
  • познакомиться с дальнейшим развитием азбуки;
  • выяснить, зачем нужен алфавит;
  • провести небольшой опрос среди учащихся первого класса;
  • создать классную библиотеку.

Объект исследования: русский алфавит.

Предмет исследования: история создания русского алфавита.

Гипотеза исследования:

Мы полагаем, что:

  • алфавит был создан давно и у него есть создатели;
  • слова алфавит и азбука означают одно и тоже;
  • знание алфавита имеет важное значение в нашей жизни;
  • наши одноклассники не знают историю развития азбуки.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования : поиск и изучение информации, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, анкетирование, интервью.

1.История создания алфавита

  1. . Что такое алфавит и азбука

История алфавита уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знаком - условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что надобно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова - слог?

Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было вписать любое слово, мысль, рассказ. Достаточно произнести две буквы старого русского алфавита: "аз", "буки", чтобы получилась "азбука"- название всех букв сообща, расставленных по порядку. Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита «альфа» + «бета» (правильнее вита) в XVI веке. Алфавит или азбука – это буквы, расположенные в определенном порядке.

Слово «азбука» произошло от названий первых букв русского алфавита: Азбука = аз + буки. Слово «азбука» пришло к нам в XIII веке.

В сущности, слово "азбука" можно считать "переводом" слова "алфавит", которое случилось от первых двух букв греческой азбуки - альфы и беты. Письменность не оставалась чем-то раз и навсегда сведениям. Каждый народ приспосабливал ее к твоему языку, к его особенностям и традициям. При этом количество букв могло увеличиться или уменьшиться. Одни приходилось изобретать, от других - отказываться либо переделывать их. Постепенно буквы меняли и свой внешний облик. Они ложились на бок, поворачивались справа налево и слева направо, более того вставали на голову. Начиная свою жизнь рисунком - иероглифом, многие из них изменялись так, что уловить связь между ними может только специалист.

Алфавит, которым мы пользуемся сейчас, выглядит так:

Рис.1

1.2. Кирилл и Мефодий - создатели славянской азбуки

В энциклопедии «Я познаю мир» (2) сказано, что у англичан алфавит состоит всего из 26 букв, у греков из 24, а у русских- целых 33 буквы! А ведь 33 буквы в русском алфавите не так давно- с 1918 года, а раньше...

Русский алфавит произошел от славянского, созданного в 863 г. двумя учеными монахами - братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию - научить местных славян богослужению на их родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки - глаголица (от слова "глагол"- по-старославянски "слово") и кириллица. Кириллица - азбука, составленная в конце 9 –начале 10 века Кириллом и Мефодием, братьями из Солуни (ныне Салоники в Греции), на основе греческого алфавита. Было в ней 43 буквы, у каждой свое название - аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете, зело, земля, иже, како, люди, мыслете, наш, он, покой, рцы, слово, твердо, ук, ферт, и так далее.

Рис.2 Выглядела она так:

Писатели составляли для легкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз-а, буки-буквы, ведаю-знаю. Глаголю-говорю, добро- хорошо, есть-жить... Или рцы- говори слово твердо. Сочинялись стихи, была даже азбучная молитва. Обучение чтению в те времена занимало 2-3 года. Сначала учитель заставлял детей запоминать названия букв, затем складывать из них слоги, потом слова.

Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете-аз-мыслете-аз». Что получилось? Оказывается – «мама». Я не случайно выбрала такое непонятное слово. Ведь в те времена не было специальных рассказов для детей. И дети учились читать совершенно непонятные им тексты молитв. Представляете, как трудно было тогда научиться читать? Только самые усидчивые и настойчивые дети осваивали чтение.

Большинство людей в древности не умело читать и писать. Поэтому самые лучшие, самые умные люди стали думать над тем, как облегчить детям заучивание непонятных букв. Как сделать это занятие более интересным и занимательным. Азбуки стали оформлять тщательно выполненными красивыми рисунками. Название букв упростили и придумали азбуку, в которой были изображения предметов, названия которых начинались на ту или иную букву алфавита. Этот способ запоминания букв используется до сих пор. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые буквы исчезли, но основа осталась. Кирилл и Мефодий считали, что у славянского народа обязательно должна быть своя письменность. Они говорили: разве не для всех светит солнце, разве не для всех идёт дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди-братья, все равны перед Господом, и всем нужна грамота. Именно ту, которую мы изучаем.

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - “дочка” греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности.

1.3. Дальнейшее развитие русской азбуки

Азбука, созданная Кириллом и Мефодием, очень отличается от той, которой мы пользуемся сейчас. Как же она изменялась со времен? Пришел 1708 год, Петр Ị изменил азбуку: он сделал проще написание некоторых букв, ввел так называемый « гражданский шрифт».

И все-таки правописание оставалось сложным. Попробуй запомнить, когда нужно писать «иже», а когда « и с точкой». Да еще и «ер»- твердый знак. Его ставили в каждом слове, заканчивающемся твердой согласной. Эти сложности сохранялись до 1918 года, когда была проведена очередная реформа правописания.

Число букв сократилось до 33, упростили названия букв (вместо «аз», « буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), перестали писать «ъ» в конце слова. Осваивать грамоту стало гораздо легче.

А от кириллицы в нашей речи остались поговорки. Например, о неграмотном, пишущем с ошибками человеке говорят: «Он пишет «корова» через «ять». То есть пишет букву, которой в этом слове нет.

Ру́сский алфави́т (ру́сская а́збука) - алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

2. Практическая часть исследования

2.1. Зачем нужен алфавит?

Нет необходимости разъяснять значение алфавита в нашей жизни. Каждый хотя бы раз держал в руках справочник, обращался к словарям. Работа с литературой такого рода очень трудна и даже невозможна без свободного владения алфавитом. У каждого есть телефонная книжка, где все записано в алфавитном порядке. Приходя в библиотеку или составляя собственную библиотечку дома, тоже не обойтись без него. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Алфавит - это система, порядок. А что даёт такая система? Прежде всего, экономию времени. И это уже не мало в наш быстротечный век.

Изобретение алфавита – огромный шаг вперед в развитии культуры, благодаря которому письменность стала доступной многим людям.

Прапрадедовской порой стали буквы в чёткий строй.

Все на месте тут как тут, «Русской азбукой» зовут.

По-другому «Алфавит» стал повсюду знаменит.

В результате нашего исследования (где и кем используется алфавит) мы пришли к следующим выводам:

1) В городской детской библиотеке № 19. Там книги на полках расставлены не только по темам, но и в алфавитном порядке, по фамилии авторов, ещё в библиотеке есть картотека. Учётные карточки с названием книг и фамилий авторов тоже в алфавитном порядке.

В библиотеке нашей

На полке, дружно в ряд,

Для школьников несметные

Сокровища стоят.

2) В орфографическом словаре мы можем узнать правильное написание различных слов. Слова располагаются по алфавиту. Алфавитный порядок устанавливается не только для буквы, с которой начинается слово, но и для всех последующих. В каждом орфографическом словаре есть список имён. Чтобы не ошибаться, надо чаще заглядывать в словарь.

3) В классном журнале соблюдается строгий порядок. Все фамилии в алфавитном порядке.

4) На избирательном участке во время выборов. Таблички с буквами в алфавитном порядке указывали на первую букву фамилии избирателей.

5) В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке.

6) В телефонном справочнике. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Квартирные телефоны тоже в алфавитном порядке.

7) В энциклопедиях, в конце есть указатель, понятия расположены здесь в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц.

Есть такие стихи о пользе знания алфавита:

«Алфавит вокруг нас»

Чтоб в массе информации не смог я закопаться,

Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.

Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,

Порядок алфавитный запомни, заучи!

Отыщется в книге любое понятие,

Стоит нам только открыть указатель.

А рядом смотрите, номер странички!

Наш поиск был очень экономичен!

В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!

И не надо три часа перелистывать страницы!

В порядке алфавитном слова здесь расположены.

Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.

Все буквы по порядку назвать легко могу.

Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:

Школа, больница, детский сад, аптека,

Институт, милиция, музей, библиотека.

Расписание движения поездов,

Коды регионов и городов.

На страницах поиска в интернете

Алфавит использован при ответе.

Классный журнал, телефонная книга,

Всё, что нам надо – отыщется мигом.

2.2. Исследование результатов опроса одноклассников

В конце исследования мы провели среди одноклассников опрос. Были предложены следующие вопросы:

  • Любите ли читать?
  • Знаете ли вы, что такое алфавит?
  • Кто придумал алфавит?
  • Зачем нужен алфавит?
  • Применяете ли вы алфавит в жизни?

В опросе приняли участие 29 человек. Результаты опроса следующие:

2. Знают, что такое алфавит- 20 человек

3. Знают, кто придумал алфавит - 0

4. Знают, зачем нужен алфавит- 21 человек

5. Применяют алфавит в жизни – 22 человека

Нас порадовало, что наши одноклассники тоже любят читать и большинство из них знает, зачем нужен алфавит и применяет его в жизни. Значит, мы можем не только обмениваться книгами, но и обсуждать прочитанное.

Как мы и предполагали никто из них не знает, кто и когда придумал алфавит.

2.3. Создание классной библиотеки

Для того, чтобы создать классную библиотеку, мы взяли интервью у библиотекаря детской библиотеки №19. «Как составить картотеку для классной библиотеки?», - спросили мы.

Библиотекарь: «Всех книг человек не в состоянии прочитать, даже если очень захочет. Читать надо наиболее интересные, нужные для вас книги. Как же найти в огромном книжном море нужную вам книгу? Здесь нам помогут библиотечные каталоги и картотеки. По каталогам, не подходя к книжным полкам, можно заочно познакомиться со всеми книжными богатствами библиотеки.

В картотеке сосредоточен богатейший запас разнообразной информации. Их составляют, исходя из запросов читателей.

Алфавитная картотека призвана обеспечить поиск литературы по признаку, чаще всего известному читателю,- заглавию и имя автора. Карточки этой картотеки содержат минимум сведений - название произведения, его жанр, имя автора. Эту картотеку отличает простота создания и использования. Материал расположен по алфавиту.

В нашей классной библиотеке карточки расставлены в порядке алфавита авторов или названий книг. Одноклассникам мы предложили разобрать книги, подклеить, разложить в алфавитном порядке, выбрать классного библиотекаря.

Заключение

Теперь мы знаем, что алфавит был создан очень давно, и у него есть создатели: Кирилл и Мефодий. Сейчас в русском алфавите 33 буквы, он стал более понятен и не сложен в запоминании. Слова алфавит и азбука означают одно и тоже. Алфавит нужен везде для наведения порядка. И поэтому необходимо выучить его наизусть. Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.

Знание - это сила!

И за это АЛФАВИТУ: «Спасибо!»

Список использованной литературы

  1. Бархударова С.Г., Протченко И.Ф., Скворцова Л.И., Орфографический словарь русского языка. Издательство «Русский язык», 1974.
  2. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии – М., «Просвещение», 1991 г.
  3. Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М.: Дет. лит., 1984.
  4. Материал из Википидии-свободной энциклопедии.Сайт http://ru.wikipedia.org
  5. « Русская азбука»: учебник для 1 кл./ В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин. М.: Просвещение, 2000,-с.214
  6. Сайт http://uspi.ru/study/inteach/kurs_intel/teacher_project/mamasheva/sait.htm.
  7. Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю.
  8. « Я познаю мир»: Дет.энцикл.: Культура/ Н.В.Чудакова. М.: АСТ, 1996.- с. 19.