Однокоренные или родственные слова. Урок русского языка «Основы родственных слов

Родственными называют слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу. Однокоренными называют этимоны, имеющие одинаковый корень, но различающиеся приставками и сцффиксами. Они могут быть разных частей речи или одной. По общей своей сути родственные слова всегда очень похожи между собой: дом, домик, дома, домище, домосед, домашний.

Чему нас учат

С первых лет обучения в школе детей учат подбирать однокоренные слова. В данной науке можно выделить несколько основных правил, которые опишем ниже:

Слова должны иметь одинаковый корень (корень - основная часть слова, несущая главное лексическое значение);

Форма одного и того же речения и родственные слова - совершенно разные вещи, например: садовник, сад, садовый - родственные; садовник, садовники, садовнику - одно слово в разных формах;

Нельзя допускать механического подбора подобных между собой изречений, потому что звуки в корне могут сочетаться, но слова будут неродственными, например -водитель и водяной;

Однокоренные слова не постоянно являются существительным, например водитель (существительное), водить (глагол), водительский (прилагательное) - основа у них единая, но являются они разными частями речи;

Стоит использовать подборки родственных слов с помощью поиска суффиксов и приставок - бег, побегать, бегающий;

Родственные слова - этооснова для подбора этимонов проверки, что позволяет допускать минимум ошибок.

Рассмотрим азы русской грамматики

В изучении порядка подбора схожих между собой изречений существует несколько важных правил:

Однокоренными называются этимоны, произошедшие от одинакового слова, объяснение которых позволяет использовать один и тот же термин, например, грибок - маленький гриб, грибница - место, где растет гриб и так далее;

У таких выражений должна быть ярко выраженная связь по смыслу;

Иногда высказывания могут быть близки по смыслу, но общей части не иметь - они не относятся к родственным;

Подбирать родственные слова необходимо при помощи приставок;

Измененные этимоны (дверь, двери, дверью) не являются родственными;

Важна роль гласного звука в однокоренных проверочных словах - он должен стоять под ударением.

Прежде чем начинать подбирать родственные слова, необходимо сначала подумать, затем перепроверить, и, наконец, написать. Если натренировать данный процесс мозговой деятельности, однокоренные слова будут автоматически формироваться в голове, благодаря чему риск ошибиться будет стремиться к нулю. В любой речи слова дополняют друг друга, помогая человеку в выражении их в речевой форме или на бумаге. Поэтому стоит помогать мозгу, задавая некие вопросительные команды. Благодаря этому происходит образование слов - подсказок, помогающих определить необходимую букву в написании слова.

Некоторые особенности родственных слов

Существует наука этимология, позволяющая находить родственные связи между словами, и объясняет их происхождение. Этимологически родственные слова - это слова,претерпевшие фонетические и семантические изменения в процессе своего развития. Можно взять простой пример: слово «гвоздика» пишется через букву «о» благодаря тому, что названа была из-за похожести цветков растения на гвозди. Именно подобными процессами словообразования и занимается этимология.

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно - словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один - значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .

Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .

Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
  2. Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
  3. Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает - самолет, белые + зубы - белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить - леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

У каждого человека есть родственники. С ними его объединяет общий набор генов и один предок. У слов тоже есть родственники. Объединяет их одинаковый корень и схожее лексическое значение. Оно передается от слова к слову, как гены у человека, и принимает те или иные оттенки в зависимости от набора приставок, суффиксов и т.д.

Сегодня мы поговорим о словах с корнем "общ" . Это достаточно большая группа, куда входят различные части речи. Но сначала определимся с основными понятиями.

Что такое корень

Он есть у растений, зубов, волос. Корень - это основание, на котором все держится. У человека тоже есть корни - это его родословная, национальная принадлежность, история места, где живет он и жили его предки. То, что повлияло на формирование личности, стало ее основой. Некая неуловимая ментальная связь, передающаяся от одного поколения семьи к другому.

В лингвистике корень - общая часть родственных слов. Чтобы выделить его, нужно отбросить все аффиксы и отыскать неделимую далее основу. Именно в ней заключено основное значение слова. Например, в цепочке береза - подберезовик - березовый корнем будет "берез" .

Все родственные слова восходят к одному этимону и могут быть объяснены через него. Например, березовый - имеющий что-то общее с березой; подберезовик - гриб, растущий под березой.

Значение корня "общ"

Он произошел от праславянского слова "обьтио" , что переводится как "то, что вокруг". С течением времени значение и звучание претерпели изменения. Сейчас однокоренные слова с корнем "общ" указывают на некое объединяющее свойство, качество, действие. Примеры:

  • обобщение - основанная на выявлении общих признаков предметов или явлений;
  • община - организация людей, для которой свойственны коллективное владение имуществом и уравнительное распределение благ;
  • общение - процесс установления контактов между отдельными личностями;
  • сообщник - единомышленник, который оказал помощь в осуществлении преступления;
  • приобщить - сделать сопричастным чему-то, включить в определенную группу.

Как видите, все эти слова отражают единство предметов, явлений или людей. Это следует учитывать при подборе родственных лексем.

Однокоренные слова с корнем "общ"

У многих из нас есть дети. И, конечно, родителям приходится помогать им с выполнением домашних заданий. Учителя требуют от младших школьников быстро подбирать примеры однокоренных слов, 2 класс - тот период, когда идет активное освоение этого навыка. Мамы и папы помогают своему ребенку освоить его, тренируясь дома.

Что потребуется для подбора родственных слов? Все очень просто: берем корень "общ" и подставляем к нему различные приставки, суффиксы, окончания. Например, общ-ий, общ-е-ств-о, не-общ-и-тельн-ый . Важно помнить, что однокоренные слова имеют разные лексические значения, хотя и схожие между собой. Но иногда добавление новых суффиксов, окончаний и постфиксов меняет только грамматический смысл: общий - общая - общее (род), приобщился - приобщается - приобщитс я (время), общество-общества-обществу-обществом (падеж). Это - формы одного и того же слова с одинаковым значением. Ими нельзя продолжить ряд родственных лексем.

Немного о частях речи

Среди однокоренных слов могут быть существительные, прилагательные, глаголы, наречия и т.д. Нельзя ориентироваться на часть речи, подбирая родственные лексемы. На примере слов с корнем "общ" в этом легко убедиться. Среди них есть:

  • Существительные: общение, общежитие, сообщество, обществовед .
  • Прилагательные: общительный, общественный, сообщнический, общеобязательный.
  • Глаголы: общаться, обобщить, разобщить .
  • Наречия: сообща, обобщенно .
  • Деепричастия: общаясь, приобщая .

Способы словообразования

Невозможно не вспомнить о них, говоря о подборе однокоренных лексем. Понимание того, как образуются новые слова, спасает от ошибок и облегчает выполнение задания. Итак, в русском языке наиболее распространены следующие способы:

  1. Суффиксальный. С его помощью от корня "общ" образовано много слов: общение, общался, общество, община, общинник, общительный .
  2. Префиксальный. Слово образуется путем добавления приставки к производящей основе: общительный - необщительный .
  3. Префиксально-суффиксальный. Тут примеров достаточно: сообщник, сообщница, разобщение, обобщение, приобщиться .
  4. Сложение. Берутся две основы или основа и целое слово, из которых получается новое: всеобщий, малообщительный, общежитие, общепит, общегородской, обществознание, общеупотребительный и т.д. У таких слов два корня, через значения которых их можно объяснить.

Примеры: малообщительный - тот, кто мало общается; обществознание - знание об обществе; общежитие - место, где живут сообща; общепит - общественное питание.

Как избежать ошибок

Подбирая однокоренные слова, важно не полагаться только на их схожее звучание. В русском языке существует понятие омонимии. Корни могут произноситься и писаться одинаково, но иметь разное значение. Например, гора - горе . Однокоренных слов с корнем "общ" на первый взгляд это не касается. Ведь омонимов у них нет.

Но, тем не менее, школьники умудряются допускать ошибки, включая в ряд родственных слов такие как "общипать" , "общелкивать" . Избежать этого можно, соблюдая нехитрые правила:

  • Обращайте внимание на значение лексем. Мы уже говорили о том, что корень "общ" указывает на некий объединяющий признак. Общипать - значит оборвать что-то с чего-то (например, перья с тушки птицы). Общелкивать - сбивать при помощи щелчков. Как видим, уже по значению слов можно догадаться, что они лишние в родственном ряду.
  • Измените слово, убирая или добавляя приставки, суффиксы, окончания, чтобы найти корень. Общипать - щипать , общелкивать - щелкать . Проделав это, мы убедимся, что "об" в этом случае - приставка, а корнями будут "щип" и "щелк" .

Умение подбирать родственные лексемы пригодится вам при поиске проверочных слов. А корень "общ" напомнит, что человеку необходимо присутствие рядом близких людей, дружеское общение и ощущение душевного единения.

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

МБОУ «Лицей г. Шатуры»

Шатурского муниципального района Московской области

Конспект урока русского языка во 2 классе.

«Основы родственных слов»

Учитель начальных классов

Крылова Т. А.

Цель: формировать умение разграничивать разные слова и формы одного слова.

Задачи:

1. Формировать умение ставить вопросы к словам названиям предметов, названиям признаков, названиям действий.

2. Формировать умение определять общую часть в группе родственных слов.

3. Совершенствовать навык грамотного каллиграфического письма.

4. Развивать речь, наблюдательность.

Планируемые результаты: учащиеся научатся:

Регулятивные УУД:

Формировать умения:

Прогнозировать предстоящую работу;

Осуществлять познавательную и личную рефлексию;

Самостоятельно выделять и формулировать цель урока;

Формировать способность к волевому усилию.

Личностные УУД:

Формировать:

Мотивацию к обучению;

Самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

Положительное отношение к урокам русского языка;

Коммуникативные УУД:

Формировать умения:

Оформлять свои мысли в устной форме;

Вести диалог, отвечать на вопросы, работать в паре.

Оборудование:

    Проектор

    Интерактивная доска

    Компьютер

    Презентация

ХОД УРОКА

    Орг. момент

    Работа по теме урока. Сообщение темы и цели урока.

Откройте страницу «Содержание» учебнике.

Вспомните тему вчерашнего урока и найдите её в содержании. (Начальная форма слова ).

Прочитайте следующую тему. (Это слово и другое слово)

На какой странице будем работать в учебнике? (стр.80)

Откройте учебник на странице 80 и переклейте закладку.

Какова тема нашего урока? (Это слово и другое слово)

- Как вы понимаете выражение «это слово»? (слово в разных формах)

- Как вы понимаете выражение «другое слово»? (образуется другое слово, родственное )

Какую цель поставим перед собой на уроке сегодня?

Рассмотрите условные обозначения на страницах 80-83 учебника. Что они обозначают? (Выполни задание из учебника в тетрадь в линейку)

Будем ли мы сегодня работать в тетради на печатной основе? (Нет)

- Запишите в тетрадях в линейку число.(Двадцатое октября, классная работа).

    Объяснение нового материала.

Рассмотрите верхнюю иллюстрацию в учебнике на стр. 80. Кого вы видите? (Маша, Миша, Асырк, Торк, Анишит Йокоповна )

Чем заняты герои учебника? (Они что-то обсуждают )

- Миша очень недоволен.

Разве трудно различить это слово и другое слово? – спросил он.

ЧТЕНИЕ ИНТРИГИ НА СТР. 81

Посмотрите на нижнюю иллюстрацию в учебнике на стр. 80.

На какие выделенные слова показывает Анишит Йокоповна? (за столом, к столу)

Сравните эти слова. Что можете о них сказать? (Это разные формы слова СТОЛ, т. к. у них одинаковые основы и отличаются они только окончаниями)

Сравните другие выделенные слова. (У них разные основы. Значит это разные слова.)

Запишите эти слова вместе с предлогами одно под другим. Выделите основы и окончания.

Вы видите, что основы у слов разные?

Давайте прочитаем вывод на плакате Летучей мыши на стр. 82.

Упражнение 53

Прочитайте задание. Какое слово выделено? В прямом или переносном значении оно употреблено?

1 ученик работает у доски

зайчика – зайчик (нач. ф.)

к зайчику – зайчик (нач. ф.)

Это формы одного и того же слова или разные слова? (Речь идёт об одном и том же слове)

Поставьте каждое из этих слов в начальную форму.

Получилось одно и тоже слово или разные слова? (Одно и тоже)

3.ФИЗМИНУТКА.

Я сейчас буду называть пары слов. Если это форма одного слова, то вы должны присесть, а если это разные слова то хлопните в ладоши.

КНИГА-КНИГИ (присесть)

КНИГА –КНИЖЕЧКА (хлопок)

ПЕНАЛ- В ПЕНАЛЕ(присесть)

КАРАНДАШ-КАРАНДАШИ (присесть)

КАРАНДАШ-КАРАНДАШИК (хлопок)

ЛИНЕЙКА-ЛИНЕЕЧКА(хлопок)

    Закрепление изученного материала.

Упражнение 55

сундучок бурундучок

сундук бурундук

Что можно сказать про основы этих слов? (Разные)

Значит, это формы одного и того же слова или разные слова?(Это разные слова)

Как называются слова в каждой паре? (Родственные)

Проверка с помощью документ-камеры

    Физкультминутка для глаз

Работа в парах по карточкам

Прочитай группы слов.

    Сад, садовник, садик, садовый.

    Берёза, берёзы, берёзу, за берёзой.

    Снежный, снежная, снежные, снежных.

    Дорога, дорожный, дорожка, бездорожье.

    Земля, землянин, приземлиться, земляной.

Обведи голубым цветом группы родственных слов, жёлтым цветом – группы форм одного слова.

Проверка работы с помощью электронного тренажёра

    Итог урока.

Какая цель стояла перед нами в начале урока? (Научиться различать понятия «форма слова и родственные слова»)

Чем же различаются формы одного слова? (У них одинаковая основа, но разные окончания)

Чем различаются родственные слова? (У них разная основа, но есть общая часть с одним значением)

7. Рефлексия.

Выберите начало одной из фраз и продолжите его.

Я понял, что…(разные формы одного слова имеют общую основу и отличаются только окончаниями, а родственные слова отличаются основами)

Я научился…(различать разные формы одного слова и родственные слова)

У меня получилось…(подобрать к словам - слова, близкие по значению)

8. Домашнее задание.

Упражнение 54, стр. 82 правило выучить.