Вопрос о том зачем нужна грамотность обсуждается. Тоска по диктату, законы языка, дмитрий быков, мечты о полицейской свободе и о социальных иерархиях

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пристрастно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и порой бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала, в либеральные девяностые, их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, — ставь тире». Не зря его так и называют — «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутье при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив электронное сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей: почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку: «Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения». Солдаты-освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель-рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность — утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы.

Я сам люблю задавать этот вопрос. Ответы вроде «ради славы» или «ради денег» принято недолюбливать. Они эгоистичны, неспецифичны и считаются не очень приличными в сообществах, обременнёных интеллектом и морально-этическими ценностями.

В любом случае дальше возникает вопрос, а зачем, собственно, деньги или слава, на которые может быть множество ответов. К тому же, ради денег и славы тоже можно делать разные вещи, и это не объясняет, зачем делать именно то, а не другое.

Часто человек в ответ на вопрос о том, зачем он что-то делает (если речь идёт о чём-то масштабней похода в магазин за продуктами) начинает рассказывать, почему это дело важно и нужно, не только для него, но и для других людей и для общества в целом.

Однако обычно вовсе не освещённые в его ответе цели и значение того, что он делает, запустили его движение в этом направлении. И даже не они это движение поддерживают.

Я уверен, что реальный первостепенный вопрос - не «зачем», а «почему». И второй уже вопрос - «Как ты объясняешь себе и другим, зачем ты это делаешь».

Я сохраняю двуслойность мышления, одновременно рассматривая себя как объект, сформированный обстоятельствами, и чувствуя себя как субъект, осуществляющий некую сознательную целенаправленную деятельность.

Однако понимание своей обусловленности и обусловленности моих действий для меня первично, а ощущение субъективного над ними контроля - вторично.

На вопросы «зачем» о своих мелких действиях и больших делах я часто прямо отвечаю двумя устойчивыми формулами: just because I like it (just for fun) и just because I can. Прямо по-английски, потому что именно на этом языке я столкнулся с этими клише и стоящими за ними объяснительными структурами.

Just Because I Like It (Just for Fun)
Просто потому что мне это нравится (это весело)

В реальности трудно найти мышей, которые плачут, но продолжают жрать кактус. Если только в результате поедания кактуса они не получают нечто, что нравится им больше, чем не нравится колоться. Что возвращает нас к исходному тезису о том, зачем они это делают. Просто нравится им не сам болезненный процесс поедания кактуса, а его вкус и чувство сытости.

«Просто потому что мне это нравится» - это ответ, свидетельствующий об определённом уровне честности перед другими и перед самим собой.

«Just for Fun. История нечаянного революционера» - название книги Линуса Торвальдса , в которой он рассказывает, как ему довелось стать создателем одной из трёх ведущих операционных систем - Линукса, и одним из столпов движения открытого программного обеспечения. Как понятно из названия, это было, мягко говоря, не совсем результатом постановки такой цели.

Эркен Кагаров - автор Синематографики , дизайнер и изобретатель - тоже проделывает свои наблюдения и эксперименты прежде всего потому, что ему это нравится и интересно, и уже позже понимает и формулирует, почему это может быть важно и ценно.

Just Because I Can
Просто потому что могу

Люди часто делают то, что умеют, чему обучены, что освоили в процессе своей жизни, а вовсе не то, что действительно полезно и рационально делать в некой ситуации. Пространство выбора, которое видит человек, ограничено тем, какой деятельности он обучен.

Журналистка Маша Гессен , пройдя через диагностику и оперативное вмешательство в связи с риском развития рака груди, написала об этом книгу . Сделала она это вовсе не потому, что человеку в таком медицинском состоянии полезно написать книгу. И, как мне кажется, не столько потому, что эта книга была нужна и важна. Да, она информирует людей о малоизвестных или активно замалчиваемых проблемах и фактах, способствует снятию завесы тайны и боязливого молчания, преодолению стигмы и дискриминации. Думаю, главная причина всё же в том, что писать - это то, что Маша Гессен умеет делать.

Стенд-ап комик Тиг Нотаро , пережившая в течение двух недель разрыв отношений, смерть матери и обнаружение рака груди, вышла с этим на сцену и сделала из этого комедийное шоу . Опять же, как мне кажется, прежде всего просто потому, что она это умеет.

I Can What I Like and I Like What I Can
Я умею то, что мне нравится, и мне нравится то, что я умею

Резонно предположить, что очень часто человек умеет делать то, что в своё время ему нравилось делать - так он этому и научился. Есть и обратный эффект - люди часто начинают любить то, что они научаются делать. Лежащие в основе этого механизмы понятны: мы получаем удовольствие от чувства компетенстности и успешных результатов того, что мы умеем; а просто делая то, что нам нравится, мы эту компетентность как раз и формируем.

Игорь Кон , всю жизнь занимавшийся наукой и философией (гендерными исследованиями, педагогикой, сексологией, социологией и другим) на одной из своих публичных лекций, которую он читал уже перевалив за восемьдесят, в конце стал рассказывать, как тяжело сейчас в России заниматься наукой, особенно в его областях, какие сложности приходится преодолевать, какая тяжёлая ситуация в целом, но, тем не менее, он продолжал этим заниматься.

И вот в этом месте ожидаемы объяснения того, почему его работа важна и нужна, как причина, по которой он ею занимается. Вместо этого Кон переглянулся со своим коллегой-ровесником и сказал, обращаясь больше к нему, чем к аудитории, что-то вроде: да ладно уж, давай скажем честно, мы продолжаем этим заниматься потому, что нам это нравится, потому что это то, что мы умеем. Чуть ли ни потому, что как же нам ещё развлекаться.

Игорь Кон является для меня эталоном научной деятельности и образцом для подражания. После лекции я задал волновавшие меня на тот момент вопросы - как убедиться, что мои изыскания удовлетворяют критериям научного метода, как примкнуть к существующей научной школе и традиции, чтобы не делать что-то дикое и вне контекста, как участвовать в научном процессе, не будучи институализированным. По его ответам мне тогда показалось, что он не понимает моих проблем и о чём я вообще говорил.

Теперь я думаю, что он действительно не понимал, потому что для Игоря Кона первоочередным было заниматься тем, что ему было интересно, а не то, как это будет оценено и зачем это нужно. Занимаясь своим делом увлечённо и добросовестно, он создавал качественные и востребованные материалы. И наверняка, например, закладывая основы российской сексологии на пустом месте, Игорь Кон находился в очень схожем со мной положении (не считая того, что он был к тому времени признанным учёным и мощнейшим исследователем).

* * *

Про то, как так получилось, что я стал заниматься тем, чем занимаюсь, я уже писал в тексте об истории проекта «Анимоптикум» . Это для меня первичный слой рассуждений по этому вопросу.

Про то, зачем я это делаю, какие цели ставлю, задачи решаю, я тоже уже писал (правда, это было давно и, возможно, неправда). И буду писать ещё, более продуманно, по-другому и по-разному. Я рассказываю об этом в разных письмах, текстах, выступлениях, интервью, заявках и проектах. Но это для меня лишь вторичный слой, ретроспективное приписывание задач и целей той деятельности, которую я начинал и продолжаю в основном по другим причинам.

Я не считаю для себя возможным или осмысленным нерефлексивно давать эти ответы второго порядка без оветов первого и приведённых выше размышлений.

Вопрос о том, зачем нужна грамотность, обсуждается широко и пространно. Казалось бы, сегодня, когда даже компьютерная программа способна выправить не только орфографию, но и смысл, от среднестатистического россиянина не требуется знания бесчисленных и, порой, бессмысленных тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые, которым не повезло дважды. Сначала в либеральные девяностые их ставили где попало или игнорировали вовсе, утверждая, что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются неписанным правилом "не знаешь, что ставить, ставь тире". Не зря его так и называют - "знак отчаяния". Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?

Думаю, это нечто вроде тех необходимых условностей, которые заменяют нам специфическое собачье чутьё при обнюхивании. Сколько-нибудь развитый собеседник, получив сообщение, идентифицирует автора по тысяче мелочей, почерка, конечно, он не видит, если только послание пришло не в бутылке, но письмо от филолога, содержащее орфографические ошибки, можно стирать, не дочитывая.

Известно, что в конце войны немцы, использовавшие русскую рабочую силу, угрозами вымогали у славянских рабов специальную расписку. Такой-то обращался со мной замечательно и заслуживает снисхождения. Солдаты освободители, заняв один из пригородов Берлина, прочли гордо предъявленное хозяином письмо с десятком грубейших ошибок, подписанное студенткой Московского университета. Степень искренности автора стала им очевидна сразу, и обыватель - рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами, способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность, утонённую форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка, как высшую форму законов природы.

Дм. Быков.

Вопрос о том_ (за) чем нужна гра_отность_ обсуждается широко и пр_стра_но. Казалось бы_ (сего) дня_ когда даже комп_терная програ_а способна выправить не только орфографию_ но и смысл_ от (средне) статистического ро_иянина (не) требуется знания бе_числе_ых и_ порой_ бе_смысле_ых тонкостей родного правописания. Я уж не говорю про запятые_ которым (не) повезло дважды. (С) начал__ в л_беральные девяностые_ их ставили где попало_ или игнорировали вовсе_ утверждая_ что это авторский знак. Школьники до сих пор широко пользуются (не) писан_ым правилом_(не) знаеш__ что ставить_ ставь тире_. (Не) зря его так и называют _ _знак отчаяния_. Потом_ в стабильные нулевые_ люди начали испуга_о перестраховыва_ся_ и ставить запятые там_ где они вообще (не) нужны. Правда_ вся эта пута_ица со знаками (ни) как (не) влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать гра_отно?

Думаю_ это (не) что (в) роде тех (не) обходимых условностей_ которые заменяют нам спец_фическое соба_е чутьё при обнюхивани_. Сколько (нибудь) развитый собеседник_ получив сообщение_ ид_нт_фицирует автора по тысяч_ мелочей_ по_ерка_ конечно_ он (не) видит_ если только послание пришло не в бутылке_ но письмо от филолога_ содержащее орфографические ошибки_ можно стирать_ (не) дочитывая.

Изве_но_ что (в) конце войны немцы_ использовавшие ру_кую рабочую силу_ угрозами вым_гали у славянских рабов спец_льную р_списку_Такой (то) обращался со мной замечательно_ и заслуживает сни_хождения_. (Солдаты) освободители_ заняв один из пригородов Берлина_ прочли_ гордо пред_явле_ое хозяином письмо с десятком грубейших ошибок_ подписа_ое студенткой _осковского университета. Степень искре_ости автора стала им очевидна (с) разу_ и (обыватель) рабовладелец поплатился за свою подлую предусмотрительность.

У нас (сего) дня почти нет шансов быстро понять_ кто перед нами_ способы маскировки хитры и многочисле_ы. Можно с_митировать ум_ ко_уникабельность_ даже_ пожалуй_ инт_л_гентность. (Не) возможно с_грать только гра_отность_ утонче_ую форму вежливости_ последний опознавательный знак смире_ых и пам_тливых людей_ чтущих законы языка_ как высшую форму законов природы.

Дм. Быков

Проверить.

Благодарю Ларису за эту замечательную находку.

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день. Вот я хочу все знать и мне в этом помогает сайт jokelist.ru .

Виртуальная машина времени


Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.


Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.

Учимся на ошибках


В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

Перенимаем опыт


Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.

Опыт прошлого колоссален и неоценим. Его бесспорное значение для будущих поколений показывает, зачем нужна история. Обдумать события, проанализировать их, «переварить» информацию и только затем, на основе уже состоявшегося опыта, разобраться в настоящем, составить целесообразный и безопасный план на будущее.

Общее развитие

История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.


Воспитать патриотов



Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

Знакомство с человеческим прошлым и есть путь к самопознанию. История помогает понять истоки современных социальных и политических проблем. Она является самым важным источником изучения характерного поведения людей в тех или иных социальных условиях. История заставляет нас осознать, что люди в прошлом были не просто «хорошими» или «плохими», но мотивированными в сложных и противоречивых отношениях, как и сейчас.



Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….