Цитаты и фразы о творчестве. Виды творчества

Как автор курса для начинающих писателей, как человек, который постоянно сам что-то пишет, увлекается рисованием и фотографией, скажу прямо - творчество лечит, дает заряд позитива, является ресурсным и развивающим направлением.

В этой статье я хочу показать, как занятие творчеством помогает нам делать жизнь лучше и, более того, работает на более глубоких психических уровнях.

Что такое творчество?

Это процесс, который сопровождается активной умственной и душевной деятельностью, это состояние, в котором человек создает нечто новое. В момент акта творения мы приближаемся к создателю, проявляя высшие психические функции.

Более того, творчество развивает в нас и способность творчески относиться к жизни.

Создавая нечто новое, человек погружается внутрь себя, он извлекает из себя ресурсы, которые в обычной жизни могут быть пассивными и дремать.

Возьмите любое творческое направление. Внимание, воображение, мышление, память, восприятие, ощущения - все это активизируется тогда, когда мы что-то сочиняем, придумываем, создаем.

Сейчас все чаще можно встретить различные курсы, программы, которые направлены на саморазвитие. И именно в процессе творчества мы развиваемся.

Чтобы почувствовать себя лучше, нужно только найти то направление, которое по-настоящему вас увлечет и станет любимым хобби.

Также история знает немало случаев, когда увлечение становилось профессией и приносило хорошие доходы.

В разные периоды нашей жизни потребность в творчестве может меняться. Например, если взять школьные годы, то изобилие различных занятий перенасыщает нашу потребность творить. Затем наступает период получения профессии, создания семьи, и творчество уходит на второй план. Ведь человеку необходимо заботиться о важных вещах. Но затем приходит кризис среднего возраста. И снова появляется потребность что-то создавать, а может быть и писать новую историю своей жизни.

Если обратить внимание на творческих людей, то можно заметить, что они любознательны и постоянно чем-то увлечены.

Многие книги сейчас учат проявлять в жизни больший интерес, чтобы сделать ее более насыщенной.

Кроме того, творчество — это еще и круг единомышленников, которые поддержат вас и поймут. Если у вас есть возможность, то самое время выбрать для себя какое-то направление и развиваться в нем.

Как выбрать свое увлечение/хобби?

Иногда я слышу, что человек и хотел бы чем-то заняться, но никак не может найти то, что по душе. Здесь можно попробовать следующие шаги.

1. Вспомните, чем вы увлекались в детстве или юности. Наверняка, вы посещали какие-то кружки: танцы, музыка, рисование, рукоделие, спорт и т. д.

2. Подумайте, что бы вы могли возобновить сегодня. Сейчас много возможностей для взрослых людей. Если нет реального места, то в виртуальном пространстве сейчас можно найти практически все: от уроков пения до создания картин за пять минут.

3. Пробуйте все, к чему лежит душа. На что-то у вас уйдет больше времени, на что-то больше.

4. Берите то, что помогает вам забыть о времени. И даже несколько часов такого занятия не утомляют, а восполняют вашу внутреннюю энергию.

5. Рассказывайте всем о вашем увлечении. Часто нам не хватает похвалы и поддержки. Это может стимулировать вас к созданию новых шедевров, участию в конкурсах и т. д.

Уже через несколько занятий вы ощутите прилив бодрости и воодушевления. Более того, с любимым хобби жизнь откроется заново. Вы сможете перекладывать подобный опыт и на свою повседневную жизнь, насыщая каждый день новыми эмоциями.


Механизм работы творческого мышления прост.

Чтобы создать нечто новое, нужно обратиться к своему воображению , открыться новым идеям, отшлифовать их и воплотить в жизнь.

Подобный опыт станет для вас хорошим помощником. На работе или просто в повседневной жизни вы уже будете мыслить как творческий человек. В любой ситуации вам проще будет найти разные варианты решения, и делать это вы будете с удовольствием. Таким образом, поощряя своего внутреннего творца.

Есть у творчества и еще один интересный аспект. Занимаясь творчеством, у человека может развиваться интуиция. Дело в том, что создавая что-то новое, сложно объяснить чем оно прекрасно или полезно. Это ощущается на интуитивном уровне. Добавляя все новые штрихи к своему произведению, человек учиться чувствовать. Развивая сенсорику, он развивает и интуицию.

В момент творения по особенному работает и наш мозг. Дело в том, что наш мозг работает на разных уровнях, волнах. В момент занятия творчеством, ритмы немного замедляются, что позволяет мозгу расслабиться и работать в более гармоничном состоянии.

Наша жизнь полна стрессов, а это перегружает левое полушарие мозга. И остается без внимания правое. Таким образом, бывает даже сложно сконцентрировать ся на решениях новых задач. Мы как будто зацикливаемся на проблемах, не видя выхода.

Но опираться только на логику весьма сложно. Поэтому в помощь может приходить правое полушарие, отвечающее за созидание и креативность.

Любой акт творчества приводит мозг к гармоничному функционированию правого и левого полушария. И это состояние сохраняется на долго. И если вам нужно решить какую-то важную задачу, то можно для начала порисовать или что-то написать, поиграть на инструменте или потанцевать.

Как видите, творчество - это благо . И я с радостью говорю об этом. Так как мне непосредственно известна целительная сила творчества.

Успешных поисков вам и реализации!

Анна Баранова

_____________________________________
Читайте еще статьи по этой теме:

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество – это создание чего-то нового, ценного не толькодля данного человека, но и для других.

Виды и функции творчества

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения».

Творчество как способность

Креативность (от англ. create - создавать, англ. creative - созидательный, творческий) - творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу - это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка - способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире - нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Критерии креативности

Критерии креативности:

  • беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;
  • оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;
  • гибкость. Как отмечает Ранко, важность этого параметра обуславливается двумя обстоятельствами: во-первых, данный параметр позволяет отличать индивидов, которые проявляют гибкость в процессе решения проблемы, от тех, кто проявляет ригидность в их решении, и во-вторых, позволяет отличать индивидов, которые оригинально решают проблемы, от тех, кто демонстрирует ложную оригинальность.
  • восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.
  • удовлетворенность - итог проявления креативности. При негативном результате теряется смысл и дальнейшее развитие чувства.

По Торренсу

  • Беглость - способность продуцировать большое количество идей;
  • Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;
  • Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;
  • Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи.
  • Сопротивление замыканию - это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.
  • Абстрактность названия - это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) , которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Анри Пуанкаре в своём докладе в Психологическом обществе в Париже (в 1908 году) описал процесс совершения им нескольких математических открытий и выявил стадии этого творческого процесса, которые впоследствии выделялись многими психологами.

Стадии
1. В начале ставится задача и в течение некоторого времени делаются попытки решить её.

«В течение двух недель я пытался доказать, что не может существовать никакой функции, аналогичной той, которую я назвал впоследствии автоморфной. Я был, однако, совершенно неправ; каждый день я садился за рабочий стол, проводил за ним час или два, исследуя большое число комбинаций, и не приходил ни к какому результату».

2. За этим следует более или менее продолжительный период, в течение которого человек не думает о так и не решённой пока задаче, отвлекается от неё. В это время, полагает Пуанкаре, происходит бессознательная работа над задачей. 3. И наконец наступает момент, когда внезапно, без непосредственно предшествовавших этому размышлений о задаче, в случайной ситуации, не имеющей к задаче никакого отношения, в сознании возникает ключ к решению.

«Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил черного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию».

В противоположность обычным сообщениям такого рода, Пуанкаре описывает здесь не только момент появления в сознании решения, но и будто чудом ставшую видимой работу бессознательного, непосредственно предшествовавшую этому; Жак Адамар, обращая на это описание, указывает на совершенную его исключительность: «Я никогда не испытывал этого чудесного чувства и я никогда не слышал, чтобы его испытывал кто-нибудь, кроме него [Пуанкаре]». 4. После этого, когда ключевая для решения идея уже известна, происходит завершение решения, его проверка, развитие.

«К утру я установил существование одного класса этих функций, который соответствует гипергеометрическому ряду; мне оставалось лишь записать результаты, что заняло только несколько часов. Я хотел представить эти функции в виде отношения двух рядов и эта идея была совершенно сознательной и обдуманной; мной руководила аналогия с эллиптическими функциями. Я спрашивал себя, какими свойствами должны обладать эти ряды, если они существуют, и мне без труда удалось построить эти ряды, которые я назвал тета-автоморфными».

Теория

Теоретизируя, Пуанкаре изображает творческий процесс (на примере математического творчества) как последовательность двух этапов: 1) комбинирование частиц - элементов знания и 2) последующий отбор полезных комбинаций.

Пуанкаре замечает, что комбинирование происходит вне сознания - в сознании возникают уже готовые «действительно полезные комбинации и некоторые другие, имеющие признаки полезных, которые он [изобретатель] затем отбросит». Возникают вопросы: что за частицы участвуют в бессознательном комбинировании и как происходит комбинирование; как действует «фильтр» и что это за признаки, по которым он отбирает некоторые комбинации, пропуская их в сознание. Пуанкаре даёт следующий ответ.

Первоначальная сознательная работа над задачей актуализирует, «приводит в движение» те элементы будущих комбинаций, которые имеют отношение к решаемой задаче. Затем, если, конечно, задача не решается сразу, наступает период бессознательной работы над задачей. В то время как сознание занято совсем другими вещами, в подсознании получившие толчок частицы продолжают свой танец, сталкиваясь и образуя разнообразные комбинации. Какие же из этих комбинаций попадают в сознание? Это комбинации «наиболее красивые, то есть те, которые которые больше всего воздействуют на это специальное чувство математической красоты, известное всем математикам и недоступное профанам до такой степени, что они часто склонны смеяться над ним». Итак, отбираются и проникают в сознание наиболее «математически красивые» комбинации. Но каковы характеристики этих красивых математических комбинаций? «Это те, элементы которых гармонически расположены таким образом, что ум без усилия может их охватывать целиком, угадывая детали. Эта гармония служит одновременно удовлетворением наших эстетических чувств и помощью для ума, она его поддерживает и ею он руководствуется. Эта гармония даёт нам возможность предчувствовать математический закон». «Таким образом, это специальное эстетическое чувство играет роль решета, и этим объясняется, почему тот, кто лишен его, никогда не станет настоящим изобретателем».

Из истории вопроса

Ещё в XIX веке Герман Гельмгольц сходным образом, хотя и менее детально, описывал «изнутри» процесс совершения научных открытий. В этих его самонаблюдениях уже намечаются стадии подготовки, инкубации и озарения. Гельмгольц писал о том, как рождаются у него научные идеи:

Эти счастливые наития нередко вторгаются в голову так тихо, что не сразу заметишь их значение, иной раз только укажет впоследствии, когда и при каких обстоятельствах они приходили: появляется мысль в голове, а откуда она - не знаешь сам.

Но в других случаях мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение.

Насколько могу судить по личному , она никогда не рождается в усталом и никогда - за письменным столом. Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так чтобы все её изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.

Дойти до этого обычно невозможно без продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния - и только тогда приходили хорошие идеи. Часто… они являлись утром, при пробуждении, как замечал и Гаусс.

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

П. К. Энгельмейер (1910) полагал, что работа изобретателя состоит из трёх актов: желание, знание, умение.

  1. Желание и , происхождение замысла . Эта стадия начинается с появления интуитивного проблеска идеи и заканчивается уяснением её изобретателем. Возникает вероятный принцип изобретения. В научном творчестве этому этапу соответствует гипотеза, в художественном - замысел.
  2. Знание и рассуждение, схемы или плана . Выработка полного развёрнутого представления об изобретении. Производство опытов - мысленных и действительных.
  3. Умение, конструктивное выполнение изобретения . Сборка изобретения. Не требует творчества.

«Покуда от изобретения имеется только идея (I акт), изобретения ещё нет: вместе со схемой (II акт) изобретение даётся как представление, а III акт даёт ему реальное существование. В первом акте изобретение предполагается, во втором - доказывается, в третьем - осуществляется. В конце первого акта - это гипотеза, в конце второго - представление; в конце третьего - явление. Первый акт определяет его телеологически, второй - логически, третий - фактически. Первый акт даёт замысел, второй - план, третий - поступок».

П. М. Якобсон (1934) выделял следующие стадии:

  1. Период интеллектуальной готовности.
  2. Усмотрение проблемы.
  3. Зарождение идеи - формулировка задачи.
  4. Поиск решения.
  5. Получение принципа изобретения.
  6. Превращение принципа в схему.
  7. Техническое оформление и развёртывание изобретения.

Факторы, мешающие творческому мышлению

  • некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
  • внешняя и внутренняя цензура
  • ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
  • желание найти ответ немедленно

Творчество и личность

Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.

Характер связи творчества и личности

«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов - интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.

В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.

Б. Г. Ананьев считает, что творчество - это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:

Личность есть не субстанция, а творческий акт.

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:

В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.

Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность - это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:

Создание нового является делом не , а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.

Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:

…То, что проявляется как творчество - это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира…

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки :

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Все мы в какой-то степени творческие люди, даже те, кто себя таковыми не считают, и относят себя к людям сугубо аналитического склада ума. Просто живем мы в таких условиях, где творческое начало необходимо развивать, а на это просто нет времени, потому как необходимо обеспечивать свое существование. Однако даже несколько минут в день, посвященных творчеству, может помочь вам в решение множества проблем. Вообще, творчество - это то, без чего невозможно существование нашего мира в том виде, в котором мы его видим. Мир без творчества в каком-то смысле можно считать неживым миром, миром машин. Узнайте, что думали об этом великие люди истории, из цитат и фраз о творчестве.

Цитаты и фразы о творчестве:

  • 1) Творчество, значит позволять себе делать ошибки. Искусство – знать, какие из них оставить.
    Скотт Адамс
  • 2) Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения – людей творческих, изобретательных и открывателей.
    Жан Пиаже
  • 3) Любая деятельность становится творческой, когда исполнитель заботится о правильном или лучшем исполнении.
    Джон Апдайк
  • 4) Я никогда не чувствовала возраст… Если у вас творческая работа, у вас нет возраста или времени.
    Луиза Невельсон
  • 5) Но, если вам нечего творить, то, вы можете создавать себя.
    Карл Густав Юнг
  • 6) Ещё одно слово для творчества – это мужество.
    Джордж Принц
  • 7) Для меня творческий процесс, в первую очередь, требует хороших девяти часов сна ночью. Во-вторых, в нём не должно быть необходимости в подготовке к практическому применению.
    Уильям Н. Липскомб младший
  • 8) Очистите углы вашего ума и творчество немедленно заполнит их.
    Ди Хок
  • 9) Энтузиазм – это взаимодействие вдохновения, мотивации и щепотки творчества.
    Бо Беннетт
  • 10) Творчество значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие.
    Мэри Лу Кук
  • 11) Каждый человек должен решить, будет ли он ходить в свете творческого альтруизма или в темноте деструктивного эгоизма.
    Мартин Лютер Кинг – младший
  • 12) Творчество может решить практически любую проблему. Акт творчества поражает привычку оригинальным преодолением всего.
    Джордж Лоис
  • 13) Творчество является естественным продолжением нашего энтузиазма.
    Эрл Найтингейл
  • 14) Творчество предполагает выход из установленных закономерностей для того, чтобы взглянуть на вещи по-другому.
    Эдвард де Боно
  • 15) Нам нужен творческий потенциал, чтобы освободиться от временных сооружений, которые были созданы путём определённой последовательности опыта.
    Эдвард де Боно
  • 16) Голь на выдумки хитра, это правда, но её отец творчество, а знание – повивальная бабка.
    Джонатан Шаттк
  • 17) Противоположность творчеству это цинизм.
    Эса Сааринен
  • 18) Творчество это возможность навести порядок в случайности природы.
    Эрик Хоффер
  • 19) Творчество это не поиск вещей, это создание чего-либо из них, после того, как они будут найдены.
    Джеймс Рассел Лоуэлл
  • 20) Слава Богу за творческие идеи, которые обогащают жизнь путём добавления вашего собственного вклада в человеческий прогресс.
    Уилфред Петерсон
  • 21) Существуют два способа быть творческим. Можно петь и танцевать. Или, можно создать среду, в которой певцы и танцоры будут процветать.
    Уоррен Беннис
  • 22) Люди творят настоящие чудеса, когда используют свои Богом данные мужество и интеллект.
    Жанна Ануя
  • 23) Творчество представляет собой чудесное сближение раскованной энергии ребёнка и кажущейся противоположности и врага, чувства порядка, навязанного дисциплинированным интеллектом взрослого
    Норманн Подгорец
  • 24) Секрет творчества заключается в умении скрывать свои источники.
    Альберт Эйнштейн
  • 25) Творчество, как сама человеческая жизнь, начинается в темноте.
    Джулия Камерон
  • 26) Тайна лежит в основе творчества. Так, и удивления.
    Джулия Камерон
  • 27) Творческое мышление может означать осознание того, что нет никакой добродетели в том, чтобы делать вещи такими, каким они были сделаны.
    Рудольф Флеш
  • 28) Чем больше вы рассуждаете, тем меньше вы творите.
    Реймонд Чандлер
  • 29) Я критикую путём создания, а не поиском ошибок.
    Марк Тулий Цицерон
  • 30) Творчество может быть описано как избавление от сомнений.
    Гейл Шихи
  • 31) Подозреваю, что творчество пытается сказать вам что-то.
    Фрэнк Капра
  • 32) Творчество происходит от доверия. Доверяйте своим инстинктам. И никогда не надейтесь на больше, чем вы работаете.
    Рита Мэй Браун
  • 33) Не думайте. Мышление враг творчества. Это самосознание, а всё что от самосознания паршиво. Вы не поможете попробовать сделать что-то. Вы просто должны сделать что-то.
    Рэй Брэдбери
  • 34) Каждый акт творения, прежде всего, акт разрушения.
    Пабло Пикассо
  • 35) Творчество – есть способность видеть отношения там, где их нет.
    Томас Диш
  • 36) Существует источник молодости: Это ваш ум, ваши таланты, это творчество, которое вы приносите в свою жизнь и жизни людей, которых вы любите.
    Софи Лорен
  • 37) Творчество требует мужества.
    Анри Матисс
  • 38) Иногда творчество означает просто ежедневную работу в виде помощи другим людям видеть проблему по-другому.
    Джозеф Бадаракко
  • 39) Творчество является внезапным прекращением глупости.
    Эдвин Х. Ланд
  • 40) Талант работает, гений творит.
    Роберт Шуман
  • 41) Неопределённость и тайна заряжают жизнь. Не позволяйте им чересчур запугать вас, ибо они держать в страхе скуку и искру творчества.
    Р. И. Фитценри
  • 42) Каждый день я создаю собственную реальность. Так что же я выберу для создания сегодня?
    Габриэлла Годдард

Ты – творец. Твоя жизнь – Творчество. Твое предназначение – Творить новое! Возможно, тебе об этом никто не говорил. Теперь настало время узнать кто ты на самом деле. Как капля воды по своей структуре выражает в себе весь мировой океан, так и человек может выражать в себе все качества Высшего Творца. Он — самая развитая творческая личность. Ты лишь ученик, который познает азы творчества, проживая бесконечное число жизней. Через раскрытие своего творческого потенциала по познаешь себя и в тоже время ты познаешь его. Получается, что ты познаешь его в себе.

Человек, как творческая личность

Изучением творчества и творческой деятельности занимаются представители таких наук как философия, психология, социология, педагогика, история, искусствоведение и др. Это понятие можно сравнить с такими понятиями как «жизнь» и «деятельность». Существует два подхода к определению понятия «Творчества».

Первый, когда творчество понимается, как новаторство. Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, ведущая к созданию нечто качественно нового, социально-ценного и гуманного. Второй, когда творчество – это созидание духовных ценностей, где отчетливо проявляется сам Творец. Только развитие своих творческих способностей и создание чего-то нового может подарить тебе великое Счастье.

Счастье – это познавать себя, как Творца …

Счастье – это Творить Здесь и Сейчас …

Счастье – это нести свое Творчество в этот мир с Безусловной Любовью.

Заметь, когда ты испытываешь наивысший пик счастья? Когда ты что-то делаешь исходя из своего внутреннего творческого потенциала. Поэтому можно представить такую небольшую цепочку…

РАЗВИТИЕ – ТВОРЧЕСТВО – СЧАСТЬЕ

БЫТЬ – ДЕЛАТЬ – ОЩУЩАТЬ

Поэтому можно сделать вывод, что

ТОЛЬКО ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ!!!

Задай себе прямо сейчас несколько вопросов.

Кто я? Кем я являюсь?

Какие у меня таланты? Каков творческий потенциал?

В чем заключается мое творчество? Что я делаю с любовью в свободное время?

Если есть ответы на все вопросы, то я тебя поздравляю! Ты настоящая творческая личность.

10 признаков, что ты – творческая личность

Любишь мечтать…

… да так, что «вываливаешься» из реальности. Творческие личности – это всегда мечтатели. Многие могут подумать, что мечтать только зря тратить время. Но нет. Нейробиологи утверждают, что воображение активизирует в мозгу те же процессы, которые напрямую связаны с творчеством.

Любишь выражать себя…

… всегда, везде, во всем. Творческую личность сразу можно узнать по внешнему виду. Нестандартные прически в стиле punk, яркие цвета одежды в гардеробе, множество татуировок на теле и так далее. Для творческой личности будет убийственно, если не давать ей выражаться так, как она хочет. Мое выражение – это мой личный блог, который ты сейчас читаешь. Здесь мои идеи, мысли и мое творчество.

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

Ищешь новые впечатления…

… в книгах, фильмах, вещах, путешествиях и т.д. Для творческого человека важно почаще «есть творческую пищу» для эмоций и ума. Серость на про нас! Все новое вызывает в нашем мозгу новые соединения, которые потом появляются на свет как что-то новое. Не зря говорят, что из путешествий мы возвращаемся уже совсем другими людьми.

Идешь на риск

… и тебе все равно что подумаю окружающие люди. Творческие люди постоянно сталкиваются с непониманием. Часто их работы никто не оценивают по достоинству. Множество знаменитых творческих личностей становились таковыми уже после смерти, когда их работы начинали признавать. Всегда рискуй и делай то, что до тебя не делали!

Учишься на своих ошибках …

… и получаешь огромный опыт. Эдисон сделал 10 000 попыток прежде чем создал лампочку. Делай, делай и еще раз делай. Никто без ошибок ничего нового еще не создавал. В том и есть смысл всего творчества – искать новое.

Превращаешь боль в новый продукт…

… потому что эта боль настолько сильна, что ее нужно во что-то трансформировать. Многие песни, картины, книги, фильмы созданы в условиях душераздирающей боли, которую испытывали авторы. Мой проект развития личности «7 сфер» тоже родился из этой боли. Ужасно понимать, что твои дети будут также мучиться в этом мире и им некому будет подсказать, что нужно делать в этой жизни.

Часто чувствуешь утрату времени …

… когда творишь часами напролет. Такое со мной часто бывает. Думаю и с тобой. Я могу ни есть, ни пить. Только заниматься своим творчеством. А знаешь почему голод пропадает? Потому что ты питаешься любовью, которая внутри тебя. Побольше твори, поменьше ешь!

Действуешь из внутренней мотивации

… а не из стремления к вознаграждению или внешнему признанию. Просто тебе в кайф это делать. Кайфуешь от своего творения? Значит ты на правильном пути. Часто внешняя мотивация приводит к тому, что человек занимается не тем в жизни, чем должен. Не иди по этому пути. Слушай свою интуицию!

10 навыков для развития в себе творческой личности

Ты согласишься со мной, что из всех видов человеческой деятельности творчество является единственным способом наполнить нашу жизнь самыми яркими красками. Оно позволяет нам расширять свое сознание, делать новые и интересные вещи, быть ближе к использованию своего творческого потенциала. Иногда ты смотришь на великих музыкантов, художников, артистов и говоришь себе: «Вот мне бы так!». А почему бы и нет. Все рождаются с творческим началом. Просто нужно в себе его обнаружить и начать развивать. Расскажу о навыках, которые помогут тебе развить в себе творческую личность.

Навык мечтания

Это самый первый навык, который нужно развивать. Я жуткий мечтатель. Иногда я вываливаюсь из «настоящего мира» в мир своих идей и невероятных мечтаний. С помощью воображения я за секунды придумываю новый дизайн для своей квартиры или архитектуру будущего центра развития личности «7сфер жизни». Мне часто говорят, что я летаю в облаках. Приземлись ты уже. Но мне не хочется. Мне там кайфово. Там я самый настоящий Творец. Творю что хочу! Больше мечтай и воображай. Творчество без воображения просто невозможно.

Навык концентрации

Любая вещь, которую ты можешь представить в воображении может появиться в реальности. Для материализации идеи необходимо большое количество энергии. Если посмотреть на большинство творческих людей, то они очень энергичны. В них как-будто вставлена батарейка «Энерджайзер». Но нужно уметь не только накапливать энергию, но и уметь ее еще концентрировать. Я часами могу сидеть за написанием очередной интересной статьи для своего блога до тех пор, пока она не станет идеальной. Но это не значит, что нужно быть гиперактивным. Совсем нет. Нужно уметь, как концентрироваться, так и расслабляться.

Навык веры

По вере вашей дано вам будет. Это известные многим слова из Библии. Верь в свой творческий потенциал. Я часто вижу, что человек чувствует себя каким-то обделенным, так как не может обнаружить в себе творческое начало. С каждым новым творением, с каждой новой достигаемой целью вера в себя становится поистине мощной. Если какая-то мысль по созданию чего-то великого засела у тебя в голове, то значит у тебя уже есть для этого все необходимое. Просто действуй! В тебя уже поверили Высшие Силы, а ты все в себя не веришь.

Навык дисциплины

С одной стороны, к творческому процессу необходимо относиться весело и игриво, как делают это дети. С другой стороны в творческой личности должен быть развит навык дисциплины. Работая над проектом, творческие люди, как правило, проявляют упорство и решимость. Когда мы смотрим на великих артистов, художников или других творческих людей, то на поверхности все кажется таким увлекательным и простым. Но на самом деле, чтобы стать творческим человеком, необходимо очень много работать. Каждый день по несколько часов.

Навык бунтарства

Развитие творческих способностей человека невозможно без бунтарства. Такие люди всегда видят мир как-то по своему, так сказать за «пределами коробки». Лично я вижу весь процесс развития личности и образования совсем иначе, чем он есть сейчас. Поэтому во мне уже родился новый бунтарь, который не хочет мириться с действующим положением дел. Мы должны воспитывать гармоничных и творческих личностей, а не специалистов с непонятным багажом знаний, которые устаревает уже каждый год.

Навык открытости

Всегда будь открыт к новому, даже если это идет вразрез с устоявшимися догмами. Если бы не было творческих личностей, то мир бы не менялся. Каждую секунду создается что-то. Каждую секунду кого-то критикуют. Почему? Потому что люди боятся перемен. Перемены – это всегда смерть. А мы все боимся смерти. Каждый раз мы умираем и рождаемся вновь. Не бойся умереть и тогда ты будешь открыт к всему новому и неизвестному.

Навык уединения

Никола Тесла однажды сказал: «В беспрерывном одиночестве ум становится все острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи». Я с ним полностью согласен. Каждый день я практикую минимум 1 час тишины. Творческим людям обязательно нужно слушать себя, свою интуицию, свое творческое начало.

Навык наблюдения

Этот навык следует из предыдущего. Моя частая наблюдательность, интерес к жизни и людям помогают генерировать самые различные творческие идеи. В жизни можно играть две роли. Роль актера или роль наблюдателя. Так вот первую роль играют большинство людей. Актеру дают речь, придумывают постановку, сценарий и так далее. Он исполнитель. Тот, кто все это придумывает, сначала наблюдает за процессом вокруг. Играй две роли, но не забывай про наблюдателя, который и является Творцом!

Навык любви

Творческие люди не просто наслаждаются своей работой, они страстно любят ее. Но только одна страсть не приводит к великим свершениям. Представь писателя, который так влюблен в свою работу, что не желает менять в нем ни строчки. А музыканта, который не стремиться к лучшему звучанию. Творческий человек должен не только любить свою работу, но быть еще и объективным, постоянно критикую себя. Умей отделять свою любовь к себе от самого творчества. Улучшай свои творения без лишнего самолюбия.

Навык ответственности

Не все творчество создано из любви. Можно создать нечто из страха, гнева, обиды и других отрицательных эмоций, которыми ты можешь быть наполнен. За все, что ты создаешь, будь ответственен. Возможно, твое творчество принесет кому-то много страданий. Не стоит бежать, не стоит отнекиваться от этого. Знай, что у всего есть две стороны медали. Не думай, что творчество – это такое светлое понятие. Совсем нет. Твори с любовью и ответственностью!

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество?

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Кто такая творческая личность?

Творческая личность - это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека.

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.